В. И. Ленин считал, что идейно-политическое направление, качество лекций определяется преподавателем. В 1909 г. в письме ученикам Каприйской школы В. И. Ленин указывал, что «во всякой школе самое важное — идейно-политическое направление лекций. Чем определяется это направление? Всецело и исключительно составом лекторов». Далее в этом письме он продолжает: «Вы прекрасно понимаете, товарищи, что всякий «контроль», всякое «руководство», всякие «программы», «уставы» и проч., все это — звук пустой по отношению к составу лекторов. Никакой контроль, никакие программы и т. д. абсолютно не в состоянии изменить того направления занятий, которые определяются составом лекторов».
11 февраля 1921 г. В. И. Лениным был подписан декрет о создании в Москве и Петрограде институтов по подготовке красной профессуры.
Наиболее полно цели, задачи и в связи с ними требования к научно-педагогическим кадрам были сформулированы в Типовом уставе высших учебных заведений, утвержденном постановлением СНК СССР от 5 сентября 1938 г. Указывалось, что основная цель вузов заключается в подготовке кадров, способных овладеть передовой наукой и техникой, вооруженных знанием научного социализма, готовых защищать Советскую Родину и беззаветно преданных делу построения коммунистического общества.
В последующих постановлениях уточнялись и развивались основные задачи, сформулированные в Типовом уставе. Так, в Инструктивном письме Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 15 сентября 1956 г. подчеркивалась организующая и направляющая роль лекционной работы преподавателя. Министерство предостерегало руководство вузов от перегрузки преподавателей учебными поручениями. Был введен индивидуальный план работы преподавателей, который предусматривал их участие в педагогическом процессе, научных исследованиях, решении научно-методических вопросов, в пропаганде научно-технических знаний, а также в подготовке учебников и учебных пособий.
С каждым годом все больше внимания обращается на необходимость улучшения подготовки преподавателей. В Законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» от 24 декабря 1958 г. специально было отмечено, что университеты должны улучшать подготовку преподавателей для средней и высшей школы. Постановлением «О мерах по дальнейшему развитию высшего образования, улучшению подготовки и использованию специалистов» от 9 мая 1963 г. были восстановлены институты повышения квалификации преподавателей вузов и техникумов, в основном на базе университетов. В связи с этим выдвигалась задача научного исследования учебно-воспитательного процесса, которое помогло бы совершенствованию деятельности вузовского преподавателя. В постановлении отмечалась неудовлетворительная педагогическая подготовка большинства начинающих преподавателей.
В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1972 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» подчеркивается решающая роль преподавателей в осуществлении учебно-воспитательного процесса и предусматривается система подготовки и переподготовки преподавателей вузов (аспирантура, докторантура, курсы, стажировка), говорится о сочетании научного и педагогического творчества в деятельности вузовского преподавателя.
В докладе министра высшего и среднего специального образования СССР на VI сессии Верховного Совета СССР VIII созыва утверждалось, что хорошо обучать и воспитывать молодежь может только тот педагог, который обладает широким кругозором, владеет марксистско-ленинской методологией, опирается в преподавании на современные научные данные, глубоко разбирается в вопросах педагогики и психологии взрослых, постоянно стремится пополнять свои знания, совершенствует профессиональное мастерство.
В деятельности преподавателя ярко проявляется единство четко поставленных целей обучения, воспитания, способов их достижения и реальных практических действий. Повседневный творческий труд по достижению целей — основная черта деятельности преподавателя. Проектируя личность студента, преподаватель должен последовательно и четко определять конкретные учебные и воспитательные цели, подбирать соответствующий учебный материал, находить и применять способы и средства, создавать условия, способствующие достижению поставленных целей.
Характерной чертой деятельности преподавателя является умение ставить цели для отдельных занятий и подчинять этим целям свои действия,творчески использовать конкретные условия процесса обучения, сообразно ему изменять способы своей работы. И конечно, важна объективная оценка результатов своей деятельности, эффективности применяемых средств, отношения студентов к предмету. Преподаватель обязан проявлять организованность и настойчивость в осуществлении учебно-воспитательных задач, в реализации выдвинутых целей и планов их достижения в совместной со студентами деятельности.
Обобщающую характеристику современному преподавателю вуза дал В. П. Елютин: «Преподаватель — это научный работник, который хорошо овладел научными методами обучения и воспитания, умело использует технические средства в преподавании, непрерывно повышает свою квалификацию, активно участвует в научно-исследовательской работе, в общественной жизни. Словом, это передовой человек нашего социалистического общества».
