Разрабатывая психологические основы методов воспитательной работы, психологи исходят из положения о том, что любой метод воспитания нельзя рассматривать и оценивать абстрактно. Применяя эти методы, необходимо учитывать, во-первых, возрастные и индивидуальные особенности воспитуемого школьника, во-вторых, особенности детского коллектива, членом которого он является, и, наконец, данные конкретные условия, в которых происходит воспитательное воздействие.
Для того чтобы формировалась положительная направленность личности, чтобы школьник хотел правильно поступать и поступал правильно во всех ситуациях и обстоятельствах, необходимо, чтобы он знал, как надо поступать, видел, что так поступают уважаемые им люди, и сам упражнялся (это — самое главное!) в правильном поведении.
Формирование подлинных убеждений немыслимо вне овладения определенной системой знаний — нравственных представлений и понятий. Сами по себе эти знания, еще не определяя морального поведения, существенно влияют на него. В психологических исследованиях было установлено, что процесс усвоения нравственных понятий является очень сложным и требует специального руководства. Нравственные понятия школьников, формирующиеся под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы, неблаговидных поступков взрослых, вне правильного идейного руководства со стороны воспитателей и коллектива, могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Иногда школьник приходит к неправильным выводам, не умея самостоятельно разобраться в тех или иных фактах и явлениях жизни, в содержании литературных произведений, кинокартин. В особо тяжелых случаях у школьника могут сформироваться не только заблуждения, но и чуждые нам по духу моральные принципы и установки.
Именно этим и объясняются многие (хотя, конечно, далеко не все) случаи неправильного поведения. Учителям хорошо известно, например, что поступки и действия подростка, определяемые ложно понятой честью, далеко не соответствуют тому, что объективно выражает это понятие. А ложное понимание дружбы? Как часто оно обусловливает такие нежелательные формы поведения, как круговая порука, подсказки, списывание. То же самое можно сказать и о ложно понятой смелости, настойчивости и т. д. Если, например, какой-либо школьник убежден в том, что упрямство — это «яркая, принципиальная, гордая настойчивость»; что чуткость — это «свойство слабых и слабовольных людей», тогда как «настоящий человек должен быть холодным, грубоватым и резким», то совершенно ясно, как под влиянием таких знаний и убеждений будут поступать школьники.
Исследования психологов И. М. Краснобаева, В. А. Крутецкого, В. И. Селиванова и других показали, что у ряда школьников имеются довольно значительные пробелы и заблуждения в области нравственных понятий. Эти ошибочные взгляды отдельных учащихся объясняются недостатками воспитательной работы школы. Необходима широкая, планомерная и специально организованная работа, которая помогла бы им формировать правильные и четкие нравственные понятия, усваивать соответствующие знания, преодолевать ошибки и заблуждения.
Конечно, важнейший путь формирования нравственного сознания — это путь обогащения и обобщения школьниками нравственного опыта через организацию их правильного поведения. Различные формы нравственного просвещения школьников, воздействие на их разум и чувства живого, яркого, страстного слова (индивидуальные и коллективные этические беседы, лекции, диспуты, читательские конференции, организуемые воспитателями, школьными библиотеками, пионерской и комсомольской организациями) могут существенно дополнить эту работу.
Все перечисленные методы, как показали специальные исследования, а также опыт учителей, приносят большую пользу моральному воспитанию, но они ни в коем случае не должны превращаться в сухие, скучные, надоедливые нотации и нравоучения.
А. Г. Ковалев правильно отмечает, что формы убеждения школьника нельзя смешивать с морализированием, когда положения морали декларируются в суждениях типа «пионер должен...»; «комсомолец обязан...»; «школьнику необходимо...», которое принесет скорее вред, чем пользу.
Большим сторонником моральных (этических) бесед был даже такой мастер педагогики активного действования, как А. С. Макаренко. Он сам успешно разрабатывал конспекты бесед теоретического морального типа.
Установлены определенные принципы, в соответствии с которыми должны строиться беседы на моральные темы. Принципы эти таковы:
1. Подобные беседы по содержанию должны быть доступны соответствующему возрасту. Недопустима перегрузка отвлеченными и абстрактными понятиями, сложными рассуждениями.
2. Необходимо, как правило, хорошо знать коллектив, в котором проводится беседа, его направленность, взаимоотношения его членов, отношение к учению, учителям и т. д.
3. Не следует проводить такие беседы очень часто. Хорошо, если беседы проводятся по конкретным поводам, приурочены к тем или иным событиям в жизни страны или коллектива, например к встрече с участником Великой Отечественной войны, встрече с героем, выходу в свет новой книги или кинофильма, какому-нибудь положительному или отрицательному факту в жизни школы.
4. Начинать беседу рекомендуется с анализа ярких, хорошо подобранных конкретных примеров, жизненных или литературных фактов и наблюдений и от них переходить к обобщению и выводам.
5. Необходима разумная опора на эмоционально преподнесенный, яркий и впечатляющий образ (использование произведений живописи, литературы, коллективное посещение или коллективное припоминание кинофильмов или театральных постановок и т. д.).
Каково влияние бесед, построенных по этому принципу, видно из высказываний самих школьников.
«Я только тогда поняла, что такое настоящая скромность, когда увидела в Горках жилище Ленина: простой обеденный стол, простой костюм на вешалке»; «Я как-то совершенно по-иному переосмыслил и глубоко прочувствовал, что такое мужество, когда увидел в Музее обороны Ленинграда кусочек черствого с примесями хлеба в 125 граммов — дневной паек ленинградца во время блокады».
Важен понятный и убедительный для школьника пример, отличающийся новизной. Много таких примеров можно почерпнуть из газеты «Пионерская правда» или «Комсомольская правда», которые ставят очень острые вопросы о дружбе, подлинном или ложном товариществе, о смелости и трусости, о честности и беспринципности.
Большой воспитательный эффект дают и умело преподнесенные отрицательные примеры. Говоря, например, о чувстве долга, следует раскрыть и показать, сколь отвратительна такая черта, как эгоизм. При этом надо избегать примеров, в которых тот или иной недостаток может восприниматься школьником как имеющий какие-либо привлекательные стороны.
6. Большое значение имеет хорошая аргументированность, доказательность тех положений, которые доводят до сознания школьников. Это особенно важно, когда беседу проводят с подростками и старшими школьниками, которые, с одной стороны, способны понять и вследствие этого принять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. С другой стороны, в этом возрасте эффективность словесного воздействия может снижаться, так как критические тенденции, развивающиеся у школьника, часто заставляют его настороженно, недоверчиво и с предубеждением относиться к аргументации взрослых, отвергать их доводы, не соглашаться с теми или иными положениями, противоречить просьбам и требованиям старших. Следует учесть и другое обстоятельство: школьник часто бывает польщен, что взрослые обращаются к его разуму, рассчитывают на его понимание. У него возникает желание оправдать эти надежды, быть достойным такого отношения.
7. Необходимо пробуждать у школьников максимальную активность и вызывать оживленный обмен мнениями, будить их мысль, заставлять их задумываться над вопросами морали. Не следует навязывать школьникам готовых истин — пусть выводы о нормах морали будут сделаны при их активном участии (но под руководством учителя, воспитателя). Для этого рекомендуется заранее подготовить вопросы, которые по ходу беседы должны быть поставлены на обсуждение.
В практике бесед это может осуществиться примерно так: «Горький говорил, что «человек — это звучит гордо», Суворов же любил повторять, что «гордость — это вывеска дураков». Кто из них прав?»; «Что хотел сказать Суворов словами «смелость и осторожность на одном коне ездят?» Правильна ли эта мысль?»; «Вожатая написала в письме пионеру: «Нехорошо писать: «Я и мой друг», как ты обычно делаешь, когда пишешь мне о ваших успехах. Разве не лучше звучит: «Мой друг и я?» Почему вожатая придала этому такое значение?»
Можно прибегнуть и к специальным методическим приемам. В одной из наших бесед высокий уровень активности учащихся (IV класс) был достигнут следующим образом: ведущий рассказал об одном случае, когда школьник Петя однажды ехал в трамвае и услышал, как сосед его, молодой и здоровый гражданин, вслух выразил сожаление, что проехал мимо нужного ему дома. Петя посоветовал ему спрыгнуть на ходу, но гражданин отказался. «Вы, дяденька, несмелый человек, опасностей избегаете»,— укоризненно сказал Петя. Здесь рассказ прерывался и школьников приглашали высказать свое мнение: кто прав? При этом взгляды ребят разделились, но даже те, кто защищал поступок гражданина, были согласны с Петей в том, что гражданин избегает риска и опасностей. Тогда ведущий беседу прерывал дискуссию и заявлял, что рассказ не кончен. Конец рассказа таков: «Гражданин в ответ повернулся к Пете, и тот увидел на груди у него Золотую Звезду Героя Советского Союза». Такой неожиданный финал вызывает бурную активность и горячий обмен мнениями.
В старших классах хорошо активизируют учащихся организуемые ими самими диспуты, собрания, читательские конференции на моральные темы. Интересный материал собран по этому вопросу Г. И. Щукиной. Такие темы, как «Поговорим о принципиальности», «Быть, а не казаться», «Я и мы», всегда вызывают большой интерес у старшеклассников. Успех диспутов и конференций зависит от искреннего обмена мнениями, активности, от появления эмоционально окрашенного правильного отношения старших школьников к тем или иным вопросам.
Очень важно и отношение руководителей к проведению диспута. С одной стороны, взрослые не должны подавлять инициативу и активность старшеклассников постоянным вмешательством в ход дискуссии, стремлением высказаться по каждому поводу, прерывать выступления участников, вносить свои коррективы. С другой стороны, учителя, воспитатели не должны занимать позицию невмешательства, пассивного наблюдателя и регистратора событий, особенно тогда, когда высказанный участниками диспута правильный взгляд не встречает должной поддержки у коллектива или когда учащиеся сами не уверены в правильности своих суждений.
Большую роль отводит Г. И. Щукина критике и самокритике. И действительно, успех диспутов, читательских конференций, коллективных бесед на моральные темы зависит от того, насколько удастся столкнуть различные мнения, перевести диспут из абстрактного в конкретный жизненный план, обратиться к примерам из жизни собственного коллектива.
По мнению Г. И. Щукиной, многое зависит от удачной формулировки вопросов для предварительного обдумывания. Например, на тему о дружбе учащиеся ставили такие вопросы: «Как ты понимаешь дружбу между мальчиком и девочкой?»; «В чем смысл пословицы «Друг спорит, а недруг поддакивает»?; «Какая дружба украшает жизнь, а какая портит?»
8. Надо стараться вызывать у школьников глубокие и действенные эмоции, что возможно только в том случае, если учитель проводит беседу не равнодушно и бесстрастно, а эмоционально и живо. Учитель должен помнить, что его страстная убежденность заражает школьников. Очень важно добиваться, чтобы дети осознавали переживаемые ими чувства примерно в такой форме: «Почему этот случай вызывает у меня такой гнев и презрение»?; «Почему данный поступок вызвал у меня такое восхищение?»
Большое значение в формировании личности школьника имеет личный пример воспитателей (в том числе учителей). Младший школьник часто подражает учителю, старается походить на него, но, во-первых, делает это чаще всего неосознанно, а во-вторых, подражает внешним его проявлениям и манерам, так как еще не способен анализировать проявления личности, выделять и осознавать устойчивые черты личности. Подросток и старший школьник в большинстве случаев уже сознательно следуют примеру. Начиная считать себя взрослым, подросток стремится подражать поступкам и действиям старших. Поэтому у него появляется острый интерес и внимание к поведению окружающих людей, особенно людей наиболее близких и наиболее авторитетных для него. Чем авторитетнее учитель, тем большее влияние на школьника имеют его убеждения, знания, мнения, вкусы. Сознательно подражая тем или иным чертам взрослых, подросток нередко копирует и их отрицательные черты и поступки. Если учитель целеустремлен и принципиален, настойчиво, твердо выполняет свои обязательства, ему легче будет требовать того же самого и от своих воспитанников. Наоборот, раздражительность учителя, его грубость, невыдержанность, нескромность окажут отрицательное влияние.
Учителя и воспитатели иногда недооценивают влияние своего личного примера в воспитательной работе. А между тем то, что они делают, как они ведут себя, имеет не меньшее, если не большее значение, чем то, что они говорят, чему учат. А. С. Макаренко подчеркивал, что все стороны поведения человека имеют в этом плане большое значение, вплоть до того, как человек радуется и печалится, как он обращается с друзьями и врагами, как он говорит с другими людьми и о других людях. Особенно вредны для воспитания случаи, когда поведение воспитателя противоречит его словам. Если школьник наблюдает это неоднократно, да еще у разных людей, то у него будет воспитываться лицемерие. Он может прийти к выводу, что дела человека могут не соответствовать его словам, что говорить можно одно, а в жизни поступать противоположным образом, что за словами можно скрывать свои подлинные мысли и что это образ действий, принятый в мире взрослых.
Однажды в нашем присутствии старший пионервожатый сказал пионеру, который прибежал звать его к телефону: «Да нет, мне некогда, это из райкома звонят, ты пойди и скажи, что меня не нашел, меня в школе нет». В другой школе состоялась крайне неудачная лекция для учащихся V—VII классов, которую читал приглашенный лектор. Но директор из соображений ложной вежливости и тактичности в присутствии всех учеников поблагодарил докладчика, отметив большой успех лекции, пригласил его побывать еще. Проводив лектора, он вернулся в зал и резко критически отозвался о только что прочитанной лекции.
Так взрослые, сами того не желая, преподали подросткам наглядные уроки лжи и лицемерия.
В некоторых случаях впечатлительный подросток может глубоко переживать это открытие. В печати описывался случай, когда пятнадцатилетний школьник убежал из дома. Он привык считать своих родителей, любимую классную руководительницу честными, правдивыми людьми. И вот однажды он заметил, что у них слова расходятся с делами, уважаемые люди проявляли фальшь и лицемерие. «Если люди, которые были для меня образцами, лгут, то чего же ждать от других людей? Есть ли вообще правда?» — с горечью задавал себе вопрос подросток.
Из сказанного следует, что учителя и воспитатели должны предъявлять к себе и своему поведению самые строгие требования, постоянно помнить, что за ними следят десятки пытливых глаз, что старшие воспитывают школьников не только своими словами, но и своим поведением. Недаром говорят, что «учитель — человек, специальностью которого является правильное поведение». Учитель, воспитатель должны являться для школьника примером принципиальности, волевых качеств, скромности, чуткости, трудолюбия, хорошей производственной работы и активной общественной деятельности, высоких идеалов и стремлений — все это в высшей степени способствует формированию положительных черт личности на всех возрастных этапах.
Разумеется, не всегда отрицательный пример взрослых вызывает у школьников желание подражать, особенно если школьник хорошо воспитан, если у него сформированы высокие убеждения, закрепились определенные нравственные привычки, но авторитет взрослых, допускающих такие поступки, будет в его глазах поколеблен, а то и совсем исчезнет. Если же школьник морально еще неустойчив (что бывает очень часто) или подобные примеры воспринимаются им неоднократно, то соответственно может перестроиться его поведение в неблагоприятную сторону.
Естественно, нельзя ожидать, чтобы все учителя и родители не имели недостатков и не допускали промахов в своем поведении. Но можно и нужно требовать, чтобы эти недостатки не проявлялись в присутствии школьников. Если же подобное все-таки произошло, то самое лучшее — в подходящей и тактичной форме (обязательное условие) признать свою неправоту. Многие воспитатели заблуждаются, считая, что признать свою ошибку в присутствии воспитанников — это значит уронить свой авторитет в их глазах. Конечно, лучше всего не допускать ошибки, но если она допущена, то не следует совершать второй ошибки: упрямо убеждать в своей непогрешимости или всячески оправдывать свой поступок. Это действительно снижает авторитет. Открытое же признание своей ошибки (при условии, если подобные ошибки редки в практике человека) в разумной и тактичной форме не поколеблет авторитета воспитателя, отрицательный же пример потеряет свою силу. Школьники проникаются уважением к взрослому человеку, имеющему мужество честно и прямо признать свою вину или ошибку.
В одной из школ директор пришел взволнованным, раздраженным и возбужденным. Причина — болезненное состояние и неприятный разговор в роно. Ему показалось (а, может быть, так было и в действительности), что в вестибюле очень грязно. В присутствии учеников V—VII классов он, не сдержавшись, в грубой форме сделал выговор уборщице. Сцена неприятно подействовала на учеников, любивших и уважавших своего директора. Это понял и сам директор. К тому же он почувствовал (когда немного успокоился), что был неправ, что форма его выговора была неприемлемой. На следующий день в присутствии учеников тех же классов директор приветливо поговорил с уборщицей и выразил сожаление, что вчера был с ней несправедливо резок и что его болезненное состояние не должно служить ему оправданием. Все объяснение было сделано просто и естественно, с большим тактом и достоинством. Это произвело на учеников впечатление, они поняли, как должен вести себя человек, совершивший ошибку.
Главным, основным в воспитании личности, как уже отмечалось, является организация практического опыта в правильном поведении. Воспитатель должен формировать у школьников формы, способы поведения, в которых реализовывались бы складывающиеся под решающим влиянием воспитания убеждения школьника. Указанные формы поведения закрепляются, превращаясь в устойчивые образования тогда, когда они становятся формой выражения, средством «материализации» мотивов, потребностей, отношений школьника. Система воспитательных мероприятий должна ставить школьников в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала усваиваемым принципам поведения, чтобы они приучались претворять свои взгляды и убеждения в поступки. Именно в этом смысле А. С. Макаренко говорил о необходимости организации «гимнастики поведения», упражнений в правильных поступках.
Если условия, в которых живет и действует школьник, не требуют от него, например, проявления настойчивости и смелости, то соответствующие черты личности у него и не выработаются, какие бы высокие моральные принципы ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Тепличное воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не сможет создать сильной, целеустремленной личности.
Что же понимается под упражнением в нравственном поведении? Прежде всего речь идет не просто о многократном выполнении одних и тех же или однообразных по своему характеру действий. Ведь в таком случае выработался бы шаблон, стереотип в поведении, неумение правильно действовать в различной обстановке. Упражнение — это организованное и целенаправленное повторение действий, поступков в различных вариациях, в сходных по существу ситуациях. Только в этом случае сформируются устойчивые и в то же время обобщенные формы поведения. Имеются в виду, разумеется, не искусственные упражнения, а естественные условия жизни и деятельности школьника.
Наконец, воспитатель не ждет, пока представится случай для упражнения, а сам создает эти случаи, ставит перед школьником практически значимые задачи, предъявляет определенные требования.
Если мы хотим, чтобы у школьников формировалась и закреплялась настойчивость, надо ставить их перед необходимостью самостоятельно преодолевать жизненные трудности, а не устранять их (как это практикуют некоторые сердобольные родители), не спешить помочь школьнику, как только в процессе учебной или трудовой деятельности он столкнется с препятствием, а предоставить ему возможность самому найти выход из затруднительного положения. Для воспитания трудолюбия необходимо так организовать жизнь школьника, чтобы он систематически и повседневно участвовал в различных видах труда, нес определенные трудовые обязанности, не уклонялся от различных видов общественно полезной работы, организуемой школой, пионерской дружиной, комсомольской организацией, систематически и организованно готовил домашние задания. При этом следует добиваться хорошего выполнения работы. Воспитанию смелости, стойкости, решительности, мужества помогут занятия некоторыми видами спорта, где требуется проявлять указанные качества (гимнастика, юношеский бокс, борьба, прыжки в воду, кроссы, спуск на лыжах с крутых холмов и склонов, прыжки на лыжах с трамплина). Надо пользоваться каждым естественным жизненным случаем для того, чтобы приучать школьника стойко относиться к неудачам, невзгодам и лишениям, терпеливо переносить жажду, холод, жару, усталость, боль.
Исследования (главным образом Н. Д. Левитова) показали, что формирование черт, свойств личности как закрепленных и обобщенных способов поведения, в которых реализуется направленность, убеждения человека, в процессе упражнения первоначально проходит стадию формирования психических состояний, которые еще не стали свойствами личности, так как носят временный и ситуационный характер. Психические состояния — это целостная характеристика психических проявлений и поведения за определенный период времени. Они являются своего рода промежуточными образованиями. Именно через психические состояния осуществляется переход к психическим свойствам личности. Если психическое состояние повторяется часто, то оно может закрепиться и стать чертой личности. Воспитание характера в значительной мере идет путем намеренного создания у детей таких психических состояний. Например, для воспитания решительности как черты характера необходимо сначала, чтобы ребенок неоднократно переживал хотя бы временное состояние решимости. Из временных состояний смелости в дальнейшем рождается смелость как черта личности.
Воспитывая личность школьника, конечно, нельзя ожидать, что он сразу, при всех условиях и обстоятельствах, будет выбирать правильные формы поведения. Как же осуществляется коррекция поведения? Действенными средствами регулирования и коррекции поведения школьника являются одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Одобрение, поощрение служат средством подкрепления и в силу этого средством закрепления и стимулирования правильных мотивов и правильных форм поведения. Осуждение, наказание являются средством торможения и задержки отрицательных побуждений и неправильных форм поведения.
Положительная оценка действий школьника, разнообразные виды подкрепления, одобрения его поступков (словесное поощрение, похвала, благодарность, школьная радиоинформация, заметка в стенгазете, письмо родителям и т. д.) вызывают у школьника положительные эмоции, радостное чувство удовлетворения от совершенного действия, пробуждают желание поступать таким образом и в дальнейшем. Порицание, осуждение вызывают неприятные переживания у школьника, состояние неудовлетворенности от сознания причиненного ущерба другим людям, коллективу, от сознания, что он вызвал недовольство взрослых и коллектива. В результате у школьника появляется стремление воздержаться в дальнейшем от подобных действий. Но, переживая осуждение или наказание, школьник не должен испытывать горького сознания непоправимой ошибки, чувства подавленности, сознания своей неполноценности.
Ошибки в применении системы поощрений и наказаний вредно отражаются на процессе воспитания личности. Например, неумеренное поощрение, захваливание приносит большой вред, так как формирует преувеличенное представление о собственных силах и возможностях, зазнайство, высокомерие. С другой стороны, чем чаще по всяким поводам применяется поощрение, тем меньше оно ценится школьниками. Известно, что дети особенно ценят похвалу такого учителя, который хвалит сравнительно редко. Поощрение и похвала за любой хороший поступок часто приводят к тому, что школьник начинает рассматривать правильное поведение как свою заслугу, а не обязанность. Подобное можно наблюдать и в тех случаях, когда поощрение заранее обусловливается как награда за предстоящее хорошее поведение. В конце концов может оказаться, что школьник правильно ведет себя ради похвалы или награды. А если нет основания ожидать поощрения, то он еще подумает, стоит ли быть хорошим.
Поощрять школьника следует не только тогда, когда он правильно ведет себя, но и тогда, когда поведение его еще неустойчиво, не определилось окончательно. Более того, как раз в таких случаях особенно полезно поощрение. Даже одобрительная улыбка, кивок головой, несколько мягких, подбадривающих слов имеют большое значение. И психологически это понятно: школьник, постепенно нащупывающий правильную линию поведения, особенно нуждается в том, чтобы взрослые, авторитетные люди подтвердили, что он идет правильным путем, что его первые шаги заслуживают одобрения. Поощрять можно не только отдельного школьника, но и коллектив. Если поощряется коллектив, то он должен быть отмечен только за коллективные дела, а не за сумму индивидуальных достижений его членов.
Еще больший такт и умеренность необходимы при применении средств осуждения и наказания. Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что в идеале воспитание должно осуществляться вообще без наказаний, без окриков, угроз, без повышения голоса, только человечностью, лаской, добротой.
Очень важно, чтобы мера осуждения и наказания соответствовала проступку, степени вины школьника. Всякие ошибки, связанные с наложением взыскания, обычно производят впечатление и на весь классный коллектив и нередко отрицательно сказываются на формировании тех или иных качеств у школьников. Поэтому воспитателю, находящемуся под непосредственным впечатлением проступка школьника и переживающему гнев и раздражение, не следует торопиться с наложением взыскания: в состоянии гнева и раздражения, как известно, легко преувеличить степень вины, наговорить много лишнего, подвергнуть виновника слишком суровому взысканию.
А. Г. Ковалев, рассматривая различные формы отрицательной оценки, осуждения, обращает внимание на то, что такая оценка не должна быть глобальной, когда отрицательно оценивается личность в целом. Глобальная отрицательная оценка озлобляет, подрывает веру в себя. Не рекомендуется, например, постоянно подчеркивать недостатки школьника, внушать ему мысль о его неисправимости. «Кроме шалостей, я от тебя ничего не жду»; «Ты, как всегда, упрям и говоришь глупости»; «Ну, ты, я вижу, неисправим. Обычными мерами от тебя ничего не добьешься»; «Ты настоящий дезорганизатор» — подобные характеристики вызывают у школьников неверие в свои силы, убеждение в неискоренимости своих недостатков и своеобразную покорность судьбе.
С другой стороны, парциальная отрицательная оценка (по терминологии А. Г. Ковалева), связанная с отрицательной характеристикой отдельных проступков или отдельных черт школьника (при подчеркивании общей положительной направленности личности), приносит явную пользу. Если школьник слышит: «Я уверен, что ты не будешь больше грубить: ты не такой»; «Хороший парень, а так поступаешь!»; «Право, упрямство тебе не к лицу. Ты же гораздо умнее, чем кажешься теперь», то у него, как правило, возникает желание оправдать доверие воспитателя, он начинает стыдиться своего дурного поступка, старается не делать того, что ему, как его в этом уверяют, не свойственно.
Начиная с подросткового возраста появляется новый фактор воспитания — самовоспитание — сознательная, систематическая работа школьников по формированию у себя общественно ценных качеств личности, преодолению недостатков поведения, отрицательных черт и качеств. И. П. Павлов указывал, что человек есть система, единственная по высочайшему саморегулированию, сама себя совершенствующая.
Развитие личности под влиянием внешних воздействий, регулирование ее извне на определенном уровне морально-психологической зрелости начинает дополняться внутренним регулированием, саморегулированием. Стремление старшего подростка, юноши, девушки к самовоспитанию (если оно правильно организовано и общественно стимулировано) диктуется не желанием выделиться из коллектива, возвыситься над ним, а желанием лучше выполнить свой долг, быть достойным членом коллектива. Такое самовоспитание не противостоит школьному воспитанию, а дополняет его.
Если стремление к самовоспитанию недостаточно направляется и организуется взрослыми, коллективом, то школьник может серьезно ошибаться в содержании самовоспитания (что воспитывать) и в его форме (как воспитывать). Первое связано с тем, что многие подростки и старшие школьники, как отмечалось выше, неправильно понимают и. оценивают некоторые качества личности: положительно оценивают, например, упрямство, грубость, лихачество, отрицательно оценивают скромность, чуткость. В результате возникает стремление развивать качества, которые школьник оценивает как положительные, но которые объективно являются отрицательными, и изживать отрицательные, с его точки зрения, но объективно положительные качества.
Вторая распространенная ошибка заключается в том, что подросток не может найти правильные пути самовоспитания и использует неправильные приемы, наивные средства или искусственные, оторванные от жизни упражнения.
В руководстве самовоспитанием школьников учитель, воспитатель должны преследовать четыре задачи. Первая задача — возбудить (или поддержать) стремление школьника развить в себе положительные черты личности и избавиться от тех или иных дурных сторон своего поведения. Если такого стремления еще нет, не следует ждать, пока оно возникнет само собой, надо пробудить его, убедительно показать, что человек сам вырабатывает свой характер и отвечает за него, рассказать о том, как те или иные люди добились больших успехов в самовоспитании. Следует считаться и с тем, что части подростков, юношей и девушек (как было показано выше) присуще неверие в возможности воспитания и самовоспитания, что рождает известную пассивность в этом отношении. Важнейшей предпосылкой самовоспитания является умение трезво и самокритично оценивать свои действия и поступки, осознавать их последствия, исходя из интересов коллектива, общества, умение чутко прислушиваться к общественному мнению, мнению учителей, воспитателей.
Отсюда следует вторая задача — помочь школьнику критически отнестись к своей личности, внимательно и беспристрастно разобраться в особенностях своего поведения, отчетливо увидеть свои недостатки, осознать свои недочеты. Самооценка, ее объективность или субъективность играет важную роль в процессе формирования личности. Важно сопоставить то, что видит в самом себе человек, с тем, что имеет для него ценность и значение. Личность постоянно проверяет себя своеобразным индивидуальным нравственным эталоном и корригирует свое поведение в зависимости от результатов этой проверки.
В-третьих, учитель, воспитатель помогают школьнику составить программу самовоспитания, наметить и решить, какие особенности поведения, черты личности следует развивать (например, сдержанность, настойчивость и т. д.) и какие искоренять (например, упрямство, лень, грубость). Вот тут-то и важно помочь школьнику правильно и объективно оценить качества личности, оценить их со стороны мотивационной сферы и содержания.
И наконец, четвертая задача — учитель, воспитатель указывают разумные пути самовоспитания, вооружают школьника наиболее целесообразными и эффективными приемами работы по формированию положительных черт личности и искоренению недостатков. Школьника следует убедить в том, что личность формируется в процессе преодоления реальных препятствий, в повседневном труде, учении, общественной работе, в борьбе с жизненными, даже будничными трудностями. Чтобы школьнику не было скучно и неинтересно воспитывать себя на повседневных мелочах, очень полезно развернуть перед ним систему перспективных целей и устремлений, как это советовал делать А. С. Макаренко, показать, что отдельные частные задачи являются необходимыми этапами на пути к достижению основной жизненной цели, что за каждым скучным и маленьким делом видны далекие и увлекательные перспективы.
Хорошо, если самовоспитание осуществляется под руководством и контролем ученического комсомольского коллектива. Если сам коллектив предъявляет своему члену непреклонные требования и повседневно контролирует выполнение их, то это весьма стимулирует школьника к работе над собой.
Самовоспитанием может успешно заниматься и коллектив учащихся. Имеются многочисленные примеры, когда классные коллективы брали на себя конкретные обязательства (искоренить в классе систему подсказываний и списываний, добиться хорошей дисциплины на уроках и переменах и т. д.) и успешно выполняли их под руководством учителя, классного руководителя.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.