Из опыта работы по истории в старших классах школы слепых
"Вопросы тифлопедагогики". Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко.
Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с небольшими сокращениями
Исторический процесс совершается не где-то вообще, а во времени и пространстве. Нельзя изучать историю не только без хронологии, но и без исторической карты. Карта — это не дополнение к уроку. Она органически связана с ним.
В специальной литературе для школ слепых детей очень мало написано о работе с исторической картой, а это один из самых сложных разделов в преподавании истории. Передовые учителя, истории много уделяют внимания этому вопросу, считая,- что знания учащихся можно признать полноценными только тогда, когда ученик, наряду с хорошим знанием теоретического курса и хронологии, хорошо усвоил и историческую карту.
В первые годы своей работы в школе я широко использовала географический атлас и метод работы с картой по «Основам предметных методик» проф. Б. И. Коваленко. По моему заданию учащиеся на письменных приборах наносили точками, шеститочиями, черточками определенные географические объекты, особенно расположение городов в том или ином государстве. Чтобы ускорить и упростить эту работу, предлагалось учащимся расположить имеющиеся в их наличии предметы так, как указано расположение городов на карте. Для этого использовалась и доска с симметричными рядами отверстий, на которой учащиеся при помощи шнуров и штифтов размещают географические объекты по указанию учителя. В каждой школе легко применять трафареты контурных карт, на которых учащиеся наносят города, пути, походы и т. д.
Большую помощь в работе с картой мне оказывали учащиеся Кисловодских массовых школ № 1 и № 3. Девочки вышивали реки, очертания границ, размещали города и т. д. Таким образом готовили настольные карты для учеников.
С 1947 г. в нашей школе начали изготовлять специальные пособия, и теперь в ней имеются все необходимые исторические карты. Это дает возможность полного их изучения с учащимися. Работать стало значительно легче.
Большое значение в изучении карты слепыми учащимися имеет правильный ориентир, основанный на предшествующих знаниях по географии и истории. Этому вопросу уделяют большое внимание. При объяснении нового материала по карте индивидуально подходят к учащимся с остаточным зрением и к недавно ослепшим, подчеркивая для запоминания материала по карте значение цвета, в который окрашена данная область, сходство формы того или иного государства с известными детям фигурами, например, Италия напоминает сапожок с каблучком. От настольных карт переходят к стенным и наоборот. Для закрепления изученного в классе даются задания на дом: изобразить на бумаге или контурной карте те объекты, о которых учащиеся узнали на уроке. В своих тетрадях, на листках, контурных картах дети изображают походы Олега, Святослава, «Путь из варяг в греки», походы Суворова, Спартака, крестовые походы и др.
Эти работы помогают проверять правильность представлений учащихся, знание ими карты, а учащиеся, выполняя подобные задания, уточняют, закрепляют свои знания, вырабатывают навык к работе с картой разных масштабов. О посильности такой работы для слепых детей говорят работы учащихся. Практика работы показывает, что удобнее всего знакомить с картой во время объяснения нового материала. Обычно делают так: вызывают одного незрячего и 2—3 учащихся с остаточным зрением. Показывают тот или иной объект, дают точные ориентиры. Например, Иркутск находится у истока реки Ангары у юго-западной части Байкала. Фракия расположена в северо-восточной части Греции на границе ее с Македонией. Остров Сицилия — на юго-западе от Италии.
При ответе требуют от учащихся точного показа по ориентирам, объяснения, как отыскивается ими город, государство и т. д., чтобы весь класс представлял расположение показываемого на карте. Например, при изучении темы «Греко-персидские войны» ученица, описывая героический подвиг спартанцев, указывает, что Фермопильский проход соединяет северную часть Греции со средней в области Фессалии на границе ее с Аттикой. Другой пример — ученик при ответе молча показывает остров Делос. Ему предлагают показать так, чтобы весь класс понимал, т. е. чтобы он не только показал, но и рассказал, где находится остров. И ученик, исправляя ответ, говорит, что остров Делос находится в Эгейском море к северо-востоку от острова Крит.
За последнее время мне почти не приходится напоминать учащимся об указаниях к ориентировке при работе с картой. Учащиеся быстро могут найти один и тот же объект на нескольких картах или глобусе. Например, при повторении темы «Природа и население Греции»; в связи с изучением природы и населения Древней Италии, были принесены в класс карты Древней Греции и Италии, две карты Европы, карта восточного полушария и глобус. Учащиеся уверенно показывали Балканский, Аппенинский полуострова и ориентиры на всех картах. При этом одновременно работали с картами и глобусом 6 учащихся.
Есть темы, при изучении которых предлагается учащимся на листке бумаги с помощью пластилина по известным им ориентирам обозначить город, реку, озеро, остров. Одновременно проверяются знания учащихся. Например: Харьков учащиеся изображают восточнее уже известной им Полтавы. Помню, когда я в первый раз показала несколько географических объектов таким способом, а потом вызвала одного из учащихся к карте, он с изумлением заявил: «И правда, Мукден находится севернее Порт-Артура». Теперь этих возгласов не слышно: учащиеся ясно представляют карту в объеме программного материала.
Не менее важное значение имеет применение глобуса, особенно в тех школах, где не изготовляются специальные карты. Учащиеся нашей школы свободно и уверенно ориентируются по специальной карте. Добиться хороших результатов в работе с картой в школах для слепых детей, развить интерес и внимание учащихся можно путем систематических, настойчивых занятий, когда ни один вопрос истории, географии, требующий знания карты, не будет оставлен без нее. Необходимо преподавателю истории держать тесную связь с преподавателем географии с целью выработки общих методов работы с картой. А также очень важно спрашивать у учащихся, как им удобнее найти то или иное государство по карте.
Необходимы практические работы учащихся с картой. Понятно, что сначала потребуется много времени, чтобы выработать у учащихся навык уверенной правильной ориентировки, но это не должно пугать учителя. Учитель должен помнить, что знание карты особенно необходимо и вполне доступно слепым. Большинство учащихся специализируется по гуманитарным наукам. Успех этих учащихся, прочность и глубина знаний б дальнейшем будет зависеть от того, насколько прочными были знания программного материала школы и как они умели применить эти знания практически, навыком пользования картой и другим.
Работа преподавателей истории по привитию практических навыков самостоятельной работы учащихся по изготовлению ими схем, таблиц и других наглядных пособий должна проводиться широко и многообразно.
Для иллюстрации перечислю ряд пособий и работ учеников, при которых широко используется пластилин или накол рельефа на письменном приборе:
1. «Царская дорога». Персия VI в. до н. э.
2. Города Средней Греции.
3. Ионическое море.
4. Военный римский лагерь.
5. Поход Ганнибала.
6. Таблица летоисчисления.
7. Родовой строй в Аттике.
8. Государственное устройство Спарты.
9. Феодальная иерархия.
10. Государственное устройство Голландии XVII в.
11. Высшие органы государственной власти СССР. В школе слепых конкретизация на уроках истории не может ограничиваться планами, картами, схемами. Обязательно широкое использование экскурсий и внеклассных мероприятий. По теме Великой Отечественной войны проводятся экскурсии к памятнику павшим воинам, в краеведческий музей, чтение воспитателями отрывков из художественной литературы, а учителем пения — разучивание и повторение соответствующих песен. На вечере, посвященном борьбе русского народа с интервентами, по ходу рассказа исполняются песни, декламации и инсценировки. Учителя школ слепых, добиваясь высокой успеваемости учащихся и воспитывая полноценных строителей коммунистического общества, должны неустанно работать над повышением своей квалификации и опираться в работе на обмен опытом.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.