Каковы движущие силы психического развития детей? От правильного решения этого вопроса прямым образом зависит разработка приемов, средств, организационных форм обучения и воспитания, эффективность управления педагогическим процессом.
Эта проблема сводится к известной и давней проблеме соотношения в развитии психики человека природного, биологического, врожденного, с одной стороны, и социального, приобретенного — с другой, к проблеме соотношения и роли в развитии внешних и внутренних факторов (среды и наследственности). Никем не отрицается, что у человека наряду с врожденными образованиями (например, некоторыми особенностями зрения и слуха, некоторыми особенностями нервной системы) имеются и приобретенные образования, которые складываются под влиянием определенных условий жизни и деятельности, под влиянием обучения, воспитания (например, нравственные привычки). За счет чего же нужно отнести наличие у человека своеобразных особенностей его психики и поведения — за счет врожденных или за счет приобретенных в жизни особенностей? Являются ли эти особенности природным, прирожденным образованием или они складываются, формируются и развиваются под влиянием внешних условий жизни и деятельности человека? Биологической или социальной является природа человеческой психики?
Буржуазная психология в целом стоит на позициях признания биологической обусловленности природы психики, т. е. признания того, что психические особенности являются врожденными образованиями, они обусловлены биологическим потенциалом, с которым человек появляется на свет. Все общие и индивидуальные особенности психики человека предопределены природой, заложены в биологических структурах, и развитие представляет собой процесс созревания, вызревания этих заложенных изначально, наследственно предопределенных свойств. В частности, уровень развития способностей каждого человека (предел, потолок его возможностей) фатально предопределен «природным фондом способностей». В последнее время, в связи с успехами микробиологии в деле раскрытия генного механизма наследственности, стали говорить о «врожденном уровне генного снаряжения», о том, что свойства личности и способности запрограммированы, закодированы в генах. Английский генетик Ш. Ауэрбах постаралась предельно ясно и образно выразить эту мысль. Она писала, что каждый человек начинает жизнь, «имея на руках гены, как игрок начинает партию, имея на руках карты. Иногда раздача может быть такой плохой, что трудно ожидать даже умеренного успеха. Еще реже она бывает столь превосходна, что для достижения успеха не требуется никаких стараний». А «уровень умственного развития, особые способности, личные качества — все это результат взаимодействия генетических факторов и факторов среды». Отсюда логический вывод — необходимо делать ставку на размножение высокоодаренных людей; лучшие представители человеческого рода должны размножаться (и общество должно всемерно содействовать сближению одаренных людей обоего пола), а «неполноценные» должны от этого воздерживаться, полагает Ш. Ауэрбах.
Теория врожденной природы психических особенностей детей с разными оттенками, акцентами, уточнениями и поправками в трактовке ее различными буржуазными учеными до сих пор является основой современной буржуазной школьной педагогики. Буржуазные ученые — апологеты этой теории — считают необходимым знать, на что способен ученик, и приспосабливать обучение к его уровню развития, предопределенного наследственностью. Отсюда — сортировка учащихся по разным типам школ (например, в Англии) в зависимости от уровня умственной одаренности, что резко критикует прогрессивный английский педагог и психолог Б. Саймон. Дети с высоким уровнем умственной одаренности учатся в так называемых грамматических школах, открывающих возможность получить университетское образование; дети с низким уровнем умственной одаренности, от природы «неспособные» к интеллектуальной и творческой деятельности, должны довольствоваться обучением в так называемых современных школах, школах «тупиковых», которые не дают подготовки, достаточной для поступления в университет.
В США существует практика комплектования классов, однородных по коэффициенту умственной одаренности учащихся (определяемому с помощью тестов). В классах для умственно одаренных (где учатся, как правило, дети состоятельных родителей) программы насыщены серьезным материалом, много внимания уделяется самостоятельным работам. В классах, куда отбираются учащиеся с показателем умственной одаренности ниже среднего, обучение проводится по «разжиженным» программам, с исключением теоретического материала. В США говорят, что «тест является пропуском одним в рай, другим — в ад».
Хотя в современных работах буржуазных психологов много говорится о роли воспитания и обучения, роли среды, социального окружения, тем не менее все эти работы утверждают, что врожденный биологический потенциал очерчивает границы развития, преодолеть которые невозможно ни при каких условиях.
В последнее время многие зарубежные психологи обращаются к некоторым высказываниям хорошо известного в 20 — 30-х годах американского психолога Э. Торндайка. Если современный буржуазный психолог любит завуалировать свою точку зрения, то Торндайк писал всегда предельно ясно и никакой двусмысленности его положения не допускали. В работах «Новые методы преподавания арифметики» и «Принципы обучения, основанные на психологии» он прямо указывал на «природные силы» учащихся, их «прирожденные наклонности» (к котбрым Э. Торндайк относил и способности к активному мышлению, к рассуждению, интеллектуальную любознательность). Э. Торндайк говорил и о влиянии среды, о воспитании, но отводил этим факторам явно второстепенную, подчиненную роль: «Природа одаряет каждого известным капиталом, воспитание должно выявить, в чем этот капитал заключается, и наилучшим способом использовать его». «Природный капитал» ставит границы развитию: «Некоторые учащиеся не смогут подняться выше определенного уровня, хотя бы они старались добиться этого сотни часов... Они просто не могут решать задач определенной степени сложности и отвлеченности совершенно так же, как они не могут перепрыгнуть через барьер высотой 5 м или поднять груз в 500 кг». «Часть учащихся не окажет никаких успехов, как бы хорошо ни было преподавание, а другие будут оказывать успехи, как бы плохо преподавание ни было». Совершенно ясная точка зрения! Таким образом, роль учителя сводится на нет и заранее оправдывается педагогический брак.
Торндайк писал это около полувека назад, но и сегодня буржуазные ученые почти слово в слово повторяют его мысль: «Дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высокоинтеллектуальными людьми даже без особого обучения, в то время как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения».
Австрийский психолог К. Бюлер подчеркивал, что не только умственное, но и нравственное развитие ребенка предопределено наследственностью. З. Фрейд и его последователи видели движущие силы развития личности в управляющих человеком инстинктах, первичных подсознательных потребностях и влечениях, которые имеют врожденную природу и не зависят от со циальных влияний. Известный американский психолог и педагог Д. Дьюи считал, что человеческая природа не поддается изменению: человек появляется с заложенными потребностями и психическими свойствами, которые могут лишь быстрее или медленнее проявляться или несколько видоизменяться в процессе воспитания. Наследственность, по мнению Дьюи, лимитирует воспитание.
Современные буржуазные философы и педагоги-прагматисты также считают, что задача обучения и воспитания состоит в выявлении и стимулировании «развертывания врожденной «натуры» человека. Воспитание, с их точки зрения, — пассивный процесс, идущий вслед за спонтанным (стихийным) развитием индивида. Современные ученые-экзистенциалисты подчеркивают, что сущность ребенка имеет жесткие границы, делающие его устойчивым против педагогических влияний, что качества и свойства человека вызревают в нем спонтанно и всякое педагогическое вмешательство, претендующее на изменение природы ребенка, бессмысленно и обречено на неудачу. Крупный современный буржуазный психолог Г. Ревеш в книге «Талант и гений», изданной в 1952 г., прямо подчеркивает врожденную природу способностей, понимая их развитие как стихийное созревание, развертывание того, что дано от природы. Внешние влияния, прижизненный опыт, считает Ревеш, почти не затрагивают сущности врожденной одаренности. Ф. Баумгартен в работе «Одаренность и ее проблемы», опубликованной в Лейпциге в 1963 г., утверждает, что талант определяется врожденными и спонтанными факторами и представляет собой потенциально-творческое предрасположение к проявлениям в разнообразных областях.
Следует отметить, что в последнее время лишь часть буржуазных психологов открыто исповедует такие взгляды, научная несостоятельность и реакционная сущность которых слишком очевидны. Обычно делаются различные оговорки, в частности, о большой роли воспитания и обучения, роли среды. Однако в лучшем случае речь идет об одновременном и параллельном воздействии двух независимых и раздельно влияющих факторов — врожденных биологических особенностей и социальных воздействий среды, при явном превалировании первого фактора. Например, автор капитального труда «Дифференциальная психология» американский психолог А. Анастаси неоднократно подчеркивает, что на интеллектуальное развитие влияют наследственные факторы и факторы среды.
Для буржуазного психолога решающее, основное значение имеет врожденный биологический потенциал, уровень «генного снаряжения». Развитие психических свойств есть вызревание, созревание, саморазвитие этих потенций, для чего нужны соответствующие внешние условия. В частности, обучение и воспитание есть необходимое условие проявления, реализации этого врожденного потенциала. Таким образом, среде отводится роль только внешних условий, в которых протекает созревание того, что «заложено в природе человека» и с чем он появился на свет. Точно так же, как неполноценное питание может задержать физическое развитие, окружающая среда может помешать спонтанному умственному развитию. Для иллюстрации приводятся примерно такие аналогии с яйцом: каким бы доброкачественным ни было яйцо, но, очевидно, птенец может получиться из него только при наличии определенных условий среды, в частности температурных. Представьте, говорят эти психологи, что условия среды неблагоприятны: если высококачественное яйцо положить в холодильник, тогда никакого птенца не получится. Так вот для нас, утверждают буржуазные психологи, врожденный природный потенциал способностей есть «яйцо», а обучение, воспитание — все это вроде температурных условий, без которых способности не проявятся. Но среда сама по себе не формирует способностей, считают они. Аналогия эта несостоятельна, так как в приведенном примере говорится не о психическом, а о биологическом развитии.
Итак, по мнению буржуазных психологов, среда, обучение, воспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявления природно-обусловленных психических особенностей.
Пытаясь обосновать положение об определяющей роли наследственного фактора в психическом развитии, буржуазные психологи обычно ссылаются на данные сравнительного изучения однояйцевых (монозиготных) и разнояйцевых (дизиготных) близнецов. Генетически однояйцевые близнецы (происходящие от одной оплодотворенной и разделившейся клетки) биологически являются копиями одного и того же организма, подлинными двойниками, получившими от природы одинаковое «генное богатство», одинаковую наследственность. Исследования буржуазных психологов, проведенные на однояйцевых близнецах, якобы показывают ведущую роль наследственности в формировании психических качеств. У разлученных однояйцевых близнецов, воспитывающихся раздельно и в различных условиях, будто бы обнаружена высокая корреляция, сходство личностных свойств, способностей, умственного развития. Это значит, что при одном и том же «генном снаряжении» различные условия воспитания и среды дают весьма незначительные различия в умственном развитии и способностях. Буржуазные психологи делают отсюда вывод о том, что природные, биологические задатки являются определяющим фактором в психическом развитии.
Однако, как справедливо замечают многие советские и зарубежные критики теории наследственного происхождения - психических свойств, в большинстве случаев остается совершенно неясным: 1) правильно ли проводились в данном случае наблюдения и эксперименты; 2) действительно ли различным или тождественным было влияние среды; 3) насколько можно судить по результатам тестовых измерений об одинаковости личностных свойств и умственной одаренности однояйцевых близнецов.
Опыты на однояйцевых близнецах, которые были проведены у нас В. Н. Колбановским, А. Р. Лурия, А. Н. Миреновой, показали иное: у однояйцевых близнецов при одинаковой природной основе в зависимости от методов обучения можно получить совершенно различные результаты в некоторых видах творческой (комбинаторной) деятельности. В наше время прогрессивный французский психолог Р. Заззо аналогичными опытами над однояйцевыми близнецами нанес решающий удар теории врожденного характера психических особенностей.
С середины 20-х годов в советской возрастной и педагогической психологии постепенно заняли доминирующее положение взгляды и тенденции, некритически заимствованные из распространенных в то время теорий и концепций буржуазных психологов. Процесс развития личности, в частности способностей, стал трактоваться как процесс саморазвития унаследованных биологических особенностей организма, «вызревающих» в условиях какой-то метафизически понимаемой, классово-нейтральной неизменной социальной среды. В эти годы в советской науке сложилась и проникла в школу так называемая педология, исходящая из представлений о психических особенностях детей как наследственно закрепленных, неизменных особенностях, фатально обусловливающих не только успеваемость, но и трудовую жизненную перспективу. Перенесение в нашу психологию и педагогику даже некоторых идей буржуазной психологии со всеми оговорками и поправками нанесло советской науке и школе известный вред. С этим ненормальным положением покончило постановление Центрального Комитета нашей партии от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое полностью восстановило в правах и психологию и педагогическую науку. Последующий период развития психологии характеризовался борьбой за решительное очищение ее от педологии и всякого рода биологизаторских вульгарно-материалистических наслоений, за перестройку ее на основе марксистско-ленинского учения. Другое направление в современной возрастной и педагогической психологии объясняет развитие способностей только воздействием окружающей среды. Эта линия идет от прогрессивного для своего времени учения французского философа XVIII в.
