Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Предисловие. Цель и структура сборника


"Вопросы тифлопедагогики". Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко.
Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с небольшими сокращениями

В «Педагогических чтениях», организуемых Академией педагогических наук, уже ряд лет участвуют директора, завучи, учителя и воспитатели школ слепых. Они делятся своим опытом работы и вносят ценный вклад в различные отделы тифлопедагогических наук. Лучшие из этих докладов, заслушанные в Ленинградском Научно-исследовательском институте педагогики Академии педагогических наук, напечатаны в настоящем сборнике.
В части I и II сборника помещены доклады, посвященные основным вопросам работы в школе слепых детей — речи и конкретизации. Основоположники марксизма-ленинизма указывают на исключительное значение языка для развития мышления людей, их общения между собой, организации производства и общества.
Эти положения помогают выяснить роль речи в обучении как основы мышления и средства передачи готовых знаний. В работе со слепыми это особо значимо, так как при слепоте непосредственная работа на конкретном материале нередко затруднена, а речь и мышление являются мощными средствами преодоления тех трудностей, которые вызваны дефектами зрения. Наряду с этим, основоположники марксизма-ленинизма отмечают, что в обучении нельзя отрываться от конкретной действительности.
Исходя из этого, следует сказать, что в работе со слепыми учениками необходимо обеспечивать достаточный запас конкретных образов и представлений.
И. П. Павлов подчеркивал взаимосвязь образов и слов. Его учение приводит нас к установке и пониманию взаимопроникновения чувственного и логического, поскольку слово, язык облегчили и углубили понимание действительности.
Первую сигнальную систему нельзя оторвать от второй, и первая сигнальная система человека отличается от первой сигнальной системы животных. Ведущая, регулирующая роль принадлежит специфической, человеческой второй сигнальной системе.
Речь и конкретизация должны даваться во взаимосвязи, в единстве. Речь в учебной работе со слепыми является мощным рычагом при условии достаточной точки опоры на конкретном материале. Нет необходимости обследовать и воспроизводить все, что проходят слепые ученики. О многом они могут получать конкретные представления при помощи речи, особенно художественной, но необходимый минимум конкретных представлений они должны иметь всегда.
В части III сборника даны доклады о воспитательной работе школы слепых детей. Как и в массовой школе, в школе слепых следует проявлять особое внимание к идейно-политическому воспитанию и, кроме того, к развитию умений и навыков, направленных к преодолению трудностей слепоты и недостатков воспитания слепых детей до школы. В части IV сборника напечатаны доклады о школе взрослых слепых. Педагоги, работавшие со взрослыми слепыми, тоже выступали на педагогических чтениях с ценными результатами своей работы.
Приводя дополнительно некоторые методологические обоснования, относящиеся к отдельным частям сборника, кратко остановимся на помещенных в сборнике докладах. Все они показывают, что при правильной постановке учебно-воспитательной работы отрицательные последствия слепоты, в основном, могут быть устранены.

Доклады о речи в учебной работе в школе слепых детей

В части I помещены доклады, относящиеся к развитию и использованию речи в учебной работе в школе слепых.
Речью слепые пользуются без затруднений, и это открывает перед слепыми учениками широкие перспективы при условии большой и продуманной работы учителя с учениками.
У И. П. Павлова читаем: «Слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные, общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных». Во второй сигнальной системе, сугубо человеческой, раздражителем является слово. Это павловское утверждение на первое место в обучении выдвигает речь. Особое внимание должно проявляться к тому, чтобы у слепых она стояла на возможно высоком уровне: для человека, хорошо владеющего речью, недостатки в первой сигнальной системе могут восполняться речью и мышлением.
Все изложенное здесь обязывает проявлять большое внимание к широкому и углубленному использованию речи слепыми учениками, к развитию у них устной и письменной речи, к умениям и навыкам говорить, читать и писать грамотно, без засорения речи.
Необходима систематическая и упорная работа учителя и учеников, направленная к всестороннему овладению слепыми учениками культурной речью.
Доклады преподавателя русского языка и литературы Ленинградской средней школы слепых детей И. К. Смирнова представляют собой единое целое. Первый доклад «Краткое руководство по работе над сочинениями в старших классах средней школы слепых» заслушан на «Педагогических чтениях» и удостоен похвального отзыва. Второй доклад «Работа над стилем сочинений по литературе в старших классах средней школы слепых» заслушан также на «Педагогических чтениях» и отмечен похвальной грамотой.
В докладах использован богатый и систематизированный опыт автора, который долгие годы преподает русский язык и литературу в старших классах средней школы слепых. Каждый из разделов его докладов, основанный на теоретических предпосылках, непосредственно связан с практикой. Выдвигаемые им положения многократно проверены в процессе работы школы.
В основу обоих докладов правильно положены те общие принципы работы, которые пригодны для учеников массовой школы и школы слепых, и вместе с тем показаны пути преодоления трудностей, обусловленных слепотой. В первом докладе И. К. Смирнова правильно выдвигается вопрос о необходимости создания для учеников школ слепых специального руководства с указаниями, как писать сочинения. Дается разработанная структура этого пособия, выясняются своеобразия сочинения как формы письменной речи, задачи, виды и тематика сочинений в школе слепых.
