Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Развитие личности в подростковом возрасте


В. А. Крутецкий. "Психология обучения и воспитания школьников"
"Просвещение", Москва, 1976 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является интенсивное нравственное формирование личности, формирование нравственного сознания, овладение морально-этическими нормами поведения. В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы школы, под идейным руководством воспитателей и коллектива.
Подростковый возраст — это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. Если, будучи младшим школьником, он чаще действовал по непосредственному указанию старших — учителей и родителей,— либо под влиянием своих случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения.
Учителю, воспитателю надо иметь в виду, что именно в этом возрасте закладываются основы нравственного сознания. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.
Но именно потому, что этот возраст является возрастом интенсивного нравственного развития, надо помнить, что порой в сознании подростка могут сформироваться (иногда совершенно неожиданно для педагога) нравственные понятия и убеждения, противоречащие тем, которые воспитателю хотелось бы внедрить в сознание школьника.
Мы часто дискутируем, следует ли наказывать ребенка трудом. Поставим эту проблему по отношению к подростку, и она станет еще более значимой. Ведь именно у подростка складывается определенная система нравственных убеждений, в том числе и отношение к труду. Некоторые считают, что трудом можно наказывать, и пытаются аргументировать это положение. Подросток, у которого по-настоящему начинает формироваться отношение к людям и к труду, пытается разобраться: из своего нравственного опыта он знает, что взрослые никогда не наказывают чем-то хорошим. Раз наказывают — значит чем-то неприятным! Если трудом наказывают, то в сознании подростка начинает складываться определенное представление: труд есть что-то неприятное, тягостное. Мы считаем, что нужно вкладывать в сознание школьника представление о том, что труд есть дело чести, славы, доблести и геройства. Но эти слова останутся пустым звуком, а в сознании подростка будет укореняться другое убеждение. Подросток совершенно четко дифференцирует разные вещи. Если, играя на перемене, он сломал стул и должен в мастерской починить его, это не есть наказание. Если заставляют взять веник и подмести за собой, это тоже не наказание. Логика подростку ясна: это не наказание, а исправление последствий собственного проступка. Но вот другой факт.
В одной сельской школе ребята часто опаздывали на занятия и грубили учителям. В наказание директор обычно велел им пилить дрова для школы. Однажды, когда некого было наказывать, директор попросил старших подростков после уроков остаться пилить дрова. Все возмутились: «За что вы нас наказываете?» Никакие уговоры и разъяснения не помогли. И это понятно: едва ли подростки будут охотно пилить дрова, если они делали такую работу лишь в порядке наказания.
Все это хорошо знал А. С. Макаренко и умело использовал психологию ребят: если колонист провинился, его временно отстраняли от работы, лишали радости трудиться с коллективом. На первых порах наказанный был доволен, но когда он видел, как дружно, бодро, с шутками трудился коллектив, а он оставался вне коллектива, ему не доверяли трудиться вместе со всеми, это начинало на него действовать иначе. Вот при тайкой ситуации в сознании подростка, неизбежно будет укореняться мысль, которую мы и считаем необходимым сформировать: наказывают неприятным,— значит, лишение права трудиться в коллективе есть нечто неприятное, недостойное, следовательно, сам труд — очень привлекательная деятельность, вызывающая уважение, общественное признание.
Психологами была поставлена специальная задача изучить содержание нравственного сознания подростков, их нравственных понятий и представлений. Исследования показали в общем высокий уровень нравственного сознания подростков. Большая часть школьников правильно разбирается в доступных их возрасту нравственных понятиях. Приведем несколько примеров.
«Настойчивость — это когда человек берется за самые трудные дела, когда его не страшат неудачи и он все доводит до конца» (12 лет); «Настойчивость развивается и в хорошем человеке и в плохом, но у плохого человека она служит для плохого дела, а у хорошего — для хорошего» (12 лет).
Степень глубины осознания, конечно, заметно повышается к концу подросткового возраста.
«Скромность — это умение трезво оценивать себя, критически относиться к себе и своим поступкам. Скромность и самореклама несовместимы... Скромный все время помнит, что окружающие его люди наделены достоинствами в не меньшей, а, может быть, в большей степени, чем он. Скромность — это простота и естественность во всем: в обращении, в поведении, костюме, манерах» (15 лет).
«Гордость — это радость именно, за успех, а не за превосходство над другими»; «Настоящей гордости не может быть, если ты работаешь хорошо, а твои товарищи плохо»; «Передовик труда гордится не тем, что он опередил других, а тем, что дал много продукции Родине» (15 лет).
В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются и нравственные идеалы подростков. Эти идеалы являются достаточно глубокими, содержательными, действенными и служат своеобразным моральным эталоном, на который подросток равняет свое поведение. У младшего подростка идеалом обычно служит какой-либо конкретный человек, в котором подросток видит воплощение высоко ценимых им качеств. Чаще всего это родители, учителя, товарищи, герои любимых книг и кинокартин. У подростков старшего возраста в качестве идеалов начинают выступать и обобщенные образы как совокупность идеальных качеств. «Для меня идеальный образ женщины: большая общественница, хороший работник, умная, начитанная, красивая, хорошо одетая» (девочка 14 лет); «Мой идеал — человек с большой волей, разносторонними знаниями, любящий свое дело, абсолютно честный и справедливый и чтобы без памяти любил футбол и хорошо разбирался в нем» (мальчик 14 лет).
В мечтах подростки как бы проектируют свою будущую жизнь и деятельность. В мечте воплощается идеал, к которому они стремятся. Большие дела и люди героических профессий, люди науки и труда занимают умы и души наших подростков. Это связано с широкими и глубокими общественными явлениями в жизни нашей страны, с реальной героикой современности. В последние годы мечты и представления подростков о героическом все больше связываются с людьми, посвятившими себя завоеванию космоса, ракетной технлке, использованию новых видов энергии, исследованиям в области химии, физики, биологии и медицины. Мечты наших подростков говорят об их стремлении активно участвовать в жизни страны, в общественно полезной деятельности. Свою будущую жизнь, свое место в жизни страны они тесно связывают с жизнью и трудом других советских людей. Индивидуализм, пессимизм и эгоизм чужды идеалам наших учащихся. Их мечты пронизаны оптимизмом и гуманизмом.
«После школы я мечтаю поступить в сельскохозяйственную академию. Хочу стать ботаником. После окончания академии я буду выращивать новые сорта фруктовых деревьев. Чтобы этого достичь, надо много поработать. Я буду стараться как можно больше сделать для своей Родины» (12 лет).
«Я мечтаю быть учительницей. Конечно, это не очень легкая профессия. Надо воспитывать ребят, а это не легко. Учиться надо долго и хорошо. Но вот я кончу педучилище, заочный пединститут и полечу на самолете в Сибирь. Я приеду в совсем новый город. Как здесь прекрасно! Дома высокие, каменные, всюду прекрасные парки, сады. Вот и мой первый урок: класс большой, светлый, всюду цветы. Я расскажу ребятам о старой Сибири и об изменениях в стране» (15 лет).
Как далеко это все от того, о чем мечтает большинство подростков, живущих в условиях капитализма! Вот характерные высказывания американских подростков.
«Больше всего я хочу иметь деньги, потому что тогда смогу покупать такие вещи, как автомобиль, и все проникнутся ко мне уважением»; «Хочу выйти замуж за богатого»; «Хочу стать знаменитым гангстером. Гангстеры имеют большие и самые дорогие автомобили, у них самые лучшие костюмы и самые красивые женщины».
Чувство интернационализма, дружбы, желание действовать, активно помогать борющимся за свободу народам ярко проявилось в стихотворении семиклассницы Веры К. (из материалов В. П. Ягунковой).

На Кубу

Мальчишка готов к побегу:
Единственный рубль в кармане,
Котлета, кусочек хлеба,
Записка написана маме.-
И вдруг разрушились планы,
Напрасно пропали старанья,
Ох, уж эти мне мамы —
Все они знают заранее.
Ох, уж эти мне мамы...
Зря его ждут кубинцы....
Мальчишка глядит упрямо,
От горя заплакать боится.
Отец с работы вернулся
И, развернув газету,
Выслушал все, улыбнулся
И мягко жене заметил:
«Брось, не ругай ты парня,
Зря ты его наказала.
Я тоже бегал в Испанию
С Киевского вокзала».
В мир детских снов и видений
Реальность врывается грубо,
У каждого поколения
Есть своя Куба.

Однако многочисленные исследования показали, что моральные понятия и убеждения подростка, формирующиеся стихийно, вне правильного идейного руководства, под влиянием неверно понятых фактов, книг, кинокартин, самостоятельного анализа поведения взрослых могут быть ошибочными, незрелыми. Подросток в этих случаях может заблуждаться, иногда следовать чуждым нам по духу моральным принципам и установкам.
Приведем несколько примеров ошибочных высказываний подростков разного возраста. «Чуткость — это свойство слабых и слабовольных людей, а настоящий мужественный человек должен быть прямым, холодным, непреклонным, грубоватым и резким». (Заметим, что подростки изо всех сил стараются быть настоящими мужественными людьми.)
Подростки-мальчики склонны к проявлению молодечества, лихачества, что ведет иногда к нарушениям дисциплины, даже серьезным. Они считают: «Мужество или смелость — это действие с риском для жизни, когда человек идет на самое опасное дело, все равно, ради чего. Важно, что не боится. Пусть ненужная смелость, а все-таки смелость. Глупая смелость лучше, чем умная трусость»; «Показная и ненужная смелость — это исконно русская лихость и удальство, молодецкая удаль, когда человек ничего не боится и ни с чем не считается. Сам Горький писал: «Безумству храбрых поем мы песню!»; «Вот Сергей Тюленин тоже девчонок за косы дергал, зря из окна прыгал, а из него герой вышел!»
В одной из школ подростки-мальчики выдумали упражнение: прыгать с балкона четвертого этажа на балкон третьего этажа — повисали на руках, раскачивались и прыгали. Директор вызвал ребят в кабинет, чтобы узнать, зачем они это делали. Сначала ребята боялись, что ругать будут, помалкивали, но потом осмелели, начали говорить, что это был «экзамен на аттестат смелости»: кто так сделал, тот смельчак, кто не сделал — трус. Директор, который пережил много неприятных минут из-за этих «смельчаков», резко сказал: «А вот не кажется ли вам, что тот, кто это делает, дурак, а кто не делает — умный?» Последовал ответ: «Ну и что же, считайте меня лучше дураком, но не трусом».
Некоторые ребята с мягкими, тактичными учителями говорили вежливо, а со строгим, требовательным директором — грубо, дерзко. Они считали, что это свидетельствует об их мужестве, смелости. «Анне Ивановне какая доблесть нагрубить: она такая чуткая, мягкая, еще заплачет, а если директору, которого даже учителя боятся, ответишь грубо, независимо, тут уже сомнений в твоей смелости нет».
Весьма распространенная в подростковом возрасте положительная оценка упрямства связана с неправильным представлением о принципиальности, независимости и самостоятельности — качествах, очень ценимых подростками.
«Упрямство — это на глупых делах закалять волю» (12 лет); «Хочу быть самостоятельным и обходиться без чужих советов. В жизни не всегда будет у тебя советчик. Пусть плохо и глупо, зато делаю, как хочу» (14 лет); «Пусть упрямый часто и неправ, но сегодня он настоит на своем, хотя неправ, а завтра настоит, будучи правым. Прежде чем пробовать волю на больших делах, надо пробовать ее на пустяках» (15 лет). На замечание старшего: «Это верно, что волю надо воспитывать на малых делах, но ведь и эти дела могут быть разумными, почему не закалять волю на них?» — тот же подросток ответил: «Да, можно, но это много скучнее, да и нет сознания, что борешься и побеждаешь чужую волю». Другой подросток продолжил эту мысль: «Для меня дело не в том, кто прав, а кто настоит на своем!»
Оказывается, все дело в стремлении побеждать чужую волю. При этом не так важно, кто прав. В подростковом возрасте, когда человек складывается как личность, ему важно чувствовать себя взрослым, сознавать, что он может противостоять воле старших. Один из старших подростков в беседе с директором, который потребовал от него извиниться перед учительницей, гордо заявил: «Я человек принципиальный: я в жизни никогда и ни перед кем не извинялся!» Все это представляет своеобразное моральное кредо! Когда психологи познакомились с характеристиками подростков, чьи высказывания приведены выше, то нашли полное совпадение с поведением, т. е. нравственное сознание «прорастает» в поведение, определяет поведение. Неправильное сознание определяет неправильное поведение.
Содержание нравственных понятий подростков исследовал Л. Н. Десев (под руководством А. Г. Ковалёва), который выявил, что понимание подростками нравственных категорий часто носит поверхностный, формальный характер.
Психологи исследовали отношения между складывающимися у подростков убеждениями, моральными идеями, понятиями и установками, с одной стороны, и их поступками, действиями, конкретным поведением — с другой. А. Л. Малиованов выделил с этой точки зрения четыре группы подростков: 1) подростки, которые руководствуются в своем поведении хорошо осознанными ими положительными нравственными нормами и у которых нет расхождения между словом и делом; 2) подростки, у которых совпадал низкий уровень развития их нравственных понятий и поведения; 3) небольшая группа подростков (единичные учащиеся) отличалась хорошим знанием моральных норм поведения, но не считала для себя нужным поступать в соответствии с ними. Эти подростки — демагоги, лицемеры, явление, не типичное для нашей школы, но тем не менее они иногда встречаются; 4) подростки, которые еще не видят, не понимают связи между известными им требованиями коммунистической нравственности и своими повседневными поступками. Многие из них недостаточно осознают содержание некоторых моральных категорий.
Аналогичное исследование отношения между мотивацией и поведением подростков провел Л. Н. Десев, который установил, что удельный вес каждой из выделенных групп находится в прямой зависимости от качества учебно-воспитательной работы.
Неправильно разбираясь во многих моральных понятиях, ошибочно понимая и оценивая отдельные качества личности, стремясь к независимости и самостоятельности, неумело пытаясь проявить свою волю, некоторые подростки иногда намеренно развивают у себя те качества, которые объективно являются отрицательными, и изживают положительные.
Задача воспитателей — тактично и умело преодолевать неправильные взгляды, разъяснять существо дела, рассеивать заблуждения подростков, но не скучными нотациями и сухими надоедливыми нравоучениями (в воспитательной работе с подростками эти формы абсолютно неприемлемы!), а в искренних, задушевных, дружеских беседах. Учителя-предметники (литераторы, историки) должны использовать возможности своего предмета для формирования правильных нравственных понятий. Значительное развитие в этом возрасте умственных способностей, логического мышления, способности к усвоению аргументации поможет доказать, разъяснить подростку соответствующую мысль, идею. Подросток способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. С другой стороны, критические тенденции, развивающиеся у подростка, часто заставляют его недоверчиво и с предубеждением относиться к аргументации взрослых, отвергать их доводы, противоречить им. Все зависит от умения воспитателя представить то или иное положение в настолько ясной, убедительной и бесспорной для подростка форме, что исключается всякая возможность действовать в противоположном направлении. Подросток должен отдавать себе отчет, что нельзя не согласиться с доводами старших, так как это значило бы поставить себя в положение глупца, а какой подросток (все они в этом отношении очень самолюбивы) пойдет на это! К тому же подростку очень импонирует и то, что взрослые апеллируют к его разуму, рассчитывают на его понимание, тем самым достаточно высоко оценивая его мыслительные способности. У него возникает желание оправдать эти надежды, быть достойным такого отношения.
Но главным, конечно, остается организация правильного нравственного опыта подростка, в процессе которого он убеждается в справедливости и бесспорности усваиваемых им нравственных норм и в необходимости следовать им в повседневной жизни.
Одним из самых важных моментов в развитии личности подростка является формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. В младшем возрасте нет желания оценить себя: «Что я за человек? Какая от меня польза? Что у меня хорошего? Какие у меня недостатки?» У подростка же возникает интерес к себе, к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности.
Начало формирования и дальнейшее развитие самосознания накладывают отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его учебной деятельности, на формирование его отношений к окружающему, взаимоотношений его с людьми. Самосознание не означает отрыва от действительности и ухода в мир внутренних переживаний, не является проявлением своеобразного стремления к самопознанию и самокопанию, бесконечному и бесплодному самоанализу. Потребность самосознания возникает из потребностей жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. В связи с ростом интереса к коллективу и общественной жизни у подростка возникает потребность оценить свои возможности, найти свое место в коллективе, осознать, какие особенности его поведения и личности помогают или, наоборот, мешают ему быть на высоте предъявляемых ему требований.
Развитие самосознания подростков начинается с осознания ими своего поведения (сначала отдельных поступков, потом всего поведения в целом), затем — своих моральных качеств, характера, своих способностей. На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других — взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Исследования показали, что не все качества личности начинают осознаваться подростком одновременно. Сначала начинают осознаваться качества, связанные с выполнением учебной деятельности (трудолюбие, настойчивость, внимательность, прилежание), затем — качества, выражающие отношение к другим людям (чувство товарищества, чуткость, сдержанность, упрямство), еще позже — качества, выражающие отношение к самому себе (скромность, самокритичность, хвастливость, зазнайство), и, наконец,— сложные, синтетические качества, выражающие многосторонние отношения личности (чувство долга, чувство собственного достоинства и чести, принципиальность, целеустремленность). Такая последовательность в расширении круга осознаваемых качеств личности понятна и легко объяснима: во-первых, учебная деятельность и отношение к людям справедливо считаются подростками основными проявлениями личности; во-вторых, эти качества личности относительно просты и проявляются более наглядно. С течением времени осознаются все более сложные и менее наглядные качества (сравним, например, с этой точки зрения трудолюбие и чувство чести).
Важной особенностью самосознания подростка является противоречие между потребностью познать себя и недостаточным умением правильно анализировать личностные проявления, недостаточным уровнем объективных знаний о себе. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка и его реальным положением в коллективе, противоречием между отношением его к самому себе, к качествам своей личности и отношением к нему и качествам его личности со стороны взрослых и сверстников. А. Г. Ковалев справедливо отмечает, как важно правильно оценивать личность подростка, чтобы не вызвать у него двух противоположных, но одинаково отрицательных переживаний — чувства превосходства над другими и чувства неполноценности.
Решающее значение для развития самосознания подростка имеет его жизнь в коллективе, где существуют правильные оценочные отношения, которые формируют у подростка верную самооценку. Возросшие требования к поведению и учебной деятельности подростка, стремление найти свое место в системе доступных ему общественных отношений также помогают развитию самосознания. Новый этап в развитии самосознания подростков связан с выделением образца, своего рода морального эталона, в сопоставлении с которым подросток оценивает свое поведение. Такие образцы начинают ориентировать его поведение, и это открывает возможность самовоспитания. Тем самым подросток вступает в новый этап своего развития, определяющегося не только воспитанием, но и самовоспитанием.
Итак, на основе развития самосознания и сознательного отношения к действительности, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению своих недостатков. При этом порой возникает противоречие между родившейся потребностью в самовоспитании и неверием в его возможности. Не умея самостоятельно разобраться в некоторых прочитанных книгах (иногда при чтении популярных книг по физиологии высшей нервной деятельности) и просмотренных кинофильмах, иные подростки приходят к мысли о том, что многие человеческие качества не воспитываются и нет смысла работать над развитием этих качеств. Учение об условных и безусловных рефлексах, как показали наблюдения, школьники нередко воспринимают как учение о биологически предопределенных врожденных формах поведения.
«Чуткость врожденна, ни о каком ее воспитании не может быть речи. Так же я думаю о воспитании смелости. Трус может попытаться стать смелым, но это напрасные попытки. Что пишут в книгах — я не верю. В жизни я вижу другое»; «Смелость врожденна, так как трусость есть инстинкт самосохранения, а смелость — отсутствие этого инстинкта. Ее нельзя выработать, ее можно только укрепить, если она есть от рождения»; «Упрямство — это дух противоречия, врожденное свойство отрицания».
Встречаются и такие доводы: «Это воспитать нельзя, потому что я искренне пытался это сделать, но не вышло».
Часто подростки выбирают правильные, действенные пути самовоспитания, проявляют здесь незаурядную находчивость и волю. «Была контрольная по алгебре,— пишет в своем дневнике ученик VII класса.— Решил, будь что будет, а должен все решить сам. Я даже сам себе слово дал, что не буду ни у кого смотреть. На последнем примере сел. Вот тут внутренний голос и говорит: слово дал, а «двойку» получишь. Стали меня брать сомнения, один голос говорит: слово не так важно, в другой раз лучше докажу верность слову, а другой голос, напротив, говорит, что надо совладать с собой и что это в трудные минуты надо учиться делать. Этот голос и победил».
Сравнительно небольшой жизненный опыт, ограниченный кругозор подростка часто приводят к возникновению другого своеобразного противоречия — между потребностью в самовоспитании и неумением ее правильно реализовать. Поэтому нередко самовоспитание подростков принимает наивные и чудаковатые (а порой и вредные для здоровья) формы — для развития воли подростки пытаются, например, перетерпеть боль, которую нарочно причиняют себе (жмут на глазное яблоко, сдавливают руку крышкой от парты), заставляют себя прекратить чтение какой-нибудь книги на самом интересном месте, надолго задерживают дыхание, ходят по снегу босиком и т. д. Один из старших подростков рассказывал, как он воспитывал свою волю, умение сдерживать себя: «Нарочно иду в кино на интересную комедию. Все люди смеются, а я изо всех сил стараюсь не смеяться». Бывает, что рассуждают и так: «Самый лучший способ развить у себя волю — это никогда, никому, ни в чем не уступать!»
Очевидна необходимость со стороны взрослых пробуждать у подростков стремление к самовоспитанию. Надо убедить подростков, что это возможно, помочь им правильно разобраться в своих достоинствах и недостатках, указать на правильные пути самовоспитания, разумные формы самоконтроля за поведением.
Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте является формирование у подростка своеобразного чувства взрослости как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому, переживание готовности подростка жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни. Исследования психологов (в первую очередь Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой) выявили характерные черты чувства взрослости, его содержание и формы проявления. Формирование объективной взрослости наблюдалось в социально-моральной сфере (относительная эмансипация от взрослых, наличие собственных взглядов и суждений), в интеллектуальной деятельности (самостоятельность в усвоении знаний), в интересах, в элементах романических отношений (подражание взрослым), в характере развлечений, во внешнем облике и манере поведения (также подражание взрослым). Чувство взрослости выражается в отношении подростка к себе как к взрослому и желании объективно утвердить свою взрослость. Он претендует на такое же отношение к нему окружающих, проявляет желание оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства взрослых, отстаивать свои взгляды и убеждения, несмотря на противодействие взрослых. Словом, как отмечает А. Г. Ковалев, подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, ломая прежние к нему отношения, сложившиеся в пору его детства.
Значительно реже в подростковом возрасте обнаруживается противоположное качество — боязнь ответственности, нежелание чувствовать и отстаивать свою самостоятельность, пассивность, стремление подольше побыть в состоянии опекаемого и «водимого за ручку» ребенка.
Сознание собственной взрослости возникает у подростка не случайно. Он чувствует общее нарастание своих сил и энергии, видит, как быстро увеличивается его рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя появление вторичных половых признаков. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем он начинает превосходить многих взрослых, например своих родителей, а порой (в частных вопросах) и отдельных учителей.
Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно большим, чем в младшем школьном возрасте: он нередко выполняет весьма ответственные обязанности в семье, активно участвует в школьной общественной жизни, проявляет известную степень политической зрелости.
Все это верно. Но подросток склонен явно преувеличивать значение этих сдвигов и изменений. Переоценивая свои возможности, подростки приходят к убеждению, что они почти не отличаются от взрослых людей, и претендуют на то, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и несоответствием этому реальных возможностей, отсутствием жизненного опыта. Полезное и хорошее стремление к самостоятельности, осложняясь у подростков чувством взрослости, может принять отрицательные формы сопротивления влиянию старших: часто подростки не признают авторитета взрослых, игнорируют предъявляемые им требования.
Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и известной независимости, отсюда — их болезненная чувствительность к оценке взрослых, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достинство, игнорировать их взрослость, недооценить их права. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, взглядами, уважали их, причем не только на словах, но и на деле. Отношение к нему старших, как к «маленькому», глубоко обижает его. Вот что, например, заявил однажды пятнадцатилетний подросток:
«Я и сам теперь довольно взрослый и терпеть не могу покровительственного отношения и назидательного тона взрослых. Пожалуйста, советуй, но советуй, как равному, требуй, но требуй, как от большого, наказывай, если провинился, но не как маленького. А то: «Сядь на отдельную парту, а после уроков придешь извиняться!» Что я, первоклассник, что ли?»
Или такой факт: в искренних беседах семиклассники не раз заявляли, что они не хотят носить такой же пионерский галстук, какой носят ученики IV класса. «Или пусть нам вводят какое-нибудь другое отличие, или мы будем носить галстуки, но маленькие пусть их не носят, а носят что-нибудь другое». Как видно, старшие пионеры иногда стесняются носить пионерский галстук только потому, что и ученики III—IV классов его носят, а не из-за мнимого пренебрежения к этому символу пионерской чести, в чем подростков нередко без основания упрекают.
Ясно, что в общении с подростком следует проявлять тактичность и находчивость. Воспитательная работа должна строиться на постепенном изменении отношения взрослых к подросткам: необходимо признавать их права на относительно большую независимость и самостоятельность (в поведении, в планировании времени, в организации деятельности т. д.). Разумеется, все это должно быть в известных разумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене руководства и контроля (что было бы грубой ошибкой), так как подросток очень нуждается в твердом и постоянном руководстве со стороны взрослых. Подростков нужно освобождать от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого руководства — того, что было в какой-то мере оправдано по отношению к дошкольнику или младшему школьнику.
По отношению к подростку необходимо отказаться от злоупотребления тоном категорических распоряжений и приказов, безоговорочных диктатов и безапелляционных требований. Подчеркнем, что речь идет не об отказе от требований вообще, а об отказе от грубых и резких форм, о придании требованиям и распоряжениям более тактичной формы. С подростком лучше разговаривать тоном убеждения, совета или просьбы. Приказ часто вызывает отрицательную реакцию, тогда как к совету другое отношение, потому что в глазах подростка — это уже форма отношений взрослого с равным. Если директор говорит: «Ребята, мне хотелось бы посоветоваться с вами, как лучше в вашем классе наладить дисциплину»,— то это всегда производит благоприятное впечатление. Разумеется, отказ подростка выполнить требование вынуждает взрослого к более твердой и жесткой форме обращения.
Возникшее чувство взрослости заставляет искать ответа на вопрос: а что значит быть взрослым? По-видимому, подросток сам себе дает такой ответ: нужно присматриваться к взрослым, к тому, что они делают, как они себя ведут. Как они себя ведут, так, видимо, и ему следует себя вести, если он хочет быть взрослым, рассуждает подросток. Поэтому очень важно, чтобы педагог своим личным примером воспитывал подростка, чтобы, глядя на старшего, наблюдая за его поведением, отношением к людям, к себе самому, подросток воспринимал хорошее, подражал правильному. Для подростка пример поведения взрослых, и в частности личный пример учителей, приобретает особо важное значение. Учителя должны постоянно помнить, что за ними следят пытливые глаза подростка, что они воспитывают подростка не только своими словами, но и своим поведением. Даже отдельные (и нередко случайные) промахи и проступки воспитателя (не говоря уже о постоянных, привычных отрицательных проявлениях) могут стать отрицательным примером, дурно повлиять на поведение подростков.
В связи с формированием чувства взрослости у подростков появляется черта, которую можно определить как проявление повышенной критичности по отношению к взрослым. Одним из признаков взрослости подросток считает свое умение подмечать недостатки и промахи старших. Делается это не для того, чтобы принизить их, а для того, чтобы утвердить себя в состоянии взрослости. И ход рассуждения подростка таков: если я способен видеть недостатки взрослых людей, то это лишнее свидетельство того, что я и сам взрослый. У подростков критичность по отношению к учителям, к их поведению, знаниям, суждениям, желание подметить промах учителя приобретает различные формы. Школьники замечают ошибки произношения, неправильные обороты речи, отсутствие у учителей некоторых бытовых навыков, неумение ответить на отдельные вопросы и т. д. В одной из школ три девочки вели специальный дневник, в который записывали все стилистические промахи, допускаемые учителями. Учительница сказала: «Ребята, вопить не будем»,— и это сейчас же было занесено в дневник. Однажды она им сказала в запальчивости: «Вот ничего не делаете и будете сидеть на экзамене, как сороки на колу»,— и сейчас же это выражение девочки записали.
Критичность сознания выражается и в том, что подростки не склонны все принимать на веру: у них возникает критическое отношение к словам взрослых, причем иногда это приобретает форму критиканства: подростки во всех случаях требуют логического пояснения — почему должно быть так, а не иначе?
«Почему есть такое правило, что ученик должен первым здороваться с учителем? Нужно, чтобы первым здоровался тот, кто первый увидел. Я буду делать так, как вы требуете, но убедите меня в том, что это логично»; «Почему мужчина должен уступать женщине место? А если мужчина больной, а женщина здоровая? Логика должна быть другая: сильный и здоровый должен уступать место слабому и больному. А пол здесь ни при чем!»
В связи с анализом чувства взрослости остановимся на одном вопросе, который в последнее время начал привлекать внимание,— на вопросе о так называемой феминизации (от лат. femina — женщина) характера мальчиков-подростков. Отмечают, что в последние годы в характере мальчиков-подростков стали проявляться такие черты, как неумение принимать серьезные решения, боязнь ответственности, пассивность, нежелание не только руководить, командовать, но даже просто проявлять самостоятельность, наблюдается слабоволие, чувствительность, т. е. то, что не свойственно мужскому характеру. Причиной этого явления считается феминизация кадров преподавателей (80 процентов учителей — женщины), а учительницы переносят на работу с детьми материнские навыки. Мальчики-подростки вырастают в окружении женщин (дома — мать, в школе — учительница). Думается, что в подобной характеристике мальчиков-подростков есть явные преувеличения. Трудно согласиться с тем, что наши мальчики-подростки вообще становятся все более пассивными, не желающими быть самостоятельными, командовать, что они становятся более слабовольными. Вероятно, общественная пассивность мальчиков в школах есть их своеобразная реакция на некоторые формы пионерской, общественной работы, которые явно сковывают их инициативу, самостоятельность.
Верно то, что в воспитании характера мальчиков-подростков большую роль должны играть мужчины. Кто, как не мужчина, имеет все основания успешно воспитывать у подростка-мальчика мужские черты характера — смелость, мужественность, выносливость и решительность, инициативность, умение твердо переносить невзгоды и неудачи, рыцарство и благородство по отношению к женщине? У мальчика 13—15 лет всегда есть потребность во взрослом друге, умном наставнике.
Верно и то, что в организации воспитательной работы с подростками надо больше полагаться на их самостоятельность, активность, инициативность, на их самоуправление, освобождать их от ненужной опеки, назойливого контроля. Такая организация общественной, пионерской, комсомольской работы будет оптимально соответствовать чертам формирующейся личности подростка. Тогда наши мальчики-подростки не уклонятся от руководства, от ответственности, не будут проявлять пассивность и равнодушие к коллективным делам в школе. Ведь не секрет, что во многих школах воспитательная работа строится на таких формах деятельности, которые в гораздо большей степени отвечают интересам, склонностям и потребностям девочек-подростков. Почему бы шире не развернуть в школах работу комсомольцев из шефствующих учреждений и предприятий? Они могли бы руководить кружками радиотехников, автодела, фото- и кинокружками, стрелковым, туристским, руководить духовым оркестром, спортивными секциями, организовать школьный радиоузел. Ведь всюду, где такая работа развернута, мальчики активно в ней участвуют, являются организаторами и помощниками руководителей этих кружков. Мы уж не говорим о таких особенно интересных мероприятиях, как военно-спортивные лагеря типа «Юнармеец», «Юный моряк», «Юный пограничник» или Всесоюзная военно-спортивная игра «Зарница».
Психологические наблюдения показали, то в подростковом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению с товарищами, стремление к жизни в коллективе сверстников. Ряд исследователей (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова) склонны даже выделять общение с товарищами в особую сферу жизни подростка, считая, что общение существует как специфическая деятельность, в которой происходит реализация чувства взрослости, усвоение социально-моральных норм отношений.
Для подросткового возраста характерно заметное развитие чувства личной дружбы, настоящей потребности в дружеском общении. «Не представляю себе жизнь без дружбы»; «Дружба - это самое лучшее, что может быть у человека»,— считают подростки. Мотивы дружбы становятся более глубокими. Дружат уже не только потому, что сидят на одной парте или живут в одном доме, как это часто бывает у младших школьников, а на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности, взаимного уважения и симпатии, доверия и понимания, родственных взглядов и вкусов. Если раньше друг находился сам собой, то теперь подросток не склонен пассивно ждать, когда придет дружба. Он активно стремится найти близкого товарища, друга, присматривается с этой точки зрения к своим одноклассникам, пробует их в соответствующем качестве. Д. Б. Эльконин и Т. В. Драгунова говорят о наличии специальной деятельности по поиску друга, носящей, по их терминологии, «ориентировочно-пробовательный» характер. Дружеские отношения в подростковом возрасте являются более глубокими, содержательными и устойчивыми, носят эмоционально-напряженный характер. Прекращение дружеских отношений часто воспринимается очень болезненно. «Был хороший друг. Его родителей перевели в другой город, он уехал, и всякий интерес к жизни пропал»; «Моя любимая подруга уехала, и мне ничего не мило».
Подробно исследовал товарищеские и дружеские взаимоотношения подростков И. В. Страхов. Он различает три основные формы взаимоотношений подростков — общительность, товарищество и дружбу, которые являются важным фактором развития их личности. Общительность предполагает совместное выполнение общих дел, контакты в учебной работе, в трудовой деятельности, в проведении досуга, взаимопомощь различных видов. Все это сопровождается специфической эмоциональной атмосферой общения.
Товарищество — более сложное явление. Его психологической основой является чувство коллективизма, товарищеская спайка, единство мнений по различным вопросам, атмосфера товарищеского сотрудничества, интеллектуальное общение как широкий и свободный обмен мыслями, суждениями, а также такой эмоциональный фактор, как привязанность друг к другу, чувство взаимной симпатии.
По отношению к дружбе товарищество будет генетически ранней формой взаимоотношений. Дружба более избирательна, более интимна, предполагает тесное сближение подростков, тесный психологический контакт, доверительность отношений. Дружба подростков основывается на единстве потребностей и интересов, целей и стремлений, общности в понимании различных вопросов. Подлинная дружба подростков носит активно-действенный характер, что проявляется в готовности помочь другу, доброжелательной критике его недостатков.
Товарищество и дружба широко распространены среди детей разных возрастов, но, как отмечает И. В. Страхов, на стадии подросткового возраста дружба по своей структуре и функциям представляет новый уровень развития этой формы взаимоотношений, служит взаимодополнению и обогащению личности друзей, осознанию качеств своей личности, самовоспитанию и в итоге — нравственному развитию подростков.
Далеко не всегда дружба подростков носит безоговорочно положительный характер. Иногда она возникает на почве нездоровых интересов или увлечений, совместного пустого времяпрепровождения. Иногда наблюдается паразитическая форма дружбы по расчету, когда один человек пользуется трудом другого. Ира дружит с Юлей, потому что Юлина мама работает в театре и может достать билеты на любой спектакль; Петя дружит с Колей, так как тот всегда дает кататься на своем велосипеде.
В основе дружбы и товарищества подростков лежит очень ценное качество — взаимопомощь. Но, как известно, часто подлинная помощь заменяется ее суррогатом: друг дает списать задание, подсказывает, выгораживает провинившегося товарища, замалчивает и скрывает его неблаговидный поступок. Все это не считается у подростков предосудительным, а расценивается как проявление подлинно товарищеской солидарности. «Рассказать о плохом поступке товарища? По-моему, это предательство и подлость» (14 лет); «Я думаю, что мы правильно делаем, когда выручаем товарища из беды любым способом и при любых условиях» (13 лет).
Бороться с подобными проявлениями дружбы — неблагодарная задача. Во-первых, это мало кому удается, а во-вторых, не надо забывать, что в основе этих проявлений лежит ценное качество — товарищеская солидарность. Поэтому следует не просто «бороться» с ними, искоренять их, а стараться перестроить эти отношения, сохранив их здоровую основу, здоровый мотив.
Отдавая должное добрым намерениям подростков, надо в то же время разъяснять им, что то, что они делают, не подлинная товарищеская помощь, а, наоборот, желание уйти от настоящей помощи, отделаться от своего товарищеского долга таким дешевым способом. Истинное товарищество, истинная дружба — это мужественное товарищество и требовательная дружба, которые предполагают подлинную помощь, а также прямую, честную и открытую критику ошибок товарища.
Эмоционально окрашенное стремление подростка принимать активное участие в жизни коллектива имеет для него огромное значение. Приобретаемый опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности. В коллективе разбивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять, когда это нужно, личные интересы интересам коллектива. Для подростка очень важно мнение коллектива сверстников, оценка коллективом его поступков и поведения.
Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей. Поэтому предъявление требований к подростку в коллективе и через коллектив — один из путей формирования его личности. В воспитательной работе с подростками особенно надо стремиться к тому, чтобы прямое педагогическое воздействие постепенно перерастало в косвенное педагогическое воздействие через коллектив. Организация здорового, единого, целеустремленного коллектива и правильных взаимоотношений в нем, здорового общественного мнения, включение подростка в жизнь такого коллектива, в частности в жизнь пионерской организации,— важнейший путь формирования полноценной личности в подростковом возрасте.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +