Хоровое чтение в процессе обучения выразительному чтению
"Методика выразительного чтения". Под ред. Т. Ф. Завадской
Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература»
"Просвещение", Москва, 1977 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
(Б. С. Найденов)
В практике школы известны три формы выразительного чтения: индивидуальное чтение, диалогическое (по ролям или лицам) и чтение хоровое (многоголосое). Хоровое чтение вошло в практику русской школы уже давно. Еще К. Д. Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс.
При обучении выразительному чтению, как и любому школьному предмету, учитель-словесник массовой школы стремится найти такие приемы, которые помогли бы ему вовлечь в общий педагогический процесс менее способных или менее прилежных и внимательных. В этом смысле хоровое чтение незаменимо: оно не позволяет никому из учеников оставаться пассивным.
«В искусстве,— говорил К. С. Станиславский,— знать — это значит уметь». А каждое умение достигается путем тренажа, многократного повторения. Необходим индивидуальный тренаж, но возможности для такого тренажа весьма ограничены. Ведь если на каждого ученика затратить по 1,5 минуты, на упражнение уйдет целый урок. В младших классах, кроме того, трудно заставить ребят сидеть и пассивно слушать, как по очереди будут тренироваться их товарищи, а в живом, подвижном классе и вовсе невозможно. Поэтому в практике школы давно уже применяется хоровое произнесение текста. Этот прием используют на уроках по ряду предметов, и он дает хорошие результаты при условии, что учитель имеет развитой слух и распределенное внимание, благодаря которым он слышит отдельные голоса в хоре и исправляет допущенные учениками ошибки.
Против хорового произнесения упражнений по технике речи пет возражений. В программе практикума по выразительному чтению читаем: «В процессе упражнения студентов в технике и логике речи используется как индивидуальное, так и хоровое произнесение. Хоровые упражнения положительно влияют на исправление ряда недостатков речи (скороговорка, крикливость, вялость и т. п.»).
Практика показала нецелесообразность «оголенных» технических упражнений и большую результативность психотехнических упражнений. Даже преподаватели техники речи в специальных учебных заведениях осложняют чтение скороговорок дополнительными психологическими задачами: обрадовать, высмеять, осудить и т. д.
Надо сказать, что применять хоровые упражнения только для отработки техники и логики речи практически невозможно: сами упражнения включают эмоциональную и образную выразительность.
Хоровое чтение в школе часто наносит очень существенный вред, способствует выработке того унылого монотона, который становится для многих школьников привычным. Чтобы этого избежать, необходимо наблюдать за правильностью и выразительностью хорового чтения. Обычные пороки чтения, создающие его монотонность, отсутствие логических центров (ударений), когда все слова произносятся с одинаковым акцентом и в затянутом темпе, который влечет за собой протяженность произнесения гласных. Если произносится стихотворный текст, то часто дети скандируют, т. е. делают слишком длительные межстиховые паузы и ставят ударения на последних, рифмующихся словах. Все эти недостатки, которые дети усваивают в процессе многоголосого чтения, при обучении выразительному чтению приходится преодолевать.
Переучивать нелегко. И тем труднее, чем дольше хоровое произнесение применялось без надлежащей корректировки со стороны учителя. На каком бы предмете ни применялось хоровое чтение, учитель должен следить не только за содержанием произносимого, но и за формой, требуя простого, естественного звучания и устраняя отмеченные выше ошибки. Принятое в методике правило: в школе не должно быть невыразительного чтения — должно применяться и к чтению многоголосому: в школе не должно быть невыразительного хорового чтения.
Выразительное же хоровое чтение окажет существенное положительное влияние на выразительность индивидуального чтения и культуру речи учащихся.
М. А. Рыбникова высоко ценила этот прием обучения. «Эта система чтения,— пишет она,— создает большое музыкальное богатство, подчеркивает части целого и позволяет подать каждую часть новыми голосовыми средствами.
Заставьте отдельного ученика прочитать... стихотворение — до многоголосого чтения и после такого чтения. Второе исполнение под влиянием симфонического звучания текста в классе станет и у отдельного ученика более выразительным».
На чем основывают свое отрицательное отношение к хоровому чтению некоторые методисты?
Т. Ф. Завадская объясняет: «Следует сказать, что в настоящее время многие учителя и методисты, строящие обучение выразительному чтению на положениях К. С. Станиславского, отрицательно относятся к этому виду занятий (многоголосому чтению), так как увлечение «музыкальным богатством» хорового исполнения часто приводит к чисто формальным приемам работы, когда основное внимание учителя направляется на «оркестровку» детских голосов в ущерб выявлению идейно-художественного содержания текста; внимание же школьников во время чтения сосредоточивается не на мыслях и образах произведения, а на том, чтобы своевременно вступить в хор, произнести слова текста с определенной силой звука и в определенной тессти-туре».
К приведенным аргументам обычно прибавляют еще одно: хоровое чтение лишает чтеца индивидуальности, подчиняя общему хоровому звучанию, заставляет подражать. Думается, что отрицать подражание как этап овладения мастерством нет оснований. Творческий путь любого таланта — это поиски себя, но начинается творческий путь с подражания. Художественное слово не составляет исключения из этого правила.
Приказать чувствовать нельзя, но можно заразить чувством. На такое именно заражение рассчитано чтение произведения преподавателем, слушание чтения мастеров звучащего слова, хорошо читающих учеников. Но наиболее заразительным является участие в многоголосом чтении. Чтец, находясь рядом с другими эмоционально произносящими текст, невольно поддается их влиянию и постепенно эмоционально обогащается и убеждается в том, что и он может произносить текст выразительно. Слуховые впечатления усиливаются речедвигательными ощущениями.
Многоголосое чтение учит передавать мысль и чувство в речевой интонации, использовать средства выразительности: усиливать и ослаблять громкость, ускорять и замедлять темп, повышать и понижать тон, пользоваться различными тембровыми красками. Если говорить о межпредметных связях, то наиболее органическая связь существует между выразительным чтением и пением. Этот вопрос подробно освещен еще в 1914 г. Ю. Э. Озаровским в его книге «Музыка живого слова».
Характеристика речи как музыкального явления, данная Ю. Э. Озаровским, весьма убедительна, но одностороння. Художественное чтение — звучащая литература, а не музыка. У литературы свои законы. Еще Белинский указал, что литература «есть и звук, и картина, и определение, ясно выраженное представление». Поэтому чтение, имея много общего с пением, многим и отличается от вокала.
Исследования Б. М. Теплова и других психологов показали, что следует различать высотный слух, мелодический слух и ладовое чувство, гармонический слух, определяющие в своей совокупности музыкальную одаренность. Для художественного же чтения решающее значение имеет речевой слух, являющийся основой формирования культуры устной речи. Что речевой слух не совпадает со слухом музыкальным, показывают те случаи, когда лица с очень слабым музыкальным слухом оказываются способными и даже талантливыми чтецами.
Развитие речевого слуха явно и убедительно происходит в процессе занятий речевого хора. Речевой хор в зависимости от возрастного состава участников может быть двухголосным, трехголосным и четырехголосным. 1-й голос — дисканты или сопрано, 2-й голос — альты или меццо-сопрано, 3-й голос — тенора, 4-й баритоны и басы. Если мужских голосов мало, их целесообразно объединить. При определении голосов хористов можно ориентироваться на их определение в певческом хоре, но довольно часто, как это утверждал еще В. В. Суренский, голос в пении бывает иным, чем в речи. Поэтому организатор речевого хора предлагает участнику громко прочесть небольшой отрывок стихотворения, но обязательно громко, так как при слабом звучании определить голос невозможно.
Как каждому коллективному исполнению, многоголосому чтению для согласованности звучания требуется дирижирование. Дирижирование во многом индивидуально, но принцип его заключается в том, чтобы движение руки дирижера соответствовало метрической единице. Например, дирижируя гекзаметром, обычно во время звучания стиха делают шесть движений рукой.
Очень помогают хоровые упражнения в работе с подростками и юношами. Многие из них говорят глухим глубинным голосом, некоторые бормочут, а не говорят. Это результат невнимания школы к голосам мальчиков в период мутации и в следующий период. Убеждений и замечаний преподавателя в этих случаях оказывается недостаточно. Проработав некоторое время в речевом хоре, такие ученики «открывают» свой нормальный голос.
Очень важно взаимовлияние участников многоголосого чтения. Это относится не только к технике и логике речи, но и к образно-эмоциональной выразительности. Доказательством целесообразности хоровых упражнений является то, что учащиеся всех возрастов проделывают эти упражнения охотно и с интересом, а интерес, увлеченность в искусстве — очень важный, даже решающий момент.
Для того чтобы участие в коллективном чтении принесло наибольшую пользу, оно должно быть для каждого участника вполне сознательным. Каждый участник хора должен понимать, что он выражает и как этого достигает. Поэтому хоровому чтению должен предшествовать подробный и тщательный разбор произведения.
Не каждое произведение подходит для хорового исполнения. Избираются произведения, которые по самой своей природе требуют полифонии: массовые сцены, картины природы, изображающие активное действие стихийных сил.
Часто берут для хорового чтения пролог к «Руслану и Людмиле», описание Днепра в повести Гоголя «Страшная месть», фрагменты поэм Маяковского «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!», описание боя в поэме Пушкина «Полтава» и т. д.
Распределение текста между голосами, которое часто именуют оркестровкой,— дело преподавателя, который руководствуется своими соображениями. Но есть некоторые закономерности. Наиболее важные по значению места произносятся хором, лирические — высокими голосами. Интимное, индивидуальное поручается солистам.
Берем для примера чтение стихотворения Н. А. Некрасова «Зеленый шум» учениками III или IV класса.
Основная задача: преодолеть порок школьного выучивания наизусть — зубрежку слов, приучить детей работать над подтекстом с тем, чтобы запоминание текста шло непроизвольно, так, как это делают в большинстве чтецы-профессионалы, и что, как показывают многочисленные психологические исследования, обеспечивает более прочное запоминание.
На первом уроке учитель заводит беседу о весне, спрашивает, кто из детей любит это время года, почему. Выясняет, что природа весной быстро и резко меняется. Вспоминают стихотворение Тютчева «Весенние воды», которое кто-нибудь из учеников читает наизусть.
— А вот Николай Алексеевич Некрасов изобразил более позднюю весну, когда лес оделся листвой, когда выросла трава, зацвели яблони и вишни. В этот период обычно бывает ветрено, леса шумят. Свое стихотворение он назвал «Зеленый шум».
Учитель читает стихотворение, опуская, как это сделано и в хрестоматии, всю психологическую драму, беря только пейзаж. Дети слушают с закрытыми книгами.
— Что изображает здесь поэт?
— Весенний лес.
— А как поэт относится к изображаемой картине?
— Он радуется.
— Да, он любуется картиной и радуется ей. Вот это любование и радость нужно нам передать в чтении.
Задание на дом: переписать стихотворение в тетради, но не учить его наизусть.
В начале 2-го урока текст распределяется между участниками двухголосного хора.
Каждый из учащихся подчеркивает в своем тексте те фразы, в произнесении которых он участвует.
Учитель объясняет (если раньше этого не было сделано), что выразительное произнесение фразы — результат действия словом, «словесного поступка». Поэтому, чтобы сказать ту или иную фразу выразительно, надо задать себе вопрос: что я, чтец, делаю?
«Вот слушайте и постарайтесь определить, что я делаю». Учитель читает:
Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум!
Сначала ученики не понимают, что от них требуется, и учителю приходится подсказать: «Я внимательно прислушиваюсь к весеннему шуму и тихо, чтобы его не заглушить, говорю о нем вам — моим слушателям, чтобы поделиться с вами своей радостью от наступления весны, от чудесного шума молодой зелени».
«Теперь давайте скажем хором». Обычно не все могут передать подтекст. Учитель выбирает тех, кто читает выразительно, предлагает им произнести текст, постепенно присоединяя к ним других. Такая кропотливая работа даст свой результат: дети приучатся равняться на тех, кто лучше чувствует и вернее передает подтекст. В дальнейшем определение подтекста идет легче. Хористы сами определяют словесные поступки чтеца.
Внимание учеников обращается на выделение наиболее важных по смыслу слов:
Играючи, расходится Вдруг ветер верховой: Качнет кусты ольховые, Подымет пыль цветочную, Как облако...
Пройдя весь текст стихотворения, учитель объясняет, что, читая это стихотворение, надо «нарисовать» изображенную поэтом картину ликования природы, пробудившейся после зимнего сна, чтобы слушающие представили себе все подробности этой картины и поняли, как хороша весна. Каждое новое проявление весеннего пробуждения природы доставляет нам все большее удовольствие, все больше нас радует, и это надо передать в чтении. Три раза повторяющаяся фраза «Идет-гудет Зеленый Шум» каждый раз выражает все большую радость от наступления весны, все большую увлеченность ее прелестью.
Читается хором все стихотворение, чтобы дети почувствовали красоту полифонического звучания.
В заключение предлагается желающим прочесть все стихотворение в индивидуальном порядке. Такие обычно находятся. После каждого чтения ученики-слушатели делают свои замечания. Вместо обычных ничего не говорящих «мне понравилось», «читал выразительно» или «читал невыразительно», учащиеся теперь указывают конкретные удачи и неудачи чтеца, разбор приобретает необходимую точность и деловитость. На дом задается выучить стихотворение наизусть и читать его выразительно, как в классе.
На следующих уроках (на одном уроке прослушать всех трудно и нецелесообразно: это может вызвать скуку и погасить интерес к стихотворению) убеждаемся, что, повторяя в основном найденное и закрепленное в классе, каждый ученик вносит нечто свое, индивидуальное.
Важно внимательно следить, чтобы чтец общался с аудиторией, а не читал в пространство, неизвестно кому. Детям надо объяснить, что чтец все время видит и слышит явления, о которых говорит, и хочет, чтобы это увидели и услышали слушатели.
Основные этапы работы над хоровым чтением в средних и даже старших классах те же, что и в младших, с той только разницей, что здесь не только можно, но и нужно употреблять соответствующую терминологию. Чем старше возраст, тем меньше внешняя активность учеников, тем они сдержанней, и это надо учитывать преподавателю.
Предположим, что перед нами X класс, которому сообщены все предусмотренные программой сведения и даны навыки в области выразительного чтения. Берем конкретную задачу — познакомить со звучанием стиха В. В. Маяковского и научить читать его стихи. Это совершенно необходимо. «Умение читать Маяковского вслух почти равнозначно пониманию Маяковского»,— справедливо утверждает Г. В. Артоболевский.
«Своеобразие стиха Маяковского было своеобразием его поэтического голоса, оно вытекало из самого содержания его творчества. Вдумавшись в строение стиха Маяковского, мы поймем, что его особенности подсказаны теми переживаниями, которые выражал поэт при помощи стиха».
Следовательно, учитель-словесник обязан не только сказать о своеобразии стиха Маяковского, но и дать почувствовать его в процессе выразительного чтения. Данную педагогическую задачу можно решить и приемом многоголосого чтения.
В школьной практике редко можно встретить правильное чтение стихов Маяковского. Их часто читают без основания громко, однообразно. В конечном счете это объясняется недостаточным пониманием их содержания. «Понимать, понимать, понимать — вот основа верного исполнения стихов Маяковского», — замечает Г. В. Артоболевский. Чтобы верно передать в чтении содержание его стихов, необходимо хорошо разобраться в их форме. И здесь встает вопрос о воспроизведении в звучащем слове своеобразной структуры стиха Маяковского, его лесенки.
Некоторые школьники читают каждую часть стиха с сильным ударением и делают после нее большую паузу. Тем самым нарушается единство фразы, чтение превращается в лай. Другие — сливают лесенку в обычный стих (это бывает значительно реже), и тем самым теряется своеобразие стиха Маяковского.
Для правильного чтения нужно уяснить, что части стиха, выделяемые в особую строчку, есть речевые звенья (синтагмы). Они имеют логические ударения, но не слишком сильные, между ними должны быть паузы, но небольшие. Фраза же имеет один сильный логический центр, который объединяет речевые авенья, сохраняя тем логическую целостность фразы.
Берем несколько отрывков из поэмы «Хорошо!» для чтения четырехголосного хора. Соединяем эти отрывки так, чтобы они в целом составили нечто законченное.
Ход занятий аналогичен показанным выше занятиям в младших классах. К работе над хоровым чтением приступаем после того, как разобрана поэма «Хорошо!». Избранный отрывок читает учитель. Устанавливается, что тема данного отрывка — штурм Зимнего дворца, идея — мощь восстания и бессилие Временного правительства. Исполнительская задача — показать это противопоставление.
На следующем уроке, распределив текст между участниками и прочитав весь отрывок в соответствии с разметкой, переходим к отработке его по небольшим частям или пунктам. В работе со старшеклассниками используется профессиональная терминология. Учитель по-иному, чем в младших классах, формулирует вопросы. Например: «Какова творческая задача первых солистов?», «Нарисовать обычную унылую картину осеннего Петрограда».
Так анализируется весь текст.
В заключение фрагмент читается хором. К следующему уроку ученики выучивают текст наизусть, и проходит обычное индивидуальное чтение с разбором. И в X классе применение хорового чтения особенно благоприятно сказывается на исполнении тех, кто труднее осваивает выразительное чтение.
Очень широко распространено многоголосое чтение во внеклассной работе. Часто применяемые у нас приветствия обычно включают хоровое произнесение. Жаль только, что, слушая эти приветствия, убеждаешься в их неподготовленности, в том, что ребята выкрикивают текст однообразно и невыразительно.
Не менее часто хоровое чтение входит в те композиции, которые показываются со сцены. В. В. Суренский для таких композиций рекомендовал соединять вокальный хор с речевым и в самую композицию включать чтение, пение и музыку.
Еще лучше, если один хор и читает, и поет. Так несколько лет тому назад делалось в Новозыбковском педагогическом институте, когда в нем существовал «Ансамбль слова и песни». Был поставлен ряд композиций: по поэме Маяковского «Хорошо!», по поэме поэта Р. Рзы «Ленин».
Особенно удачно работает коллектив, когда его возглавляет руководитель, не только владеющий искусством художественного чтения, но и музыкально образованный.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.