Докладчик подробно останавливается на основных принципах отбора материала и составления планов сочинений и знакомит с тем, как облегчается работа при применении картотеки. Навыки использования ее слепыми учениками устрат няют многие другие трудности как в школе, так и после окончания ее.
Хотя этот вопрос в докладе изложен кратко и неполно, но этот недостаток устраняется самим автором представлением другого доклада, посвященного только этой теме, в котором И. К. Смирнов останавливается на ряде своеобразий и трудностей в выработке хорошего стиля при письме у слепых. Перечислим их: затруднительность справок по источникам, в частности, подлинникам художественной литературы; необходимость избегать черновиков; большие препятствия к чтению при письме уже написанного, сложность исправлений и др.
Предлагаемое автором верно направлено на устранение этих трудностей. Правильно подчеркнута необходимость воспитания внимания к сознательности, систематичности, настойчивости при работе над стилем. Постоянная работа по проведению продуманных упражнений в стилистическом отношении постепенно переходит в навык хорошего письма. Однако высказывания были бы значительно уточнены, если бы вместо обобщений: «встречается часто», «встречается редко» и т. д., давались числовые показатели.
Доклад Е. А. Ерастовой, учительницы Ленинградской средней школы слепых детей, «Работа над ошибками письма учащихся начальной школы слепых» заслушан на «Педагогических чтениях» и удостоен академией похвальной грамоты.
Автор в сжатой и конкретной форме обобщает опыт своей работы, направленной на борьбу за грамотное письмо своих учеников. В докладе раскрыто большое разнообразие методов и приемов, длительно и последовательно проверенных на практике. Дана продуманная и обоснованная система работы в классе и во внеклассное время. Сделанные автором обобщения удачно конкретизированы прилагаемым конспектом. Он дает возможность ясно представить себе, что и как проводится автором в его учебно-воспитательной работе с учениками.
Охвачены, разумеется, не все возможные методы и приемы, но автор и не ставил себе этой цели. Как положительное можно отметить запись ошибок в таблицы. Они указывают содержание и количество ошибок по классу в целом и у каждого учащегося отдельно.
Наряду с этим автор рекомендует отмечать ошибки подчеркиванием рельефной линией и затиранием неверно наколотых букв с помощью красного карандаша, тогда как есть другой, более простой способ — неверно написанное зачеркивается вертикальными линиями при помощи такого же зубчатого колесика, которое применяется автором только для обозначения места ошибки. Это вдвое экономит время и не дает возможности ученику прочитать неверно написанное.
Доклад В. А. Мыльникова, заведующего учебной частью Трубчевской школы слепых, «Учет скорости и правильности чтения учеников школы слепых» заслушан на «Педагогических чтениях» и удостоен похвального отзыва. Он дает ценный количественный и качественный материал по состоянию навыков чтения у учеников начальной школы слепых. Полученные автором результаты, в основном, совпадают с нормами, приведенными в работе доцента Н. Б. Коваленко. Эти нормы основаны на многочисленных проверках чтения и письма учеников Московской и Ленинградской средних школ слепых.
Из таблицы видно, что по числу букв текста, прочитанного в одну минуту, ученики Трубчевской школы не отстают от учеников двух крупнейших школ слепых РСФСР. Наоборот, небольшая провинциальная школа оказывается даже несколько впереди.
Преимущество учеников Трубчевской школы объясняется тем, что в Московской и Ленинградской школах ученикам при проверке давался для чтения незнакомый текст, а в Трубчевской школе предлагались статьи из книги для чтения «Родная речь». Однако и при этой оговорке показатели учеников Трубчевской школы остаются хорошими.
Отметить это отрадно потому, что показатели, полученные доцентом Н. Б. Коваленко, опровергли установившийся взгляд, что слепые ученики якобы читают в 3—5 раз медленнее своих зрячих сверстников. Их отставание по показателям Московской и Ленинградской средних школ не превышало 30—50%. Можно предположить, что это наблюдается лишь в центральных школах слепых, находящихся в наиболее благоприятных условиях, но числовые показатели, полученные автором, позволяют обоснованно утверждать, что советские школьники не только в Москве и Ленинграде, но и в других городах значительно превысили нормы, разработанные буржуазными специалистами. Мало этого, они подтвердили несостоятельность взглядов этих специалистов, традиционно подчеркивающих якобы неизбежное резкое отставание учеников школ слепых от их зрячих сверстников в различных работах, в частности, и в чтении.
Представляется ценным и то, что автор учитывает не только скорость, но и качество чтения.
Однако в работе В. А. Мыльникова имеются и некоторые недостатки. Так, например, сведения об отдельных учениках, относящиеся к чтению, иногда случайны и неполны, в ряде случаев остались мало выясненными причины высоких показателей одних учеников и отставание других. В отдельных случаях чересчур кратко сказано о путях повышения показателей и устранения отставания некоторых учеников в скорости и правильности чтения.

Доклады о конкретизации в учебной работе школы слепых детей

В части II сборника собраны доклады по вопросам конкретизации в школе слепых детей.
