В старшем школьном возрасте интенсивно развиваются моральные силы человека, формируется его духовный облик, определяются черты характера, происходит становление мировоззрения.
На развитие личности в старшем школьном возрасте решающее влияние оказывает изменение положения учащегося в школе, семье, в системе общественных отношений.
Чем же обусловливается это изменение? Конечно, возрастной фактор (школьник стал старше, разумнее) сам по себе не имеет определяющего значения. Все дело в том, что изменяется характер деятельности учащегося. Деятельность школьника-подростка в основном учебная и ограничена рамками школы. Общественная деятельность подростка также обычно носит внутришкольный характер. Иное дело — старший школьник. Общественная деятельность его часто выходит за рамки школы; в школе, как уже отмечалось, он, как правило, выполняет организаторские, руководящие и воспитательные функции. Ясно, что положение его в обществе резко меняется и влияет решающим образом на становление личности. Под этим влиянием происходит глубокий процесс идейного становления личности, ее самоопределение. Руководство взрослых в этот период развития личности не только не снимается, но оно совершенно необходимо. Однако важно, чтобы это руководство было очень тактичным, умелым. Формы воздействия на школьника старшего возраста должны быть совершенно новыми по сравнению с формами воздействия на предыдущих этапах развития личности.
Каковы же основные особенности процесса развития личности в старшем школьном возрасте? Прежде всего, у юношей и девушек заметно развивается самосознание. Однако оно не просто растет, оно приобретает качественно-специфический характер, что связано с потребностью осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности с точки зрения конкретных жизненных целей и устремлений. Именно этим отличается самосознание старшего школьника от самосознания подростка. Именно этим вызван у старшего школьника глубокий интерес к собственной психической жизни, к качествам своей личности, своим способностям, именно поэтому появляется потребность приглядеться к своему поведению, разобраться в своих чувствах и переживаниях.
Самосознание (это в равной степени относится как к подростку, так и к старшему школьнику) не связано с уходом школьника в мир внутренних переживаний и не является бесплодным и бесцельным самоанализом. Самосознание возникает из требований жизни и деятельности. Новое положение в коллективе, новые отношения с окружающими заставляют школьника оценить свои возможности, осознать особенности своей личности с точки зрения соответствия или несоответствия предъявляемых к нему требований.
Интересная особенность самосознания старшего школьника заключается в следующем. Конечно, старший школьник способен лучше и глубже, чем подросток, оценить свои сильные и слабые стороны, свои достоинства и недостатки. Однако подросток нередко более правильно оценивает себя, нежели старший школьник. Дело в том, что на развитие самосознания подростка влияют суждения других людей. Подросток (особенно младший) как бы смотрит на себя глазами окружающих, его суждения о себе самом часто повторяют аналогичные суждения родителей, учителей, товарищей. Естественно, что и самооценка его довольно объективна, так как повторяет объективную оценку окружающих. По-другому у старшего школьника. С возрастом у него укрепляется тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность, свое поведение и деятельность. А самому себя оценить всегда труднее, чем осознать оценку, данную со стороны. Поэтому старший школьник, умея анализировать свои личностные особенности и поведение лучше, чем подросток, оценивает себя в отдельных случаях менее объективно. Поэтому одни юноши и девушки нередко переоценивают свою личность, проявляют болезненное самолюбие, тщеславие, высокомерие, зазнайство, пренебрежительно относятся к окружающим; другие болезненно недооценивают себя, считают себя «посредственностью», «никчемными», «серенькими и незаметными».
Старший школьник, в отличие от подростка, способен осознавать у себя не только простые, заметно проявляющиеся качества личности (такие, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, смелость, зазнайство и т. д.), но и более сложные, характеризующие многосторонние отношения личности (чувство долга, чести, собственного достоинства и др.). Если в понимании подростка чуткий человек всегда поможет другому, то старшие школьники разбираются и в более тонких деталях, считая, что чуткость — это есть и умение почувствовать, какая именно помощь необходима, и умение оказать эту помощь тактично, не обижая человека.
Подросток оценивает себя применительно к своему настоящему, старший школьник дает себе оценку применительно к своему будущему. «Каков я как член школьного коллектива?»— так ставит вопрос подросток. «Каков я для будущей самостоятельной жизни? Пригоден ли к ней?»— так ставит вопрос старший школьник.
Наконец, старший школьник уже умеет оценить личность в целом, в совокупности всех ее свойств, в то время как подросток обычно оценивает свою личность по отдельным действиям, поступкам или, в лучшем случае, по отдельным чертам и свойствам, перенося эту оценку на личность в целом.
В итоге сказанного следует, что надо умно и тактично помогать старшему школьнику, чтобы у него сформировалось правильное, объективное представление о себе, о собственной личности. Оценка учителя, если она доброжелательна и не предвзята, даже резкие критические суждения, если они высказаны с тактом, глубокой верой в возможности старшего школьника, с глубоким уважением к его личности, воспринимаются обычно с должным вниманием и признательностью.
