Советское общество строится на основе новых, более совершенных отношений между людьми. Подрастающие поколения приобщаются к этим отношениям в ходе организации их жизни.
Методы воспитания - это способы воздействия воспитателей на учащихся, пути педагогически целесообразной организации их жизни с целью привития качеств нового человека, строителя коммунистического общества.
Методы зависят от цели и содержания воспитания, они направлены на формирование и совершенствование личности, поэтому учет уровня развития воспитанников и зрелости коллектива — важные условия эффективного использования методов воспитания, зависящих также от уровня зрелости коллектива. Так, А. С. Макаренко настойчиво советовал использовать нравственное просвещение после того, как коллектив достигнет достаточно высокого уровня развития и у него возникает потребность в изучении вопросов нравственности.
Использование того или иного метода воспитания зависит и от конкретной педагогической ситуации. Интересные мысли о методике предъявления требований высказаны А. С. Макаренко: он не рекомендовал предъявлять требования в том случае, если воспитатель не уверен, что они будут выполнены воспитанниками.
Воспитание характеризуется разносторонностью содержания и разнообразием методов. По-разному строится, например, физическое и эстетическое воспитание учащихся. Однако среди всего разнообразия методов есть и такие, которые имеют значение для всего процесса воспитания.
Методика воспитания, по меткому замечанию А. С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона. Творческий подход к использованию методов — обязательное условие успеха воспитания. Возможность такого подхода во многом зависит от решения теоретических вопросов, в частности классификации методов воспитания.
Классификация методов воспитания важна в том отношении, что позволяет ярче подчеркнуть специфичность того или иного метода, точнее определить его назначение в воспитательном процессе.
До последнего времени методы воспитания подразделялись на две основные группы:
методы формирования общественного поведения и организации деятельности школьников — приучение и упражнения, пример, игра,соревнование;
методы формирования сознания — беседы, диспуты, лекции, обсуждения материалов прессы, литературных произведений, кинофильмов.
Взгляды и убеждения формируются не только с помощью слова воспитателя, но и в процессе разнообразной деятельности. Поэтому в воспитательном процессе методы формирования сознания и организации деятельности выступают в единстве. Подразделение их на две группы не отделяет методы друг от друга, а позволяет лишь подчеркнуть большую направленность одной группы методов на ocoзнание своего поведения, другой — на формирование его привычных форм.
В практике воспитания можно встретить различные комбинации этих методов в воспитательном процессе. Сочетание разнообразных методов является одним из важных условий воздействия воспитания на различные стороны личности ребенка.
Некоторые из перечисленных методов могут выступать в процессе воспитания то в качестве метода, то в качестве средства воспитания. Это относится прежде всего к игре, трудовой деятельности, работе с книгой, газетой. Динамичность, подвижность понятий объясняется сложностью самого процесса воспитания.
А. С. Макаренко предупреждал учителей от трех типов ошибок в использовании методов воспитания, он не советовал использовать методы без проверки их на практике, предостерегал от фетишизации отдельных методов, т. е. предпочтения одного метода всем другим, использования одного метода в отрыве от других. «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным».
А. С. Макаренко рекомендовал творчески применять разнообразные методы воспитания с учетом зрелости коллектива, индивидуальных особенностей отдельных воспитанников и конкретной педагогической ситуации.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Приучение и упражнения. Дети пришли в I класс. Начинается новый период в их жизни — учение, требующее от детей определенного поведения, налагающее на них большие обязанности. С первых дней учителя стремятся приучить учащихся к новым условиям их жизни.
Метод приучения предполагает определенную, до деталей продуманную организацию жизни учащихся, их труда, отдыха и приобщение школьников к выполнению норм и правил с целью формирования привычных норм поведения.
Приучение, особенно в начальных классах, начинается с показа образца того или иного поведения самим учителем, при помощи демонстрации картин, чтения яркого рассказа.
Важным моментом приучения необходимо считать создание у детей положительного отношения к той или иной форме поведения, которое достигается за счет наглядности, образности, эмоционального отношения самого учителя к тому, что он дает детям.
Большое значение имеет и та атмосфера, которая складывается в ученическом коллективе. Если учащиеся без боязни могут оценить поведение товарища, поспорить, задать учителю любой вопрос — такая обстановка благоприятно влияет на отношение учащихся к новым нормам и правилам поведения. Важное значение в приучении занимает и контроль со стороны старших (учителя, родителей) за поведением детей. Очень важно, чтобы этот контроль был регулярным, систематическим, тщательным, тогда он приведет к формированию привычных норм поведения.
Метод приучения может варьироваться в зависимости от возраста и условий воспитания. Не всегда целесообразно, например, открыто ставить перед детьми задачу овладения тем или иным способом поведения. Воспитатель может дать ребенку определенное поручение (дежурство по классу, наблюдение за чистотой). В ходе его выполнения воспитанник овладевает необходимыми нормами поведения. Так обычно идет приучение детей-дошкольников и младших школьников. Но иногда перед детьми открыто ставится задача научиться вести себя определенным образом, например быть вежливым, предупредительным. В этом случае большое значение приобретает показ детям конкретного образа и умение вызвать у них стремление подражать ему.
Может быть намечен и третий путь. Суть его состоит в том, что учитель рисует перед учащимися яркий образ человека, поведение которого вызывает чувство симпатии и стремление подражать ему.
Важное место в воспитании занимают разнообразные упражнения. Они самым непосредственным образом связаны с приучением. В учебной работе упражнения используются для формирования у учащихся умений и навыков. В некоторых случаях упражнения в воспитании выполняют ту же самую роль.
Вместе с тем упражнения в воспитании отличаются от учебных тем, что многие из них включаются в жизнь и быт учащихся и выполняются ими в различных жизненных ситуациях незаметно для самих детей.
Упражнения должны использоваться в воспитании не только как метод привития внешних манер поведения, но и как путь формирования целостной личности человека. Поэтому в использовании приучения и упражнения важно, чтобы дети испытывали внутреннее удовлетворение достигнутыми результатами в поведении и испытывали стремление к совершенствованию своей
личности.
Большое влияние на детей оказывает повседневное поведение взрослых. Сила воздействия примера на младших школьников основана на способности детей к подражанию. Не имея достаточных знаний, убеждений и жизненного опыта, дети очень внимательно присматриваются к поведению окружающих людей. Эта склонность была замечена педагогами сравнительно давно. Еще Я. А. Коменский отмечал, что маленькие дети учатся раньше подражать, чем познавать.
Сила воздействия примера заключается и в том, что окружающие не навязывают детям своих взглядов, поступков, дети сами замечают их, они привлекают их внимание и принимаются ими в качестве образца поведения. При этом не следует забывать, что дети не всегда правильно понимают поведение окружающих людей и часто принимают развязность и недисциплинированность за смелость, упрямство за настойчивость, удаль за храбрость. Поэтому важно уже с первых лет обучения вести работу по формированию нравственных идеалов учащихся. У детей есть уже первые представления о нравственном идеале. И хотя ребенок не дает обобщенного ответа на вопрос, каким человеком он хочет стать, он называет известные ему имена людей в качестве идеала.
Перед учителем встает задача расширить круг знаний учащихся о выдающихся людях прошлого и настоящего.
Большое влияние оказывает на детей пример учителя и родителей. Они должны всегда помнить об этом и быть требовательными к самим себе. Вряд ли следует перечислять требования к учителю и родителям. Их можно выразить очень кратко: если воспитатели хотят сформировать то или иное качество у детей, они должны сами обладать этим качеством.
Анализ воспитательной практики показывает, что идеалы, стремления детей изменяются в зависимости от характера деятельности, которой занят коллектив. Поэтому деятельность, наполненная благородным, общественно значимым содержанием, оказывает на детей огромное воспитательное влияние. Многие пионерские организации, например, с большим энтузиазмом изучают боевой путь отцов, деятельность подпольных организаций и партизанских отрядов в годы войны, изучают трудовой путь ударников коммунистического труда. Эта патриотическая деятельность вызывает у школьников стремление быть похожими на них.
Таким образом, воспитательное воздействие примера связано не только с тем, что учащиеся наблюдают в жизни, изучают, но и с организацией их разнообразной деятельности.
Игра. По меткому замечанию А. С. Макаренко, игра для ребенка имеет «то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Чем меньше дети, тем большее значение в их деятельности занимает игра. Учитель, недооценивающий роль игры в воспитании младших школьников, не сможет добиться больших успехов в своем труде.
А. С. Макаренко, придавая огромное значение игре, в руководимых им учреждениях включал игру в жизнь воспитанников. Он стремился к тому, чтобы игра обеспечивала радость жизни и прививала детям любовь и интерес к ней. В его практике использовались игры, отвечающие тем или иным педагогическим целям, и просто веселые игры, создающие бодрое настроение, дающие возможность воспитанникам отдохнуть. А. С. Макаренко стремился создать комплекс разнообразных игр, требовал постоянной работы над их совершенствованием, призывал заменять игры, если они больше не соответствуют жизни коллектива и перспективам его развития.
Важным условием воздействия игры на воспитанников он считал активное участие самих детей не только в проведении игр, но и в их создании, не умаляя и роли педагога в организации игры. Педагог, по его мнению, всегда должен представлять себе цель игры, которую он проводит, и идти именно к этой цели. В практике работы А. С. Макаренко многие игры перерастали в трудовую деятельность, а в трудовых делах часто присутствовал элемент игры.
В практике воспитательной работы используются настольные, подвижные, технические, литературно-театральные игры, аттракционы.
Большое значение в жизни ребенка имеют ролевые игры. В ролевой игре дети воссоздают в доступной для себя форме те отношения, которые складываются между взрослыми. Взяв на себя определенную роль, ребенок выполняет необходимые правила, обязанности и усваивает эти правила, приобретает навыки и привычки поведения.
Ролевая игра носит коллективный характер. В ходе игры между детьми складываются и постепенно закрепляются отношения, встречающиеся в коллективах взрослых. По мере роста ребенка наряду с ролевыми играми важное значение приобретают дидактические и подвижные игры.
С началом обучения роль игры несколько отодвигается на второй план. Однако это не значит, что учение должно вытеснить игру целиком. В данном случае меняется характер игры, ее содержание, но ее роль в воспитании детей остается значительной. Для младшего школьника на первый план в ролевых играх выдвигаются качеегиа тех людей, которых они изображают. Особенно привлекают школьников сила, смелость, ловкость. Дети стремятся преодолевать препятствия, совершают смелые поступки, переносят воображаемые трудности. С расширением кругозора к концу обучения в начальной школе учащиеся начинают стремиться к преодолению реальных трудностей. Их игровая деятельность переплетается с трудом, общественной работой. Игровой элемент становится важным путем вовлечения детей в разнообразную деятельность.
Такой прием необходим в тех случаях, когда цели деятельности важны для детей, но недостаточно привлекательны или когда цель является важной, но сам процесс деятельности не приносит детям удовольствия. Введение элементов игры вызывает у детей стремление как можно лучше выполнить работу и формирует у них ответственное отношение к любым делам.
При организации игровой деятельности важно соблюдать ряд педагогических условий. Прежде всего не следует навязывать игру детям, стеснять их творчество и самостоятельность. Надо позаботиться и о том, чтобы игра достигала воспитательного эффекта. Важное значение, особенно для младших школьников, имеет и внешнее оформление игры.
Поручение. С первых дней обучения учитель стремится вовлечь детей в разнообразную деятельность коллектива при помощи поручений. По своему характеру поручения могут быть эпизодическими и постоянными. Основная функция поручений — обеспечить приобретение детьми опыта выполнения общественных обязанностей, а также формирование правильных коммунистических отношений между людьми.
Поручения могут давать учитель и коллектив. В I классе, когда не проявились еще ростки коллектива и опыт общественной работы детей незначителен, учитель использует в основном прямое поручение. Но уже на этом этапе он стремится показать значение выполняемого отдельными учениками поручения для всего класса. По мере развития коллектива учитель стремится сочетать прямые поручения с поручениями коллектива. Однако он постоянно следит за тем, кому и какие поручения дает коллектив, стремится помочь, посоветовать, поправить учащихся. При этом учителю важно опираться на знание педагогических условий, повышающих эффект воздействия поручения.
Важнейшим из них является доведение до сознания ученика общественной значимости поручения, разъяснение ученику значения порученного дела для коллектива. Это неизмеримо повышает его ответственность за порученное дело и оказывает большое воспитательное воздействие на ученика.
Важное значение имеет также создание положительного отношения к поручению. Это становится возможным при условии учета возрастных и индивидуальных особенностей (интересов, склонностей) ученика. Если ученик регулярно читает «Пионерскую правду», то поручение сделать обзор газеты будет принято им с энтузиазмом. Мальчик, интересующийся спортивными событиями, с удовольствием сделает обзор этих событий. Большое воспитательное значение имеет организация коллективного контроля за ходом и результатами поручений. В такой работе формируются отношения ответственной зависимости, так необходимые в любом коллективе. Соревнование содействует развитию творческих сил и повышению активности учащихся в различных видах деятельности (труде, общественной работе) и предполагает равнение на передовых, помощь отстающим и на этой основе достижение коллективом более высоких показателей своей работы.
Соревнование может быть индивидуальным (участие в олимпиадах, конкурсах) и коллективным (сбор металлолома). Соревнование на лучший отряд, дружину является коллективным. Важно добиться сочетания всех форм проведения соревнования.
Одним из условий действенности соревнования является умение вызвать у детей желание принимать в нем участие. Отдельные виды соревнований можно им и предложить. В этом случае надо умело настроить детей на участие в соревновании.
Важно далее, чтобы перед соревнующимися выдвигались все новые привлекательные цели, условия должны быть доступными, оформление соревнования — красочным.
Действенность соревнования повышается, если его итоги регулярно подводятся.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ
Воспитание сознания — сложный и длительный процесс. Он испишется с усвоения детьми простейших правил поведения и идет по пути формирования целостной системы взглядов и убеждений. Различный уровень воспитанности детей влияет на характер и подбор методов воспитания. Первоначальные понятия о том, как себя вести, даются детям в форме кратких указаний и разъяснений. Для сообщения воспитанникам политических и нравственных идей, разъяснения норм и правил поведения, критической оценки чуждых взглядов и нравственных норм организуют лекции, доклады, диспуты, обсуждения материалов прессы, литературных произведений, кинофильмов, а также беседы с учащимися.
Беседа используется учителем для информации учащихся о важнейших политических событиях в нашей стране и за рубежом. В последние годы Министерство просвещения СССР совместно с Академией педагогических наук СССР разрабатывало методические материалы в помощь учителям. В этих рекомендациях учитель может найти разнообразный материал для проведения бесед с учащимися различных возрастов.
При помощи беседы учитель сообщает учащимся новые сведения о науке и технике, об искусстве и спорте, а также формирует нравственные представления и понятия. Беседа может проводиться с одним учеником, группой и всем классом.
Наиболее распространенной в воспитательной практике является этическая беседа. Подготовка и проведение этической беседы представляют для начинающего учителя значительные трудности. Важными вопросами методики проведения этической беседы являются выбор темы, ее подготовка и проведение. Тематика бесед определяется в основном Правилами для учащихся. При выборе тематики важно учитывать уровень моральных знаний и опыта детей, их поведение.
Моральные нормы, будучи отвлеченными понятиями, осознаются школьниками труднее, чем правила грамматики или математики. Обязательным условием формирования нравственных представлений и понятий является активизация мыслей и чувств ученика. Решение этих задач становится возможным благодаря использованию наглядности. Поэтому при проведении этических бесед целесообразно привлекать различные наглядные пособия, яркие факты, примеры, диафильмы, картины.
Особую трудность для начинающего учителя представляет индивидуальная беседа. Чаще всего учителя проводят индивидуальные беседы с учеником после того, как он совершил тот или иной проступок. Такая беседа проводится, как правило, экспромтом и не всегда бывает полезной. Многие учителя проводят индивидуальные беседы с детьми в определенной системе. С одним учеником проводится беседа о завоевании авторитета у товарищей, с другим — о занятиях по математике, с третьим — о соблюдении режима дня, о гимнастике и т. д. Такая беседа проводится после предварительной подготовки и приносит большую пользу детям.
После беседы учитель намечает систему дел, направленных на закрепление правил поведения. В начальных классах с этой целью широко используются разнообразные игры. Так, для закрепления правил поведения в общественных местах дети организуют, например, игру в театр.
Есть своеобразие в проведении бесед по вопросам культуры, искусства, спорта.
Замечательным образном этической беседы являются письма к пионерам Н. К. Крупской. Эти письма, а также анализ богатой практики школы позволяют наметить некоторые вопросы методики проведения беседы. Как выбрать тему беседы и как ее назвать? Это немаловажный вопрос. Название должно быть ярким, точным, выражающим ее основной смысл.
Так, если учитель хочет побеседовать с детьми о значении Правил для учащихся, он может следующим образом сформулировать название беседы: «Взрослые выполняют законы государства; Правила — закон поведения школьника». Беседа на тему «Минута час бережет» может быть проведена в связи с изучением первого и ряда других правил.
Беседа, как правило, начинается с восприятия, конкретного материала — с поступка того или иного ученика, статьи из газеты, отрывка из книги. Затем идет обсуждение воспринятого. Учащиеся приводят аналогичные факты из своих наблюдений, рассказов взрослых. На основе этого делаются выводы о том, как надо вести себя школьникам. Эти выводы для учащихся начальных классов формулируются кратко, четко, в виде нескольких правил. Их можно записать на доске.
В начальных классах беседа не должна быть продолжительной. Обязательным условием успеха беседы является широкое использование средств наглядности: картин, диафильмов, а также привлечение отрывков из художественных произведений, обращение к опыту самих школьников.
По мере накопления детьми знаний учитель может сочетать свой рассказ с краткими рассказами учащихся. Этот прием активизирует учащихся, приучает их к чтению литературы, газет. Ясно, что такое проведение беседы потребует от учителя большой подготовки, так как надо дать учащимся необходимую литературу, проинструктировать, как подготовить свой рассказ. Чтение рассказов, сказок, материалов периодической печати. С первых дней обучения в школе учитель стремится приобщить детей к книге, газете. Пока учащиеся учатся читать, он организует громкое чтение сам. Дети с большим удовольствием остаются после уроков послушать интересную сказку, рассказ. После чтения возникает естественная потребность обсудить прочитанное, выяснить непонятое, высказать отношение к книге, действиям и поступкам героев, поделиться тем, что сам читал или слышал от взрослых.
По мере овладения учащимися техникой чтения учитель привлекает к этой работе и самих школьников. Но это не значит, что он сам уже ничего не читает детям. Как бы хорошо ни читали товарищи, дети любят слушать чтение учителя.
Пионерская печать в доступной для детей форме освещает важнейшие события, происходящие в нашей стране и за рубежом, дает им необходимую оценку. Поэтому учитель может широко использовать газеты и журналы для разносторонней политической информации учащихся. Вначале он сам рассказывает об отдельных материалах из газет, читает наиболее интересные статьи. В дальнейшем для проведения обзоров газет и журналов он все больше привлекает учащихся. Дети сами по поручению учителя подбирают статьи по отдельным темам, читают и комментируют их. Пионерская печать может быть использована учителем дли расширения культурного кругозора детей, информации о достижениях науки и техники, а также для широкого нравственного просвещения школьников. Многие статьи из газет и журналов дают ценный материал для обсуждения вопросов о чуткости и внимательности, честности и прямоте в поведении, о любви к Родине и интернациональной солидарности.
Важно построить работу учащихся так, чтобы вызвать у детей интерес к обсуждению поставленных вопросов, написать в газету о своих товарищах, о себе, высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу.
Многие материалы печати призывают школьников к практическому участию в благородных делах, например в сборе лекарственных трав. Необходимо вовлечь детей в эту деятельность, организовать ее. Разъяснение и деятельность постоянно сопутствуют друг другу в воспитательном процессе.
Обсуждение кинофильмов, театральных и телевизионных постановок. Широкое распространение в практике воспитательной работы имеют посещение театра, обсуждение кинофильмов, театральных постановок и телевизионных передач. Наблюдения за организацией этой работы показывают, что она пока что не вошла в качестве важного звена в систему воспитания учащихся. Поэтому учителям необходимо тщательно изучить тематику кинофильмов, репертуар театров (особенно детских и юношеских), программу телевидения, с тем чтобы при составлении плана воспитательной работы определить, где и как могут быть использованы эти материалы.
При таком подходе к делу кино, театр и телевидение могут стать постоянными спутниками воспитания. Тщательный отбор и регулярная демонстрация в школе или кинотеатре необходимых фильмов повысит их роль в воспитании учащихся.
МЕТОДЫ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
Методы поощрения и наказания давно используются в воспитательной практике.
Советская педагогика не рассматривает эти методы в качестве основных. Основные методы воспитания направлены на то, чтобы создать новое в воспитании. К поощрениям н наказаниям прибегают в тех случаях, когда хотят усилить положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные. Поэтому к использованию поощрения и наказаний прибегают не всегда.
Необходимо иметь в виду, что поощрения и наказания затрагивают всю личность детей и глубоко ими переживаются. Поэтому использование поощрений и наказаний представляет для воспитателей известные трудности.
Поощрения. В советской школе используются разнообразные виды поощрений. Наиболее распространенными являются похвала, благодарность, различные виды наград (похвальная грамота, награждение медалью по окончании школы). В практике работы используются и такие поощрения, как почетное право открыть соревнование, вести программу утренника и др.
Поощрения в начальных классах определяются характером тех дел, которые выполняются учащимися, и особенностями младших школьников. Они, например, очень чутки к похвале учителя. Их большая эмоциональная возбудимость, образность мышления требуют большей наглядности в использовании поощрений, гласности. Так, школьники с большим усердием добиваются права выполнять задание в особой тетради с красной звездой или другим почетным знаком.
Поощрение окажет большое воспитательное воздействие на детей, если учитель учтет при оценке их деятельности не только результат, но и пути, способы, при помощи которых ученики достигли этих результатов. Если способный ученик быстрее добился результатов, а другой — медленнее, но более упорным трудом, то особого поощрения заслуживает труд второго ученика.
В использовании поощрений важно учитывать особенности характера ученика. В поощрении особенно нуждаются дети несмелые, неуверенные. Положительная оценка труда, поведения, поступков укрепляет у них веру в свои силы, поднимает на новую ступень нравственного развития.
В коллективе всегда есть учащиеся, которые любят поощрения. В отношении их нужно быть особенно осторожными. Всей своей работой учитель стремится показать таким учащимся, что сделанное ими доступно многим. Однако он не может не отмечать их. Важно иметь к виду, что к поощрениям очень чувствительны учащиеся начальных и средних классов. Поэтому в работе с ними приходится чаще прибегать к поощрениям. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Поощрять учащихся можно лишь за действительные успехи, обычные дела школьники должны выполнять как сами собой разумеющиеся.
В школе могут встретиться такие учащиеся, которых не за что поощрять. Опытные учителя не ждут, когда ученик в чем-то отличится, чтобы его отметить. Они организуют его поведение и отмечают первые успехи.
Поощрение направлено на совершенствование ребенка. Отмечая успехи в деятельности и поведении детей, воспитатели, коллектив учащихся вызывают у них стремление сделать еще больше. Поэтому формы поощрения должны быть максимально подвижными, динамичными. С этой точки зрения следует критически отнестись к некоторым формам поощрений. Иногда в школе классы зачисляют в передовые на продолжительный срок, заносят учащихся на доску Почета на год и более. Такие приемы вызывают у поощряемых самодовольство и толкают их на то, чтобы скрывать дурные поступки в поведении. Не следует также злоупотреблять премированием. Частое использование этого приема приучает детей учиться за подарки или награды, обещанные воспитателем, и приводит к формированию корыстолюбия.
Используя поощрения, воспитатель ведет работу таким образом, чтобы вызвать у детей стремление руководствоваться высокими идейно-нравственными мотивами, а не внешними побуждениями.
Воспитательное значение наказаний. Наказание — мера воздействия на воспитанников или детский коллектив, совершивших тот или иной проступок. Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво. Сторонники авторитарной педагогики выступали за широкое применение наказаний, включая телесные. Они считали наказание не столько средством воспитания, сколько средством управления детьми. Последователи теории свободного воспитания отвергали любые наказания.
Стремление избавить детей от наказания имело под собой известные основания, так как наказание всегда вызывает переживание воспитанника. В этом стремлении содержался протест против насилия над ребенком. В значительной степени под влиянием теории свободного воспитания в первые годы работы советской школы наказания были совершенно исключены из арсенала средств воздействия на детей. Они запрещались такими документами, как «Положение об единой трудовой школе РСФСР» и Устав единой трудовой школы.
Однако в практике работы наказания использовались. Поэтому несостоятельность запрещения наказаний была подвергнута критике. Особенно определенно с этой критикой выступил А. С. Макаренко. Он утверждал, что разумная система наказаний помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, закаляет волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.
В советской школе наказание выражается в форме словесного осуждения. Виды его различны: замечание, порицание, предложение встать у парты, у доски, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе директора. Не рекомендуется наказывать учащихся трудом.
Следует отметить, что среди педагогов-практиков и в настоящее время нет полного единодушия в отношении к наказанию. Есть еще учителя, которые сетуют на то, что меры наказания, допустимые в советской школе, явно недостаточны. В работе этих учителей наказания являются чуть ли не основным методом воздействия на личность. Это убеждение является результатом или педагогической малограмотности, или нежелания работать с детьми, или неудовлетворенности своим трудом.
Начинающему учителю надо помнить, что в советской школе недопустимы никакие наказания, унижающие человеческое достоинство. Телесные наказания у нас запрещены законом, и всякий, кто пытается их применить самовольно, привлекается к судебной ответственности. Важно использовать весь арсенал средств воздействия на ученика, тогда необходимость в наказании отпадет.
Умелое применение наказаний возможно при соблюдении учителем следующих педагогических требований к ним:
наказание не должно причинять физическое страдание;
оно имеет смысл в том случае, если наказуемый понимает, что он нарушил интересы коллектива;
наказание накладывается в том случае, если ученик сознательно нарушает требования коллектива;
наказание может в некоторых случаях отменяться;
наказание должно воспитывать — это значит, что оно сопровождается и другими мерами воздействия: разъяснением, изменением режима и т. д.
Педагог поступит неправильно, если будет наказывать учащихся по подозрению. Надо избегать наказаний всего коллектива класса, звена. Наказание коллектива может привести к объединению учащихся, нарушивших дисциплину, и педагогу будет труднее воздействовать на такой коллектив. Наказания не должны быть частыми, так как они теряют в глазах детей всякую силу. После наложения наказания не нужно об этом напоминать ученику, особенно в присутствии коллектива.
Важно иметь в виду, что наказание не может выступать в виде мертвой схемы: за определенное нарушение строго определенное наказание. Оно накладывается с учетом совершенного поступка и индивидуальных особенностей ученика. При применении наказания учителю приходится считаться и с обстановкой в коллективе. Поощрения и наказания рассматриваются советской педагогикой в качестве вспомогательных методов воспитания.
Вопросы и задания
1. Дайте определение методов воспитания.
2. В чем их своеобразие и отличие от методов обучения?
3. Охарактеризуйте основные черты творческого подхода к использованию методов воспитания.
4. Какие формы приучения и упражнения используются в воспитании младших школьников?
5. Дайте характеристику методов поручения и соревнования.
6. Подберите игры для формирования навыков культурного поведения, гигиенических навыков и привычек.
7. Разработайте развернутый план этической беседы. Планы обсудите на практическом занятии. Поручите авторам лучших планов провести беседу с учащимися базовой школы. Дайте анализ проведенной беседы.
8. Расскажите об использовании поощрения и наказания в воспитании младших школьников.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.