Художественное рассказывание в процессе изучения литературы
"Методика выразительного чтения". Под ред. Т. Ф. Завадской
Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература»
"Просвещение", Москва, 1977 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
(Л. Ю. Коренюк)
Художественное рассказывание представляет собою одно из эффективных средств изучения литературного произведения в школе и эстетического воспитания учащихся. Наряду с выразительным чтением оно обладает большой силой воздействия на воображение и чувства учащихся.
Это особый вид речевого искусства. Он требует от рассказчика глубокого проникновения в текст, в замысел автора, большого мастерства в умении раскрыть этот замысел, воздействовать на аудиторию.
Бесспорно, что это прежде всего работа самого учителя литературы, что главным образом именно он прибегает к художественному рассказыванию, когда изучаются литературные произведения в школе.
Опытные, творчески работающие учителя включают его в систему своих постоянных методических средств и приемов и, используя в сочетании с другими видами работы над текстом, подчиняют целям углубленного эстетического усвоения литературного произведения.
Художественное рассказывание дает возможность охватить значительные по объему части произведения, эмоционально и образно передать их содержание, раскрыть перед внутренним взором учащихся изображенное автором. Так, например, изучая повесть Гоголя «Тарас Бульба», учитель может нарисовать картины жизни и героической борьбы русского народа в прошлом: «Запорожская сечь» (III глава), «Битва под Дубно» (VII глава), «Месть казаков. Героическая смерть Тараса».
Художественное рассказывание можно применять при изучении таких произведений, как «Слово о полку Игореве», повесть Пушкина «Капитанская дочка», роман Лермонтова «Герой нашего времени», поэма Гоголя «Мертвые души», роман Тургенева «Отцы и дети», роман Толстого «Война и мир», рассказ Горького «Старуха Изергиль», роман Фадеева «Молодая гвардия», роман Шолохова «Поднятая целина» и др. В зависимости от класса, уровня подготовленности учащихся характер и цели художественного рассказывания могут быть различны. В средних классах его преимущественно следует использовать для воспроизведения наиболее ярких событий, картин, эпизодов, в старших классах — для раскрытия психологии героя, внутренней сущности образа, характера.
Вот как, например, оно может быть применено при изучении романа Л. Толстого «Война и мир». Учитель излагает на уроке одну из важных тем романа: «Жизненные искания и душевная драма Болконского», он описывает жизненный путь Болконского, останавливает внимание учащихся на главных этапах этого пути и духовных исканиях Болконского.
Главное внимание учитель сосредоточивает на том, чтобы раскрыть эволюцию взглядов и настроений Болконского, помочь учащимся постигнуть неповторимость и своеобразие его характера, его душевного склада, чтобы у них не возникло схематического представления о Болконском как о разочарованном человеке вообще, чтобы они хорошо понимали, что разочарование Болконского не похоже, например, на разочарование Онегина, любовь Болконского — на любовь Онегина и т. д.
Объяснение, не опирающееся на глубокое эстетическое восприятие текста, вольно или невольно ведет к схематизации представлений о литературных героях. Вот здесь-то художественное рассказывание и может быть использовано учителем как средство, помогающее раскрыть наглядно и глубоко черты живой конкретности, своеобразие личности героя.
Для художественного рассказывания выбирается отрывок, в котором описаны поездка Болконского через березовую рощу, где он встречается с одиноким дубом, встреча с Наташей Ростовой в Отрадном, возвращение домой и вторая встреча с дубом.
Чтобы глубоко раскрыть все то, что заложено в данном отрывке, нужно четко определить главную цель рассказывания и в соответствии с ней наметить исполнительскую задачу.
После пережитого под Аустерлицем Болконский пытался убедить себя в том, что ему уже нечего желать, что он должен просто доживать свою жизнь. Но этот вывод вступал в противоречие с его чувствами. Внутри его жила потребность действовать, любить. Это особенно тревожно и радостно ощутил Болконский во время разговора с Пьером Безуховым на пароме. Но тогда он еще не освободился от пессимистических мыслей. Он даже укрепился в них, когда проезжал через березовую рощу и увидел старый уродливый дуб, который сердитым великаном стоял между «улыбающимися» березами и не верил их надеждам.
«Он прав, тысячу раз прав этот дуб. Пускай другие, молодые поддаются на этот обман. А мы знаем жизнь, наша жизнь кончена» — вот к какому безнадежному заключению пришел князь Андрей. В этом состоянии духа он въехал в Отрадное. И вот здесь-то, под влиянием встречи с Наташей Ростовой пробуждается в душе его «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни». Таким образом, основная задача рассказывания всего отрывка должна состоять в том, чтобы раскрыть ученикам этот процесс духовного пробуждения Болконского, возрождения его к активной жизни, любви; процесс осознания им новой цели: жить вместе с людьми, для них и в этом находить радость и счастье.
Основная задача решается через частные. Для этого весь текст отрывка делится на части и для каждой части намечаются свои исполнительскиа задачи.
Так же определяются частные творческие задачи двух других частей: «В Отрадном» и «Вторая встреча с дубом».
Все частные исполнительские задачи являются звеньями одной цепи, последовательно между собою связаны, представляют перспективу движения мысли рассказчика к главной цели рассказывания: выполнению основной задачи.
Даже самые мелкие детали текста рассказчик соотносит с этой задачей.
Приводим примерный перечень тем по произведениям школьной программы, которые могут быть хорошо переданы методом художественного рассказывания.
1) «Буран в степи. Вожатый» (Пушкин. «Капитанская дочка»).
2) «Дуэль Печорина с Грушницким» (Лермонтов. «Герой нашего времени»).
3) «Бал у губернатора» (Гоголь. «Мертвые души»).
4) «Спор нигилиста с аристократом» (Тургенев. «Отцы и дети »).
5) «Второе свидание Ионыча с Котиком» (Чехов. «Ионыч»).
6) «Ларра и Данко» (Горький. «Старуха Изергиль»).
На уроке в классе после художественного рассказывания целесообразно провести беседу, чтобы учащиеся могли поделиться впечатлениями, мыслями об услышанном и «увиденном». Опыт проведенной с учениками работы показывает, что таким путем можно наиболее успешно решать задачу формирования у школьников самостоятельности эстетических и нравственных суждений о литературе и литературных героях.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.