От пересказа к художественному рассказыванию и выразительному чтению прозы
"Методика выразительного чтения". Под ред. Т. Ф. Завадской
Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература»
"Просвещение", Москва, 1977 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
(В. С. Найденов)
В современной школе чаще слышишь выразительное чтение стихов, чем прозы, и в программах отведено очень скромное место заучиванию наизусть прозаических текстов. Между тем на общую речевую культуру, на обогащение лексики и фразеологию
выразительное чтение прозы оказывает очень большое влияние, так как проза ближе к разговорной речи. Обычная разговорная речь выразительна, и речь детей тем более, а на уроке при чтении мы слышим унылый монотон. Ответ ученика — речь без адреса или в лучшем случае адресованная только учителю.
Многие учителя, серьезно озабоченные выразительностью чтения, сами хорошо читающие и, следовательно, подающие пример хорошего чтения, жалуются на то, что большинство учащихся не поддается их влиянию.
Как отучить школьников от бездумного проговаривания слов, приучить передавать мысли, виденья, чувства? Наиболее радикальное средство — лишить их текста, поставить перед необходимостью передавать содержание произведения, не запоминая текста, т. е. рассказывать его. Многолетняя практика подтверждает эффективность такого приема.
В школе применяются разные виды рассказывания: подробное рассказывание, иначе называемое рассказыванием, близким к тексту, краткий пересказ, рассказывание с изменением формы, творческое рассказывание, т. е. такое, при котором рассказчик является одновременно автором рассказа.
Обычным недостатком школьного рассказывания является смешение разных видов. Ученику предложено дать краткий пересказ. Он начинает кратко, потом какую-то часть рассказывает подробно. Учителя часто мирятся с таким смешением. А этого не следует допускать. Каждый из видов рассказывания имеет свою педагогическую задачу и совершенно отличную от других видов методику.
С выразительным чтением имеет много общего художественное рассказывание. Что же такое художественное рассказывание? Это — свободная передача произведения. Если в выразительном чтении для нас образцом является исполнение мастеров звучащего слова — артистов, то при художественном рассказывании лучше брать за образец искусство народных художников — сказочников.
По нашему убеждению, в школьной практике нельзя смешивать точную, дословную передачу прозаического произведения с его свободным пересказом. Первое следует называть художественным (выразительным) чтением прозы, а второе — художественным рассказыванием.
Источником выразительности речи прежде всего является увлеченность говорящего, наличие у него ярких представлений (видений) и желание поделиться своими мыслями, видениями и чувствами со слушателями.
Все это возникает легче всего в том случае, если рассказчик обратится к своим воспоминаниям. Поэтому начинать упражнения в рассказывании естественней и проще с рассказов-воспоминаний. Можно предложить учащимся подготовить рассказ или о самом радостном или о самом страшном из пережитого ими. Можно предоставить и полную свободу в выборе темы.
Необходимо объяснить учащимся, что, хотя рассказ берется пз собственных воспоминаний, его нельзя пускать на самотек: как расскажется, а следует всесторонне обдумать.
В процессе подготовки рассказчик проходит обычный путь автора.
Прежде всего он уточняет тему: о чем именно я хочу рассказать, почему выбираю именно данный случай. Следующий вопрос: для чего, с какой целью я буду рассказывать? Какой мыслью или какими мыслями хочу поделиться со слушателями? Каково мое отношение к рассказываемому? При этом необходимо решить, рассказываю ли я, сохраняя отношение, которое было у меня во время когда-то происходивших событий, или я уже отношусь к происшедшему со своей современной точки зрения. Иными словами, необходимо обеспечить единство настроения. Обычно рассказ бывает повествовательным, следовательно, нужен сюжет, в котором бы раскрывалась тема и утверждалась идея (авторское отношение). Развитие сюжета не должно затемняться ненужными подробностями и отступлениями. Сохраняются лишь те детали, которые либо объясняют ход событий, либо придают им яркость и наглядность, либо помогают понять характер лиц, участвующих в событиях. Л. Н. Толстой считал подобный отбор материала самым важным и вместе с тем самым трудным делом.
Обычно учащиеся спрашивают: «А можно выдумывать?» «Выдумывай», т. е. творческий вымысел вполне допустим при условии, что вносимые на основании вымысла подробности не нарушают достоверности, вероятности рассказа, не загромождают его, а делают ярче, эмоциональнее. Иными словами, при внесении вымышленного следует задуматься так же, как и при воспроизведении действительно бывшего: ради чего я вношу это в свой рассказ? Рассказывание должно идти свободно, без заглядывания в записку, но в процессе подготовки, при обдумывании рассказа полезно делать записи.
Некоторые методисты советуют начинающему рассказчику предварительно написать весь рассказ. Наш опыт говорит иное. Во-первых, написать весь рассказ полностью дело трудоемкое, а во-вторых, написав рассказ, автор оказывается иногда в плену собственного текста и при исполнении мучительно вспоминает его. Тем самым теряется та свобода и непринужденность, которые так ценны в процессе рассказывания.
Гораздо целесообразнее составить план рассказа. В нем можно записать удачные выражения, которые желательно использовать в процессе рассказывания.
Обдумав все и составив план, необходимо каждому рассказчику поупражняться в рассказывании наедине, а еще лучше перед товарищами, которые могут помочь советами и замечаниями. Упражнения можно начинать, глядя на план, но довести до умения рассказывать без плана. Если рассказ написан полностью, то нужно до той поры упражняться, пока не будет нужды заглядывать в текст.
Необходимо следить, чтобы у рассказчика установилось общение с аудиторией. Внешне это выражается не только в том, что рассказчик прямо смотрит на слушателей, а не куда-то в сторону, как часто бывает в классе, обращается то к одному, то к другому слушателю, смотрит ему в глаза. Это помогает зарождению психологической связи, которая усиливает внимание и
интерес слушающих и дает возможность рассказывающему чувствовать реакцию аудитории, что укрепляет его творческое самочувствие. После упражнения в рассказывании на основе личных воспоминаний можно перейти к рассказыванию литературных текстов, сперва просто к подробному пересказу, а потом к художественному рассказыванию.
Подробный пересказ широко применяется в школе, но, к сожалению, только в младших классах и частично в средних. Пересказ имеет целью лучшее усвоение содержания произведения и обогащение речи учащихся. Запомнившиеся слова и выражения писателя входят в речь ученика и тем делают ее более разнообразной, культурной и красивой. Такой пересказ влияет на эстетическое воспитание, заставляя ученика вспомнить и вновь пережить литературное произведение или его часть, одновременно развивая память. Принцип подробного пересказа: чем нодробнее, тем лучше, чем больше употреблено слов и выражений автора, тем лучше. Ни в коем случае не нужно ставить перед учеником задачу рассказать своими словами. Ведь это значит предлагать подростку умышленно заменять слова Тургенева, Пушкина, Лермонтова своими, естественно, менее удачными.
Художественное рассказывание, принципом которого также следует считать бережное сохранение авторского текста, на первый взгляд мало отличается от подробного пересказа. Но это только на первый взгляд. Все дело в том «чуть-чуть», которое отличает искусство от механического воспроизведения.
В процессе художественного рассказывания исполнитель не просто воспроизводит текст, но преобразует его из слова написанного в слово звучащее, как истолкователь автора, передавая не просто текст Лермонтова, Пушкина, Тургенева или Толстого, а текст в своем понимании. Чтобы не было верхоглядства, необходим глубокий анализ произведения.
Художественное рассказывание лучше всего начинать со сказок. Самая природа народной сказки делает ее незаменимым материалом для рассказывания, «самое слово «сказка» достаточно ясно говорит, что сказка сказывается». В устах рассказчика она возвращается в родную стихию, в которой создалась,— в стихию живого слова.
Образцовыми рассказчиками сказок являются народные сказочники и сказочницы, продолжающие многовековую народную традицию. В их среде в подавляющем большинстве случаев сказка передается устно. Сказочник не выучивает сказку, а «понимает» ее, т. е. усваивает основное содержание и потом свободно его передает, в значительной мере импровизируя.
Рассказывает народный мастер сказку очень свободно, непринужденно, теснейшим образом взаимодействуя с аудиторией, не скупясь на жесты и мимику. «Сказка в игровом исполнении сказочника — спектакль, монологическая пьеса, где словесный текст играет исключительно большую роль, даже ведущую, но далеко не единственную. Художественно впечатляющие, изобразительные средства сказки в живом исполнении не исчерпываются только словом: в арсенале художественных средств сказочника непременно присутствуют и мимика, и жест, и интонация, и обязательно реакция аудитории. Эта реакция часто входит как основной элемент в сказочное действие».
Тем-то и ценна для наших целей сказка, что в процессе ее рассказывания мы можем добиться от рассказчика преодоления скованности и органической связи с аудиторией.
Сказка продолжает применяться в семейном воспитании, традицию бабушек-сказочниц восприняли детские сады, и многие дошкольники не только слушают, но и рассказывают сказки.
Жаль, что эта традиция прерывается в школе. Школьный учитель обычно не рассказывает, а читает с детьми сказку и недостаточно заботится о том, чтобы дети в своем рассказывании приблизились к свободному и по мере своих возможностей художественному рассказыванию.
Поэтому в средних классах приходится заново обучать рассказыванию сказок, а сказки здесь большие и обучать на них трудно. Приходится брать только часть сказки и на ней показывать, что такое настоящее рассказывание.
Вот примерный урок по сказке «Лисица и Журавль» в I классе. Учитель рассказывает сказку. «Заметили, как я рассказывал? Как будто я не в книжке прочел, а видел все своими глазами и старался, чтобы вы все увидели, поэтому я все время смотрел на вас и по вашим глазам замечал, кто видит журавля и лису, а кто нет».
- Подружилась Лиса с Журавлем, а настоящая ли это была дружба?
— Нет.
— А почему?
— Они хотели друг друга обхитрить.
— Лисица и Журавль обманывали друг друга.
— А кто первый стал хитрить?
— Лисица.
- Откройте книжки на странице 102 и внимательно посмотрите рисунки. Кто хочет рассказать сказку?
Поднимается много рук. Учитель вызывает нескольких учеников, сперва хороших рассказчиков, потом тех, кто хуже владеет речью. О каждом рассказчике дети высказывают свои суждения: что ему удалось передать в рассказывании, а что не удалоось. В заключение урока учитель рассказывает сказку по тексту Афанасьева, чтобы показать возможность варьировать сказку.
Если школьники научатся рассказывать сказки, им легко будет перейти и к художественному рассказыванию других литературных текстов, а затем и к точному воспроизведению художественного текста — художественному чтению прозы.
Практика мастеров художественного чтения и практика школы показывают, что наиболее верный путь овладеть прозаическим текстом — это подготовить его художественное рассказывание, а потом, постепенно уточняя, дойти до его точной передачи. Важный момент обучения — активное участие слушателей в обсуждении исполнения. В старших классах высказывания слушателей должны быть достаточно глубокими и продуманными. К этому учеников необходимо подготовить.
Если не подготовить учеников к таким высказываниям, последние бывают очень скупыми и неубедительными. Следует объяснить ученикам, что полезна только конкретная критика. Учитель может дать ученикам вопросы, на которые отвечает подробный критический разбор.
По рассказам на основе личных впечатлений возможны следующие вопросы:
1. Удачно ли дано заглавие рассказа (необходимо объяснить, что далеко не всегда заглавие совпадает с темой, проиллюстрировав это на примере известных ученикам произведений)?
2. Интересна ли тема (с точки зрения ее значимости)? Хорошо ли она раскрыта?
3. Какова идея рассказа? Насколько она органически вытекает из рассказа, нет ли навязчивости, излишнего подчеркивания?
4. Насколько удачно выбран сюжет, его занимательность? Насколько естественно он развивается?
5. Ясно ли обрисован образ персонажей? Есть ли у них типические черты и черты индивидуальные?
6. Насколько соответствует форма рассказа его содержанию? Удачные и неудачные выражения.
7. Ясно ли отношение рассказчика к изображаемым событиям и людям?
8. Насколько свободно и гладко протекало рассказывание? Не было ли неоправданных пауз-остановок, повторений, исправлений, паразитических слов?
9. Эмоциональность и образность передачи.
10. Правильность орфоэпии и дикции.
11. Общение с аудиторией.
При критическом разборе рассказывания литературного произведения взамен первых семи вопросов следует поставить следующие: 1. Правильно ли определена рассказчиком основная исполнительская задача? (Соответствует ли она теме и идее произведения и решена ли она в процессе исполнения?)
2. Ясен ли образ рассказчика?
3. Насколько выполнены частные творческие задачи? Вопросы 8—11 должны быть освещены и в процессе критического разбора рассказывания литературного произведения.
Основная работа по обучению художественному рассказыванию и выразительному чтению прозаических произведений — коллективная работа в классе. Но необходима и индивидуальная работа с учащимися.
Учащиеся очень различны по своим данным и навыкам. Поэтому совершенно обязателен индивидуальный подход. Следует заботиться, чтобы каждый ученик обязательно прошел три ступени: рассказ из личных впечатлений, авторский рассказ, общий для всего класса, индивидуально избранный рассказ.
Многие ученики должны упражняться в рассказывании, прежде чем справятся с задачей. На уроках этого сделать невозможно не только потому, что не хватает времени, но и потому, что это обрекло бы класс на очень неинтересное выслушивание повторных неудачных рассказываний.
Поэтому абсолютно необходимы индивидуальные занятия. На них учитель может терпеливо добиваться успеха, да и ученик, обыкновенно стесняющийся своих неудач в классе, лучше себя чувствует наедине с преподавателем, он не рискует здесь вызвать смех, от которого больно страдает самолюбие подростка.
Именно таким учащимся, «молчальникам», замкнутым важнее всего помочь. И испытываешь большое удовлетворение, когда подчас обнаруживаешь в них такую глубину, которой нет у вполне благополучных учащихся и даже у тех, которые считаются одаренными.
Работа по рассказыванию требует особого такта со стороны учителя. Главная задача не сообщение теоретических сведений и даже не вооружение соответствующими навыками и умениями, хотя то и другое важно и нужно. Главное — вызвать интерес к рассказыванию и вообще к звучащему слову.
Первым условием является увлеченность самого учителя. Она заражает учащихся, увлекает их.
Второе условие — такое ведение занятий, чтобы в классе преобладала удача, чтобы чаще слышалось хорошее рассказывание. С этой целью полезно иногда включить в урок грамзапись рассказывания мастера живого слова.
Но главное — не забывать отметить творческие достижения начинающих рассказчиков, ободрить их и внушить веру в свои силы и возможности.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.