Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Выразительное чтение на уроках русского языка


"Методика выразительного чтения". Под ред. Т. Ф. Завадской
Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература»
"Просвещение", Москва, 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

(Б. С. Найденов)

Передовые советские методисты не раз высказывали свою неудовлетворенность преподаванием русского языка в школах. Они указывали на формализм в преподавании, когда в школах по существу изучается не язык, а формальная грамматика. Так, например. В. Добромыслов в статье «Главное — культура речи» писал: «Навыки правописания не самоцель... Подлинным мерилом грамотности следует считать умение свободно, правильно и логически осмысленно (с необходимыми паузами и логическими ударениями) читать текст и последовательно, связно и правильно излагать собственные мысли». Естественно, что при такой постановке вопроса Добромыслов отводил видное место выразительному чтению и полагал, что «осуществление этих задач возможно только при условии самой тесной связи между уроками русского языка и уроками литературы».
Такую же позицию занимали многие методисты, нередко вспоминая опыт и теоретические высказывания Ф. И. Буслаева и К. Д. Ушинского.
Новые школьные программы решительно перестроены в направлении расширения задач преподавания языка. Многократно указывалось, что предметом изучения в школе должен быть язык в целом, а не только грамматика. Ведущим положением взято высказывание А. А. Шахматова: «Предметом изучения в школе должен быть русский язык во всей совокупности его проявлений».
Идя по этому пути, действующая программа соответствующим образом формулирует задачи школьного преподавания языка: «Задачи преподавания русского языка в школе состоят в том, чтобы дать учащимся определенный круг знаний из области фонетики, лексики, словообразования, грамматики, стилистики, а также элементарные сведения о роли языка в жизни общества, о его развитии, о месте русского языка среди языков мира; содействовать развитию логического мышления учащихся; пробудить бережное отношение к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладевать этими богатствами; вооружить навыками выразительного чтения; выработать прочные орфографические и пунктуационные навыки».
Условиями выполнения такой многогранной и сложной задачи признается высокая квалификация учителя и хорошая подготовка учащихся в начальных классах.
Выразительное чтение в школьной программе. Как и в предшествующих программах, в новой программе выразительное чтение отнесено к разделу развития речи, который связывает урок русского языка с уроками литературы. «От работы по развитию речи,— сказано в пояснительной записке к программе,— неотделимо формирование навыков выразительного чтения».
Для их воспитания «особое значение имеют уроки синтаксиса, позволяющие проводить наблюдения над интонационной стороной речи. Однако эти навыки формируются не только на уроках русского языка, но и на других уроках, прежде всего литературы. Очень важно добиться, чтобы на каждом связном тексте учащиеся упражнялись в выразительном чтении, чтобы ни один текст на уроке не был прочитан монотонно, невыразительно».
Итак, здесь повторяется давно признанный принцип: в школе не должно быть невыразительного чтения.
Осуществить указанный принцип на уроках русского языка и литературы вполне во власти словесника. От него зависит поставить дело так, чтобы на уроках языка привлекалась художественная литература, а на уроках литературы дети не только вдумывались в содержание литературного произведения, но и любовались совершенством его словесного воплощения. Словом, необходима самая тесная связь между уроками русского языка и уроками литературы.
Условия, необходимые для творческого изучения языка. Образцом органического соединения изучения русского языка с изучением литературы следует признать методическую систему М. А. Рыбниковой, которая была столь же глубоким лингвистом, как и литературоведом.
М. А. Рыбникова придавала изучению языка большое значение, не ограничивая его работой над формальной правильностью речи. Как и Ушинский, она видела в изучении языка путь всестороннего умственного и нравственного развития школьника. Цель изучения языка, по ее мнению, «раскрытие личности ученика, его полноценное общественно-политическое воспитание. Сниженное техническое отношение к вопросам развития речи должно быть преодолено нашей методикой. Пора работу над языком осознать как серьезнейшую работу воспитательного порядка. Открывать глаза и окрылять сознание — вот задача всех школьных уроков, и язык должен служить этим задачам в максимальной степени».
Словесник прежде всего «учит свой класс видеть и слышать». А затем выражать это виденное и слышанное, «учит свой класс говорить». «Поэтому в порядке школьного обучения необходимо знакомство с элементами, необходимы наблюдения простого реалистического порядка — этот здоровый и единственный фундамент всяческих надстроек».
Итак, первое условие плодотворной работы над речью — это связь с жизнью, впечатлениями, наблюдениями, мыслями и чувствами ребенка.
Стремление сблизить школьное преподавание с научным языкознанием не должно игнорировать особенности детской психики, не должно приводить к перегрузке.
