"Методика выразительного чтения". Под ред. Т. Ф. Завадской
Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература»
"Просвещение", Москва, 1977 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
(Р. Р. Майман)
М. А. Рыбникова относила выразительное чтение к слуховой наглядности и считала эту наглядность для преподавания литературы более важной, чем наглядность зрительная, не умаляя, однако, и последней.
Одной из форм зрительной наглядности является выставка.
Литературная выставка не новая форма внеклассной работы по литературе. Теоретически и практически она блестяще разработана М. А. Рыбниковой и другими методистами.
Создание же и использование выставки по искусству звучащей литературы имеет свои методические трудности. Профессиональная выставка была лишь одна — в 1940 г., организованная по инициативе чтеца и теоретика искусства чтения Г. В. Артоболевского и ленинградской секции мастеров слова.
Как было сказано в «Памятке», «задача выставки — наглядно представить небывалый расцвет искусства слова в нашей стране и сопоставить нынешнее его состояние с прошлым этого искусства в России».
Принципиальное значение имел план экспозиции, разработанный Г. В. Артоболевским: впервые намечены основные линии в развитии искусства слова. Один отдел был посвящен советскому искусству и пять — его истории: народным мастерам слова, великим русским актерам-чтецам, профессионалам чтецам, любителям-чтецам (в том числе и известным педагогам) и классикам литературы, прекрасно исполнявшим свои произведения.
Опыт Г. В. Артоболевского весьма поучителен. Но прошло более трех десятков лет, а аналогичного события искусство звучащей литературы не знает. Между тем с каждым годом труднее и труднее собирать экспонаты по истории искусства. И все острее необходимость в таких документах на школьных уроках литературы, на кружковых и факультативных занятиях. Словеснику очень нужны систематизированные и соответствующим образом оформленные материалы по истории и теории искусства звучащей литературы.
Это и побудило словесников создавать с учащимися выставку «Искусство художественного слова». Как показывает опыт учителей-словесников Сахалинской области, эта работа имеет большое воспитательное и образовательное значение. Самих создателей экспозиции обогащает активное участие в поисках, отборе, группировке и оформлении материалов, тут широкое поле деятельности и для фотографов (пересъемка портретов, афиш, документов), и для художников (оформление стендов), и для любителей самого искусства (подбор материала, его компоновка, переписка с чтецами и т. п.). Порою это настоящая исследовательская деятельность: почти все создается впервые.
Накопленные материалы входят в основные разделы выставки — дооктябрьский и советский этапы развития художественного слова. Разумеется, советский период нуждается в наиболее полном и многогранном освещении. Внутри каждого раздела — стенды, раскрывающие ту или иную проблему: развитие искусства в первые послереволюционные годы, режиссура чтения и др., или творчество исполнителей: чтецов, актеров, авторов.
Если материалы расположить в хронологической последовательности, но основным линиям, направлениям развития профессионального искусства, то каждый стенд становится неотъемлемой частью всей экспозиции. В то же время каждая часть, каждое звено выставки должно иметь хотя бы относительную проблемно-тематическую и художественно-графическую завершенность, самостоятельность. Это облегчит использование материалов в многообразной учебно-воспитательной работе школы.
Важнейшую часть выставки составят творческие портреты А. Закушняка, А. Шварца, В. Яхонтова, В. Аксенова, В. Качалова, Д. Орлова, Д. Журавлева, И. Ильинского, С. Кочаряна, И. Андроникова, Я. Смоленского и других.
Каждый такой стенд-монография включит фотографии исполнителей, высказывания самих чтецов об отдельных проблемах художественного чтения, а также фрагменты воспоминаний, статей и других свидетельств, характеризующих их чтение.
Так, например, стенд «А. И. Шварц» может содержать наряду с иллюстративным зрительным рядом выписки из книги «В лаборатории чтеца» и из других его работ, а также высказывания о нем мастеров звучащего слова — И. Андроникова, Д. Журавлева, поэта С. Маршака, литературоведа Б. Эйхенбаума. Эти документы, а также фотокопии той части книги А. Шварца, где дан его репертуар, создают представление о наиболее характерном для творчества Шварца — о его страстной любви к литературе, об умении постичь глубины исполняемого текста и внешне скупыми средствами мастерски воссоздать в звучащем слове идейно-художественные богатства литературы. Аналогично могут быть составлены и другие персоналии.
Могут быть созданы стенды, посвященные вопросам теории искусства и содержащие дидактический материал по технике, логике и эмоционально-образной выразительности чтения.
Большое впечатление производит подборка документов о тении юных исполнителей. Это свидетельства писателей (М. Горького, Л. Кассиля, М. Сергеева и других), искусствоведов (Н. Ю. Верховского и других), учителей. Объединенные тематически, они дают представление не только о великолепных творческих возможностях учащихся, но и о том, что наиболее ценно в чтении, к чему следует стремиться.
Все текстовые материалы выставки нуждаются в точном и полном указании источников — откуда они взяты. Тем самым будет подчеркнута документальность выписок и облегчено использование материалов.
Фотографии, репродукции с картин и рисунков, фотокопии афиш, программ и т. п. тоже займут в экспозиции важное место — особенно на стендах, характеризующих творчество ведущих мастеров, прежде всего когда речь пойдет об исполнителях жанра «театра одного актера» или о чтецах, широко использующих мимику,— о С. Кочаряне, И. Ильинском и других. Выставка включит и фотодокументы, часть которых ученики переснимут со страниц книг, журналов, с афиш. Преимущественное место надо отвести тем фотографиям, где чтец запечатлен в момент творчества, исполнительской деятельности.
Некоторые экспонаты (программы, фотографии, афиши) ученики получают в результате переписки с мастерами звучащего слова.
Стенды выставки естественно дополнятся тематическими альбомами, диафильмами, хрестоматиями по отдельным проблемам искусства звучащего слова. Например, хрестоматия «В. В. Маяковский и искусство художественного слова» включает статьи и высказывания поэта об искусстве звучащей литературы, о собственном чтении, а также воспоминания чтецов, свидетельства писателей, стихи о чтении Маяковского, статьи об использовании на уроках авторского исполнения.
Значительно обогатят экспозицию книги по художественному слову.
Органической и принципиально значимой частью выставки явятся и фономатериалы: грампластинки, магнитозаписи, звуковые кинофрагменты.
Выставка может быть размещена в кабинете литературы. Но полностью она разворачивается эпизодически: перед концертами чтецов в начале и конце занятий кружка или факультатива. Приглашаются и «посторонние» — ученики школ, студийцы Дома пионеров и др. В форме экскурсии посетители знакомятся с историей и спецификой искусства художественного слова.
Обычно же, в повседневной работе, используются отдельные стенды, иногда — цикл стендов или раздел. Привлекаются они по-разному, с различными целями. Например, для ознакомления учащихся с современным исполнительским искусством. Слуховая и зрительная наглядность взаимно дополняют друг друга. Такие стенды, как «Н. В. Гоголь-чтец», «А. С. Пушкин — исполнитель своих произведений», «И. А. Крылов-рассказчик», «В. В. Маяковский и искусство художественного слова», «Читает С. А. Есенин», «А. А. Блок — исполнитель лирики», и многие другие привлекаются на школьных уроках, факультативных занятиях и на литературных вечерах.
Материалы выставки значительно обогащают разнообразную работу по изучению и пропаганде искусства художественного слова и литературы.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.