Учитель — основной организатор учебно-воспитательного процесса в школе. Уровень общеобразовательной подготовки и развития самостоятельного творческого мышления, уровень воспитанности юноши, девушки зависят не только от программы и учебников, не только от индивидуальности самого ученика, но главным образом от учителя, его профессиональных и гражданских качеств.
Новые программы нашей школы, введенные в условиях развитого социализма, в условиях все нарастающего научного и технического прогресса, повышения экономического и культурного уровня нашей страны, предъявляют более высокие требования к советскому учителю.
В преамбуле Основ законодательства о народном образовании подчеркивается, что «особая роль в развитии народного образования принадлежит педагогическим работникам, деятельность которых основывается на высоком сознании профессиональной и общественной ответственности за надлежащее качество обучения и коммунистическое воспитание молодого поколения». В этой связи пристальное внимание психологов начинают привлекать проблемы формирования личности учителя, проблемы структуры педагогических способностей, их диагностики и условий формирования педагогических способностей и склонностей в процессе обучения в педагогических институтах и в реальной практической работе.
Педагогическая работа по обучению и воспитанию молодого поколения требует не только специальной организации и определенных навыков и умений, но и наличия ряда психических особенностей, относящихся к категории педагогических способностей.
Ниже мы попытаемся вскрыть и охарактеризовать те основные черты личности передового советского учителя, которые развиваются в процессе обучения в средних и высших педагогических учебных заведениях и в практике педагогической деятельности в школе.
Советский учитель, осуществляющий обучение и воспитание молодого поколения нашей Родины, должен прежде всего отличаться диалектика-материалистическим мировоззрением, ясной коммунистической направленностью, высокой степенью идейно-политической убежденности. Только тот учитель, который посвящает свою жизнь служению народу, Советской стране, Коммунистической партии, может достойно выполнять свои функции.
Совершенно необходимой предпосылкой успешной учебно-воспитательной работы является любовь к детям, педагогическому труду, склонность работать и общаться с детским коллективом. А. М. Горький сказал о выдающемся советском педагоге А. С. Макаренко, что он сгорал в огне действенной любви к детям. Чуткость, ласковость, сердечность, безоговорочная любовь к детям были самыми примечательными чертами Героя Социалистического Труда, учителя В. А. Сухомлинского, который и сам писал о себе, что любовь к детям переполняет его сердце, что ему хочется обнять и приласкать всех детей нашей страны.
Любовь учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним, не перерастающем, однако, в мягкотелость, снисходительность и сентиментальность, в искренности и простоте обращения с детьми.
А ведь не все учителя, к сожалению, обладают такими качествами. Некоторые не скрывают, что случайно выбрали педагогическую профессию, что не любят школу и детей, работа их тяготит, вызывает чувство неудовлетверенности. Отдельные учителя вообще не пригодны для работы в школе: они желчны, раздражительны, черствы, сухи, обнаруживают мрачную неприязнь к детям. Можно представить себе хорошего бухгалтера, не любящего свое дело, но хорошего учителя, воспитателя, не любящих детей, представить невозможно. Учащиеся очень наблюдательны и тонко чувствуют, искренне любит учитель свое дело или выполняет тягостную обязанность. В этой связи очень серьезно следует отнестись к установленному социологами, педагогами и психологами факту, что в педагогические институты поступают не только те, кто чувствует интерес и склонность к педагогической работе.
Социологи, педагоги, психологи в настоящее время серьезно занимаются этой проблемой и вырабатывают научно обоснованную систему рекомендаций по отбору достойных кандидатов для обучения в пединститутах.
Так называемые педагогические способности характеризуют как умственную, так и эмоционально-волевую сторону личности. Все эти качества тесно связаны друг с другом, влияют друг на друга и образуют единое целое.
Исследования Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Левитова, И. В. Страхова, а также других психологов позволили представить структуру этого сложного и многогранного психологического образования. Используя данные этих исследований, можно выделить ряд компонентов, занимающих существенное место в структуре педагогических способностей (за основу взята схема, предложенная Ф. Н. Гоноболиным), Каждый компонент интересно проиллюстрировать соответствующими характерными высказываниями школьников. Высказывания школьников, полученные в результате очень тактично проведенного исследования, показывают, как учащиеся оценивают качества учителей, что, с их точки зрения, способствует авторитету и успеху работы учителя и что мешает этому.
1. Дидактические способности — способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, непонятное, неясное — понятным. («Самое важное в учителе — делать все ясным и понятным. Даже радостно учиться у такого»; «Она была никуда не годным учителем, совсем не умела путно объяснять»; «Объясняет скучно и непонятно, словно перед ним не живые люди, а механизмы. Не любим мы таких учителей».)
Профессиональное мастерство, как мы его понимаем сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужную сторону.
В основе этих способностей лежит постоянная установка на учет психологии учащегося. Способный педагог учитывает уровень подготовки школьников, уровень их развития, представляет, что они знают и чего еще не знают, что уже могли забыть. Многим, особенно малоопытным преподавателям, материал часто кажется простым, понятным и не требующим каких-то особых разъяснений. Эти учителя ориентируются на себя, а не на учащихся, рассматривают материал применительно к себе. Способный, опытный учитель умеет представить себя на месте учащегося, он исходит из того, что ясное и понятное взрослому может быть неясным и непонятным учащимся. Поэтому он специально продумывает и планирует характер и форму изложения. В процессе изложения материала способный учитель по целому ряду признаков составляет верное впечатление о том, как различные ученики усваивают объяснение, и перестраивается в случае необходимости.
Удачный тест для определения указанной педагогической способности предложил Ф. Н. Гоноболин: в тексте познавательного характера надо выделить части, представляющие, по мнению учителя (или студента), трудности для учащихся определенного класса, и объяснить, почему эти части трудны. Затем предлагается реконструировать текст так, чтобы он был понятен учащимся и удобен для их усвоения.
Способный педагог учитывает также, что необходимо подготовить почву для усвоения, дать учащимся некоторое минимальное время на переключение с отдыха, расслабления на рабочее состояние, мобилизовать их внимание, «погасить» возбуждение одних и тонизировать других, преодолеть их расслабленность, вялость, апатию. Он не начнет урока, пока не наступит соответствующая обстановка. Например, слишком напряженное, бурное начало урока может вызвать у учащихся так называемое охранительное торможение, деятельность мозга будет затормощеца и слова учителя не будут восприниматься в достаточной степени.
2. Академические способности — способности к соответствующей области науки (к математике, физике, биологии, литературе и т. д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу. Директор Павлышской школы имени В. А. Сухомлинского Н. И. Кодак пишет о том, что учителю следует достичь такого капитального уровня знаний по своему предмету, компетентности, чтобы суметь удивить, восхитить, зажечь учащихся. Но этого мало, справедливо подчеркивает Н. И. Кодак, учитель должен быть человеком очень высокой общей культуры, разносторонне содержательным человеком, с широкой эрудицией. («И. И. прямо-таки профессор! Мы часто думаем: а есть ли что-нибудь в его области, чего он не знает? На уроках он живет, отдается им всей душой»; «Треску много, а знания у него жиденькие».)
3. Перцептивные способности — способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика. («Будто и не смотрит, а все видит!»; «Е. П. по глазам видит, когда кто-нибудь расстроен или не выучил урока».)
4. Речевые способности — способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Это одна из важнейших способностей в профессии учителя, так как передача информации от учителя к учащимся носит в основном второсигнальный, словесный характер. Здесь имеются в виду как внутренние (содержательные) особенности речи, так и внешние ее особенности. («Для нас нет большего удовольствия, чем слушать нашего литератора. Как хорошо он умеет говорить! Звонок воспринимается как досадная помеха».)
Речь способного учителя на уроке всегда обращена к учащимся. Сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает ли одобрение или порицание, речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.
Сообщающе-информационное изложение строится так, чтобы максимально активизировать мысль и внимание учащихся: учитель ставит вопросы и постепенно подводит учащихся к правильному ответу, употребляет слова и выражения, мобилизующие внимание и активизирующие мысль ученика («Будьте здесь особенно внимательны!»; «Подумайте!»), но не злоупотребляет ими. Учитель избегает длинных фраз, сложных словесных конструкций, трудных терминов и формулировок (если введение их не оправдывается необходимостью).
Наряду с этим он учитывает, что излишне лаконичная, краткая речь часто бывает малопонятной учащимся. Очень оживляет речь и весьма хорошо принимается учащимися уместный юмор, шутка, легкая доброжелательная ирония.
Речь способного учителя живая, образная, интонационно яркая и выразительная, эмоционально окрашенная, с четкой дикцией, в ней отсутствуют стилистические, грамматические, фонетические погрешности. Однообразная, тягучая, монотонная речь очень быстро утомляет, вызывает у слушателей скуку, вялость, апатию; она превращается в постоянно действующий раздражитель, который, согласно учению И. П. Павлова, быстро вызывает в коре головного мозга тормозной процесс, делает школьника вялым и сонливым. Темп речи во многом зависит от индивидуально-психологических особенностей учителя, одни склонны говорить быстро, другие — медленно. Однако учитель всегда помнит, что оптимальный для усвоения учащимися темп речи — средний, живой. Торопливый темп мешает усвоению и быстро утомляет, вызывает охранительное торможение. Слишком замедленный темп речи вызывает вялость и скуку. Аналогичное влияние оказывает и громкость речи. Чересчур громкая, резкая, крикливая речь нервирует учащихся, быстро вызывает утомление, охранительное торможение; слабый, тихий голос учителя плохо слышен. Жесты оживляют речь, но жесты способного учителя умеренны. Слишком частые, однообразные, суетливые резкие жесты и движения раздражают.
5. Организаторские способности — это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. («Мы очень любим Н. С. Как он быстро организует деловое, рабочее настроение класса, заражает нас точностью, аккуратностью и деловитостью!»; «С. А. нас разочаровал — ни одного дела до конца не доведет, а берется-то за многое»; «Н. Г. возилась с нами, как курица с цыплятами. Когда мы баловались, она старалась делать вид, что не замечает этого. Славная была женщина, только никто у нее ничего не делал».)
Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени — умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки. В течение урока, конечно, часто бывают непредвиденные потери времени. Но эти учителя умеют в случае необходимости корректировать планы уроков. Опытные учителя рекомендуют для выработки чувства времени делать контрольные разметки времени в планах или конспектах уроков: отмечать, что нужно сделать по истечении 10, 20, 30 и т. д. минут урока, подготовить дополнительный материал, который можно использовать, если образуется непредвиденный резерв времени, отметить материал, который можно снять или перенести на следующий урок, если обнаруживается нехватка времени.
6. Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т. д.). Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т. д.), а также от чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.
Учащиеся (и особенно мальчики, юноши — подчеркиваем это) очень уважают учителей, умеющих требовать, добиваться своего без грубого принуждения и угроз, а также без ненужного педантизма. («У него замечательная черта — умение требовать без нажима и крика»; «Мы его очень любим за строгость и требовательность, требует он всегда спокойно и вежливо, но так внушительно, что не послушаться его нельзя»; «Наш физик всегда спокоен, выдержан и тем самым замечательно влияет на весь класс»; «Попробуй только не признать авторитет химика. Он добьется своего при всех условиях»; «Н. С. умело влияет на нас. Он не так часто требует, а уж если потребует, то не увильнешь»; «Мы рады были, когда ушел П. И. Он думал взять нас окриками, одними приказами, но заставил только терпеть его».)
Наряду с этим школьники единодушно порицают мягкотелость, наивную доверчивость, вялость, беспринципную снисходительность, безволие учителя. («Хороший человек, но слишком мягок: его ничего не стоит обмануть»; «Не поймешь какой: то очень строгий, то совсем никаких требований»; «Очень вялый: при виде его спать хочется».)
7. Коммуникативные способности — способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта (И. В. Страхов и Н. В. Кузьмина предпочитают выделять педагогический такт в особую способность). Значительный вклад в изучение психологии педагогического такта сделал И. В. Страхов. Он отмечает, что основное при этом — умение находить наиболее эффективные способы воздействия на ученика, соблюдать педагогически целесообразную меру в применении воспитательных воздействий, необходимость учитывать конкретную педагогическую задачу, особенности и возможности личности ученика и данную педагогическую ситуацию.
Одним из проявлений педагогического такта является чувство меры в отношении применения любого педагогического воздействия (поощрения, наказания, поучения). Тактичный учитель внимателен и чуток к детям, считается с их индивидуально-психологическими особенностями. («Он удивительно хорошо обращается с нами — очень дружески, но так, что ни у кого не возникает желания относиться к нему с фамильярностью, панибратски»; «Сильная сторона нашего историка — умение подойти к каждому»; «Хуже всего — заискивающий перед учениками учитель. Такой была учительница зоологии: чего только она не делала, чтобы купить расположение ребят! Я думал: зачем она унижает себя? Ведь предмет она знает хорошо»; «И. С., того и гляди, осадит или обругает ни за что».)
Отсутствие педагогического такта нередко приводит к тяжелым последствиям. В V классе одной из школ учитель русского языка предъявлял учащимся массу требований, но был очень непоследовательным: то предъявлял одни требования, то другие. За малейшее нарушение делал замечания, резкие, грубые и обидные по содержанию и форме; ставил «двойки», например, за неправильно сделанные поля или плохую дисциплину, нередко придирался к мелочам. У школьников накапливалась обида. Через некоторое время недовольство и протест стали выражаться в демонстративном непослушании, преднамеренном нарушении дисциплины и резкой критике учителя. Лишь с уходом учителя положение выправилось.
В связи с вопросом о педагогическом такте учителя отметим, что когда бы ученики ни говорили о положительных качествах учителя, всегда они на одно из первых мест ставили такое качество, как справедливость. («Справедливый — любимчиков не имеет. Всегда правдив и прям»; «Часто несправедлив и действует, не разобравшись как следует».) К этому качеству учителя школьники относятся даже с какой-то болезненной требовательностью. Несправедливость учителя может иметь серьезные последствия.
Девятиклассница писала в своем дневнике: «Честность — очень хорошая черта, но, к сожалению, иногда приносит вред. У нас в классе был случай: учительница истории дала на дом задание, но мы готовились к контрольной работе по другому предмету, и весь класс задания по истории не выполнил. Учительница стала спрашивать всех по порядку, и все мы говорили неправду: один был болен, у другого не было света, третий сделал, но забыл задание дома и т. д. Лишь одна девочка сказала правду и единственная из класса получила «единицу». Остальным учительница сказала, чтобы они выполнили задание к следующему уроку. Так была наказана честность. Мы же посмотрели на пострадавшую с уважением и сожалением. Мне кажется, этот случай у многих надолго отбил охоту быть честным».
Особо обращаем внимание читателя на последнюю фразу. Можно, конечно, спорить по поводу того, какой выход из подобного положения должен подсказать педагогический такт. Однако ясно, что тот выход из трудного положения, который нашла учительница, был самым неудачным.
8. Педагогическое воображение — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника. Эта способность связана с педагогическим оптимизмом, верой в могущество воспитания, верой в человека. («Е. Е., видимо, не терял веры даже в самых дрянных из нас, и это заставляло верить в него».)
9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием своей мысли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за своим собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой). Неопытный учитель, нередко увлекаясь изложением материала, не замечает в это время учащихся, упускает их из-под контроля, а если пытается внимательно наблюдать за учащимися, то теряет при этом нить изложения.
Помимо перечисленных способностей, учитель, разумеется, должен обладать и целым рядом положительных качеств личности — целеустремленностью, настойчивостью, трудолюбием, скромностью и т. д. Как уже говорилось, он воспитывает и личным примером, своим собственным поведением, всей своей личностью. Особое значение среди этих качеств имеет выдержка, умение владеть собой, управлять своими чувствами, настроением, переживаниями, темпераментом. («Сильные его черты — спокойствие и выдержка, всегда держит себя в руках, никогда не выходит из себя»; «Мы предпочитаем учителей, которые сами не нервничают и не нервируют нас»; «С. П. как-то суетлив, тормошлив и разбросан».)
Конечно, тип нервной системы (темперамент) является весьма устойчивым образованием, и произвольно и быстро изменить его нельзя. Но в каком-то смысле им можно управлять, в частности сдерживать, отрицательные проявления типа. Учителем может быть представитель любого типа нервной системы, если он сумеет использовать положительные стороны своего типа и преодолеть отрицательные. Например, представитель сильного, неуравновешенного типа с преобладанием возбуждения (безудержный тип, по И. П. Павлову) должен использовать такие свои положительные стороны, как страстность, активность, энтузиазм, энергичность, и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, эффективность, резкость, раздражительность. Представитель слабого типа должен использовать такие свои положительные черты, как мягкость, отзывчивость, тактичность, и преодолевать такие, как податливость, внушаемость, нерешительность, душевную ранимость.
Помимо такого устойчивого образования, как тип нервной системы, важнейшее влияние на успешность работы учителя оказывают и временные психические состояния (настроения), обусловленные различными причинами. Многие учителя по своему опыту знают, что, если они «не в настроении», урок у них не ладится, и наоборот.
На Всесоюзных «Педагогических чтениях» 1970 г. большой интерес вызвал доклад учительницы Ю. Л. Львовой. Она опросила около тысячи школьников, которые письменно ответили, угадывают ли они настроение учителя и как оно влияет на их состояние. 90,7 процента учащихся уверенно ответили, что угадывают настроение учителя; 84,7 процента ответили, что оно явно влияет на них. Школьников просили указать также, какая из перечисленных причин (плохая отметка лично ему; плохая отметка товарищу; плохое настроение учителя; сознание, что плохо усвоил материал урока; сознание, что плохо подготовился к уроку) наиболее отрицательно сказывается на состоянии ученика. Большинство учащихся указали на плохое настроение учителя. Остальные причины — полученная плохая отметка, недостаточная подготовка к уроку, плохая отметка товарищу, слабое усвоение материала урока — собрали гораздо меньше голосов.
Столь же выразительными оказались ответы на вопрос «Как именно влияет на тебя настроение учителя?» Когда учитель в хорошем настроении: «Легче переносить свои неудачи»; «Урок не кажется скучным»; «Трудное становится легким»; «Время на уроке летит незаметно, нисколько не устаешь» и т. д. Когда учитель в плохом настроении: «Все валится из рук»; «Теряешь веру в себя»; «Забываешь, что знал»; «Убежал бы с урока, куда глаза глядят» и даже: «Замораживает мозг». Вот почему так важно, чтобы учитель в классе не был сумрачным, желчным, угрюмым, недовольным, сердитым и унылым. Недаром А. С. Макаренко придавал самое большое значение тому, чтобы в коллективе всегда царил мажорный тон, бодрый, жизнерадостный.
Разумеется, разные учителя имеют разные индивидуально-психологические черты. Одни более подвижны, другие более медлительны, одни более строги, другие более мягки. И то и другое не только приемлемо, но и хорошо. Сказанное не означает также, например, что учителю должны быть чужды чувства, эмоции. Он должен и может и радоваться, и гневаться, и печалиться, и обижаться. Речь идет не о необходимости равняться на некую стандартную личность учителя, а о том, чтобы учитель умело использовал свои индивидуальные качества, формировал у себя необходимые черты личности, преодолевал свои недостатки. Учитель, например, имеет право (а в иных случаях и должен) возмущаться и гневаться. Но, даже возмущаясь, он не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на крикливо-злой, грубый и оскорбительный тон. С другой стороны, спокойствие и выдержка не должны переходить в безразличие и равнодушие.
В заключение скажем, что когда речь идет об учителе, его качествах, то мелочей здесь нет. Даже внешний облик учителя влияет на формирование его авторитета. Подтянутость, опрятность, аккуратность учителя, его хорошие манеры, красивая поза и походка производят очень хорошее впечатление на учащихся. («Как же ее не любить — она такая веселая, опрятная, всегда подтянутая и аккуратная!»; «Н. Н. не в классе учить, а в театре представлять — все у нее деланое»).
Черты советского учителя, выполняющего благородную и важную государственную задачу обучения и воспитания молодого поколения, творческая деятельность которого будет проходить в конце XX и начале XXI века, формируются и развиваются в основном в практической работе, в процессе приобретения педагогического опыта. Вместе с этим необходима постоянная работа учителя по повышению своей квалификации, самовоспитанию тех качеств личности, которые максимально способствуют успеху его работы.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.