Говоря о развитии школы в XIX в., Н. К. Крупская спрашивала: «Каковы же причины того, что школьное дело не пошло по пути, указанному Песталоцци, Оуэном, Лавуазье, Газенфратцем и др., а пошло по пути белльланкастерской системы механического обучения чтению, письму и другим элементарным знаниям?», и отвечала на этот вопрос указанием на особенности капиталистического строя, на разделение буржуазного общества на эксплуататоров и эксплуатируемых, на людей умственного и физического труда. Общественные отношения наложили свой отпечаток на школу, на всю систему народного образования. Н. К. Крупская указывала, что на арену вышла школа, соответствовавшая периоду первоначального развития капитализма, который, по словам В. И. Ленина, принес «все бедствия первоначального накопления», когда рабочий превращался в простой придаток к машине, выполняя механические, однообразные операции, для овладения которыми не требовалось большой подготовки.
Техника и технология производства того времени сузили спрос на квалифицированного рабочего, каким был ремесленник, и, наоборот, повысили спрос на простой, несложный труд. Буржуазии нужен был исполнительный, аккуратный и лишь элементарно грамотный рабочий. На этой экономической основе и выросла та школа, которая давала учащимся очень скудные и примитивные знания и которую Н. К. Крупская назвала школой учебы (своим детям представители господствующего класса, конечно, давали необходимое образование). Об этой школе Н. К. Крупская писала: «Такая школа на той стадии капиталистического развития, которую переживала Европа в XIX в., не противоречила потребностям капиталистического производства, хотя, конечно, противоречила интересам рабочих».
Яркая и полная картина школы учебы, муштры и дрессировки, нарисованная Н. К. Крупской, по методологической четкости, научной обоснованности, политической остроте, силе и убедительности критики, образности изложения остается до сих пор образцом педагогического исследования для марксиста. В. И. Ленин в письме к А. М. Горькому высоко оценил анализ школы учебы, данный Н. К. Крупской в книге «Народное образование и демократия».
Школа учебы продолжала существовать и в XX в., особенно во всей системе работы начальной школы, где учились дети трудящихся.
По содержанию школа учебы далека от жизни: «Школа с ее грамматиками, историями и пр. сама по себе, а жизнь с ее сложными вопросами сама по себе. Вопросы, выдвигаемые жизнью, настоятельно требующие ответа, в школьные программы не входят, и их учащийся должен решать сам, как знает».
В школе учебы царит зубрежка, знания оторваны от жизни и носят книжный характер, индивидуальность учащихся подавляется, они превращаются в какие-то машины для восприятия бесконечного числа сообщаемых им сведений, метод и весь режим приучают к автоматическому послушанию, усыпляют способность к самостоятельному мышлению. Н. К. Крупская говорила, что идея соединения обучения с производительным трудом, так энергично выдвигавшаяся в конце XVIII и начале XIX в., очень быстро была сдана в архив. Она отмечала: «Современная школа учебы не подготовляет к труду, а отучает от него».
В школе учебы деятельность учащегося сводится только к слушанию и запоминанию того, что говорит учитель. Школьная жизнь убога и бедна содержанием. Ребенку не на чем учиться организации. Школа учебы воспитывает в учениках не умение взвешивать свои силы и творчески работать, а лишь пассивно усваивать слова учителя и текст учебника. Школа учебы, построенная на механическом заучивании программного материала, заглушает природные дарования и способности. Для школы учебы характерно, по словам Н. К. Крупской, «массовое механическое обучение, полное игнорирование личности ребенка, полное отсутствие стремления выработать в нем трудоспособность».
Руководство учебным процессом в школе учебы носит мелочный, бюрократический, формальный характер. В письме в редакцию журнала «Свободное воспитание» она говорит о «сумасшедшей централизации школьного управления и преподавания». Бюрократизм, мелочная опека связывают инициативу учителя. «Он поставлен в этом отношении под самый строгий надзор — и волей-неволей становится ремесленником».
Учитель оценивается буржуазным обществом по его умению дрессировать учеников. В ряде своих работ Н. К. Крупская показывает, что всякая попытка пробить эту рутину, косность в управлении школой наталкивается на непреодолимое сопротивление.
Она не ограничилась общей характеристикой школы учебы, а показала, как она осуществлялась в отдельных странах.
Начальную школу Германии, где были особенно сильны остатки феодализма, она характеризовала как узкосословную, как школу книжной учебы, построенную на палочной дисциплине, подавляющую в учениках всякое проявление инициативы, личности, всякую самостоятельную мысль. По ее словам, «эта школа была рассчитана на массовое производство послушных, исполнительных, добросовестных рабочих, от которых не требовалось ни инициативы, ни дарований, ни самостоятельности». На общее направление немецкой начальной школы, несомненно, оказывала влияние и педагогическая система Гербарта, которая господствовала в средней классической школе.
Говоря о французской школе учебы, Н. К. Крупская в статье «Советы матерям» указала на ее клерикальный дух. Католическое духовенство, которое веками направляло воспитание подрастающего поколения, систематически воспитывало в детях слепое повиновение догматам церкви, работало над умерщвлением воли. Борьба Н. К. Крупской против клерикализма в школе и во всей системе просвещения до сих пор не потеряла своего значения ввиду его большого распространения и влияния в школьной жизни ряда капиталистических стран (ФРГ, Франция, Италия).
Французская школа учебы — школа раздельного обучения. В историографических материалах Н. К. Крупская писала, что борьба против совместного обучения, связанная с недооценкой женского образования, характерна для французской школы конца XIX в. Она ссылается на безуспешную попытку Поля Робена, участника Парижской коммуны и члена Интернационала, осуществить совместное воспитание. Такая же участь постигла уже в XX в. школу Берне, которая явилась вызовом буржуазии. Н. К. Крупская объясняет, что совместное обучение идет вразрез с понятиями французской буржуазии о подчиненном значении женщины, о ее назначении «прекрасного цветка».
В статье «В швейцарской школе», написанной по личным наблюдениям, Н. К. Крупская писала: «Я никогда не представляла себе, чтобы муштровка и дрессировка могли бы где-либо так систематически, скажу прямо, так бесчеловечно проводиться... Никто не интересуется развитием детей».
Характеристику обучения в бельгийской школе Н. К. Крупская кончала словами: «Свежего человека прямо жуть берет от этой массовой машинной обработки детских душ и умов по тому или иному шаблону».
Острой критике подвергла Н. К. Крупская и русскую школу учебы. В одной из статей в газете «Правда» под заглавием «К обновлению народной школы» она критиковала стремление русских капиталистов и помещиков придать сельской начальной школе узкоутилитарный, деляческий характер, «где ни одна мысль ученика не перелетала бы границы того поля, на котором практически изучают сельское хозяйство». Она подчеркивала, что помещики и буржуазия выступают против широкого образования, потому что знание расширяет кругозор рабочего, делает его независимым, дает ему сознание своих прав, убогости своей жизни, развивает потребности и стремление к другой жизни, делает его несговорчивым. «Знания, знания и знания требует народ, сознавший уже, что знание — сила. Он никогда не удовлетворится обглоданной костью чисто профессионального образования, которую хотят бросить народу господа Ивановы».
В статье «Самоубийства среди учащихся и свободная трудовая школа» она подвергла критике русскую дореволюционную школу за формализм, отсутствие духовной близости между учениками и учителями, за оторванность от жизни. Она писала, что самоубийства среди учащихся являются дополнительным доказательством непригодности всей школьной системы, «указывают на полное ее крушение и вопиют о необходимости создания новой, свободной, построенной на совершенно иных педагогических основах школы».
Критикуя русскую дореволюционную школу, школу учебы, Н. К. Крупская одновременно говорила, что начальная школа, на развитие которой оказал влияние К. Д. Ушинский и его последователи (В. И. Водовозов, Н. Ф. Бунаков и др.), имеет в методике обучения и положительные стороны и преимущества по сравнению с европейской, но «у нас очень часто бывает теория сама по себе, а практика сама по себе».
Развитие школы, как и педагогической теории, Н. К. Крупская рассматривала как сложный диалектический процесс. Освещая школу учебы со всеми присущими ей недостатками, она и здесь показывала борьбу между реакционными и демократическими силами. В рукописных неопубликованных материалах на французском языке, хранящихся в ЦПА ИМЛ, Н. К. Крупская освещает борьбу французских учителей против клерикализма, против раздельного обучения, требование совершенствования программ, приспособления их к нуждам масс.
Другой документ из того же фонда знакомит с решением Лондонского конгресса учителей (1901 г.), где сказано, что «реорганизация начального образования должна быть делом срвместных усилий учителей и заинтересованных лиц».
Особенно подробно Н. К. Крупская раскрывает борьбу среди русского учительства. В этом плане интерес представляют несколько неопубликованных документов из ее архива.
В плане активной борьбы Н. К. Крупской против школьной политики царского правительства большой интерес представляет рукопись проекта речи на тему «К вопросу о политике Министерства народного просвещения», написанного Н. К. Крупской в 1914 г. и опубликованного в 1963 г. в журнале «Народное образование», № 7. В этом проекте Н. К. Крупская разоблачает политику царского правительства и партии кадетов, которая, «требуя школы без политики», на самом деле проводила политику русификаторства, клерикализма, укомплектования школы «политически благонадежными» учителями. Она резко критикует правительственный законопроект «О начальных школах», который, по ее меткому выражению, рассчитан на «засыпание глаз песком», а не на раскрытие их на окружающий мир, на жизнь.
Реакционность этого проекта Н. К. Крупская видит в том, что в целях полицейского надзора все начальные школы (церковно-приходские и земские) превращаются в министерские и фактически все низводятся до уровня церковно-приходских школ.
Одновременно в этой речи Н. К. Крупская пропагандирует программные требования партии в области народного образования.
В статье «Итоги съезда по народному образованию в 1914 г. (Петербург)», напечатанной в журнале. «Просвещение» (1914, № 1), она показала, как, несмотря на препоны и рогатки, созданные царским правительством, и в речах на самом съезде, и в его резолюциях прорвалась живая демократическая струя. Так, например, на заседании секции учителей начальной школы они единогласно высказались против утилитарного направления в начальной школе: «Начальная школа, являясь первой ступенью к единой образовательной школе, не должна преследовать утилитарных целей, и преподавание профессиональных и прикладных знаний в курс ее входить не может». Решение секции по вопросам свободного трудового воспитания также носит демократический характер.
Секция рассматривала принцип трудового воспитания как принцип, составляющий необходимый элемент в системе общего Образования личности, и рекомендовала учителю, «широко вводя трудовой принцип, вместе с тем стоять за сохранение во всей неприкосновенности общеобразовательных основ начальной школы». Хотя и на решениях этого съезда сказалась буржуазная ограниченность его участников, но благодаря тому что на этом съезде по сравнению с предыдущим съездом (1911 г.) более полно были представлены народные учителя, его решения характеризуются большим демократизмом. В оценке этого съезда Н. К. Крупская отмечала, что труды съезда дают картину ужасного материального и правового положения народного учителя и его стремления найти выход из этого положения путем организации самого учительства и его активного участия в развитии школьного дела.
Критика Н. К. Крупской школы учебы была формой идеологической борьбы против школьной политики буржуазии. Разоблачение Н. К. Крупской буржуазной школы имело действенный характер, включало призыв к действию, к борьбе и доходило до учителей, несмотря на всякие политические препятствия. «Школе учебы идет на смену политехническая школа современного типа. Но этой смене стоит поперек дороги политический строй буржуазных государств». Освещая борьбу между прогрессивными и реакционными силами, Н. К. Крупская тем самым намечала перспективу создания новой трудовой школы в результате победы революции.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.