Структура деятельности преподавателя
Обязанности и основные виды работы преподавателя определяются постановлениями партии и правительства, директивами Министерства высшего и среднего специального образования СССР и отдельных центральных ведомств при Совете Министров СССР, учебными планами и программами, рекомендациями учебных отделов и кафедр, указаниями руководства вуза.
Основное содержание деятельности преподавателя вуза сводится к выполнению им следующих функций:
обучающего: преподаватель передает знания, формирует навыки, умения, вызывает у студентов действия, ведущие к усвоению учебного материала;
воспитателя: преподаватель призван воспитывать высокие моральные, умственные, волевые, эстетические и другие качества у студентов, заботиться о всестороннем развитии их личности;
ученого в области преподаваемой дисциплины: преподаватель не только знаток своего предмета, он проводит научные исследования, обогащающие новыми выводами и его курс;
организатора занятий и самостоятельной работы студентов: преподаватель поддерживает порядок и дисциплину на занятиях, контролирует и оценивает работу студентов, назначает консультации и т. д.
Во всех видах учебной и научной работы преподавателя (чтение лекции, проведение семинара, экзамена, написание учебного пособия и т. д.) это содержание проявляется в единстве, хотя какая-то его сторона может выступить как доминирующая.
Психологическая структура деятельности преподавателя — это внутреннее строение, связь, соотношение и последовательность развертывания различных ее компонентов. Структура и содержание взаимосвязаны: некоторые стороны содержания раскрывают особенности тех или иных компонентов структуры. Деятельность преподавателя своеобразна не только по содержанию, но и по своей структуре, связям и соотношению познавательных, эмоциональных, волевых и мотивационных процессов, опыта, проявлениям всей личности.
Несмотря на многообразие психических явлений, включенных в деятельность преподавателя, имеются компоненты, которые их центрируют и выражают,— это цели, мотивы и способы.
Цели — это представляемые результаты деятельности, они заключаются в достижении высокой успеваемости студентов, подготовке их к самостоятельному профессиональному труду, в обучении их и воспитании, формировании у них необходимых для этого знаний, навыков, умений, личных качеств. Реализация этих целей распадается на решение ряда учебных и воспитательных задач.
Мотивы побуждают преподавателя к проявлению активности и достижению целей: интерес к своей работе, понимание обязанностей, чувство ответственности за качество подготовки специалистов, желание оказать помощь студентам в овладении курсом, сформировать у них любознательность и т. д.
Способы — это операции и приемы, с помощью которых достигаются цели. В зависимости от того, достигаются ли отдаленные по времени или ближайшие цели, способы и приемы могут быть общими (определяться заранее и применяться в различных видах деятельности) и ситуативными, которые вызываются ходом занятия (лекции, семинар и т. д.), необходимостью решить какой-то возникший вопрос, задачу.
Способы преподавательской деятельности должны обеспечить передачу знаний, выработку навыков, умений, личностных качеств у студентов. Такими способами являются постановка учебных задач, устное изложение учебного материала, воздействие личным примером поведения, использование ТСО, плакатов, схем, таблиц и т. д. Владение способами деятельности выражается у преподавателя в четкой формулировке мыслей, умелом использовании выразительных и других свойств речи, в мобилизующем влиянии на студентов личного примера, методически правильном использовании ТСО и т. д.
К. А. Тимирязев отмечал, что преподаватель должен относиться к предмету, как художник, а не как фотограф: он не может, не должен опускаться до роли простого передаточного акустического устройства, устно передающего почерпнутое из книги. Все сообщаемое им должно быть воспринято, переработано, войти в плоть и кровь и являться как бы самобытным продуктом. Примером тому является педагогическая деятельность И. М. Сеченова. И. П. Павлов, будучи студентом математического факультета, прослушав лекции И. М. Сеченова, перешел на естественный факультет и с тех пор уже никогда не расставался с естествознанием.
Деятельность преподавателя имеет свою последовательность, свои этапы:
уяснение цели, определение учебной, воспитательной, научной и т. д. задачи;
выработка плана достижения цели, решения задачи;
подготовка к действиям, ведущим к желаемому результату;
практическое осуществление действий по достижению цели, решению задачи;
анализ и оценка сделанного;
совершенствование последующих действий на основе полученного опыта достижения целей деятельности.
Поскольку деятельность преподавателя в значительной мере взаимосвязана с деятельностью студентов, то для их согласования по задачам, месту и времени целесообразно:
определять необходимые условия успешной общей деятельности (понимание задач, чувство ответственности, рациональный объем учебного материала, подлежащего изложению и изучению, наиболее эффективные методы работы и т. д.);
расчленять общую деятельность на ее составные части в порядке их выполнения: что делает преподаватель, какие задачи должны быть решены студентами, как активизировать положительные мотивы, побуждающие их к выполнению этих задач;
находить способы и приемы в ходе проведения занятий в зависимости от того, какие знания, умения, навыки, качества необходимо формировать;
рационально расходовать время, отводимое на выполнение задач, определение критерия правильности хода усвоения знаний, выработки навыков и необходимых качеств.
В вузе преподаватель и студент в большей степени отделены друг от друга, чем в школе учитель и ученик, и это с психологической точки зрения отрицательно сказывается на их взаимодействии. Чем дистанция больше, тем труднее управлять учебной деятельностью студента, так как в этом случае труднее учитывать ее внутренние условия, т. е. те условия, через которые преломляются внешние воздействия на него в виде предъявления определенной учебной, информации и определенных требований.
Все это — существенные стороны взаимодействия преподавателя и студентов. Для преподавателя высшей школы характерно сочетание педагогической и научной деятельности. Причем решение педагогических задач (отбор, обобщение и подбор материала при подготовке к занятиям и т. д.) может способствовать успеху научно-исследовательской работы. Стремление преподавателя ознакомить студентов с новейшими достижениями науки приводит к нахождению новых приемов обучения. В то же время перегруженность педагогической работой ограничивает возможности для исследовательской деятельности. Если же преподаватель слишком много времени и сил тратит на научную работу, написание книг, статей, это может снизить качество его педагогического труда. Гармоническое сочетание научной и педагогической работы в деятельности преподавателя способствует успеху преподавания, повышению в нем творчества.
Справедливо заметил русский ученый, хирург и анатом Н. И. Пирогов: «Отделить учебное от научного в университете нельзя. Но научное без учебного все-таки светит и греет. А учебное без научного, как бы ни была заманчива его внешность,— только блестит».
Можно условно разделить преподавателей высшей школы по определенным качествам на четыре категории.
Первая категория характеризует редкое явление — сочетание ученого и педагога — человека высшей квалификации, настоящего трибуна. Вторая категория включает большого ученого, но плохого преподавателя, который не умеет увлечь студенческую аудиторию, он полезен только при проектировании и консультациях. В третьей категории собрана основная масса преподавателей, несущая главную педагогическую нагрузку. Четвертая категория характеризует людей, случайных в высшей школе.
Исследования показывают, чтб участие преподавателя в научно-исследовательской работе повышает эффективность его преподавательской деятельности, способствует его росту как ученого, усиливает его творческий потенциал. Не случайно на вопрос «Что Вас более всего привлекает в вузовской работе?» большинство опрашиваемых преподавателей с устойчивой ориентацией на продолжение педагогической работы ответило: «Возможность сочетания педагогической и научной работы».
Таким образом, деятельность преподавателя высшей школы своеобразна по своим целям и результатам, характеру объекта, по сочетанию научной и педагогической работы, применению средств.
Классификация психологических предпосылок повышения эффективности деятельности преподавателя высшей школы
Эффективность деятельности преподавателя зависит от многих факторов: экономического, политического, научного, организационного и т. д. Все они влияют на деятельность преподавателя через внутренние условия его личности. Преломляясь в его психике, изменяя ее функционирование, различные факторы повышают или понижают эффективность деятельности преподавателя.
Как уже отмечалось, показатель эффективности — успешное достижение цели при наиболее рациональном использовании сил и средств. Эффективность деятельности преподавателя — это совокупное проявление его личности, решающей ее предпосылки — активности и функционирования психики в соответствии с требованиями выполняемых задач. Другими словами, для эффективности надо, чтобы структура и функционирование психики преподавателя соответствовали структуре и динамике его деятельности.
Определение уровня эффективности деятельности преподавателей представляет трудную задачу: необходимо знать мотивы, установки преподавателей, уровень их мастерства и т. д. Нелегко точно замерить, насколько повысилась воспитанность и обученность студентов. Кроме того, преподаватели отличаются один от другого опытом, свойствами личности.
Добиться поставленной цели можно многими средствами и приемами. Их применение и различное сочетание во многом зависит от особенностей личности отдельных преподавателей, их мировоззрения, способностей, характера, темперамента, психического состояния. Например, в одном из вузов преподаватель математики исключительно организованный человек. На его занятиях идет напряженная работа, строго соблюдается дисциплина. Этого он достигает благодаря высокой научности преподавания, методическому мастерству, умению добиваться планомерности в деятельности студентов. Преподаватель способен четко ставить перед собой задачу — передать студентам определенный круг знаний. Организованность — это важнейшее условие успеха его работы. С первой встречи со студентами преподаватель дал им ясно почувствовать, что его цель — во что бы то ни стало вооружить их математическими знаниями, нужными для их будущей работы. Свою целеустремленность он сумел сделать для студентов достаточно мотивированной. Другие преподаватели добиваются результатов иными путями, соответствующими особенностям их личности.
Иногда можно услышать, будто бы требовательных преподавателей студенты не очень любят. Так, декан факультета стал обвинять требовательного преподавателя в том, что студенты боятся его и не хотят у него учиться, и на этом основании предлагал его отстранить. Заведующий кафедрой, не вступая в спор с деканом, провел анкету среди всех студентов первого и второго курсов. Каждый студент должен был, не подписывая анкету, ответить на пять вопросов: фамилия лектора, фамилия ассистента, замечания по методике чтения лекций, по методике проведения практических занятий и по методике приема экзаменов и зачетов. Оказалось, что самые лучшие отзывы получили преподаватели кафедры, известные требовательностью. Такого результата декан, конечно, не ожидал.
Подавляющее большинство студентов понимает, что требовательность преподавателя отвечает их коренным интересам. Об этом свидетельствует опыт многих преподавателей вузов. На выпускных вечерах можно услышать от студентов слова благодарности в адрес тех преподавателей, которые «заставляли» их работать.
Очень важно, чтобы преподаватель сочетал требовательность к студентам с уважением к ним.
Личность преподавателя со всем многообразием идейно-политических, моральных, деловых и психологических черт является важнейшим фактором, обеспечивающим эффективность педагогического процесса. Влияние на студентов личности преподавателя проявляется даже тогда, когда с его стороны нет специального намерения.
«Воспитатель,— говорит К. Д. Ушинский,— поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания».
От сознательной деятельности преподавателя, его способностей, воли и мастерства зависит, как он использует влияние своей личности в определенных целях, какое направление и силу придает воздействию своего личного примера. Особо важными являются его подготовленность и всесторонняя воспитанность, поскольку, как говорил В. А. Сухомлинский, «ум воспитывается умом, совесть — совестью, преданность Родине — действенным служением Родине».
В литературе подчеркивается значение коммунистической идейности, гуманизма педагога, его профессионального педагогического долга, педагогической справедливости, профессиональной чести и достоинства, педагогического оптимизма. Как студенты? Какие качества они ценят в преподавателях, какого из них и почему считают авторитетным?
Приведем данные опроса студентов о том, что создает авторитет преподавателя вуза: 1) эрудиция — 64,6%; 2) умение доступно излагать материал — 38,5%; 3) общий культурный уровень — 29,7%; 4) принципиальность — 28,6%.
Выпускники вузов указывают следующие лучшие качества преподавателей: глубокое знание предмета, высокая культура, эрудиция. Они особенно подчеркивают значение любви к студентам, к своей работе, принципиальности, доверия, справедливости, искренности, честности, требовательности, вежливости, корректности, тактичности, умения опираться на положительное в личности студента.
Опрос студентов показывает, что им особенно импонируют преподаватели, для которых ясна собственная педагогическая позиция
и которые не обходят сложных вопросов науки и общественной жизни. В первую очередь это относится к преподавателям общественных наук.
Индивидуальные различия в стиле преподавания отдельных педагогов вполне закономерны. Но должно быть и единство взглядов по основным направлениям учебно-воспитательного процесса, так как в учебном процессе диалектически взаимодействуют две стороны — педагоги и студенты. Первых не в состоянии заменить никакие, даже самые совершенные машины, вторые никогда не могут превратиться в безразличные вместилища знаний.
Обратимся к материалам анкетного опроса, приведенного в статье И. И. Кобыляцкого. В одной из анкет на вопрос «Какими основными качествами должен обладать педагог вуза?» студенты на первое место поставили три основных качества педагога вуза: глубокие научные знания, педагогическое мастерство и человеческое отношение к студенту.
Получается, что 67% второкурсников и 58% старшекурсников либо отдельно, либо в комплексе с другими качествами (знания, мастерство) выделяют как важнейшее требование к педагогу вуза — человеческое отношение к студенту. Студенты пишут: «Когда нам верят, когда видят в нас настоящих людей, находят в нас возможности для роста, наконец, щадят наше самолюбие, то хочется взлететь от желания сделать лучше».
В ЛГУ был организован опрос 200 студентов о признаках, по которым у них складывается первое впечатление о преподавателе: 1. Внешние данные (манера держаться, как вошел в аудиторию, представился ли студентам, выразительность лица, жестикуляция и т. д.) — 37,2%.
2. Особенности первой лекции (речь, эмоциональность, умение излагать материал, сразу переходить к делу) — 34,0%.
3. Отношение к студентам (требовательность, следить за поведением студентов на лекции, контакт со студентами, внимательность к ним, справедливость в оценке их поведения) — 17%.
4. Проявляемая эрудиция, интеллект, читает ли по конспекту — 8,5%.
5. Мнение, которое передается студентам старших курсов — 2,5%.
6. Другие признаки — 0,8%.
Изучение показывает, что первое впечатление о преподавателе у большинства студентов сохраняется надолго.
Психология высшей школы доказывает, что успеху преподавателя непосредственно способствуют: умение изучать студентов, педагогический такт, умение придерживаться верного, заранее намеченного решения, педагогическая наблюдательность и педагогическое воображение, умение бороться со всеми отвлекающими или мешающими факторами, способность быстро перестраивать намеченный план действий применительно к новым условиям (сохраняя прежнюю направленность).
Многое в преподавательской работе зависит от того, какой характер носят взаимоотношения преподавателя и студентов. Этот характер в значительной степени определяется тактом преподавателя, его знаниями возрастных и социально-психологических особенностей студентов.
Анкетирование среди студентов I—IV курсов Иркутского государственного педагогического института показало, что а) объем личного общения студентов с преподавателями характеризуется ограниченным кругом контактов; б) личное общение студентов с преподавателями носит неинтенсивный, порой эпизодический характер; в) содержание общения имеет узко учебную направленность; г) вуз не формирует у студентов достаточно активно и целенаправленно глубокой внутренней мотивации к общению, что не может не отражаться на эффективности учебно-воспитательного процесса.
Важным условием эффективности преподавательской деятельности является умение творчески определять целевые установки курса, отдельных занятий.
Целевая установка должна включать решение задач обучения, воспитания и управления психической деятельностью студентов. Такая установка — результат всестороннего анализа преподавателем условий и педагогических возможностей своего курса, предстоящего занятия и постановка на этой основе главных задач, определяющих направление всей его работы и работы студентов. Целевая установка курса, всех занятий повышает их содержательность, идейно-политический уровень, воспитательную направленность и методику проведения.
Однако исследования показывают, что есть такие преподаватели, которые не умеют в целевой установке отразить воспитательные возможности курса и отдельных занятий. Их работа отличается стремлением дать студентам побольше знаний без достаточного разбора и обобщения, а также неумением организовать работу студентов с целью их воспитания. Некоторые преподаватели подменяют целевую установку планом занятий, перечнем учебных задач или пространной формулировкой темы занятий без глубокого анализа учебного материала, условий и методов его усвоения, без учета аудитории.
Изучение опыта лучших преподавателей свидетельствует, что целевая установка — это выражение образовательной и воспитательной направленностей занятий, тщательного учета их реальных педагогических возможностей, общих задач вуза, данного предмета, анализа его конкретного содержания и места во всей системе подготовки студентов.
Для успешного формирования отдельных качеств сту~ дентов преподавателю необходимо правильно определить особенности этих качеств, их место и роль в структуре личности специалиста, изучить уровень их развития, построить работу со студентами так, чтобы они поняли необходимость формируемых качеств, сделали это формирование предметом общественной оценки, коллективного интереса.
Таким образом, умение преподавателя точно и правильно определять учебные и воспитательные задачи и соответственно им планировать свою работу и работу студентов — важное условие повышения эффективности его деятельности.
Рассмотренные психологические предпосылки эффективности деятельности преподавателя можно сгруппировать и выделить личностные (базовые) и ситуативные (процессуальные) предпосылки.
К личностным предпосылкам относятся:
положительные черты направленности личности преподавателя (устойчивый интерес к преподаванию, чувство ответственности за качество подготовки специалистов и др.);
проявления темперамента, адекватные требованиям педагогической деятельности;
благоприятные особенности характера, наличие таких черт, как доброжелательность, тактичность, чуткость, требовательность, справедливость, выдержка, внимательность, настойчивость, решительность, находчивость;
педагогические и организаторские способности.
Будучи сформированными, личностные предпосылки помогают преподавателю проявлять устойчивость в практическом осуществлении целей деятельности, сохранять постоянство стиля работы.
К ситуативным предпосылкам относятся:
ясное понимание преподавателем текущих задач своей деятельности и деятельности студентов;
достаточно сильные ситуативные мотивы, побуждающие к достижению стоящих целей;
адекватно протекающие психические познавательные процессы;
стенические психические состояния.
Ситуативные предпосылки возникают благодаря осознанию возникающих задач, под влиянием работы по подготовке к занятиям и их проведению.
Общей основой для успешного функционирования указанных предпосылок эффективности деятельности преподавателя является владение своим предметом, эрудиция, культура и педагогическое мастерство. Общая схема психологических предпосылок эффективности деятельности преподавателя вуза включает: личностные предпосылки, педагогическое мастерство, ситуативные (процессуальные) предпосылки и хорошее знание своего предмета, эрудицию, культуру.
Единство и качество психологических предпосылок эффективности деятельности преподавателя высшей школы — это результат идейной, морально-политической, профессиональной, психологической и физической подготовки к педагогическому труду.
Психологические вопросы НОТ преподавателя высшей школы
Преподаватель — центральная фигура в учебном заведении, ему доверена сложная и ответственная работа, оптимизация которой предполагает научную ее организацию.
НОТ преподавателя высшей школы — это создание физических, санитарно-гигиенических, эстетических, психологических и нравственно-этических условий для наиболее продуктивной его деятельности, роста квалификации и субъективной удовлетворенности работой в вузе.
Длительность рабочего дня преподавателя определена шестью часами. Сюда входят проведение занятий, научные исследования, учебно-методическая работа, пропаганда научных знаний, подготовка наглядных пособий, консультации, участие в заседаниях кафедры, методической комиссии и т. д. Но нужно еще готовиться к занятиям, быть в курсе новых достижений в области своей науки, участвовать в общественной работе, повышать свою эрудицию и культуру.
Человек за кафедрой — это творческая личность, генератор идей, тонкий психолог, талантливый воспитатель. Что же мешает ему быть таким? Одна из главных причин — это перегруженность преподавателя. У вузовского педагога только на первый взгляд вполне приемлемая нагрузка — шесть часов в день. Однако этот потолок нагрузки нуждается в комментариях. Сравним: равноценен ли час лекции часу лабораторной работы? Или как учитывать время на подготовку к занятиям: включать в эти шесть часов или нет? Главное в том, что если растет педагог, выигрывает студент.
У преподавателя нет четкой границы между рабочим временем и личным. Для многих творчески работающих преподавателей «личное время» — это время исключительно насыщенной глубокой творческой деятельности (написание текстов лекций, изучение новой литературы, совершенствование лекций и т. д.). Важным вопросом является целесообразное планирование работы преподавателей, чередования занятий (лекций, семинаров, практических занятий, индивидуальных собеседований, экзаменов, зачетов и т. д.).
Исследования (лаборатория научной организации труда НИИ педагогики УССР, Киев и др.) показывают, что лекции по наиболее сложным предметам следует планировать в средние дни недели в средние часы (3—4 ч). Целесообразно равномерно распределять нагрузку в течение месяцев, полугодий.
Продуктивность труда преподавателя повышается благодаря положительным эмоциям, чувствам, психическим состояниям, которые, в свою очередь, зависят от взаимоотношений в кафедральном коллективе, объективности оценок результатов работы, учебных и других нагрузок, поддержания общественным мнением престижа профессии, морального и материального стимулирования. Ничто так отрицательно не влияет на результаты умственной деятельности преподавателя, как неблагоприятный психологический климат на кафедре, необъективность оценок его труда.
Немаловажно исключать скученность и шум в преподавательских, не допускать очередей в библиотеках. В больших аудиториях следует ставить микрофоны (у 40% преподавателей возникают те или иные дефекты голосового аппарата).
Требованиям эргономики и технической эстетики должна соответствовать учебная мебель, окраска помещений, воздушная и звуковая среда и т. д.
К сожалению, в решении этих вопросов еще немало недостатков. Так, В. И. Елгазин и другие в статье «За рациональный режим труда и отдыха» пишут, что труд преподавателя вуза многогранен, сложен, отчетливо специфичен. Это умственный труд высокого напряжения, протекающий на фоне незначительной физической нагрузки и двигательной активности. Он весьма утомителен. Преподавателю часто не хватает тех шести часов, которыми законодательно ограничивается его рабочий день. Недостаточно организован суточный, недельный и месячный режим работы многих преподавателей.
Нередко «не блещут» в вузе гигиенические условия труда. Лекции проводятся в переполненных аудиториях, нарушаются температурно-влажностный режим и нормы освещения. Рабочая мебель и доски в аудиториях порой не отработаны с точки зрения эргономики, а эстетическое оформление их оставляет желать лучшего.
Если вспомнить, что атеросклероз коронарных сосудов у людей умственного труда встречается вдвое чаще, чем у занимающихся трудом физическим, то острота проблемы станет очевидной.
Оздоровлением условий труда преподавателей и его научной организацией должны заниматься гигиенисты, психологи, физиологи, врачи, социологи, специалисты в области технической эстетики и т. д.
Наряду с общественной существует и личная научная организация труда, которая включает:
рациональное планирование своего труда на основе четкого уяснения его ближайших и более отдаленных целей;
создание установки на его интенсивное проведение;
постепенное вхождение в работу (совет русского физиолога Н. Е. Введенского);
оптимальный ритм, умеренное освещение, благоприятная звуковая среда и температура;
свежий воздух, физкультпаузы;
систематичность (регулярность труда, чтения лекций, научной работы и т. д.);
рациональное соотношение труда и отдыха (с учетом индивидуального биоритма); достаточный пассивный и активный отдых;
преодоление отрицательных эмоций и психической напряженности.
Психология, физиология, эргономика и другие науки располагают многими сведениями, позволяющими каждому преподавателю улучшить организацию своего труда.
Преподавателю следует планировать труд на несколько лет вперед (большие исследования) и на год, полугодие, месяц, неделю, день. Есть необходимые по срокам задания (провести занятия), но есть работы, которые надо выполнить, чтобы заблаговременно подготовиться к решению какой-либо сложной проблемы и т. д.
Каждый раз, принимаясь за работу, следует определить ее цель, объем, устранить (ограничить) мешающие воздействия. Нужно постепенно наращивать интенсивность умственных усилий. Вместе с тем не следует допускать крайне заниженный темп работы. Преподавателю нужен рациональный режим труда и отдыха (сочетание умственного и физического труда, посещение театра, выставок, спорт) и, в частности, режим рабочего дня (чередование нагрузок, перерывы в работе, пребывание на свежем воздухе, прогулка перед сном и т. д.).
Н. Е. Введенский говорил, что устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают. Его рекомендации:
1. Во всякий труд надо входить постепенно.
2. Работа, сон, прием пищи и т. п. должны быть мерны и ритмичны. Ритм подбирается индивидуально.
3. Необходима привычная последовательность и систематичность деятельности.
4. Правильно чередовать труд и отдых.
5. Важна общественная полезность данного умственного труда.
Необычайная работоспособность В. И. Ленина объясняется его умением отдыхать. А. В. Луначарский говорил, что во время отдыха В. И. Ленин ни о чем не хочет думать и целиком отдается праздности и, если только возможно, своему любимому веселью и смеху. Поэтому даже короткий отдых способствовал дальнейшему заряду бодрости, готовности к труду.
Сохранение творческого долголетия, продуктивность умственной работы в глубокой старости у Л. Н. Толстого, И. П. Павлова, Д. И. Менделеева объясняется отчасти тем, что они активно занимались физическим трудом.
Преодолению преподавателем отрицательных эмоций и состояний способствует владение приемами саморегуляции, отвлечение и переключение на приятные объекты, занятия (посещать концерты, послушать музыку, побывать в лесу, на реке и т. п.), обсуждение причины отрицательного эмоционального состояния с близким товарищем, другом, определение благоприятной перспективы на будущее и т. д. Таким образом, труд преподавателя высшей школы более продуктивен при его научной организации (общественной и личной).
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.