Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Выразительное чтение загадок (урок в IV классе)


"Методика выразительного чтения". Под ред. Т. Ф. Завадской
Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература»
"Просвещение", Москва, 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

(Л. Ю. Коренюк)

Загадки являются хорошим материалом для обучения детей выразительности речи и чтения и развития образного мышления. Тема «Загадки» изучается после темы «Русские народные сказки». Между жанрами сказки и загадки есть связь. Их роднят элементы образного видения мира: окружающих предметов, явлений природы, деятельности людей и т. д.
Для работы над загадками современные методисты рекомендуют отводить три урока. Два урока отводятся по программе, а на третий берется время, выделенное для занятий по развитию речи.
Предлагается следующее планирование уроков.
«Первый урок. Чтение и разбор загадок, помещенных в хрестоматии. Комментированное чтение статьи о загадках.
Второй урок. Углубление работы над содержанием и поэтической формой загадок. Народные и литературные загадки: их сходство и различие. Коллективное составление загадок.
Третий урок. Анализ загадок, сочиненных учениками. Сказки и легенды о значении загадок в жизни людей».
Приводим примерную разработку первого урока.
Содержание урока: чтение и разбор загадок в хрестоматии. Чтение и комментирование статьи о загадках.
Цель урока: научить детей понимать образный характер загадок и выразительно их читать вслух.
Ход урока
Урок можно начать с выполнения упражнений по технике речи. Смысл и целесообразность таких упражнений состоит в том, чтобы провести своего рода произносительную гимнастику, подготовить речевой аппарат к работе, настроить детей на активную деятельность.
В качестве упражнений используется хоровое и индивидуальное произнесение скороговорок. На материале скороговорок дети учатся четкости и правильности произношения. «Эти малые формы художественной речи,— писала М. А. Рыбникова,— показывающие высокое звуковое мастерство, произносятся в классе по нескольку раз, дети учатся четкому и звонкому произношению, вслушиваются в звуки и в слоги, проходят школу художественной фонетики».
Для работы с классом учитель выбирает ряд скороговорок. Перед тем как ученики будут произносить их, он говорит о том, что главное в произношении не скорость, а чистота выговаривания звуков, показывает, в каком темпе следует произносить скороговорку, как следует добиваться четкости, чистоты произношения.
Каждая скороговорка произносится не менее чем с двумя разными намерениями (подтекстами). Например, берется скороговорка: «Проворонила ворона вороненка». Ее можно произнести с такими намерениями:
1. Пожалеть вороненка: «Ах, как жалко, пропал вороненок из-за вороны».
2. Упрекнуть ворону: «Эх ты, растяпа, что ты наделала!»
3. Выразить недоумение: «Что вы говорите? Этого не может быть, чтобы ворона проворонила вороненка».
Или возьмем такую скороговорку: «Из-под топота копыт пыль по полю летит».
Здесь возможны такие варианты произношения:
1. Любуемся тем, как красиво скачет конница: «Мне нравится, как мчится конница».
2. Выражаем недовольство: «Фу, как напылили».
Работа над скороговорками превращается в увлекательную, полезную, обучающую игру. Она не стоит особняком и на данном уроке, а в какой-то мере подводит к теме урока. Загадки тоже следует читать с разными подтекстами, находить разные варианты произношения их.
Например, возможно несколько вариантов произношения загадки С. Я. Маршака, приведенной в хрестоматии:
Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела
Дуб, дуб.
Поломала
Зуб, зуб.
1. Пожалеть, что сломалась пила.
2. Выразить удовлетворение («Хорошо, что поломалась пила: надоело слушать ее визг»),
3. Полюбоваться тем, как здорово, старательно работает пила («Аж зуб поломала»).
На выполнение упражнений по технике речи отводится 4—5 минут. Основная часть урока — работа над загадками.
Проводится беседа с учащимися, цель которой состоит в том, чтобы заставить учащихся вспомнить известные им загадки, увлечь темой урока.
Учащиеся задают загадки; могут сразу же давать отгадки. Можно сделать и так: один загадывает, остальные отгадывают. Учитель отмечает наиболее удачные ответы, пояснения, интересные загадки.
После этого проводится чтение и разбор загадок, помещенных в хрестоматии.
Учитель. Откройте книгу для чтения на 28-й странице.
Прочитайте про себя первую загадку. Отгадайте ее. Что это такое?
Ученик. Это месяц.
Учитель. Как ты узнал?
Ученик. Рядом с загадкой нарисован месяц.
Учитель. А если бы не было картинки, вы смогли бы отгадать эту загадку?
Первый ученик. Нет, я не смог бы.
Второй ученик. Я бы отгадал.
Третий ученик. А я знал отгадку.
Учитель. С чем сравнивается месяц?
Ученик. С краюшкой хлеба.
Учитель. Почему он сравнивается с краюшкой хлеба?
Ученик. Потому, что он походит на краюшку хлеба.
Учитель. Что в этом сравнении есть необычного?
Ученик. Краюшка хлеба на столе лежит, а месяц висит в небе.
Учитель. Почему собаки лают?
Ученик. Они видят месяц, думают, что это краюшка хлеба, и злятся, что не могут достать.
Учитель. В загадке нарисована целая картина: мы видим звездное небо, среди звезд золотой месяц, слышим лай собак; можем представить деревню, темные избы со светящимися окошками, темнеющий вдали лес и т. д.
Читая такие загадки, надо представлять в своем воображении нарисованные в них картины.
Будем читать вслух первую загадку. Но прежде чем читать вслух, найдите в ней наиболее важные по смыслу слова (логические ударения). При чтении их нужно выделять голосом. Подумайте, где нужно будет сделать паузы.
Текст загадки записывается на доске. Ученики находят логические ударения, паузы; делается логическая разметка текста, логические ударения подчеркиваются горизонтальной чертой, паузы обозначаются вертикальными черточками.
Над бабушкиной избушкой | Висит хлеба краюшка. || Собаки лают, | А достать не могут.
Учитель. Прочитайте загадку с разными намерениями. Первый раз так, как будто вы, читая загадку, сами себя спрашиваете: «Что же это такое? Никак не могу догадаться». Второй раз — вы уже знаете отгадку: это месяц, и любуетесь картиной звездной ночи в деревне.
Учитель показывает, как читается загадка в том и в другом случае. Затем эту загадку читают учащиеся. Приблизительно такая же работа может быть проведена и над второй загадкой:
Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
Учитель обращает внимание детей на то, что особенность этой загадки заключается в передаче движения («летит», «крылья распластала», «солнышко застлала»). Можно поставить вопросы:
1. Чем эта загадка отличается от первой?
В первой загадке рисуется относительно неподвижная картина, во второй — картина в движении.
2. В чем сходство тучи с орлицей?
Само движение тучи напоминает полет птицы, по форме туча походит на птицу.
Внимание детей обращается и на величину тучи. Это большая туча. «Крылья распластала», «солнышко застлала». Учитель спрашивает учеников:
— Какая картина представляется вам, когда вы слышите эту загадку?
Ученики. Я вижу голубое небо, а по нему плывет туча.
— Края тучи похожи на крылья огромной птицы.
— Туча, как грозная птица, летит, закрывает солнце.
После беседы проводится чтение загадки. Предварительно делается логический разбор, обозначаются логические ударения и паузы. Определяется задача чтения: нарисовать картину движения тучи, ее грозный полет.
Особо выделяется на уроке группа загадок, в которых предметы описываются с помощью звукоподражания. Часть таких загадок помещена в хрестоматии.
Загадки эти следует использовать для отработки. На эту сторону обращала внимание М. А. Рыбникова. Она писала: «Нужно приучить ученика не только видеть картины, которые рисует поэт, но и слышать звучание стиха, его инструментовку, звукоподражание и звукозапись» — и отмечала, что при чтении загадок необходимо, чтобы в детской речи четко воспроизводилась их звуковая инструментовка: «Если загадка рисует картину с помощью звукозаписи или звукоподражания, то учитель подчеркивает своим произношением этот звуковой эффект и требует от детей такого же сознательного и четкого произнесения».
Научив детей воспроизводить звукозапись средствами устной речи, учитель будет развивать эти навыки дальше, в работе над художественными текстами, где встречаются специальные звуко-подборы, звукоподражания как элементы изображения картины, действия и т. д.
Работу над загадками, помещенными в хрестоматии, можно закончить тем, что учитель предложит нескольким ученикам выбрать по желанию загадки, самостоятельно объяснить их и выразительно прочитать.
Завершающий этап урока — комментированное чтение статьи «О загадках», помещенной в хрестоматии. Читая и комментируя статью, ученики учатся логически осмысливать содержание научного текста и логически выразительно его читать. Для удобства чтения и комментирования статья делится по смыслу на несколько частей.
Учитель не проводит этого деления вместе с учащимися. Он делает это для себя. Выделенные им части он предлагает читать и пояснять отдельным ученикам.
Обращается особое внимание на логическую выразительность чтения. Учитель говорит ученикам: читайте неторопливо, осмысленно. Отделяйте одно предложение от другого паузами, делайте, где необходимо, паузы между смысловыми частями внутри предложения, тогда слушающие будут лучше понимать и усваивать смысл того, что вы читаете.
Загадка, приведенная в четвертой части, может быть прочитана несколькими учениками. Учитель отмечает наиболее удачное чтение.
В пятой части приведены две загадки, которые представляют собой короткие стихотворения. На них следует остановиться особо. По содержанию этих стихотворений учитель проводит беседу. Учитель спрашивает учеников, с кем сравнивается воробей. Ученики отвечают: воробей сравнивается с маленьким мальчишкой в сером армячишке. Выясняется, как характеризует воробья такое сравнение, какая картина при этом рисуется в воображении.
Подобная беседа проводится по содержанию второго стихотворения. Затем эти загадки-стихотворения выразительно читаются.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +