О воспитательном воздействии труда говорилось выше. В этом разделе мы попытаемся дать общую характеристику труда как средства воспитания и одного из основных путей формирования личности советского человека. А. С. Макаренко выразил эту мысль в ясной и четкой форме: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
Однако правильно воспитывает далеко не всякий труд. Труд формирует личность при всех условиях, всегда, но ведь речь идет не о формировании личности вообще, а о формировании личности советского человека, с определенными чертами личности, правильной системой отношений к обществу, коллективу, коммунистическим мировоззрением и коммунистическими убеждениями. Если даже труд правильно организован и способствует формированию таких черт личности, выражающих отношение человека к труду, как трудолюбие, добросовестность, аккуратность, воспитывает умение преодолевать трудности, помогает развивать энергию, активность, настойчивость, целеустремленность, преодолевает лень, апатию, пассивность, это еще не решение воспитательной задачи по отношению к молодому поколению нашей страны.
Труд может оказывать самое различное, иногда даже отрицательное влияние на формирование нужной нам направленности личности. Еще А. С. Макаренко указывал, что осуществляемый при некоторых условиях труд может быть в каком-то смысле «нейтральным процессом» по отношению к коммунистическому воспитанию. Труд может воспитать и идейного, целеустремленного коллективиста, и носителя индивидуалистической психологии, пренебрегающего правилами советского общества, и воинствующего эгоиста, для которого цель жизни — личное благополучие, чему он приносит в жертву интересы коллектива.
Сущность труда как средства коммунистического воспитания не только в том, какое он место занимает в жизни школьника, но
и в том (и это главное!), какое отношение труд имеет к общественному бытию школьника, какой характер он носит, каковы те отношения, в которые вступает школьник со взрослыми, товарищами в процессе труда. Формирование коммунистического отношения к труду, уважения к коллективу, умения подчинять свое поведение интересам коллектива, соответствующая шлифовка и коррекция характера, когда преодолеваются черты эгоизма, индивидуализма, ложного товарищества, — все это происходит в процессе не любого труда, а труда, осуществляемого в определенных условиях, специальным образом организованного. Поэтому так важно правильно организовать трудовое воспитание школьников. От его успеха во многом зависит успех формирования личности учащихся.
Опыт трудового воспитания в советской школе, материалы педагогических и психологических исследований позволяют сформулировать следующие условия, при которых труд становится по-настоящему воспитывающим фактором.
1. Труд учащихся должен быть общественно полезным трудом. Школьник должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную ценность, общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть труд на пользу школе (оформление школы, ремонт школьной мебели и учебных пособий, благоустройство и озеленение школьного двора, строительство школьной спортивной площадки и т. д.).
Педагог В. Г. Синельников приводит пример воспитывающего влияния труда, когда школьники разбили сад на месте запущенного двора. Сначала был объявлен общешкольный конкурс на лучший проект сада. На основании четырех лучших проектов был составлен генеральный план-проект и вывешен для всеобщего обозрения. Во главе с активом, под руководством учителей школьники очистили двор от шлака, щебня и мусора, высадили в грунт 370 деревьев и кустарников, проложили аллеи, разбили газоны и цветники, построили спортивную площадку и географический уголок, подготовили учебно-опытное поле.
Однако надо иметь в виду, что работа только внутри школы и только для школы еще не решает полностью задачи воспитания коммунистических черт личности. Для этого необходимо, чтобы школьники принимали участие в труде на пользу общества, а не только на пользу своего общешкольного коллектива. Иначе, как показали наблюдения, в некоторых случаях у школьников могут сформироваться местнические интересы и тенденции, когда близкие интересы своей школы противопоставляются интересам общества как далекому, отвлеченному, понятию. Поэтому, например, такое большое значение имеет участие школьников во всесоюзных и городских субботниках, в работе по озеленению, в колхозных полевых работах. Формы этой работы различны. Так, пионеры Узбекистана организуют посты по борьбе с потерями хлопка, пионеры многих областей собирают лекарственные растения, помогают бороться с сельскохозяйственными вредителями, во многих областях организуются летние школьные трудовые лагеря.
2. Результатом труда должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность; школьник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. В этой связи очень важно детально знакомить школьника с общественным назначением результатов его труда, показывать ученику, кому нужен его труд. Если школьники не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они работают по принуждению. А такая работа неизбежно вызывает скуку, равнодушие, отрицательное отношение.
Сбор металлического лома или макулатуры имеет важное государственное значение. Но иногда, к сожалению, можно наблюдать, что кучи собранного лома ржавеют на школьных задворках или ненужная бумага гниет в школьных подвалах. Подобные случаи явно недопустимы в воспитательном отношении. Скажем и о другом. В одних школах просто ставили перед учащимися задачу собрать металлолом, объяснив ее общественный смысл, подчеркнув ее большое государственное значение. В других школах (в печати об этом сообщалось неоднократно) собирали лом не вообще, а для строительства экскаватора «Пионерский» или тепловоза «Юный ленинец», которые потом школьники в торжественной обстановке передали обслуживающему персоналу (вместе с техническими паспортами и ключами). А представителей пионеров Украины пригласили на тракторный завод, где они увидели колонну из 130 новеньких тракторов: на головной машине была металлическая дощечка с надписью о том, что колонна изготовлена из лома, собранного пионерами. И в довершение всего лучшие сборщики лома удостоились чести сопровождать эти тракторы на целинные земли.
Теперь сравним две эти принципиально разные формы организации труда. В обоих случаях школьники собирали лом и понимали, для чего это нужно делать. Но в первом случае они делали это без особого подъема, работа их не увлекала, они просто добросовестно выполняли свою «гражданскую обязанность». Во втором случае они собирали лом с огромным подъемом и энтузиазмом и работа имела большое воспитательное значение.
3. Труд школьника должен быть коллективным. Коллективный труд не означает просто работу вместе, в одном помещении, в одно время. Коллективный труд — это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью, общими задачами. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение воле коллектива, умение регулировать свое поведение в интересах коллектива. Коллективный труд позволяет школьникам ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному человеку, дает возможность школьникам приобрести опыт взаимного контроля, трудовой взаимопомощи и солидарности. Психологи специально исследовали сравнительное влияние на формирование личности школьников индивидуального труда и труда в коллективе. Выяснилось, что во втором случае труд оказал значительно большее влияние на формирование личности школьника, в частности на формирование коллективистических качеств. Если стимулом труда является только личный успех, то отсутствует основа для формирования качеств коллективиста. Коллективная же работа вызывает у школьников заинтересованность в общих результатах труда, так как результаты работы коллектива находятся в прямой зависимости от показателей каждого его члена.
4. Труд школьников должен быть инициативным и творческим. Тогда он соответствует возрастным психологическим особенностям подростков и старших школьников, которых привлекает творческая сторона работы, стремление к новому, поискам, возможность проявить свою инициативу, а не просто делать какие-то полезные дела. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью занимаются им школьники. При этом надо добиваться, чтобы они сами находили наилучшие способы решения трудовых задач, чтобы сами (под руководством учителя) планировали свою деятельность.
5. Там, где возможно, в труде (особенно подростков и старших школьников) должны применяться различные формы самоорганизации и самодеятельности. Дело не только в том, что школьники приобретают организаторские навыки (хотя и это очень важно), но и в том, что самоорганизация помогает развивать самостоятельность, навыки руководства и подчинения, творческую инициативу, чувство ответственности, коллективизма.
6. Труд школьников должен быть интересным для них. Выше уже отмечалось, какое большое место в жизни школьников занимают их интересы и как они стимулируют деятельность учащихся. Деятельность школьников, особенно младшего возраста, далеко не всегда может мотивироваться сознанием ее общественной значимости. Деятельность младшего школьника в гораздо большей степени мотивируется непосредственным интересом. Разумеется, не всегда надо стремиться занять школьников только таким трудом, который непосредственно интересует их. Они должны привыкать заниматься и таким трудом, который мало интересен. Но и в этом случае воспитателю следует пробудить у школьников хотя бы косвенный интерес к данной работе, связав ее с тем, что представляет непосредственный интерес для школьников, иначе труд неизбежно будет выступать в их сознании как неприятная необходимость. Учащиеся будут тяготиться таким трудом, даже сознавая его общественную ценность.
7. Труд школьников должен быть посильным для них. Он не должен приводить к перенапряжению сил, переутомлению
школьников. Если труд непосилен, то он угнетающе действует на психику, ученик теряет веру в себя и часто вообще отказывается выполнять даже посильную работу, так как чувство неуверенности преследует его.
8. Там, где возможно, труд школьников должен быть увязан с их учебной деятельностью. Необходимо устанавливать органическую взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их практической трудовой деятельностью (при различных сельскохозяйственных работах, работе на пришкольном участке, строительстве спортивной площадки и т. п.), чтобы их труд требовал знания биологии, химии, физики, геометрии, умения составить чертеж и разобраться в нем.
9. Совершенно недопустимо наказание школьников трудом. Воспитывать в труде необходимо, наказывать трудом нельзя, иначе в сознании учащихся труд ассоциируется с неприятными переживаниями и у детей неизбежно возникнет отрицательное отношение к труду. Труд воспитывает тогда, когда он не является для школьника принуждением, неприятной обязанностью. В воспитательных целях можно иногда практиковать обратное — школьник наказывается лишением права трудиться в коллективе и с коллективом. Но это можно делать, твердо зная, что подобное наказание будет переживаться школьником. Тогда он начнет понимать, что право на труд надо заслужить. Особо важно, чтобы сам детский коллектив решал, может ли быть допущен к работе тот или иной класс или ученик. В одной из школ, например, комитет комсомола, недовольный тем, как выполнил свое задание на строительстве площадки один из классов, отказал ему в праве работать вместе со всеми. Класс глубоко переживал это и всячески стремился вернуть себе утраченное право. 10. Наконец, необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.
Если соблюдаются все указанные условия, то труд становится для школьников весьма привлекательной деятельностью, вызывает у них чувство большого морального удовлетворения. В таком труде они приобретают практический опыт правильного общественного поведения.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.