Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Из опыта работы по истории в старших классах школы слепых


"Вопросы тифлопедагогики". Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко.
Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с небольшими сокращениями

Исторический процесс совершается не где-то вообще, а во времени и пространстве. Нельзя изучать историю не только без хронологии, но и без исторической карты. Карта — это не дополнение к уроку. Она органически связана с ним.
В специальной литературе для школ слепых детей очень мало написано о работе с исторической картой, а это один из самых сложных разделов в преподавании истории. Передовые учителя, истории много уделяют внимания этому вопросу, считая,- что знания учащихся можно признать полноценными только тогда, когда ученик, наряду с хорошим знанием теоретического курса и хронологии, хорошо усвоил и историческую карту.
В первые годы своей работы в школе я широко использовала географический атлас и метод работы с картой по «Основам предметных методик» проф. Б. И. Коваленко. По моему заданию учащиеся на письменных приборах наносили точками, шеститочиями, черточками определенные географические объекты, особенно расположение городов в том или ином государстве. Чтобы ускорить и упростить эту работу, предлагалось учащимся расположить имеющиеся в их наличии предметы так, как указано расположение городов на карте. Для этого использовалась и доска с симметричными рядами отверстий, на которой учащиеся при помощи шнуров и штифтов размещают географические объекты по указанию учителя. В каждой школе легко применять трафареты контурных карт, на которых учащиеся наносят города, пути, походы и т. д.
Большую помощь в работе с картой мне оказывали учащиеся Кисловодских массовых школ № 1 и № 3. Девочки вышивали реки, очертания границ, размещали города и т. д. Таким образом готовили настольные карты для учеников.
С 1947 г. в нашей школе начали изготовлять специальные пособия, и теперь в ней имеются все необходимые исторические карты. Это дает возможность полного их изучения с учащимися. Работать стало значительно легче.
Большое значение в изучении карты слепыми учащимися имеет правильный ориентир, основанный на предшествующих знаниях по географии и истории. Этому вопросу уделяют большое внимание. При объяснении нового материала по карте индивидуально подходят к учащимся с остаточным зрением и к недавно ослепшим, подчеркивая для запоминания материала по карте значение цвета, в который окрашена данная область, сходство формы того или иного государства с известными детям фигурами, например, Италия напоминает сапожок с каблучком. От настольных карт переходят к стенным и наоборот. Для закрепления изученного в классе даются задания на дом: изобразить на бумаге или контурной карте те объекты, о которых учащиеся узнали на уроке. В своих тетрадях, на листках, контурных картах дети изображают походы Олега, Святослава, «Путь из варяг в греки», походы Суворова, Спартака, крестовые походы и др.
Эти работы помогают проверять правильность представлений учащихся, знание ими карты, а учащиеся, выполняя подобные задания, уточняют, закрепляют свои знания, вырабатывают навык к работе с картой разных масштабов. О посильности такой работы для слепых детей говорят работы учащихся. Практика работы показывает, что удобнее всего знакомить с картой во время объяснения нового материала. Обычно делают так: вызывают одного незрячего и 2—3 учащихся с остаточным зрением. Показывают тот или иной объект, дают точные ориентиры. Например, Иркутск находится у истока реки Ангары у юго-западной части Байкала. Фракия расположена в северо-восточной части Греции на границе ее с Македонией. Остров Сицилия — на юго-западе от Италии.
При ответе требуют от учащихся точного показа по ориентирам, объяснения, как отыскивается ими город, государство и т. д., чтобы весь класс представлял расположение показываемого на карте. Например, при изучении темы «Греко-персидские войны» ученица, описывая героический подвиг спартанцев, указывает, что Фермопильский проход соединяет северную часть Греции со средней в области Фессалии на границе ее с Аттикой. Другой пример — ученик при ответе молча показывает остров Делос. Ему предлагают показать так, чтобы весь класс понимал, т. е. чтобы он не только показал, но и рассказал, где находится остров. И ученик, исправляя ответ, говорит, что остров Делос находится в Эгейском море к северо-востоку от острова Крит.
За последнее время мне почти не приходится напоминать учащимся об указаниях к ориентировке при работе с картой. Учащиеся быстро могут найти один и тот же объект на нескольких картах или глобусе. Например, при повторении темы «Природа и население Греции»; в связи с изучением природы и населения Древней Италии, были принесены в класс карты Древней Греции и Италии, две карты Европы, карта восточного полушария и глобус. Учащиеся уверенно показывали Балканский, Аппенинский полуострова и ориентиры на всех картах. При этом одновременно работали с картами и глобусом 6 учащихся.
Есть темы, при изучении которых предлагается учащимся на листке бумаги с помощью пластилина по известным им ориентирам обозначить город, реку, озеро, остров. Одновременно проверяются знания учащихся. Например: Харьков учащиеся изображают восточнее уже известной им Полтавы. Помню, когда я в первый раз показала несколько географических объектов таким способом, а потом вызвала одного из учащихся к карте, он с изумлением заявил: «И правда, Мукден находится севернее Порт-Артура». Теперь этих возгласов не слышно: учащиеся ясно представляют карту в объеме программного материала.
Не менее важное значение имеет применение глобуса, особенно в тех школах, где не изготовляются специальные карты. Учащиеся нашей школы свободно и уверенно ориентируются по специальной карте. Добиться хороших результатов в работе с картой в школах для слепых детей, развить интерес и внимание учащихся можно путем систематических, настойчивых занятий, когда ни один вопрос истории, географии, требующий знания карты, не будет оставлен без нее. Необходимо преподавателю истории держать тесную связь с преподавателем географии с целью выработки общих методов работы с картой. А также очень важно спрашивать у учащихся, как им удобнее найти то или иное государство по карте.
Необходимы практические работы учащихся с картой. Понятно, что сначала потребуется много времени, чтобы выработать у учащихся навык уверенной правильной ориентировки, но это не должно пугать учителя. Учитель должен помнить, что знание карты особенно необходимо и вполне доступно слепым. Большинство учащихся специализируется по гуманитарным наукам. Успех этих учащихся, прочность и глубина знаний б дальнейшем будет зависеть от того, насколько прочными были знания программного материала школы и как они умели применить эти знания практически, навыком пользования картой и другим.
Работа преподавателей истории по привитию практических навыков самостоятельной работы учащихся по изготовлению ими схем, таблиц и других наглядных пособий должна проводиться широко и многообразно.
Для иллюстрации перечислю ряд пособий и работ учеников, при которых широко используется пластилин или накол рельефа на письменном приборе:
1. «Царская дорога». Персия VI в. до н. э.
2. Города Средней Греции.
3. Ионическое море.
4. Военный римский лагерь.
5. Поход Ганнибала.
6. Таблица летоисчисления.
7. Родовой строй в Аттике.
8. Государственное устройство Спарты.
9. Феодальная иерархия.
10. Государственное устройство Голландии XVII в.
11. Высшие органы государственной власти СССР.
В школе слепых конкретизация на уроках истории не может ограничиваться планами, картами, схемами. Обязательно широкое использование экскурсий и внеклассных мероприятий. По теме Великой Отечественной войны проводятся экскурсии к памятнику павшим воинам, в краеведческий музей, чтение воспитателями отрывков из художественной литературы, а учителем пения — разучивание и повторение соответствующих песен. На вечере, посвященном борьбе русского народа с интервентами, по ходу рассказа исполняются песни, декламации и инсценировки.
Учителя школ слепых, добиваясь высокой успеваемости учащихся и воспитывая полноценных строителей коммунистического общества, должны неустанно работать над повышением своей квалификации и опираться в работе на обмен опытом.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +