Выразительное чтение лирического произведения (урок в X классе)
"Методика выразительного чтения". Под ред. Т. Ф. Завадской
Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература»
"Просвещение", Москва, 1977 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
(Л. Ю. Коренюк)
Тема урока: подготовка к выразительному чтению стихотворения Маяковского «Товарищу Нетте — пароходу и человеку».
Урок по данной теме проводится в X классе при изучении лирики Маяковского.
Возможны два варианта его проведения.
1. Урок начинается вступительным словом учителя, потом учитель выразительно читает стихотворение, затем проводится разбор и после этого выразительное чтение стихотворения готовят учащиеся.
2. Урок начинается с беседы по заранее данным вопросам. Ответы учащихся обобщаются, затем проводится исполнительский анализ стихотворения, и уже на основе углубленного изучения и определения исполнительских задач готовят выразительное чтение этого стихотворения учащиеся.
В данной статье дана разработка урока по второму варианту. В проведении урока учитель опирается на те знания, навыки и умения, которые приобрели учащиеся в предыдущих классах. Они научились внимательно, вдумчиво читать про себя, обдумывать и определять тему и идею, делить текст на части, намечать главную задачу чтения и частные задачи, овладели навыком общения с аудиторией. Они изучали лирические произведения и учились выразительно их читать.
В X классе расширяются их знания и представления о природе и характере лирических произведений; более высоким становится уровень анализа и чтения. Цель данного урока по стихотворению «Товарищу Нетте...» состоит в том, чтобы совершенствовать и углублять приобретенные учащимися навыки и умения текстуального анализа и выразительного чтения лирических произведений, учить их воспринимать и передавать в чтении специфику художественного текста, раскрывать взаимосвязь содержания и формы. Ставится и воспитательная цель. Глубокое изучение и выразительное чтение стихотворения «Товарищу Нетте...» обостряют и углубляют чувство советского патриотизма, воспитывают коммунистическую убежденность. Путь к этому — достигаемая в процессе работы искренняя зараженность мыслями и чувствами поэта, когда чтение стихотворения становится для учащихся выражением их собственных убеждений и нравственных принципов.
Выразительному чтению стихотворения предшествует большая предварительная работа. Она начинается до урока. Учитель дает учащимся задания, смысл которых состоит в том, чтобы заставить их задуматься над рядом вопросов, связанных с идейным содержанием и художественными особенностями этого стихотворения.
Задания таковы:
1. Прочитать текст, обращая внимание на каждую деталь, каждое слово, стараясь связать значение отдельных подробностей со смыслом целого.
2. Подумать о теме и идее стихотворения.
3. Продумать ответы на вопросы:
а) Как раскрывается идея стихотворения?
б) Как идейный смысл стихотворения подчеркивается лексикой, ритмическим строем речи?
в) Что чтец должен считать главным для себя при чтении этого стихотворения? Чего он должен добиваться?
4. Составить кадропланы к следующим картинам:
а) «Встреча Маяковского с пароходом «Теодор Нетте».
б) «Маяковский в дип-купе с Нетте».
в) «Битва коридоровая».
Эти вопросы и задания даются для предварительного самостоятельного осмысления стихотворения дома. Цель их состоит в том, чтобы вызвать у учащихся определенный интерес к этому стихотворению, пробудить у них желание более глубоко разобраться в его содержании. На самом уроке обобщается проделанная учащимися самостоятельная работа и проводится исполнительский анализ текста.
Обобщая работу учащихся, учитель останавливает их внимание на моментах, имеющих большое значение для уяснения идейно-художественного содержания стихотворения и подготовки к выразительному чтению.
В основу стихотворения «Товарищу Нетте...» легли личные впечатления Маяковского. Маяковский встречался с Нетте много раз, ездил вместе с ним за границу. И после смерти Нетте, говорил Маяковский, у него произошли две встречи с ним: «В Ростове на улице я услышал — газетчики кричат: «Покушение на наших дипкурьеров Нетте и Махмастля». Остолбенел. Это была моя первая встреча с Нетте уже после его смерти. Вскоре первая боль улеглась. Я попадаю в Одессу. Пароходом направляюсь в Ялту. Когда наш пароход покидал гавань, навстречу нам шел пароход, и на нем золотыми буквами, освещавшимися солнцем,— два слова: «Теодор Нетте». Это была моя вторая встреча с Нетте, но уже не с человеком, а с пароходом».
Личные переживания поэта сыграли большую роль в создании стихотворения, но само стихотворение нельзя сводить к факту биографии поэта. На основе этого факта Маяковский создал произведение огромного обобщающего значения. «Я» Маяковского — это лирический герой, выражающий мысли и чувства, свойственные советскому человеку, патриоту, преданному коммунистическим идеалам.
Главным является вопрос об идее стихотворения и средствах ее художественного выражения.
Идея не дана в виде отдельной формулировки, она пронизывает все содержание стихотворения, воплощена в самой художественной плоти текста, развивается последовательно от начала до конца.
Первые слова передают мысль о пережитом душевном потрясении: «Я недаром вздрогнул». Следующие далее слова: «Не загробный вздор» еще более подчеркивают силу этого впечатления. И сразу объясняется причина: что же произошло? В порт вошел пароход, на борту которого поэт увидел слова: «Теодор Нетте». Но как сказано! Не пароход, а товарищ «Теодор Нетте». Примененное к пароходу слово «товарищ» передает особое, переживаемое поэтом в этот момент чувство и уже как бы заключает в себе мысль о продолжающейся жизни погибшего Нетте. Мысль эта развивается далее. Поэт обращается к пароходу как к живому существу («Здравствуй, Нетте!») и высказывает эту мысль прямо: «Как я рад, что ты живой...» Нетте обессмертил себя. Он погиб, но не ушел из жизни.
Как продолжает жить Нетте? Пароход — труженик («живой дымной жизнью труб, канатов и крюков», «От Батума... котлами покипел»). Понятие «живой» у Маяковского дано как трудящийся, работающий. Таково начало выражения идеи.
Попутно обращаем внимание на то, что идея эта находит художественное выражение: поэт не рассуждает абстрактно о бессмертии Нетте, а рисует картину, показывает «жизнь» Нетте после его гибели.
Но мысль о бессмертии Нетте — это не вся идея. Совершенно ясно уже по этой части стихотворения, что Нетте совершил героический подвиг. А следовательно, надо ожидать, что человек он необыкновенный. Так склонен думать читатель. Но поэт делает здесь неожиданный поворот. Он, как будто опасаясь, что в Нетте увидят что-то исключительное, показывает его самым обыкновенным человеком, нарочито снижает его образ, отмечает в нем черты обыденности: «пивал чаи», «медлил», «болтал», «смешно потел». За всем этим усматривается стремление поэта снять с Нетте традиционные представления о герое как об исключительном человеке, чтобы эти представления не помешали увидеть и понять причины его истинного героизма. Развитие идеи стихотворения связано именно с этим вопросом: где причина, в чем сила героизма Нетте, в облике которого нет ничего героического. Поэт приковывает внимание читателя к этой мысли. Она для него важнее всего. Поэтому он, только упомянув несколькими скупыми словами о подвиге Нетте («Курок... палец свел», «битва коридоровая», «след героя»), по существу не описывая сам подвиг, с необычайною широтой и силой повествует об истоках героизма Нетте и людей таких, как он. На ярком жизненном факте поэт показывает, что героизм Нетте рожден его преданностью идеям коммунизма. Коммунистические идеи — вот что вдохновляет людей на подвиги, придает им силу, делает обыкновенных людей героями. В этой части стихотворения единичное «я» сменяется множественным «мы» («В наших жилах...», «Мы идем...»), и это еще больше подчеркивает типичность подвига Нетте. Дело не в исключительности подвига Нетте, а в его закономерности: так поступают коммунисты, советские люди. «Средствами лирического обобщения Маяковский помогает читателю увидеть в героизме Нетте, — пишет А. Метчен-ко, — один из примеров массового, повседневного героизма советских людей... Идея бессмертия осмысляется как бессмертие народа, в героической борьбе создающего новую жизнь».
Таким образом, выраженная в первой части стихотворения мысль о подвиге Нетте, расширяясь в своем дальнейшем движении, перерастает в мысль о бессмертии этого подвига и завершается широким обобщающим выводом о торжестве и бессмертии коммунистических идеалов, которые утверждаются героическим трудом и борьбой советского народа.
Развитие этой мысли находит выражение во всем художественном строе стиха, в содержании, характере каждой части, подборе слов, их стилистической окрашенности. В первой части стихотворения слова «вздрогнул», «не загробный» точно передают эмоциональное состояние поэта, переживающего неожиданный для него момент встречи с пароходом «Теодор Нетте». В описании внешнего вида Нетте используются просторечные слова и выражения: «захрапывали сони», «болтал о Ромке Якобсоне», «смешно потел» — и тем самым усиливается проводимая в этой части стихотворения мысль об «обыкновенности» Нетте. В последней части стихотворения, где мысли поэта приобретают широкое обобщающее значение и повествование становится приподнятым и торжественным, преимущественно используются слова и выражения ораторского стиля («Мы живем, зажатые железной клятвой», «мы идем сквозь револьверный лай, чтобы, умирая, воплотиться...», «сквозь годы мчась..» и т. д.).
Движению мыслей и чувств поэта подчинен и ритмический строй стихотворения. Замедленно, как бы оттеняя значительность момента, звучит ритм этих строк:
Здравствуй, Нетте!
Как я рад, что ты живой
Дымной жизнью труб,
канатов
и крюков.
В той части стихотворения, где рисуется будничный портрет Нетте, ритм стихотворных строчек приближается к ритму разговорной речи, и этим самым, наряду с лексикой, в свою очередь, раскрывает идею стихотворения, способствует ее художественному выявлению. Публицистической страстностью проникнута та часть, где поэт говорит о коммунистах, о коммунистических идеях. Ритм приобретает здесь ускоренное движение, необычайную организованность и четкость, словно слышатся в нем чеканные, твердые шаги железной гвардии коммунистов.
После завершения беседы по идейному содержанию и художественным особенностям стихотворения учитель переходит ко второму этапу работы: к подготовке исполнения этого стихотворения, к воплощению в звучащем слове всего того, что изучено в процессе текстуального анализа.
Прежде всего определяется основная исполнительская задача. Ее можно сформулировать так: показать величие и силу коммунистических идеалов и выразить желание посвятить всю жизнь служению этим идеалам.
Эта задача осуществляется путем выполнения последовательно связанных, следующих друг за другом частных исполнительских задач, подчиненных основной и намеченных в соответствии с делением стихотворения на смысловые части.
Частные исполнительские задачи намечают последовательность словесных действий, помогающих решить основную задачу исполнения стихотворения. Однако чтобы успешно выполнить ее, сделать чтение стихотворения живым, эмоционально насыщенным, убедительным, чтец должен учитывать еще ряд моментов:
1. Чтение каждой части стихотворения должно опираться на исторически конкретные, яркие видения тех явлений действительности, которые отражены в стихотворении.
2. Вынесенные в отдельные ступеньки слова и выражения при чтении выделяются паузами. Причем паузы эти нельзя рассматривать как механические остановки в произнесении текста. Они должны быть «оправданы» подтекстом и заполнены мыслями и видениями чтеца.
Необходимо внимательно рассмотреть построение всех строк в стихотворении, наметить паузы, сделать расстановку логических ударений.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.