В Программе Коммунистической партии Советского Союза поставлена задача формирования у трудящихся коммунистического мировоззрения. Формирование это начинается со школьной скамьи. Поэтому в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании неоднократно подчеркивается (в преамбуле, в статьях 19, 31, 36, 41), что одна из важнейших задач школы — задача формирования у подрастающего поколения коммунистического мировоззрения, коммунистических убеждений. Одной из важнейших проблем педагогической психологии и является проблема формирования у школьников научного марксистско-ленинского мировоззрения.
Формирование коммунистически мыслящей, чувствующей и действующей личности, становление коммунистического мировоззрения осуществляется в едином учебно-воспитательном процессе, под влиянием самых разнообразных воздействий, которые оказывает не только советская школа, но и наш общественный строй, средства массовой информации, пионерская и комсомольская организации.
На первом этапе исследования путей формирования мировоззрения у учащихся советские психологи рассматривали не единый учебно-воспитательный процесс, а отдельно две его стороны — обучение и воспитание. Специалисты в области психологии обучения исследовали процесс формирования научного диалектико-ма-териалистического мировоззрения у школьников при изучении ими школьных предметов. Специалисты в области психологии воспитания исследовали процессы формирования коммунистических убеждений и идеалов у учащихся в системе специальных воспитательных мероприятий (беседы, диспуты, пионерская и комсомольская работа, коллективный общественный труд и т. д.). В настоящее время имеются условия для того, чтобы организовать психологическое исследование процесса формирования мировоззрения, понимая его как единый, цельный процесс, охватывающий все стороны личности, ее интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы, складывающиеся под влиянием всей совокупности внешних воздействий в широком смысле слова.
Мировоззрение как следствие постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания, изучения основ наук в школе, формирования теоретического мышления начинает складываться в старшем школьном возрасте. Разумеется, еще в начальных классах у детей создаются необходимые предпосылки для формирования в будущем диалектико-материалистического мировоззрения, но только в отношении старшего школьного возраста можно серьезно говорить о формировании подлинно коммунистического мировоззрения. Для этого необходима определенная степень моральной, интеллектуальной, психической зрелости.
Не следует думать, что правильное мировоззрение в наших условиях формируется автоматически, само собой. Выше мы уже говорили о возможности чуждых идеологических влияний. Отдельные школьники попадают еще под влияние церковников, баптистов. Все это задерживает процесс формирования подлинно научного мировоззрения, а в отдельных случаях приводит к становлению и закреплению неправильных, чуждых нам убеждений; ложных взглядов на природу и общество, религиозно-мистических представлений. Поэтому учителя, воспитатели должны сознавать свою ответственность за формирование коммунистического мировоззрения у учащихся.
Важное значение представляет проблема перехода знаний в убеждения и формирование на этой основе научного диалектико-материалистического мировоззрения в процессе изучения школьных предметов. Большую роль здесь должно играть преподавание обществоведения, так как этот предмет обобщает на базе марксистской философии научные знания, приобретенные старшеклассниками по всем учебным предметам, синтезирует их знания законов развития природы и человеческого общества. Опыт преподавания курса обществоведения показал, что он открывает широкие возможности для формирования у учащихся стройного марксистско-ленинского мировоззрения, воспитания у них идейной убежденности.
Исследования психологов выяснили, что усвоенные по обществоведению знания тогда приобретают характер убеждений, когда учебный материал связан с эмоциональным переживанием его бесспорности, убедительности, когда приобретение знаний по обществоведению связано с активной, самостоятельной мыслью ученика. Исследование Г. Е. Залесского позволяет сделать вывод, что процесс формирования научного мировоззрения у старших школьников связан с формированием умения правильно оценивать общественные явления, с воспитанием правильного отношения к ним. Г. Е. Залесский путем обучающего эксперимента показал, что вполне возможно и необходимо специально обучать школьников приемам самостоятельного научного анализа и оценки социально-экономических и общественных фактов и явлений. Он обучал старших школьников рациональным приемам научного анализа и оценки социально-исторических и общественно-политических явлений с помощью научно обоснованных критериев. В частности, использовался следующий прием: учащимся предлагали специально построенную систему заданий. Каждое из таких заданий представляло собой напечатанный на карточке текст задачи, которая содержала информацию об определенном общественно-политическом явлении и о столкновении стратегий, мнений, действий, связанных с разным к нему отношением различных людей, социальных групп и партий. Вместе с текстом задачи учащийся получал бланк-задание, в котором требовалось определить свое отношение к описанному в задаче явлению: оценить явление, принять и мотивировать решение о выбираемом в условиях данной ситуации способе поведения. Материалом для задач служили социально-значимые явления, которые подлежат усвоению в ходе изучения школьного курса истории и обществоведения.
У школьников специально формировали такие обобщенные приемы оценочного мышления, которые необходимы, чтобы овладеть умением самостоятельно, с научных позиций, оценивать подобные явления и факты. Старшеклассников обучали не простому применению готовых, заученных оценок к соответствующим конкретным явлениям, а умению самостоятельно организовать свое мышление, действовать при оценке явлений не наугад, а руководствоваться определенными принципами и тем достигать нужных результатов.
Г. Е. Залесский добился того, что учащиеся, которых он обучал, не только овладевали системой научных знаний по истории и обществоведению, но у них формировалось собственное отношение к приобретаемым знаниям, готовность самостоятельно анализировать, интерпретировать и оценивать социально-исторические явления, формировалась правильная ориентировка в этих явлениях. Учащиеся научились переносить усвоенные приемы оценочного мышления на анализ и тех явлений, которые раньше не изучались и не оценивались. И главное — усвоенные научные знания и приемы мышления эти учащиеся начали использовать в новом качестве: как метод познания действительности, как средство для получения новых знаний об окружающих явлениях (из материалов Г. Е. Залесского).
А. В. Раннева показала, что в процессе преподавания литературы также можно формировать у старшеклассников научные убеждения в области закономерностей общественного развития, научить школьников глубоко понимать его ход и перспективы, сознательно оценивать исторический процесс и происходящие события, уметь видеть главные тенденции развития. Учитель, изучая с учащимися литературные произведения, учит их воспринимать реалистические художественные образы как образы, отражающие противоречия жизни, борьбу нового со старым. Учащиеся с помощью учителя самостоятельно аргументируют, доказывают, обосновывают, учатся видеть явления во взаимосвязи, устанавливать причинно-следственную зависимость и в итоге — понимать отраженную в художественной форме сущность закономерностей общественно-исторического развития. В частности, А. В. Ранневой удалось показать, как в процессе изучения литературы учащиеся воспринимают идеи поступательного развития человеческого общества, объективности исторических законов, идеи закономерной смены одного общественного строя другим, более прогрессивным, идеи классовой борьбы как движущей силы развития общества, решающей роли народных масс в истории и т. д. В работе была подчеркнута роль самостоятельного мышления, эмоционального отношения к изучаемым фактам и явлениям, а также необходимость органической связи изучения литературы с изучением истории, обществоведения, что дает возможность глубже понять конкретно-историческую эпоху, отраженную в художественном произведении.
Формированию соответствующих убеждений способствуют, по мнению А. В. Ранневой, такие методические средства, как диспуты, подготовка учащимися докладов, рецензий на литературные произведения, рецензий на устные и письменные ответы товарищей и т. д. О формирующихся убеждениях школьников свидетельствуют факты уверенной самостоятельной диалектико-материалистической оценки закономерностей общественных явлений, отраженных в художественной литературе, с одной стороны, и уверенный анализ литературных произведений с высоких идейных позиций — с другой.
В ряде исследований (в первую очередь Т. К. Мухиной) было установлено, что формирующаяся на уроках обществоведения система взглядов только тогда становится мировоззрением, когда она сочетается с практическим опытом, в котором знания и отношения учащихся реализуются в активной практической деятельности. Мировоззрение нельзя выучить, усвоить, как знания на уроках. Формирование марксистско-ленинского понимания действительности происходит на основе овладения теоретическими знаниями в процессе приобретения общественного опыта, практического овладения общественными формами поведения. Например, Т. К. Мухина показала, что знания, полученные на уроках обществоведения о коммунистических взаимоотношениях советских людей, тогда становятся убеждениями, когда они реализуются в практической деятельности учащихся в учебное и внеучебное время.
Результаты ее исследований показали, что, во-первых, включение учащихся в деятельность отчетливее проявляет их собственное понимание коммунистических отношений между людьми и, во-вторых, в деятельности выявляется устойчивая и постоянная готовность поступать в соответствии со своими знаниями и убеждениями. Положительные по содержанию знания, не включенные в собственную деятельность учащихся, не закрепляются и, следовательно, не становятся убеждениями. И наоборот, житейские сведения об отношениях между людьми, отвечающие сложившимся в личном опыте установкам, могут приобрести устойчивость и постепенно стать элементом формирующегося мировоззрения учащихся.
Существенной стороной формирования научного диалектико-материалистического мировоззрения у школьников является активное формирование у них научно-атеистических представлений, взглядов и убеждений. Эта работа, к сожалению, порой недооценивается учителями и классными руководителями. Как справедливо указывает Д. А. Шуб, с одной стороны, считается, что в СССР, стране массового атеизма, религия постепенно отмирает и отомрет сама собой; с другой — многие учителя полагают, что ни о какой религии с детьми говорить не следует, чтобы не возбуждать нездорового любопытства к ней.
Разумеется, подавляющее большинство советских школьников свободны от влияния религии, но даже в этом случае глубина их атеистических знаний и представлений недостаточна, знания учащихся часто поверхностны, примитивны. Не следует недооценивать и того факта, что иногда (особенно в сельских местностях) школьники могут попасть под влияние религиозных родителей или других членов семьи, детей порой принуждают к исполнению религиозных обрядов, внушают им религиозные взгляды и представления.
Надо иметь в виду, что научно-атеистическое воспитание учащихся следует проводить не только тогда, когда школьник уже заражен религиозными предрассудками, но и тогда, когда этого нет, для того чтобы предупредить формирование религиозных представлений.
Формирование научно-атеистических взглядов и убеждений осуществляется прежде всего в процессе глубокого изучения школьниками основ наук, когда они знакомятся с научно-атеистическими объяснениями явлений природы и общественно-исторических явлений, а также в процессе специально организованной внешкольной работы, через активную деятельность пионерской и комсомольской организаций. Причем вся эта работа должна проводиться в определенном единстве.
Такой комплексный подход в формировании научно-атеистического мировоззрения подробно раскрывает в своем исследовании Н. С. Воробьев. В каждом учебном предмете учитель может и должен отобрать факты, положения, идеи, имеющие атеистическое значение, и придать им целенаправленный характер, связав по возможности программный материал с жизнью страны, современными событиями, достижениями в области науки и техники. Так, при изучении физики, химии, биологии, знакомя школьников со свойствами и закономерностями материального мира, раскрывая процессы развития в истории науки научных представлений об объективных законах этого материального мира, учитель способствует формированию у учащихся убеждений в том, что всякое иное, в частности религиозное, толкование явлений природы нелогично, нелепо, абсурдно. Учитель фиксирует внимание школьников на том, что религия и церковь всегда ожесточенно боролись против подлинной науки — против молекулярно-атомистической
теории, против теории происхождения человека, против астрономии — и эта борьба нередко принимала варварские формы, соединенные с жестокостью и цинизмом (учитель подробно и эмоционально говорит о судьбе Д. Бруно, Г. Галилея, о требовании святейшего синода заточить в монастырь великого русского ученого М. В. Ломоносова за его открытия в области астрономии, физики, химии и т. д.).
При изучении истории и обществоведения Н. С. Воробьев рекомендует, например, более основательно остановиться на вопросе о том, как церковь стала крупным землевладельцем, как и за счет чего росли богатства церквей и монастырей. При изучении первобытного общества следует подробно остановиться на причинах возникновения религиозных представлений, что связано с низким уровнем условий материальной жизни общества в то время, с отражением в сознании людей явлений природы в искаженном виде, со слабым развитием у них причинно-следственного мышления. Указанные причины и приводили к мысли о наличии сверхъестественных сил, от которых зависит жизнь и благополучие человека. С возникновением антагонистических классов вера в божественные силы, заманчивую загробную жизнь, где человек «получит награду» за свои земные страдания, подкреплялась бессилием эксплуатируемых в борьбе с эксплуататорами.
Учитель фиксирует внимание учеников на том, что на протяжении всей истории человеческого общества религию всегда и везде использовали для оправдания обмана и угнетения, что ее идеи утверждались с помощью насилия, жестокости. История инквизиции, религиозных войн — мрачное свидетельство этому. Учитель должен убедительно показать, что и в современную эпоху сущность религии осталась той же (только более замаскированной и лицемерной), что она продолжает играть реакционную роль в идеологической борьбе двух противоположных общественных систем — социалистической и капиталистической. Что же касается современных достижений астрофизики, химии, генетики, то церковь и отдельные ученые — ее прислужники — пытаются примирить науку и религию, дают идеалистическое «объяснение» современным научным открытиям.
При изучении истории, литературы, обществоведения следует фиксировать внимание учащихся на непримиримости коммунистической и религиозной морали, вскрывать лицемерную сущность и реакционную направленность религиозной морали, расслабляющей волю человека, лишающей его возможности активно бороться за лучшее будущее на земле.
Важным дополнением к работе на уроках служат различные формы внеклассной и внешкольной работы. Н. С. Воробьев описывает деятельность так называемого «атеистического центра» в школе, в структуре которого важное место занимает школьный музей атеизма. Пути формирования атеистических убеждений идут также и через школьный музей В. И. Ленина, где широко используются для лекций и бесед такие работы В. И. Ленина, как «Социализм и религия». «О значении воинствующего материализма» и другие. В беседах о детских и юношеских годах В. И. Ленина раскрывается атеистическая направленность подростка, юноши Володи Ульянова.
Н. С. Воробьев показывает условия эффективности таких внеклассных мероприятий, как лекции и беседы на атеистические темы, атеистические викторины, общешкольные вечера на темы «Как произошел человек», «Загадочные» явления мозга и психики и их объяснение», «Религиозные суеверия — враг здоровья», читательские конференции по книге Э. Войнич «Овод», обсуждение таких кинофильмов, как «Чудотворная», «Иванна», «Все остается людям», «Тучи над Борском» и т. д.
В практике школ должны быть отмечены и другие формы внеклассной работы по атеистическому воспитанию, такие, как кружки и клубы «Юный атеист», диспуты, вечера вопросов и ответов, выпуск атеистических бюллетеней, экскурсии в музеи, тематические выставки.
Согласно исследованиям психологов, формирование убеждений (в том числе и атеистических) связано с глубоким прочувствованием соответствующих знаний, переживанием бесспорной убедительности доводов и аргументации. А это достигается, в частности, тем, что ученику не просто навязывают определенное мнение, определенные взгляды, а он под руководством и направляющим влиянием учителя самостоятельно приходит к соответствующим выводам. Здесь эффективны диспуты на атеистические темы, вечера вопросов и ответов, где ученики могут активно участвовать в обсуждении вопроса, высказывать свою точку зрения, дискутировать, самостоятельно обобщать и делать выводы. Например, Н. С. Воробьев в VIII классе при изучении по истории СССР раздела V программы «Победа капитализма в России. Революционно-демократический этап освободительного движения. Начало пролетарского этапа освободительного Движения в России» поставил перед учащимися проблему: «Церковь утверждает, что она всегда стояла на защите интересов своего народа, своего отечества. Докажите, что это не так!»
Другим условием формирования научно-атеистических убеждений является практическая активность учащихся — закрепление в их практической деятельности формирующихся убеждений. Имеется в виду посильное участие самих учащихся в пропаганде естественнонаучных и научно-атеистических знаний, вовлечение учащихся в поиски и оформление экспонатов для школьного музея атеизма, включение их в работу экскурсоводов, лекторов клубов и музеев.
Но, к сожалению, школа далеко не всегда формирует у учащихся активную позицию в отношении религии, очень немногие школьники являются активными атеистами, участвуют в активной атеистической пропаганде среди населения. Н. А. Менчинская
отмечает, что многие школьники, отстаивая свои взгляды, не умеют доказать правильность материалистической точки зрения при объяснении явлений природы, общества, состояний человека. Как указывают сами учащиеся, в спорах с верующими они часто оказываются беспомощными.
В заключение отметим, что, конечно, совершенно необходима и индивидуальная атеистическая работа с учащимися, верующими или зараженными религиозными предрассудками. Здесь индивидуальный подход имеет основополагающее значение. Необходимо учитывать историю индивидуального развития, характер отношений в семье, особенности темперамента, эмоциональное состояние школьника, его внутреннюю позицию, степень зараженности его религиозными предрассудками; особо необходимы атмосфера доверия и искренности, такт, чуткость и внимание, терпение и настойчивость. Эта работа органически дополняется и воспитательной работой с семьей, откуда обычно исходят религиозные влияния. Разумеется, при этом совершенно недопустимо оскорбление чувств верующих, грубый нажим, как недопустимы и попытки игнорирования, создания вокруг таких школьников (и их семей) атмосферы изоляции и отчуждения, устранения их из жизни школьного коллектива.
Трудности индивидуального воздействия на верующих подростков и старших школьников обусловливаются тем, что с ними нелегко наладить контакт. Предубежденный против прямых атеистических воздействий, школьник замыкается в себе, уклоняется от беседы, не принимает соответствующих доводов и аргументации. Рекомендуется преодолевать эту предубежденность не прямым, а косвенным путем, постепенно включая школьника в общественную жизнь класса, причем начинать надо с поручений, не вызывающих у настороженного ребенка внутреннего протеста (например, работа в библиотечном, биологическом кружках, в живом уголке, в спортивной секции). Поощряя проявления активности, добросовестности, аккуратности при выполнении общественного поручения, у верующего ученика вызывают положительные чувства и эмоции, связанные с этой деятельностью. Постепенно налаживается контакт с коллективом, более широкое общение, исчезают настороженность и замкнутость, возникают доверительные отношения с учителем, воспитателем и сверстниками. На этой основе и строится в дальнейшем (в сочетании с воздействием на семью) работа по научно-атеистическому воспитанию школьника, зараженного религиозными предрассудками.
Итак, формируя мировоззрение, необходимо воздействовать на ум, чувства и волю школьника. Знания, приобретаемые школьником на уроках, должны быть окрашены личным положительным эмоциональным отношением, подкрепляться опытом активного отстаивания, защиты, пропаганды школьником соответствующих положений и должны быть реализованы в соответствующих формах его деятельности, поведения.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.