Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Анализ процесса нравственного воспитания


Е. И. Руднева. "Педагогическая система Н. К. Крупской"
Изд-во Московского университета, 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Основываясь на принципах марксистско-ленинской этики и исходя из цели советской школы, Н. К. Крупская определила основные моральные качества, которые должны быть сформированы у школьников, и пути их воспитания, причем сделала это не только в общей форме, но и применительно к различным этапам возрастного развития детей. Каковы же эти качества?
Учитывая общественную природу человека, задачу социалистического общества, — воспитание людей, «умеющих свое я спаять с коллективом», Н. К. Крупская считала коллективизм важнейшим и неотъемлемым моральным качеством школьника. «Общественно-политическое воспитание в школе должно преследовать цель — воспитать ребят — коллективистов». В своих трудах она убедительно показала, что это качество неотделимо от индивидуальных черт личности. Задачу она видела в воспитании человека, который бы умел сочетать личные интересы с интересами общественными. «Рабочий класс организует так жизнь ребят, чтобы воспитывать в них стремление и привычку жить и работать коллективно, подчиняя свои личные интересы интересам целого».
Коллективизм проявляется в коллективном труде на пользу общества и неразрывно связан с коммунистическим отношением к труду, которое Н. К. Крупская считала одним из важнейших моральных качеств школьника и воспитанию которого она придавала особое значение.
Чтобы быть активным строителем социализма, «надо вырабатывать в себе характер, вырабатывать у себя волю», — писала Н. К. Крупская пионерам. Человек слабой воли может стать игрушкой в руках враждебных сил.
Воля, выражением которой является решительность, мужество, самообладание, — необходимое качество советского человека. Но морально-волевые качества, говорила Н. К. Крупская, нельзя развивать, не развивая активности и самостоятельности. Творческий коммунистический труд может быть построен только на сознательной дисциплине, поэтому дисциплинированность Н. К. Крупская считала одной из обязательных черт морального облика советского школьника. При этом она подчеркивала, что дисциплинированность должна быть именно сознательной, внутренней, а не внешней, формальной.
Полноценный труд требует от школьника и организаторских способностей, включающих умение спланировать действие и проконтролировать его выполнение, овладения основами социалистической организации труда, полагала Н. К. Крупская. Чувство товарищества, дружбы составляет основание социалистического гуманизма и должно пронизывать всю жизнь и деятельность школьника. «Школа будущего должна всячески развивать в детях чувство солидарности», — писала она. Дружба, товарищество сплачивают коллектив сверстников, мобилизация этого чувства важна в воспитании интернационализма. В одном архивном документе она так рисует моральный облик школьника: «Борец за социализм. Его качества: энергия, уметь работать, быть товарищем, выдержка, закалка. Умение вести общественную работу. Воспитание характера. Воспитание коллективиста».
Н. К. Крупская указывала, что для воспитания у школьников перечисленных выше моральных качеств необходим учет их возрастных особенностей, знание того, какие нравственные качества и какими средствами могут быть достигнуты на различных стадиях развития. «Если знаешь ребенка, то знаешь, что с ним делать», — писала она. Перу Н. К. Крупской принадлежат яркие, содержательные психолого-педагогические характеристики детей разных возрастов, что подробно освещается в разделе о закономерностях возрастного развития. Она выделила те черты в каждом возрасте, которые особенно важно учесть и в работе по нравственному воспитанию. Н. К. Крупская указывала прежде всего на необходимость с ранних детских лет закладывать правильный фундамент, так как впечатления раннего детства сказываются на дальнейшем развитии и воспитании человека: «Мы часто совершенно недооцениваем, какое сильное впечатление часто на всю жизнь оставляет какое-нибудь чувство, пережитое в возрасте пяти-семи лет». Нужно иметь в виду, что слабо развитое самосознание и самооценка делают детей этого возраста легко доступными воздействию окружающих.
В содержании и методах нравственного воспитания Н. К. Крупская рекомендовала «смотреть не только на ребенка сегодняшнего дня, но и на ребенка завтрашнего дня». Современный ребенок не то, что прежний ребенок, писала Н. К. Крупская в 1926 г. Среда меняется, и ребенок меняется, он не живет вне времени и пространства.
Научно-технический прогресс и расцвет культуры в социалистическом обществе отражаются на общем развитии детей, нужно и в их нравственном воспитании «забегать» несколько вперед, не отрываясь, однако, от действительности.