В этой связи следует напомнить высказывание И. П. Павлова, который говорил, что пользование языком, словесным мышлением, являясь, огромным преимуществом людей, таит в себе опасность отрыва от действительности. Нельзя забывать, что вторая сигнальная система имеет значение только в связи с первой; если она отрывается от нее, то человек оказывается пустословом, болтуном и не находит себе места в жизни. Это обязывает в учебной работе со слепыми проявлять внимание к использованию не только речи, но и конкретизации.
Доклад О. И. Георгиевской, преподавателя естествознания и географии Московской средней школы слепых детей, «Учебные пособия для слепых по естествознанию» был заслушан на «Педагогических чтениях» и заслужил похвальный отзыв.
Автор является одним из тех творчески работающих учителей, которые обеспечивают в школе слепых усвоение учениками советской биологии, основанной на работах Мичурина и других выдающихся советских ученых.
В школе слепых можно обеспечить ученикам подлинные и конкретные знания по биологическим наукам при условии организации необходимых работ на участке, в пришкольном хозяйстве, в живом уголке, в кабинете по биологии и в классе. Ученики должны работать, а не только обследовать натуральные объекты и их изображения. Практическая работа, обследования и воспроизведения обязательно соединяются с работой по книге и речевой работой под руководством учителя.
Все эти положения в сжатой и конкретной форме даны автором. Он ведет многолетнюю творческую, многогранную и всестороннюю работу. Уделяя должное внимание натуральным объектам, автор творчески разрабатывает учебные пособия.
Некоторым недостатком работы О. И. Георгиевской является то, что в ряде мест дается лишь перечень нужного оборудования, а иногда и это отсутствует. Между тем, представлялось бы ценным хотя бы краткое описание этого оборудования с указанием на своеобразия, обусловленные расстройствами зрения учеников. Было бы ценным иметь перечень оборудования кабинета по биологии, содержания атласа по естествознанию учеников школ слепых и др.
Второй доклад О. И. Георгиевской «Из опыта работы по географии с контурными картами» был заслушан на «Педагогических чтениях» и отмечен похвальной грамотой.
В программах школ слепых и в советской тифлопедагогической и методической литературе уже давно указывалось на необходимость пользоваться контурными картами, выполненными на фанере и картоне, которые дополняются разными материалами. Эти пособия громоздки, и нанесенный на них рельеф обычно на том же занятии удаляется.
О. И. Георгиевская подробно знакомит читателей с результатами своей многолетней работы применения при занятиях со слепыми учениками контурных карт на бумаге. Ее тщательно продуманное и проверенное на практике предложение вполне заслуживает широкого и последовательного применения в работе школ слепых.
Однако необходимо отметить, что на контурных картах, выполненных на бумаге, кроме рельефа, для которого используется пластелин, хорошо употреблять и другие материалы: Например: озера можно было бы обозначать наклейкой их изображений из бумаги, контрастирующей с бумагой контурной карты. Для этого можно использовать бумагу рифленую или глянцевитую. Реки, выполненные из тонких полосок пластилина, масштабно резко не соответствуют тому, что обозначено, и, кроме того, непрочно прикрепляются к бумаге. Вместо пластилина, не лучше ли наносить их рельеф на самой бумаге, используя проволоку: течение реки изображается тонкой гибкой проволокой, которая на соответствующем месте прикрепляется к контурной карте сверху или подкладывается под нее и обжимается сверху. Для обозначения железных дорог рельеф может выдавливаться с помощью подложенной под контурную карту витой или рифленой проволоки.
В работе с частичнозрячими иногда употребляют тушевальные и цветные карандаши, а изредка и рельеф, причем рельефу отводится второе место. Работы с применением карандашей выполняются быстрее и лучше сохраняются, а работы, выполненные с применением рельефа, позволяют использовать осязание одновременно со зрением и при выключенном зрении. Первое облегчает работу зрения, а второе весьма существенно, когда глазам надо дать отдых.
Доклад заведующего учебной частью Кисловодской школы слепых детей В. И. Киселевича и преподавателя той же школы Ф. С. Полесского «Как изготовлять рельефные географические и исторические карты для школ слепых детей» заслушан на «Педагогических чтениях» и отмечен похвальной грамотой.
Обучение учеников пользованию рельефными изображениями и изготовление этих изображений значительно расширяют возможности конкретизации в учебной работе и применения технических чертежей. Доклад посвящен одной из разновидностей рельефных изображений — картам, овладение которыми обязательно для всех слепых, так как это уточняет пространственные представления и полезно для ориентировки. Кроме того, безупречное овладение картами по истории обязательно для тех слепых, которые избирают своей профессией преподавание истории.
Эти авторы использовали и некоторые литературные данные. В основном, статья написана на материале их творческих исканий. Результаты этих методических исканий представляют ценность для тифлопедагогических наук.
В специальной методической литературе установился взгляд, что стенные карты мало целесообразны в школе слепых, так как при этих картах ученики работают лишь по очереди при слабом участии товарищей. Авторы показывают, что такой взгляд требует поправки, потому что стенные карты являются неплохим выходом из затруднений при отсутствии настольных карт и имеют в сравнении с ними некоторые преимущества, которыми до сих пор пользовались недостаточно.
Особого внимания заслуживают вспомогательные контурные карты, усвоение которых учениками происходит не в пассивных восприятиях, а в активных действиях. При пользовании этими контурными картами знания учеников становятся более глубокими и прочными. Весьма показательно, что над проблемой применения контурных карт уже давно работает и преподавательница Московской средней школы слепых О. И. Георгиевская, причем эти искания в Московской и Кисловодской школах проходят независимо друг от друга. Сама жизнь советской школы слепых приводит передовых учителей разных школ на творческие пути применения активных методов в обучении слепых.
Авторы считают, что от стенных карт нужно непосредственно переходить к вспомогательным контурным картам и этим можно ограничиваться. Хотя настольные карты докладчиками не отрицаются, но они ими и недооцениваются. Приготовить хорошую стенную карту легче, чем 12 настольных (по числу учеников), если к качеству настольных карт предъявлять надлежащие требования. Однако даже в отношении самодельных настольных карт неверно то, что авторы отводят им второстепенное и случайное место. В ближайшее время предполагается новый выпуск карт, но при этом не исключены и самодельные. Настольная карта ценна тем, что, при наличии ее у каждого ученика, можно со всем классом фронтально вести работу по изучению географии и истории.
Некоторое сомнение вызывает предложенная авторами высота гор — она избыточна.
Доклад Н. М. Галицкой, преподавательницы Кисловодской школы слепых детей, «Из опыта работы по истории в старших классах школы слепых» заслушан на «Педагогических чтениях» и также отмечен похвальной грамотой. Он посвящен использованию карт, планов и других учебных пособий по изучению истории в школе слепых. В своей работе Галицкая использовала обычные географические и схематические карты, контуры, дополняемые новыми историческими данными, и самодельные карты (к изготовлению последних привлекались ученицы школ зрячих).
Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что автор сумел организовать систематическую работу по выполнению учениками рельефных карт.
В работе Н. М. Галицкой большое место отводится изготовлению педагогами и самими учениками карт, планов и схем по истории, выполненных из пластилина и наколотых на письменных приборах. Они представляют интерес по оригинальности замысла и технике. Автор правильно указывает на то, что в работе по истории должны быть широко использованы экскурсии, вечера и другие возможности школы-интерната слепых.
Предлагаемое докладчиком поможет конкретизации материала по истории, который усваивают ученики, разовьет их умение и навыки обследовать, воспроизводить и выполнять различные работы. В последующем они могут быть использованы в трудовой подготовке и в трудовой деятельности. Оканчивающие среднюю школу слепых иногда недостаточно знают историческую карту, проходят историю в высших учебных заведениях без карты, вследствие чего лишены возможности преподавать историю, даже успешно кончая исторический факультет.
Доклад Н. И. Правдиной, учительницы Киевской школы слепых детей, «Грифель для рельефно-точечного черчения и рисования на лицевой стороне бумаги» заслушан на «Педагогических чтениях» и удостоен похвального отзыва.
Рисование и черчение слепых детей на бумаге имеет большое значение для конкретизации в учебной работе по общеобразовательным предметам. Усвоение слепыми учениками черчения и рисования на бумаге имеет большое значение и для политехнического обучения. Особо существенно то, что автор предложил чрезвычайно простой грифель, позволяющий рисовать и чертить на лицевой стороне бумаги. Можно смело рекомендовать этот грифель для широкого пользования учениками школ слепых.
То обстоятельство, что даваемые при помощи этого грифеля точки прорваны и потому менее прочны, чем точки, наколотые при помощи других приборов, не может иметь большого значения для тех работ учеников, для которых предназначается грифель. Более существенен другой недостаток — необходимость накалывать каждую точку, что задерживает работу, а при неравномерных расстояниях может снижать ее качество. Этот недостаток устраняется, если предложенное докладчиком использовать для заточки зубцов чертежной зубчатки. Такая заточка сделана редактором в комплекте чертежных зубчаток. Эта зубчатка не исключает надобности предложенного докладчиком наконечника, который вследствие этого тоже дан в комплекте наконечников готовальни, сконструированной редактором, на что получено соответствующее согласие автора.

Доклады о воспитательной работе в школах слепых детей

В части III сборника помещаются доклады по воспитательной работе в школе слепых детей.
Доклад директора О. П. Кудрявцевой, учительницы А. А. Кустовой, старшей пионерской вожатой А. А. Фадеевой и коллектива Молотовской школы слепых детей — «Некоторые вопросы работы пионерской организации в школе слепых» заслушан на «Педагогических чтениях» и удостоен похвальной грамоты.
Пионерские организации первоначально возникли лишь в передовых школах слепых. Несколько лет спустя получили широкое распространение и в других школах слепых.
В основу работы с пионерами были положены установки и положение пионерской организации в массовой школе. Однако особенности пионеров, находящихся в специальных школах для слепых, иногда приводят к тому, что работа, главным образом, сводится к сборам, с проведением на них лишь чтения газет, журналов, художественной литературы и обсуждению различных вопросов. На практические дела времени отводится мало, между тем, они имеют большое познавательно-воспитательное значение.
Несмотря на то, что докладчики ставят своей целью осветить лишь некоторые вопросы, но и в них ярко показано разнообразие тематики пионерских сборов, например, они описывают сборы, посвященные дням Красного календаря, отдельным культурно-массовым мероприятиям, участию в труде» в походах, экскурсиях, играх, по вопросам дисциплины, а также сборы о правилах поведения.
Большое внимание во всей работе уделяется вопросам идейно-политического содержания, общественнополезной значимости ее, политехническому труду, физическому и художественному воспитанию.
Формы проведения этих сборов существенно отличают их от обычных школьных занятий и мероприятий и увлекают детей. По содержанию и форме проведения особый интерес представляют сборы, посвященные культурно-массовым мероприятиям, походам, экскурсиям, организации труда и отдыха. При этом учитываются возрастные своеобразия, время и степень расстройства зрения, и делается все необходимое для воспитания у детей различных умений и навыков (трудовых, культурных и т. д.) и преодоления трудностей. В докладе показано организованное и систематическое участие педагогов школы, их помощь в пионерской работе. Руководствуясь решениями XII съезда ВЛКСМ, педагоги шкбл слепых сокращают такие внешкольные мероприятия, которые подменяют или продолжают, хотя и в другой форме, школьные занятия.
Доклад преподавательницы Кисловодской школы слепых детей Н. М. Галицкой «Трехлетний опыт проведения пионерлагеря слепых детей со зрячими» заслушан на «Педагогических чтениях» и удостоен похвальной грамоты.
Учебно-воспитательная работа со слепыми детьми пока требует выделения их в особые школы, так как только при этом условии в настоящее время возможно обеспечить необходимую специфику. Однако, как показывает опыт, такое выделение слепых в специальные школы таит в себе и отрицательные стороны — обособление их от зрячих сверстников, а в последующем и от зрячих в труде и отдыхе. Такое обособление может иметь для слепых детей тяжелые последствия.
Учитывая все это, некоторые преподаватели в своей повседневной работе отдельные внеклассные и внешкольные мерог приятия среди слепых детей проводят совместно со зрячими детьми. Это весьма полезно, но эпизодичность таких встреч от одного мероприятия до другого снижает их эффективность.
Совместные лагеря слепых и зрячих пионеров имеют то существенное преимущество, что слепые пионеры общаются со зрячими, пионерами сравнительно длительное время, причем за это время проводится не одно или несколько отдельных мероприятий, а целая сложная и продуманная их система. Подавляющее большинство лагерных мероприятий полностью доступно слепым без внесения каких-либо существенных своеобразий. В отдельных случаях необходима лишь некоторая товарищеская помощь со стороны зрячих пионеров в отношении пространственной ориентировки. Показ зрячим пионерам того, как слепые пионеры успешно преодолевают трудности слепоты к добиваются положительных результатов, может иметь большое воспитывающее влияние на зрячих пионеров.
Все это, хотя и кратко, но убедительно показано автором. Весьма ценно, что им описан не единичный, а трехлетний новаторский опыт работы и даны ее различные варианты. Можно согласиться с утверждением автора, что слепых пионеров; целесообразнее распределять по звеньям вместе со зрячими пионерами, а не выделять их в отдельное звено. При этом вначале встречается больше трудностей, но зато обеспечиваются лучшие результаты.
Доклад директора Ленинградской средней школы слепых детей, заслуженного учителя РСФСР В. Е. Чугунова. «Ученические организации в школе слепых» заслушан на «Педагогических чтениях» и удостоен похвальной грамоты.
Этот доклад написан одним из старейших тифлопедагогов, советского периода, в нем отражен опыт директорской работы автора в Ленинградской средней школе слепых детей в течение четверти века. Опираясь на основные положения о школьно-ученических организациях в массовой школе, автор выясняет их особенности в школе слепых и дает структуру и основные сведения о школьной ученической организации в школе слепых. Эти сведения представляются полезными для тех школ слепых, в которых параллельно существуют пионерская и школьные ученические организации. Кроме того, они ценны для истории школы слепых.
Однако, обратив основное внимание на раскрытие организационных вопросов, автор очень ограниченно вскрыл содержание работы и недостаточно показал формы работы, методику ее.
Доклад директора Молотовской школы слепых О. П. Кудрявцевой и учительницы той же школы А. К. Толпыго - «Предварительная трудовая подготовка и ее значение в обучении и воспитании слепого ребенка» заслушан на «Педагогических чтениях» и удостоен премии.
Актуальность этой темы возросла в связи с постановлениями XIX съезда КПСС о всеобщем обязательном среднем образовании и политехническом обучении. Слепые дети в семье часто выключены из труда и игры. Это создает их серьезное отставание в развитии. Отставание иногда проявляется в педагогической запущенности. Упущенное в семье должно быть восполнено в школе. Поэтому предварительная трудовая подготовка в ней приобретает исключительное значение.
Авторы подробно и правильно говорят о значении трудовой подготовки в обучении и воспитании учеников с расстройствами зрения. Особого внимания заслуживает последовательное воспитание коллективизма у учеников и умения работы со всем коллективом, в котором предварительная трудовая подготовка по единому плану ведется учителями и воспитателями с широким привлечением к этому делу комсомольских, пионерских и школьных организаций. От учеников требуется сознательность, продуманность, организованность, и авторы умело показывают, что вся школа в целом планово и организованно ведет эту работу и учитывает ее результаты.
Творческая работа Молотовской школы по предварительной трудовой подготовке учеников разнообразна по содержанию и организационным формам. Эта работа обобщена и вместе с тем показана вполне конкретно. Она отражает не только глубокое знание, но и большую любовь к делу.
Авторы конкретно, детально раскрывают своеобразие и методику проведения разнообразных работ. Эта конкретность и детальность обязательны для работ, предназначенных служить обмену опытом школ. Рассказанное авторами настолько существенно, что иногда хотелось бы иметь еще более подробное и уточненное изложение того, что проводилось в школе. Кроме детального перечня, иногда хотелось бы иметь и конкретное описание проведенных работ и отдельных предметов, изготовленных учениками, особых приемов, обусловленных расстройствами зрения, и др.
Доклад состоит из двух основных частей — общей, установочной и посвященной отдельным видам работ и занятий.
На основании решений XIX съезда КПСС, в массовых школах, а также в школах слепых политехническое обучение должно быть тесно связано с усвоением основ наук по общеобразовательным предметам. Кроме того, обязательно проводить предварительную трудовую подготовку. Эта подготовка в школе слепых имеет целью ликвидировать отсутствие или очень слабое развитие у слепых учеников элементарных трудовых умений и навыков, которые у большинства учеников массовой школы развиваются помимо школы.
Политехническое обучение, осуществляемое в Молотовской школе, должно быть поставлено шире и глубже.
Политехническим обучением нужно охватить и учеников старших классов, дав систематическую программу, обеспечивающую усвоение основных трудовых операций работы на различных материалах с обращением основного внимания на обработку дерева и в особенности на обработку металла.
Следует покончить с некритическим заимствованием дореволюционных и современных зарубежных установок, что профессиональное обучение слепых детей должно начинаться с 12 лет. Их профессиональное обучение, как и зрячих, не может начинаться раньше 14 лет. Это обязывает значительно продлить политехническое обучение в увязке с прохождением общеобразовательных предметов.
После предварительного элементарного трудового обучения тому, что предусмотрено в программах в I—IV классах, ученики должны усвоить основные операции работы по дереву и металлу по вновь разработанным программам V—VIII классов. Это даст возможность познакомить слепых учеников, при прохождении ими программы, соответствующей семилетнему обучению в массовой школе, с элементарными знаниями, умениями и навыками работы на станках и машинах. Эти умения и навыки могут приобретаться на небольших настольных станках и простейших машинах, применяющихся в работе слепых. В IX—XI классах средней школы слепых одновременно с политехническим обучением, связанным с прохождением общеобразовательных предметов, должны даваться элементарные умения и навыки работы по одной из профессий на доступных и безопасных ручных и механизированных станках и машинах. При работе на станках и машинах должна применяться специализированная техника безопасности. Освобождение слепых от трудностей ручной работы и усвоение умений и навыков работы на станках и машинах снимут основные препятствия, создаваемые слепотой, к надлежащему трудовому устройству. Слепые не будут на всю жизнь прикрепляться к какому-либо ремеслу и получат возможность, как и зрячие, свободно выбирать профессию.
Доклад завуча Ленинградской средней школы слепых детей М. И. Максаковой «Чтение художественной литературы учениками школы слепых во внеклассное время» заслушан на «Педагогических чтениях» и удостоен премии.
В докладе показано большое значение чтения художественной литературы для учебной и воспитательной работы в школе слепых. В нем, наряду с общими установками массовой школы, выясняется и специфика проведения чтения художественной литературы со слепыми школьниками. Автор систематизировала и обобщила собранные ею материалы опыта работы многих школ слепых по РСФСР, а также проведенные ею эксперименты в Ленинградской средней школе слепых детей.
В докладе всесторонне показаны содержание работы и ее организационные формы, разнообразие видов чтения художественной литературы в школе слепых, необходимость увязки чтения в классе и вне класса. Это требует тщательной согласованности работы учителей, воспитателей, библиотекаря и библиотечного актива.
В сообщении подчеркнута обязательность особого внимания к всесторонней и глубокой работе, основанной на чтении учениками художественной литературы. Подробно, с яркими примерами из практики рассказано о беседах, обсуждении прочитанного, читательских конференциях, литературных лекциях и кружках, литературных вечерах, утренниках, литературных юбилеях, встречах с писателями, героями произведений, о литературных выставках и играх, слушании литературных передач, экскурсиях, посещении театра и кино в связи с чтением художественной литературы. Уделено внимание и литературному творчеству учеников.
В докладе отмечается также необходимость связи с другими школами, внешкольными учреждениями и Всероссийским обществом слепых (ВОС) по внешкольному чтению и опоры в этой работе в школе на комсомольцев и пионеров. Автор останавливается также на планировке и учете работы. Им охвачено большое количество вопросов, что иногда приводит к чересчур краткому изложению и не всегда дает возможность привести соответствующие примеры из практики.
