Половое воспитание - один из наиболее важных и, к сожалению, один из наименее разработанных, наименее изученных вопросов психологии воспитания. Его в силу ряда малопонятных и малоубедительных соображений обычно замалчивают, избегают говорить и писать на эту тему, мотивируя ссылкой на то, что тема эта глубоко интимная, чрезвычайно деликатная, что не следует привлекать внимание школьников к этому вопросу, да и рискованно говорить с ними на подобную тему, что, наконец, при правильной организации нравственного воспитания никакой проблемы полового воспитания не возникает.
Разумеется, вопросы, которые принято относить к области полового воспитания, в определенном смысле являются составной и неотъемлемой частью нравственного коммунистического воспитания вообще, и решаются они в плане общих воспитательных задач. Осуществлять половое воспитание можно только через общую систему воспитания, не выделяя его из этой системы как нечто автономное, отдельное, изолированное и независимое. Но было бы неправильным и целиком «растворить» половое воспитание в общенравственном, так как это означало бы не усмотреть никакой специфики и никакой педагогической проблемы там, где и то и другое существует. Следует отдавать себе отчет в том, что половое созревание является весьма специфической стороной физического созревания и оказывает определенное влияние на все стороны психического формирования подростка и старшего школьника, включая их нравственную, умственную и эстетическую стороны. Для того чтобы управлять этим влиянием на жизнь подростка, юноши и девушки, необходимо знать специфику полового развития.
Последние десятилетия вопросы полового воспитания приобрели особую остроту и актуальность. Это объясняется двумя обстоятельствами. С одной стороны, причиной является факт акселерации, ускорения физического развития детей, что привело, в частности, к сдвигу периода полового созревания в более ранний возраст. Как известно, сроки начала полового созревания за последние несколько десятилетий сдвинулись на 2-3 года. С другой стороны, известную роль играет и влияние глубоко чуждой нашему обществу буржуазной морали, морали циничных, пошлых взаимоотношений между полами, которая по разным каналам (кино, литература, иностранный туризм) проникает в среду нашей молодежи.
Как было указано выше, время начала полового созревания зависит от многих факторов, в том числе от климатических и национально-этнографических. На начало функционирования половых желез влияют и особенности жизни индивидуума.
Наблюдения показывают, что в настоящее время (учитывая явление акселерации) большинство мальчиков становятся половозрелыми к 15 годам, а девочек - к 13-14 годам.
Совершенно очевидно, что если к 15 годам заканчивается период полового созревания, организм к этому времени становится половозрелым, способным к воспроизведению себе подобных, то говорить о физической, а тем более духовной, идейной, социальной, гражданской зрелости в этом возрасте, разумеется, нельзя. Таким образом, в подростковом возрасте, как говорят ученые, возникает дисгармония между половой зрелостью, проявлением соответствующих инстинктов, сексуально окрашенных чувств и стремлений и степенью психической и социальной зрелости. В этом трудности и опасности возраста - подросток зачастую не умеет оценивать, сдерживать и правильно направлять новые для него инстинкты и стремления, нередко он не умеет Контролировать свои чувства и поведение, правильно строить свои взаимоотношения с людьми противоположного пола. И если мы не хотим, чтобы подросток оказался беспомощным перед лицом новых, неизвестных чувств и ощущений, чтобы он получал информацию и соответствующие указания из весьма сомнительных и нежелательных источников, чтобы на этой почве возникали ненормальные, уродливые искривления его личности, учителя, воспитатели должны умно, тактично помочь подростку разобраться во всех вопросах, которые его волнуют.
Речь идет о правильном, на научной основе организованном половом просвещении и половом воспитании. Это - не одно и то же и отождествлять их не следует. Половое просвещение - это просвещение медико-биологического характера, и целью его
является формирование у школьников соответствующих представлений и понятий о физиологии женского и мужского организма, освещение некоторых анатомо-физиологических особенностей функции деторождения, сообщение определенных гигиенических сведений и т. д. Что касается полового воспитания, то здесь имеется в виду формирование моральных норм поведения, связанных с интимной сферой человеческой жизни, формирование нравственно здоровых отношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками, воспитание «нравственных тормозов», моральной чистоты и свежести чувств.
Конечная задача полового воспитания, как указывал А. С. Макаренко, воспитать человека, который будет готов и способен любить красиво, умно, глубоко, человека - будущего семьянина.- Половое воспитание, подчеркивал А. С. Макаренко, должно быть воспитанием культуры социальной личности.
Относясь к половому вопросу как к социальному и общенравственному вопросу, необходимо работу по половому воспитанию подчинить общим проблемам физического, нравственного, умственного и эстетического воспитания. Соответственно этому мы и будем говорить о физическом, нравственном, умственном и эстетическом аспектах полового воспитания в подростковом и старшем школьном возрастах. Половое созревание связано с началом функционирования особого вида желез внутренней секреции - половых желез. Эти железы начинают выделять свой продукт - так называемый секрет - в кровь, а кровь, в свою очередь, разносит этот секрет по всему организму. Таким образом, гормон половой железы воздействует на другие железы (усиливая или тормозя их работу), на работу внутренних органов подростка, влияет на деятельность мозга, сердца.
Начало функционирования половых желез вызывает и внешние изменения в виде вторичных половых признаков (что и служит внешним признаком начавшегося полового созревания). К таким признакам относятся изменение тембра голоса (особенно заметно ломается голос у мальчиков), появление волосяного покрова в подмышечной области и на лобке; у девочек заметно развиваются грудные железы, изменяются пропорции тела и скелета в сторону большего развития тазобедренной области, у мальчиков развивается мускулатура, появляется пушок на верхней губе. У девочек начинаются месячные циклы, сначала нерегулярные, затем все более и более регулярные, у мальчиков - поллюции, которые происходят обычно во время сна и нередко сопровождаются какими-то смутными ощущениями и сновидениями эротического характера.
Половые гормоны, поступающие в кровь, оказывают определенное воздействие на деятельность коры головного мозга, что порой может повести к образованию в коре своего рода половых доминант (устойчивых очагов возбуждения). Однако еще до
возникновения подобного рода доминант у подростка или даже младшего школьника могут возникнуть дурные привычки, основанные на случайном механическом раздражении половой области, задержке отправлений кишечника и мочевого пузыря, наличии тесной и трущей одежды, привычке длительно пребывать в теплой постели до засыпания и после пробуждения, что вызывает прилив крови к тазовой области. Отсюда очевидна роль строжайшего режима жизни и соблюдения гигиенических правил: гигиены одежды, сна, питания (в этом возрасте следует избегать острой и пряной пищи, алкоголь недопустим даже в «символической» дозе, когда подростку по торжественным дням и семейным праздникам разрешают выпить рюмку вина). Абсолютно противопоказано курение (а эта дурная привычка получила, к сожалению, известное распространение среди старших школьников).
Учителя, воспитатели, классные руководители должны глубоко осознать, что половое созревание, помимо его влияния на физическое развитие организма, неизбежно влияет и на психическое развитие подростка. Совершенно неизбежно, естественно и нормально появление у подростков в связи с половым созреванием до сих пор незнакомого им и в каком-то смысле неожиданного для них полового влечения и соответствующих мыслей, чувств, переживаний, специфического интереса к противоположному полу, к соответствующему содержанию книг, кинофильмов, разговоров взрослых. Это - одно из важных психологических новообразований данного возраста, которое надо учитывать при организации учебно-воспитательной работы с подростками.
Поскольку все это естественно и закономерно, то пугаться, тревожиться, волноваться по этому поводу не следует, но относиться равнодушно и безразлично также нельзя. Широко известны факты, когда половое влечение при определенных условиях (дурной пример, знакомство с неподходящими по возрасту книгами и кинокартинами и т. д.) принимает форму нездоровых интересов и переживаний, связанных порой с распущенностью и цинизмом. Например, наблюдение за учащимися одной из школ выявило факты циничных и порой даже пошлых отношений мальчиков к девочкам. Так, в V классе мальчики пытались заставить девочек слушать отрывки из произведений Мопассана. К счастью, такая «просветительская» деятельность была обнаружена в самом начале и усилиями классного руководителя быстро ликвидирована. А ведь есть случаи, когда мимо подобных явлений взрослые проходят равнодушно.
Большой вред неокрепшему организму старшего школьника и особенно подростка приносит преждевременное начало половых отношений. Известно, что половые отношения в этом возрасте вредно отражаются на здоровье школьников, их психике, даже общем развитии. Правда, такие случаи не столь часты, но надо принять во внимание их «заразительность». Подобный «герой» (или «героиня») быстро становится центром внимания и нездорового любопытства сверстников. И как же иначе - он (она) уже по-настоящему взрослый, он изведал то, о чем другие порой не осмеливаются даже думать наедине; посмотреть только - с каким великолепным чувством превосходства он относится к сверстникам! И, конечно, не удивительно, что такой пример (а порой и прямое научение) действует на школьников развращающе.
Мы уже не говорим о других тяжелых последствиях преждевременного начала половых отношений, о сопутствующих этому тяжелых травмах организма и личности, унижениях, оскорблении женского достоинства, о чем столь умно и выразительно говорится в статье С. Лаптевой «Дочки-матери».
Необходимо насколько возможно оберегать школьников, особенно младшего возраста и подростков, от дурных заразительных примеров, отвлекать их от чтения неподходящей для них литературы, просмотра вредных для них в этом отношении кинофильмов и телепередач (или, во всяком случае, не создавать для этого благоприятных условий). Дело это, кстати, не такое простое. Родители знают, как трудно, например, отвлечь подростка от телевизора, когда передают как раз нечто такое, что ему «смотреть нельзя». Вообще прямой запрет может привести к обратному результату - подросток во что бы то ни стало будет пытаться проникнуть за «железный занавес» (как остроумно выразился один из них). Известны многие случаи, когда подростки не только 14-15, но и 12-13 лет по нескольку раз смотрели зарубежные кинофильмы явно эротического содержания.
По данным журнала «Советский экран» из обследованных подростков 40 процентов видели кинофильм «Мужчина и женщина», 49 процентов - фильм «Обнаженная маха», несмотря на то что на эти фильмы дети до 16 лет не допускаются. Почти все подростки смотрели фильмы «Анжелика - маркиза ангелов» и «Анжелика и король», которые вообще представляют собой низкопробную идейно чуждую нам зарубежную кинопродукцию. Ограничение права посещения некоторых фильмов детьми до 16 лет не всегда строго соблюдается. Отчасти здесь имеются и объективные причины. Например, одна из билетных контролеров на наше замечание возразила: «А как их разберешь, сколько им лет? Теперь и тринадцатилетние выглядят на 16 лет. Паспорта ведь у них не спросишь!»
По-видимому, трудно добиться, чтобы у подростков подобный интерес вообще не возникал. В каком-то смысле это - естественное и неизбежное явление. Но добиваться того, чтобы такой интерес не был связан с нежелательными психологическими проявлениями, совершенно необходимо. Здесь поможет правильный распорядок жизни подростка, строгий режим труда и отдыха, регулярные занятия физкультурой и спортом. Важно переключить внимание подростков, направить их на иную, интересную и занимательную для них деятельность, полезный и интересный фильм, книгу.
Один из классных руководителей, например, так сказал старшим подросткам, когда узнал об их намерении посмотреть кинофильм «Милый друг» (по Мопассану): «Ну зачем вам, умным и развитым ребятам, смотреть этот фильм? Неужели вы можете получить удовольствие, наблюдая, как вульгарные и напомаженные женщины и фатоватые, наглые мужчины с неизменными нафабренными усами целуются и обнимаются на протяжении всех полутора часов? Давайте-ка лучше вместе сходим на очень умную и интересную картину «Летят журавли», а потом поговорим о ней. Картина, конечно, серьезная, но вам уже 14-15 лет, и, я думаю, вы сумеете разобраться в ней. А я вам помогу». В другом случае девочкам, которые с нездоровым интересом, скрываясь, читали рассказ Куприна «Морская болезнь», учительница сказала: «Я думаю, что вам гораздо больше понравится чудесный поэтический рассказ того же автора «Гранатовый браслет». Ах, сколько я слез пролила над ним в 15-16 лет! Ведь вам хочется, наверное, знать, какой может быть настоящая любовь? Прочитайте - и узнаете!» Ну, а если бы учительница отобрала у девочек «криминальный» том, строго отчитав их при этом («Как не стыдно - читаете то, что вам совершенно не подходат!»)? Не ясно ли, что тогда каждый уважающий себя подросток посчитал бы своим долгом прочитать «запретный» рассказ, да еще заразил бы этим стремлением многих других.
Важным средством полового воспитания считается, как уже упоминалось, переключение внимания подростка со сферы интимных отношений между людьми на другие объекты. При этом уменьшается сосредоточенность внимания подростка на половых переживаниях. Но основное значение имеет все-таки не специальное переключение, а правильная организация всей жизни ребенка, организация строгого режима и распорядка его дня. Систематические занятия спортом способствуют нормальному развитию растущего организма и организуют внимание и интересы подростка в желательном направлении. Помимо этого, занятия спортом регулируют кровообращение в организме и способствуют равномерному распределению крови, не допуская ее застоя в тазовой области.
Труд создает устойчивую доминанту, устойчивый интерес и направляет переживания подростка, его мысли, стремления и желания к целям, связанным с трудовой деятельностью. Все это препятствует возникновению половой доминанты, следовательно интересов и направленности, связанных с ней.
Интерес подростка к различным творческим занятиям, техническим поделкам, увлечение музыкой, рисованием, спортом, общественная деятельность подростка способствуют его творческой активности, создают полезную направленность и устремленность. Наоборот, безделье, праздность, отсутствие полезных занятий способствуют концентрации внимания на половых переживаниях, нездоровому интересу к сфере интимных отношений между людьми, способствуют возникновению вредных привычек. Психологи установили удивительно жесткую зависимость. Нездоровый интерес к сфере ийтимных отношений между людьми проявляют преимущественно те подростки, которые не имеют иных властных, захватывающих интересов, бездельничают, ведут праздный образ жизни.
Какое место в системе полового воспитания подростков и старших школьников должно занимать обсуждение с ними вопросов половой этики и морали (мы не касаемся бесед на гигиенические и врачебные темы; они, разумеется, необходимы), разъяснение подросткам сложных вопросов взаимоотношения полов? Нужно ли это делать? Может быть, полезнее, чтобы подросток возможно дольше пребывал в состоянии неведения? Ведь придет время, и подростки все узнают сами, незаметно для нас, взрослых. Так думают многие учителя и воспитатели - одни из них искренне убеждены в этом, другие просто оправдывают свое безучастие. Ведь говорить на «щекотливые» темы с подростками и рискованно, и беспокойно, и требует большого искусства. Единственное, что надо, считают такие воспитатели, - это строго соблюдать киноправило «Детям до 16 лет...», распространив его на все стороны жизни подростка.
Но от действительности подростков не изолируешь. Вокруг них бурлит жизнь, на которую школьники смотрят широко открытыми, любопытными глазами. Они хотят познать и малопонятную, загадочную сторону человеческих отношений. И если воспитатели не придут вовремя на помощь, то подростки вынуждены будут сами искать объяснение непонятным и тревожно-влекущим их явлениям. Тогда «просвещением» подростка займутся другие - не опытные, вдумчивые воспитатели, а циники и пошляки или, в лучшем случае, дурно осведомленные старшие товарищи и подруги.
Так оно в действительности и бывает. По некоторым данным, только около пятой части школьников получает определенные сведения, касающиеся интимных сторон человеческой жизни, от учителей, еще меньше - от родителей, а все остальные - из случайных источников. По другим данным, на ведущую роль примера взрослых в формировании понятий и представлений о любви и соответствующих отношениях указывает 71 процент опрошенных восьмиклассников. А ведь мы хорошо знаем, что не всякий пример взрослых может быть образцом, да и не всегда старший подросток способен правильно проанализировать и понять жизнь взрослых. Вот и следствие: доверительные беседы показали, что более 11 процентов тех же восьмиклассников сводят чувство любви к физическому влечению, более 38 процентов считают, что в основе любви - простая привычка. Среди опрошенных десятиклассников 24 процента сводят любовь к физическому влечению, 26 процентов считают, что любовь - просто привычка людей друг к другу, а 30 процентов считают, что любви вообще не существует.
Учителю (особенно классному руководителю, а также учителям литературы, истории) надо специально думать о том, как тактично и ненавязчиво воспитывать у подростков правильное отношение к лицам другого пола, понимание красоты человеческих взаимоотношений, воспитывать благородство и рыцарство (не будем бояться этих слов!) у мальчиков и девичью гордость, женское достоинство и честь у девочек, как преодолевать неправильное, циничное отношение к женщине, девушке, девочке. Не следует только искусственно возбуждать интерес к некоторым специальным вопросам, нарочито привлекать к ним чрезмерное внимание. Но если учитель видит проявления соответствующего поведения, слышит соответствующие разговоры, то занимать позицию постороннего наблюдателя ему не следует. Надо только стать на реальную позицию и понять, что этот интерес, эти разговоры естественны и далеко не всегда являются проявлением нездорового, пошлого любопытства к интимной стороне жизни людей. А. С. Макаренко называл такой интерес «закономерным взрывом острого интереса к половому натурализму». Он писал, что не знал детей, мальчиков 15 лет, у которых этот острый половой интерес не возникал бы, причем этот интерес, как правило, не носит характера развратных побуждений.
Сторонникам позиции умолчания в расчете на «естественное» развитие событий мы указали бы и еще на одно обстоятельство. Во многих случаях и сами подростки, и особенно старшие школьники просят разъяснить им некоторые вопросы. Хорошо выразил эту мысль один из шестнадцатилетних: «Нам много и охотно говорят о том, что такое дружба и товарищество и как они хороши. А что такое любовь, как надо любить, об этом умалчивают. А почему?»
Бесспорно, большое значение имеют хорошо продуманные, тактичные беседы учителя с подростками в атмосфере доброжелательности, искренности, сердечности и доверия.
Итак, какая-то разъяснительная работа нужна. Но какая? В какой форме? В форме индивидуальных или коллективных бесед? Бесед с мальчиками и девочками вместе или отдельно? Нам кажется, что догматически подходить к вопросу нельзя. Все зависит от обстоятельств. По-видимому, если беседы касаются физиологических вопросов, вопросов деторождения, гигиены периода полового созревания, то их необходимо вести отдельно с мальчиками и девочками. Какой характер должны носить эти беседы? В частности, возникает вопрос: все-таки до каких границ вести подобные разговоры с подростками, старшими школьниками? Попытки вести «безграничные» разговоры, как правило, кончаются тем, что ставят в глупейшее положение взрослых, которые их проводят, а сами беседы заходят в тупик. Разъяснительная и просветительная польза от подобных бесед с лихвой перекрывается вредом от ненужного фиксирования внимания школьников на интимных сторонах жизни человека, от афиширования того, что обычно скрыто от посторонних взглядов и что не всегда правильно может быть воспринято и понято школьниками. В педагогической литературе, например, описывался случай, когда после соответствующей беседы врача с подростками ребята выходили возбужденные, агрессивно настроенные против девочек, говорили им разные двусмысленности и пошлости, а в ответ девочки хихикали, также двусмысленно и смущенно. Когда школьников призвали к порядку, то они заявили: «Это пустячки, а что нам сейчас доктор объяснял - вот это да!»
Мы не говорим о такого рода «половом просвещении», о котором упоминал в статье известный советский психолог А. В. Петровский, когда учительница, получившая инструкцию «принять меры» в связи с фактом беременности в их районе девочки-подростка, собрала шестиклассниц и подробно объясняла им, что такое противозачаточные средства, с какой целью и как ими пользоваться. Только полной растерянностью и неподготовленностью учителей можно объяснить подобный факт. А может быть, сыграло роль и знакомство части наших учителей с подобным зарубежным «опытом» полового просвещения? Как подчеркивается в упомянутой статье А. В. Петровского, в ряде капиталистических стран практикуются такие «уроки» и беседы (есть даже и учебные фильмы!). И правильно отмечает А. В. Петровский - в тех странах, где «сексуальная революция» написала на своих знаменах лозунг терпимости к половой распущенности, подобная педагогическая стратегия вполне понятна. У нас же подобное «просвещение» абсолютно недопустимо.
Думается, что на уроках естествознания более чем достаточно освещается биологическая сторона вопросов полового и бесполового размножения в растительном и животном мире, и здесь добавлять нечего. Никаких дополнительных специальных бесед по этим вопросам с подростками вести не следует, но в определенные периоды развития школьников следует проводить такие беседы, где речь пойдет, как уже было сказано, о некоторых вопросах гигиены подростка в связи с наступлением периода полового созревания. Так, в V классе (а возможно и раньше - это решают врачи) с девочками проводят беседы о гигиене тела и необходимых гигиенических требованиях. В этой связи затрагивают вопрос о гигиене женщины, о ее физиологических особенностях, о том, что нужно знать девочке о тех изменениях, которые у нее должны произойти, объяснив, чем эти изменения вызваны. С мальчиками аналогичную беседу, связанную с их половым созреванием, проводят несколько позже.
Но, как говорилось выше, уходить от острых вопросов взаимоотношений полов нельзя. Не нужно только фиксировать внимание подростка на физиологической стороне этих отношений, но следует подчеркивать их нравственную сторону. Большое значение имеют индивидуальные задушевные беседы родителей и учителей со старшими подростками. Темы таких бесед возникают либо случайна, либо тактично заранее продумываются взрослыми, либо вызываются каким-то особым случаем, происшествием. В таком хорошем откровенном разговоре удается обсудить и решить многие острые вопросы.
«Однажды вечером,- рассказывает мать девочки, ученицы VII класса,- мы с Олей сидели на диване, смотрели телевизор. Показывали кинофильм «Журавушка». Передача закончилась, телевизор выключили, свет не зажигали. Оля снова села ко мне, прижалась и тихо спросила: «Мама, а ты папу любишь?» - «Да!» - «И только его одного и любила?» - «Да!» - «А он?»- «Он увлекался и другими девушками до встречи со мной». - «А увлекаться и любить... в чем здесь разница?» Я объяснила, как умела. Далее последовали вопросы и пришлось говорить о том, что такое любовь и чем отличается современное понятие о любви от любви тургеневских и пушкинских героинь. Олю интересовал вопрос о том, почему теперь сближаются до брака; прежде это считалось недопустимым, а теперь нет. Вопрос был поставлен серьезный. Обстановка была такова, что я поняла, что надо говорить откровенно. Я высказала свой взгляд на чистоту отношений в пору любви и увлечений, на гордость женскую, на целомудрие, на высокое призвание женщины быть матерью и на большое человеческое чувство любви, которое нельзя делать низменным чувством. Коснулись мы вопроса и о детях, рожденных в результате любви и в результате случайных встреч, о том, как меняется женщина в нравственном отношении, когда у нее нет настоящей и единственной привязанности. Так мы с Олей решили много вопросов, и не только в этот вечер. У нее появилась потребность говорить со мной, и такие вечерние беседы стали необходимостью для девочки. Я избавила ее от многих ненужных переживаний, ошибок и просто глупостей, которые могут натворить девочки в этом возрасте. Так я и для себя сделала некоторые открытия. Оказывается, Оля и ее подруги были уверены, что свободные отношения с мужчинами теперь допустимая вещь и только «отсталые» девочки придерживаются иного взгляда. Далее, она считала, что забеременеть девочки могут только после 16 лет, что беременность наступает, если очень этого захотеть, а если не захочешь, то и не будет. Поразила меня Оля и очень простым и легкомысленным отношением к абортам. Откуда-то ей было навеяно понятие о любви и браке как о веселой и беспечной жизни. Это выдвигалось на первый план, а чувства и отношения занимали второстепенное место. Был поразительный взгляд на материнство: дети, мол, обременяют, лишают жизни женщину и т. д. Для меня стала ясной огромная польза таких бесед, и одновременно я поняла, что в целом ряде вопросов я опоздала, со своим влиянием - кто-то уже поработал здесь до меня. Это было видно из того, что в целом ряде случаев Оля пыталась спорить и при этом выставляла обычно один аргумент: «Это раньше так было. Теперь все иначе; это - отсталый взгляд».
Ценность подобных доверительных, откровенных бесед бесспорна. Могут сказать, что далеко не все подростки так откровенны со своими родителями, и тем более учителями, как Оля. Родителей и учителей беспокоит, что улица, товарищи «просветят» детей в отношении многих сторон интимной жизни прежде, чем они, родители и учителя, сумеют преодолеть скрытность, замкнутость и своеобразный «заговор молчания» своих детей и учеников. С этим приходится считаться. Разговоры в уличных и дворовых компаниях есть и будут, их не избежать, от них подростка не предохранить. Следовательно, надо нравственно готовить подростка к правильному восприятию таких разговоров, правильному отношению к ним. А то, что школьник не рассказывает о них дома, скромно умалчивает о всех деталях услышанного - это с какой-то стороны и неплохо. «Секрет в этом случае вовсе не страшен. Ребенок должен приучиться к тому, что многие стороны жизни человека составляют интимную, секретную область, о которой не нужно делиться со всеми, которую не нужно выставлять напоказ всему обществу. И только тогда, когда у ребенка уже воспитано это отношение к интимной жизни людей, когда у него есть большая привычка к целомудренному умолчанию о некоторых вещах, только тогда... можно говорить с ребенком о половой жизни».
До сих пор мы говорили об индивидуальных беседах. Что касается различного рода коллективных бесед, лекций, диспутов, вечеров вопросов и ответов и т. д., то все зависит, во-первых, от тематики этих бесед и, во-вторых, от четкости и продуманности их, организации. Вся сложность заключается в том, что часто коллективно-общественный характер придается такой беседе, которая уже в силу своих особенностей должна носить интимный характер задушевной беседы вдвоем. Можно наблюдать, как при этом подростки тщательно стараются скрыть свое смущение и неловкость под напускной бравадой, как они изо всех сил (друг перед другом и особенно перед девочками) стараются изобразить себя этакими хорошо знающими все интимные стороны жизни циниками, которых «не проведешь». Поэтому приходится весьма сдержанно относиться к подобным формам нравственно-полового воспитания. Но категорически отвергать их не следует. Несколько условий здесь являются, по-видимому, обязательными.
Во-первых, надо иметь в виду, что, чем больше аудитория, тем обычно меньше шансов на то, что беседа оправдает надежды. С аудиторией в 100-200 человек трудно установить задушевный контакт, создать обстановку искренности и доверия. Да и кто из подростков захочет откровенно говорить в такой обстановке о любви и дружбе, о своих чувствах, о взаимоотношениях мальчиков и девочек? Кроме того, возрастной диапазон в таких больших группах обычно велик - а можно ли и нужно ли проводить одинакового типа беседу с подростками от 12 до 16 лет? Так что, чем меньше группа, тем, как правило, больше шансов на успех.
Во-вторых, должны быть как-то разграничены темы бесед - врач, например, проводит беседы только на биологические и медицинские темы, касаясь вопросов анатомии, физиологии, гигиены. В область нравственных отношений ему специально вторгаться не следует. Учитель же не должен специально и глубоко касаться вопросов физиологии и гигиены - он говорит о красоте человеческих отношений, о прекрасных и больших чувствах, о гордости и чести девушки, о мужестве и благородстве мужчины, о высоком уважении к женщине, о взаимоотношениях мальчиков и девочек и т. д. Смысл этого условия заключается в том, чтобы беседу проводил специалист, не претендующий на вторжение в такую область, которая ему менее знакома.
Разумеется, это условие нельзя абсолютизировать. Когда учитель разъясняет школьникам необходимость уважительного и внимательного отношения к женщине, девушке, девочке, он указывает на те особенности их физического развития, которые делают женщину, девушку, девочку легко ранимой, нуждающейся в защите, говорит о специфической миссии женщины - быть матерью. Точно так же и врач не может полностью обходить этическую сторону интимных отношений.
В-третьих, беседы не должны быть надуманными, их следует проводить там, где для этого есть условия, тогда, когда их ставит сама жизнь, когда коллектив подростков морально и психологически подготовлен для откровенного и серьезного разговора и учитель, в свою очередь, тоже настолько подготовлен и авторитетен, что может рассчитывать успешно провести такую беседу. В-четвертых, надо быть готовым к тому, что в процессе беседы подростки могут задавать (и задают!) вопросы, которые нередко ставят в затруднительное положение даже опытных учителей.
Один из директоров школы рассказывал о вечере ответов на вопросы, который был организован для подростков и старшеклассников. Было большое оживление, интересные вопросы и интересные ответы. Но вот был задан вопрос: «Почему люди целуются?» Решили на этот вопрос не отвечать, но не тут-то было! Школьники потребовали ответа. Пришлось отвечать. Ответ был таков: «Если спросить вас, кого вы целуете и почему, то в первую очередь вы укажете на маму, папу, брата, сестру. Это те люди, которых вы любите, и поцелуй выражает вашу любовь. Целуются друзья перед долгой разлукой или после долгой разлуки - они выражают поцелуем чувство крепкой и бескорыстной дружбы. Во дворце бракосочетания целуются молодожены - они поцелуем как бы скрепляют свою любовь. Следовательно, поцелуй выражает любовь, дружбу, преданность. Но всегда ли бывает так? Вот что иногда приходится наблюдать. Был вечер. Володя танцевал с черноокой и чернобровой Галей, она ему очень понравилась, он пошел ее провожать, а когда расставались, поцеловал ее. Был другой вечер. Володя танцевал уже с белокурой, хорошенькой Надей, провожал и ее домой и тоже поцеловал. Вот в таких-то случаях поцелуй потерял свое значение, он выражает легкомыслие и пустоту чувств».
В другой школе тот же вопрос вызвал растерянность у учительницы. Она что-то пробормотала насчет любви, а далее стала говорить о пережитках старого быта, о том, что целоваться - это антигигиенично и чревато дурными последствиями, так как слюна одного человека попадает в рот другого и могут быть различные заболевания. В ответ раздался дружный смех. А незадачливый лектор буквально сбежал со сцены.
И последние замечания, которые относятся не к организации, а к методике проведения бесед (и коллективных и индивидуальных). Не следует говорить только о том, что и как должно быть в человеческих отношениях, раскрывать только светлые стороны жизни, или, как говорят, воспитывать только на положительных примерах. Надо говорить и о том, чего не должно быть, но что еще есть, к сожалению; говорить об отдельных ненормальных и уродливых явлениях быта и взаимоотношений людей, резко и убедительно осуждать эти явления. Не нужно думать, что тем самым мы привлекаем внимание подростков к уродливым явлениям жизни. Подросток все равно их увидит, но правильно ли он это поймет? И второе: надо стараться по возможности проводить беседу по какому-нибудь конкретному поводу и связывать ее с соответствующим конкретным случаем. Причем опытный учитель может найти самые неожиданные (и даже рискованные с точки зрения ортодоксальной педагогики), но умные и смелые решения. Приведем два примера.
Учитель узнал, что группа семиклассников сумела каким-то образом посмотреть итальянский фильм «Я ее хорошо знал» и он вызывает в классе оживленные пересуды. Что делать? Осудить ребят? Или попросту игнорировать этот факт? Учитель, подумав, поступил иначе - он пригласил группу на доверительную беседу (сам учитель пользовался большой любовью и уважением) и очень умело и осторожно (не осуждая поступка ребят) провел ее.
Начал он с разбора достоинств и недостатков картины, тактично выяснил, что в ней привлекло подростков и как они ее оценивают, потом перешел к анализу области человеческих взаимоотношений, отображенных в картине. Началась хорошая и искренняя беседа о положении женщины, взаимоотношении полов в условиях старого, капиталистического, и нового, социалистического, общества.
Другой случай. Учительница заметила, что ученицы с увлечением, стеснением и болезненным любопытством читают какой-то рассказ И. А. Бунина, скрытно передавая том из рук в руки. Учительница, внешне не проявляя любопытства, по целому ряду косвенных признаков установила, что, по-видимому, это рассказ «Легкое дыхание». Учительница долго размышляла, как быть, и, наконец, решила. Она как-то нашла случай подойти к девочкам, тактично «обнаружила», что они читают, и сказала: «Прочитайте уж заодно и такие рассказы из этого же тома, как «Ворон» и «Темные аллеи». А потом давайте соберемся и откровенно поговорим о тех вопросах, которые вас волнуют, о человеческих взаимоотношениях, о светлых и темных сторонах любви, о том, какой любовь должна быть». Через несколько дней сами девочки подошли к ней, сообщили, что они выполнили ее совет, и настойчиво попросили провести с ними обещанный разговор. Беседа состоялась и прошла очень удачно. Довольна была учительница, но еще более довольны ученицы. Вскоре они уже по своей инициативе попросили учительницу «так же, как и в прошлый раз» поговорить с ними по поводу одной очень остро написанной статьи в «Комсомольской правде», посвященной критике аморальных отношений, наблюдающихся иногда в среде некоторой части нашей молодежи.
Половое воспитание следует проводить не только в процессе специальных индивидуальных и коллективных бесед. Передовые,
прогрессивно мыслящие учителя и педагоги-исследователи пытаются найти те формы учебной и внеучебной работы, которые позволяли бы естественным и органичным образом осуществлять половое воспитание в процессе преподавания литературы, обществоведения, истории, других учебных предметов или во время внеклассной работы.
Как показано в исследовании В. Г. Карпикова, половое воспитание возможно в процессе преподавания литературы при условии специальной организации учебного материала, заостряющей внимание учащихся на вопросах взаимоотношений молодежи, раскрывающей нравственную сторону любви, семейкой жизни. Курс обществоведения помогает учащимся разобраться в социально-исторической стороне брачно-семейных отношений, критически уяснить сущность буржуазной нравственности, глубоко усвоить принципы коммунистической морали. Уроки истории, экономической географии позволяют школьникам осознать огромную роль женщины в экономической, политической, научной и культурной жизни страны, в Великой Отечественной войне и мирном строительстве, содействуют формированию уважительного, бережного отношения мальчиков, юношей к девочкам, девушкам, будущим женам и матерям. Половое просвещение на уроках биологии также должно содействовать формированию высокоморального, предупредительного отношения к девочкам, девушкам, которым в будущем предстоит ответственная и нелегкая функция - выносить, выкормить, вырастить новое поколение людей.
В «Комсомольской правде» была опубликована очень интересная статья об опыте чехословацких педагогов. Там в виде эксперимента в выпускных классах многих школ введен специальный предмет «Подготовка к семейной жизни». Часть этого предмета - основы сексологического воспитания. Помимо специальных уроков, учителя, ведущие другие предметы, также берут на себя некоторые из функций полового воспитания. Например, на уроке родной литературы особое внимание уделяется тем отрывкам из романа «Предчувствие» Марии Пуймановой, где речь идет о 15-летней девушке, которая «по уши» влюбилась в юношу, не увидев за его напускной значительностью и бравадой обыкновенного нахальства и пустоты. «Вот вы говорите, что это - любовь, а я готова с вами спорить. Давайте попробуем определить, что такое любовь»,- говорит учительница. Выслушав мнение учеников («Когда двоим очень хорошо друг с другом»; «Когда один без другого не может жить»; «Когда люди женятся и заводят детей»; «Когда между ними близость»; «Это - когда, как у Ромео и Джульетты. Я думаю, что сейчас бы они расстались» (имеются в виду Ромео и Джульетта.- В. К.), учительница говорит: «Ну что же, все, что вы назвали, действительно относится к любви. Но, пожалуй, вы и правы и не правы. Любовь зарождается там, где есть общие интересы, совместные цели - я имею в виду не поход в кино или на каток. Она возникает, если есть влечение друг к другу, да-да, и физическое тоже, но главное, если есть взаимное уважение».
Аналогичный опыт проводился несколько лет назад и у нас в двух школах Ленинграда. В IX-X классах этих школ преподавался факультативный курс, посвященный проблемам взаимоотношения полов, половой морали. Этот факультатив - «Этика взаимных отношений» - включал следующие разделы: 1) мораль и общество, 2) особенности физического и духовного развития юношей и девушек, 3) моральные основы взаимоотношений между полами, 4) культура общения юношей и девушек, 5) товарищество, дружба, любовь, 6) подготовка молодежи к личной жизни (нравственные, правовые, экономические вопросы брака и семьи). Старшеклассники не только получали нужные сведения, но у них воспитывали и правильное отношение к изучаемым проблемам, вырабатывали правильную позицию. Большое место на занятиях отводили анализу нравственных ситуаций, взятых из жизни, литературы, произведений искусства, причем обсуждали и острые, дискуссионные вопросы, поставленные учителями и самими школьниками. Факультатив вызвал большой интерес со стороны старшеклассников. Как подчеркивает Л. Я. Верб, подобный факультатив является действенным средством полового воспитания старших школьников, дает учащимся знания и представления об отношениях полов и половой этике, воспитывает культуру человеческих взаимоотношений.
В современных условиях, когда содержание школьных предметов фактически очень мало связано с задачами полового воспитания, значение подобных факультативов следует оценить положительно. Вероятно, есть смысл распространить указанный опыт, если не в порядке факультативного курса, то в порядке кружковой работы Или даже организации соответствующего цикла бесед с учащимися старших классов. Опыт проведения подобных бесед, диспутов, вечеров вопросов и ответов, читательских конференций и киноконференций, посвященных вопросам взаимоотношений полов, культуре отношений между юношами и девушками, вопросам любви и дружбы, свидетельствует о больших возможностях этих форм полового воспитания.
Особое значение в деле полового воспитания имеет организация правильных высоконравственных отношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками. По-видимому, уже в подростковом возрасте, и даже раньше, мы должны подготавливать почву, на которой впоследствии разовьются высокие и благородные чувства любви. Мы должны косвенно готовить школьника к созданию в зрелом возрасте прочной, здоровой, высоконравственной семьи, основанной на любви и уважении. У девочек надо воспитывать скромность, девичью гордость, честь, у мальчиков - благородные чувства по отношению к девочкам, предупредительное, заботливое, уважительное отношение к ним; у тех и других - взаимное внимание, дружеское расположение, теплоту отношений друг к другу. И ясно, что главный путь к этому, как указывал известный советский педагог В. А. Сухомлинский, - создание правильных, человечных отношений в коллективе, основанных на богатстве духовной жизни, чуткости к духовному миру другого человека, готовности всегда помочь ему, доставить радость и счастье. Вот такая атмосфера заботы и внимания друг к другу и должна создаваться в коллективе. Любви, собственно, еще может и не быть, но почва для того, чтобы придать любви, когда она возникнет, настоящий, благородный характер, должна создаваться исподволь.
Большое значение имеет организация правильных нравственных отношений между мальчиками и девочками в условиях детского коллектива, формирование подлинно гуманных отношений между полами в системе коллективных отношений. Имеется в виду прежде всего организация совместной деятельности мальчиков и девочек, преодоление их разобщенности (которая часто имеет место - мальчики в таких коллективах сами по себе, девочки - сами по себе, взаимоотношения между ними носят отчужденный, натянутый характер), организация их дружеского общения, духовной близости, взаимопонимания и сотрудничества, совместное проведение досуга, туристских походов, организация летних трудовых лагерей. Особенно важно пробуждать у мальчиков чувство уважения к девочкам, желание им помочь, облегчить их труд, защитить их в случае нужды. В Павлышской школе, где директором был В. А. Сухомлинский, а теперь - его последователь Н. И. Кодак, существует хорошая традиция - дело чести мальчиков-подростков взять на себя добровольно часть работы девочек, если эта работа тяжела для них. И мальчики испытывают радость и гордость от того, что доставляют радость девочкам. В этой же школе есть и еще одна традиция - мальчики специально выращивают цветы, чтобы 8 Марта преподнести их девочкам. Так через красивый поступок воспитываются красивые взаимоотношения - едва ли мальчик, вчера преподнесший девочке цветы, сегодня скажет в ее адрес какую-нибудь грубость или пошлость. А как привлекательно выглядит коллектив, в котором устойчивы подобные традиции и подобные взаимоотношения! Минская учительница Т. Гуревич исподволь воспитывала такой коллектив. И вот результат. Незадолго до 8 Марта на перемене мальчики обступили учительницу
и открыли ей свой секрет - они хотели устроить девочкам сюрприз и своими силами произвести генеральную уборку класса. Накануне они хлопотали допоздна. Утром девочки ахнули. Класс сверкал чистотой. На партах девочек - веточки мимозы и поздравительные открытки. Мальчики специально заработали деньги на расчистке снега, чтобы купить к вечеру пирожные и конфеты. И радость, по словам учительницы, в тот вечер наполняла и тех и других: и виновниц торжества - девочек и мальчиков, которые устроили праздник своим подругам.
Подобные же взаимоотношения должны культивироваться и в семье. Воспитывается будущий семьянин через глубокое уважение к родителям, через сердечное, чуткое, заботливое отношение к матери, сестрам. Ученики Павлышской школы весной проводят праздник Матери, сажают в честь своих матерей деревья, выращивают виноградные лозы, цветы. Детей приучают помнить дни рождения родителей, приносить им в этот день радость. Подросткам настойчиво внушают мысль: помогай матери всегда, облегчай ее труд. Раз в год вместе с отцом, братом, сестрой в течение месяца выполняй абсолютно всю работу по дому - пусть мама отдыхает. Этим ты возвратишь только незначительную долю своего долга перед ней.
Правильные взаимоотношения в семье, отношения отца и матери, пример их любви, уважения и преданности благотворно действуют на школьника. И наоборот, трудно заложить основы будущего хорошего семьянина у ребенка, в семье которого царит разлад, отчужденность, где отсутствуют хорошие взаимоотношения отца с матерью, где они живут без любви, а порой и оскорбляют, третируют друг друга, где школьник является очевидцем безнравственного поведения своих родителей в семейном быту, неблаговидных поступков в их совместной жизни. Один из юношей рассказывал: «Все ребята смеялись надо мной, всем было известно, что мой отец имеет любовницу. Я стал презирать отца. Возненавидел девчонок, был с ними груб, циничен, оскорблял их словами и действиями».
Не только взаимоотношения в семье, но и господствующие в семье интересы, стиль разговоров, бесед между родителями формируют у школьников нравственную оценку отношений между мужчиной и женщиной. В одной семье была пятнадцатилетняя дочь Вера. При девочке взрослые вели весьма свободные разговоры: кто с кем живет, почему развелись эти, в кого влюблена та, за кем ухаживает этот. Так формировался круг представлений девочки о жизни, об отношениях мужей и жен, мужчин и женщин. И несомненно, это послужило одной из причин легкого взгляда Веры на жизнь.
Из всего сказанного следует, что в деле полового воспитания школа должна поддерживать тесный контакт с семьей, стремясь к тому, чтобы влияние школы и семьи было направлено в одну и ту же сторону. Особенно важны такие контакты и координация
действий в тех случаях, когда у школьника наблюдаются проявления чуждых нам взглядов в области половой морали, цинизм и распущенность, нездоровые интересы, дурные привычки.
Большой вред делу нравственного полового воспитания приносит ругань взрослых, грязная, изощренная, которую, к сожалению, очень часто слышат школьники. Прав был А. С. Макаренко, утверждавший, что «не все понимают такую простую, абсолютно очевидную вещь, что матерное слово есть неприкрашенная, мелкая, бедная и дешевая гадость, признак самой дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое, хулиганское отрицание... нашего уважения к женщине».
Взрослые, для которых бранные слова обычно потеряли свое первоначальное значение, «стерлись» и служат лишь выражением недовольства, негодования и т. д., должны иметь в виду следующее. Бранные слова, которые слышит школьник, а затем начинает произносить сам, имеют для него совершенно иной смысл и содержание, чем для взрослых. Школьник осмысливает эти слова буквально. А. С. Макаренко подчеркивал, что для взрослых это чисто условный ругательный термин, для подростка же он имеет «прямое половое содержание», он развращает его. Мальчики начинают смотреть на женщин как на существа низменные, подлые, развратные. «Женщина приближается к нему не в полном параде своей человеческой прелести и красоты, не в полном звучании своей физической и духовной нежности, таинственности и силы, а только как возможный объект насилия и пользования, только как оскорбленная самка».
Надо помнить еще одно важное обстоятельство. Воспитать будущего хорошего семьянина - значит воспитать не только будущего хорошего мужа или жену, но и хорошего отца или мать. Поэтому такое большое значение в Павлышской школе придается формированию у старших подростков, юношей и девушек нравственного опыта воспитания младших по возрасту. Старшие школьники помогают готовить малышей к поступлению в школу (по плану, составленному педагогами, занимаются с ними, читают, проводят экскурсии, создают детские комнаты), руководят детскими тимуровскими командами, отрядами защитников природы, спортивными секциями малышей. Такой же заботы о младших братьях и сестрах требуют от старших и в семье. Общаясь с малышами, надо выступать в роли заботливой матери или отца - позаботиться о пище, отдыхе, занять младших чем-нибудь, присмотреть за ними. В. А. Сухомлинский совершенно правильно отмечал, что чувство ответственности за маленьких детей - это первая школа гражданской подготовки к отцовству и материнству.
Вся описанная выше система работы, охватывающая нравственную сторону полового воспитания, приводит к тому, что школьник вступает в возраст любви (как правило, старший школьный возраст) до известной степени подготовленным. Ну, а любовь? Может ли она возникнуть в школьном возрасте и как к ней относиться? Этот вопрос иногда попросту пугает некоторых учителей. «Да есть ли она, эта детская влюбленность?» - спрашивают некоторые. Может быть, это просто проявление чувства взрослости? Лишь одна из форм подражания старшим? Думается, что хотя значение этого факта в подростковом возрасте преувеличивать и не следует. Но нельзя закрывать глаза на то, что подростки (особенно старшие) нередко испытывают чувства личной симпатии к представителям противоположного пола, влечения и даже своеобразной первой влюбленности. К таким проявлениям надо относиться очень тактично и осмотрительно, воспринимая это как нормальное и естественное явление. Надо щадить эти первые чувства в подростковом возрасте, бережно и уважительно относиться к ним. Правда, в подавляющем большинстве случаев они еще поверхностны и могут сравнительно быстро угаснуть. Но во-первых, никто и никогда заранее не знает, как скоро они угаснут, и угаснут ли, а во-вторых, даже в этих случаях необходимо стремиться умело и тактично направить первую любовь, так как приобретаемый подростком первый нравственный опыт подобного рода никогда не исчезает бесследно».
В большинстве случаев подросток стыдится подобного проявления чувств, боится вызвать хотя бы малейшее подозрение на этот счет и всячески старается скрыть, замаскировать свое отношение к объекту симпатий. В одних случаях это выражается в том, что подросток молчит, смущается, смотрит в сторону, держится подальше от предмета своих чувств; в других случаях подростки (обычно только мальчики) преследуют понравившуюся девочку, смеются над ней, стремятся поставить ее в смешное и неловкое положение. Реже встречаются случаи, когда подросток не скрывает своих симпатий, старается быть вместе с девочкой, больше общаться с ней. Порой к чувству симпатии примешивается этакая мальчишеская бравада, желание показать себя многознающим и многоопытным, произвести соответствующее впечатление. Во всех описанных случаях обычно заметно изменяется внешний облик подростка - он начинает следить за своим костюмом, прической, появляется стремление украсить себя. Почти нет случаев, когда у подростка в первое, светлое чувство вторгался бы цинизм, пошлость. Даже у самого испорченного подростка эти два плана поведения существуют независимо друг от друга и во всяком случае не относятся к одному и тому же объекту.
Не следует запрещать, грубо и бестактно пресекать, высмеивать зарождающееся чувство. В литературе неоднократно описывались случаи бестактного вмешательства в отношения чистые, дружеские, сердечные, когда оба подростка оказывали положительное влияние один на другого, так что с педагогической точки зрения здесь все обстояло благополучно. Зачем нужно было разрушать эти взаимоотношения? Грубое, нетактичное вмешательство травмировало подростков, они оказывались оскорбленными в своем первом чувстве.
В свое время в печати описывался такой случай. В руки директора школы попал интимный дневник пятнадцатилетней школьницы, в котором она писала, что влюблена в своего одноклассника, но скрывает это чувство. Она написала даже стихи о любви. Не было ничего такого, что бы дало основание бить тревогу, но тем не менее директор решил, что с этим «чрезвычайным происшествием» надо бороться столь же чрезвычайными мерами. Он не нашел ничего лучшего, как прочитать отрывки из дневника и стихотворение девочки по школьному радиоузлу. Подавленная этим, школьница бросила школу. Но ведь могли быть и более тяжелые последствия.
Полное безразличие и равнодушие к таким вопросам также неуместно. Ведь зарождающееся чувство может приобретать различные формы, по-разному влиять на подростков. Надо тактично добиваться того, чтобы взаимное влечение побуждало подростков к хорошим делам, чтобы влияние друг на друга было только положительным, чтобы подросток под воздействием пробуждающегося чувства становился чище, лучше, скромнее и умнее. Особенно большие возможности в этом отношении открываются тогда, когда учитель становится поверенным сердечных тайн своих воспитанников. Вот, например, что говорит подростку один опытный педагог: «Это хорошо, Вадим, что ты дружишь с Зиной. Но настоящая ли у вас дружба? Ведь крепкая дружба делает человека сильным, смелым, помогает совершать красивые, и даже героические поступки. Вот «двойку» ты получил - это нехорошо, это, если хочешь знать, проявление неуважения к Зине».
До сих пор мы говорили о чувстве влюбленности в подростковом возрасте. Что же касается собственно чувства любви, то оно обычно появляется только в старшем школьном возрасте. Это совершенно новое состояние в эмоциональной жизни школьника, которого нет у подростка. По отношению к подростку правильней говорить о проявлениях чувства личной симпатии, об увлечении, привязанности, даже первой влюбленности, но любовь как глубокое, сильное, действенное чувство возникает только в ранней юности. Юношеская любовь, как правило, чиста, свежа, непосредственна, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, мечтательности, лиричности и искренности.
Юноши и девушки начинают тогда глубоко и серьезно интересоваться моральными вопросами человеческих взаимоотношений: «Что значит быть женой-другом и мужем-другом?»; «Как избежать размолвок в семье?»; «Важно ли, чтобы люди, создающие семью, имели примерно одинаковый культурный уровень?»; «Почему инициатива в создании семьи всегда принадлежит мужчине?»; «Как быть, если что-то в близком человеке очень нравится, а что-то не нравится?» На подобные серьезные вопросы учитель должен быть готовым дать такой же серьезный ответ.
В старшем школьном возрасте появляется большой интерес к художественной литературе, кинофильмам, театральным постановкам, в которых раскрывается чувство любви как сильное и глубокое чувство, благотворно влияющее на человека (спектакли «Насмешливое мое счастье», «Варшавская мелодия», «Валентин и Валентина», кинофильм «Родная кровь», повести «Вешние воды» и «Ася» Тургенева, лирические стихотворения Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина, современных советских поэтов).
Как относиться к этому чувству, если оно проявляется у школьников - пусть старших, но все-таки школьников? Некоторых учителей часто нервирует появление этого чувства у старшеклассников. Педагоги видят в нем «пагубное увлечение», «преждевременную и вредную влюбленность», считают, что это отрицательно сказывается на учении и общественной деятельности. Начинаются косые взгляды, бестактные попытки «прекратить недозволенные отношения». Конечно, очень редки, даже единичны случаи подлинной травли молодых людей, что так выразительно показано в фильме «А если это любовь?» Далеко не всегда так грубо топчут и убивают это естественное чувство. Но отрицательное отношение к нему довольно часто.
А между тем влечение и интерес к противоположному полу в 16 - 17-летнем возрасте - нормальное явление. В 18-летнем возрасте юноши и девушки получают право вступать в брак. Так неужели до этого возраста у них не должно просыпаться естественное влечение друг к другу? Надо отдавать себе отчет в том, что наступает нормальный и неизбежный этап в развитии человека. Юношеская любовь в своей основе - здоровое чувство. Ни в коем случае не следует грубо вторгаться в мир интимных переживаний и тем более бранить, упрекать юношу или девушку за проявление этого чувства. Надо щадить первые проявления любви, чутко и бережно относиться к ним.
Какой характер приобретают эти чувства, какие отношения между юношей и девушкой они влекут за собой, зависит от морального уровня личности учащихся. В большинстве случаев просыпающееся чувство любви благотворно влияет на юношей и девушек. Оно вызывает у них стремление преодолеть недостатки, выработать положительные качества личности, помогает учиться, преодолевать трудности, оно делает старших школьников мягче, воспитывает благородные чувства и стремления. Так зачем же этому чувству препятствовать? Наоборот, воспитатель должен ценить и уважать такое чувство, оберегать чистоту его проявлений, делать все (или, по крайней мере, не мешать), чтобы оно благоприятно влияло на обе стороны и в дальнейшем.
Иное дело, когда возникающее чувство любви развивается ненормально (не встречает взаимности, связано с не совсем здоровыми интересами и переживаниями), мешает учению, отвлекает от общественной работы, делает учащегося чрезмерно возбужденным или рассеянным, замыкает его в кругу личных переживаний. Если нельзя придать этому чувству иной характер, необходимо попытаться переключить энергию и активность старшего школьника в русло других интересов.
Значительно реже встречаются случаи, когда мы имеем дело с суррогатом чувства любви, что связано с нечистоплотностью в области половой морали, распущенностью и цинизмом. Если не удается изменить характер подобных отношений, воздействуя на ум, чувства и волю старших школьников, то необходимы серьезные и решительные меры, чтобы обезопасить коллектив от развращающего примера. Вот такую пародию на любовь можно и должно пресечь, не останавливаясь (в случае неудачи воспитательных воздействий) перед самыми крайними мерами.
Однако самое правильное - не дожидаться того момента, когда придется пресекать, а строить воспитательную работу так, чтобы не возникало условий и возможностей для подобных отношений. Мы хорошо знаем, что некоторые молодые люди имеют вредные, неправильные, чуждые нам представления о женской чести, достоинстве, целомудрии. Это, говорят многие юноши, - отжившие понятия, ханжество; современный человек должен рассуждать иначе, смотреть на это гораздо проще, примитивнее.
Замалчивая, из соображений ложной стыдливости, вопросы любви, мы невольно позволяем решать их тем людям, влияние которых на старших школьников может быть только отрицательным. А наши воспитанники тянутся к этим людям, потому что с ними легко говорить о том, что так волнует и интересует юношество. Так загрязняется большое и светлое чувство. Отсюда - неуважительное отношение к девушкам, развязность, а порой и вообще хамство. Иные старшеклассники считают, что «чем юноша нахальнее, тем больше нравится». Один из десятиклассников рассуждал так: «Я хочу, чтобы моя девушка была пустой, легкомысленной, обязательно рыжей и ультрамодной, чтобы я мог с ней легко расстаться, когда мне захочется. Жениться на такой я не собираюсь, а для веселья это очень удобно».
Думается, что мы - воспитатели, несем ответственность за подобные представления у наших воспитанников, которые вот-вот покинут стены школы. Как нужен здесь задушевный, откровенный разговор чуткого и внимательного воспитателя, старшего товарища и друга! В литературе приводятся очень удачные примеры облагораживающего влияния таких бесед. Л. Кабо писала, что когда в одном из десятых классов осложнились отношения между юношами и девушками, решили организовать с ребятами настоящий мужской разговор. Воспитатель собрал их вечером в опустевшей школе, чтобы поговорить о рыцарстве, об истинном уважении к женщине, о том, чего требует от настоящего мужчины любовь. В результате - «благодатное волнение, сияющие ребячьи глаза... Мальчишки долго ходили, словно умытые, отдраенные песочком. Уважали женщин».
Разумеется, помимо бесед, нужно организовать и правильные взаимоотношения юношей и девушек в коллективе, внимательное предупредительное отношение юношей к девушкам, о чем уже говорилось. И организация такого опыта поведения - едва ли не главное содержание полового воспитания.
И наконец, скажем об эстетическом воспитании как необходимой стороне полового воспитания. Школьники должны приучаться видеть и понимать красоту настоящей любви, красоту отношений мужчины и женщины, соединенных большим чувством. Для этого воспитатель может использовать произведения литературы и искусства. Надо не только приобщать школьника к прекрасной музыке, знакомить его с замечательными стихотворениями, воспевающими чувство любви, с произведениями живописи и скульптуры, но и пояснять, что именно хотел выразить композитор, писатель или художник и какие выразительные средства он использовал. Тогда постепенно у подростка возникнет представление о любви, как о прекрасном и возвышенном чувстве, украшающем жизнь человека.
По нашим многолетним наблюдениям и собранным нами отзывам школьников, весьма большие возможности для эстетического воспитания такого рода представляет, например музыка П. И. Чайковского («Лебединое озеро», «Евгений Онегин»), М. И. Глинки («Руслан и Людмила»), А. Г. Рубинштейна («Демон»), А. С. Даргомыжского («Русалка»), Э. Ф. Направника («Дубровский»), оперы Верди, стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Блока, К. Симонова, С. Щипачева, отрывки из романов «Война и мир» и «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, «Капитанская дочка» Пушкина, повести «Ася» И. С. Тургенева, «Гранатовый браслет» А. И. Куприна, спектакли «Иркутская история» А. Н. Арбузова, «Девочка и апрель» Т. Яна. Разумеется, следует учитывать возраст школьников.
Приведем несколько высказываний учащихся.
«Когда мы на занятиях литературного кружка просили нашу учительницу прочитать про любовь, то она прочитала нам отрывок из «Войны и мира», когда Наташа с Соней в лунную ночь стоят у окна и Наташа готова и желает любить. Это очень красивое и большое чувство» (Муся Л., 15 лет); «Что такое настоящая любовь и как она прекрасна, я понял из «Иркутской истории» (Костя С., 15 лет).
Не только красоту человеческих отношений, но и красоту человеческого тела должен понимать и чувствовать школьник.
В свое время в газетах сообщалось, что в одном из интернатов под Ригой на первом этаже стояла скульптура обнаженной девушки. «И вы не боитесь?» - «Нет,- улыбнулся директор,- она наша союзница». В этой связи рекомендовалось, чтобы в школьных коридорах, там, где расположены старшие классы, висели репродукции античных статуй, так как восприятие прекрасного поможет воспитанию у мальчиков преклонения перед женской красотой. Очень правильное соображение! Такое преклонение несовместимо с грубо циничным взглядом на женщину. И здесь красота вступает в единоборство с пошлостью и побеждает ее. Но правильному восприятию картин и скульптур надо учить. Не следует думать, что стоит показать мальчишке Русский музей в Ленинграде, как он проникнется высокими чувствами. Нет, будет только то, что неоднократно бывало, - смущенное хихиканье, подталкивание друг друга, шепот на ухо, беспокойный взгляд в сторону. И картина или скульптура предстанет перед ним не как произведение искусства, а как объект, вызывающий сексуальные переживания и образы.
Директор школы Р. Д. Брусничкина рассказывала о своих наблюдениях за подростком, который вместе с отцом знакомился с выставкой картин. Отец давал объяснения мальчику, а тот внимательно слушал и иногда задавал вопросы и высказывал свое мнение. Но вот они вошли в зал, где была выставлена картина, изображающая обнаженную женщину. Мальчик сразу изменился, в глазах у него появилось выражение стыда, глаза забегали, а на губах появилась какая-то нехорошая улыбка. Отец все это заметил, подошел с мальчиков к картине и начал ему объяснять прекрасное творение художника, обратил внимание сына на краски, линии, на то, как они передают красоту тела женщины, как невольно любуешься этим. Выражение лица мальчика менялось, и он уже внимательно слушал отца, чувствовалось, что он иначе воспринимает картину и его отношение к ней меняется.
В заключение еще раз подчеркнем, что, осуществляя половое воспитание школьников, следует говорить с ними не только о том, что и как должно быть в человеческих отношениях, раскрывать не только светлые стороны жизни, воспитывать не только на положительных примерах. Надо создавать иммунитет - отрицательную реакцию, невосприимчивость по отношению к отрицательным явлениям, более того, воспитывать желание и стремление, даже своего рода потребность активно бороться с этими отрицательными явлениями. Высокие принципы в области половой морали должны быть связаны с резким, непримиримым отношением к аморальным поступкам.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.