Соединение выразительного чтения с изучением литературоведческой статьи в VIII классе
"Методика выразительного чтения". Под ред. Т. Ф. Завадской
Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература»
"Просвещение", Москва, 1977 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
(Р. Р. Майман)
Критические материалы используются в школе, как правило, после анализа текста, когда у учащихся уже имеются свои суждения о произведении. Но искусствоведческие и литературоведческие работы иногда привлекаются словесниками и в процессе анализа — непосредственно за чтением текста и некоторыми самостоятельными раздумьями над ним. Такой путь изучения произведения способствует подготовке выразительного чтения его.
Так, при анализе ряда поэтических произведений А. С. Пушкина учитель знакомит учащихся с главами книги Вс. Рождественского «Читая Пушкина», беря из них те части, в которых рассматривается характер и звуковая инструментовка отдельных стихотворений. При этом постоянно звучит текст в различном исполнении (учитель, учащиеся, мастер художественного слова). Вот один из уроков.
Учащиеся знакомятся со стихами о зиме А. С. Пушкина. Приступая к разбору «Зимней дороги», учитель напомнил, как в те годы совершались путешествия, и вызвал в воображении учащихся соответствующую картину. Были использованы для этой цели и строки из статьи Вс. Рождественского «Зимняя дорога»: «Пушкину случалось много ездить по России в своей скитальческой жизни... Но особенно милы были его душе зимние пути. Холмистые снежные просторы, гладко укатанная дорога, по которой бойко бегут продрогшие лошади, мерное поскрипывание полозьев, однообразное позвякивание колокольчика, даже сама дорожная скука, располагающая к мирной дремоте,— все это навевало на поэта особое настроение».
И идет чтение «Зимней дороги». Читает учитель. После выяснения первых впечатлений учащихся от стихотворения учитель предлагает учащимся прочесть текст про себя и затем спрашивает их, как удалось Пушкину так ярко нарисовать дорожную картину, передать сложное настроение. Ученики отмечают следующее:
— Пушкин все повторяет: скучно, грустно. И дорога скучная, и песня, и весь путь (уч. Н.).
— И слово «печально» много раз повторяется (уч. В.).
— Стихотворение как-то похоже на песнь ямщика — такое напевное, невеселое (уч. Ч.).
Учитель. Верно. Хотя и неполно. Наблюдения ваши интересны. Вы уловили и основной характер стихотворения, и средства передачи дорожного настроения. Но многого вы не заметили. У хорошего русского поэта Всеволода Александровича Рождественского в книге «Читая Пушкина» есть небольшой критический этюд об этом стихотворении. Часть наблюдений Рождественского над текстом мне хотелось бы воспроизвести: это помогает вам более глубоко понять смысл стихотворения, вскрыть некоторые секреты пушкинского мастерства.
Учитель читает отрывок из статьи Вс. Рождественского: «Очевидно, нетрудно будет заметить, что и это стихотворение Пушкин разделил на части, противопоставив их друг другу. В первых четырех строфах описывается скучная зимняя дорога и однозвучное позвякивание колокольчика под дугой. В следующей — пятой строфе после слов, как бы подводящих итог всему предшествующему: «Скучно, грустно...» — сразу же происходит перелом. Тон стихотворения становится бодрым, почти радостным, и лишь в самом конце возвращается тема дорожной скуки».
Учитель спрашивает, согласны ли ученики с такой характеристикой частей. Вновь обращаясь к тексту «Зимней дороги», просит в чтении реализовать основные задачи каждой части. Ученики читают.
Далее учитель отмечает, что основное направление в чтении учащихся верное, но они многого не заметили в тексте и поэтому не сумели передать. Обращаются снова к той же статье Вс. Рождественского. «Интересно сделать еще одно наблюдение. Стихи написаны хореем, хорошо передающим движение, мерное постукивание лошадиных копыт, и вместе с тем вы все время чувствуете, что это движение плавное, скользящее. Чем это достигнуто? Очевидно, преобладанием гласных звуков «о» и «а». Они действительно пронизывают стихотворение с начала до конца. И от этого получается впечатление легкости, воздушности, хотя речь идет о далеко не веселых переживаниях. Но и дорожную свою грусть Пушкин окрашивает здесь в светлые тона. Таково уж свойство его любящего жизнь и людей характера...
Кстати, во второй части стихотворения, где речь идет о близкой встрече, главным становится уже другой гласный звук — «и». Не подсказан ли он самим именем «Нина»? (Учитель читает эту строфу.) В предпоследней же строфе, где говорится о мерном постукивании часового механизма, слух ясно различает подчеркнутый звук «ч». (Учитель читает и эту строфу.) Все это, разумеется, только догадки. Но есть смысл приглядеться к ним. Они учат нас не только читать, понимать, но и слушать стихи. В «Зимней дороге» есть еще одна выразительная строфа, Трудно более сжато и точно определить и музыкальный характер, и содержание тогдашней народной песни. (Учитель читает строфу «Что-то слышится родное...» и завершает разговор, вновь обращаясь к статье.) «Зимняя дорога» написана простой, почти разговорной речью... Нас до сих пор пленяет необычайная простота, легкость и свобода пушкинского хорея. Подобная простота — результат вдумчивой работы и большого словесного мастерства».
Далее учитель предлагает прослушать это стихотворение в исполнении А. И. Шварца и решить, так ли понято чтецом это произведение, как постиг его поэт Вс. Рождественский, и сумел ли А. И. Шварц передать прелесть пушкинской «Зимней дороги». Итак, учитель вел анализ стихотворения, постоянно опираясь на статью Вс. Рождественского и беря из нее преимущественно те части, где говорится о характере тех или иных строф и об их звуковой инструментовке. Анализ текста и обучение чтению совпали, всему процессу размышлений над текстом сопутствовало обращение к критической литературе.
Подобным же образом могут быть использованы и другие литературоведческие этюды и статьи небольшого объема.
Привлекаются и материалы искусствоведческих статей, написанных самими исполнителями. Но цели подобного анализа будут несколько иными: тоже проникая в эмоционально-образную и звуковую структуру произведения, показать последовательность и характер работы чтеца над данным текстом.
Таким путем можно успешно анализировать произведения самого различного характера: эпические, лирические, драматические. Рекомендуем использовать:
статьи «Зимнее утро», «Зимний вечер», «К***», «Погасло дневное светило...» из книги Вс. Рождественского «Читая Пушкина» при анализе соответствующих стихотворений;
статью С. Я. Маршака «Об одном стихотворении» в связи с анализом «Выхожу один я на дорогу...» М. Ю. Лермонтова;
отрывки из статьи В. В. Маяковского «Как делать стихи» при изучении его же стихотворения «Сергею Есенину»;
отрывок из книги А. И. Шварца «В лаборатории чтеца» («Человек в футляре» А. Чехова) при разборе чеховского рассказа;
главы из книги В. П. Яхонтова «Театр одного актера» в процессе изучения «Горя от ума», «Евгения Онегина», ряда стихотворений и поэм В. В. Маяковского;
главу «Об искусстве чтеца» из книги В. Н. Аксенова «Искусство художественного слова» при анализе стихотворения А. С. Пушкина «Желание славы»;
отрывок из книги Я. М. Смоленского «Искусство звучащего слова» при изучении стихотворений «Есть в осени первоначальной...» и «Умом Россию не понять...» Ф. И. Тютчева и «Не бродить, не мять в кустах багряных...» С. А. Есенина.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.