Говоря о постановке преподавания русского языка, Г. П. Фирсов утверждает: «Выяснилась необходимость внесения в методику изучения фонетики, синтаксиса и правописания таких коррективов, которые обеспечили бы развитие у учащихся речевого слуха, умения расчленять слова на звуки, сопоставлять их с буквами, улавливать особенности интонации той или иной синтаксической конструкции, воспроизводить их, сопоставлять интонацию и пунктуацию и тем самым выразительно читать изучаемые тексты. Эти коррективы должны не усложнять учебный процесс, не требовать лишнего времени, а, наоборот, сделать преподавание более эффективным, более практическим, устремленным».
Избежать усложнения педагогического процесса и сделать преподавание практически устремленным можно только приняв в качестве основного метода наблюдение над интонацией, а не заучивание правил.
Если мы будем сообщать те или иные правила логической выразительности, а потом требовать их запоминания и последующего применения, мы неизбежно усложним педагогический процесс, поскольку ученикам придется запоминать не только правила синтаксиса, но и правила выражения данной синтаксической конструкции в устной речи.
Идя путем наблюдения над живой речью или чтением литературного текста, мы развиваем наблюдательность детей над языковыми явлениями и подводим учащихся к формулировке известных закономерностей. При многократных повторениях соответствующее положение, конечно, запомнится учеником, запомнится непроизвольно, а следовательно, гораздо прочнее и без затраты особых усилий и времени.
С чего начинать работу по выразительному чтению? Очень часто ее начинают с логики речи. Это рекомендуется и некоторыми методистами.
Так, Г. П. Фирсов утверждает: «Выразительное чтение в основном складывается из логической и эмоциональной выразительности. Несомненно, что эмоциональная выразительность может быть достигнута только на основе логической выразительности, между тем последняя может быть без эмоциональной выразительности, если в тексте не выражаются чувства, переживания. Отсюда следует, что работа над логической выразительностью может и должна предшествовать работе над эмоциональной выразительностью».
С этим рассуждением никак нельзя согласиться. Искусство звучащего слова обращается одновременно к мысли и чувству, а нередко прежде всего к чувству. У детей это бывает особенно часто. Откликается ребенок прежде всего эмоционально, передать он хочет в первую очередь свое отношение, свое чувство. В выявлении чувства он находит эстетическое наслаждение. Лишить его этой возможности значит обескрылить, погасить творческий порыв.
Поэтому в каком бы классе мы ни занимались выразительным чтением, мы должны давать простор не только логической, но и образной и эмоциональной выразительности.
Наиболее правильный и плодотворный путь показала М. А. Рыбникова: от жизненных впечатлений ребенка, его мыслей и чувств — к литературе, которая дает образцы выражения образов, мыслей и наблюдений, а отсюда — к языку.
Вот для примера два урока. Урок русского языка. Идет разговор об однородных членах. Дети правильно характеризуют предложение с однородными членами, роль обобщающих слов, говорят о перечислительной интонации, как она достигается. Все правильно... но скучно. В этом-то и состоит опасность. Перестав быть искусством, выразительное чтение превращается в ряд правил, которые нужно запомнить, и из средства, оживляющего уроки, оно превращается в материал, осложняющий изучение синтаксиса.
А вот другой урок. Идет работа над басней «Квартет». Учитель читает басню. Потом выясняется идея басни, кого она осмеивает. Дети разыгрывают басню в лицах. А затем учитель спрашивает: «Заметили вы, как Тамара (ученица, читавшая от автора) произнесла первую фразу?» — «Она читала медленно». — «А еще что вы заметили?» — «Она после каждого слова делала паузу». «А как она ставила ударения?» — «На каждом слове». — «Зачем она так делала?» — «Она показывала нам зверей».
— А теперь давайте посмотрим, что представляет из себя первая фраза синтаксически?
— Предложение с однородными членами.
— Какими членами?
— Подлежащими.
— Вот такая расстановка ударений и пауз, как мы видели, свойственна предложению с однородными членами и называется перечислительной интонацией. Имейте в виду, что перечислительные интонации бывают разными по силе, в зависимости от содержания. Когда мы знакомим слушателей с героями, мы делаем значительные паузы и сильные ударения, чтобы слушатель ясно представил себе эти образы. А вот говоря «достали нот, баса, альта, две скрипки» — ведь это тоже перечислительная интонация, но здесь мы делаем очень легкие ударения и едва заметные паузы.
При сопоставлении ряда уроков приходишь к заключению, что знакомство с интонацией всегда проходит живее и глубже, если первоначально наблюдение велось над литературным произведением.
Навыки и творчество. В школьной программе и большинстве статей по вопросам выразительного чтения говорится о «навыках выразительного чтения». Конечно, навыки необходимы в любой деятельности, в том числе и в выразительном чтении.
«Между умениями и навыками существует тесная связь. Умение — это подготовленность к сознательным и точным действиям, а навык — автоматизированное звено этой деятельности. Элементы умений часто переходят в навык. Последний в свою очередь способствует усовершенствованию умений...»
В области художественной деятельности, в частности художественного чтения, дело не может ограничиваться навыками. Они лишь могут облегчить творчество, но не заменять его. Если же такая замена происходит, если творческий поиск замещается применением навыков, мы присутствуем при деградации искусства и появлении штампов.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +