Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Урок с применением устного рисования


"Методика выразительного чтения". Под ред. Т. Ф. Завадской
Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература»
"Просвещение", Москва, 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

(Л. Ю. Коренюк)

Используя устное рисование при подготовке к выразительному чтению, учитель ставит перед собой задачу пробудить фантазию детей, помочь им проникнуть в глубину образного содержания, научить их хорошо видеть своим внутренним зрением картины, нарисованные художником.
Прием устного рисования применяется постоянно при обучении учащихся выразительному чтению. В III—V классах лучше всего использовать для этого описания природы, так как они более близки жизненному опыту и эстетическим чувствам детей. Здесь можно скорее вызвать в воображении детей яркие, живые представления нарисованных в художественном произведении картин. Приводим урок по изучению стихотворения И. С. Никитина «Утро».
Учитель. Для того чтобы научиться выразительно читать, надо стараться хорошо увидеть в своем воображении картины, которые описываются в художественном произведении, а читая произведение вслух — рисовать словами эти картины.
Сегодня мы будем учиться выразительно читать стихотворение И. С. Никитина «Утро». Наша задача будет заключаться в том, чтобы, читая его, хорошо представить изображенные в нем картины утренней природы, почувствовать их красоту.
Но прежде чем читать стихотворение, давайте поговорим о том, какие вы сами наблюдали утром картины природы. Начнем с «самого начала»: с рассвета. Кто наблюдал рассвет, расскажите, какие картины вам вспоминаются?
Ученики. Небо чуть светлеть начинает.
— Звезды бледнеют.
Учитель. А теперь попробуем сделать так. Давайте представим себе, будто мы сейчас наблюдаем эту картину рассвета. Пофантазируйте: что еще можно увидеть, кроме светлеющего неба и угасающих звезд?
Ученики. Лес еще темный стоит.
— На берегу речки палатки стоят.
— А вода в речке теплая бывает.
— Костер догорает.
— Тихо, тихо везде.
Учитель. Да, ребята, очень тихо. А что-нибудь можно услышать в этой тишине? Ну-ка, «прислушайтесь». Слышите что-нибудь? Ученики. Рыба плеснула в речке.
— Шишка с дерева упала.
— Ветка хрустнула.
— Пискнул кто-то.
Учитель. Давайте представим в воображении такие обстоятельства: в палатках спят ребята, а мы стоим на берегу речки и наблюдаем рассвет. Вот стало светлее. Звезд уже почти не осталось на небе. Какие картины природы рисуются вам сейчас?
Ученики. Лес уже лучше видно. Он не такой темный, деревья видно.
— Небо краснеть начинает. Это заря.
— Росу видно на траве. Пойдешь — ноги замочишь.
— В палатках проснулись. Разговаривают.
— Кто-то вышел из палатки. Ведром стукнул.
Учитель. А теперь прочитаем внимательно, неторопливо стихотворение. Представляем каждую картину, каждый звук. На доске вывешивается текст стихотворения.
Прочитали. Теперь вы знаете все содержание стихотворения.
Читая стихотворение, вы заметили, что оно состоит из нескольких частей. Давайте укажем эти части.
Стихотворение делится на три части.
I часть — от слов «Звезды меркнут и гаснут», кончая словами «с листьев брызнет роса серебристая».
II часть — от слов «Потянул ветерок...», кончая словами «и стоит себе лес улыбается».
III часть — от слов «Вот и солнце встает...» и до конца. Учитель. Расскажите, как вы представляете картины, нарисованные в первой части.
Ученики. Я вижу, как звездочка стала бледнеть, бледнеть... и совсем погасла, будто растворилась.
— Я вижу облака красные, красивые.
Учитель. А какими вы видите облака: большие они или пет, много ли их, на что они похожи?
Ученики. Большие. Они круглые такие.
— На горы походят.
— Нет, они растянутые... на паруса походят.
Учитель. Обратите внимание, ребята, поэт пишет: «Белый пар по лугам расстилается». Как вы думаете, можно ли было бы заменить слово «расстилается» словом «расстелился»? Изменилась бы от этого картина?
Ученики. Заменить слово нельзя.
— Расстилается — это значит белый пар движется, а расстелился — значит он стоит, расстелился и все.
Учитель. Как вы представляете вот эту картину:, «по зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается»? Что вы видите? Озеро? Реку? Пруд? Почему вода зеркальная? Что это за кудри у лозняка и как по ним может разливаться заря?
Ученики. Я вижу озеро... Вода чистая, светлая. В ней отражается алая заря.
— А я вижу речку, а в ней, как в зеркале, видны алые облака.
— На берегу озера кусты, листьев на них много, они густые, похожи на кудри.
— И роса на них блестит... Розовая... от облаков. Учитель. А как вы понимаете слова: «Дремлет чуткий камыш»? Как вы это представляете себе?
Ученики. Камыш чуть-чуть качается...
— У него верхушки чуть вздрагивают. Учитель. А почему тропинка чуть приметна? Ученик. Она в густой траве, по ней никто не проходил еще — не стряхнули росу.
Учитель. Как вы представляете себе «серебристую росу»?
Ученики. На листьях капельки воды, они светлые, светлые...
— Прозрачные.
— Они блестят.
— В них отражается солнце.
Учитель. А когда брызнет на лицо роса, что вы почувствуете?
Ученики. Роса прохладная.
— Холодно.
Учитель. Мы с вами сейчас всмотрелись в природу, которая еще спит, но вот-вот должна пробудиться. Как кругом красиво! На небе пылает алая заря. Воздух свеж, прохладен... Кругом безлюдье... Тишина... Но вот природа начинает пробуждаться. Потянул ветерок, послышались звуки. «Пронеслись утки с шумом». Кто из вас видел и слышал, как летят дикие утки?
Ученик. Я видел. Они низко над водой пролетали, и быстро-быстро, только слышно было: «ш-ш-ш...»
Учитель. Представьте себе далекий звон колокольчика и прислушайтесь к нему. В вашем воображении может появиться картина, которая «не вошла» в стихотворение. Что это за картина?
Ученики. Тройка скачет по дороге.
— Кони бегут быстро, бодро, гривой машут.
Учитель. Нарисуйте в своем воображении картину: рыбаки в шалаше пробудились, сняли сети с шестов, весла к лодкам несут... Приходилось ли вам на рыбалке бывать, просыпаться рано утром, слышать первые всплески на реке, забрасывать удочки? Если бывали, вспомните, что вы наблюдали, а когда будете читать вслух, присоедините свои воспоминания к картинам, которые нарисовал поэт.
Скажите, каким вы представляете небо, читая слова: «А восток все горит, разгорается»? Сравните эту картину с нарисованной ранее: «в огне облака». Что изменилось?
Ученики. Небо еще больше разгорелось.
— Алых облаков больше стало.
Учитель. Обратите еще вот на что внимание: слова «в огне облака» рисуют тот момент, когда занималась заря в небе. В начале рассвета окрашиваются в алый цвет облака, которые находятся высоко над землей. А словами «а восток все горит, разгорается» рисуется картина перед самым восходом солнца: в алый цвет окрашивается весь край неба на востоке, и ярче всего бывают краски у самого края земли. Вот-вот должно взойти солнце. Нет уже прежней тишины... Лес наполнился пением птиц.
Какую картину вызывают в вашем воображении слова: «И стоит себе лес улыбается»? Почему лес кажется улыбающимся?
Ученики. Он кажется таким потому, что его верхушки осветило солнце.
— Посветлел сверху, поэтому и кажется, что он улыбается. Учитель. Кто из вас наблюдал восход солнца? Опишите эту картину.
Ученики. Сначала небо становится ярким, золотистым, потом солнце появляется.
— Лучи бегут по лесу, по полю.
— Сразу становится ярко-ярко, много золотого света.
— Красиво все кругом.
— Радостно делается.
Учитель. Прочитайте последнюю часть стихотворения. Расскажите, как вы представляете выезд пахаря на поле. Ученики. Лошадь быстро бежит по дороге.
— Пахарь радуется солнцу, хорошей погоде. Учитель. Какие у вас чувства вызвала эта картина? Ученики. Радостно!
— Весело!
— Очень нравится, как про восход солнца написано... Красиво очень.
Учитель. Итак, мы с вами внимательно разглядели картины утра, которые изобразил поэт И. С. Никитин в своем стихотворении «Утро». Когда вы будете читать вслух, то вы должны будете рисовать изображенные поэтом картины, рисовать словом.
Чтобы хорошо получилось рисование картин, нужно отдельно для каждой части определить задачу чтения.
Например, задача чтения первой части будет такая: показать, как красиво бывает, когда занимается заря и когда еще кругом все тихо.
А какая будет задача чтения второй части?
Ученики. Рассказать, как пробуждается природа: как зашумели утки, колокольчик зазвенел, рыбаки проснулись.
Учитель. А как вы определите задачу чтения третьей части?
Ученики. Надо нарисовать, как солнце всходит, рассказать, как радостно бывает людям в это время.
Учитель. Старайтесь, когда вы будете читать стихотворение наизусть, хорошо видеть картины. Эти видения будут пробуждать у вас радостное чувство. Если будете хорошо видеть, то вы сможете прочитать стихотворение так, что и слушатели вместе с вами увидят и почувствуют красоту описанной в стихотворении природы и порадуются ей.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +