Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Постановка спектаклей со слепыми исполнителями


"Вопросы тифлопедагогики". Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко.
Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с небольшими сокращениями

Многие считают, что сценическое искусство незрячим недоступно, чуждо и только насильственным путем вклинивается в их «темную» жизнь, что выступления на сцене могут лишь подчеркнуть непригодность их в этой области, что это затея вредная и обидная для слепых, которых выставляют на посмешище. Так ли это на самом деле?
Руководствуясь литературой по этому вопросу и практикой, я ставил спектакли со слепыми в течение многих лет и утверждаю, что слепых нужно включать в эту в высшей степени полезную, прежде всего для них самих, культурную работу. Замечу, что работа эта проходит с ними с гораздо большими трудностями, нежели со зрячими. Однако при внимательном отношении к их физическому дефекту, при умелом подходе при встречающихся затруднениях, можно получить вполне положительные результаты.

Из опыта работы в дореволюционной школе слепых

Когда и как у меня зародилась мысль о постановке спектаклей со слепыми? В дореволюционное время, будучи учителем-заведующим Смоленской школой слепых, я, желая внести живое и новое в жизнь и учебу школьников, прочел им, наряду с другой литературой, и пьесу Н. В. Гоголя «Женитьба». Дети до слез смеялись над комическими типами, выведенными в пьесе; пьеса всем очень понравилась. После беседы о прочитанном, все в один голос стали просить разыграть пьесу своими силами. Сказано — сделано. Расписали пьесу по ролям, подобрали исполнителей, подходящих по внешнему складу и по характеру, а затем приступили к чтению пьесы по ролям и к репетициям. Готовились два месяца. На вечер пришел приглашенный директор Городского театра с артистами. Кажется, все было предусмотрено. Кулисы укрепили среди стоек, где поставили две старых двери и окно с занавеской. В самый последний момент вдруг обнаружили, что нет трубки для Подколесина. Выручили гости — артисты. Из велосипедного насоса и глиняной игрушки смастерили трубку, которая даже дымила. Играли на подмостках из школьных ворот... Спектакль прошел удачно. Приглашенные артисты дали хороший отзыв о спектакле в местной газете. И у всех загорелось желание играть еще.
В последующих спектаклях, хотя ворота продолжали фигурировать как подмостки, стены уже затягивали серыми ученическими одеялами, двери и окна делали из легких материалов, словом, дело это совершенствовали. Для обстановки мобилизовалось движимое имущество учителей и соседей.
Они охотно давали многие вещи, говоря: «Как увидим, что школьные ворота сняты, так с удовольствием собираемся на ваш спектакль». Нередко приходилось обращаться по части бутафории, реквизита, грима и париков в Городской театр, но на это требовались деньги, которых часто не было.
Не обходилось дело без конфликтов со школьным начальством. Однажды, например, случилось так: при постройке нового школьного здания, в комнате, рядом с залой, я распорядился поднять на полметра пол и проделать арку для сцены. Об этом узнал попечитель школы и приказал немедленно опустить пол и заделать арку. Пол был опущен на мои средства, а про арку как-то забыли, и она уцелела в школе и существует до сих пор. Как-то во время зимних каникул ставили «Монолог Пимена» и сцену «В корчме на Литовской границе». На сцене фигурировала икона и лампада. Архиерей обвинил меня в кощунстве и, узнав, что я иногда пишу статьи в газету, издевательски назвал меня «пиитом». Все это он счел несовместимым с заведованием школой.

Коренной перелом после Великой Октябрьской социалистической революции

Произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. Исчезли мрак и затхлость и в нашей школе.
Теперь уже не нужно было бояться угроз начальства. Спектакли в школе создавали широкие возможности идейно-политического воспитания и культурного отдыха учащихся.
Была перестроена вся работа драмкружка, изменилась программа вечеров, ставились пьесы революционного содержания, в соответствии с датами Красного календаря.
Программа вечеров самодеятельности строилась обыкновенно по такому плану:
1. Доклад на тему дня. 2. Пьеса. 3. Хоровое и сольное пение. 4. Декламация. 5. Игры.
В антрактах играл духовой оркестр.
В репертуаре нашего драмкружка были среди других и такие пьесы: «Бедность не порок», «Лес», «Свои люди — сочтемся» А. Н. Островского; «Дочь русского актера» Каратыгина; «Юность отцов» П. Горбатова; «Мы Днепропетровцы» Коваленкова; «Я хочу домой» С. Михалкова; «Звено отважных» — А. Глебова.

Цели, установки, методика и организация

Что же, главным образом, имелось в виду при работе с членами драмкружка и чего удавалось добиться от них? К слепым исполнителям предъявлялись те же требования, что и к зрячим.
Неоднократно приходилось говорить о том, что работа над пьесой требует от участников кружка строгой дисциплины, серьезного отношения, что исполнители не должны обращаться в шутов, балаганщиков, а обязаны проникать в самые укромные тайники переживаний изображаемых персонажей пьесы и искренностью своей игры стремиться овладеть думами и настроением зрителей. На репетициях и беседах всегда говорилось о том, что участники кружка обязаны постоянной тренировкой своего голоса и движений совершенствовать свои данные. Основным требованием, предъявляемым к вступающим на любительскую сцену, является то, что они должны непрерывно работать над собой, готовиться к выступлениям добросовестно, умело, «с огоньком», помнить, что они на сцене работают не в одиночку, а в коллективе. Каждому участнику спектакля следует подавать свои реплики не спеша и не опаздывая, согласованно с другими партнерами. Не упускались случаи, когда уместно было дать то или иное указание по части неправильного произношения, неправильных движений и на выполнение тех или иных положений, которые оживляют ход пьесы. Внимание участников спектакля обращалось на те требования, выполнение которых обязательно в театральной практике.
Исполнителям часто напоминалось о том, что малейшее замешательство на сцене может испортить всю игру всего коллектива и создать плохое впечатление у зрителей.
Если при подготовке пьесы нет достаточной тренировки движений, жестов, мимики, смеха, вздохов, слез, нет употребления выразительных междометий и т. п., зачастую не написанного автором, но необходимого для оживления игры, если отсутствует знание ролей, нет спокойствия и уверенности при игре, то спектакль не будет удачным и исполнители будут осмеяны. Любителям драматического искусства непрестанно внушалось, что для того, чтобы достичь в игре на сцене хороших результатов, нужна большая любовь к этому делу и восприимчивость чувств, их воспитание и умение подметить в персонажах пьесы, умело выразить их перед зрителем. Нужны гибкость движений, приятный тембр голоса, разнообразие его переходов, хорошая мимика. Необходимо обладать способностью понимать малейшие изгибы душевных настроений изображаемого лица, войти в его существо и «не играть его», а пройти перед зрителем в его внешнем обличий и с его внутренним содержанием, которые хотел придать ему автор.
Только при всем этом возможно воздействовать на зрителя благотворно при изображении как положительных, так и отрицательных персонажей. На репетициях и в беседах после спектакля выявлялись все недостатки и достоинства в игре любителей, намечались вехи к улучшению работы. Здоровая критика отталкивала от кружка слабых исполнителей, но зато укрепляла коллектив в целом. Иногда приходилось, подбадривая охладевающего любителя, сказать, что и зрячие актеры добиваются успеха с большим трудом, а людям без зрения сценическое искусство дается еще труднее. При этом указывалось, что слепые добиваются неплохих успехов на сцене.
При беседе по поводу трудностей работы при постановке спектаклей я убеждал слепых в том, что они при полном напряжении своих сил могут и должны сыграть не хуже зрячих любителей, и это не было преувеличением с моей стороны. К работе привлекались не все без разбора, а лишь активные и способные. Коллектив был крепко спаян. В нем, по возможности, учитывались желания его членов. Не допускалась игра с голоса руководителя, путем натаскивания и перехватывания слов суфлера. Самое ценное в игре любителей было их собственное творчество, которое совершенствовалось при общих усилиях.
Считалось, что кружковцам весьма полезно бывать на представлениях в Городском театре, где они могли многому научиться и получить зарядку к сценической работе. Посещение театра в этом отношении имеет большое значение. Кто не умел или стеснялся по-театральному смеяться, плакать и пр., тот с увлечением начинал проделывать все это на репетициях; кто до крайности смущался, когда ему по ходу пьесы нужно было петь, играть на музыкальном инструменте или танцевать, тот стал без особого затруднения выполнять требуемое; у кого голос был не в меру'жосток и громок, тот стал нежно изъясняться при излиянии своих чувств.
Участие в художественной самодеятельности при ее многогранности открывает лишенным зрения все новые и новые горизонты, которые раньше были, может быть, для них малозначимыми, неясными.
Большое внимание обращалось мною на то, чтобы слепые исполнители, отрешившись от своих привычных специфических движений, жестбв, мимики, часто весьма невыгодно отличавших их от зрячих, усвоили общепринятые манеры, постановку головы, движения рук и позу.
Часто слепые, разговаривая с партнером на сцене, обращают свое лицо не на собеседника, а в сторону, проделывая движения, не идущие к теме разговора, забывая о том, что неуместный жест смешон, кашель снижает ценность данной мизансцены, что все это расхолаживает зрителя.
Нередко специфические привычки, привитые зачастую неумелым воспитанием в семье, весьма глубоко вкореняются в быт слепого, так что с ними приходится вести довольно упорную борьбу. Участие слепых в художественной самодеятельности выводит их из состояния недостаточной подвижности, причем их походка, позы и выправка приобретают общепринятые формы и не отличают их от зрячих товарищей.
Камнем преткновения при постановке спектаклей со слепыми является ориентировка, жесты и, особенно, мимика. До тех пор пока это не будет преодолено, лучше не допускать начинающих слепых артистов к выступлениям перед зрителями. Борьба с указанными недостатками приводит к успеху после долгой, упорной, умелой работы руководителя.
При распределении ролей учитывались индивидуальные способности вступающих в кружок, их физическое и умственное развитие, способность к пению и музыке, а главное — любовь к сценическому искусству. При распределении ролей преимущество отдавалось незрячим.
Весьма полезно привлечение самих слепых к участию в работах по устройству сцены, по переписке ролей рельефом. Если находилась книга с пьесой, напечатанной рельефом, то слепые суфлировали. Они помогали руководителю везде, где только представлялась к тому возможность.

Одна из удачных постановок

Для конкретизации того, как проходила работа кружка, начиная с подбора пьесы и кончая ее постановкой и заключительной беседой о недочетах и достижениях в проделанной работе, приведем пример одной из удачных постановок.
Школьники лучше играют, если пьеса им понятна, близка по идее и доступна к постановке в наших условиях. В марте 1950 г. в кружке стали усиленно поговаривать, что надо готовить пьесу к 9 мая — «Дню Победы».
Прочитали пьесу А. Глебова «Звено отважных». Содержание пьесы таково: раненый советский летчик, спустившись на поврежденном парашюте на временно оккупированную врагом территорию, встретился в лесу с пионерами, которые копали пещеру, чтобы спрятать в ней знамя, советские учебники, по которым они тайком учатся, и пионерские галстуки. В момент встречи получено известие, что пионер Вася Артемочкин повешен озверелыми фашистами по обвинению в распространении листовок, тех самых листовок, которые сбрасывал с самолета герой-летчик, беседующий с пионерами. Пионеры, окончательно убедившись, что летчик — советский герой, а не подосланный немцами шпион, вручают ему галстук Васи, и летчик Антонов торжественно обещает прикрепить галстук к гвардейскому знамени своей части, когда он туда вернется, и донести знамя до Берлина, что впоследствии и осуществляется.
По своему идейному содержанию пьеса была вполне подходящей: живы были потрясающие картины непревзойденных подвигов нашей Советской Армии и ее отдельных героев. Свежи были цветы на дорогих могилах Марии Октябрьской и Володи Куриленко.
Ребята с энтузиазмом ухватились за эту пьесу. Тут же были разобраны роли, вскоре они были переписаны и почти наизусть заучены. На первой же читке пьесы по ролям выяснилось, что работа над пьесой пришлась всем по душе и будет подготовлена как следует.
Труднее всего было подобрать исполнителя роли капитана авиации Антонова. Эту роль нужно было поручить ученику с хорошими данными. Он должен быть статным, стройным крепышом, обладать голосом приятного тембра, суметь солидно и с достоинством провести эту роль. Ученик VI класса М. вызвался исполнить эту роль. Он был довольно высокого роста, с мягким тембром голоса, способным передать глубокие переживания и драматическое положение советского офицера. Борю — вожатого-комсомольца предложили играть Т.— ученику V класса. Он состоял старостой класса, пользовался авторитетом среди товарищей, умел взять твердый тон и повести ребят за собой. Он хорошо овладел ролью, как все мы того и ожидали. Роль Лены взяла В., девочка, умевшая удивительно чутко прислушиваться к указаниям и понимать создаваемый ею образ: на сцене она так горячо переживала свою роль, что зрители плакали.
Стихотворение о пионерском галстуке она читала с дрожью в голосе, а весть о гибели Васи вызвала у нее и у слушателей неподдельные слезы. Остальные роли были распределены также более или менее удачно. Две роли пионеров Володи и Толи, доставшиеся ослепшим ученикам, слабо владеющим рельефным шрифтом, взялись переписать для них, под диктовку воспитателей, старшие учащиеся, даже чне участвовавшие в спектакле.
После одной читки пьесы по ролям начались репетиции. Ребята внимательно выслушивали указания, хорошо запоминали места на сцене, все горели желанием сыграть как можно лучше. На каждой репетиции шел разговор о костюмах, проводился анализ идеи пьесы, запоминали входы и выходы и тщательно учились обращаться с реквизитом. С первых же репетиций пьесу разбили на отдельные части с таким расчетом, чтобы исполнителям она стала вполне понятной, чтобы установилась связь между отдельными эпизодами, и из них, как из отдельных частиц мозаики, составилась в представлении юных артистов цельная картина.
Выступление на просцениуме капитана авиации Антонова сразу знакомит зрителей с целеустремленностью пьесы, и они с неослабевающим вниманием будут следить за развитием действия, а в конце пьесы тот же капитан Антонов, опять же на просцениуме, говорит зрителям о возвращении в свою часть и о том, что он рассказал товарищам по службе о геройской гибели Васи и что его пионерский галстук был прикреплен к гвардейскому знамени, которое дивизия победоносно пронесла сквозь огонь сражений до Берлина.
Пьеса была разбита нами на следующие части:
а) Лена в бедном платье с вязаньем в руках на сторожевом посту, на площадке, среди кустов. Рядом корзинка для грибов. Прислушивается.
б) Входит так же одетая девочка Надя с нагруженной корзинкой. Тревожный свист. Отвечает кукушка. Входит третья девочка — Нина, которая сообщает о трагической смерти Васи Артемочкина.
в) Возвращается Надя, а с ней приходят пионеры Толя и Петя. Нина сообщает подробности казни Васи.
г) На площадку из кустов выходит Антонов. Все в замешательстве и испуге, настороженно вступают с ним в разговор, стараясь выяснить его личность. Антонов в полуобморочном состоянии, рука на пропитанной кровью перевязи. Надя и Нина уходят сообщить о случившемся Боре.
д) Антонов бредит. Петя и Толя прислушиваются к его сбивчивой речи. Лена перевязывает раненую руку Антонова. Он очнулся, выпил воды. Ребята говорят, что они собирали грибы. Хотят узнать, кто он. Антонов говорит, как он спустился на поврежденном парашюте. Ребята и тут не признаются, что они пионеры. Свист. Все насторожились.
е) Входят Борис, Надя и Нина. Борис уже слышал по радио, что немцы обещают 10 тысяч рублей тому, кто выдаст Антонова. Тревожный свист постового. Все насторожились, говорят шепотом. Антонов узнает о работе законспирированного отряда пионеров, восхищается их находчивостью и отвагой. Антонов и ребята наперебой произносят стихотворение Щипачева о пионерском галстуке. Все растроганы. Слышатся условные свистки.
ж) Входит Володя. Он сообщает, что захотел проститься с Васей и ночью снял с него пионерский галстук. Антонов просит отдать галстук ему и обещает, что галстук будет прикреплен к гвардейскому знамени его дивизии и что часть победоносно донесет свое знамя вместе с галстуком до Берлина. Ребята торжественно вручают Антонову галстук, который он прячет у себя на груди.
Прошла генеральная репетиция. На следующий день артисты-школьники выступили перед зрителями. Все не в меру волновались, и это снизило качество игры. Спектакль прошел все-таки хорошо.
Было решено безотлагательно провести собеседование всех участников с целью выяснения успехов и недостатков в работе отдельных исполнителей и всего коллектива в целом, чтобы на будущее время избежать допущенных ошибок и совершенствовать свою работу.
Прежде всего выяснили, каким был спектакль с внешней стороны. Декорация площадки среди леса была удовлетворительной. Плохонькие деревенские костюмы на пионерах и их маскировка, как собирающих грибы в лесу, производили полную иллюзию. Выходы и уходы проходили гладко. Движения ребят на сцене шли без спешки, что особенно ценно при постановках со слепыми.
Перевязка тяжело раненного летчика Антонова, последующий уход за ним, передача ему пионерского галстука и все прочие действия по ходу пьесы проходили без заминок.
По части произнесения реплик не все обстояло благополучно: А. З., исполнявшая роль Нади, играла вяло, без интонаций, произносила слова с полным равнодушием к их смыслу, что весьма портило впечатление от спектакля.
При условных свистках и тревожных птичьих криках ребята довольно правдоподобно вели мимические сценки настороженности, испуга и волнения. Дрожание голоса и слезы Лены, когда она заканчивала чтение стихотворения о пионерском галстуке, были естественным финалом ее очень прочувствованного чтения. Ученик М., исполнявший роль Антонова, очень недурно игравший на репетициях, на самом спектакле провел роль с холодком, без подъема, успокоился раньше времени. Извиняющим обстоятельством для М. отчасти служило его чистосердечное признание своей вины. Ученики С. и М., исполнявшие роли Пети и Толи, играли естественно: вдумчиво вели распросы Антонова, не спеша взвешивали его ответы и в то же время хранили тайну своей организации. Только уверившись в том, что Антонов свой человек, советский летчик, рассказали ему о своей работе в расположени врага.
Ученик Т. в роли вожатого-комсомольца Бори, очень умело, с достоинством и подобающим тактом, провел свою роль, пожалуй, лучше, нежели на репетициях. Девочки В. и Г., исполнявшие роли Лены и Нины, играли просто, без манерности, чем вызвали аплодисменты зрителей. Н. В., исполнявшая роль Лены, играла с чувством, трогательно, без всяких шероховатостей, чем привела в восхищение всех присутствовавших в зале.
Ученик Г. К. (по пьесе Володя-пионер) хорошо рассказал о том, как он снял с шеи зверски замученного фашистами Васи Артемочкина галстук и принес его в отряд на память о погибшем товарище-герое.
По общему признанию, игра слепых произвела на зрителей сильное впечатление, причем отсутствие зрения у исполнителей отнюдь не снижало качество игры.

Осложнения и неудачи при некоторых постановках

Не все спектакли со слепыми проходили удачно и гладко. Вспоминаю случай из далекого прошлого. Понадобилось сыграть небольшую роль повара. Мальчиков для этого не нашлось; вызвалась сыграть эту роль девочка Лена И. Лицо у этой девочки добродушное, всегда улыбающееся, почти простоватое. По пьесе И. должна была дать заболевшему посетителю столовой пилюлю. Лена выбежала на сцену без лекарства, а лишь с поварской ложкой, которую и сунула в руки больному. Тот с недоумением взял ложку, в зрительном зале раздался гомерический смех, а Лена, приняв оживление в зале за одобрение своей хорошей игры, расплылась в улыбку. Получился большой конфуз.
Приходит на память и другой случай. На этот раз в спектакле участвовал я, и моим партнером был слепой учитель М., который здравствует поныне. Мы разыгрывали сцену трогательного прощания, после которого мой партнер от избытка чувств потерял совершенно ориентировку и пошел не в дверь, а в угол. Я, не долго думая, подбежал к нему, нежно еще раз обнял и выразительным рукопожатием энергично направил его к выходу, куда он без задержки и пошел. После спектакля М. сказал мне: «Здорово вы меня выпроводили, я только за кулисами сообразил, как это кстати получилось».
Во избежание таких и подобных злоключений, следует все предусматривать заранее: точно воспроизводить все движения и перипетии с реквизитом и бутафорией на репетициях и для каждого движения, и для каждой вещи на сцене сохранять раз и навсегда установленное место.
Был случай, когда слепой участник спектакля не нашел гвоздя, на котррый он должен был повесить свою фуражку и пальто. Это его так обескуражило, что он ушел со сцены и разрыдался, дав зарок больше не участвовать в спектаклях, а был он неплохим любителем-актером.
Сравнительно недавно готовилась пьеса «Мы Днепропетровцы» Коваленкова. Двум участникам требовалось по ходу пьесы прибить плакат над входом в клуб рабочих. Для слепых это дело довольно сложное. Плакат — красное полотнище, молоток, гвозди и табурет для одного из любителей-актеров небольшого роста, чтобы он дотянулся до места, где надо было вбить гвоздь, были на всех репетициях. На двух верхних углах плаката с лицевой стороны были пришиты пуговицы (справа) и кольцо (слева). Места, где следовало закрепить углы плаката, были точно установлены и изучены заблаговременно исполнителями. На всякий случай в карманы пиджаков положили по два запасных гвоздя. В момент, когда нужно было этим двум рабочим закрепить плакат, им дали в руки молоток, гвозди и плакат в сложенном виде. Табурет стоял у входа в клуб. С такой подготовкой плакат прибивается слепыми быстро, ровно.
Сцену при постановках со слепыми обслуживают, кроме лиц, полагающихся при спектаклях со зрячими, еще два-три невидимых, незаметных человека, закулисные труженики. На их обязанности лежит следить за своевременными выходами и уходами актеров, помочь плохо ориентирующимся, ободрить робеющего словом, быть наготове для всяких случайностей. Эти скромные сотрудники должны хорошо знать пьесу, артистов-любителей и все требования режиссера при данной постановке, чтобы своевременно, умело, без шума и суеты содействовать успеху спектакля.

Заключение

Выступления театрального кружка школы стояли и стоят на должном уровне. Наш кружок еще в дореволюционное время выезжал с постановками в города Ельню и Красный. Собранные от спектаклей деньги были употреблены на покупку музыкальных инструментов для оркестра из окончивших курс обучения в школе. В послереволюционное время кружок с большим успехом выступал со своими постановками в рабочих клубах города Смоленска, в одном из совхозов, где школой был организован пионерский лагерь, и в другом совхозе, в котором было организовано пришкольное хозяйство, а после войны помещается и сама школа. С разученными пьесами, с целью совершенствования исполнительского мастерства, кружок выступал неоднократно в школе, а иногда и вне школы. При подготовке спектаклей и во время выступлений у слепых развивается умение держать себя перед зрителями, совершенствуется правильная и выразительная речь, формируется верное понимание характеристик действующих лиц, любовь ко всему передовому, советскому, а, с другой стороны, ненависть ко всему чуждому и активность в борьбе с ним.
Руководствуясь решениями XIX партсъезда, мы обязаны всемерно поднимать политико-просветительную работу среди слепых, которые, благодаря заботам о них партии и советского правительства, поставлены в такие благоприятные условия, что могут жить полноценной жизнью.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +