Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Личность как социально-психологический феномен


"Социальная психология. Краткий очерк"
Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина.
М., Политиздат, 1975 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Личность и индивид

Личность является объектом изучения и индивид многих наук: философии, социологии, этики, эстетики, права, педагогики, медицины, и этот список далеко не исчерпывающий.
Каждая из этих наук изучает личность в своем, специфическом аспекте, точно так же, как и психология с ее различными отраслями. Для философии и социологии, как писал В. И. Ленин, изучение личности связано прежде всего с исследованием действий людей, находящихся в определенных общественных отношениях, целей, на достижение которых эти действия направлены, и мотивов этих действий. «...Социолог-материалист, делающий предметом своего изучения определенные общественные отношения людей, тем самым уже изучает и реальных личностей, из действий которых и слагаются эти отношения».
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность».
Индивид — это отдельный человек в группе или обществе в целом (хотя ни группа, ни общество не являются только суммой индивидов). Этим понятием широко пользовались основоположники марксизма, понимая под ним единичность. Поскольку человек может рассматриваться в двух своих качествах — как организм и как личность, Маркс и Энгельс применяли понятие индивид к человеку в этих обоих смыслах. «...Развитие индивида,— писали они,— обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении...»
Понятие индивидуальность также относится к человеку и как к организму (без этого не надо было бы индивидуализировать лечение и обучение, трудовые и спортивные нагрузки), и как к личности. Нельзя забывать слова Ленина, что ««индивидуальности» существуют не только в духовном, но и в физическом мире». Ведь без этого были бы не нужны ни живопись, ни фотография. Нельзя понятие индивидуальности ставить ни рядом, ни над личностью. Личность (и притом каждая личность) — это всегда неповторимая индивидуальность, что соответствует вполне справедливой формулировке: «личность неповторима». Но индивидуальность есть и у коллективов, и у животных, и даже у вещей.
Понятие личность имеет очень много определений. Большинство из них скорее определяют человека в целом, например как существо «в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности», или как «продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания».
Из всех определений личности наиболее четко отграничивает ее от понятия «человек» следующее: личность — это человек как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а следовательно, носитель сознания и самосознания.
Выделение человеком своего Я из не-Я есть основной критерий начала формирования и сознания и личности. Сознание при этом понимается не как пассивное созерцание, а как активное качество, дающее возможность человеку преобразовать мир. Ведь «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его», как записал в «Философских тетрадях» Ленин мысль Гегеля, развив ее дальше: «...т. е. что мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его».

Психологическая структура личности

Если за целое взят человек, как субъект деятельности и носитель сознания, то все его свойства, как уже было сказано, укладываются в две основные категории: человек как организм и человек как личность.
Организм человека — это совокупность его телесных или материальных свойств, развившихся из свойств его животных предков, в дальнейшем изменившихся в процессе истории человечества. Организм сохраняет некоторые генетически унаследованные от родителей особенности психики.
У личности, взятой, как целое, есть также две взаимопроникающие стороны, две структуры: психологическая, определяющая ее индивидуальность, и социальная, определяемая ее социальными ролями и опытом деятельности в определенной социальной среде. Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Так, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, содержащем 51 333 слова, около 1500 слов означают свойства личности. В грузинском языке их около 4000, в болгарском — 2500. А ведь далеко не все свойства личности могут быть названы одним словом. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи уже давно пытаются уложить в некоторое число подструктур.
Психологические подструктуры личности одновременно являются и ее уровнями, находящимися в иерархической зависимости одна от другой.
Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую наряду с темпераментом как системой природных свойств типа нервной системы входят также возрастные, половые, а иногда и некоторые препатологические и даже патологические свойства психики. Эта подструктура признается как достаточно самостоятельная и традиционно включается во все учебники психологии.
Следующий уровень личности является психологической подструктурой, которая включает в себя все индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Они обобщены в подструктуру личности, которая объединяет в себе индивидуальность проявления памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятий, чувств и воли.
Следующим уровнем личности является ее социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Большое значение опыт личности имеет для ее социальной характеристики. При этом если опыт личности взять за целое, то он тоже может быть разделен на свои подструктуры, находящиеся в иерархическом соподчинении. На основе знаний возникают навыки, которые служат основой умений и привычек. И все они базируются на элементах предшествующих подструктур личности и в видоизмененном виде включают их в себя.
Высшим уровнем личности (требующим уже социально-психологического анализа) является ее направленность. Если направленность личности взять за целое, то и в ней можно увидеть подструктуры, которые могут быть уложены в следующий иерархически взаимосвязанный ряд: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная «картина мира» и высшая форма направленности — убеждения.

Биологическое и социальное в человеке

Проблема соотношения биологического и социального в человеке и личности бесспорно сложна, так как объединяет в себе понимание генетики, эволюции развития психики в процессе антропогенеза и индивидуального развития личности.
Биологическое — это общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными. Оно близко, но не однозначно природному — существующему и развивающемуся в человеке независимо от влияния на него других людей. Все наследственное в человеке биологическое, но не все биологическое наследственно. Например, особенности личности взрослого человека, явившиеся результатом мозговой травмы, полученной им при рождении, биологичны, но не наследственны. Биологическое накладывает свой отпечаток на личность человека.
Социальное — это все то в человеке, что возникло в нем в процессе антропогенеза и истории человечества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми. Социальное не совпадает полностью с приобретенным в личном опыте, так как не все, что приобретено человеком в процессе его индивидуальной жизни, социально. В то же время человек социален уже в момент своего рождения. Так, например, социально приобретенная человечеством способность научиться речи прирожденна, хотя и обнаружится у ребенка только на определенном этапе созревания его нервной системы и будет проявляться в различной степени в различных социальных условиях. И все другие прирожденные свойства личности также будут с раннего детского возраста развиваться и социализироваться, хотя и в разной степени.
Организм человека не только биологичен. Еще Энгельс показал значение труда для образования кисти руки человека. О социальном в организме человека писал Ленин, отмечая в «Развитии капитализма в России», как «разделение труда в капиталистической мануфактуре ведет к уродованию и калечению рабочего... Появляются виртуозы и калеки разделения труда, первые — как редкостные единицы, возбуждающие изумление исследователей; вторые — как массовое появление «кустарей» слабогрудых, с непомерно развитыми руками, с «односторонней горбатостью» и т. д., и т. д.»
Соотношение социального и биологического в личности определяется постепенным уменьшением биологической и увеличением социальной обусловленности элементов, входящих в каждую из основных четырех подструктур личности. При этом все биологическое в личности в большей или меньшей степени социализировано, но и социальное не может быть полностью отделено от биологического.
Наиболее биологически и наименее социально обусловлена первая из описанных выше подструктур личности, обобщающая темперямент, возрастные и половые ее особенности. Поскольку свойства темперамента со времени работ И. П. Павлова, продолженных работами Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина, понимаются как личностные проявления типа нервной системы, являющегося свойством организма, эти свойства надо понимать как лежащие на пересечении личности и организма, как двух подструктур целостного человека. Но вместе с тем и эту подструктуру личности нельзя понимать как полностью и только биологически обусловленную. Если влияние среды изменяет пересекающиеся подструктуры организма и соответствующие им подструктуры психических свойств даже у животных, то в еще большей степени это свойственно человеку под влиянием сугубо социальных воздействий.
Во второй подструктуре личности, в которую входят процессы и состояния, ставшие достаточно устойчивыми свойствами личности, степень социальной обусловленности должна считаться почти уравненной с биологически обусловленными механизмами отражения. Удельный вес социального увеличивается по мере возрастания роли второсигнальных процессов в структуре каждого отдельного свойства личности, входящего в эту подструктуру. Так, ощущения отдельных свойств отражаемого человеком мира, например отдельных звуков, света, цвета, свойств поверхности и т. д., менее социально обусловлены, чем целостное предметное восприятие. Механическая память в большей степени определяется биологическими свойствами мозга, чем память смысловая, которая в значительной мере связана с социальным опытом человека. Потому же страх матери за жизнь своего ребенка при бомбежке содержит и биологические моменты, а страх солдата за жизнь своего командира в тех же условиях полностью социален. В третьей подструктуре личности — ее опыте — удельный вес социального содержания уже почти всегда значительно превышает биологическое. Но еще более важно, что на этом уровне появляются существенные различия между отдельными личностями в степени их социализации, проявляющиеся в уровне культуры.
Здесь особенно наглядно видно, что человек социален не только прирожденно, но и врожденно. Так, олигофрения, затрудняющая приобретение опыта ребенком, зачатого родителями-алкоголиками, не только биологична, но и социальна. Тем более очевиден социальный момент и личности, которая формируется у ребенка хотя и на основе его врожденных индивидуально-психологических особенностей, но под влиянием общения с другими людьми. При этом интенсивность и глубина социализации личности оказываются различными у одного и того же человека в различные периоды его жизни. Две предыдущие подструктуры весьма незначительно, хотя также неодинаково, определяют различия в степени социализации личности. Подструктура же опыта заметно влияет на степень социализации личности и человека в целом.
Подструктура направленности личности почти полностью социально обусловлена. Биологическая обусловленность этой подструктуры проявляется только в некоторых, чаще только временных, возрастных влечениях и интересах. Так, например, у школьника, у которого уже достаточно созрела эндокринная система его организма, не только изменится голос и начнут расти усы, но и появятся новые интересы. Однако эти биологически обусловленные интересы, включенные в общую, в основном социально обусловленную, направленность, сами будут социализированы. Таким образом, направленность личности, являясь наиболее существенной для личности подструктурой, высшим ее уровнем, определяет социализацию остальных подструктур, а следовательно, и человека в целом. Именно эта подструктура личности наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен, и содержание этой подструктуры определяет черты личности нового человека советского общества.

Характер и способности

Характер и способности не могут располагаться с основными подструктурами, поскольку они не имеют своих элементов, отличных от элементов личности, уже входящих в четыре основные ее подструктуры. Ведь все черты характера — это черты личности, хотя не все черты личности — черты характера. Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и наиболее тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.
Способности — это различные свойства четырех основных психологических подструктур личности (темперамента, психических процессов, опыта и направленности), но только в их соотношении с требованиями определенной деятельности. Пока эти требования неизвестны — неизвестны и способности. Но если требования деятельности известны, а личность, которая будет выполнять эту деятельность, достаточно хорошо изучена, то, сопоставив эти два ряда известных явлений, можно определить потенциальные способности данной личности к данной деятельности и дать прогноз того, как она будет выполнять эту деятельность. При этом можно дать общий прогноз, т. е. сделать заключение о профессиональной пригодности или непригодности человека, но можно и указать, какие трудности данный человек будет встречать при освоении данной профессии и какие ошибочные действия может допустить. Однако только когда человек как субъект деятельности начинает ее выполнять, его потенциальные способности становятся актуальными и начинают в процессе этой деятельности не только проявляться, но и формироваться. Чем разностороннее деятельность, тем разностороннее в ней формируются способности и личность в целом. Поэтому способности, как и характер, не рядоположены с четырьмя основными подструктурами личности, а наложены на них.
Способности, как общее качество личности, объединяющее ряд ее отдельных свойств, неразрывно связаны с физическими возможностями человеческого организма. «Под рабочей силой, или способностью к труду,— писал Маркс,— мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости». Следовательно, способности — это не только психологическое, но и социальное качество личности.
Способности выступают прежде всего как способности к продуктивной деятельности в широком смысле этого слова, т. е. способности эффективно, с высокими результатами трудиться. Помимо частных способностей к конкретному виду выполняемого труда, эти способности включают в свою структуру и умение видеть и понимать общественное значение своего труда и стремление делать порученное дело как можно лучше. А это, в свою очередь, опирается на способность оценивать каждое свое действие как поступок, понимая под таковым действие, социальное значение которого осознается выполняющим его человеком. Проявляя способность к продуктивной деятельности, личность опосредованно через свой труд как бы «заочно общается» с другими членами общества.
В непосредственном общении людей отчетливо проявляются и формируются коммуникативные способности. В содержании их всегда есть нечто общее для любой системы «личность — группа» и в то же время особенное, ибо их структура должна быть различна, например, у воспитателя в детском саду и политрука роты в условиях боя, а также единичное, свойственное каждой конкретной личности.
Коммуникативные способности входят в структуры других способностей, требующихся при любых формах контакта личности и группы. Так, трудно представить себе организаторские способности без коммуникативных, ибо организаторская деятельность осуществляется в контактах с живыми людьми. Поэтому у истинно способного организатора всегда хорошо развиты и коммуникативные способности.
В любом виде общения каждая личность чему-то учится у других и чему-то их учит, проявляя свои педагогические способности в широком смысле этого понятия. Педагогические способности также входят в структуру способностей организаторских. А в структуру пропагандистских способностей входят и коммуникативные, и организаторские, и педагогические способности.
Все упомянутые способности личности становятся из потенциальных актуальными и формируются путем воспитания только в процессе общения ее с другими личностями группы. Наиболее заметно этот процесс происходит в группе, организованной до уровня коллектива. Личность формируется, как говорил А. С. Макаренко, «в коллективе и через коллектив», а следовательно, и для коллектива. Это лишний раз подтверждает, что и сама личность и ее способности являются феноменом одновременно и психологическим и социальным.

Общественные свойства личности

Все, что уже было сказано и о чем еще пойдет речь, в конечном счете освещает проблему «личность советского человека в коллективе». Но есть аспекты этой проблемы, настолько тесно связанные со структурой личпости, что на них надо остановиться. Это свойства личности, проявляющиеся только в коллективе. Понятно, что на первом месте по значимости здесь стоит коллективизм. Коллективизм — это чувство солидарности личности с коллективом, а через коллектив и с обществом, ставшее ее свойством. Он определяется единством целей личности, группы и общества. Формируется коллективизм, как и проявляется, ярче всего в условиях трудовой деятельности.
Коллективизм — не обязательно черта характера. Это может быть только черта личности, свойственная большинству советских людей. Но очень часто в результате коммунистического воспитания коллективизм становится и чертой характера, проявляющейся не только в форме единства целей и мнений и в форме сопереживаний, но и, что наиболее существенно для коллективизма, в единстве действий, направленных на достижение совместных целей.
Коллективизм — это свойство, культивируемое условиями социалистического общества. Но его зачатки появились уже на первых этапах антропогенеза, в форме племенного коллективизма, когда рамки общества для человека ограничивались племенем. Более того, есть все основания считать, что именно коллективный труд, требующий общения, явился основным фактором антропогенеза. В условиях антагонистического общества получают распространение различные «суррогаты коллективности», коллективизм сохраняется прежде всего в среде угнетенных классов или же там, где имеет место совместный групповой труд, который по своей сущности всегда в большей или меньшей степени коллективен. Там же, где возникают псевдоколлективы, коллективизм деформируется. За счет потери единства цели и вместе с тем усиления того компонента, который свойствен любой личности в группе,— внушаемости, коллективизм уступает место конформности личности.
Внушение, или суггестия,— это социально-психологическое явление, возникающее и проявляющееся только в процессе общения людей. Сущность его заключается в том, что каждый человек, общаясь с другими людьми, обладает способностью воспринимать сообщаемые ему идеи, представления или побуждения к действию так, что они непроизвольно становятся его собственными. В отличие от усвоения, опосредуемого мышлением, усвоение на основе внушения осуществляется непосредственно. Оно происходит чаще всего с помощью слов, но иногда только мимики и жестов.
Если еще не так давно суггестия изучалась и использовалась только врачами, то в последнее время она все более привлекает к себе внимание педагогов и социальных психологов.
Внушаемость как свойство личности, связанное с недостаточно осознанным, некритическим восприятием, близка к подражательности, поскольку процесс подражания близок к процессу некритического восприятия идей и представлений. Различие их, во-первых, в том, что личность подражает не словам, а действиям другой личности, и, во-вторых, в том, что при внушении активен внушающий, а тот, кому внушают, пассивен. При подражании, наоборот, тот, кому подражают, может и не знать об этом, а подражающий должен быть активен. Внушаемость и подражательность связаны не столько с мышлением, сколько с эмоциями, и в частности с чувством веры. Поэтому и оба этих социально-психологических феномена входят в структуру индивидуального религиозного сознания и нашли отчетливое проявление в культовых обрядах, в групповой молитве и жертвоприношениях.
Суггестивность играла большую роль в истории человеческой культуры во всех проявлениях групповой деятельности и поведения. Но она же выработала как психологическую защиту свойство психики, противостоящее суггестивным влияниям,— контрсуггестивность.
Суггестивность и подражательность в сочетании с более или менее сознательным стремлением «не выделяться» из своей группы оформились в свойство личности, получившее название конформности — как неосознанного подчинения личности влияниям группы, в которую она включена. Буржуазные социальные психологи считают, что свойством личности, противоположным конформности, является ее нонконформностъ — независимость личности от группы, ее протест против подчинения. Работы А. В. Петровского и его сотрудников показали, что и конформность и нонконформность — это не противоположные, а родственные свойства личности: положительной или отрицательной подчиненности влияниям на нее группы. Свойством личности, им обоим противоположным, является коллективизм.
Свойства личности формируются лучше всего в коллективе, как наиболее высоко организованной группе. «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков...» — писали Маркс и Энгельс.
Важным общеетвенно-психологическим процессом, определяющим эту закономерность, является процесс соревнования, принимающий в наших условиях форму социалистического соревнования, включающего в свою психологическую структуру трудовой энтузиазм.
Как социальное явление социалистическое соревнование изучено лучше, чем как фактор общественно-психологический. А между тем оно является важнейшей формой трудовых межличностных отношений в социалистическом обществе ж вместе с тем типичным свойством личности человека социалистического общества. В условиях антагонистического общества соревнование вытеснялось и заменялось конкуренцией: принцип «человек человеку волк», сформулированный еще древнеримским писателем Плавтом, все чаще и чаще определял взаимодействие людей и групп. Но психологические корни соревнования и трудового энтузиазма заключены в сущности человека. Коллективный труд — а именно он создал человека и свойствен его сущности — необходимо порождает не только уже рассмотренное выше чувство коллективизма, но и чувство соревнования, неотрывного от взаимопомощи, коллективного творчества и трудового энтузиазма.
В последнем разделе этой книги будет показана социально-психологическая роль страха, как одного из корней религии. Но для личности, включенной в коллектив, более значимо полярное чувство — бесстрашие. Чем теснее личность связана с обществом, чем в большей мере мотивы ее деятельности подчинены целям общества, членом которого она себя осознает, тем органичнее свойствен ей высший по социальной обусловленности вид бесстрашия — отвага.
Человек по своим индивидуально-психологическим свойствам может быть в различной степени храбр, т, е. может реагировать на опасность переживанием не страха, а возбуждения. Это та реакция на опасность, о которой А. С. Пушкин писал словами классической песни председателя в «Пире во время чумы»: «Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья...» Человек в силу личных побуждений может проявить и смелость, при которой страх остается, но преодолевается мотивированным волевым усилием. Но проявить отвагу и тем более быть отважным по характеру в силу только личных мотивов нельзя, так как отвага неразрывно связана с нравственным и идейным сознанием и страх в этом случае вытесняется чувством долга. А чувство долга — это социально обусловленное нравственное чувство, которое становится свойством личности, осознавшей себя частью коллектива и общества в целом.
С понятием отваги тесно связано понятие героизм. Героизм — понятие, выходящее за рамки психологии и социальной психологии. Это — понятие гражданственное, нравственное. Психологически в героизме проявляется очень часто отвага. В то же время в нем всегда содержится чувство долга, совершаются поступки, имеющие большое общественное значение.
Чувство соревнования и взаимопомощи, трудовой энтузиазм, отвага и геройство — это типичные свойства личности советского человека, закономерно формируемые у него условиями социалистического общества, строящего коммунизм.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +