Нельзя не сказать о роли общественно полезного труда в развитии личности старших школьников. Хотя основное содержание жизни старших школьников и ведущий вид деятельности — учение, нельзя забывать слова В. И. Ленина о роли труда в коммунистическом воспитании. В. И. Ленин считал необходимым, чтобы «каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую».
Надо использовать каждую возможность, чтобы приобщать учащихся, особенно старшего школьного возраста, к общественно полезному труду. Труд учащихся важен не только (и не столько) своей вещественной результативной стороной. Правильно организованный труд школьников способствует формированию таких качеств личности, как коллективизм, любовь к труду на общую пользу, инициативность, целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость. Участвуя в общем труде, ученики приобретают уважение к труду и людям труда, у них возникает потребность и желание трудиться.
Воспитывает не только сам труд, а прежде всего те многогранные и разносторонние общественные и нравственные отношения, в которые он включает старшего школьника. В процессе труда у школьников рождаются новые чувства — радость за свой труд, гордость за созданное, чувство удовлетворения от победы после упорных усилий. Эти новые радостные эмоции вновь влекут школьника в атмосферу труда, где он может еще раз пережить подобные чувства. Старшие школьники охотно участвуют в коммунистических общесоюзных субботниках, в строительстве школьных спортплощадок, в благоустройстве школьных дворов, скверов, серьезно помогают колхозам в составе школьных ученических бригад, работают на опытных пришкольных участках. Общественное значение труда и общественная оценка его результатов — это одна из обязательных сторон психологической подготовки школьника к труду.
Важным условием, при котором труд становится воспитывающим, являются коллективные формы его организации. Коллективный труд, взаимная трудовая ответственность играют огромную роль в формировании личности старшего школьника. Коллективный труд позволяет учащимся приобрести опыт трудовой солидарности и взаимопомощи, опыт взаимного контроля, формирует личную заинтересованность в общих результатах труда, привычку подчинять свое поведение интересам коллектива.
Коллективный труд школьников предполагает и коллективное участие в планировании, в способах организации труда и контроля. Обсуждение плана, хода работы и ее результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в организации и формах труда должно проводиться на общих собраниях не только руководителями-взрослыми, но и самими учащимися.
Под влиянием перспективы перехода к самостоятельной трудовой жизни формируется характерная для старшего школьного возраста направленность на будущее. Старший школьный возраст — это возраст жизненно-трудового самоопределения, когда начинаются серьезные поиски своего трудового призвания, возникает стремление наметить свою будущую профессию. Подросток, как правило, еще не думает серьезно о своей будущей профессии, особенно если он предполагает после VIII класса учиться в школе. Конечно, и пятиклассники могут называть свою будущую профессию, но это скорее мечты о ней, часто меняющиеся. В отличие от них старшие школьники выбирают профессию продуманно, аргументируют свой выбор. Многие из них пытаются соотнести свои индивидуальные физические и психические особенности с требованиями, предъявляемыми к человеку той или иной профессией (хотя об этих требованиях они осведомлены совсем недостаточно). В итоге старшие школьники, особенно десятиклассники, уже практически подходят к делу и, учитывая свои интересы и возможности, называют реальные профессии.
Профессий тысячи, но только выбранная по душе, когда сочетаются индивидуальные склонности к данному виду труда, способности к нему и высокая оценка его общественного значения (психологи называют это социальным престижем профессии), приносит моральное удовлетворение человеку и максимальную пользу обществу. Большинство старшеклассников это осознает.
«По-моему,— пишет выпускник школы,— очень важно выбрать себе профессию по душе. Ведь от этого выбора будет зависеть вся жизнь. В нашей стране молодежи предоставлен большой выбор профессий. А из этого многообразия нужно выбрать одну-единственную, которая удовлетворяла бы тебя всю жизнь. Это очень трудно» (из материалов В. Евлаковой).
Характерной особенностью старшего школьника является резко избирательное отношение к профессиям. Некоторые профессии высоко оцениваются подавляющим большинством старшеклассников, социальный престиж этих профессий в глазах школьников очень велик. У других социальный престиж чрезвычайно низок. Проблема заключается в том, что часто эта престижность профессий никак не соответствует их реальному значению для общества, народного хозяйства нашей страны. Интересные данные приводит социолог В. Шубкин. Оказывается, выпускники школ выше всего оценивают профессии физика, радиоспециалиста, математика, летчика, геолога, врача, работника литературы и искусства. Исключительно низок престиж профессий сферы обслуживания (продавцов, работников общественного питания, коммунальных предприятий, портных и швей), а также таких профессий, как счетовод, делопроизводитель, бухгалтер. Г. Кулагин также приводит выразительные данные о престижности различных профессий среди выпускников школ. Учащихся просили расставить в порядке предпочтительности 80 профессий. Профессии токаря и фрезеровщика выпускники школ Новосибирска поставили на 39—40-е места, Костромы — на 75—76-е места. Последние места заняли профессии счетовода и бухгалтера. Как указывает автор статьи, оценка профессий школьниками находится в разительном противоречии с потребностью народного хозяйства. Особенно важно поднять престиж рабочих и сельскохозяйственных профессий.
