"Методика выразительного чтения". Под ред. Т. Ф. Завадской
Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература»
"Просвещение", Москва, 1977 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
(Т. Ф. Завадская и Р. Р. Майман)
Необходимое условие эффективности внеклассных занятий выразительным чтением — обязательное включение этих занятий в общий план учебно-воспитательной работы школы, что помогает их организованно и планомерно проводить.
Внеклассные занятия искусством чтения имеют самые разнообразные формы: кружки, смотры-конкурсы, подготовка выступлений на школьных вечерах и утренниках, на пионерских сборах и кострах, подготовка выставки по искусству художественного слова. У каждой из названных форм свои воспитательные цели, задачи и возможности. Каждая требует особой организации и методики руководства. Однако во всех случаях внеклассная работа над исполнением литературного произведения — выразительным чтением подчиняется единым методическим требованиям, обусловленным спецификой данного искусства и условиями внеклассной работы. Специфика внеклассных занятий по выразительному чтению. На внеклассных занятиях принципы работы над исполнением литературного произведения те же, что и на уроке. Но реализация их получает новые дополнительные возможности. Во внеклассной работе нет той строгой ограниченности во времени, отводимом на анализ литературного текста и воссоздание его в звучащем слове, как это имеет место на уроке. Кроме того, на внеклассных занятиях учитель работает с каждым учеником отдельно и чаще всего над специально подобранным для него произведением. Эти два обстоятельства позволяют добиваться от каждого ученика предельной для него полноты творческого освоения исполняемого произведения и возможного потолка в качестве исполнения.
Однако и в этом случае у разных учеников глубина творческого освоения исполняемого произведения и полнота воплощения освоенного в звучащем слове не одинаковы. Отсюда — необходимость учета возможностей каждого ученика и соответствующая дифференциация предъявляемых к ним требований. Даже у одного и того же ученика глубина понимания и качество исполнения разных произведений не одинаковы, что также необходимо учитывать в прецессе работы. Добиваясь от каждого ученика предельно высокого для него уровня исполнения, важно не погасить у него интереса к произведению и веры в свои силы завышенными требованиями и непосильными задачами.
Процесс внеклассных занятий над исполнением литературных произведений строится на тех же принципах и протекает в той же последовательности, что и творческий процесс чтеца-профессионала. Специфика занятий искусством чтения со школьниками в том, что подготовка исполнения подчиняется воспитательным задачам. Она должна развивать творческие способности учащихся, умение преодолевать трудности, содействовать формированию мировоззрения, служить средством нравственного и художественного развития.
В занятиях с детьми первостепенное значение имеет правильная организация творческой работы над исполнением, а не искусственное подтягивание к определенному результату путем обучения с голоса учителя, копирования интонаций чтецов и т. п.
Одним на основных условий работы над исполнением мастера искусства чтения называют любовь к художественной литературе вообще и увлеченность отобранным для исполнения произведением в частности. Увлеченность произведением — это захваченность не только его содержанием, но и формой, мастерством писателя. Увлеченность произведением вызывает потребность читать это произведение слушателям, чтобы взволновать их тем, что волнует самого исполнителя.
«Чтец получает право на исполнение тогда,— пишет И. В. Ильинский,— когда он непременно хочет поделиться со слушателями теми впечатлениями, чувствами и мыслями, которые вызваны у него полюбившимся произведением, когда исполнитель является пропагандистом и толкователем литературного произведения».
Увлеченность произведением — необходимое условие работы по выразительному чтению и со школьниками. Чем старше возраст учащихся, тем тоньше и глубже способны они понять и оценить художественное произведение. Однако в занятиях с учащимися любого возраста необходимо во время анализа произведения и в последующей работе над его исполнением обращать их внимание на такие детали содержания и формы исполняемого произведения, понимание которых повышает интерес к произведению. Учитывая уровень развития и индивидуальные особенности учеников, учитель помогает каждому найти такой оттенок подтекста, такую деталь в описании поведения героев, картины природы, быта, отдельных предметов или явлений, которая сделает изображенное автором наиболее близким, понятным и волнующим для данного исполнителя.
Во внеклассных занятиях искусством чтения учитель имеет возможность добиваться от учеников наиболее полного и точного
воссоздания в воображении (видения) изображенной в произведении жизни. Чем полнее и ярче видения, тем сильнее и глубже волнует произведение исполнителя.
Четкого видения изображенной в произведении жизни нельзя достичь за два-три занятия. Видения уточняются и детализируются в течение всей работы над исполнением, на которую, как показывает практика, требуется не менее месяца при условии двух занятий в неделю.
Если в период анализа произведения, предваряющего работу непосредственно над исполнением, важно, чтобы ученик представил себе в общих чертах то, о чем говорится в произведении, то в дальнейшей работе учитель, не оставляя без внимания ни одной фразы, ни одного выражения в тексте, выясняет их смысл и помогает ученику увидеть за ним то, что видел автор. Естественно, что при этом чтец привносит отдельные подробности, созданные его собственным творческим воображением.
Чем ближе и понятнее произведение исполнителю, тем лучше подготовлена почва для действия словом, общения. Однако общение не всегда возникает само собой.
Умение и потребность общаться необходимо специально воспитывать, и внеклассные занятия представляют для этого самые благоприятные условия. Добиваясь общения, учитель следит, чтобы в центре внимания читающего было воздействие на слушателей (педагог и все присутствующие на занятии ученики). Нельзя допускать, чтобы читающий предавался собственным переживаниям и погружался в собственные видения, забывая о слушающих, что часто приходится наблюдать на конкурсах чтецов, проводимых в школе. Нет, он должен активно действовать словом, т. е. стремиться вызвать в воображении слушающих конкретные картины и образы, раскрыть им внутренний, глубинный смысл изображенных автором явлений и пробудить к ним определенное отношение.
Во внеклассной работе над исполнением литературного произведения учитель является одновременно и режиссером, что несколько меняет его обычные взаимоотношения с учеником. Они приобретают характер творческого содружества. Резкой грани между функциями педагога и режиссера нет. Режиссер всегда педагог. Но специфика его задачи заключается в том, чтобы в совместной творческой работе с исполнителем-чтецом помочь ему средствами искусства звучащего слова воплотить произведение, созданное другим художником, автором, т. е. дать этому произведению новую жизнь в звучании или, говоря иными словами, создать произведение чтецкого искусства, искусства звучащего слова.
Режиссер — помощник, сотоварищ чтеца, активно участвующий в творческом процессе подготовки исполнения на всех его этапах. Он помогает чтецу разобраться в произведении, глубоко продумать его, определенным образом интерпретировать и соответственно воплотить в звучащем слове. Направляя анализ произведения, помогая исполнителю понять, увидеть, правильно оценить и пережить все, о чем говорится в тексте, режиссер не диктует своего понимания и отношения. Вопросами и объяснениями, высказыванием своих суждений он подводит чтеца к его собственной трактовке. В занятиях с детьми одна из основных задач режиссера-педагога — расшевелить потенциальные творческие силы исполнителя-школьника, заинтересовать работой, заставить его вникать в текст, находить в нем новые интересные детали, все более тонкие оттенки подтекста. Для этого режиссер активно участвует в анализе произведения, думает вместе с учеником-исполнителем, высказывает свои мысли, соображения, делится своими видениями, увлекая этим исполнителя и направляя его по правильному пути.
Очень важна и ответственна роль режиссера в период работы непосредственно над исполнением (воплощением произведения). Внимательно вслушиваясь в интонации читающего, он следит за точностью выражения мыслей, действенностью выполнения исполнительских задач, полнотой выявления подтекста, правильностью видений. Он не только замечает ошибки и указывает их исполнителю, но и устанавливает причину каждой из этих ошибок, которую помогает устранить (не то отношение, неверное видение, недооценка важной детали и т. п.). Подсказывает выразительные средства, помогающие более рельефно выделить ту или иную мысль, обстоятельство, поворот сюжета (психологическая пауза, изменение темпа, перемена тональности); следит, чтобы второстепенное не заслоняло главного, и т. д.
Творческое содружество режиссера с исполнителем определяет соответствующую форму общения — искренность, непринужденность, обоюдное уважение и доверие. Во время анализа произведения, который требует большой вдумчивости, сосредоточенности и занимает много времени, необходимо, чтобы ученик сидел близко к педагогу. Беседа на большом расстоянии или в положении стоя может утомить ученика и не достигнуть своей цели — взволновать, увлечь произведением и предстоящей работой. И во время анализа, и при работе над исполнением надо следить, чтобы ученику было удобно, чтобы не было помех, вызывающих физическую усталость или излишнее напряжение.
Режиссеру приходится вторгаться во внутренний мир исполнителя, в сферу его чувств и переживаний. И здесь необходим большой такт, чтобы не смутить ученика и не заставить его замкнуться. С некоторыми учениками процесс подготовки исполнения идет медленно и трудно. Ученики бывают чрезвычайно неподатливы, малоэмоциональны, с неразвитым воображением. Занятия с ними представляют большие трудности. Но и в этих случаях нельзя позволять себе резких замечаний, проявления раздражительности или усталости. Работа режиссера-педагога требует огромной выдержки и терпения.
Сообразуясь с уровнем развития и индивидуальными особенностями ученика, он ищет такие пути и методы, которые помогут ученику с предельной для него полнотой освоить и воплотить художественное произведение. Для одних — это прежде всего видения. Для других — ведущее значение имеет тщательный логический анализ текста, помогающий уяснить и передать мысли, выраженные предложениями, их взаимосвязь и подчиненность главной мысли отдельной части произведения и, наконец, значение каждой части для выявления основной мысли (идеи) всего исполняемого произведения или отрывка. Есть ученики, которым освоить произведение помогает тщательный анализ элементов художественной формы, т. е. уяснение не только того, что изображает автор, но и того, как, какими средствами он это делает.
Эти три компонента (видение, логический анализ и уяснение элементов формы) необходимы в занятиях выразительным чтением с каждым учеником, но в зависимости от индивидуальности последнего один из них приобретает главенствующее значение.
Работа над подготовкой исполнения проводится в школе эпизодически, в период подготовки того или иного мероприятия (вечера, сбора, смотра художественной самодеятельности, конкурса чтецов и пр.), и систематически — в специальном кружке. Наибольшее воспитательное значение занятия выразительным чтением приобретают в кружке, работающем систематически, планомерно и длительное время. Кружок выразительного чтения. Задачи и содержание занятий. Специфика искусства чтения — творческое воплощение литературного произведения в действенном звучащем слове — духовно обогащает школьников, способствует формированию и развитию их личности.
Задачи кружка выразительного чтения: содействовать формированию коммунистического мировоззрения, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся; развивать у детей любовь к литературе и родному языку, воспитывать способность эстетически воспринимать произведения художественной литературы; повышать культуру речи учащихся; практически ознакомить их с требованиями искусства чтения и воспитывать соответствующие навыки и умения.
Основное содержание работы кружка — обучение школьников искусству чтения в процессе подготовки исполнения специально отобранных произведений.
Подготовка исполнения включает:
а) анализ произведения,
б) воплощение произведения в звучащем слове. Параллельно в кружке целесообразно выделять время для воспитания у учащихся качеств, умений и навыков, необходимых для выразительного чтения: воображения, наблюдательности, умения действовать словом, общаться. К этому разделу работы кружка относятся занятия техникой речи — развитие реберно-диафрагматического дыхания, выработка четкой дикции. Упражнения для этого раздела занятий можно найти в специальных пособиях.
На занятиях кружка необходимо уделять специальное время обсуждению исполнения на разных этапах его подготовки. Обсуждения воспитывают у членов кружка умение слушать чтеца, т. е. понимать достоинства и недостатки его исполнения, вырабатывают правильный критерий оценки качества чтения, приучают к товарищеской критике, сплачивают коллектив. Организация и планирование работы кружка. Поскольку кружок выразительного чтения преследует воспитательные цели, в него принимаются все желающие независимо от их способностей. Кружок может состоять из учащихся одного класса, параллельных или смежных классов, но не более двух-трех.
Занятия целесообразно проводить два раза в неделю по два часа в точно установленные дни. Отсутствие фиксированных дней занятий приводит к нарушению дисциплины — пропускам и опозданиям, что мешает планомерной творческой работе и не желательно в воспитательном плане. Если занятия проводятся реже двух раз в неделю, кружковцы к последующему занятию теряют найденное на предыдущем, расхолаживаются и теряют интерес к работе.
В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы. Каждый кружковец работает над отдельным произведением, к анализу же этого произведения и к обсуждению исполнения привлекаются все присутствующие на занятии кружковцы. Занятия по технике речи проводятся коллективно, но не исключена и индивидуальная работа, связанная с исправлением недостатков речи отдельных учеников. Упражнения и этюды, используемые для развития воображения, наблюдательности, умения действовать словом и общаться со слушателями, проводятся коллективно. Кроме того, параллельно с индивидуальной работой над исполнением используются в кружке и такие формы, как коллективное или хоровое чтение.
Преобладание индивидуальной работы в кружке выразительного чтения определяет его количественный состав, который не может превышать 14—15 человек. При большем количестве кружковцев руководитель не сможет уделять каждому из них необходимого времени для того, чтобы помочь ему с должной полнотой творчески освоить и воплотить литературное произведение. Поверхностный же анализ и отсутствие должной требовательности к качеству исполнения снижают воспитательное значение занятий и не дают положительных результатов в обучении выразительному чтению. Поэтому если количество желающих заниматься в кружке велико, то следует организовать параллельные группы.
Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями. Перспектива выступления служит радостным стимулом в работе и помогает преодолевать трудности. Но выступлениями нельзя злоупотреблять. У кружковцев надо воспитывать требовательное отношение к качеству своего исполнения и не допускать выступлений с плохо подготовленным чтением. Участники кружка должны понять необходимость упорного труда в период подготовки исполнения и полюбить этот труд, а к выступлениям относиться как к радостной, но серьезной и ответственной задаче.
Руководителю кружка следует составлять годовой план работы, предусматривая в нем подготовку отдельных выступлений на всех проводимых в школе вечерах, утренниках, сборах и других мероприятиях. Одновременно в годовой план работы интересно включать подготовку силами кружка одного или двух тематических вечеров, в которых будут участвовать все кружковцы.
На подготовку большого вечера с участием всех членов кружка следует отводить не менее двух месяцев, на подготовку отдельных выступлений — 1—1,5 месяца (6—8 занятий). Принцип отбора репертуара для исполнения. Воспитательное значение занятий выразительным чтением в большой степени зависит от качества произведений, выбранных для исполнения. И здесь, кроме общих обязательных требований высокой идейности и художественности, огромное значение приобретает требование доступности. Не все произведения, понятные детям и доступные для обычного чтения глазами, посильны им для исполнения. Не все, что им полезно и интересно читать по книге, педагогически целесообразно брать для работы по выразительному чтению. При отборе материала для исполнения необходимо учитывать психологические и физические особенности кружковцев. Произведения, отбираемые для работы, должны быть понятны учащимся по содержанию и посильны для исполнения, которое требует значительно большей затраты психических и физических сил, чем просто чтение глазами.
Так, детям и подросткам не следует исполнять произведения, большие по объему или требующие сильного напряжения голоса, произведения драматические, освоение которых будет тяжелой нагрузкой для психики исполнителя. Не стоит также брать для исполнения произведения, в которых выражены мысли и чувства, далекие от личного опыта исполнителя, несвойственные его возрасту.
Предлагая участникам кружка доступный им материал для исполнения, необходимо учитывать индивидуальные особенности, интересы и вкусы кружковцев: склонность к юмору, героике, лирике и т. д. Однако нельзя допускать, чтобы ученик работал над исполнением произведений одного характера или жанра. Интересы и исполнительские возможности кружковцев надо всячески расширять, привлекая их к работе над произведениями самыми разнообразными по содержанию и жанру. Но при этом необходимо учитывать исполнительские данные каждого ученика (темперамент, силу и тембр голоса) и его внутренние потенциальные возможности.
Нельзя насильно заставлять ученика читать предложенное руководителем произведение даже в том случае, если оно отобрано из самых верных педагогических соображений. Ученика необходимо заинтересовать работой над этим произведением, раскрыв ее увлекательные стороны.
Материал для исполнения отбирает руководитель в соответствии с намеченным планом работы и привлекает к отбору кружковцев. Каждый из них ищет материал не только для себя, но и для своих товарищей. Собранный учениками материал руководитель просматривает и оценивает.
Участие в отборе материала для исполнения заставляет кружковцев много читать, расширяет их литературный кругозор и воспитывает художественный вкус.
Важным является вопрос о связи кружковой и классной работы. Кружковцы, естественно, составляют актив класса по выразительному чтению, на них в значительной мере опирается учитель. С этой целью в кружке работают и над произведениями, которые будут изучаться в классе. Если это не единственная и не главная линия в работе кружка, то возражать против нее нет причины. Но если вся работа сводится к программным произведениям, такая ограниченность снижает интерес кружковцев и воспитательное значение кружка. Чтецкие концерты и вечера. Среди мероприятий, содействующих популяризации выразительного чтения, значительное место занимают вечера-концерты чтецов-профессионалов.
У многих школьников есть возможность послушать «живые» выступления мастеров звучащей литературы. Коллективное восприятие произведений искусства слова, «общая эмоциональная зараженность» (К. С. Станиславский) — исключительно важный фактор. Происходит влияние исполнителя на зрителей, воздействие аудитории на исполнителя, зрителей друг на друга.
Что же нужно, чтобы посещение литературных концертов было максимально эффективным? Перед посещением или после него опытные учителя дают справку об исполнителе, иногда рассказывают о его творчестве.
Перед концертами больших мастеров художественного слова, исполняющих крупные литературные произведения, ученикам предлагается предварительно ознакомиться с текстом, который они услышат на концерте: это сосредоточит внимание на творческой манере чтеца, стиле исполнения и обеспечит высокий уровень анализа прослушанной программы. Особенно это необходимо, когда исполняется композиция, сделанная на классическом литературном материале.
С учениками, даже кружковцами, не следует посещать выступления тех исполнителей, которые не являются подлинными мастерами своего дела и чья творческая манера чужда учителю.
Заслуживает всяческого поощрения прием записи своих впечатлений, наблюдений и суждений в антрактах, после концерта. Обсуждать исполнение можно лишь по окончании программы. И в оценке следует исходить из основных особенностей искусства художественного слова. Если концерт обсуждается сразу же после выступления чтеца и на этом разборе присутствует сам исполнитель, то разговор получается очень интересным и поучительным. Но конечно, к такой творческой встрече должны быть хорошо подготовлены и преподаватель и учащиеся.
Еще более важны литературные вечера, где в качестве чтецов-исполнителей выступают сами школьники, не обязательно занимающиеся в кружке.
Велика роль практики в постижении искусства. Несколько перефразируя известное суждение М. А. Рыбниковой, можно сказать: от маленького исполнителя — к большому слушателю.
Готовить к концертам, «цементировать» отдельные номера многие педагоги начинают задолго до выступлений. С этой целью в школах составляются тематические репертуарные сборники («Стихи о В. И. Ленине», «Родной край», «Зима» и т. п.), включающие лучшие тексты, отобранные учащимися для исполнения.
Накапливается материал и для составления монтажей, композиций. Вначале их создает сам преподаватель, позднее привлекаются школьники, они учатся анализировать, оценивать и группировать материал: произведения художественной литературы, документы, сочинения учащихся и т. п. Начинают с простейших форм композиций, все усложняя работу. Старших школьников полезно знакомить с композициями таких мастеров, как С. Кочарян, В. Яхонтов, анализируя эти композиции и высказывания чтецов о целях, путях и формах составления композиций.
Тщательно отшлифованные публичные выступления учащихся вызывают у слушателей желание серьезно заниматься искусством художественного слова. Смотры-конкурсы художественного чтения школьников. Смотры художественного чтения — действенная форма нравственно-эстетического воспитания учащихся, средство укрепления их любви к художественной литературе. В процессе подготовки к смотру и в поисках репертуара ученики приводят в систему прочитанное, знакомятся со многими ранее неизвестными им рассказами, стихотворениями, поэмами.
Конкурс позволяет определить уровень умений и навыков выразительного чтения, полнее выявляет способности учащихся.
Подготовленные к смотру произведения используются словесниками как в школе (на уроках и во внеурочной работе), так и вне школы: выступления перед населением микрорайонов, перед шефами, в детских садах и т. п.
Смотры не заняли еще подобающего места. Порою они проводятся без должной подготовки, без серьезного изучения и обобщения результатов. При таком положении реальна опасность педагогических ошибок в оценке труда и способностей выступающих. Некоторые учителя считают, что лучшие исполнители им известны и без проведения смотров и что участие школьников в творческих состязаниях будет лишь способствовать тому, что они, «артисты», станут, говоря словами К. С. Станиславского, любить себя в искусстве, а не искусство в себе. И приводятся десятки примеров, как будто подтверждающих эту точку зрения. По наблюдения, эксперименты методистов, опыт лучших словесников убедительно свидетельствуют о значительном образовательном и воспитательном значении правильно организованных и педагогически умело проведенных смотров.
Передовые педагоги прошлого, уделяя большое внимание художественному слову, устраивали «состязательные чтения». В середине 80-х гг. XIX в. в книге «Выразительное чтение» В. П. Острогорский обобщил опыт лучших словесников и изложил основы методики подготовки и проведения этих конкурсов. Подчеркивая важную роль «читательских конкурсов» в успешном овладении навыками выразительного чтения, Острогорский намечает определенную периодичность их проведения (раз в 2—3 месяца), возрастной состав (как младшие учащиеся, так и старшие), массовость (сначала — лишь способные, а потом все), характер материала (доступность «по силам и возрасту»; небольшой объем, единые для всех участников тексты, различные жанры и роды произведений русских и зарубежных авторов), характер исполнения (индивидуальное чтение и коллективное, чтение в лицах), время и условия проведения (на уроках и внеклассных занятиях), роль слушателей (они воспринимают образцовое чтение и участвуют в обсуждении выступлений на конкурсе). Подготовка к конкурсу, считал Острогорский, не будет мешать «приготовлению уроков», так как память участников — свежа, а объем заучиваемого мал. Советуя проводить конкурсы «лучше на особых литературных чтениях, перед публикою из учеников и преподавателей с их семейством», он считал, что «конкурсы... могут быть производимы в классе».
Сама методика проведения конкурсов В. П. Острогорским почти не освещена, но ценен совет: «К обсуждению же конкурса под руководством преподавателя можно привлечь весь класс, так что дело получит для учеников интерес еще больший».
В. П. Острогорский пишет о конкурсах кратко, конспективно, однако страстно, ибо видит их большое воспитательное значение. По его мнению, конкурсы помогут выразительному чтению войти «в школе и обществе... в ряд явлений обыкновенных, как простое чтение и письмо и самая поэзия».
На значение «состязательных чтений» указывали и другие методисты, однако до революции школьные смотры не получили сколько-нибудь заметного распространения. А профессиональных чтецких конкурсов, олимпиад и других видов состязаний не было совершенно. Лишь в советское время, с 1930 г., конкурсы стали широко проводиться в нашей стране.
С 30-х же гг. в стране стали практиковаться смотры-конкурсы юных чтецов. Имея в виду их массовость, М. А. Рыбникова отмечала: «Юбилей Пушкина в 1937 году положил начало этому большому и полезному делу; по множеству школ прошли с большим успехом конкурсы на лучшее исполнение стихов Пушкина, Лермонтова, Маяковского, проводились конкурсы рассказчиков...».
Сейчас в ряде городов и районов и даже областей — в Свердловской, Сахалинской и др. — проходят смотры-конкурсы юных исполнителей. Они весьма разнообразны не только по масштабам, но и по целям проведения.
Различны конкурсы и по материалу исполнения: чаще всего проводятся смотры, на которых школьники читают свой любимые произведения. Смотр может быть посвящен одной теме или одному автору, обычно в связи с юбилеями писателей-классиков, а также современных писателей; проводятся смотры, на которых исполняются произведения одного определенного жанра: сказки, басни, лирические стихи, рассказы и т. п.
Организаторам смотров следует стремиться к тому, чтобы читались главным образом не хрестоматийные тексты.
Если словесник заблаговременно подбирает тексты для исполнения и рекомендует их учащимся, составляя сборники, альбомы, списки, то это значительно повышает репертуар смотра. При прослушивании на самом конкурсе важно отмечать и качество чтения, и качество текста, выбранного для исполнения.
Смотры могут быть самых различных масштабов — от внутриклассного до областного. Классные (отрядные) смотры проводятся и во внеурочное время, и непосредственно на специальных уроках по выразительному чтению. Словесник предупреждает учащихся о предстоящем смотре, дает им необходимые консультации, составляет программу смотра, определяет состав жюри.
Вначале, когда учащиеся не знакомы практически с критериями оценки чтения, выступления оценивает лишь учитель. В дальнейшем словесник включает в состав жюри и старшеклассников-кружковцев. Могут быть включены в состав жюри и лучшие чтецы данного класса, прошедшие специальную предварительную подготовку. Опыт показал также целесообразность назначения или выборов членов жюри лишь из учащихся: создается необычная, неурочная, праздничная атмосфера.
Такой классный смотр, как, впрочем, и все другие виды конкурсов, полезно записывать на магнитофонную ленту.
Во внеурочное время может быть несколько расширена аудитория слушателей, а перед смотром проведена беседа по одной из проблем искусства художественного слова.
Если же в крупных школах конкурсы проводятся и по параллелям, то им предшествуют внутриклассные, причем условия для всех классов должны быть общими: характер репертуара и максимальная продолжительность выступления, количество участников и критерии оценки. На общешкольных олимпиадах выступают победители классных туров. С исполнителями, отобранными на школьный тур, ведется дополнительная репетиционная работа. Смотры проводятся и в районном или городском масштабе.
Образовательно-воспитательная ценность конкурсов будет более высокой, если:
1) различные по целям, материалу и масштабам смотры проводятся систематически в учебное и во внеучебное время и охватывают максимальное количество учеников различных классов; 2) выступления учащихся на смотре правильно оцениваются, всесторонне разбираются, участники конкурса понимают свои ошибки и знают, как их преодолеть; 3) учащиеся на всех этапах подготовки и проведения смотров получают разнообразную квалифицированную помощь.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.