К. А. Гельвеция. Все люди, учил Гельвеций, обладают от рождения абсолютно одинаковым природным потенциалом для умственного и нравственного развития, и различия в психических особенностях объясняются исключительно различным влиянием среды и различными воспитательными воздействиями Эта концепция была направлена против господствовавших в то время идеалистических теорий врожденных предпосылок психического, духовного и, как следствие, социального неравенства людей. Современные зарубежные разновидности этой теории признают исключительную роль социальной среды в развитии психики. Но социальная среда понимается буржуазными психологами метафизически, как что-то неизменное, фатально предопределяющее судьбу человека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.
Таким образом, представители обоих рассмотренных направлений, несмотря на внешнюю противоположность их позиций, признают психические особенности человека неизменными и фатально предопределенными или наследственным биологическим потенциалом, или влиянием неизменной среды. И в том и в другом случае оказывается, что дети привилегированных, состоятельных родителей по уровню психического развития превосходят детей представителей эксплуатируемых классов (по своим наследственным данным или по принадлежности к более высокоорганизованной интеллектуальной среде, обусловливающей их высокое развитие). А поскольку у господствующих классов и «хорошая» наследственность, и «здоровая» интеллектуальная среда, то вполне естественно и разумно социальное неравенство, при кодером они стоят выше по своему общественному положению и правят теми классами, у которых «плохая» наследственность и «неблагоприятная» для развития среда. Так буржуазная наука — философия, психология и педагогика — служит интересам своего класса.
Надо сказать, что в последнее время в связи с успехами генетики в области раскрытия механизма наследственности в нашей стране широко обсуждался вопрос о природе психических свойств, в частности способностей, о природных предпосылках психического развития, проводились дискуссии с участием биологов, философов, психологов, медиков, юристов, печатались различные материалы на эту тему. В процессе дискуссий отчетливо определилась характерная для советской психологии диалектико-материалистическая точка зрения на природу психических свойств. Но выявились также две крайние точки зрения.
Одна из них, которую разделяют в основном некоторые биологи-генетики, есть позиция врожденной и наследственной природы психических свойств и способностей. Она трактует процесс формирования и развития психических свойств как процесс реализации «генетической программы» человека. Согласно этой точке зрения талант — счастливая комбинация генов. Психические свойства однозначно определяются генотипом, генетическими особенностями человека. Формирование и развитие психических свойств есть процесс проявления (в соответствующих условиях среды) качеств, определяемых спецификой генного снаряжения. Несмотря на все оговорки, эти взгляды приводят к логическому выводу о том, что специфика и уровень психического развития каждого человека в какой-то мере предопределены его генным потенциалом. Отсюда — явная недооценка роли обучения и воспитания, влияния условий жизни и деятельности, разработка идей о принципиальной возможности искусственного «выведения» высокоодаренных людей и искусственного создания своего рода «интеллектуальной элиты» на основе метода трансплантации (пересадки) ядер живой клетки (эксперименты в этой области на простых организмах были, как известно, успешно проведены).
Весьма показательными с этой точки зрения являются опубликованные в журналах статьи ученых-генетиков В. Эфроимсона и Б. Астаурова. В этих статьях содержатся отдельные очень правильные и ценные мысли и рассуждения. Думается, например, что совершенно прав академик Астауров, возражая против альтернативной постановки вопроса «природа или воспитание?» при анализе происхождения многих психологических свойств человека: нельзя абсолютизировать или то, или другое. По-видимому, верно, что в отношении ряда психологических свойств и качеств человека можно говорить о «кооперативном» участии в их формировании наследственности (природы) и среды (воспитания). Если бы речь шла только о таких качествах, зависящих в известной мере от типологических свойств нервной системы, как темперамент, особенности памяти, даже некоторые особенности характера (импульсивность, выдержка и хладнокровие, смелость), то возражать особенно не пришлось. Но ведь речь идет о том, что «все без исключения», «любые мыслимые признаки и свойства человека» якобы несут, с одной стороны, печать наследственного генетического материала, с другой — отпечаток влияния среды, условий, «в которых осуществляется реализация полученной наследственной информации». И чтобы у читателя не осталось никаких сомнений, автор перечисляет такие свойства и качества, как «доброта» и «сострадание», «эгоизм» и «альтруизм», этические нормы поведения, «самые высшие этажи психики», к которым, видимо (исключений-то нет!), относятся мировоззрение, убеждения, идеалы. В. Эфроимсон говорит о наличии специальных «генов альтруизма», о том, что даже такие качества, как «совесть», «уважение к старости», «рыцарское отношение к женщине», «чувство долга», «входят в фонд наследственных признаков человека», «имеют генетическую основу». Не спасает указание на то, что в данном случае имеет место «сильнейшая печать влияния социальной среды».
Хотя совершенно неверно было бы считать, что все психические свойства личности — абсолютный продукт только обучения и воспитания, но в отношении моральных качеств личности, мировоззрения, убеждений двух мнений быть не может — эти свойства личности действительно являются абсолютным продуктом влияния среды (в широком смысле слова), обучения и воспитания, целиком привносятся в сознание извне.
Многочисленные наблюдения и эксперименты психологов подтверждают вывод о том, что психические свойства личности — прижизненное образование, что их формирование и развитие происходит в онтогенезе, что среда, воспитание, обучение активно формируют эти особенности (а не являются лишь необходимым условием для проявления генетической программы).
Надо подчеркнуть, что появление в печати упомянутых выше статей внесло изрядную сумятицу в умы учителей. Это видно по характеру вопросов (устных и письменных), с которыми педагоги обращаются к психологам, желая разобраться в проблемах, поднятых авторами статей. Дезориентированным учителям мы ответим так: хотя природные индивидуальные особенности и имеют определенное значение для психического развития школьника и потому, например (хотя эта причина далеко не единственная), в обучении от одного ученика требуется больше усилий, чем от другого, на одного ученика учитель тратит больше сил, внимания и времени, чем на другого, однако сами по себе эти особенности решающей роли в психическом развитии не играют. Поэтому работникам школы нет никаких оснований ссылаться на действительное (или, чаще, кажущееся) отсутствие благоприятных природных задатков в тех случаях, когда учителя испытывают определенные затруднения в учебно-воспитательной работе.
Другое направление, представленное в основном некоторыми философами и психологами, связано с идеями о полной, абсолютной обусловленности психического развития одним только активным воздействием социальной среды, условий жизни и деятельности, воспитания и обучения. Согласно этой точке зрения все люди при рождении обладают совершенно одинаковыми природными возможностями для развития любой специальной способности и до любого (вплоть до гениальности) уровня. И если Лобачевский стал гениальным математиком, Чайковский — гениальным композитором, а Пушкин — гениальным поэтом, то это якобы объясняется только обстоятельствами их жизни и деятельности. При других обстоятельствах вполне могло бы быть и другое: Пушкин мог бы стать математиком, Чайковский — физиком, Лобачевский — композитором. На первый взгляд указанная точка зрения прогрессивна и революционна: если в социалистическом обществе господствует принцип свободы и равенства, то все должны быть абсолютно равны и в отношении природных предпосылок развития любых психических свойств, любых способностей. Но если предоставляется полная возможность развивать свои способности, а потенции у всех одинаковы, то это должно означать, что при правильном обучении и воспитании любой нормальный человек в любой области может добиться любых высот. Если видеть причину различных способностей
людей только в различных условиях жизни и воспитания, то, по-видимому, остается заключить, что из любого человека при идеальном обучении и воспитании можно выработать и гения музыки, подобного Бетховену, и гения математики, подобного Лобачевскому, и Репина, и Эйнштейна. Эта теория полностью отрицает само понятие об индивидуальных различиях в природных предпосылках, влияющих на ход и направление психического развития, в частности развития способностей.
Многочисленные факты, находящиеся в распоряжении психологов и педагогов, показывают ограниченность и односторонность как той, так и другой позиции. Ошибочно считать, что генетические особенности человека однозначно определяют его психологические особенности. Но столь же неверно и обратное — полностью отрицать индивидуальные различия в природных предпосылках психического развития (например, индивидуальные различия в задатках способностей) и считать огромное многообразие индивидуально-психологических особенностей людей только следствием влияний внешней среды, обучения и воспитания.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.