Отметим, что далеко не все десятиклассники ко времени окончания школы твердо выбирают себе будущую профессию. По данным ряда психологов, для различных городов и областей количество десятиклассников, твердо определивших свою будущую профессию (в середине учебного года), колеблется от 65 до 85 процентов, в некоторых случаях каждый третий выпускник имеет очень смутное представление о своем будущем. «Я не знаю, какая профессия интересная, так как ни об одной не имею достаточного представления»; «Пойду учиться дальше, но куда — не думала. Какую профессию я собираюсь выбрать — я еще не знаю. Там видно будет», — говорят десятиклассники (из материалов Н. И. Крылова).
Разумеется, большинство десятиклассников намечают себе будущее. Известно немало случаев, когда школьники правильно определяли свое призвание.
«Я очень люблю луга, поля, леса. Особенно люблю ухаживать за растениями. После школы я буду учиться на агронома. В летние каникулы я работаю в колхозе. У меня есть план — сначала поработать в овощеводческой бригаде, потом на лугу, затем в саду, потом — весовщицей у комбайна, чтобы приобрести побольше навыков».
«Я хочу выбрать себе профессию педагога. Она мне нравится. Я люблю возиться с детьми, заниматься с ними. Я хочу воспитывать будущее поколение. В этом году летом я поеду работать вожатой в пионерский лагерь. Я все равно попаду в педагогический институт и добьюсь своего» (из материалов Н, И. Крылова).
Но таких вот «убежденных» сравнительно немного (в среднем — около трети всех учащихся).
Проверка устойчивости профессиональных намерений, проведенная Н. И. Крыловым, показала, что даже среди тех студентов, которые поступили в вузы, осуществляя свои намерения, многие еще не решили окончательно, кем они хотели бы стать. Причиной этого является несоответствие между тем представлением о профессии, которое приводит выпускников школы в данный вуз, и реальным, фактическим содержанием этой профессии. Многие поступают в данный вуз случайно: «поступил потому, что отец тоже врач»; «поступил потому, что товарищ поступает»; «потому, что сюда легче было попасть» и т. д. А ведь случайность профессионального самоопределения может привести к сложным переживаниям, разочарованиям в выбранной профессии, тяжелым внутренним конфликтам. Это связано с большими издержками и для молодого человека, и для общества.
Следует сказать об односторонней ориентации старших школьников на высшее образование, на продолжение учения в вузе. Несколько лет назад Институт психологии АН СССР в Москве провел исследование профессиональных намерений старшеклассников. Было обследовано несколько тысяч старших школьников в разных городах, разных школах. Более 80 процентов опрошенных твердо решили, что будут стремиться получить высшее образование, лишь немногие заявили, что после школы хотят пойти на производство.
А. В. Даринский, член-корреспондент АПН СССР, совершенно правильно отмечает, что в стремлении молодежи к высшему образованию есть свои хорошие стороны, но есть и отрицательные следствия. Во-первых, старшеклассники ориентируются на глубокое изучение только тех 3—4 предметов, по которым предстоит сдача экзаменов в избранный ими вуз. Тратить время на изучение остальных предметов считается неразумным и нерациональным, «тройка» является желанной отметкой. Во-вторых, и изучение избранных предметов приобретает, как справедливо указывает А. В. Даринский, прагматический характер, соответственно требованиям приемных экзаменов в вузы (в частности, упор делается на умение решать задачи, знание фактического материала, тренировку в написании сочинений на экзаменационные темы). В последние годы, в связи с введением при поступлении в вузы конкурса аттестатов, положение начинает меняться к лучшему.
Односторонняя психологическая установка на поступление в вуз отрицательно влияет на тех выпускников школ, которым не удалось осуществить своего намерения. Неудачу они переживают тяжело, часто рассматривают ее как крушение своих надежд. Но совсем плохо, когда учащиеся рассуждают так: если не удастся поступить в вуз в этом году, буду ждать год-два, готовиться, сидеть на шее родителей. Это тенденция, которую нужно решительно преодолевать. Здесь сказывается некоторая слабость нашей воспитательной работы, мы не обращаем должного внимания на то, чтобы привить юношам и девушкам любовь к рядовым производственным профессиям, повысить их социальный престиж. Необходима упорная работа, настойчивая и умелая пропаганда этих профессий, показ их высокой общественной пользы и творческого характера, перспектив роста, которые они открывают. Нужно убедительно показать, каким почетом окружают людей производительного труда, даже подчеркивать, наконец, их сравнительно высокое материальное обеспечение. Необходимо добиться того, чтобы выпускники школ выбирали эти профессии охотно, — нас не может удовлетворять, если юноши и девушки будут работать, но вынужденно, «за неимением лучшего», с трудом преодолевая свое нежелание.
Под влиянием чего происходит выбор профессии? Каковы мотивы этого выбора? Материал массовых исследований показывает известную роль школы и учителей в воспитании у школьников интереса к своей будущей профессии. По данным ряда исследований, 40—50 процентов опрошенных десятиклассников мотивируют выбор будущей профессии интересом к тому или иному учебному предмету. Многие учащиеся выбирают нужные народному хозяйству профессии, мотивируя это желанием служить народу, принести пользу Родине, но не соотносят требования этих профессий со своими индивидуальными особенностями, способностями. Большая часть старших школьников указывает в качестве мотива выбора профессии на свои способности (о которых они судят по успеваемости, легкости овладения материалом, успешности во внешкольных занятиях и т. д.). Немалое количество учащихся указывают и на такие мотивы (чисто внешнего порядка), как наличие семейных традиций, мотив материально-бытовой обеспеченности, пример друзей и товарищей. Иногда мотивами бывают близость места работы или вуза от дома, «красивая форма» или то, что «сюда легче устроиться».
Психологические исследования выявили типичные ошибки, которые допускают выпускники школ при выборе профессий: 1) предрассудки в оценке «престижности» профессии (многие выпускники предпочитают работать курьерами в канцелярии, но не продавцами или швеями); 2) оценка профессии по глобальному и неопределенному представлению о ней (часто отождествляют профессию с учебным предметом); 3) перенос положительного или отрицательного отношения к человеку — представителю той или иной профессии — на соответствующую профессию; 4) увлеченность внешней стороной профессии при игнорировании ее будничной, повседневной стороны; 5) выбор профессии под влиянием товарищей, «за компанию».
На основании массовых обследований приходится сделать вывод о том, что нельзя говорить о полной подготовленности наших старшеклассников к выбору профессии: во-первых, старшие школьники, не имея ясного представления о большинстве профессий, не могут правильно ориентироваться в них. Не знают и того, какие требования предъявляет данная профессия к качествам человека; во-вторых, старшие школьники не всегда умеют объективно определить свою профессиональную пригодность. Такие характеристики, как скорость и точность реакций, координация движений, сенсорные особенности, подвижность нервных процессов и т. д., им обычно недоступны, так как часто требуют специального исследования.
Работники школы должны понимать, что у старшеклассников неизбежно возникает жизненная проблема выбора профессий и необходимо помочь выпускникам сделать этот выбор наиболее целесообразно, учитывая интересы и потребности государства, общества и личные склонности и способности учащихся.
Разумеется, школа своими силами не может полностью решить проблему профориентации учащихся. Но совместно с общественными организациями, предприятиями и учреждениями, органами трудоустройства, профтехобразования можно многое сделать. Прежде всего надо помочь школьникам разобраться в профессиях, используя самые разнообразные источники информации о них (и пропагандируя «малопрестижные»), организуя встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия и в вузы, дни открытых дверей, выставки книг, справочные картотеки в библиотеках и т. д. Выпускники должны понимать, что при сознательном выборе профессии необходимо учитывать, во-первых, потребность народного хозяйства в тех или иных специалистах и, во-вторых, свои склонности и способности, представлять, насколько их личные качества соответствуют требованиям, которые предъявляет та или иная профессия, нет ли в этом плане противопоказаний (в частности, со стороны свойств нервной системы, характеристики анализаторов, например зрения и слуха, эмоционально-волевой сферы и т. д.).
Школа сегодня не располагает возможностями давать заключения о профессиональных способностях и профпригодности учащихся, но, безусловно, учителя в состоянии помочь старшим школьникам оценить способности, склонности, интересы, знания, навыки и умения, характер, умение вступать в контакт с людьми, физические возможности выпускников. Об интересном опыте ленинградских школ, которые проводили изучение личности старших школьников, выявляя их профессиональные наклонности, рассказал на Всесоюзных «Педагогических чтениях» 1970 г. И. А. Богачек. С помощью института усовершенствования учителей классные руководители и учителя, на протяжении многих лет знающие учеников, составляли на каждого из них своеобразную карту личности, в которой отмечали черты характера учащегося, проявления его способностей, отношение к труду, к людям, к себе, его интересы и склонности, проявления профессиональной направленности.
Карты не навязывают ученикам профессий, но помогают объективно проанализировать, насколько личные качества старших школьников соответствуют тому или иному виду труда. Это открывает возможность рекомендовать те профессии, которые оптимально соответствуют возможностям ученика, и не выбирать такой род деятельности, которому не соответствуют или мало соответствуют личные его качества.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.