Ограничив характеристику теоретических взглядов Весселя в области педагогики кратким обзором внешней и внутренней структуры системы народного образования, названной им характерным термином «общественного училищеведения», автор вовсе не хотел сказать, что теоретические идеи Весселя исчерпываются этим. Общественное училищеведение — это только центральная идея, которую положил Вессель в основу своих творческих поисков начала второй половины XIX в. Конкретно его педагогические идеи были значительно богаче и совпадали с передовыми достижениями европейской и русской педагогики того времени, всей суммой которых он владел в такой степени, чтобы можно было сказать, что он стоял на уровне современной ему передовой педагогики. Он был одновременно и незаурядным историком педагогики, и психологом, и практиком дидактики, и знатоком теории начального обучения. Но его центральной идеей, подчинявшей себе все его построения, была именно идея общественного училищеведения, которой должно определяться все развитие как школы, так и педагогической науки во всех ее разделах.
Вессель был в 60-х годах XIX в. нельзя сказать единственным, но одним из немногих педагогов, который поставил вопрос об общественном училищеведении, как центральной идее педагогической науки, и замене им господствовавшего до середины XIX в. бюрократически-правительственного, «уставного училищеведения». Назревшая в России в связи с разложением феодального строя задача создания народной, демократической системы образования на место прежней, сословно-бюрократической, была поднята и разработана Весселем с исключительной ясностью и четкостью как в сфере общего, так и в сфере профессионального образования. В этом отношении его идеи своеобразно совпадали с аналогичными, в другой форме высказанными идеями П. Г. Редкина, К. Д. Ушинского и др. Но несомненно, что у ряда педагогических деятелей идеи Весселя не находили сочувствия. В массе учителей десятилетиями царского режима была воспитана боязнь постановки вопроса о школе как явлении общественном. К ней подходили как к правительственному учреждению, как к месту службы, сводившейся к выполнению установленных программ, к спрашиванию и задаванию уроков, к постановке отметок. От широкой общественно-политической жизни правительство стремилось изолировать педагогов, полагая, что широкие горизонты педагогу не нужны и вредны для его прямого дела. Почти одинокий голос Весселя в царстве феодально-сословных и бюрократических традиций, естественно, прозвучал как чуждая мелодия, не получившая надлежащего отклика.
Только одновременно с Великой Октябрьской социалистической революцией коренным образом изменяется школа и наука о воспитании. Проблема школоведения, а также системы народного образования становится центральной проблемой советской педагогики. Недаром в первые же годы советской власти в качестве введения к курсу педагогики был введен особый курс — «Система народного образования», в котором исторически и теоретически должна была анализироваться система народного образования как общественная функция. Это должен был быть своего рода ориентировочный курс для разработки всех вопросов педагогики. Курс этот держался почти десятилетие, однако же постепенно хирел и уступил место краткой, все более суживавшейся главе в самом курсе педагогики. Не получил значительного места анализ вопросов системы народного образования и в курсе истории педагогики. Система народного образования как социальная проблема недостаточно разрабатывается педагогической наукой, хотя в педагогической публицистике первых лет пролетарской революции эта тема звучала широко. Однако потребность в широком курсе, который бы освещал социальные закономерности, отражающиеся на внешней и внутренней структуре систем народного образования, чувствовалась- настоятельно. И в 1929 г. появился в печати курс В. Дурденевского «Лекции по праву социальной культуры», в котором в кратком виде давалось широкое освещение службы народного просвещения наравне с публичными службами здравоохранения и социального обеспечения как на Западе, так и в России, как до, так и после революции. Широкое, хотя и схематическое освещение вопроса автором, работником Института права, говорило о том, какая богатая область просвещения остается еще незатронутой и не освещенной в курсах истории педагогики, предпочитающих держаться узких проблем и не выходить за их пределы. Тем не менее книга Дурденевского почти не вызвала ответного движения в педагогической области и мало чем сказалась на более широком развитии педагогической науки. В начале 50-х годов была выдвинута проблема советского школоведения, как «части педагогической науки»: под редакцией проф. А. Н. Волковского и М. П. Малышева вышла коллективная работа под заглавием «Школоведение» (изд. АПН РСФСР, М., 1952). Книга была выражением своеобразного, давно назревавшего в среде учителей протеста, направленного в адрес отвлеченного, абстрактного метода разработки педагогической науки и выдвигала на очередь более конкретные проблемы внутришкольных взаимоотношений, так или иначе отражающихся на ходе воспитания и образования. Книга была встречена в педагогическом мире сочувственно, и потребовалось ее второе издание. Поднимая целый ряд требовавших разработки конкретных проблем, недостаточно привлекавших внимание педагогической науки, книга о школоведении в согласии с задачами, поставленными коллективом авторов, раскрывала этот термин прежде всего в организационно-практическом направлении.
Тем не менее передовая педагогическая общественность, органы народного просвещения, научно-педагогические учреждения единодушно отмечали и отмечают, что педагогическая наука недостаточно отражает действительные потребности социально-политического развития нашей страны. Отставание педагогической науки за последние годы отмечалось не раз. Такие вопросы, как проблема общего и политехнического образования, проблема начальной и средней школы и ряд других вопросов, та или иная разработка которых ложится в основу внешней и внутренней структуры народного образования, требуют еще глубокого изучения и научного обобщения.
Вот почему постановку Н. X. Весселем в средине XIX в. вопроса об общественном училищеведении нужно считать не только прогрессивной для своего времени, но в то же время полезной и поучительной для нашего времени. Педагогическая наука должна разрабатываться не как узкотехническая наука, уединенная и изолированная от широких общественных проблем, не как рецептурная наука о методах воспитания и обучения, а как наука общественная, устанавливающая законы педагогики не только на основе изучения психологических, но в первую очередь и социально-политических закономерностей. Педагогическая наука не должна замыкаться в узком кругу абстрактных вопросов дидактики и методики, в их оторванности от социально-политической жизни всей страны. И в теоретическом и в историческом своем разделе педагогическая наука должна найти место для изучения и освоения социально-политических закономерностей, определяющих собой развитие воспитания на разных стадиях развития человеческого общества. Только на этом пути будут вскрыты действительные законы, движущие развитием воспитания. Идеей общественного училищеведения должна быть охвачена разработка всех разделов педагогической науки. Зародыши и первые шаги проведения этой идеи в педагогику в четкой и резкой форме полемики с феодально-сословным «уставным училищеведением» впервые были даны в работах Н. X. Весселя, и с этой точки зрения ознакомление с его педагогическим наследством может представить интерес и для советских наук — теории и истории педагогики.
Именно прогрессивным характером педагогических идей Весселя, исходившего из убеждения, что наступило время перестраивать систему народного образования, исходя не из сословно-бюрократических интересов правительства, а из демократических потребностей трудового народа, объясняется не только то, что его идеи не были сочувственно восприняты ни в правительственных кругах, ни среди широких учительских масс и еще при его жизни были забыты. О самом же Весселе осталось воспоминание в правительственных кругах как о педагоге, хотя и широко эрудированном и полезном для справок, но с неприемлемыми идеями, у части же педагогов — как о педагоге, перешедшем на сторону реакции.
Издаваемые педагогические сочинения Н. X. Весcеля убеждают в том, что это был широко образованный педагог, педагог с передовыми демократическими убеждениями, уже в те годы неоднократно выступавший с проектом создания обязательной народной 8-летней школы и 4-летней средней и надстройки над ними широкой сети профессионального образования, приспособленного к различным видам трудовой деятельности народа. Среди прогрессивных педагогов середины XIX в. это был почти единственный, который так широко разработал демократическую систему народного образования в ее главных разделах общего и профессионального образования и так последовательно ее защищал в правительственных учреждениях.
Сочинения и педагогическая деятельность Н. X. Весселя — первый и главный аргумент в пользу характеристики его как прогрессивного педагога. Его автобиографические признания, к которым он несколько раз прибегал в конце XIX и начале XX в., и использованные в настоящем очерке за отсутствием других данных, также не дают оснований думать о нем что-либо другое, кроме того, что сказано выше, а именно, что крутой реакционный поворот в правительственной политике и педагогике лишил Веcселя возможности продолжать дальше его литературную и практическую деятельность в области педагогики с прежним размахом. Оставив за собой пассивную роль ученого-эксперта по вопросам педагогики и народного образования, он все время сохра нял оппозиционное отношение к политике министерства, слепо насаждавшего в школе классицизм Толстого. Автобиографические признания Весселя были вызваны, как можно думать на основании их характера, желанием выяснить свои действительные отношения к министру Толстому. Видимо, он хотел развеять обвинение в том, что он внушил Толстому идею классического образования. На самом деле Вессель всегда возражал против того классицизма, какой насаждало министерство: отношение Весселя к классицизму было не политически-реакционное, а педагогически-научное. Он проводил ту мысль, что раз классическая система получила силу закона, то нужно добиваться выполнения всех тех условий, при которых она еще может иметь известное воспитательное и образовательное значение.
Как и когда сложилось отрицательное мнение о Весселе, как о педагоге, перешедшем на сторону реакции, пока что мало известно и точных данных об этом нет, так как работ о Весселе в педагогической литературе не было и налицо есть только слухи. Единственное сообщение о том, что Вессель перешел на сторону реакции, дано в статье И. И. Паульсона, совместно с Весселем издававшего журнал «Учитель». В 1865 г. обнаружилось расхождение между Весселем и Паульсоном по вопросу о классицизме, в результате чего Вессель вышел из состава редакции. Озлобленная и сумбурная статья Паульоона в журнале «Учитель» в 1866 г. впервые заронила в педагогическом мире идею о реакционности Весселя в смысле его перехода на сторону толстовского классицизма. Это произошло, как выше показано, не потому, что Вессель изменил свои прежние взгляды и стал на защиту классицизма как политически реакционной системы, а в силу научно-исторического понимания сути классицизма как педагогической системы и учета конкретно-исторических условий русской жизни 2-й половины XIX в. Что Вессель по-прежнему оставался противником классицизма как господствующей системы просвещения, видно из того, что его основной работой в течение полутора десятилетия после этого являлась организация реальных, а не классических гимназий военного ведомства. Ясно, что Паульсон не мог подняться до понимания идей своего противника и при общей ненависти к толстовскому классицизму ему легко было заронить в массах педагогов общую идею о реакционности Весселя, которая затем, передаваясь из уст в уста, привела к совершенному игнорированию его работ и полному их забвению к настоящему времени.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.