Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Воспитание культуры поведения у детей в семье


А. О. Пинт. "Воспитание культуры поведения у детей в семье"
Издательство «Знание», М., 1954 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

«Культура нам нужна, как воздух, во всем ее широком диапазоне, т. е. от элементарной, необходимой буквально каждому человеку, до так называемой большой культуры».
М. И. Калинин

Перед советской школой, учителями, комсомолом, пионерской организацией, перед каждой матерью, перед каждым отцом в нашей стране стоит большая, трудная, но почетная и благородная задача коммунистического воспитания детей.
Что значит коммунистически воспитывать своих детей? Это значит формировать у них коммунистическое мировоззрение, воспитывать из них всесторонне развитых, высоконравственных, трудолюбивых людей, беззаветно преданных своей Родине, Коммунистической партии и Советскому правительству. Коммунистическое воспитание имеет своей целью воспитание высококультурного человека.
Воспитание культуры поведения у детей является неотъемлемой частью коммунистического воспитания, так как высокая степень культуры относится к числу самых необходимых моральных качеств советского человека — активного строителя нового общества. В культурном поведении советского человека находит свое внешнее выражение его внутренняя убежденность, коммунистическая целеустремленность. Культура поведения советского, человека поэтому в корне отличается от «культуры» представителей господствующего класса буржуазного общества с их напускной «благовоспитанностью», лицемерным светским лоском, фальшивым, этикетом, под которым кроются чаще всего расчет, презрение к людям, духовная нищета, моральная опустошенность и даже человеконенавистничество.
Буржуазия всячески культивирует эти отвратительные черты, присущие классу капиталистов. «Уменье обращаться с людьми — такой же товар, как сахар или кофе,— поучает один из американских писателей,— лицемерьте во всем: в слове, в жесте, в усмешке». Именно такова отвратительная сущность «культуры» буржуазии.
Для советской молодежи, воспитываемой Коммунистической партией в духе подлинного, социалистического гуманизма, характерно горячее стремление получить знания, искреннее, чуткое отношение к человеку, огромная тяга к искусству, к культуре. Наша передовая молодежь не только сама овладевает культурой, но и несет ее во все уголки своей необъятной Родины.
Советские юноши и девушки не боятся трудностей, они всегда готовы отдать свою кипучую энергию, опыт, знания для блага народа, Родины. По призыву Коммунистической партии сотни тысяч молодых патриотов: агрономов, зоотехников, механизаторов и других специалистов выехали на Алтай, в Поволжье, в Казахстан осваивать целинные и залежные земли.
Но еще случается, что и в среде нашей молодежи вырастают отвратительные сорняки. Так, газета «Комсомольская правда» поместила фельетон «Плесень» о четырех 19-летних преступниках — студентах московских вузов.
Какие идеалы, какое понятие о чести, честности, труде могли иметь эти тунеядцы, которые до рассвета проводили время в ресторанах, проматывая свои стипендии, деньги, полученные от родителей и вырученные от продажи вещей, украденных у своих родных и знакомых! Когда же не стало хватать денег на разгульную жизнь, преступники бросили жребий, кому украсть дорогой микроскоп из лаборатории института, кому убить товарища, знавшего о некоторых «приключениях» этой компании.
А между тем эти молодые люди были внешне скромны и воспитаны, умели, входя в зал ресторана, любезно раскланяться, а родители одного из них даже гордились отличными манерами сына и его умением держать себя. Но поздно узнали родители этих прожигателей жизни о том, что кроется за внешней культурностью их детей, поздно узнали они о той жизии, которую вели их сыновья.
У нас еще встречаются родители, несерьезно, безответственно относящиеся к вопросам воспитания и, в частности, как видно из приведенного примера, неправильно понимающие свою роль и в воспитании культурных навыков поведения у ребенка.
Некоторая часть таких родителей суживает, ограничивает свои задачи в области воспитания детей только стремлением привить последним умение соблюдать правила приличия; другая же часть родителей, наоборот, вовсе упускает из виду необходимость воспитания привычек культурного поведения.
Для того чтобы воспитать своих детей образованными, глубоко идейными людьми, с высокими культурными и моральными требованиями и вкусами, надо прежде всего хорошо представлять себе основные задачи в области воспитания навыков культурного поведения у детей.

Основные задачи в области воспитания навыков культурного поведения у детей

Культурного человека прежде всего характеризуют широкий умственный кругозор, органическая потребность расширять и углублять свои знания. «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» — учил В. И. Ленин.
Об этих словах Владимира Ильича необходимо почаще напоминать нашей молодежи, решающей вместе со всем советским народом грандиозные задачи строительства нового, коммунистического общества. Разрешение этих задач требует от нашей молодежи громадных разносторонних теоретических и практических знаний — знаний различных наук, техники, сельского хозяйства, уменья не останавливаться на достигнутом, смело идти к новым достижениям, к новым открытиям, двигать науку вперед.
Вся окружающая наших детей действительность возбуждает у них интерес к изучению природы, к новостям науки и техники, литературы и искусства, раскрывает перед ними величественные перспективы будущего. Наши школьники читают о создании новых морей и каналов, и им хочется подробнее узнать о работе людей, творящих, чудеса на земле. Дети узнают о выращивании фруктов и овощей в северных районах и им хочется поближе познакомиться с трудами Мичурина. Газеты сообщают об успехах наших артистов на международных фестивалях, и учащиеся спешат познакомиться с их творческими достижениями.
Так наша жизнь будит детскую любознательность, заставляет молодежь мечтать о своих собственных изобретениях, научных открытиях, творческом труде на благо Родины.
Опираясь на разнообразные интересы нашей школьной молодежи, связанные с многогранной деятельностью советских людей, их настойчивым, кропотливым трудом и учебой, нужно воспитывать в наших детях жажду знаний, потребность систематически, упорно и настойчиво учиться.
Сознание ответственности за свои занятия в школе, привычка учиться по определенному плану, любовь к книгам, активное участие в различных кружках, любовь к искусству, стремление всегда пополнять свои знания, никогда не удовлетворяться достигнутым - как нельзя лучше характеризуют нашу молодежь, стремящуюся, как сказал М. И. Калинин, «вселенную раздвинуть разумом человека».
Вот почему «Правила для учащихся», являющиеся важным документом, определяющим единую программу формирования морального облика советского молодого человека, начинаются со слов об обязанности каждого учащегося упорно и настойчиво овладевать знаниями для того, чтобы стать образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы советской Родине. Родители должны позаботиться о том, чтобы эти правила с первых дней школьной жизни были ребенком хорошо усвоены.
1 сентября 1950 года Люся П. пошла первый раз в школу. Это было большое событие в семье. Когда Люся в тот памятный день возвратилась из школы, ее ждал дома праздничный стол. На столе лежали красиво написанные старшим братом-восьмиклассником Борей «Правила для учащихся». Все члены семьи поздравили счастливую и радостную Люсю, а мать торжественно прочитала ей правила и сказала: «Видишь, Люся, с сегодняшнего дня ты — не просто девочка, а ученица, и у тебя появились новые, очень большие обязанности перед своей страной, перед своим народом. Ты знаешь, что твой папа каждый день дает стране стали больше нормы, я тоже на своем станке вырабатываю ткани больше нормы, а ты должна в школе получать только хорошие и отличные отметки, чтобы стать тоже хорошим специалистом того дела, которое изберешь, когда станешь взрослой».
С этого дня, когда собиралась вся семья, уже не только отец и мать рассказывали о своих успехах и успехах товарищей по производству за день, но и Люся показывала свой табель с хорошими и отличными отметками, рассказывала о том, что нового она сегодня узнала. Ее первая же похвальная грамота была повешена рядом с грамотой отца. С первых дней своей школьной жизни Люся поняла, что ее учебные занятия в школе такое же важное дело, как работа отца и матери на производстве.
Таким образом, воспитывать у детей уже с раннего возраста желание приобретать знания, потребность систематически и упорно учиться, воспитывать чувство большой ответственности за свою учебу — важнейшая задача родителей.
* * *
Прививать детям глубокую любовь к своим, учебным занятиям, постоянное желание углублять и расширять свои познания немыслимо без привития необходимых трудовых навыков, без воспитания культуры труда.
Воспитывать у ребенка любовь к труду, физическому и умственному, стремление выполнить любое трудовое задание, каким бы незначительным оно ему ни казалось, причем выполнить это задание аккуратно, четко и в срок, прививать уменье дорожить каждой минутой времени — все это необходимо воспитывать у ребенка в семье уже с ранних лет.
От привычки к определенному режиму дня, от чувства ответственности за порядок на своем детском столике ребенок должен притти к осознанию того, что учение есть основной вид труда для советских школьников, а потому хорошая и отличная учеба является их долгом перед Родиной.
Подсказки, списывания, недобросовестное отношение к приготовлению уроков, к общественной работе, к школьному имуществу — это наследие старой школы должно стать чуждым советской молодежи именно теперь, когда на ее глазах отживает свой веж прежнее отношение людей к своему труду, как к тяжкому, позорному бремени. На бесчисленных примерах трудовых подвигов советских людей, для которых труд стал делом чести, доблести и геройства, дети убеждаются в величии и значении социалистического труда.
Задача семьи, умело используя жизненные примеры социалистического отношения к труду передовиков и новаторов производства, помочь своим детям овладевать культурой труда, воспитывать у них сознательную трудовую дисциплину.
Основные требования в отношении дисциплины школьников изложены в «Правилах для учащихся». Родители должны не только знать, как их дети выполняют эти обязанности, но и помочь им правильно организовать свою работу и отдых в домашних условиях. Дети, жизнь которых организована в семье по определенному, строго выполняемому режиму, не будут опаздывать к началу занятий или пропускать их без уважительной причины. Учащийся, от которого с дошкольного возраста дома требовали соблюдения порядка и бережного отношения к своим игрушкам, книгам, одежде, будет беречь и школьное имущество, бережно относиться к своим вещам и вещам товарищей. Школьнику, приученному родителями с раннего возраста добросовестно относиться к каждому, даже самому маленькому поручению, доводить каждое дело до конца, чувствовать ответственность за его исполнение, будет легко привыкнуть к таким школьным обязанностям, как аккуратно записывать в дневник или особую тетрадь то, что задано учителем к следующему уроку, самостоятельно выполнять все домашние уроки и т. д.
Особое внимание в «Правилах для учащихся» уделяется требованиям вежливого обращения с окружающими. Воспитание у учащихся подлинной, непоказной вежливости является неотъемлемой частью воспитательной работы по привитию навыков культурного поведения. «Воспитанные люди,— писал А. П. Чехов в письме к брату,— уважают личность, а поэтому всегда вежливы».
В Советской стране, где дружба, товарищество и взаимопомощь являются основным принципом взаимоотношения людей, вежливость приобретает особенно глубокое внутреннее содержание, являясь одной из форм проявления уважения, внимания, чуткости к человеку — творцу новой, счастливой жизни.
Воспитание вежливости начинается уже тогда, когда 3—4-летнего малыша приучают говорить «спасибо» после завтрака и обеда, спрашивать стуком разрешения войти в комнату соседей, не говорить громко, не бегать во время отдыха старших и т. д.
Чем старше становится ребенок, тем все более сознательный характер приобретают и навыки его вежливого отношения к людям. Если школьники проходят мимо слепой старушки с палочкой, не догадываясь помочь ей перейти дорогу, или не уступают место инвалиду в трамвае, не пропускают вперед старших, не встают при разговоре с ними, не извиняются за задержанную книгу и т. д., аначит этим детям не были привиты твердые и сознательные навыки вежливого и чуткого отношения к окружающим.
Воспитание чуткости, отзывчивости, предупредительности у детей во многом облегчается в тех семьях, где установлены хорошие традиции: например, когда всеми членами семьи ежегодно ко дню 8 марта готовятся матери какие-либо подарки, причем делаются они своими руками (девочки вышивают платочки, вяжут шарфик, перчатки, носки; мальчики изготовляют полочку для посуды и др.).
В семье, где не забывают поздравить друг друга с днем рождения и отметить его, где навещают больных родных и знакомых, где всегда готовы оказать услугу тому, кто в ней нуждается, ребенок быстро осознает свою обязанность, указанную в «Правилах для учащихся» — «Быть внимательным и предупредительным к старикам, маленьким детям, слабым и больным: уступать им дорогу, место, оказывать всяческую помощь».
И, наоборот, в семьях, где дети видят пример черствого, бездушного отношения к окружающим, вырастают эгоисты. В фельетоне «Копеечные души» («Правда» от 28 февраля 1954 года) рассказывалось об одной семье, где комсомолке-десятикласснице Лиде ее мать, Раиса Ильинична, в течение шести лет не разрешала переступать порог комнаты бабушки. Это запрещение не было отменено даже и во время тяжелой болезни старушки, так как Раиса Ильинична очень беспокоилась: а вдруг ее мать все-таки поправится, и тогда придется жить одной семьей, питаться за одним столом.
Но бабушка не поправилась и умерла, окруженная заботой и вниманием чужих людей, а не дочери и внучки. Какого отношения к себе могут ждать от своих детей такие родители — эти черствые, копеечные души?
Калечат своих детей и те родители, которые в уродливой форме проявляют свою заботу о них. Так, иногда в поезде метро или в трамвае приходится наблюдать примерно такую неприятную картину. Сердобольная мамаша заботливо усаживает своего 9-летнего сынка на свободное место, а сама стоит, как страж, около него. Но вот в вагон входит старичок. Свободных мест больше нет, и все взоры невольно обращаются на мальчика, который с готовностью вскакивает, чтобы уступить место больному старому человеку. Но тут на плечо мальчика опускается властная рука любящей мамаши: «Сиди, сынок, я такие же деньги платила за твой билет, как и все»,— говорит она. Лицо мальчика заливает яркий румянец — ему стыдно за свою мать, все окружающие тоже смущены, а старичку уже уступила свое место молодая женщина, сидевшая рядом с мальчиком.
* * *
Серьезное внимание в своей воспитательной работе родители должны уделить, и развитию культуры речи ребенка. Естественно, что язык, речь, как средство общения, является и одним из способов выражения нашего отношения к окружающим.
Для советских людей типичным является искреннее, чистосердечное, доброжелательное, вежливое обращение друг с другом. В вежливом, добром слове мы выражаем чувство любви, взаимного доверия и уважения, дружбы и товарищества к тем, с кем в одном ряду идем к великой цели, к коммунизму.
К сожалению, речь нашей молодежи еще не всегда отличается высокой культурой. Еще нередко в трамвае, на улице, в автобусе, в фойе кино или театра можно услышать довольно странный «мирный» разговор мальчиков-подростков, чувствующих себя вне контроля родителей и школы и называющих друг друга «Колька», «Петька» или обидными кличками «косой», «рыжий», пересыпающих свою речь бранными словами, грубыми выражениями.
Не всегда дети и в стенах школы или дома умеют вежливо обратиться с просьбой к учителю, отцу, матери, сестре, товарищу, поблагодарить, извиниться.
Все это должно заставить серьезно призадуматься некоторых родителей и обратить внимание на воспитание вежливости у своих детей. Огромное значение в развитии культурной речи имеет чтение художественной литературы. Родители должны следить за тем, чтобы дети читали художественную литературу, рекомендованную школой.
Потребностью каждого человека должно быть и стремление к чистоте, аккуратности, опрятности. Правила школьного поведения требуют, чтобы учащийся являлся в школу чистый, причесанным, опрятно одетым, содержал в чистоте и порядке свое место в классе, поддерживал чистоту в комнатах, содержал в порядке свою одежду, обувь, постель. Привитие гигиенических навыков должно занимать одно из важных мест и в домашнем воспитании ребенка.
В семье инженера Б. двое детей — Витя и Тамара. Оба они учатся в 4-м классе и являются в школе неизменными членами санитарной комиссии. Витя и Тамара всегда аккуратно одеты. У них — отглаженные галстуки, белоснежные воротнички, начищенные ботинки. Свои тетради и учебники Тамара и Витя содержат в образцовом порядке. Всем ребятам в классе известно, что Тамара и Витя сами стирают воротнички и платки, сами чистят свои ботинки, каждое утро занимаются гимнастикой, умываются до пояса, чистят зубы, ногти, причесываются и только после этого приступают к завтраку.
Такой строгий порядок в семье был установлен родителями Вити и Тамары с момента их поступления в 1-й класс. И не сразу удалось родителям добиться, чтобы дети научились сами себя обслуживать. Вначале часто приходилось отцу или матери отсылать Витю и Тамару еще раз вымыть шею, уши, второй раз оправить свою постель, повторно проделать утреннюю гимнастику и т. д. Только в результате подобных ежедневных упражнений в течение трех с половиной лет при настойчивом контроле со стороны взрослых самообслуживание у детей превратилось в устойчивую привычку, стало их потребностью.
Определяя значение и характер воспитательной работы по привитию гигиенических навыков детям, А. С. Макаренко писал, что очень важно научить ребят не только желать чистоты и любить ее, но и уметь постоянно ее поддерживать, сохранять и требовать, так как трудно представить себе человека грязного, неряшливого, который мог бы следить за своими поступками. Несложные гигиенические правила известны всем родителям, но еще не в каждой семье строго, настойчиво и систематически следят родители за выполнением детьми этих правил.
Классным руководителям и учителям при посещении учащихся на дому нередко приходится слышать жалобы от родителей на сына-старшеклассника, который не хочет убрать за собой постель, разбрасывает свои вещи по комнате, или на дочь, не желающую помочь матери убрать квартиру, вымыть посуду и т. д. А между тем ведь сами родители незаметно для себя приучали этих подростков к неряшливости уже тогда, когда восьмилетнему сыну отец сам чистил ботинки, пальто, костюм, а мать подбирала разбросанные игрушки и наводила порядок ва его детском столике. Недаром говорится в мудрой N русской пословице: «Что посеешь, то и пожнешь».
Работа по воспитанию скромности в поведении детей также имеет большое значение и не должна быть упущена из поля зрения родителей.
Нескромность в поведении ребенка может проявляться в зазнайстве, хвастливости, в заносчивости, кичливости, в переоценке своих знаний, в стремлении делать все только напоказ и т. д.
Хвастовство и кичливость отвратительны не только у взрослых, но и у детей. Как неприятно бывает, когда, например, школьник с дерзкой самоуверенностью оспаривает отметку, поставленную учителем. Разве можно говорить о скромности тех учащихся, которые заявляют, что они не меньше учителя знают и что отметка учителя для них не имеет значения?
Наши школьники, юноши и девушки должны всегда помнить слова великого русского физиолога И. П. Павлова: «Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыни овладеть вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее вы утратите меру объективности».
Скромность — не врожденное качество, она является результатом большой и кропотливой работы над собой. Семья может оказать неоценимую помощь ребенку, если с раннего детства серьезно займется воспитанием в нем этого качества, украшающего человека, подчеркивающего высокую степень его культуры.
Большого педагогического такта, серьезной продуманности и правильной организации всей жизни семьи требует от родителей необходимость воспитания у ребенка таких качеств, связанных с его моральным обликом, характеризующим высокую степень культуры каждого человека, как правдивость, честность, искренность.
Привычку говорить правду, быть честным, искренним следует воспитывать у детей с самых ранних лет. Воспитателям нередко приходится сталкиваться с детской ложью. Чтобы отучить ребенка обманывать, нужно прежде всего точно выяснить, что именно побуждает ребенка говорить неправду, поступать нечестно, и уже в соответствии с этим продумать педагогические меры воздействия.
Например, в дошкольном возрасте дети часто рассказывают о событии не так, как оно имело место в действительности, а так, как им хотелось бы его видеть. Так, пятилетний Петя уже давно с нетерпением ждал того выходного дня, когда он с отцом поедет за город на рыбную ловлю. И вот Петя с папой на берегу озера, но рыбная ловля оказалась неудачной — они возвратились домой всего с двумя маленькими окуньками. Тем не менее на другой день во дворе Петя рассказывал о том, как много они с папой наловили рыбы и что одна рыба была такая большая, что он не мог ее поднять. Надо сказать, что в этом случае Петя не говорил умышленно неправду, а просто рассказывал о рыбной ловле так, как представлял ее в своем воображении в течение некоторого времени, предшествующего рыбной ловле.
В более старшем возрасте в семьях, где авторитет родителей зиждется только на страхе, дети часто говорят неправду о своих оценках и поведении в школе для того, чтобы избежать наказания.
Иногда родители сами наталкивают на ложь своих детей. «Анатолий, если мне позвонят с завода, то скажи, что дома нет»,— говорит отец пятнадцатилетнему сыну и ложится на диван просмотреть газеты, а Анатолий уже смекнул: «Пойду в 6.30 в кино, а скажу, что пошел на консультацию по русскому языку». Вряд ли такой отец сможет приучить своего сына быть правдивым и честным.
Культура человека характеризуется и развитием эстетического вкуса. Вкус — одно из проявлений мировоззрения человека, его образа жизни, его стремлений; вкус показывает идейно-политический уровень, бедность или богатство духовного мира человека. Извращенные вкусы обреченного на гибель капиталистического общества свидетельствуют об опустошенности, нравственной нищете современной буржуазии. И, наоборот, во вкусах советских людей находят свое выражение высокие принципы коммунистического мировоззрения, кипучая, созидательная целеустремленная деятельность тружеников нашей страны.
Постоянным расширением и углублением своих знаний, наблюдением окружающей действительности, чтением художественной литературы, посещением театров, кино, музеев, филармонии наша молодежь постепенно приобретает уменье правильно судить о том, что действительно красиво в явлениях общественной жизни, в искусстве и природе, в поступках человека, в его внешнем облике.
Однако неправильно поступают те родители, которые, желая вырастить своего ребенка культурным человеком, развить у него художественный вкус, проявляют чрезмерную заботу о том, чтобы как можно больше предоставить ему развлечений, удовольствий, не думая о том, как это все укладывается в детской голове, осмысливается ребенком.
В «Учительской газете» сообщалось об ученике 9-го класса Вадике, который к 16 годам побывал в Ленинграде, Киеве, в Крыму и на Кавказе, посмотрел все спектакли в московских театрах, не раз совершал прогулки по Волге на комфортабельных пароходах. Пресыщенный всеми этими удовольствиями, часто не соответствующими его возрасту, развитию, не имея должного руководства со стороны взрослых, Вадик потерял интерес к окружающему, к занятиям, к труду. В итоге Вадик остался на второй год в 9-м классе.
Но совершают ошибку и те родители, которые вовсе запрещают детям всякие развлечения («вырастет — все узнает»,— говорят они). Часто у таких детей вкусы, интересы, суждения складываются под влиянием отрицательных примеров поведения соседей по квартире, обитателей двора, улицы.
Родители обязаны уделять самое серьезное внимание и воспитанию у детей определенных привычек проводить культурно часы своего досуга. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы у ребенка были игры, которые его интересуют, помочь ему в выборе книг для чтения, спектаклей, фильмов для просмотра, вызвать интерес к участию в том или ином кружке, в самодеятельности, прививать интерес к занятию различными видами спорта, принимать участие в прогулках, в экскурсиях с детьми, помогать школе и внешкольным учреждениям в организации различных мероприятий для детей, бороться с детской безнадзорностью.
К сожалению, еще не все родители осознали необходимость интересоваться, где, с кем и как их дети проводят свое свободное время. Такие родители считают своим долгом накормить, одеть своего ребенка, проследить за его занятиями и поведением в школе, но думают, что в часы отдыха дети должны быть предоставлены самим себе. Между тем отсутствие контроля родителей за детьми в часы досуга часто приводит к печальным последствиям.
Оберегать детей от дурных влияний, учить детей чувствовать красоту в простой, но чистой и изящной одежде, в естественной прелести лица, а главное в богатом внутреннем содержании человека, научить их любить и ценить настоящее искусство — вот те задачи, которыми определяется воспитательная работа родителей по развитию вкуса у детей.
И, наконец, наличие хороших манер у ребенка, подтянутость, красивая осанка, уменье есть не чавкая, спокойно разговаривать, четко и ясно выражать свои мысли и т. д. тоже указывает на степень внимания родителей к воспитанию культурного поведения ребенка.
О том, что еще не в каждой семье следят за манерами детей, можно судить по следующим фактам. Вот выходит шестнадцатилетний юноша из кино и «пробивает» себе дорогу локтями; мальчик в расстегнутом пальто и сдвинутой набекрень кепке входит вне очереди в трамвай; в школе по перилам с визгом и криком съезжает второклассник; дома, сидя за столом и размышляя над сложной задачей, ученик грызет ногти и почесывает затылок.
Родители обязаны указать детям на недопустимость подобного поведения, помочь им бороться с дурными манерами, не допускать, чтобы у детей укоренялись отрицательные привычки.
Итак, воспитывать культуру умственного и физического труда, прививать навыки вежливого обращения, гигиенические навыки, развивать культуру речи и вкус, приучать к хорошим манерам и скромности, а главное — добиваться того, чтобы правила культурного поведения были не просто механически заучены детьми и выполнялись только под давлением старших и на глазах у последних, а стали необходимой внутренней потребностью ребенка, выражением его мировоззрения, взглядов — таковы те ответственные и серьезные задачи по воспитанию у детей культурного поведения, задачи, которые должны разрешаться не только в школе, но и в семье.
Великий революционный демократ В. Г. Белинский, подчеркивая необходимость воспитания сознательного отношения детей к правилам культурного поведения, писал, что детям надо говорить и об опрятности, о внешней чистоте, о благородстве и достоинстве манер, о вежливом обращении с людьми, но выводить необходимость всего этого не из условных понятий о приличии,, а из общего и из высшего источника — понятия о человеческом достоинстве.
Следуя этому важному совету, родители должны всегда следить и за тем, чем обусловлено то или иное поведение ребенка в данный момент. Так, если подросток почтителен, вежлив, деликатен только в присутствии родителей, учителей, а на улице, в кино, на стадионе знакомые или соседи слышали, как он грубит взрослым, ругается, значит его поведение дома, в школе является показным, то есть вызывается давлением старших, а не его глубокой сознательностью.
При воспитании культурного поведения детей особое внимание семья должна обратить на приучение их к самоконтролю, ибо двойственность в поведении подростков дома, в школе, на улице, в театре часто объясняется их неумением следить за собой, контролировать себя. Надо неустанно и терпеливо приучать ребенка к тому, чтобы он следил за своим поведением, не отступал от установленных норм поведения даже в мелочах, где бы он ни был и с кем бы он ни находился.

Методы воспитания

Прежде всего следует помнить, что воспитание навыков культурного поведения ребенка нужно начинать с самого раннего детства, с первых шагов ребенка. Чем моложе организм, тем быстрее и прочнее усваиваются им те или иные навыки и привычки. Формирование культурных навыков поведения у детей по силам каждой советской семье. «Воспитание представляется сложным и трудным делом,— писал Л. Н. Толстой,— только до тех пор, пока мы хотим,— не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было».
Следовательно, самовоспитание родителей, их личный положительный пример поведения во время работы, еды, отдыха, их отношение к детям, к знакомым, друг к другу являются первым необходимым условием правильного воспитания ребенка.
Одна мать рассказала, как ее четырехлетний сынишка Вова заставил ее и мужа быть сдержанными, не говорить грубостей, не ссориться. Утром мать и отец заспорили о чем-то, и муж назвал жену «бестолочью», а затем ушел на работу, забыв об этом инциденте. Вечером сын не побежал, как обычно, на звонок отца в переднюю, не бросился ему на шею и даже не взглянул на вошедшего. На вопрос обеспокоенного отца: «Что с тобой, Вовик?» — последовал ответ: «А ты зачем ругаешься на маму? Ты сам — бестолочь».
Иногда в школе можно быть свидетелем грубости родителей с учителями: «Вы не смеете так говорить! Мой Юрий — прекрасный мальчик! Я ему верю больше, чем вам!.. Вам не место в школе! Юрий вас не слушается — и хорошо делает!» — кричит мать в присутствии сына.
Приходится ли удивляться, если этот Юрий будет вечером покрикивать на мать и отца. И, может быть, еще более грубо и резко.
А. С. Макаренко говорил, обращаясь к родителям:
«...Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету,— все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо...»
В семье, где родители живут дружной жизнью, где по поведению взрослых членов семьи, по их отношению к своей производственной и общественной работе, друг к другу и к своим детям ребенок может правильно судить о законах и требованиях советского общества, вырастают полноценные, культурные граждане нашей страны. И, наоборот, где родители в повседневной жизни подают плохой пример, где бытует раздор, там крайне затрудняется воспитание культурного поведения детей. На страницах нашей печати в последнее время приводилось немало примеров того, как в семьях, где родители сами нарушают элементарные правила поведения, вырастают тунеядцы со взглядами, вкусами, поведением, чуждыми советским людям.
Однако личный пример родителей и окружающих хотя и очень важное, но не единственное средство убеждения ребенка.
Внушение, разъяснение положительной или отрицательной сущности того или иного поступка, его последствии, оценка поведения ребенка — все это необходимо использовать в полной мере в целях влияния на поведение ребенка. Задачи воспитания нашей молодежи требуют того, чтобы подростки не только внешне усвоили нормы культурного поведения, но и глубоко осознали, почему соблюдение их необходимо каждому советскому человеку.
Прививая ребенку гигиенические навыки, родители убеждают его в том, что чистота и порядок делают жизнь приятнее, красивее, уютнее, что соблюдение гигиенических привычек важно для сохранения и укрепления здоровья человека.
В семье Р. долго не могли приучить семилетнего Диму следить за своими ногтями — ему была очень неприятна процедура стрижки ногтей. И как только мать или бабушка брались за маленькие ножницы, Дима бежал куда-нибудь прятаться, а если у взрослых нехватало терпения отыскать его, то он так и оставался с длинными, грязными ногтями.
Однажды отец принес домой небольшую зеленую книжечку под названием: «Дизентерия и борьба с ней». Книжечку отец положил на стол, и Дима сразу же заинтересовался яркой обложкой: «Наверное, в этой книжке интересные картинки»,— подумал он и перевернул страницу.
Первая картинка оказалась очень странной: на ней был изображен большой круг, а в нем много каких-то странных точек с хвостиками и без хвостиков.
«Что это за точки, папа?» — спросил Дима. «А это так видны под микроскопом микробы, которые находятся, наверное, под твоими грязными ногтями. Если эти микробы,— разъяснил отец сыну,— попадут в рот, в желудок, то человек может заболеть тяжелой болезнью, болезнью грязных рук — дизентерией». Отец рассказал подробно об этой болезни и о том, как просто можно ее избежать: для этого нужно быть чистоплотным, следить за чистотой своих рук, ногтей и никогда не есть немытых овощей и фруктов.
С этого дня Дима сам приносил ножницы и просил подстричь ему ногти. Когда Дима узнал, что его товарищ Юра заболел дизентерией и увезен в больницу, то он огорченно сказал: «Ну вот, ведь говорил же я ему, чтобы он подстриг и почистил ногти, а он не послушался».
Однако для того, чтобы воспитать ребенка в духе подлинной культуры, недостаточно довести до его сознания все правила поведения, нужно научить его всегда и везде поступать в соответствии с ними. Необходимо выработать у нашей молодежи потребность при всех обстоятельствах вести себя соответственно с требованиями социалистической культуры.
Вот почему, прививая ребенку навыки и привычки культурного поведения, нельзя недооценивать и второй очень важный метод воспитания — упражнение.
Упражнение — это организованное целенаправленное повторение определенных действий. Путем постепенных и систематических упражнений то или иное действие превращается в навык, то есть автоматизированное действие, не требующее особой работы сознания. Систематически требуя от ребенка определенного порядка на столе при выполнении домашних заданий, приучая его быстро приступать к предстоящей работе, поручению, не отвлекаться во время работы, мы прививаем ему необходимые навыки, без наличия которых нельзя говорить о культуре труда.
Заставляя ребенка утром умываться до пояса, делать физическую зарядку, чистить утром и вечером зубы, мыть руки перед едой,- мы прививаем ребенку необходимые гигиенические навыки.
Также с помощью систематических упражнений у детей воспитываются навыки вежливого поведения, культура речи и т. д.
Шестилетнего Петю мать посылает к соседке за газетой и говорит: «Не аабудь постучать в дверь, прежде чем войдешь, просьбу начни словом «пожалуйста», будешь уходить, скажи «спасибо» и попрощайся. Понял? Повтори, что ты скажешь Марье Дмитриевне?» Подобные упражнения надо систематически проводить с детьми не только дошкольного, но и школьного возраста.
В семье Матвеевых трое сыновей-подростков. У них в комнате висит плакат «Будь вежлив», написанный Мишей по совету отца. В плакате перечисляются все основные правила вежливости, а заканчивается он так: «Запомни слова, которые помогут тебе стать вежливым: пожалуйста, будьте добры, разрешите, извините, благодарю, простите, сделайте одолжение, будьте любезны, спасибо, до свидания, здравствуйте и т. д.»
Когда младший брат Толя начинает грубить бабушке, что с ним иногда случается, Миша и Костя берут его под руки и подводят к«плакату:
— Скажи-ка, брат, о каких словах ты сейчас позабыл, когда обращался к бабушке? — говорит Костя.
— С какими словами ты сейчас подойдешь к бабушке просить о прощении? — вторит ему Миша.
Как Толя ни увертывается, как ни оправдывается, братья неумолимы — приходится прочесть нужные слова и идти к бабушке просить извинения.
Однако задача родителей состоит не только в том, чтобы напоминать детям о правилах культурного поведения, а и в том, чтобы превратить эта правила в навыки, сделать их привычкой.
Если ребенок уже не может одеть грязную рубашку, невычищенные ботинки, начать заниматься, не приготовив свое рабочее место, и т. д., хотя об этом ему никто и не напоминает, значит те нормы поведения, в которых его упражняли, стали для него потребностью, то есть превратились в привычку.
К Дине Д. пришли одноклассницы Тамара и Женя и зовут ее в кино. Дине хочется посмотреть фильм, тем более, что сегодня он демонстрируется последний день, но она должна ровно в 4 часа сесть за приготовление домашних заданий. И она, не колеблясь, без всяких советов старших, отказывается от заманчивого предложения подруг, так как уже не может нарушить ради удовольствия свою привычку твердо соблюдать установленный режим.
О значении положительных привычек в жизни человека замечательный русский педагог К. Д. Ушинский писал: «...добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему; капитал этот растет беспрестанно, и процентами с него пользуется человек всю свою жизнь».
Вот почему надо с раннего детства настойчиво помогать ребенку с помощью упражнений накапливать хорошие привычки в поведении. Так, если сын хлопнул с силой дверью, заставьте его войти снова, и он уже бесшумно приоткроет дверь; дочка плохо вычистила зубы — попросите ее еще раз почистить, брат-подросток нагрубил сестренке — пусть извинится.
Воспитывать хорошие привычки, а также своевременно предупреждать дурные много легче, чем искоренять плохие, когда они уже стали прочными.
Дурная привычка «есть нравственный невыплаченный заем, который в состоянии заморить человека процентами, беспрестанно нарастающими, парализовать его лучшие начинания и довести до нравственного банкротства» — говорил Ушинский.
Борьба с отрицательными привычками требует длительного времени, большого терпения и такта. Прежде всего родителям нужно выяснить, чем вызвано появление той или иной отрицательной привычки, с тем чтобы устранить ее причину.
Так, в одной семье стали замечать, что одиннадцатилетний сын Сережа стал вспыльчив и резок с окружающими с тех пор, как подружился с Костей. Прекратить эту дружбу было трудно: Костя жил в соседней квартире. Тогда мать Сережи убедила отца Кости в необходимости совместными усилиями отучить мальчиков от дурной манеры говорить всегда громко, крикливо, возбужденно. Взрослые члены семьи Кости и Сережи договорились о единых действиях и единообразных требованиях к мальчикам: каждый раз останавливать резкую речь ребят и просить повторить сказанное спокойным тоном, не допускать со своей стороны в отношении детей возбужденного тона. Кроме того, мать Сережи стала приглашать к сыну третьего товарища — спокойного и вежливого мальчика, который своей уравновешенностью оказывал благотворное влияние не только на Сережу, но и на Костю.
Хорошие педагогические результаты дает искоренение дурной привычки с помощью воспитания противоположной — хорошей. Если ребенок неряшлив, небрежен, необходимо чаще давать ему задания, требующие большой аккуратности, точности. Это способствует накапливанию у него недостающего положительного опыта.
Долгое время не удавалось приучить Катю О. вытирать ноги у порога; с ее приходом домой в прихожей всегда, появлялись следы от грязной, пыльной обуви. Тогда родители поручили самой Кате следить за чистотой в передней. Девочке понравилось это новое поручение, она с усердием каждое утро стала мыть пол в маленьком коридорчике и теперь уже сама следила за тем, чтобы все тщательно вытирали ноги при входе в квартиру.
Закреплению положительных привычек очень хорошо помогает н метод поощрения. Метод поощрения, основанный на принципе социалистического гуманизма, предполагает выявление в ребенке всего лучшего, положительного, чем и направляет его деятельность и поведение.
В семье токаря Селиванова младший сын, десятилетний Вова, привык к тому, что постель ему ежедневно застилала старшая сестра, она же чистила брату ботинки. Мать и сестра каждое утро ворчали на маленького лентяя, но безрезультатно — Вова за уборку своей постели не принимался.
Как-то за обедом отец заявил о том, что Вова уже вырос большой и теперь, бесспорно, сам может приводить в порядок свою кровать и ботинки. Вова был польщен тем, что отец считает его уже взрослым, и в последующие три дня с рвением выполнял свои обязанности.
— Ты действительно по-суворовски справляешься с порученным делом, молодец! — сказал сыну отец на четвертый день, Когда Вова, уже охладевший к своим обязанностям, собрался было ими пренебречь. Мальчику стало стыдно, и хорошая привычка начала прочно закрепляться.
Конечно, поощрение не должно принимать извращенную форму.
Инженер К., считавший себя примерным отцом, выработал специальную систему поощрений, основанную на твердой финансовой базе. «Остроумный» папаша назначил сыну определенную плату не только за получение пятерки, четверки и тройки, но и за посещение кружков, за отсутствие замечаний в дневнике, за каждый случай достойного поведения. Вместе с тем за каждый проступок «проницательный» отец вычитал с Вити 50 копеек.
Однажды, вернувшись домой, отец увидал на своем столе записку сына:
«Папаша,— писал сын,— довожу до твоего сведения, что сегодня я уступил в трамвае место старушке. Свидетели Мишка и Гришка. По таксе, с тебя 30 коп. Прошу приписать к счету».
Витя уже точно подсчитал сумму, которая ему полагалась за эту неделю. Несмотря на то, что предстояли и вычеты (Витя столкнул в школе с лестницы товарища и получил в дневнике выговор, за что отец вычел у него рубль), Вите на руки все же приходилось 2 рубля 90 копеек, на что можно было сходить в кино и купить мороженое.
Такая «система» воспитывала шкурника, стяжателя, не прививала уважения к труду.
Этот отец, конечно, уже давно отказался от своей «системы», но как трудно было ему исправлять свой большой педагогический промах!
А разве не подобную же ошибку совершают те родители, которые пытаются подарками купить хорошие отметки, достойное поведение ребенка? «Не будешь грубить мне — куплю тебе футбольный мяч»,— говорит мать. «Перейдешь в четвертый класс — получишь велосипед»,— вторит ей отец.
И вот прилежание и поведение такого ученика начинают обусловливаться только ценностью обещанного подарка, степенью желания его получить.
Одобрение, похвала, поощрение вниманием, уважением, доверием ни в коем случае не должны принимать форму захваливания. Они должны быть заслужены и соответствовать успехам ребенка.
В борьбе с вредными привычками, когда появляется необходимость в торможении отрицательного, следует иногда обратиться и к таким мерам педагогического воздействия, как принуждение и наказание.
В семье, где жизнь ребенка организована по определенному режиму, где родители по отношению к детям требовательны, но справедливы и выдержанны, где поведение взрослых является всегда примером для детей, в наказаниях не возникает необходимости.
Однако, если какое-то упущение в воспитании ребенка уже привело к появлению порочных привычек, к недисциплинированности, без наказаний трудно обойтись. Вместе с тем родителям надо помнить, что физические наказания, запугивания ребенка вредны, они не только калечат детский организм, но и унижают достоинство ребенка, воспитывают в его характере, трусость, лживость, мстительность, притворство, вызывают озлобление.
Выдающийся деятель Коммунистической партии Ф. Э. Дзержинский, уделявший большое внимание вопросам воспитания молодежи, писал, что розга и наказание — это проклятие рода человеческого, что запугиванием можно воспитать у ребенка только низость, испорченность, лицемерие, подлую трусость, карьеризм.
Меры наказания, которые допускаются нашей советской системой воспитания, должны вызывать не страх и озлобление, а действовать на сознание, приучать к сдержанности, к умению подчинять свои действия и поступки интересам общества, школы, семьи.
Какие же меры наказания можно было бы посоветовать родителям с целью искоренения дурных привычек в поведении их детей? Первой, наименее строгой мерой наказания можно считать замечание.
Двенадцатилетний Костя — старший сын в семье. По поручению матери он каждое утро провожает в детский сад свою маленькую сестру Лиду. Но вчера Лида нечаянно уронила на пол пароходик из картона, сделанный Костей. Пароход основательно пострадал, а Костя, рассердившись на сестру, теперь отказывается провожать ее в детский сад.
— Костя, ведь Лида не хотела сломать твою игрушку, она уронила ее нечаянно. Ты должен ее простить,— говорит мать.
Но Костя, упрямо нахмурившись, продолжает щипать Лиду, дергать ее за косу и не хочет идти с ней.
Тогда отец тоном, не допускающим никаких возражений, требует, чтобы Костя извинился перед мамой и сестрой за свое поведение и сейчас же отправился провожать Лиду. Строгое замечание отца заставляет Костю подчиниться.
К более серьезным мерам взыскания можно отнести выговоры или порицания, которые даются уже за такие нарушения, как грубость по отношению к старшим, небрежное отношение к своим вещам и т. д.
В выговоре дается резкая оценка недостойного поведения ребенка и выражается возмущение им. У некоторых детей глубокое раскаяние вызывает временное внешнее охлаждение родителей к ним после выговора.
Наиболее распространенной формой наказания в практике семейного воспитания является лишение ребенка какого-либо удовольствия. Вот малыш пытается оторвать хвост у лошадки, которую ему только что подарили: «Ты еще не умеешь играть с этой игрушкой: придется ее пока у тебя взять»,— говорит бабушка внуку и на час-два прячет лошадку. Одиннадцатилетний Шура подрался во дворе со своим одноклассником, и за это был лишен матерью прогулки.
Семиклассница Тамара нагрубила в школе классному руководителю, дома отказалась помочь матери в уборке квартиры, и отец запретил дочери в воскресенье идти в кино.
Таким образом, лишение какого-либо удовольствия является также мерой наказания, заставляющей ребенка задуматься о своем неправильном поведении, исправить его.
Нередко в отдельных семьях можно слышать жалобы родителей на то, что все перечисленные и им подобные меры взыскания не оказывают никакого действия на их детей.
Причиной такого положения в этих семьях является то, что родители не занимались серьезно и систематически воспитанием детей, не научили их с раннего возраста беспрекословно выполнять распоряжения старших. Таким родителям предстоит трудная работа по перевоспитанию детей, требующая огромного терпения и гораздо больших усилий, чем своевременное правильное воспитание. При этом следует отметить, что наказание, может быть, больше, чем какой-либо другой метод воспитания, требует от родителей особого такта, осторожности, учета возрастных и индивидуальных особенностей своих детей, точного знания тех причин и обстоятельств, которые порождают нарушение правил поведения.
Наконец, важным и необходимым условием успешного воспитания культурных навыков поведения ребенка в семье является единство требований к детям со стороны школы и родителей.
Родители должны хорошо знать «Правила для учащихся», записанные в ученическом билете каждого школьника, и требовать от детей их выполнения дома, на улице, в общественных местах. Очень важно, чтобы и сами родители не нарушали этих правил, в противном случае теряет всякое значение работа школы в этом направлении.
Так, учителям очень трудно воспитывать, например, привычку к правдивости и честности в характере такого ученика, который, пропуская без уважительных причин занятия в школе, приносит записки от матери о своей болезни, или прививать черты скромности ученице, которую отец — директор крупного завода — привозит в школу на легковой машине, или приучать к аккуратности и опрятности школьника-старшеклассника, за которого дома мать убирает кровать, чистит ботинки, прибирает разбросанные им вещи.
Большого успеха в воспитании своих детей добиваются обычно те родители, которые систематически поддерживают тесную связь со школой: аккуратно посещают общешкольные и классные родительские собрания, приходят побеседовать с классным руководителем об учебе сына или дочери, об их поведении, об отношении к учителям, товарищам. Особенно важно при таких встречах договориться об одинаковых требованиях к ученику в школе и дома, с тем, чтобы помочь ему быстрее исправить свое неправильное поведение, освободиться от дурных привычек и манер.
Вот что рассказывает ученик 7-го класса о результатах такого дружного влияния на него со стороны учителя и семьи: «По улице я ходил, размахивая руками, иногда умышленно задевал прохожих, особенно девочек. Когда разговаривал и когда хотел что-либо доказать, то у меня было много суеты, лишних движений и жестов. Злоупотреблял этим даже, когда отвечал урок, но не обращал на это внимания. Только в 6-м классе мне стали указывать на этот недостаток. Классный руководитель заставлял меня сдерживаться и договорился о том же с моим отцом. Отец показывал мне, как надо держать себя. Раз покажет сам, а потом требует повторения. Он обращал мое внимание на то, как себя ведут в общественных местах и какие манеры у тех людей, которых я люблю и уважаю. Эти уроки дошли до моего сознания, и я сам стал следить за собой, у меня появилось желание измениться и походить на людей, которые мне нравились. Контроль и обучение в школе и семье, примеры авторитетных людей помогли мне исправиться. Порой мне надоедало все это и хотелось делать как раньше, по-своему, но сознание, что это нужно, сдерживало меня».
Однако еще далеко не все родители систематически бывают в школе, регулярно беседуют с классными руководителями, интересуются жизнью того класса, в котором учится их ребенок. Такое безответственное отношение к воспитанию своего ребенка приводит часто к печальным последствиям.
Воспитание у детей навыков культурного поведевия требует от родителей не только, чтобы они следили за поведением своих сыновей или дочерей дома, в школе, на улице, но и интересовались поведением их товарищей, не проходили мимо нарушений этих правил со стороны подростков других школ.
К сожалению, с подобным равнодушным отношением к воспитанию «чужих» детей можно встретиться еще довольно часто. Еще не все родители осознали, что в Советской стране дело воспитания человека новой эпохи, человека подлинной, большой культуры — важное и ответственное общее дело всех граждан нашего государства.
Не откладывать воспитания своих детей ни на один час, ни на одну минуту, отдавать все свои силы и знания этому важнейшему государственному делу, ничего не считать в нем мелочью, не заслуживающей внимания,— такова обязанность каждого отца, каждой матери в нашей стране.
Нашим родителям необходимо понять, что за недостойное поведение своих детей они должны отвечать еще в большей мере, чем сами дети. И можно с уверенностью сказать, что большинство наших родителей все свои способности и умение отдают воспитанию детей, так как прекрасно осознают свой ответственный и почетный долг.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +