Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Художественное рассказывание в процессе изучения литературы


"Методика выразительного чтения". Под ред. Т. Ф. Завадской
Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература»
"Просвещение", Москва, 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

(Л. Ю. Коренюк)

Художественное рассказывание представляет собою одно из эффективных средств изучения литературного произведения в школе и эстетического воспитания учащихся. Наряду с выразительным чтением оно обладает большой силой воздействия на воображение и чувства учащихся.
Это особый вид речевого искусства. Он требует от рассказчика глубокого проникновения в текст, в замысел автора, большого мастерства в умении раскрыть этот замысел, воздействовать на аудиторию.
Бесспорно, что это прежде всего работа самого учителя литературы, что главным образом именно он прибегает к художественному рассказыванию, когда изучаются литературные произведения в школе.
Опытные, творчески работающие учителя включают его в систему своих постоянных методических средств и приемов и, используя в сочетании с другими видами работы над текстом, подчиняют целям углубленного эстетического усвоения литературного произведения.
Художественное рассказывание дает возможность охватить значительные по объему части произведения, эмоционально и образно передать их содержание, раскрыть перед внутренним взором учащихся изображенное автором. Так, например, изучая повесть Гоголя «Тарас Бульба», учитель может нарисовать картины жизни и героической борьбы русского народа в прошлом: «Запорожская сечь» (III глава), «Битва под Дубно» (VII глава), «Месть казаков. Героическая смерть Тараса».
Художественное рассказывание можно применять при изучении таких произведений, как «Слово о полку Игореве», повесть Пушкина «Капитанская дочка», роман Лермонтова «Герой нашего времени», поэма Гоголя «Мертвые души», роман Тургенева «Отцы и дети», роман Толстого «Война и мир», рассказ Горького «Старуха Изергиль», роман Фадеева «Молодая гвардия», роман Шолохова «Поднятая целина» и др. В зависимости от класса, уровня подготовленности учащихся характер и цели художественного рассказывания могут быть различны. В средних классах его преимущественно следует использовать для воспроизведения наиболее ярких событий, картин, эпизодов, в старших классах — для раскрытия психологии героя, внутренней сущности образа, характера. Вот как, например, оно может быть применено при изучении романа Л. Толстого «Война и мир». Учитель излагает на уроке одну из важных тем романа: «Жизненные искания и душевная драма Болконского», он описывает жизненный путь Болконского, останавливает внимание учащихся на главных этапах этого пути и духовных исканиях Болконского.
Главное внимание учитель сосредоточивает на том, чтобы раскрыть эволюцию взглядов и настроений Болконского, помочь учащимся постигнуть неповторимость и своеобразие его характера, его душевного склада, чтобы у них не возникло схематического представления о Болконском как о разочарованном человеке вообще, чтобы они хорошо понимали, что разочарование Болконского не похоже, например, на разочарование Онегина, любовь Болконского — на любовь Онегина и т. д.
Объяснение, не опирающееся на глубокое эстетическое восприятие текста, вольно или невольно ведет к схематизации представлений о литературных героях. Вот здесь-то художественное рассказывание и может быть использовано учителем как средство, помогающее раскрыть наглядно и глубоко черты живой конкретности, своеобразие личности героя.
Для художественного рассказывания выбирается отрывок, в котором описаны поездка Болконского через березовую рощу, где он встречается с одиноким дубом, встреча с Наташей Ростовой в Отрадном, возвращение домой и вторая встреча с дубом.
Чтобы глубоко раскрыть все то, что заложено в данном отрывке, нужно четко определить главную цель рассказывания и в соответствии с ней наметить исполнительскую задачу.
После пережитого под Аустерлицем Болконский пытался убедить себя в том, что ему уже нечего желать, что он должен просто доживать свою жизнь. Но этот вывод вступал в противоречие с его чувствами. Внутри его жила потребность действовать, любить. Это особенно тревожно и радостно ощутил Болконский во время разговора с Пьером Безуховым на пароме. Но тогда он еще не освободился от пессимистических мыслей. Он даже укрепился в них, когда проезжал через березовую рощу и увидел старый уродливый дуб, который сердитым великаном стоял между «улыбающимися» березами и не верил их надеждам.
«Он прав, тысячу раз прав этот дуб. Пускай другие, молодые поддаются на этот обман. А мы знаем жизнь, наша жизнь кончена» — вот к какому безнадежному заключению пришел князь Андрей. В этом состоянии духа он въехал в Отрадное. И вот здесь-то, под влиянием встречи с Наташей Ростовой пробуждается в душе его «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни». Таким образом, основная задача рассказывания всего отрывка должна состоять в том, чтобы раскрыть ученикам этот процесс духовного пробуждения Болконского, возрождения его к активной жизни, любви; процесс осознания им новой цели: жить вместе с людьми, для них и в этом находить радость и счастье.
Основная задача решается через частные. Для этого весь текст отрывка делится на части и для каждой части намечаются свои исполнительскиа задачи.
Так же определяются частные творческие задачи двух других частей: «В Отрадном» и «Вторая встреча с дубом».
Все частные исполнительские задачи являются звеньями одной цепи, последовательно между собою связаны, представляют перспективу движения мысли рассказчика к главной цели рассказывания: выполнению основной задачи.
Даже самые мелкие детали текста рассказчик соотносит с этой задачей.
Приводим примерный перечень тем по произведениям школьной программы, которые могут быть хорошо переданы методом художественного рассказывания.
1) «Буран в степи. Вожатый» (Пушкин. «Капитанская дочка»).
2) «Дуэль Печорина с Грушницким» (Лермонтов. «Герой нашего времени»).
3) «Бал у губернатора» (Гоголь. «Мертвые души»).
4) «Спор нигилиста с аристократом» (Тургенев. «Отцы и дети »).
5) «Второе свидание Ионыча с Котиком» (Чехов. «Ионыч»).
6) «Ларра и Данко» (Горький. «Старуха Изергиль»).
На уроке в классе после художественного рассказывания целесообразно провести беседу, чтобы учащиеся могли поделиться впечатлениями, мыслями об услышанном и «увиденном». Опыт проведенной с учениками работы показывает, что таким путем можно наиболее успешно решать задачу формирования у школьников самостоятельности эстетических и нравственных суждений о литературе и литературных героях.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +