Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Классовая психология


"Социальная психология. Краткий очерк"
Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина.
М., Политиздат, 1975 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Понятие классовой психологии

Место классовой психологии в системе социально-психологических явлений непосредственно вытекает из признания обусловленности общественного сознания общественным бытием. В любом классовом обществе бытие, т. е. объективные условия жизни его членов, неоднородны, причем наиболее принципиальные, глубокие и резкие различия в положении людей обусловлены их принадлежностью к различным социальным классам.
По определению В. И. Ленина, классы — это «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».
Основные признаки классового положения людей: наличие или отсутствие собственности на средства производства, работа «на себя», присвоение результатов чужого труда или работа «на другого», наконец, доля общественного продукта, которая им достается,— лежат в основе всех других сторон их положения внутри данного общественного организма. Различные отношения, в которые индивид вступает в классовом обществе: идет ли речь об отношениях в процессе труда или во внетрудовой сфере, об его отношениях к политическим, правовым, образовательным, культурным учреждениям общества, прямо или косвенно определяются его классовым положением. Классовое положение людей непосредственно выражает их положение в системе производственных отношений, детерминирующей всю совокупность отношений, в которые вступают люди в обществе.
Из сказанного ясно, что классовое положение человека влияет на все стороны его общественного бытия и, следовательно, на отражающее это бытие сознание. Влияние это осуществляется посредством тесно связанных между собой механизмов. Во-первых, через личный жизненный опыт индивида, содержание которого определяется социально-экономическими условиями жизни его класса. Во-вторых, через общение, большая часть которого происходит в социальной среде с четко выраженными классовыми чертами. Эта социальная среда окружает индивида уже с первых шагов становления его сознания.
Вместе с тем факт принадлежности людей к тому или иному классу отнюдь не означает прямой и однозначной социальной обусловленности психической жизни. Социальная среда, отражаемая сознанием, включает в себя не только условия жизни данного класса, но и всю совокупность объективных условий общественной жизни, характеризующих данную социально-экономическую формацию. Как следствие психология рабочего определяется не только фактом принадлежности к рабочему классу, но и тем, живет ли он в условиях капиталистического или социалистического общества. Кроме того, среда, воплощающая особенности каждой формации и условия жизни каждого класса внутри ее, носит конкретно-исторический характер: на нее накладывает отпечаток уровень экономического, социального и культурного развития общества. Поэтому психология современного пролетария отличается многими существенными чертами от психологического облика рабочего начала или середины XIX в. Наконец, своеобразие национального исторического опыта каждого конкретного общества также оказывает существенное влияние на сознание его членов.
С другой стороны, в психологии любого человека отражаются специфические условия жизни и опыта тех внутриклассовых и межклассовых (профессиональных, региональных, культурных и иных) групп, к которым он принадлежит. Например, крестьянство в современном капиталистическом обществе является неоднородной в классовом отношении группой, оно включает мелкую буржуазию, пролетарские и полупролетарские слои. Тем не менее в целом оно обладает определенными общегрупповыми психологическими чертами, обусловленными особенностями сельской жизни и труда в сельскохозяйственном производстве. То же можно сказать об интеллигенции, о жителях больших городов, различных профессиональных группах, В реальной жизни классовое положение человека влияет на его сознание не изолированно от всех других сторон его положения и опыта, но в тесном взаимодействии с ними.
Поскольку характеристики классового положения отражают лишь наиболее общие черты социально-экономического положения людей, они всегда конкретизируются в зависимости от особенностей внутриклассовых групп. Соответственно общеклассовые психологические черты приобретают в сознании и поведении каждого индивида тот или иной уровень развития, ту или иную конкретную форму под влиянием более частных особенностей его положения и опыта.
Например, представитель современной финансовой олигархии отличается по некоторым существенным особенностям своего психического склада от владельца среднего или небольшого капиталистического предприятия. Крупный капиталист в силу широкого размаха своей экономической деятельности, более прочного положения своей фирмы на рынке способен к большей предприимчивости и маневренности, лучше сознает свои не только «сиюминутные», но и перспективные интересы. Средний капиталист зачастую психологически более консервативен, боится рынка, хуже ориентируется в проблемах, затрагивающих капиталистический класс в целом, склонен выдвигать на первый план свои узкокорпоративные интересы. Это не означает, однако, что своеобразие положения и сознания крупной буржуазии в какой-то мере ослабляет глубокую реакционность ее общественно-политического сознания и поведения.
Чтобы понять психологию определенной группы трудящихся, недостаточно констатировать их принадлежность к рабочему классу, нужно еще учитывать их профессию, квалификацию и образование, размеры предприятия, на котором они работают, уровень их зарплаты и ряд других факторов. Именно поэтому В. И. Ленин обращал внимание коммунистов на необходимость «уметь понять особенности, своеобразные черты психологии каждого слоя, профессии и т. п... массы».
Правомерно поставить следующие вопросы: если воздействие классового положения на сознание столь тесно переплетается с воздействием многих других «жизненных обстоятельств», если психология любого человека является не только «классовой», но и «национальной», «профессиональной» и т. д. и т. п., можно ли вообще говорить о классовой психологии как особом социально-психологическом явлении? Марксистская наука отвечает на этот вопрос утвердительно. Конечно, было бы напрасным трудом искать в реальной жизни людей, в «чистом», свободном от всяких «примесей» виде воплощающих классовую психологию. Такие «люди-модели» существуют только в плохих романах. Каждый человек индивидуален, влияние на его сознание положения его класса преломляется через его личный жизненный опыт, особенности его характера и темперамента. Однако в индивидуальном своеобразии любого человека в той или иной мере проявляется общеклассовое, ибо многообразие личных судеб ограничено пределами, которые создает принадлежность к данному классу. Этот момент позволяет выявлять типичные классово-психологические черты.
Так, для буржуа, к какому бы слою данного класса он ни принадлежал, стремление к прибыли, укрепление и расширение своего дела является главной потребностью и жизненной целью. Все это необходимо порождает в его психике черты, сходные с чертами большинства людей, принадлежащих к классу буржуазии.
Социальные условия жизни класса не «создают» всей совокупности психических черт индивида, но они подавляют одни черты, стимулируют развитие других и тем самым формируют типичные для данного класса структуры личности. «Личные исключения из групповых и классовых типов,— отмечал В. И. Ленин,— конечно, есть и всегда будут. Но социальные типы остаются». Именно в общности психических черт, типичных для членов класса, и выражается реальность классовой психологии.
Пытаясь определить особенности психологии того или иного класса, мы неизбежно используем многие из тех понятий, которые характеризуют структуру личности. Отсюда, однако, не следует, что классовая психология совпадает с психологией личности. Рассматривая ее как совокупность классово-типичных психологических черт, мы тем самым абстрагируемся от тех аспектов личности, которые обусловливаются индивидуальными характерологическими особенностями, неоднородностью положения и опыта различных внутриклассовых групп и составляющих их индивидов. Основные черты классовой психологии не обязательно проявляются в сознании и поведении каждого члена класса в каждый конкретный отрезок времени. Ее носителем является вся масса членов класса, и она нередко обнаруживается как действенный фактор поведения лишь на протяжении относительно длительных исторических периодов. Если, например, пролетариату в условиях капитализма присуще «инстинктивное влечение к социализму», это не означает, что каждый конкретный пролетарий постоянно испытывает такое влечение и реализует его в своих действиях. В сознании многих рабочих оно может существовать в течение более или менее длительного времени в «скрытом» состоянии, быть подавленным воздействием многочисленных идеологических и иных факторов. Зато это влечение обнаруживается очень ярко, становится определяющим мотивом поведения в моменты особо острых классовых столкновений, подъема массовой борьбы.
Наиболее отчетливо эта особенность классовой психологии выражается в психическом складе мелкой буржуазии. Как известно, для мелкого< буржуа характерно сочетание противоречивых социально-психологических тенденций, отражающих его двойственное положение как труженика и собственника, предпринимателя. В зависимости от множества конкретных обстоятельств на первый план может выступать та или иная тенденция: история знает немало примеров, когда широкие слои мелкой буржуазии были активным союзником рабочего класса в борьбе против крупной буржуазии, против империалистической реакции, в других же ситуациях они, как показывает опыт, занимали реакционные позиции, составляли массовую базу фашистских движений.
Те или иные особенности психического склада класса проявляются, разумеется, и в обыденной жизни каждого индивида, однако наиболее полно они обнаруживают себя в тех ситуациях, когда члени класса действуют совместно, когда в ходе совместного действия возникает единая коллективная воля. Как раз это качество классовой психологии наиболее ясно показывает, что ее неправильно рассматривать как простую арифметическую сумму психологии индивидов. Психический склад личности и психический склад класса представляют собой различные «системы», различные типы внутренней организации и связи психических черт и проявлений.

Структура классовой психологии

В каких же именно явлениях человеческой психики выражается классовая психология? Каковы основные составляющие ее элементы, ее внутренняя структура? Очевидно, к ней должны быть отнесены устойчивые социально-психологические характеристики людей, в которых отражается их классовое положение. Рассмотрим основные из этих характеристик.
Наиболее глубокую основу классовой психологии, так или иначе влияющую на все ее стороны и проявления, образуют потребности членов класса.
На каждом конкретном этапе экономического, социального и культурного развития общества классовое положение людей определяет объем и состав доступных им материальных и духовных благ, основное содержание их деятельности в трудовой и внетрудовой сфере, их возможности обладать теми или другими вещами или условиями. Классовое положение людей в значительной мере определяет структуру потребностей, т. е. относительное психологическое значение и удельный вес каждой из них, соподчинение между отдельными потребностями. К. Маркс анализирует в «Капитале» конфликт, характеризующий психологию капиталиста: «страсть к накоплению» сталкивается в его душе с «жаждой наслаждений». В действительности он, конечно, и наращивает капитал, и предается «человеческим побуждениям своей собственной плоти», но, являясь «машиной для превращения... прибавочной стоимости в добавочный капитал», он неизбежно подчиняет подобные побуждения этой своей классовой функции. Расточительность и роскошь выступают не только как средство удовлетворения личных потребностей капиталиста, но и как средство для получения кредита, входят «в представительские издержки капитала». Этот пример показывает, как глубоко воздействует классовое положение на всю систему потребностей, в данном случае оно обусловливает ведущее место в этой системе стремления к наращиванию капитала и подчиняет ему другие, в том числе и личные, материальные потребности капиталиста.
Другой краеугольный камень, также лежащий в основе классовой психологии, составляет набор социальных ролей, выполняемых и усвоенных личностью в процессе взаимодействия с социальной средой. Представления, обусловленные выполняемыми и усвоенными личностью социальными ролями, также относятся к сфере классовой психологии, поскольку они вытекают из ее положения в общественном разделении труда и социально-классовой структуре общества (например, роль рабочего как непосредственного производителя материальных благ, а в условиях капитализма — как участника коллективной борьбы против эксплуатации).
К той же сфере принадлежит и социальная ориентация личности в той мере, в какой она отражает ее место в классовой структуре общества. Наиболее существенной в указанном отношении стороной социальной ориентации является осознание человеком принадлежности к той или иной социальной группе, существующей в обществе (например, к рабочему классу, к буржуазии и т. д.). Подобное осознание может быть более или менее истинным, четким либо туманным, целостным либо противоречивым, но во всех случаях оно отражает какие-то существенные стороны положения и опыта соответствующего класса или межклассовой группы.
В структуру классовой психологии входят следующие элементы:
ценностная ориентация, поскольку ее в той или иной мере образуют ценности, типичные для данной социально-классовой среды; нормы поведения (культурные, моральные и т. д.), присущие данной социально-классовой среде; осознанные личностью цели, обусловленные ее классовой принадлежностью.
Перечисленные элементы классовой психологии находятся между собой в отношениях взаимосвязи и взаимовлияния. Система потребностей личности влияет и на психологическую значимость выполняемых ею различных ролей, и, следовательно, на выбор «принимаемых» ею ролевых функций. Потребности и роли во многом обусловливают социальную и ценностную ориентацию, нормы поведения и осознанные интересы. В то же время роли, ценностная ориентация и цели оказывают обратное влияние на потребности, облегчая процесс их осознания, отбора и формирования их структуры.
Анализируя содержание каждого из указанных выше структурных элементов классовой психологии, необходимо учитывать то, что говорилось выше о ее соотношении с психологией личности. В содержание классовой психологии входят не все потребности, роли, ориентации, ценности, нормы и цели составляющих класс личностей, а лишь те из них, которые типичны для данной классовой среды. В психологической структуре отдельной личности классово-типичные элементы могут, в зависимости от различных обстоятельств, получить большее или меньшее развитие, более или менее отчетливое выражение.
С другой стороны, классовая психология может включать не только личные психологические характеристики, более или менее сходные у членов одного и того же класса, но и групповые потребности, ценностные ориентации, цели, возникающие в результате осознания положения в системе общественных отношений. Например, потребности, ценности и цели рабочего класса, ориентирующие его на борьбу за социалистическое переустройство общества, отличаются по своему содержанию от элементарного стремления рабочих к улучшению условий жизни и труда: они предполагают понимание общности положения рабочих в условиях капиталистического общества, природы капиталистических производственных отношений, перспектив и закономерностей общественного развития. Эти групповые классовые потребности, ценности, цели, разумеется, становятся органическим элементом классовой психологии, лишь когда они воспринимаются членами класса как свои собственные, личные. Развитие классовой психологии до такого уровня, когда она включает в себя подобные групповые стремления и ориентации, возможно далеко не во всех исторических обстоятельствах. К. Маркс писал о французских парцельных крестьянах середины прошлого века, что «тождество их интересов не создает между ними никакой общности», что поэтому они «неспособны защищать свои классовые интересы от своего собственного имени». В истории нередко наблюдаются подобные ситуации.

Соотношение психологии и идеологии класса

Когда класс осознает общность своих интересов в общественно-политической сфере, когда его члены в той или иной мере испытывают потребности, принимают роли, нормы, социальные ориентации и ценности, выражающие эту общность, мы говорим, что он обладает классовым сознанием. Что же такое классовое сознание, в каком отношении оно находится к классовой психологии? Само понятие классового сознания введено в научную литературу марксизмом. Оно играет важную роль в обосновании марксистско-ленинского учения о превращении пролетариата из «класса в себе» в «класс для себя», о революционной миссии рабочего класса. В наше время вопрос о классовом сознании, о его связи с классовой психологией превратился в один из острых вопросов идеологической борьбы. Часть буржуазных авторов вообще отрицает правомерность этого понятия, объявляя его «фикцией», якобы не имеющей ничего общего с «реальной» психологией класса, «либо лишь случайно» и «временно» превращающейся в психологический феномен. Другие, в особенности представители современных ревизионистских течений, фактически отождествляют психологию класса и классовое сознание. Эта точка зрения служит для обоснования концепций стихийности рабочего движения. Опираясь на нее, ревизионисты пытаются доказать, что идеологическая и политическая деятельность революционной партии не играет существенной роли в развитии классового сознания пролетариата; такое развитие они сводят к стихийному социально-психологическому процессу. Что касается ультра-«левых» теоретиков, в особенности маоистов, то для них сознание рядовых членов класса, основной его массы — это «чистый лист бумаги, на котором можно писать любые иероглифы». Получается, что содержание классового сознания зависит не от собственного опыта и психологии масс, испытываемых ими самими потребностей, а лишь от того, что внушают им авторы «иероглифов».
Методологической основой всех этих теорий является противопоставление психологии и идеологии класса (классовое сознание сводится либо к чисто идеологическому, либо к чисто психологическому явлению). В связи с этим необходимо выяснить действительное соотношение между психическим складом класса и его идеологией.
И психология и идеология класса представляют собой отражение в сознании объективного положения класса, но отражают они его по-разному. Психический склад класса формируется и развивается на основе непосредственного жизненного опыта всей массы его членов, в результате освоения ими этого опыта, его накопления и передачи в процессе внутриклассового общения. Психология регулирует поведение людей во всех сферах их жизни и деятельности, но формирование на социально-психологическом уровне «правил» такого поведения не подчинено каким-либо осознанным целям и организующим принципам, оно носит стихийный характер.
Классовая идеология вырабатывается не всем классом в целом, а сравнительно ограниченными группами, не обязательно принадлежащими к данному классу (например, интеллигенцией); ее создатели сознательно преследуют определенную цель — осмыслить существующую общественную действительность в виде более или менее стройной системы социальных представлений, норм, идеалов и программ практического действия. Поэтому внутренняя логичность, организованность, целенаправленность отличает идеологию от психологии, которая более расплывчата и противоречива. Поскольку идеология стремится дать обобщенную картину общества, она в широкой мере вынуждена оперировать абстрактно-теоретическими понятиями и идеями, в психологии же преобладает конкретно-предметное мышление, многие ее проявления (например, определенные виды потребностей) представляют собой неосмысленные, как бы инстинктивные влечения и йормы поведения. Таким образом, классовая идеология отличается от психологии и по источникам своего происхождения, и по внутренним содержанию и структуре, и по способам отражения действительности.
Вместе с тем обыденное сознание и идеология — тесно связанные между собой сферы сознания. Любая идеология имеет свои социально-психологические корни, и в то же время представления, идеи и понятия, выработанные идеологией, проникая в массы, становятся фактом обыденного сознания. По мере развития общества, совершенствования средств идеологического воздействия и пропаганды, роста культуры и интеллектуального уровня масс стихийно-психологические элементы в их сознании все теснее переплетаются с идеологическими.
Сказанное в особенности относится к тем социально-психологическим явлениям, в которых выражается классовая психология. Как показано на приводимой выше схеме, ценностные ориентации и цели, формируясь на основе потребностей, ролей, норм поведения, в то же время оказывают на них интенсивное обратное воздействие. Но именно эти «верхние этажи» социально-психологической структуры испытывают, в свою очередь, весьма активное воздействие идеологии. Ведь выработка ценностных представлений (например, о добре и зле, полезном и вредном, справедливом и несправедливом) невозможна без обобщенного взгляда на мир, без применения определенных понятий и критериев. Осознание собственных интересов требует логического осмысления своего положения. Вот здесь-то идеология, которая в сфере обобщений, абстракций и логики гораздо сильнее стихийно возникающего сознания, и приходит ему «на помощь». Участвуя в формировании ценностей и осознании интересов, она тем самым воздействует на более глубокие пласты психологии класса.
Групповые потребности, ценности, цели, характеризующие наиболее высокий уровень развития классовой психологии, всегда являются продуктом идеологической деятельности. В обществе со сложившейся и достаточно четко выявившейся классовой структурой индивид вообще не может думать о своем классовом положении и о своих личных (не связываемых им с классовыми) интересах, не прибегая к формулам, идеям, представлениям, восходящим к определенной идеологии. Это понятно: ведь названные элементы классовой психологии формируются в результате осознания положения класса в системе общественных отношений, а такое осознание по самой своей природе есть идеологический процесс. Как показано в ленинской работе «Что делать?», рабочий класс не может сам, в ходе стихийного развития своего движения, выработать социалистическое сознание: оно вырабатывается вне рабочего класса и вносится в него пролетарской партией.
Подчеркивая значение идеологии, идеологической и организационно-политической деятельности пролетарской партии в процессе выработки последовательного классового сознания пролетариата, В. И. Ленин в то же время со всей определенностью указывал на социально-психологические предпосылки и условия этого процесса. Само внесение социалистического сознания в рабочий класс становится возможным потому, что он «стихийно влечется к социализму» и что эта стихийность «представляет из себя... не что иное, как зачаточную форму сознательности». Определяя «классовое самосознание рабочих» как понимание ими общности своего классового положения и интересов, необходимости бороться с классом капиталистов и «добиваться влияния на государственные дела», В. И. Ленин подчеркивал, что понимание всего этого «рабочие приобретают... постоянно почерпая его из той самой борьбы, которую они начинают вести с фабрикантами и которая все больше и больше развивается, становится резче, втягивает большее число рабочих...». Иначе говоря, классовое сознание возникает и развивается на основе накопления классом определенного общественного опыта, отраженного в его психологии. Последовательное же осознание этого опыта, его систематизация и обобщение являются делом идеологии.
Классовое сознание представляет собой исторически обусловленный уровень осознания членами класса своего положения в системе существующих общественных отношений и своих классовых интересов. Это осознание проявляется в различных сферах психической жизни членов класса: в их потребностях, ориентациях, социальных установках и т. д. Классовое сознание, таким образом, характеризуется тесным переплетением и взаимодействием социально-психологических и идеологических элементов.
Важной особенностью классового сознания, отличающей его от психологии класса, является его цельность, четкость и определенность выработанных им ценностных ориентации и целей общественного действия. Именно поэтому классы, обладающие таким сознанием, способны оказывать активное и самостоятельное воздействие на ход общественно-исторического развития. Стихийно развивающаяся классовая психология всегда в той или иной мере противоречива, поскольку противоречив непосредственно отражаемый ею жизненный опыт членов класса. Как показано в ленинских трудах, опыт рабочих в условиях капитализма пробуждает у них не только «стихийное влечение к социализму», но и «стремление... добиваться себе от государства тех или иных мероприятий, направленных против бедствий, свойственных их положению, но еще не устраняющих этого положения, т. е. не уничтожающих подчинения труда капиталу». Поэтому в стихийно складывающейся психологии рабочих существуют предпосылки для развития как революционного, так и реформистского (тредъюнионистского) сознания, означающего «идейное порабощение рабочих буржуазией». Как показал В. И. Ленин, полагаться на стихийное развитие пролетарской психологии и рабочего движения — значит вести дело к господству буржуазной идеологии, которая в условиях капитализма «стихийно всего более навязывается рабочему». Поэтому классовое сознание рабочего класса может, развиваться лишь при условии непримиримой борьбы социалистической идеологии против буржуазной.
Становление классового сознания можно, следовательно, рассматривать как процесс отбора стихийных психологических тенденций, их переработки и организации в стройную систему общественных представлений и ценностей, сформулированных классовой идеологией. В классовой сознании как бы «снимается» противоречивость этих стихийных психологических тенденций.

Исторический характер и динамика классовой психологии

Мы рассмотрели классовую психологию с точки зрения ее внутренней структуры и ее связей с идеологией и классовым сознанием. Это дает нам возможность лучше понять механизм развития данной сферы общественного сознания. Как отмечалось в начале раздела, психология каждого класса носит конкретно-исторический характер. Иными словами, хотя и существуют определенные общетипические социально-психологические черты, присущие, например, рабочему классу или буржуазии, психический склад любого класса нельзя рассматривать как нечто раз и навсегда данное и неизменное: конкретное содержание многих его элементов меняется под влиянием изменений в объективных условиях общественной жизни. Учитывать конкретно-исторические особенности классовой психологии, тенденции ее развития очень важно в идеологической и пропагандистской работе; без этого представления в ней неизбежно приобретают крайне общий и абстрактный характер, не отражают ее современного состояния, новых явлений и процессов.
Психология любого класса представляет собой продукт длительного исторического развития. Когда мы рассматриваем ее как отражение общественного бытия класса, речь идет не только о его сегодняшнем бытии. Предшествующие этапы исторического развития класса, его прошлый опыт, закрепляясь в определенных традициях, жизненных нормах, ценностях, представлениях и способах восприятия общественной действительности, тем самым органически входят в содержание его сегодняшнего психического склада. Новый опыт членов класса, новые явления в окружающей жизни воздействуют на их сознание не непосредственно, а как бы через призму более или менее устоявшихся «привычных» стереотипов восприятия и оценки объективных ситуаций. Содержание подобных стереотипов зависит от особенностей предшествующего опыта класса, тех или иных его групп и слоев.
Современный французский рабочий в большинстве случаев считает себя членом эксплуатируемого класса, враждебен капитализму, разделяет социалистические идеалы. Большинство рабочих поддерживает боевые классовые профсоюзы, весьма значительная часть голосует на выборах за коммунистическую партию. Американский рабочий, подвергаясь так же, как и французский, эксплуатации, испытывая глубокую неудовлетворенность своим положением, зачастую не переносит свое недовольство на существующий общественный строй (речь не идет, конечно, о сознательном авангарде американского рабочего класса). Почему же в американском рабочем классе господствует тредъюнионистское сознание, а французский гораздо ближе к сознанию социалистическому? Очевидно, дело в различном историческом опыте этих двух национальных отрядов пролетариата.
Французский рабочий класс сыграл важную роль в буржуазно-демократической революции 1848 г. Во время Парижской коммуны он поднялся на первую в истории пролетарскую революцию. Позднее он отстаивал свои нрава в ходе острых политических битв периода Народного фронта и Освобождения. Не только собственный опыт рабочего класса, но и общенациональные исторические традиции, «французский революционный дух», по выражению К. Маркса, содействовали утверждению в его сознании революционных, антикапиталистических ценностей. С этим связано широкое распространение социалистической идеологии в рабочем классе.
В США, в силу особенностей исторического развития американского капитализма, материальные и социальные завоевания пролетариата выступали на поверхности как результат экономической «тредъюнионистской» борьбы, рабочему классу сравнительно редко приходилось участвовать в острых политических битвах. Исторически обусловленный культ индивидуализма, личного успеха как решающего средства улучшения социального положения человека, глубоко пронизывает социально-психологическую атмосферу американского общества. Этот культ не мог не оказать значительного влияния на широкие слои рабочих. Все это создало значительные социально-психологические предпосылки для влияния буржуазной идеологии и тредъ-юнионизма.
Почему же прошлый опыт класса как бы «включается» в сознание каждого нового его поколения? В формировании и упрочении коллективной «памяти» классов громадную роль играет идеология. Люди думают о своей жизни в обществе и поступают тем или иным образом, конечно, не потому, что они всякий раз вспоминают о каких-то событиях далекого прошлого. Они могут даже ничего не знать об этих событиях, но от своей непосредственной среды, через систему образования, через личное общение и т. д. они впитывают идеи и способы мышления, которые когда-то были приняты предшествующими поколениями под влиянием определенных исторических ситуаций. Способность идеологии отражать действительность в виде обобщенных ценностных суждений об обществе и общественных отношениях позволяет идеологии выступать в роли передатчика исторического опыта. Благодаря этому каждое новое поколение обладает готовым понятийным и мыслительным аппаратом для суждений о вновь возникающих общественных ситуациях.
В развитии классовой психологии воспроизводство относительно устойчивых ее элементов сочетается с появлением новых, с расшатыванием и ломкой устаревших стереотипов. Что же в ее содержании меняется и что остается, как соотносится между собой развитие различных ее элементов? Обратившись еще раз к приводимой выше схеме, мы убедимся, что изменения в объективном положении и общественном опыте класса быстрее и раньше всего должны отражаться в его потребностях. Потребности — наиболее динамичный элемент социально-психологической структуры, поскольку на них влияют все сколько-нибудь значительные изменения в уровне и «ассортименте» материального и духовного производства, все существенные сдвиги в объективных условиях жизни. Если люди стали лучше питаться, у них активизируются потребности, не связанные с едой, если они стали получать более полное образование, меняется содержание их культурных потребностей, они предъявляют новые требования к своей трудовой деятельности и социальному статусу. Изменения в условиях труда (например, замена физических усилий повышенным нервно-психическим напряжением, обычная при автоматизации производства) порождают новые потребности в области досуга. Сочетание многих изменений в различных сторонах положения класса способно значительно изменить структуру его потребностей.
Современный рабочий класс капиталистических стран существенно отличается в этом отношении от рабочего класса начала нашего века. Дело не только в том, что изменилась материальная, «вещественная» структура его потребностей. Под влиянием сдвигов в соотношении классовых сил, примера мирового социализма, роста интеллектуального и культурного уровня трудящихся значительно возрос уровень социальных требований рабочего класса. Он все более остро нуждается не только в определенном (в значительной мере обновившемся) комплексе материальных жизненных условий, но и в достаточно полном образовании, интересном, содержательном труде, возможностях сознательного воздействия на управление производством и обществом. Потребность в сохранении человеческого достоинства, в реальном социальном равенстве накладывает все более сильный отпечаток на психологический облик современного рабочего. Эти новые тенденции органически сочетаются с психологическими чертами, постоянно присущими рабочему классу, например, такими, как коллективизм, воспитываемый у него социальными условиями жизни и особенностями его положения в производстве, ощущение антагонизма с господствующим классом. Под влиянием новых, потребностей эти черты приобретают новые формы своего выражения — рабочие во многих случаях сознательно стремятся к «коллективному продвижению», к завоеванию определенных социальных прав для класса в целом. Подобные цели противостоят ориентации на индивидуальное продвижение, усиленно насаждаемое в рабочем классе современной буржуазной идеологией.
Если потребности наиболее динамичный компонент классовой психологии, то ценности и цели изменяются значительно медленнее. Нетрудно понять, почему это так: ведь ценности и цели вырабатываются идеологией, а эта выработка и особенно усвоение обновленных ценностных представлений и целей значительной массы членов класса — более или менее длительный процесс. Причем данный процесс реализуется в ходе идеологической борьбы: каждая из борющихся идеологий предлагает свои «выводы» из нового опыта, и проходит время, пока то или иное из этих толкований возьмет верх в сознании класса, тех или иных его групп. В силу неодинаковых темпов развития потребностей, с одной стороны, ценностных представлений и целей, с другой, нередко возникает несоответствие между этими уровнями психологии класса: его члены ощущают новые потребности, но не имея в своем распоряжении ценностей, представлений об интересах и целях, способных выразить их, не могут сколько-нибудь ясно осознать эти потребности.
Способность класса выражать свои потребности в целенаправленных, сознательных действиях в большой мере зависит от степени соответствия между его стихийно-психологическим развитием, отражающим новый опыт класса, и развитием обобщающей этот опыт классовой идеологии. Как отмечал В. И. Ленин, каждый из переходов в развитии революционного рабочего движения в России «подготовлялся, с одной стороны, работой социалистической мысли... с другой стороны, глубокими изменениями в условиях жизни и во всем психическом укладе рабочего класса...». Победа российского пролетариата в октябре 1917 г. в огромной мере объяснялась тем, что идеологическая и политическая деятельность большевистской партии последовательно и полно выражала его классовые потребности и интересы. Не только собственный опыт рабочего класса, но и «работа социалистической мысли» обусловили его психологическую подготовленность к революционному штурму капитализма.
Проблемы классовой психологии и классового сознания изучались марксизмом-ленинизмом главным образом применительно к рабочему классу. Однако сказанное выше о структуре, содержании и закономерностях развития этих явлений в основном относится ко всем классам. Психология и классовое сознание буржуазии также прошли в своем развитии через целый ряд исторических этапов; до настоящего времени в психологии буржуазии различных стран сохраняются некоторые специфические черты, обусловленные своеобразием ее национального опыта. Выработка буржуазной идеологии, морально-этических и общественно-политических ценностей сыграла огромную роль в формировании психологии н сознания эксплуататорского класса. Основоположники марксизма показали, например, какое большое значение для становления буржуазной ценностной системы имело возникновение различных протестантских религиозных учений.
Одной из коренных особенностей буржуазной психологии, всецело обусловленной положением данного класса в системе производственных отношений, закономерно вытекающей из факта капиталистической конкуренции, является индивидуализм. Он придает специфический характер классовому сознанию буржуазии и исторически до известной степени тормозил его формирование. Более всего сознавать свои общие интересы буржуазию заставляла вначале ее борьба против феодального строя, а затем все более развивавшееся сопротивление рабочего класса капиталистической эксплуатации. В эпоху общего кризиса капитализма, когда буржуазия оказалась лицом к лицу с непосредственной угрозой социалистической революции, возросла ее реакционность, резко ослабело значение в ее психологии традиционных буржуазно-демократических ценностей. Вместе с тем ее классовое сознание стало более развитым: в новых исторических условиях капиталистам пришлось научиться жертвовать в какой-то мере своими индивидуальными или узкогрупповыми интересами во имя сохранения системы капиталистической эксплуатации в целом.
Идеологически это получило выражение в теориях, направленных против «излишеств» буржуазного эгоизма и индивидуализма («социальная ответственность бизнеса» и т. п.).
В целом классовая психология в своем историческом развитии проходит следующие основные фазы:
1. Стихийное развитие потребностей класса.
2. Взаимодействие новых потребностей с ценностными ориентациями и целями, отражающими прошлый опыт класса и его идеологические традиции, возникновение противоречий в процессе этого взаимодействия.
3. «Поиск» новых ценностей и целей, который оказывается тем более успешным, чем полнее и последовательнее развивается самостоятельная классовая идеология, чем активнее она борется с влиянием идеологий, чуждых коренным интересам данного класса.
Разумеется, все эти изменения в психологии и идеологии класса не затрагивают наиболее общих, принципиальных черт, отражающих основные особенности положения класса в данной социально-экономической формации, его коренные групповые потребности и интересы. Буржуазия при всех исторических условиях стремится к извлечению прибыли, а пролетариат — к освобождению от капиталистической эксплуатации. Однако формы, в которых выступают подобные стремления, конкретные потребности и цели, в которых они выражаются, зависят от конкретных исторических обстоятельств.

Классовая психология в условиях социализма

В условиях социалистического общества, особенно на стадии развитого социализма, рассмотренные закономерности развития классовой психологии в значительной мере модифицируются. Это связано с коренным изменением природы классовых отношений при переходе от капитализма к социализму. Отсутствие антагонистических классов и отношений эксплуатации, формирование социального единства общества действуют как факторы, ослабляющие не только объективные, но и социально-психологические различия между классами. В СССР и других социалистических странах, в которых полностью ликвидирована частная собственность на средства производства, отсутствует объективная почва для отношений конкурентной борьбы между членами общества, интересы индивида в принципе приходят в соответствие с интересами коллектива, общества в целом. Это резко ограничивает возможности воспроизводства потребностей, ролей, норм, ценностей, выражающих частнособственническую психологию, носителями которой в условиях капитализма являются классы капиталистов и мелкой буржуазии. Социалистическое общество по своему составу является в основном обществом тружеников, работающих в общем, коллективном хозяйстве. Это определяет относительно высокий (по сравнению с антагонистическими обществами) уровень его социальной и социально-психологической однородности.
На социально-психологическую структуру социалистического общества громадное воздействие оказывает ведущая роль рабочего класса во всех областях экономической и политической жизни. Будучи руководящим классом общества, рабочий класс приобретает возможность, с одной «тороны, эффективно преодолевать влияние чуждых ему идеологии и психологии, беспрепятственно развивать тем самым присущие ему специфические психологические черты, а с другой, все шире распространять свое психологическое влияние на другие слои и классы. Господствующее положение идеологии рабочего класса в духовной жизни социалистического общества, осуществление коммунистической партией функций политического руководства Содействуют тому, что его жизненные нормы, идейные ценности становятся нормами и ценностями всего общества.
Таким образом, как социальная структура социалистического общества, обусловливающая объективную общность интересов классов и слоев, так и классовый характер политической власти ведут к сближению совокупности психологических черт основной массы членов общества с сознанием рабочего класса.
Ослабление социально-психологических различий между классами при социализме не означает, однако, их отсутствия. Нельзя думать, что в условиях идеологического и морально-политического единства общества, объективное социально-экономическое положение людей вообще не оказывает существенного влияния на их сознание, что последнее определяется исключительно содержанием и интенсивностью идеологического воздействия, образованием и тому подобными факторами. Объективные различия, например, между рабочим классом и колхозным крестьянством — это не просто некая абстракция. В силу различий между двумя формами социалистической собственности в формах и источниках личных доходов представителей основных классов социалистического общества их личные материальные интересы по-разному увязываются с интересами общими, коллективными. Колхозник получает часть своих доходов в натуральной форме, обладает гораздо чаще, чем рабочий (особенно рабочий городской промышленности и строительства), приусадебным хозяйством. Поэтому в его жизни имеет место личная экономическая деятельность (обработка приусадебного участка, первичная переработка для личных нужд сельскохозяйственной продукции, торговля на рынке).
В силу этого процесс развития социалистической психологии крестьянства в своей динамике чрезвычайно сложен и противоречив. Трудности, порожденные объективными и субъективными причинами, нередко отрицательно влияли на формирование коллективистской психологии колхозного крестьянства. Но несмотря на все осложнения, психология колхозного крестьянства все более и более становилась социалистической. В ходе социалистического строительства колхозное крестьянство приобрело социальный опыт, прошло школу экономического, политического, нравственного воспитания. Понимание своей социальной значимости, оптимизм и уверенность, чувство коллективизма и интернационализма, принятие идей коммунизма как наивысшей социальной ценности, глубокий интерес к внутренним и международным проблемам жизни, чувство хозяина — таков далеко не полный перечень социально-психологических качеств, которые формировались в процессе преодоления частнособственнической психологии.
По мере концентрации и специализации общественного сельскохозяйственного производства, укрепления межхозяйственной кооперации и аграрно-промышленной интеграции происходят изменения в социальной, профессиональной и демографической структуре сельского населения, возникают новые специфические первичные коллективы внутри трудовых коллективов, изменяется структура групп общения и действие механизмов взаимовлияния людей.
Динамизм современной жизни, научно-технический прогресс, массовые информационные процессы окончательно разрушили относительную замкнутость крестьянского мироощущения, вывели его мысли, чувства и устремления далеко за околицу села. Проблемы внутренней и внешней политики социалистического государства близки всем группам крестьянства, они порождают сложную гамму социальных чувств, настроений, переживаний и находят свое позитивное выражение в фактах социального поведения, общественно-политической активности.
Осуществление коммунистических идеалов и социальной политики партии рассматривается и воспринимается крестьянством — точно так же, как и рабочим классом,— как реализация их коренных потребностей, интересов, социальных таяний и устремлений. Так, социалистические преобразования в деревне, изменения в материальном благосостоянии колхозного крестьянства создали реальную основу для формирования устойчивых позитивных социальных чувств, настроений и социальных ориентации. Чувства уверенности в завтрашнем дне, оптимизма, жизнерадостности стали устойчивыми и характерными чертами психологии всех поколений крестьянства. Об этом, в частности, говорит такой социально-психологический факт: сегодня колхозники не создают запасов зерна на «всякий случай», на «черный день», ибо они уверены, что в условиях засухи в тех или иных районах страны им не угрожает голод и другие негативные последствия. Так происходит в условиях социализма сближение психологии крестьянства и рабочего класса. В истории предыдущих общественно-экономических формаций подобных явлений не было.
Важным новым явлением в психологии современного колхозного крестьянства, еще больше сближающим ее с психологией рабочего класса (особенно ее наиболее грамотной части, и прежде всего молодежи), следует считать и проявляющуюся все отчетливее тенденцию возрастания духовных потребностей и культурных запросов. В этом, кстати сказать, проявляется закон возвышения потребностей в условиях роста образования сельского населения и создания более благоприятных условий для реализации духовных интересов.
Сознание колхозников все больше наполняется теоретическими знаниями, возрастает их роль в производственной деятельности, сокращается значение традиционно-крестьянского эмпирического опыта, выработанного в условиях индивидуального сельскохозяйственного труда. Все большее место в психологии колхозного крестьянства занимают социально-политические, духовно-идеологические, нравственные и эстетические ценности, присущие развитому социализму.
Таким образом, основные тенденции развития психологии крестьянства при социализме можно характеризовать с двух сторон. Во-первых, на основе роста образования и культуры происходит дальнейшее развитие познавательных возможностей, что характеризуется расширением и углублением восприятия и оценок социальной действительности. Во-вторых, одновременно мышление людей становится все более анализирующе-систематическим, уменьшается роль конкретно-образного, преимущественно эмпирического мышления и возрастает роль абстрактно-логического мышления. Данные процессы особенно отчетливо проявляются в демографических и профессиональных группах крестьянства. Восприятие действительности и ее оценка сельской молодежью существенно отличаются от восприятия и оценки тех же явлений колхозниками старшего поколения, имеющих, как правило, начальное образование. Конечно, и к старшему поколению колхозников следует подходить дифференцированно: коммунисты, а также беспартийные колхозники, имеющие большой социальный опыт, прошедшие солидную школу жизни, нередко более трезво и глубоко оценивают многие социальные факты и явления, нежели молодежь.
Отсюда видно, какое значение приобретают объективные изменения в образе жизни и в производстве, в правовом положении различных классовых групп для изменений их классовой психологии. Под действием объективного процесса стирания классовых различий влияние подобных различий на психологию оказывается все менее значительным, поскольку оно «перекрывается» воздействием более мощных факторов, присущих социалистическому строю, но принципиальная возможность такого влияния существует и, следовательно, должна учитываться в практике организационной и идеологической работы.
Особое положение в социально-классовой структуре социалистического общества занимает интеллигенция. Не отличаясь от рабочего класса и колхозного крестьянства по отношению к средствам производства и ряду других классообразующих социально-экономических признаков, она обладает иной, чем они, ролью в общественной организации труда. В трудовой деятельности интеллигенции относительно большое место занимает управленческий и творческий труд, в труде же большинства рабочих и колхозников, несмотря на развитие их участия в управлении производством и в техническом творчестве, пока преобладают исполнительские функции. Это связано с сохраняющимися в условиях социализма различиями между физическим и умственным трудом. Труд работников умственного труда нередко носит более индивидуальный, труд рабочих и колхозников — более коллективный характер.
Социально-политические условия, существующие в социалистическом обществе, способствуют ослаблению культурных различий между рабочим классом и интеллигенцией. Мощным фактором этого процесса является научно-техническая революция, под влиянием которой умножается число рабочих профессий, требующих высокой образовательной подготовки и обладающих богатым творческим содержанием. Образовательный и культурный уровень рабочего класса быстро растет. Тем не менее социальные (по содержанию и характеру труда, уровню образования и культуры, образу жизни) и известные социально-психологические различия между рабочим классом и интеллигенцией существуют. Например, некоторые конкретные социологические исследования показывают, что при значительном совпадении системы потребностей и ценностных ориентации у учащейся молодежи различного социального происхождения еще существуют известные различия. Еще значительны различия между социальными группами по уровню и структуре культурных потребностей.
Проблема классовой психологии в условиях социализма не сводится, однако, к вопросу о межклассовых психологических различиях и их преодолении. Решение задачи роста сознательности членов общества в процессе перехода от социализма к коммунизму предполагает всестороннее развитие тех черт психологии рабочего класса, которые позволяют ему выступать в роли ведущей силы коммунистического строительства, усиления их роли в психологии всей массы трудящихся. Главной из этих черт является пролетарский коллективизм, который в условиях социалистического общества выступает в форме ориентации на ценности и интересы, соответствующие целям общества, служащие делу коммунизма, интернациональной солидарности с освободительной борьбой трудящихся всего мира. Понятие классового сознания, проблема его соотношения с классовой психологией не теряет поэтому своего значения при социализме: напротив, роль сознательных научных и идеологических элементов в классовой психологии объективно возрастает. Развитие классового сознания, усиление его влияния на психологию трудящихся являются одним из важнейших условий преодоления индивидуалистических и иных негативных психологических тенденций, которые питаются объективными противоречиями развития социализма. Для решения этой задачи необходимы, с одной стороны, творческое развитие социалистической идеологии, с другой — трезвый, научный учет тех социально-психологических процессов, которые происходят в различных классах и группах общества.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +