"Методика выразительного чтения". Под ред. Т. Ф. Завадской
Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература»
"Просвещение", Москва, 1977 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
(Л. Ю. Коренюк)
Загадки являются хорошим материалом для обучения детей выразительности речи и чтения и развития образного мышления.
Тема «Загадки» изучается после темы «Русские народные сказки». Между жанрами сказки и загадки есть связь. Их роднят элементы образного видения мира: окружающих предметов, явлений природы, деятельности людей и т. д.
Для работы над загадками современные методисты рекомендуют отводить три урока. Два урока отводятся по программе, а на третий берется время, выделенное для занятий по развитию речи.
Предлагается следующее планирование уроков.
«Первый урок. Чтение и разбор загадок, помещенных в хрестоматии. Комментированное чтение статьи о загадках.
Второй урок. Углубление работы над содержанием и поэтической формой загадок. Народные и литературные загадки: их сходство и различие. Коллективное составление загадок.
Третий урок. Анализ загадок, сочиненных учениками. Сказки и легенды о значении загадок в жизни людей».
Приводим примерную разработку первого урока.
Содержание урока: чтение и разбор загадок в хрестоматии. Чтение и комментирование статьи о загадках.
Цель урока: научить детей понимать образный характер загадок и выразительно их читать вслух.
Ход урока
Урок можно начать с выполнения упражнений по технике речи. Смысл и целесообразность таких упражнений состоит в том, чтобы провести своего рода произносительную гимнастику, подготовить речевой аппарат к работе, настроить детей на активную деятельность.
В качестве упражнений используется хоровое и индивидуальное произнесение скороговорок. На материале скороговорок дети учатся четкости и правильности произношения. «Эти малые формы художественной речи,— писала М. А. Рыбникова,— показывающие высокое звуковое мастерство, произносятся в классе по нескольку раз, дети учатся четкому и звонкому произношению, вслушиваются в звуки и в слоги, проходят школу художественной фонетики».
Для работы с классом учитель выбирает ряд скороговорок. Перед тем как ученики будут произносить их, он говорит о том, что главное в произношении не скорость, а чистота выговаривания звуков, показывает, в каком темпе следует произносить скороговорку, как следует добиваться четкости, чистоты произношения.
Каждая скороговорка произносится не менее чем с двумя разными намерениями (подтекстами). Например, берется скороговорка: «Проворонила ворона вороненка». Ее можно произнести с такими намерениями:
1. Пожалеть вороненка: «Ах, как жалко, пропал вороненок из-за вороны».
2. Упрекнуть ворону: «Эх ты, растяпа, что ты наделала!»
3. Выразить недоумение: «Что вы говорите? Этого не может быть, чтобы ворона проворонила вороненка».
Или возьмем такую скороговорку: «Из-под топота копыт пыль по полю летит».
Здесь возможны такие варианты произношения:
1. Любуемся тем, как красиво скачет конница: «Мне нравится, как мчится конница».
2. Выражаем недовольство: «Фу, как напылили».
Работа над скороговорками превращается в увлекательную, полезную, обучающую игру. Она не стоит особняком и на данном уроке, а в какой-то мере подводит к теме урока. Загадки тоже следует читать с разными подтекстами, находить разные варианты произношения их.
Например, возможно несколько вариантов произношения загадки С. Я. Маршака, приведенной в хрестоматии:
Принялась она за дело, Завизжала и запела, Ела, ела
Дуб, дуб. Поломала Зуб, зуб.
1. Пожалеть, что сломалась пила.
2. Выразить удовлетворение («Хорошо, что поломалась пила: надоело слушать ее визг»),
3. Полюбоваться тем, как здорово, старательно работает пила («Аж зуб поломала»).
На выполнение упражнений по технике речи отводится 4—5 минут. Основная часть урока — работа над загадками.
Проводится беседа с учащимися, цель которой состоит в том, чтобы заставить учащихся вспомнить известные им загадки, увлечь темой урока.
Учащиеся задают загадки; могут сразу же давать отгадки. Можно сделать и так: один загадывает, остальные отгадывают.
Учитель отмечает наиболее удачные ответы, пояснения, интересные загадки.
После этого проводится чтение и разбор загадок, помещенных в хрестоматии.
Учитель. Откройте книгу для чтения на 28-й странице.
Прочитайте про себя первую загадку. Отгадайте ее. Что это такое?
Ученик. Это месяц.
Учитель. Как ты узнал?
Ученик. Рядом с загадкой нарисован месяц.
Учитель. А если бы не было картинки, вы смогли бы отгадать эту загадку?
Первый ученик. Нет, я не смог бы.
Второй ученик. Я бы отгадал.
Третий ученик. А я знал отгадку.
Учитель. С чем сравнивается месяц?
Ученик. С краюшкой хлеба.
Учитель. Почему он сравнивается с краюшкой хлеба?
Ученик. Потому, что он походит на краюшку хлеба.
Учитель. Что в этом сравнении есть необычного?
Ученик. Краюшка хлеба на столе лежит, а месяц висит в небе.
Учитель. Почему собаки лают?
Ученик. Они видят месяц, думают, что это краюшка хлеба, и злятся, что не могут достать.
Учитель. В загадке нарисована целая картина: мы видим звездное небо, среди звезд золотой месяц, слышим лай собак; можем представить деревню, темные избы со светящимися окошками, темнеющий вдали лес и т. д.
Читая такие загадки, надо представлять в своем воображении нарисованные в них картины.
Будем читать вслух первую загадку. Но прежде чем читать вслух, найдите в ней наиболее важные по смыслу слова (логические ударения). При чтении их нужно выделять голосом. Подумайте, где нужно будет сделать паузы.
Текст загадки записывается на доске. Ученики находят логические ударения, паузы; делается логическая разметка текста, логические ударения подчеркиваются горизонтальной чертой, паузы обозначаются вертикальными черточками.
Над бабушкиной избушкой | Висит хлеба краюшка. || Собаки лают, | А достать не могут.
Учитель. Прочитайте загадку с разными намерениями. Первый раз так, как будто вы, читая загадку, сами себя спрашиваете: «Что же это такое? Никак не могу догадаться». Второй раз — вы уже знаете отгадку: это месяц, и любуетесь картиной звездной ночи в деревне.
Учитель показывает, как читается загадка в том и в другом случае. Затем эту загадку читают учащиеся. Приблизительно такая же работа может быть проведена и над второй загадкой:
Летит орлица По синему небу, Крылья распластала, Солнышко застлала.
Учитель обращает внимание детей на то, что особенность этой загадки заключается в передаче движения («летит», «крылья распластала», «солнышко застлала»). Можно поставить вопросы:
1. Чем эта загадка отличается от первой?
В первой загадке рисуется относительно неподвижная картина, во второй — картина в движении.
2. В чем сходство тучи с орлицей?
Само движение тучи напоминает полет птицы, по форме туча походит на птицу.
Внимание детей обращается и на величину тучи. Это большая туча. «Крылья распластала», «солнышко застлала».
Учитель спрашивает учеников:
— Какая картина представляется вам, когда вы слышите эту загадку?
Ученики. Я вижу голубое небо, а по нему плывет туча.
— Края тучи похожи на крылья огромной птицы.
— Туча, как грозная птица, летит, закрывает солнце. После беседы проводится чтение загадки. Предварительно
делается логический разбор, обозначаются логические ударения и паузы. Определяется задача чтения: нарисовать картину движения тучи, ее грозный полет. Особо выделяется на уроке группа загадок, в которых предметы описываются с помощью звукоподражания. Часть таких загадок помещена в хрестоматии. Загадки эти следует использовать для отработки. На эту сторону обращала внимание М. А. Рыбникова. Она писала: «Нужно приучить ученика не только видеть картины, которые рисует поэт, но и слышать звучание стиха, его инструментовку, звукоподражание и звукозапись» — и отмечала, что при чтении загадок необходимо, чтобы в детской речи четко воспроизводилась их звуковая инструментовка: «Если загадка рисует картину с помощью звукозаписи или звукоподражания, то учитель подчеркивает своим произношением этот звуковой эффект и требует от детей такого же сознательного и четкого произнесения».
Научив детей воспроизводить звукозапись средствами устной речи, учитель будет развивать эти навыки дальше, в работе над художественными текстами, где встречаются специальные звуко-подборы, звукоподражания как элементы изображения картины, действия и т. д.
Работу над загадками, помещенными в хрестоматии, можно закончить тем, что учитель предложит нескольким ученикам выбрать по желанию загадки, самостоятельно объяснить их и выразительно прочитать.
Завершающий этап урока — комментированное чтение статьи «О загадках», помещенной в хрестоматии. Читая и комментируя статью, ученики учатся логически осмысливать содержание научного текста и логически выразительно его читать. Для удобства чтения и комментирования статья делится по смыслу на несколько частей.
Учитель не проводит этого деления вместе с учащимися. Он делает это для себя. Выделенные им части он предлагает читать и пояснять отдельным ученикам.
Обращается особое внимание на логическую выразительность чтения. Учитель говорит ученикам: читайте неторопливо, осмысленно. Отделяйте одно предложение от другого паузами, делайте, где необходимо, паузы между смысловыми частями внутри предложения, тогда слушающие будут лучше понимать и усваивать смысл того, что вы читаете.
Загадка, приведенная в четвертой части, может быть прочитана несколькими учениками. Учитель отмечает наиболее удачное чтение.
В пятой части приведены две загадки, которые представляют собой короткие стихотворения. На них следует остановиться особо. По содержанию этих стихотворений учитель проводит беседу. Учитель спрашивает учеников, с кем сравнивается воробей. Ученики отвечают: воробей сравнивается с маленьким мальчишкой в сером армячишке. Выясняется, как характеризует воробья такое сравнение, какая картина при этом рисуется в воображении.
Подобная беседа проводится по содержанию второго стихотворения. Затем эти загадки-стихотворения выразительно читаются.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.