Доклад учителя Смоленской областной школы слепых детей И. С. Аргунова «Постановка спектаклей со слепыми исполнителями» заслушан на «Педагогических чтениях» и удостоен похвальной грамоты. По вопросу об участии слепых детей в спектаклях до сих пор ведутся споры. Иногда высказываются сомнения по поводу возможности и целесообразности участия в них слепых в качестве исполнителей. Ввиду изложенного, разработанная И. С. Аргуновым тема актуальна и представляет большой интерес.
И. С. Аргунов является старейшим учителем школы слепых РСФСР. Он рассказывает о своей длительной и большой работе по проверке возможности и условий постановки спектаклей со слепыми исполнителями.
Являясь убежденным сторонником постановки спектаклей со слепыми исполнителями, он с достаточной подробностью и четкостью останавливается на методике и организационных формах работы. Ценно то, что в докладе не только говорится об успехах, но отмечаются неудачи и трудности, а также средства и приемы их предупреждения и устранения.
И. С. Аргунов — энтузиаст привлечения слепых на сцену в качестве исполнителей, он глубоко любит и знает свое дело. Его утверждения проверены практикой многих десятков лет работы и тщательно продуманы.
Доклад учительницы Черновицкой школы слепых Р. П. Петровой «Арифметическая игра для учеников начальной школы слепых» заслушан на «Педагогических чтениях».
В сообщении описаны полезный, сконструированный ею дидактический материал для математической игры и методика его применения. Во многих наших школах слепых педагоги разрабатывают ценный дидактический материал и методы его применения на уроках и в игре.
Поэтому инициатива Р. П. Петровой должна быть подхвачена, чтобы ценные дидактические материалы не оставились достоянием одной школы, а получали широкое применение.
Доклад учительницы Владимирской школы слепых Е. И. Киселевой и воспитательниц той же школы А. И. Петровой, А. В. Королевой, О. П. Федоровой и Е. Ф. Григорьевой «Развитие у слепых навыков ориентировки в пространстве» заслушан на «Педагогических чтениях» и удостоен похвального отзыва.
Предлагаемый доклад коллектива педагогов конкретно показывает, как проводятся в школе систематические упражнения учеников в пространственной ориентировке. Творческий опыт авторов заслуживает использования и в других наших школах слепых. Особое внимание нужно уделить последовательному применению планов, к изготовлению которых могут привлекаться и сами ученики. При сохранении использованного авторами масштаба, план может состоять из нескольких частей, например: на метровой полосе картона изображается 100 метров улицы. Возможно упрощение техники и уменьшение масштаба.
Авторы учитывают одну из основных трудностей, обусловленных слепотой,— пространственную ориентировку, поэтому они добились значительного смягчения, а частично и устранения этих трудностей. На изучение путей и средств преодоления их во многих школах слепых обращено большое внимание, и там получаются хорошие результаты.

Доклады о работе школы взрослых слепых

В части IV сборника напечатаны доклады о работе школ взрослых слепых.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17 января 1953 г. о мероприятиях по улучшению культурно-бытового обслуживания слепых проводятся большие мероприятия по обучению взрослых слепых.
Заочное обучение взрослых слепых является весьма значимым, так как не все слепые в детском возрасте охватываются школой и в последующем могут восполнить это в порядке очного обучения. Отмеченное относится не только к живущим в сельских местностях, но даже и к слепым больших городов, если они испытывают трудности, обусловленные плохой пространственной ориентировкой. Особую актуальность имеет вопрос обучения ослепших чтению и письму рельефа. Половина слепых теряет зрение во взрослом возрасте и фактически делаются неграмотными, так как лишены возможности читать и писать шрифтом, при котором могут прочесть написанное. Между тем, нередко это бывают представители высококвалифицированного труда как умственного, так и физического. Разработка организации и методики возвращения им возможности читать и писать — вопрос первоочередной значимости.
Об опыте этой работы рассказывают преподаватели школ взрослых слепых.
Доклад завуча Ленинградской средней школы взрослых слепых К. А. Афанасьева «Из опыта работы по обучению взрослых слепых» был заслушан на «Педагогических чтениях» и удостоен похвальной грамоты.
В докладе систематизирован и обобщен опыт работы Ленинградской средней школы взрослых слепых по всем основным разделам. Эта школа является первой средней школой взрослых слепых в нашем Советском Союзе, и обобщение опыта ее работы может быть использовано для других подобных школ. Ценность такого обобщения очевидна.
Несмотря на сжатость изложения, доклад остается весьма содержательным.
По вопросу обучения ослепших чтению и письму обобщается опыт работы, которой автор непосредственно руководит в течение многих лет.
Вызывают сомнение лишь предложения раздельного обучения чтению, а затем письму. Однако проведенный под руководством автора опыт такого обучения все же нужно признать закономерным, как искание новых, лучших путей, тем более потому, что, по утверждению автора, этот опыт дал положительные результаты. Не исключено, что в отдельных случаях им целесообразно и воспользоваться, без распространения на всех обучающихся.
Доклад преподавателя Смоленской школы заочного обучения слепых Ф. П. Григорьевой «Из опыта работы со слепыми заочниками Смоленской области по обучению их чтению и письму рельефа» заслушан на «Педагогических чтениях» и удостоен похвальной грамоты.
В докладе собран и систематизирован материал, взятый непосредственно из практики работы автора. Он был в числе первых учителей заочного обучения, которым в Смоленской области были охвачены и военноослепшие, незнакомые с чтением и письмом слепых. Эта работа одновременно была начата в нескольких областях и краях без переписки и встреч между проводившими ее. Некоторое время товарищи даже не знали, что подобная работа ведется другими, и познакомились с тем, как это делается, при встречах, организованных ЦП ВОС позднее.
Доклад Ф. П. Григорьевой полезен по содержанию и в историческом плане. В нем собраны нужные материалы и отражена история, как учителя-практики начинали работу со слепыми заочниками. В конце доклада дан образец листовки, в которой не все представляется бесспорным, но она оставлена как разновидность листовок, посылаемых слепым заочникам.

Собирание материала, его обработка и некоторые сведения по докладам

Приведение в систему описания и повествования, относящегося к происходящему в педагогическом процессе, является необходимой, но лишь первой ступенью исследования.
Выяснение внутренних закономерностей с конкретными выводами для практики и проверкой в ней — вторая и обязательная ступень исследования. Ьез нее еще нет подлинной научной работы.
Докладчики, представлявшие готовые доклады без предварительных консультаций, обычно записывали собираемый материал в тетрадях или на отдельных листах в хронологическом порядке. Такой метод облегчает сбор материала, но зато при обработке создает большие трудности и дополнительную работу. При обработке материала на полях необходимо делать специальные пометки, к какому пункту плана предполагаемого доклада относится каждая из проведенных записей, или систематизировать сами листы в последовательности плана намеченного доклада. То и другое сложно, а последнее нередко и невыполнимо. В результате материал использовался далеко не весь и в докладе нередко нарушался сам план.
Докладчики, получившие предварительные консультации, пользовались при собирании материала записью его на отдельных карточках. Использование картотеки при записи собираемого материала очень облегчает его систематизацию, дополнение новым и изменение. Весьма облегчается и литературное оформление, так как систематизированные карточки по существу дают уже готовый текст, в основном, требующий лишь редакционной работы. Материал охватывается весь и излагается последовательно.
На практике оба описанных здесь способа нередко дополняются один другим. При записи материала в тетрадях и на листах к нему дают картотеку предметного указателя. При пользовании картотекой для записи материала его дополняют карточками ссылок на различные материалы — литературные источники, конспекты, планы, протоколы, рукописные отрывки и т. п.
В докладах сборника достаточно подробно говорится о работе педагога, но иногда остается неясным, какое место в сравнении с другими занимают различные методы, приемы и организационные формы работы. Результаты, которые дают ученики, как правило, приведены у докладчиков. Все же в большинстве докладов эти результаты даны слишком обобщенно — без индивидуализации учеников и числовых уточнений.
При анализе материалов докладов, вошедших в I часть, видно, что выяснение причинно-следственных зависимостей в них имеется. В других докладах это дано чересчур сокращенно, нечетко и без числовых уточнений. Проверка выводов сюит на достаточном уровне, так как в докладах говорится о том, что возникало в процессе работы и как проверялось. Однако о самом процессе возникновения и качественного роста выдвигаемых положений говорится редко и мельком. Обычно отсутствуют промежуточные звенья и выяснение, почему давалось предпочтение тому или другому методу или форме. Здесь тоже не достает уточнения с помощью чисел.
Отмеченные недостатки методов исследования можно устранить. Во многих педагогических работах анализ собранного материала, выяснение причинно-следственных зависимостей и проверка выводов обязательно должны иметь числовые показатели количества и качества. Они имеются в докладе В. А. Мыльникова. Указания на необходимость числовых показателей количества и особенно качества и как ими пользоваться имеются и у Е. А. Ерастовой.
В педагогическом исследовании нужно обратить внимание на возможность подсчетов, основанных на отметках текущей работы и поставленных по нормативам в процессе наблюдений и экспериментов.
Отмеченные недостатки методов исследования обычно встречаются и в работах тифлопедагогов — научных работников. В докладах, заслушанных на «Педагогических чтениях», они указаны для того, чтобы в последующем их не допускать.
Есть основания полагать, что имеющиеся в сборнике статьи показывают, что советские тифлопедагоги, работающие в школах слепых, могут дать ценные доклады как для тифлопедагогов — научных работников, так и для тифлопедагогов, непосредственно работающих в школах. Отдельные критические замечания лишь подтверждают, что в целом материал стоит на должном уровне и нужны лишь некоторые коррективы.
Одним из основных принципов советской педагогики и тифлопедагогики является принцип индивидуального подхода к ученикам. Наряду с индивидуальными особенностями, общими и для учеников массовых школ, в школах слепых учитывается время и степень расстройства зрения учащихся.
Когда говорится о слепых, то подразумеваются незрячие, ослепшие и частичнозрячие, взятые вместе, а в случаях индивидуального подхода указывается, о каких слепых идет речь. Сказанное о слепых нельзя механически распространять на слабовидящих.

Член-корреспондент АПН РСФСР проф. Б. И. Коваленко

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +