XIX в. отмечен быстрым развитием капитализма, толчок которому дала французская буржуазная революция конца XVIII в., огромным прогрессом в науке и технике и вместе с тем ростом революционного движения.
Три революции характеризуют общественно-политическое развитие XIX в. (1830, 1848 и 1871 гг.). Возникновение марксизма в середине XIX в. — начало новой эпохи в истории развития человечества. XIX в. — это в период технической революции, блестящих успехов в области естествознания — возникновения новых представлений о материи и ее свойствах, возникновения теории рефлекторного развития психической деятельности, связанной с именами И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Общее развитие прогрессивных идей нашло свое отражение и в области педагогики: Руссо, Песталоцци, Оуэн, Дистервег в Европе, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой в России были выразителями передовых педагогических идей, освещению которых Н. К. Крупская отвела не мало содержательных страниц.
Высоко ценила она педагогические взгляды корифеев русской революционной общественной мысли, предшественников русской социал-демократии — А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Писарева. Она полагала, что прямым наследником идей великих педагогов-демократов прошлого является рабочий класс, который «взял все, что было в этих взглядах здорового и жизненного, развил и дополнил их».
Освещение Н. К. Крупской развития прогрессивной педагогической мысли в Западной Европе в XIX столетии нашло полное отражение в нашей педагогической литературе, а освещение ею развития демократической педагогической мысли в России в тот же период, педагогических идей К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и революционных демократов дается обособленно, разрозненно, вне связи с общей линией развития.
Хотя основное историко-педагогическое исследование Н. К. Крупской посвящено развитию педагогической мысли в Западной Европе, но ее отдельные статьи и рукописный фонд дают материал для общей характеристики ее взглядов и по вопросам русской педагогики.
Развитие русской педагогической мысли и судьба русской школы всегда волновали и занимали Н. К. Крупскую.
Богатая аннотированная библиография по русской педагогической литературе XIX—XX вв. (на 90 страницах), историографические материалы, многочисленные источники, записи, примечания и заметки, хранящиеся в ЦПА ИМЛ, показывают, как широко и с какой научной глубиной она изучала вопросы развития русской педагогической мысли, развития школы. О живом и действенном интересе Н. К. Крупской к вопросам русской школы говорит и то, что материалы по этим вопросам включают не только русскую педагогическую литературу по различным педагогическим проблемам, но и обзоры по отдельным областям России, а также освещение работ съездов по просвещению, учительских курсов, конференций, выставок и т. д., непосредственно отражавших жизнь школы.
Прогрессивная тенденция в развитии педагогических идей в трудах педагогов-демократов Западной Европы и России XIX в. при всех особенностях в их социально-политическом строе выступает как два проявления одного и того же направления. Идеи передовых русских педагогов перекликаются, показывает Н. К. Крупская, с идеями педагогов-демократов на Западе: уважение и любовь к ребенку у Руссо и Л. Н. Толстого, идея народности у Песталоцци и К. Д. Ушинского, идея трудового политехнического образования у педагогов-демократов на Западе и у революционных демократов. Педагогические идеи последних Н. К. Крупская рассматривала как вершину в развитии педагогической мысли XIX в. Одновременно она осуждала стремление зарубежных авторов представить русскую демократическую педагогику как подражание западноевропейской. В частности, она оспаривает утверждение Куни, что Л. Н. Толстой в педагогике выступал, как «ученик Руссо». Отрицая подражание, Н. К. Крупская видела сходство во взглядах выдающихся мыслителей в том, что оба они выступали в защиту прав ребенка, естественного воспитания, направленного на развитие творческих сил ребенка, против подавления личности ребенка, против муштры и зубрежки.
В дореволюционной России история западноевропейской педагогики была представлена слабо и освещалась с идеалистических позиций, а работы Маркса и Энгельса о воспитании были запрещены.
Мы считаем правомерным в отличие от того, как принято в педагогической литературе, говорить об освещении Н. К. Крупской, развития прогрессивной педагогической мысли на Западе и в России в XIX в. как единого потока.
Передовым русским педагогам XIX столетия К. Д. Ушинскому, Л. Н. Толстому и особенно революционным демократам были чужды национальная обособленность и замкнутость.
К. Д. Ушинский, отстаивавший идею народности, был далек от национальной ограниченности. Мысли Песталоцци, направленные на творческое развитие детей, на создание народной школы, великий русский педагог называл «великим открытием Песталоцци, открытием, которое принесло и приносит человечеству более пользы, чем открытие Америки».
В своей статье «Р. Оуэн» А. И. Герцен дал восторженную оценку его опыту. В статье об опыте Оуэна Н. А. Добролюбов писал: «Всякий чувствовал себя ответственным уже не перед эксплуататором-хозяином, которого и обмануть не грех, не перед начальственной властью, на которую всегда смотрят с некоторой недоверчивостью и даже враждебностью, а перед целым обществом своих товарищей, во всем между собою равных и имеющих одни и те же интересы. Такого рода ответственность, соединенная с чувством правильно настроенного, здорового самолюбия, была самым лучшим двигателем всего хода дел на фабрике».
Н. П. Огарев при разработке проекта «Политехнической народной школы» в качестве одного из источников, по утверждению Е. И. Зейлигер-Рубинштейн, исследователя его педагогических воззрений, опирался на опыт Р. Оуэна в Нью-Ланарке и его опыт создания колоний в Америке.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.