Возможность самовоспитания. На основе самосознания у старших школьников развивается потребность в самовоспитании, которое направлено обычно не только на преодоление некоторых недостатков поведения или развитие отдельных положительных качеств (что характерно для подросткового возраста), но и на формирование личности в целом, в соответствии с обобщенными идеалами, создающимися у юноши и девушки. Однако нужно помнить, что иногда старшие школьники, как и подростки, скептически относятся к возможностям воспитания и самовоспитания. Изучая физиологию, генетическую теорию, некоторые юноши и девушки приходят к выводу, что многое в организме и психике человека является врожденным. Отсюда возникает в отдельных случаях совершенно безразличное отношение к вопросам самовоспитания.
«На собственном опыте знаю, что чуткость нельзя воспитать. Можно только заставить себя поступать чутко, не испытывая этого чувства. Его заменит в этом случае чувство долга. Да и вряд ли можно воспитать настоящее мужество или настойчивость. Я пытаюсь, да пока ничего не выходит» (16 лет).
«Многие хорошие качества нельзя воспитать и изменить, разве только вследствие каких-нибудь моральных потрясений, перерождающих человека. Эти качества, как и вся психика, связаны с особенностями нервной системы, с которой человек рождается» (16 лет).
Конечно, трудно побудить к самовоспитанию этих юношей и девушек, да оно и не даст результата, если не показать им ошибочность их взглядов, не убедить школьников в больших возможностях самовоспитания, в том, что человек сам несет ответственность за свои поступки, за свой характер.
Тем не менее стремление к самовоспитанию и вера в его возможности характерны для старшего школьного возраста.
Если не следует переоценивать возможности самовоспитания подростков, то в жизни старшего школьника сознательное, систематическое и планомерное формирование у себя ценных качеств личности приобретает большое значение. Самовоспитание в юношеском возрасте начинает занимать весьма заметное место в общей системе воспитания: старший школьник из объекта воспитания постепенно превращается в объект и в субъект воспитания.
Учащиеся старшего школьного возраста стремятся выработать у себя комплекс определенных качеств личности, в вопросах самовоспитания их интересует формирование определенного, целостного морально-психологического облика. Поэтому большое значение имеет воспитание у старшего школьника правильного представления об этом облике, наличие у юноши и девушки своеобразного морального эталона, идеала, образца для поведения, с которым они соотносят качества своей личности и свое поведение.
Идеалы старших школьников. Идеалы старших школьников существуют в двух основных формах. Идеалом является, правда реже, чем у подростка, образ какого-нибудь конкретного человека (любимого учителя, родителей, передовых людей нашего общества, героев любимых художественных произведений и кинофильмов), в котором старший школьник видит воплощение высоко ценимых им качеств. Характерная для старшего школьника форма идеала — обобщенные образы как совокупность лучших, с точки зрения учащихся, качеств личности, что связано с умением не только анализировать, вычленять отдельные качества личности, но и синтезировать их в целостный обобщенный образ.
Для наших школьников характерен высокий уровень нравственных идеалов. Эти идеалы воплощают стремление к общественной деятельности на пользу человечества, стремление служить Родине, принимать активное участие в строительстве коммунизма.
«Главная цель жизни — отдать себя людям. Всю свою жизнь, весь свой труд посвятить людям... быть полезным и нужным человеком того общества, в котором живешь. Идеалом для меня служит жизнь В. И. Ленина» (17 лет).
«Мне нравится Павел Корчагин, вместе с его железной силой воли и тем присутствием духа, которое никогда не покидает его»; «Мне нравится образ Олега Кошевого, обладающего честностью, прямолинейностью и организаторскими способностями» (18 лет). Девушки в качестве образца называют обобщенный идеал, в котором гармонически сочетаются черты женщины-труженицы, общественницы с обаянием, женственностью.
«Я хочу быть научным работником, хочу открыть что-нибудь новое, чтобы тем самым принести пользу Родине. В то же время хочу иметь семью, быть хорошей хозяйкой, уметь все делать, хорошо одеваться, быть привлекательной женщиной. Такая женщина для меня — образец» (17 лет) (материалы Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР).
Но в отдельных случаях у старших школьников может возникнуть и не совсем достойный идеал. Отдельные привлекательные для старшего школьника качества отрицательной личности становятся образцом для подражания.
«Мой идеал — Остап Бендер. Конечно, не все его черты мне нравятся. Его индивидуализм, мошенническая натура — все это отрицательные черты. Но зато находчивость, энергия, остроумие, уверенность в себе, глубокая внутренняя сила делают этот образ очень привлекательным» (16 лет).
«Для меня идеал женщины — Элизабет Тейлор в кинокартине «Рапсодия». И не только за ее необыкновенную красоту и изящество, умение красиво одеваться, быть привлекательной, но и за честность и отзывчивость по отношению к мужу, от которого она уходит. Конечно, она немного капризна, и своенравна, и поверхностна, но и это в женщине мне нравится. Откровенно говоря, я бы хотела быть такой» (16 лет).
Воспитателям необходимо умно и тактично развенчивать подобные идеалы, помогая старшему школьнику выбрать образцы, более достойные подражания. В этом отношении личный пример и авторитет старших играют очень большую роль.
Итак, стремление старших школьников к самовоспитанию возникает под влиянием всей системы педагогических воздействий, осуществляемых школой и комсомольской организацией. Направляется же оно не побуждением к индивидуальному самоусовершенствованию, не желанием выделиться и возвыситься над коллективом, а стремлением занять в нем достойное место, лучше выполнить свой долг, быть полезным обществу.
Для того чтобы самовоспитание старших школьников шло правильно, необходимо руководить им, причем руководителем может быть не только отдельный человек (классный руководитель, воспитатель), но и коллектив, комсомольская организация. Самовоспитание не обязательно должно быть индивидуальным, личным делом старшего школьника. Нужно подсказать юношам и девушкам, что в этом отношении очень разумно и полезно объединиться с товарищами, взять совместные обязательства, оказывать взаимопомощь, организовать взаимный контроль.
При отсутствии надлежащего руководства самовоспитание старших школьников может иметь иную цель: выделиться из коллектива, подчинить своему влиянию товарищей, развить у себя сомнительные в общественном отношении черты личности.
Один из студентов так писал о своих школьных годах. «К IX классу у меня сложилось убеждение, что я не занимаю в классе такого положения, на которое вполне могу рассчитывать. Я ясно видел, что превосхожу в интеллектуальном отношении одноклассников, больше их знаю, нахожусь на более высоком уровне культуры. И я спросил себя, почему я подчиняюсь им, а не они подчиняются мне. И нашел ответ: я пассивен, слабоволен, неинициативен. Я начал развивать у себя волевые и организаторские качества, чтобы стать лидером, вожаком, авторитетом. Я работал над собой очень упорно — видимо, был тщеславным. Не то чтобы я расталкивал других, чтобы прорваться вперед,— это было бы слишком; скорее другие сами расступались, пропуская меня на первые роли. Лишь теперь, став старше, пройдя школу вузовского комсомола, вижу свою ошибку».
Воспитатели должны знать, что недооценивать подобные тенденции в старшем школьном возрасте не следует. Необходимо помочь старшекласснику объективно разобраться в особенностях своей личности, осознать конкретную цель и мотив самовоспитания, отчетливо увидеть свои недочеты и в зависимости от этого решить, какие черты личности ему необходимо развивать, а какие — искоренять.
Надо иметь в виду, что старшие школьники иногда (хотя и гораздо реже, чем подростки) неразумными способами стараются развить у себя те или иные качества. Юноши склонны к бравированию своим мнимым бесстрашием, лихачеству, к импульсивным, рискованным поступкам. Желая воспитать у себя бесстрашие, волю, они иногда берутся за обнаженные концы электрического провода, совершают рискованные прыжки с высокого берега в реку.
В комсомольской печати сообщалось, как один десятиклассник поражал товарищей тем, что мог не морщась держать над огнем руку и прыгал со второго этажа, чтобы закалить свою волю. Однажды на уроке химии он проглотил несколько капель вредного для здоровья раствора и заболел. «Комсомольская правда» писала о юноше, который с подобной же целью совершил поступок, названный им впоследствии «героической бессмысленностью». Он в одиночку совершил абсолютно ненужное и очень рискованное путешествие по Амуру в штормовую погоду и чуть не погиб в ледяной воде.
Не только подросткам, но и старшим школьникам необходимо разъяснять, что подобные упражнения ни к чему положительному не приводят. Ведь самовоспитанием занимаются, чтобы научиться преодолевать реальные, жизненные трудности. А упражняясь в преодолении искусственных, надуманных препятствий, нельзя выработать привычку преодолевать жизненные трудности. Важно подсказать старшему школьнику (как и подростку) разумные методы самовоспитания, вооружить его наиболее целесообразными и эффективными приемами работы над собой. Надо разъяснить ему, что характер закаляется в борьбе с повседневными трудностями, в учении, работе, в процессе решения реальных жизненных задач. Важно развернуть перед учащимися систему перспективных целей и стремлений.
Нравственное развитие в старшем школьном возрасте отличается усилением роли нравственных убеждений, нравственного сознания. Поведение старших школьников в гораздо большей степени, чем поведение подростков, определяется их нравственными представлениями и понятиями, нравственными установками, убеждениями. Именно в этом возрасте формируется умение правильно вести себя в различных условиях и обстоятельствах.
Понятно, что воспитатели не могут относиться безразлично к содержанию нравственного сознания юношей и девушек. Совершенно необходимо уделять специальное внимание формированию у старших школьников правильных нравственных убеждений в духе морального кодекса строителя коммунизма. Старшеклассники, моральное сознание которых развивается под влиянием их жизни и деятельности в обществе, строящем коммунизм, под влиянием активного участия в общественной жизни коллектива, как правило, начинают довольно глубоко разбираться в содержании и сущности нравственных категорий. Старшие школьники способны чувствовать тончайшие нюансы, связанные с общественной многозначностью многих моральных понятий. Самые сложные понятия о долге, чести, чувствах личной гордости и собственного достоинства становятся доступными для глубокого и тонкого понимания старшеклассников (что и отличает их от подростков).
Приведем иллюстрации. В процессе коллективного обсуждения и обмена мнениями старшеклассники, дополняя друг друга, без помощи взрослых довольно быстро давали синтетические определения и раскрывали содержание сложнейших моральных понятий.
Понятие «честность» (IX класс). «Что отличает честного человека? Прежде всего, он уважает социалистическую и личную собственность, никогда не берет чужого, не лжет, не лицемерит, честный человек никогда не хитрит, не обманывает, всегда и при всех условиях говорит правду. Ну, конечно, есть разные обстоятельства. Врага, например (не личного, а врага общества, коллектива), можно перехитрить и обмануть, и это будет честно. Бесчестно говорить врагу правду, если интересы дела требуют обратного. Честный человек крепко держит свое слово, добросовестно относится к своей работе, отдает ей все свои силы, безупречно выполняет свои обязанности... Такой человек самокритичен и требователен к себе; если совершил ошибки, открыто признается в этом и исправляет их. И еще: честным нельзя назвать человека, который в жизни не совершил ничего плохого, но и ничего хорошего и равнодушно проходит мимо бесчестных поступков других».
Понятие «гордость» (X класс). «Гордость — это чувство человека, сознающего, что его труд не пропал даром, пошел на пользу Родине. Это — радостное переживание своих успехов, или успехов другого члена коллектива, или успехов коллектива в целом. Настоящей гордости не может быть, если ты работаешь хорошо, а все твои товарищи плохо. Настоящая гордость — это не самомнение, зазнайство, высокомерие, тщеславие, когда человек хочет провала других, чтобы легче было выделиться на их фоне самому».
Понятие «честь» (X класс). «Чувство чести — это чувство, заставляющее человека поддерживать в глазах других свой авторитет, престиж, репутацию или авторитет, престиж и репутацию коллектива, членом которого он является. Это чувство заставляет во всех поступках следовать своему мировоззрению, коммунистическим убеждениям, не позволяет раболепствовать, совершать бесчестные поступки, унижаться, унижать других. Это чувство заставляет стремиться к безупречности своих поступков, моральной чистоте. Личная честь у нас в стране неотделима от коллективной: честь человека — это честь его коллектива и наоборот».
Нельзя утверждать, что все (или большинство) старшие школьники находятся на столь высоком уровне осознания нравственных понятий. Из того, что нравственные убеждения старшего школьника развиваются под влиянием окружающей действительности, вовсе не следует, что достаточно жить в условиях развитого социализма, чтобы обязательно сформировались правильные моральные взгляды и представления. Это вело бы (и ведет в некоторых случаях) к проявлениям своего рода педагогической иллюзии — представлению о том, что к моменту окончания школы каждый учащийся (поскольку он учится в советской школе, обучается и воспитывается нашими замечательными учителями — мастерами своего дела) является в принципе вполне морально «благополучным» и речь может идти лишь об отдельных отрицательных привычках поведения.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что нередко и к окончанию средней школы нравственные убеждения старшего школьника, формирующиеся без правильного идейного руководства со стороны коллектива и воспитателей, могут быть ошибочными, неправильными, незрелыми. Даже и при правильном идейном руководстве на моральные понятия старшего школьника могут повлиять (и влияют) случайные обстоятельства, некоторые товарищи, а зачастую и неблаговидные поступки взрослых. Не следует думать, что старший школьник способен всегда правильно разобраться в тех или иных явлениях и фактах, которые он наблюдает, в содержании некоторых литературных произведений, кинофильмов, особенно зарубежных.
Известно также, что в отдельных особо серьезных случаях в результате неправильного воспитания, воздействия неблагоприятных жизненных обстоятельств, ситуаций, влияния людей с пережитками и предрассудками старого общества или апологетов уродливых форм современного поведения у некоторых юношей и девушек могут сложиться не просто заблуждения и предубеждения, но и чуждые нашему обществу моральные принципы и установки. Отсюда отрицательные формы поведения в соответствующих ситуациях, проявления моральной распущенности, цинизма, неуважения к окружающим, нездорового скептицизма, эгоизма, внутренние противоречия и конфликты между личным и общественным, неуважение к труду. Общественно-трудовая жизнь в здоровом, целеустремленном, требовательном коллективе, который активно воздействует на своих членов, обычно перестраивает сознание и поведение таких юношей и девушек. Но ведь главная задача воспитателя заключается не в том, чтобы перестраивать неправильное сознание и отрицательное поведение, когда они уже сложились, а в том, чтобы не допускать формирования ложных и чуждых нам моральных понятий и представлений, влиять на содержание нравственных убеждений в процессе их формирования. Поэтому ошибочность и незрелость моральных понятий (не исключая и упомянутые особо серьезные случаи) старших школьников всегда являются следствием недостатков учебно-воспитательной работы, в частности неправильно организованного общественного опыта учащихся.
О неправильных и незрелых моральных понятиях у старших школьников говорили в разное время психологи А. С. Алякринская, В. И. Селиванов, И. М. Краснобаев, А. П. Гуркина, А. Л. Малиованов, Т. В. Рубцова, В. И. Барский, Т. Н. Мальковская.
Эти ошибочные и незрелые взгляды и представления часто определяют поведение старших школьников. Рассмотрим несколько примеров такого неправильного понимания, обратим внимание на то, какой характер убежденности они носят, и попытаемся соотнести это с поведением школьников.
Вот мнение одной девушки-девятиклассницы: «Я знаю, что такое упрямство, и сама я очень упряма. Но бороться мне с ним очень трудно. Если даже я неправа, думаю: «Как же так? Неужели чужое мнение будет торжествовать над моим собственным?» Я отстаиваю и защищаю скорее не то, что говорю, а свое право самостоятельно решать дела и иметь собственное мнение, а противодействие рассматриваю как покушение на это право».
А вот отрывок из характеристики этой же девушки: «Ученица IX класса, очень упрямая и своенравная». И эта особенность ее поведения, как мы видим, исходит из определенной нравственной установки, которую поколебать хотя и трудно, но нужно.
В одной из школ несколько лет назад состоялся диспут старшеклассников о смелости и мужестве. В конце диспута один из
девятиклассников выступил с настоящим гимном бездумному лихачеству: «Смелость без отчаянности — все равно, что человек без рук, для смелого всегда характерна бесшабашная молодецкая удаль. Отчаянность и лихачество мне нравятся. Эту школу прошел и Сергей Тюленин, и Чкалов, летавший под мостом. Да и Горький писал: «Безумству храбрых поем мы песню!» Лихачество — это школа смелости». Выступление было очень эмоциональным, шло как-то от души. Ссылка на Горького тоже очень характерна, как и ссылки на Сергея Тюленина, летчика Чкалова, летавшего в молодости под мостом и сидевшего за это под арестом.
В характеристике этого юноши написано: «Юноша начитанный, развитый, учится хорошо, но склонен к нарушению дисциплины, бравированию и рисовке».
А вот мнение двух девушек-десятиклассниц о таком качестве, как скромность: «Я не люблю скромных людей и не считаю скромность такой уж большой заслугой. Скромные люди всегда тихони, незаметны и неярки, а это скучно и неинтересно. Быть среди них смертельная скука, потому что они не остроумны, не находчивы, не эффектны, а тоскливы. Такие люди никогда не могут отстоять свое мнение, защитить свою мысль».
Характеристики обеих девушек очень близки: они самонадеянны, кокетливы, капризны, несколько развязны. Из приведенных примеров ясно видно, что нравственное сознание, как это мы констатировали и в отношении подростков, «прорастает» в поведение. Необходимо воздействовать на нравственное сознание таких юношей и девушек, хотя их воззрения относительно безобидны и пока не слишком мешают им быть членами комсомольского коллектива класса.
В старшем школьном возрасте специфическую трансформацию претерпевает чувство взрослости: оно становится глубже и острее. Старшие школьники еще менее, чем подростки, склонны мириться с принижением их взрослости, с отношением к ним, как к маленьким.
«Учителя должны относиться к нам без покровительства, без пренебрежения, советовать, когда нужно, но не докучать советами, побольше требовать, но не как от детей, а как от взрослых» (X класс);
«Мы теперь сами уже довольно взрослые и поэтому нам бывает неприятен покровительственный тон взрослых. Учителя должны уважать в нас собственное человеческое достоинство и не слишком навязывать нам свои взгляды и принципы. И никогда не говорить, что мы еще малы, чтобы иметь и высказывать свое мнение. Так что, товарищи учителя, не забывайте, что десятиклассники — это уже не дети, а немного больше» (X класс) (материалы Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР).
Чувство взрослости в старшем школьном возрасте приобретает своеобразный характер: несколько сглаживается острота конфликта из-за действительного или мнимого непризнания взрослыми равноправия старшего школьника. В 16 лет он получает паспорт, снимаются ограничения на посещение им кино и театра. Совсем недалеко то время, когда старшему школьнику исполнится 18 лет, он получит избирательное право, право вступать в брак. Это объективные признаки взрослого юноши, девушки. В этих условиях чувство взрослости не атрофируется, не пропадает, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения, которое проявляется в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше, в подростковом возрасте, школьник стремился, чтобы его признали взрослым, стремился ничем не отличаться от взрослого, то теперь он хочет, чтобы признали его оригинальность, его право чем-то выделяться из общей массы взрослых. Отсюда — стремление, наблюдающееся у некоторых юношей и девушек, любым путем обратить па себя внимание, утвердить свою самобытность: через утрирование моды, демонстративное и показное увлечение абстрактной живописью, скульптурой, музыкой. Конечно, было бы примитивным объяснять все это только указанными психологическими причинами. Есть и глубокие социальные причины этого явления. Но так же несомненна определенная роль в этом и чувства самоутверждения.
Как-то один студент, только что окончивший школу, в искренней беседе с нами после дискуссии о современном искусстве так и заявил: «А я хочу быть непохожим на всех! Если буду кричать: «Пушкин хорош! Репин гениален!» — что тут оригинального? Это будет попугайство — сказал это и растворился в общей массе. А каждый из нас хочет заявить о себе, да еще и во весь голос. «Аз есмь!» — так, кажется? Вот скажу, что мне нравится «модерн Венера» — бесформенная глыба с искривленными членами (видел такую на выставке зарубежного искусства) — вот и выделился, вот и обратили на меня внимание. Я, конечно, немного утрирую».
Психологи установили интересные факты. Во-первых, старшие школьницы, как и девочки-подростки, более склонны, чем мальчики и юноши, поддаваться давлению взрослых. У мальчиков-подростков и юношей давление взрослых часто вызывает сильную негативную реакцию. Во-вторых, с возрастом влияние сверстников становится все более сильным, чем влияние взрослых.
Коллектив и личность. На формирование личности старшего школьника влияет коллектив сверстников. Коллектив оказывает определяющее влияние на развитие общественной направленности, коллективных взаимоотношений между личными и общественными интересами. Коллектив старшеклассников, шлифует и корригирует характеры, влияет на формирование и развитие у учащихся скромности, честности, настойчивости, решительности, выдержки, дисциплинированности, смелости. Коллектив не только воодушевляет на борьбу с трудностями, он помогает преодолевать лень и эгоизм, зависть и зазнайство, трусость и лицемерие, косность и пассивность отдельных учащихся. Единодушные коллективные требования к старшим школьникам, порицание и осуждение проступков и отрицательных черт характера отдельных членов коллектива, как правило, не остаются без последствий.
Особенно важную роль в процессе становления личности старшего школьника играет комсомол, участие в жизни комсомольской организации. Коллектив старших школьников — это и есть комсомольский коллектив; комсомольская организация ярко представляет его и руководит им. Комсомол предъявляет высокие требования к активности, инициативности, самостоятельности старшеклассника, к его принципиальности, ответственности, самокритичности. Комсомольская работа расширяет идейно-политический кругозор старшего школьника, воспитывает его в духе советского патриотизма и коллективизма, формирует у юношей и девушек более высокий уровень отношений в комсомольском коллективе, более высокий уровень взаимопомощи и солидарности.
Мнение коллектива, оценки коллективом поступков и поведения некоторых учащихся имеют зачастую решающее значение. Старшие школьники обычно очень чутко реагируют на воздействие своего коллектива. Поэтому организация правильных требований к старшекласснику со стороны коллектива является важным средством воспитания. Комсомольцы-школьники организуют, например, комсомольские посты, которые не оставляют без внимания ни одного случая нарушения дисциплины, ни одной плохой отметки. Старшеклассники не ограничиваются констатацией недостатков, а в дальнейшем ведут целеустремленную и повседневную борьбу за их искоренение.
Коллектив старших школьников обычно быстро и действенно влияет на отдельных нарушителей дисциплины, и учителям надо умело опираться на правильно организованное общественное мнение класса.
Однако необходимо иметь в виду, что коллектив старшеклассников, нередко из соображений ложной солидарности или желания сохранить свое исключительное право воздействовать на своих членов, может занимать неправильную позицию в конфликтах учителя с отдельными учениками. По данным Т. Н. Мальковской, в конфликтных ситуациях ученики старших классов ленинградских школ в большинстве случаев безоговорочно поддерживали товарища.
В коллективе старшеклассников можно уверенно выделить учащихся, обладающих определенными организаторскими способностями, хотя, конечно, организаторские способности могут складываться и в подростковом возрасте, и даже в конце младшего школьного возраста.
Старший школьный возраст — это возраст романтики, больших дерзаний, юношеских мечтаний, связанных со стремлением отдать свои силы какому-нибудь большому делу, возраст творческой инициативы. Поэтому и в комсомольскую работу следует вносить больше эмоций, красивых переживаний, интересных дел, которые оставляют след на всю жизнь. Само вступление в комсомольскую организацию должно переживаться как яркое и важное событие. Учащийся должен сознавать, что его жизнь с момента вступления в комсомол меняется, в нее входит что-то новое, большое, необычное.
Вот как была организована встреча вступивших в комсомол юношей и девушек в одной школе. Во время комсомольского собрания пионерская дружина выстроилась на торжественную линейку. Как только распахнулись двери и вновь принятые с торжественными и сияющими лицами показались в коридоре, грянул гром аплодисментов — пионеры приветствовали новых комсомольцев. Под звуки горна и дробь барабана внесли знамя дружины. От младших пионеров комсомольцев поздравила ученица IV класса, от старших — восьмиклассник. Принятых в комсомол приветствовали секретарь партийной организации школы и секретарь комитета ВЛКСМ. Затем все отправились па школьную площадку, где был подготовлен прощальный пионерский костер. Право зажечь его предоставили новым членам комсомола.
Звание комсомольца предъявляет старшему школьнику новые требования и возлагает на него новые обязанности. Вместе с тем он приобретает и определенные права — большую самостоятельность в решениях и действиях.
Надо больше доверять возросшим силам коллектива. Надо смелее привлекать комсомольскую организацию решать общественные дела, вопросы каникулярного (зимнего и летнего) отдыха, доверять комсомольцам организовывать и проводить школьные вечера и культпоходы (не секрет, что в иных школах директора мобилизуют преподавателей, обязывая их присутствовать «для порядка» на вечерах старшеклассников, закрывают вечера слишком рано, сами подбирают музыку для танцев, кинофильмы и спектакли для коллективного посещения и т. д.).
Конечно, большая самостоятельность школьной комсомольской организации не означает, что дирекция и педагогический коллектив устраняются от всякой помощи ей. Но эта помощь становится более гибкой и перестает носить характер назойливой опеки. Не следует забывать, что юношам и девушкам нужен старший друг и советчик, чуткий, идейно закаленный, опытный наставник, к которому они могли бы обратиться со сложным вопросом, спросить его мнение, совет.
Чувства. Старший школьный возраст отличается богатством и многообразием переживаемых чувств, эмоциональным отношением к различным сторонам жизни. Особенно характерно развитие моральных и общественно-политических чувств, которые обычно правильно соотносятся с определенными моральными требованиями. Развивается умение осознавать переживаемые чувства. У старших школьников сохраняется непосредственность и живость реагирования, но в отличие от подростков эмоциональные состояния становятся более устойчивыми. Юноши и девушки иногда переживают и противоречия в эмоциональной сфере, борьбу различных чувств, связанных с наличием внутренних конфликтов. Не всегда в результате такой борьбы противоположных чувств побеждают чувства более высокого уровня. Поэтому старшие школьники часто нуждаются в моральной поддержке более опытных и зрелых людей.
Остановимся на чувствах, связанных с особыми формами взаимоотношений со сверстниками. Для старших школьников характерно развитое чувство товарищества. Наряду с чувством товарищества, которое носит более широкий характер, развивается потребность в личном дружеском общении. Дружба старших школьников, как показали исследования И. В. Страхова и А. Л. Шнирмана, отличается от дружбы в подростковом возрасте некоторыми особенностями. Во-первых, мотивы дружбы более глубокие. К самой дружбе предъявляются более высокие требования: откровенность, взаимное доверие, отзывчивость, верность, готовность к постоянной помощи, наличие совместных интересов, стремления к совместной деятельности; требования идейной общности и принципиальности, что проявляется в совместных мечтах о будущем, в отношении к учебной работе, в помощи другу при исправлении недостатков, во взаимном уважении, взаимопонимании. Во-вторых, это чувство более содержательно, охватывает весьма широкий круг интересов и деятельности. В-третьих, дружба более эмоциональна: не только в смысле эмоциональной близости друзей, но и в смысле способности к сопереживанию, т. е. способности откликаться на чувства, переживаемые другом.
Дружба старших школьников, как и подростков, отличается большей устойчивостью. Дружеские отношения, возникшие в юношеские годы, часто продолжаются всю жизнь. Школьники старших классов проявляют особенный интерес к характерологическим чертам друзей, к их духовному облику. Товарищеские отношения способствуют сплочению коллектива, поднимают его жизненный тонус, формируют лучшие качества коллективиста. Одно сознание, что рядом товарищ, помогает преодолевать трудности.
В старшем школьном возрасте впервые появляется особое чувство — любовь. Это совершенно новое состояние в эмоциональной жизни школьника, которого нет у подростка. По отношению к подростку правильнее говорить о проявлениях чувства личной симпатии, об увлечении, привязанности, даже первой влюбленности, но любовь как глубокое, сильное, действенное чувство возникает только в ранней юности. Юношеская любовь, как правило, чиста, свежа, непосредственна, целомудренна, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, мечтательности, лиричности и искренности.
Для наших юношей и девушек в переживании любви характерны уважение друг к другу, дружба, взаимная поддержка и взаимопонимание, они ценят друг в друге высокие душевные качества.
«Раньше мечтала только о красивом. Дружу с обычным. Главное в человеке, как я убедилась, не внешняя красота, а то, чем живет и о чем мечтает человек»; «Многие девушки почему-то считают, что главное в парне — его внешность, модная одежда, остальное — второстепенное. Я совсем не так думаю. Я дружу с очень хорошим юношей. Нет ничего в нем яркого, бросающегося в глаза. Но сколько в нем души, обаяния! Он прост во всем. Он уважает людей. А как много он знает! С ним мне легко было бы шагать по жизни»; «По-моему, в девушке должны быть такие черты: скромность, доброта, честность, гордость, вера в свои силы, убежденность, простота»; «Главное в девушке — это чувство собственного достоинства».
В старшем школьном возрасте под влиянием правильно организованной учебно-воспитательной работы заметно развиваются эстетические чувства, способность замечать, эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, искусстве, общественной жизни. У юношей и девушек развивается эстетическая восприимчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам (в отличие от подростков, которые более склонны откликаться на бурные, резкие, мажорные проявления в природе и искусстве). Картины Левитана, музыка Чайковского, лирика Пушкина, Блока, Есенина становятся источником глубоких эстетических переживаний. Развивающиеся эстетические чувства смягчают грубые и резкие проявления личности, помогают освобождаться от некрасивых, непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.
Эстетические чувства старших школьников отличаются большей сложностью, чем эстетические чувства подростков. Чувства юношей и девушек гораздо более осознанны, начинают связываться с самостоятельными эстетическими суждениями, самостоятельными эстетическими оценками творчества писателей, художников, музыкантов.
Это стремление к самостоятельности эстетических суждений, при недостаточно развитых эстетических вкусах и нездоровых влияниях со стороны, приводят порой к тому, что у старших школьников начинают формироваться неправильные и незрелые эстетические представления. Некоторые (особенно юноши) полагают, что в наш век — век электроники, атомной энергии, техники и покорения космоса — вся энергия молодежи должна быть отдана этому, а лирические переживания, эстетические чувства, литература и искусство — «это удел слабых», «это не нужно, отвлекает».
С другой стороны, свойственная старшему школьнику критичность мышления, стремление к самостоятельности и к самоутверждению, самовыражению своей индивидуальности (о чем говорилось выше), потребность иметь собственные вкусы и суждения выражаются порой в желании оригинальничать, заставить обратить на себя внимание. Поэтому при недостаточном внимании к эстетическому воспитанию у юношей и девушек может развиться дурной вкус, в их среду может проникнуть чуждое нам влияние, пропагандирующее и афиширующее пошлое, безвкусное, фальшивое.
В развитии эстетических взглядов немаловажную роль играет подражание: юноши и девушки иногда слепо подражают тому, что произвело на них сильное впечатление. В результате — увлечение пошлой музыкой, кричащей и безвкусной ультрамодной одеждой, абстрактной живописью и скульптурой. Иногда юноши и девушки бездумно повторяют чужие слова о том, что абстрактная живопись — нечто новое, прогрессивное, которое борется со старым. Понять это якобы дано не каждому (а для самоутверждения важно показать, что «я» и есть этот «не каждый»!). Обычно ребята не имеют широких знаний; они что-то поверхностно схватили, где-то что-то слышали, читали, видели. Это верхоглядство, но это «модно, эффектно, необычно». Школьники спорят о том, чего, в сущности, не понимают. Именно поэтому надо специально формировать у старших школьников правильные вкусы, учить их отличать подлинно прекрасное от некрасивого, пошлого, грубого, вульгарного, истинно художественное — от фальшивого. Но необходимо всегда помнить, что старший школьник со свойственным ему стремлением к самостоятельности и независимости хочет утвердить свои собственные взгляды на искусство, музыку, литературу, театр, сопротивляясь прямому навязыванию чужих мнений и взглядов. Здесь нужен такт. Грубый, резкий тон, насмешка учителя над эстетическими вкусами юношей и девушек (даже если он прав в своих суждениях) едва ли приведут к цели.
Не следует навязывать старшему школьнику правильные мнения: он все равно не примет их, как только почувствует, что их ему навязывают. Гораздо разумнее организовать дело так, чтобы ученики сами (под умелым руководством старшего и опытного воспитателя) сравнивали, сопоставляли и делали самостоятельные выводы. В одной из школ учительница музыки на вечере старшеклассников играла им прекрасные произведения П. И. Чайковского, Моцарта, Бетховена, а потом для сравнения сыграла несколько ультрасовременных мелодий. Здесь и комментарии не потребовались. В другой раз было организовано выступление художника, который показал репродукции лучших полотен живописи и произведений художников-абстракционистов, изображавших то же самое (например, человеческое тело, пейзаж, какое-нибудь чувство, переживаемое человеком). Учащиеся сами пришли к выводу, что абстрактная живопись - это насмешка над человеком, его красотой и мудростью.
Воспитателям следует иметь в виду, что под флагом борьбы с дурными и извращенными вкусами нельзя отвергать все новое, даже если оно и не совсем нравится людям старшего поколения, и пропагандировать действительно устаревшее и несовременное. Хорошо, например, известен неоправданный и неудавшийся опыт искусственного насаждения (в наш век бурного и стремительного темпа жизни!) медлительных и плавных танцевальных ритмов, заимствованных из прошлого, а то и позапрошлого века. Молодежь 50-х годов XX века не могла принять этих падекатров и падепатинеров, несмотря на их усиленную пропаганду. Мы считаем необходимым специально указать на это, так как все наши попытки влиять на эстетическое развитие старших школьников обречены на неудачу, как только они почувствуют, что в данном случае борется не подлинно художественное с фальшивым, а просто старое с новым.
Итак, развитию эстетических чувств у старших школьников надо уделять большое внимание. Важное значение имеют экскурсии, посещение музеев, выставок, концертов, памятных мест, связанных с именами крупнейших художников, писателей, музыкантов. Дом-музей П. И. Чайковского в Клину, музей в Абрамцеве, музей-квартира К. С. Станиславского не могут оставить равнодушными юношей и девушек, если их предварительно подготовить к восприятию того, что они там увидят.
Л. Кабо очень хорошо описывает, как преобразились ее ребята в Пушкинском заповеднике.
«Приехали мы с ребятами в Пушкинские горы. Еще в Москве ребята много слышали о Пушкинском заповеднике, о том, что здесь, в Михайловском и Тригорском, у стен Святогорского монастыря... по извилистым берегам Сороти и у задумчивых тихих озер, все проникнуто пушкинским духом, пушкинской высокой поэзией; строки бессмертных стихов разбросаны в шелестящих рощах, таятся в пронизанной солнцем траве, неожиданно возникают в парковых аллеях...
Вот ворота заповедника. Пушкин в летящем плаще. «...Здравствуй, племя младое, незнакомое...» Ребята посыпались с машины горохом... Разбредаются поодиночке, по двое, осторожно углубляются в рощу — притихшие, задумчивые, ожидающие чудес...
Целый день я встречала то одного, то другого. То Лешку Лебедева — идет один, бормочет вполголоса стихи; то Катюшу Веснину — стоит, прислушиваясь, перед могучей старухой-елью, посаженной еще самим Ганнибалом; то Вальку Лисицына, как всегда, несколько суматошного: «Какой я сейчас пруд видел — сила! «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит»... Идемте, покажу!»...
Сколько рассказов было вечером: «А это ты видел?», «А в домике няни был?», «А я иду, задумался, понимаешь,— вдруг в траве надпись: «И, кажется, еще вечор бродил я в этих рощах...» Даже вздрогнул — Пушкина встретил!»
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.