Формирование нравственных качеств у школьника осуществляется в процессе его нравственного воспитания, воздействия на все стороны его личности, на сознание, чувства и волю. «Вопросы морали, — писала Н. К. Крупская, — Владимир Ильич всегда тесно связывал с вопросами мировоззрения».
Основы марксистско-ленинского мировоззрения — почва, на которой вырастают моральные качества, воспитывается коммунистическая убежденность, сознательное коммунистическое поведение.
Формированию у школьников нравственного сознания, нравственных понятий и представлений Н. К. Крупская придавала большое значение. Функцию нравственного сознания она видела в том, что оно ориентирует в определенных обстоятельствах в поведении, активизирует его. Опора на сознание создает устойчивость в поведении учащихся, помогает успешно руководить их.действиями, поступками. Принцип сознательности пронизывает все высказывания Н. К. Крупской по вопросам нравственного воспитания школьников. В этом аспекте трудно согласиться со следующим категорическим утверждением: «Сначала овладение функцией происходит в действии, потом в сознании» (Материалы Международного психологического конгресса, симпозиум 35, стр. 38).
В педагогическом наследии Н. К. Крупской проблема воспитания коммунистического мировоззрения как основы коммунистической нравственности представлена с исчерпывающей полнотой. Разрабатывая научные основы содержания школьного образования, она указала пути воспитания основ диалектико-материалистического мировоззрения у школьников на различных возрастных ступенях прежде всего через содержание отдельных учебных предметов.
Для того чтобы нормы коммунистической морали стали личными убеждениями школьников, привычными формами их поведения, необходимо, по утверждению Н. К. Крупской, не только целенаправленное развитие сознания, но и нравственных чувств. Эмоциям она отводит большое место в обучении, но еще большее значение она придавала им в нравственном воспитании. Она советовала базироваться на переживаниях, на опыте ребенка и подростка, их брать за исходный пункт. «Эмоциональные переживания в области общественной жизни создают повышенный интерес к явлениям общественной жизни», — говорила она. Особенно важны коллективные переживания, сопереживания и товарищеская организация в переходном возрасте. Она рассматривала их как побуждения к действию. Совместные переживания способствуют формированию коммунистического поведения. Например, чувство интернационализма, которому она отводит весьма значительное место в нравственном воспитании, формируется совместными переживаниями, которые роднят детей разных национальностей. Для того чтобы лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» сделать для детей родным и близким, нужно «дать детям (разных национальностей) побольше совместных каких-то переживаний», — говорила Н. К. Крупская. Действенную роль чувств она раскрывает, в частности, в статьях, посвященных атеистическому воспитанию. Анализируя факты истории, она показывает, как религиозные чувства создавали барьер для проникновения разума.
Большую роль в нравственном воспитании Н. К. Крупская признавала за искусством. «Искусство должно быть поставлено на службу сплочения ребят»,— писала она. «Музыка, танец, театр захватывают нас часто, если они созвучны нашим переживаниям, до крайности». Говоря об искусстве как способе самовыражения, выявления личности и сплочения коллектива, она имеет в виду не только развитые формы, которыми дети овладевают в обучении, но и такие безыскусственные, как мимика, жест, интонация, танец, свойственные прежде всего детям младшего возраста. В воспитании школьников подросткового возраста, которым присуще стремление к выявлению своей индивидуальности, искусство приобретает еще большее значение: оно помогает «яснее мыслить и глубже чувствовать». Поэтому она рекомендовала в школьной и внешкольной работе с подростками уделять искусству как можно больше внимания. Подробно останавливалась Н. К. Крупская и на важнейшем факторе нравственного воспитания — на деятельности, на организации нравственного опыта школьников.
Опора на сознание и чувство играет важную роль в нравственном воспитании, но устойчивость коммунистических качеств, подлинная коммунистическая убежденность школьника воспитываются в практической деятельности, в которой проявляются не только сознание и чувство, но и воля школьника, его стремления, решительность и настойчивость.
«Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами», — писали К. Маркс и Ф. Энгельс.
«Воздействуя... на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек. — Е. Р.) в то же время изменяет свою собственную природу». Поэтому наряду с воспитывающим обучением, которое Надежда Константиноша наполнила новым и богатым содержанием, она уделяла огромное внимание трудовому воспитанию школьников, организации производительного труда и общественно полезной работы, накоплению школьниками практического морального опыта. «Я считаю, что гвоздь коммунистического воспитания ребят в организации их труда... Нам нужно до конца организовать детский труд. Это — основное звено. Это то, что поможет нам всю воспитательную работу поднять на высшую ступень». Она подчеркивала взаимозависимость между уровнем деятельности и нравственным эффектом. Уровень деятельности поднимается по мере того, как побуждения к деятельности принимают характер общественной устремленности, общественной целенаправленности.
Отправляясь от этих положений, Н. К. Крупская много внимания уделила отбору объектов производительного труда и общественно полезной работы, методике их проведения, воспитанию мотивов и определила воспитательную и познавательную роль отдельных видов труда.
Основной деятельностью для дошкольников она считала игру, а задачу нравственного воспитания в отношении дошкольников она видела в том, чтобы научить их дружно жить и дружно выполнять любую маленькую работу, что важно для развития самодеятельности, инициативы, организованности.
Большую роль отводит Н. К. Крупская игре в воспитании не только дошкольников, но и учащихся младших классов, так как при помощи игры можно воспитать такие качества, как организованность, самоконтроль, «самодисциплину», коллективизм. Игра для дошкольников — учеба, она смыкается с трудом и является серьезной формой воспитательной работы. Она показала, какие моральные качества формируются разными играми. Она предлагала давать простор детской инициативе в игре, учить детей ставить задачи и выбирать средства для их решения. Такие игры вырабатывают из детей организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их. Особенно ценными она считала ролевые игры, организующие ребят, пробуждающие их инициативу.
Н. К. Крупская считала, что игру как вид деятельности нужно использовать не только в работе с младшими школьниками, но надо учесть «не изжитую еще подростками потребность в игре», а школу она упрекала в том, что она недооценивает организующую роль игры.
Наиболее ценным видом труда с точки зрения воспитательной она считала производительный труд, который она рассматривала как главный путь коммунистического воспитания. Выдвигая труд в качестве центрального вида деятельности, она исходила из объективного характера труда.
В процессе производительного труда формируются такие моральные черты, как коммунистическое отношение к труду, дисциплинированность, чувство коллективизма, поскольку сам процесс труда требует согласования действий с другими. Говоря о коммунистическом отношении к труду, Н. К. Крупская писала: «Нужно, чтобы он (школьник. — Е. Р.) сумел делать и повседневную, самую простую, незаметную, но нужную для дела работу». В труде школьник овладевает такими умственными операциями, как умение планировать, выбирать наиболее эффективные средства для достижения цели, устанавливать последовательность действий, отдельные этапы, упражняет свою волю, добиваясь цели и преодолевая трудности. С воспитательной стороны важно воспитание мотивов труда. «Сознательное отношение к труду должно заключаться также в понимании необходимости труда на общую пользу». В трудовом акте происходит и сопоставление процесса труда с намеченным образом действий. В труде развиваются самостоятельность и инициатива. Немаловажную роль в привитии всех указанных качеств Н. К. Крупская отводила внеклассной и внешкольной работе, которая будит интерес, должна помочь организовать самодеятельность ребят в деле овладения техникой, помогать им находить пути самостоятельного овладения ею. В ее трудах четко определены педагогические требования к общественно полезной работе. Целью общественной работы, по ее мнению, является воспитание общественников, причем эта цель полностью подчинена учебным и воспитательным задачам школы. Общественная работа поэтому составляет неотъемлемую часть общего образования, и формирование навыков общественной работы так же необходимо, как и навыков по любому учебному предмету. «Лишь широко развернутая общественная и трудовая работа школы развязывает силы ребенка, помогая ему «познать самого себя», осознать свои склонности, свой интерес», — писала она. Общественно полезная работа отвечает стремлению подростков применять свои знания, она важна и для преодоления трудностей этого возраста — разбросанности, неуравновешенности, связанной с изменениями в нервной системе, с некоторой ломкой динамического стереотипа.
С точки зрения воспитания интересов и мотивов общественного смысла она рассматривала общественную работу как «кусок коммунистического воспитания».
Участие в общественно полезной работе формирует организаторские навыки, чувство общественной ответственности. Общественная работа дает умение коллективно работать, коллективно разрешать определенные вопросы, общие интересы ставить на первый план. Одним из обязательных критериев ценности общественной работы является то, насколько она поднимает сознательность ребят. Она рекомендовала «определить, что дает работа с точки зрения развития». Существенным критерием общественно полезной работы она считала также характер мотива, побуждающего к деятельности.
В 1932 г. в «Замечаниях к плану исследовательской работы Института детского коммунистического движения» и в «Замечаниях о положении пионерорганизации» Н. К. Крупская сформулировала следующие критерий оценки общественной работы: коммунистическая направленность ее, побуждение к овладению новыми знаниями, стимулирование развития школьников, пробуждение интереса и инициативы. Большую ценность представляют и сохраняют до настоящего времени рекомендации Н. К. Крупской относительно методики проведения общественной работы, обеспечивающей приобретение школьниками практического нравственного опыта.
При обсуждении этого вопроса на одном из пленумов ГУСа она говорила: «От безразборной общественной работы школьников мы получили метание, поверхностность и большое неудовлетворение. Нужен план, нужно разделение между школами, все взваливать на плечи ребят неправильно. По отношению к общественной работе нужно иметь в виду принцип: „Лучше меньше, да лучше"».
Она предостерегала от использования школьников в качестве «рабочих рук».
Успех в работе по нравственному воспитанию определяется не только видами деятельности, но и методами. Этой наименее разработанной части теории воспитания она уделила специальное внимание.
Классификация методов нравственного воспитания, предложенная Н. К. Крупской, включает методы формирования нравственного сознания (этическая беседа, лекции, пример) и методы, связанные с формированием нравственного поведения, с отдельными видами деятельности (игра, участие школьников в общественной работе, производительный труд), причем ею даны конкретные и детальные указания и советы по применению отдельных методов.
Выдвигая две группы методов, Н. К. Крупская всегда мыслила использование их в сочетании. Установка на сознание, полагала она, помогает развитию нравственных навыков поведения, что соотносится с ее требованиями «врезываться в жизнь», «надо не только знать, но и уметь», необходима организация деятельности, при которой школьник упражнялся, приучался бы к выполнению нравственных норм.
Но со всей определенностью надо сказать, что сознательность она рассматривала как необходимый и важнейший компонент нравственного процесса.
В последние годы в отдельных статьях, учебниках проявляется тенденция рассматривать методы развития нравственного сознания как «второсортные» по сравнению с методами формирования практической деятельности на том основании, что психологической природе формирования нравственных качеств якобы всегда соответствует путь от практической деятельности к сознанию. С такой абсолютизацией деятельности согласиться нельзя: такая функция морали, как сознательность, выступает в качестве побуждения, мотива поведения. Сама деятельность становится нравственно более ценной в том случае, если она осуществляется сознательно. Недооценка формирования методов нравственного сознания неизбежно приводит к снижению степени убежденности, к ограничению нравственного кругозора, сведению его к опыту отдельной личности.
Сейчас, когда возрастает роль сознательности во всем коммунистическом строительстве и становлении личности как составной части его, подчеркивание Н. К. Крупской роли сознательности во всем этом процессе весьма современно.
Наказание и поощрение она не рассматривает как методы нравственного коммунистического воспитания, хотя не исключает необходимости использования их в некоторых случаях в воспитательных целях.
Она четко определила требования к методам воспитания, вытекающие из цели воспитания и возрастных особенностей детей. В трудах Н. К. Крупской методы и приемы нравственного воспитания даны не в императивной и общей форме, а конкретизированы по видам деятельности и возрастам.
Идейная направленность — одно из важнейших требований: «К пониманию всех вопросов надо подводить ребят через конкретные факты, связывая их с великими идеями борьбы трудящихся за социализм».
Идеал коммунизма сделать близким для детей, придав ему конкретную форму, ясную и простую, понятную для каждого подростка.
Она рекомендовала связывать частную задачу с общей целью, добиваясь при этом убедительности, доказательности выдвигаемых положений. «Застраховывать от буржуазной морали надо не путем критики словесной, а путем противопоставления ей морали коммунистической, облаченной в яркие, увлекательные, живые образы».
Поменьше лозунгов, побольше простых, понятных убедительных рассказов, писала она в статье «Как и что рассказывать школьникам о Ленине». Убедительность достигается не только путем обращения к интеллекту, но и к чувствам, переживаниям, неизменно подчеркивала она. Убеждения тем глубже, чем больше они опираются на чувство. Н. К. Крупская вела разговор о моральных чувствах, наполненных социальным содержанием.
Н. К. Крупская проявляла интерес и к психологической структуре процесса убеждения. В 1930 г. в обращении к поведенческому съезду среди других вопросов был и вопрос об убеждении: «Из каких элементов складывается убеждение. Роль показа — выявление наглядного факта. Моменты, тормозящие правильное восприятие, методы их устранения. Подготовка активности восприятия. Условия глубины восприятия. Закрепление восприятия. Перевод убеждения в действие». Участие в общественно полезной деятельности это не только упражнение школьников в нравственных поступках, но и развитие убежденности. В методы нравственного воспитания надо вносить «необходимую индивидуализацию, без чего часто самые благие намерения превращаются в свою противоположность».
Догматизм, трафаретность в методах противоречат психологии подростка, который не терпит назиданий. Штамп в воспитательной работе «пагуба», он нетерпим. Воспитание инициативы, самостоятельности должно пронизывать каждый метод нравственного воспитания, для этого «надо научиться говорить с ребятами серьезно», а «мы плохо умеем это делать, мы не владеем искусством говорить с ребятами».
В ее статьях пример выступает как стимул в нравственном воспитании: она советовала указывать ребятам живые примеры, которые пробуждали бы инициативу.
Сформулированные Н. К. Крупской общие требования должны найти место в любом методе нравственного воспитания, а их реализация показана ею на примере предложенного метода «этических бесед». Н. К. Крупская является автором метода формирования нравственного сознания — этических бесед, и это не случайно, так как ориентировку на сознание она считала непременным условием процесса нравственного воспитания. В «Письмах к пионерам», опубликованных в 1936 г., она дала конкретные образцы, которые могут служить эталоном. Беседы в письмах ведутся на моральные темы: об отношении к общественной собственности («мое и наше»), о сознательной дисциплине («как бороться с пропусками в занятиях»), , об отношении к девушкам («буржуйские замашки вон из советской школы»), о формировании организаторских навыков («научимся работать по-настоящему, по-ленински») и др.
По глубине содержания, по аргументированности и яркости освещения, по серьезности тона они являются поучительным образцом, как следует беседовать со школьниками на моральные темы. Выдвигая беседу в качестве одного из ведущих методов формирования нравственного сознания, Н. К. Крупская подчеркивала целесообразность непринужденности, естественности и непосредственности в общении детей с воспитателями, не ослабляющих руководства со стороны учителей.
Надо иметь в виду и письма, адресованные Н. К. Крупской детским коллективам и отдельным учащимся, в которых освещались пути формирования основ диалектико-материалистического мировоззрения и формирования коммунистической морали. Регулярная переписка Н. К. Крупской с учащимися была не только одной из форм непосредственной связи ее со школой, но и действенным видом руководства нравственным воспитанием школьников.
Злободневное значение имеют мысли Н. К. Крупской о месте социалистического соревнования в нравственном воспитании школьников. Она предупреждала, что простое копирование метода социалистического соревнования, применяемого среди взрослых, может привести к отрицательным результатам, что надо учитывать и особые задачи школы, и особенности детского возраста.
В статье «Соцсоревнование в школе» она останавливается на значении социалистического соревнования и на педагогических условиях его применения. «Страна учится работать» — лаконично и содержательно определяет Н. К. Крупская значение метода социалистического соревнования. Социалистическое соревнование как стимул воспитания сознательного отношения к труду, взаимопомощи в работе и самоконтроля должно применяться в школе, но с учетом того, что «школа не завод». Так, например, для школы сроки не имеют того значения, какое они имеют для завода.
По мнению Н. К. Крупской, соревнование в школе должно проводиться между коллективами, приблизительно равными по силе. Цель соревнования должна быть понятна и близка школьникам. Соревнование между школьными коллективами должно быть проникнуто взаимопомощью, солидарностью, нужно избегать индивидуального соперничества. «Это не индивидуальное соревнование, не «кто кого», а соревнование взаимопомощи, где каждый дает максимум того, что может дать, это практическая расшифровка лозунга «Каждый по способностям».
Методы нравственного воспитания, рекомендованные Н. К. Крупской, всегда были направлены на стимулирование индивидуальных способностей и сил школьников.
Коммунистические качества, о которых говорила Н. К. Крупская, формируются в условиях простора и взаимодействия личности и коллектива.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +