Мы являемся свидетелями небывалого роста значения воспитания в жизни современного общества. Ученые предвидят расширение масштабов воспитательной деятельности в жизни общества в ближайшем будущем. Наглядным подтверждением этому является массовое движение наставничества — шефства передовых кадровых рабочих и колхозников над подрастающей сменой рабочего класса и колхозного крестьянства. Это движение охватывает сейчас все отрасли народного хозяйства нашей страны. И каждый человек, занимающийся воспитанием, испытывает стремление в той иля иной степени изучить педагогику.
Термин педагогика древнегреческого происхождения. Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев в школу. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено — так стали называть лиц, занимающихся воспитанием и имеющих для этого специальную подготовку.
Долгое время педагогику определяли только как науку о воспитании подрастающих поколений. Для такого определения имелись два основания: значение самого термина педагогика, а также развитие практики воспитания. Ведь вплоть до второй половины XIX в. детям трудящихся было доступно лишь начальное образование, да и то в очень ограниченных масштабах. И педагогика занималась изучением вопросов воспитания детей и юношества. Однако жизнь показала, что ее общие принципы относятся не только к воспитанию детей, но и к воспитанию взрослых.
В последнее время педагогику определяют как науку о воспитании, образовании и обучении подрастающих поколений и взрослых людей.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ. КЛАССОВЫЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАНИЯ
На заре возникновения человеческого общества люди пользовались готовыми продуктами природы, занимались охотой. В процессе добывания средств существования сравнительно рано принимали участие и дети. Развитие скотоводства, земледелия, разнообразных ремесел привело к расширению трудового опыта людей. Трудовая деятельность, постепенно усложняясь, сыграла важную роль в становлении человека, в развитии человеческого общества. Труд создал самого человека. Труд вызвал к жизни и воспитание. Уже первые умения, которыми человек овладел в процессе труда, передавались потомству. По мере усложнения трудовой деятельности, накопления трудового опыта, а потом и знаний об окружающей жизни изменяется и само воспитание. Если на первых этапах развития общества воспитание детей осуществляется взрослыми в труде, то с развитием общества такой путь передачи знаний и опыта не отвечает требованиям жизни. Воспитанием начинают заниматься наиболее опытные, знающие люди. Занятия приобретают все более организованные формы. Постепенно возникают школы. Термин школа древнегреческого происхождения (буквально досуг, отдых от труда). В Древней Греции школами называли беседы мыслителей с учениками. Видимо, первоначальное обучение подрастающих поколений проводилось в свободное от труда время и не являлось основным занятием молодежи. В дальнейшем термин школа стал использоваться для обозначения специальных учебно-воспитательных учреждений и в таком значении сохранился до настоящего времени.
По мере совершенствования воспитания, особенно с возникновением школы, воспитательная деятельность становится особым видом профессиональной деятельности. Возникает особая профессия — педагог.
Школа, учитель... К каким целям они должны стремиться, как достичь этих целей в обучении? Эти и многие другие вопросы требовали своего решения.
Зачатки педагогических знаний начинают формироваться вместе с возникновением воспитания и постепенно развиваются, совершенствуются. Они обобщаются и существуют в виде житейских правил, пословиц и поговорок. Многие из них сохранились до настоящего времени, передаются из поколения в поколение и составляют сокровищницу народной педагогики.
Пока воспитание осуществлялось в процессе трудовой деятельности, люди могли обходиться этими правилами. С возникновением школы и профессионально-педагогической деятельности этих знаний стало недостаточно. Появилась потребность в формировании теории воспитания. В первых рабовладельческих государствах Древнего Востока начинает формироваться философия, включавшая знания людей об окружающей жизни. Составным элементом философии были и педагогические знания. Философы Древней Греции Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит в своих трудах попытались связать цели воспитания с политическими задачами рабовладельческого государства, вскрыли некоторые законы духовной жизни людей, сформулировали ряд правил, которыми стали руководствоваться в воспитательной деятельности.
Но эти первые педагогические знания были доступны лишь для очень ограниченного круга людей. Народ продолжает развивать свою, народную педагогику, ею он руководствовался в воспитательной деятельности.
Воспитание, возникнув из потребности общества в передаче опыта старших поколений младшим, стало постоянным спутником человеческого общества. Именно поэтому воспитание является общей и вечной категорией. В то же время воспитание всегда исторически конкретно.
В рабовладельческом обществе школа и образование являлись привилегией рабовладельцев. Они использовали образованние как орудие в борьбе за власть. В средневековом феодальном обществе благодаря безраздельному господству церкви в духовной жизни людей все образование было сосредоточено в руках духовенства. Воспитание в различных типах церковных и монастырских школ было направлено на подготовку служителей церкви, которые призваны внедрять религию в сознание людей. Детей феодалов готовили к защите феодального строя. Им внушали, что они являются людьми особого происхождения, ничего общего не имеющими с простым народом. Дети крепостных не получали образования.
Лишь позднee, с развитием ремесла, дети ремесленников и торговцев стали обучаться и специальных школах. Развитие ремесла и промышленности вызвало к жизни потребность в большом числе грамотных людей. В XV—XVI вв. возрастает интерес к науке и просвещению. Снова встает вопрос о дальнейшем развитии педагогики. В этот период педагогика начинает складываться как самостоятельная наука. Огромная заслуга в этом принадлежит великому чешскому педагогу Яну Амосу Каменскому (1592—1670). Он поставил вопрос о всеобщем образовании, создал один из первых трудов по теории педагогики «Великая дидактика», разработал основы классно-урочной системы обучения, написал для начальной и средней школы учебники, которые были переведены на многие языки и на протяжении 150 лет являлись лучшими учебными книгами. Разрабатывая научные основы педагогики, Коменский относил их к воспитанию не только детей, но и взрослых.
Прогрессивные идеи Я. А. Коменского были развиты в трудах многих педагогов Западной Европы. Каждый из них вносил
определенный вклад в разработку научных основ, общих принципов педагогики, имеющих значение для воспитания человека, и в обоснование конкретных форм воспитания: начальной и средней школы, профессиональных учебных заведений.
Своеобразно складывалась и развивалась педагогическая мысль в России. Огромное влияние на ее становление оказало революционно-демократическое направление. Его родоначальником явился А. Н. Радищев (1749—1802). Он выступил против крепостничества за переустройство общества путем активной революционной борьбы, за воспитание гражданина и патриота, разносторонне образованного человека.
Революционеры-демократы В. Г. Белинский (1811—1848), A. И. Герцен (1812—1870), Н. А. Добролюбов (1836—1861), Н. Г. Чернышевский (1828—1889) прямо связывали осуществление идеалов воспитания с революционным переустройством общества и подготовкой подрастающих поколений к борьбе. Такой подход позволил им решить многие вопросы воспитания по-новому, связать их решение с революционной борьбой трудового народа. Идеи революционеров-демократов оказали огромное влияние на развитие педагогики в России.
Особое место среди русских педагогов конца XIX столетия занимает имя К. Д. Ушинского (1824—1870). Он положил начало развитию педагогики как науки и строил ее на прочном фундаменте многих наук: анатомии, физиологии, психологии, достигших к тому времени значительных успехов в своем развитии.
С широких теоретических позиций К. Д. Ушинский наметил программу прогрессивных преобразований всей системы народного образования России, народной школы, средних и высших учебных заведений, женского и педагогического образования. Им были созданы учебные книги для народной школы, считавшиеся лучшими в дореволюционный период; они использовались и в советской школе в первые годы ее существования.
Благодаря трудам революционеров-демократов, а также прогрессивной демократической педагогике К. Д. Ушинского и его последователей русская педагогика уже к концу XIX в. выдвинулась на одно из первых мест в мировой науке.
Подлинным выразителем интересов трудового народа явилось марксистско-ленинское учение. К. Маркс, Ф. Энгельс,
B. И. Ленин, проанализировав природу капиталистического общества, научно доказали неизбежность его гибели и перехода к социализму. Они разработали теорию социалистической революции, составным элементом которой является культурная революция. Она обеспечивает всестороннее воспитание каждому гражданину социалистического государства.
С возникновением марксистско-ленинской педагогики и системы коммунистического воспитания они развиваются в острой и непримиримой борьбе с буржуазными направлениями в педагогике. Для буржуазного общества характерна большая пестрота педагогических направлений, которые различными средствами стремятся оправдать неравенство в образовании различных классов, доказать умственную неполноценность детей трудящихся.
Сравнительно давно возникли и продолжают существовать различные мелкобуржуазные теории педагогики. Сейчас они выступают иногда с очень резкой критикой буржуазной школы и выдвигают авантюристические предложения ликвидации школы, замены ее свободным обучением через чтение газет, журналов, совместное обсуждение интересующих вопросов в кафе.
Современная буржуазия проводит классовую политику в области воспитания. Под лживым лозунгом общедоступности школы осуществляется отбор учащихся по способностям, а фактически по классовой принадлежности, ограничивается доступ большей части детей трудящихся к получению законченного среднего, а значит, и высшего образования. По-разному финансируются школы для детей различных классов. Расширяется сеть частных школ для детей обеспеченных родителей. Вводится ранняя профессионализация в школах для народа, что приводит к снижению уровня общего образования.
Во многих странах существуют расовые ограничения для учащихся и учителей. Прикрываясь фальшивыми лозунгами независимости школы от политики, буржуазия усиливает идеологическую обработку школьников в антикоммунистическом духе, все больше способствует влиянию церкви на молодежь.
Буржуазия никогда не добивалась полного охвата детей школой. Неграмотность была и остается постоянным спутником буржуазного общества.
В условиях параллельного существования социалистических и капиталистических государств коммунистическое воспитание, будучи в полном смысле всеобщим, сохраняет классовую направленность и служит закалке молодого поколения в борьбе против влияния буржуазной идеологии.
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Великая Октябрьская социалистическая революция создала условия для проведения подлинной культурной революции в стране: ликвидировала привилегии господствующих классов на получение образования, отделила школу от церкви, приняла необходимые меры для широкого охвата образованием детей трудящихся, приступила к созданию новой школы, соответствующей целям построения коммунистического общества. Советское государство понимало, что в строительстве новой школы огромная роль должна принадлежать педагогической науке, и заботилось о ее развитии.
Становление и развитие советской педагогики проходило под влиянием ленинских идей, при самом ближайшем и активном участии В. И. Ленина. С момента своего возникновения и до наших дней советская педагогика стремится осмыслить великое ленинское учение и сверяет с ним свою теорию.
В. И. Ленин подошел к разработке вопросов воспитания как революционер, политик, вождь коммунистического движения, теоретик и организатор первого в мире социалистического государства. Он связывал подлинный переворот в образовании и воспитании с революционной борьбой рабочего класса и всех трудящихся под руководством партии коммунистов и рассматривал коммунистическое воспитание как часть общей программы строительства коммунизма.
В. И. Ленин на ряде конкретных примеров блестяще продемонстрировал, как нужно применять марксистское учение к решению конкретных вопросов революционной практики, в том числе и воспитания нового человека. Эти указания — предметный урок для социалистической педагогики. В. И. Ленин воспитал замечательную плеяду педагогов — организаторов народного образования.
Выдающееся место среди них занимает Надежда Константиновна Крупская (1869—1939)— учительница по образованию и опыту работы, революционерка, член ЦК партии, политический деятель, активный пропагандист марксизма-ленинизма. После революции 1905 г. Н. К. Крупская получила задание ЦК сосредоточиться на разработке теории новой, социалистической педагогики, и она блестяще выполнила это поручение, создав в 1915 г. первый труд по марксистско-ленинской педагогике «Народное образование и демократия». Сразу после революции Н. К. Крупская работает в Наркомпросе РСФСР.
Последние исследования наследия Н. К. Крупской позволили выявить и сформулировать некоторые своеобразные черты ее педагогической системы. Всю жизнь Надежда Константиновна посвятила революционной борьбе. Ее революционная и педагогическая деятельность слиты воедино, составляют единое целое. Она пришла в педагогику последовательным марксистом-ленинцем, с первых дней и до конца своей деятельности проводила в жизнь учение Маркса, Энгельса, Ленина в области педагогики и народного образования.
Н. К. Крупская разрабатывала вопросы советской педагогики (дошкольного воспитания, школы, детского и молодежного движения, образования взрослых, семейной педагогики) глубоко и фундаментально. Центральной проблемой всей педагогической системы Н. К. Крупской была разработка основ советской трудовой политехнической школы.
Связь теории с практикой — следующая особенность педагогической системы Н. К. Крупской. Постоянная связь с массами, участие во всей будничной работе по строительству основ советского образования позволили ей видеть и успешно решать наиболее трудные вопросы советской педагогики.
Внимательное, бережное отношение к прогрессивному наследию прошлого и передовым педагогическим системам современности, и в то же время принципиальная марксистско-ленинская критика реакционных педагогических теорий также характеризуют педагогическую систему Надежды Константиновны Крупской.
Неудивительно, что работники Паркомпроса, по свидетельству Л. В. Луначарского, «с надеждой обращали взоры на Н. К., потому что она действительно имела что сказать в этой области, в то время как другим приходилось еще гадать, искать путей, учиться у жизни».
Велики заслуги в развитии советской школы и педагогики первого наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского (1875—1933). Профессиональный революционер, блестяще образованный человек, знаток мировой культуры и искусства, А. В. Луначарский возглавил работу по закладке фундамента советской системы народного образования. Под его руководством и при его участии разрабатывались первые документы Советской власти о школьном образовании. Ему принадлежит огромная заслуга в борьбе за претворение в жизнь идеи В. И. Ленина о строительстве советского образования на прочном фундаменте прогрессивной культуры прошлого, в формировании и реализации принципов новой советской школы.
A. В. Луначарский внес значительный вклад в разработку вопросов эстетического воспитания школьников, явился инициатором создания рабочих факультетов, открывших доступ рабочей молодежи в высшую школу, много сделал для перестройки высшего образования, а также для организации сети культурно-просветительных учреждений, театров, кино. Будучи тесно связан с различными слоями интеллигенции, он направил ее усилия на оказание разносторонней помощи школе.
B. И. Ленин высоко ценил и уважал А. В. Луначарского. «На редкость богато одаренная натура. Я к нему питаю слабость... Я его, знаете, люблю, отличный товарищ»,— говорил он А. М. Горькому.
Под непосредственным руководством Н. К. Крупской и А. В. Луначарского работали выдающиеся педагоги: Станислав Теофилович Шацкий (1878—1934) и Павел Петрович Блонский (1884—1941).
C. Т. Шацкий возглавил Первую опытно-показательную станцию Наркомпроса РСФСР и по заданию Н. К. Крупской проводил большую научно-экспериментальную работу в поисках новых путей обучения и воспитания школьников, профессиональной подготовки учителей. П. П. Блонский работал в Академии коммунистического воспитания и проводил экспериментальную работу в школах Москвы. Оба оставили большое научно-педагогическое наследие, не потерявшее значение и сегодня. Правда, они не прошли до революции школы политической борьбы, известное влияние на их деятельность оказывали буржуазные и мелкобуржуазные педагогические теории. Но это не умаляет их роли в разработке основ советской педагогики и школы.
Велики заслуги в разработке советской педагогики Антона Семеновича Макаренко (1888—1939). Вдохновленный Великим Октябрем, А. С. Макаренко с большим энтузиазмом включился в разработку новой теории коммунистического воспитания. Он создавал ее в ходе практической работы с беспризорными детьми, искалеченными войной и разрухой, вел длительную борьбу за переделку характеров своих питомцев. Его работу направляла марксистско-ленинская идея формирования личности в коллективе. Более трех тысяч воспитанников вышло из учреждений, руководимых А. С. Макаренко. Своим трудом и ратными подвигами в годы Великой Отечественной войны они доказали жизненность теоретических позиций замечательного советского педагога. А. С. Макаренко талантливо, с большой страстью изложил свои взгляды в многочисленных статьях и книгах. К ним мы будем обращаться при рассмотрении многих вопросов коммунистического воспитания.
Важнейшим источником формирования советской педагогики с момента ее возникновения был передовой педагогический опыт. Советское государство всегда поощряло формы коллективного обсуждения учителями наиболее важных вопросов коммунистического воспитания на учительских съездах, конференциях. В нашей стране ежегодно проводятся традиционные августовские учительские совещания, на которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы работы советской школы.
Большим педагогическим советом называют Всесоюзный учительский съезд, состоявшийся в Москве летом 1978 г.
Советское государство создало и постоянно совершенствовало сеть научно-исследовательских учреждений. На их основе в 1943 г. была образована Академия педагогических наук РСФСР, сыгравшая важную роль в проведении исследований и организации научного творчества широких масс учительства через «Педагогические чтения» и другие формы. В 1966 г. она была преобразована в Академию педагогических наук СССР и являлась единственным в мире научным учреждением подобного рода. Лишь в последнее время создана Академия педагогических наук в ГДР.
В атмосфере широкого педагогического творчества в послевоенные годы ярко расцвел педагогический талант Василия Александровича Сухомлинского (1918—1970). Он возглавлял коллектив Павлышской средней школы Кировоградской области. Вся деятельность В. А. Сухомлинского была постоянным научным поиском, в котором участвовал весь коллектив учителей. В. А. Сухомлинский стремился реализовать в деятельности обычной сельской школы лучшие достижения педагогической мысли прошлого и советской педагогики. Поиски и раздумья о воспитании В. А. Сухомлинский ярко изложил ио многих книгах и статьях: «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Павлышская средняя школа», «Как воспитать настоящего человека» и др. Работы В. А. Сухомлинского получили широкую известность в нашей стране и за рубежом. В. А. Сухомлинский был членом-корреспондентом АПН СССР. Советское государство удостоило его высокого звания Героя Социалистического Труда.
Не следует думать, что становление и развитие советской педагогики протекало гладко, без трудностей, без борьбы. Ведь известно, что Советское государство привлекало к строительству советской школы большое число специалистов, воспитанных в
условиях буржуазно-помещичьего строя. Многие из них еще до революции были людьми передовых, прогрессивных взглядов. Они обладали необходимыми знаниями и опытом, но имели слабую политическую подготовку, были далеки от марксизма, не всегда правильно понимали цели нового общества. Организаторы и руководители народного образования не имели еще опыта работы в новых условиях. Новые методы воспитания и обучения только разрабатывались.
Еще в первом десятилетии Советской власти А. В. Луначарский предвидел большое будущее советской педагогики. Он писал, что «новая педагогика, разрабатываемая пролетариатом, не только потому должна быть победоносно противопоставлена старой, что она в интересах пролетариата, но также потому, что она в интересах развития человечества в целом».
Это будущее стало нашим настоящим. Советская педагогика является сейчас важным источником формирования педагогики в других социалистических странах. Ее внимательно изучают и наши идейные противники.
ПРЕДМЕТ СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКИ. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Предметом советской педагогики являются коммунистическое воспитание, образование и обучение подрастающих поколений и взрослых людей. Так как коммунистическое воспитание изучается и другими науками, для педагогики важно точно определить составные части своего предмета, границы его изучения, а также цель, которую педагогика ставит перед собой.
Руководствуясь марксистско-ленинским учением, советская педагогика изучает:
возникновение воспитания и его развитие в различные исторические периоды;
роль воспитания в жизни современного общества;
педагогические аспекты цели и содержания воспитания, образования и обучения человека коммунистического общества;
закономерности, принципы и правила коммунистического воспитания, образования и обучения, а также организацию и методы воспитания.
На основе изучения закономерностей воспитания педагогика стремится вскрыть структуру и механизм воспитательного процесса и найти пути и способы сознательного управления им на различных ступенях развития человека.
Любая наука стремится открыть и сформулировать определенные законы и закономерности. Они выражают внутреннюю и необходимую всеобщую связь предметов и явлений объективной действительности, отражают самое существенное, прочное, повторяющееся и не так часто меняющееся в явлениях.
Познание закономерностей представляет собой сложный процесс обобщения конкретных явлений. Закономерность не может быть отменена, она будет обязательно проявляться независимо от чьей-либо воли. Знание закономерностей составляет основу целесообразной деятельности человека.
Различают закономерности специфические, т. е. значимые только для узкого круга явлений, общие для больших групп явлений и, наконец, всеобщие закономерности.
Классики марксизма-ленинизма открыли и обосновали закон классового характера воспитания в классовом обществе. Он носит всеобщий характер и определяет цели, содержание, организацию воспитания человека в обществе. Советская педагогика, как и другие науки, руководствуется этим законом в исследовании конкретных вопросов воспитания, образования и обучения.
Закономерности находят свое выражение в отправных положениях, определяющих воспитание и называемых принципами. Руководящие положения, касающиеся отдельных сторон или частных вопросов воспитания и обучения, принято называть правилами педагогики.
Долгое время педагогика не ставила перед собой задачи изучения закономерностей и ограничивалась исследованием и формулированием принципов и правил воспитания. Советская педагогика, особенно в последние десятилетия, уделяет большое внимание вскрытию закономерностей воспитания и многое сделала в этом направлении.
Будущему учителю важно знать не только общую педагогику, но и педагогику школы. Являясь отраслью общей педагогики, она концентрирует свои усилия на изучении цели, задач и содержания коммунистического воспитания подрастающих поколений, его закономерностей и принципов. С учетом общих закономерностей воспитания человека, а также специфических для воспитания детей школьного возраста педагогика школы стремится вскрыть структуру и механизм воспитательного процесса и найти пути и способы сознательного управления воспитанием детей в период их обучения в школе.
Воспитание — основное педагогическое понятие. До сих пор мы рассматривали воспитание как общественное явление, но оно является и педагогическим процессом. Распространено представление о воспитании как о процессе воздействия воспитателей на воспитуемых. Для такого понимания воспитания есть определенные основания. В процессе воспитания часто прибегают к прямому воздействию. Но воздействие осуществляется не только непосредственным, а и опосредованным путем, через пример, художественный образ. Однако такое понимание воспитания является односторонним. Его односторонность проявляется прежде всего в игнорировании воспитанника, его собственной активности. Поэтому советская методика считает воспитание важнейшим фактором формировании личности в коллективе.
Таким образом, воспитание можно определить как целеустремленную подготовку человека к выполнению определенных общественно-трудовых функций.
В социалистическом обществе воспитание обеспечивает формирование коммунистического сознания и поведения, всестороннее развитие личности, подготовку активных и сознательных строителей коммунизма.
Современная советская педагогика придает большое значение самовоспитанию. Оно определяется как деятельность человека с целью изменения своей личности.
Воспитание создает предпосылки для самовоспитания. Если цели воспитания встречают сознательные усилия личности, они
реализуются быстрее и с большей полнотой. На определенном этапе развития личности самовоспитание может стать ведущим регулирующим фактором ее поведения.
Воспитание включает в себя влияние на человека всего уклада жизни, а также образования и обучения.
Под образованием принято понимать процесс овладения системой знаний и умений, выработанных человечеством, формирование на этой основе целостного коммунистического мировоззрения, познавательных способностей, коммунистического сознания и поведения.
Термин образование принято употреблять в значении целенаправленной деятельности, связанной с приобщением человека к культуре, к знаниям. Мы говорим о начальном, среднем, высшем образовании, а также образовании общем, профессиональном (например, музыкальном, военном), имея в виду уровень и профиль образования.
Важным путем получения образования является обучение.
Обучение — это процесс вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, воздействия на их сознание и поведение, процесс активной познавательной деятельности учащихся, их разностороннего развития.
Важную роль в образовании играет самообразование. Оно рассматривается в педагогике как составная часть образования и обучения. Образование и обучение должны быть направлены на формирование у школьников познавательных потребностей и соответствующих умений в познавательной деятельности. Но самообразование рассматривается и как систематическая познавательная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в знаниях, возникших у человека. Такое самообразование может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Формирование стремления к самообразованию и соответствующих умений особенно актуально сейчас, в период быстрого роста и накопления знаний. Большую роль в этом играет организованное образование и обучение.
Воспитание, самовоспитание, образование, обучение и самообразование тесно связаны между собой.
ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ
Советская педагогика интенсивно развивается. Это обусловлено грандиозным размахом народного образования в нашей стране.
В сферу педагогики входят такие области воспитания, которые еще недавно не рассматривались ею. Идет процесс накопления педагогических знаний, которые нуждаются в научном обобщении, систематизации. Вновь формирующиеся знания не укладываются в рамки сложившихся представлений, что приводит к расширению границ педагогики и ее дифференциации (расчленению, расслоению) и возникновению ряда отраслей педагогического знания.
Процесс дифференциации педагогики идет в основном по двум путям: по отношению к воспитанию людей различных возрастных групп и по профилю, или виду, воспитания и образования.
В современной советской педагогике складываются следующие отрасли:
1. общая педагогика, изучающая воспитание и его закономерности, значимые для воспитания человека любого возраста и в любой сфере воспитания.
2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека и различные возрастные периоды. В нашей стране успешно развивается дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика взрослых.
3. Педагогика профессионального образования, высшей школы, военная педагогика, педагогика детских и юношеских организаций, семейная педагогика и т. д.
4. Методика обучения различным учебным предметам — языку, математике, истории и др.
5. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи. Она помогает учителю правильно ориентироваться в различных системах воспитания, предвидеть пути его развития.
6. Специальная педагогика распадается на ряд отраслей: а) сурдопедагогику - педагогику обучения и воспитания глухих, глухонемых и слабослышащих; б) тифлопедагогику, изучающую закономерности обучения и воспитания слепых и слабовидящих; в)
олигофренопедагогику, которая исследует закономерности обучения и воспитания умственно отсталых детей. Обучение этих категорий детей проводится в специальных учебных заведениях, чтобы с учетом недостатков в развитии подготовить их к жизни в нашем обществе.
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Наука не может развиваться без постоянного исследования своего предмета. Великим открытием была, например, классно-урочная система Я. А. Коменского, которую он блестяще описал в ряде своих произведений. Не менее важные изобретения делались по отдельным частным вопросам обучения и воспитания нашими русскими педагогами и методистами (методы первоначального обучения математике, родному языку, иностранным языкам и др.).
История советской школы богата многими выдающимися изобретениями, например созданием новых типов учебных заведений: школ-коммун, рабфаков и др., опыт работы которых описан в «Педагогической поэме» А. С. Макаренко, в повести «Республика Шкид» Г. Г. Белых и А. Н. Пантелеева и других интересных книгах. Он ярко отражен в педагогических статьях и лекциях С. Т. Шацкого, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, написанных с большой страстью и любовью к школе и воспитанникам.
В настоящее время к строительству советской школы привлечены широкие массы советского учительства. Многие учителя участвуют в разработке новых путей обучения и коммунистического воспитания учащихся и выступают с описанием своего опыта. Широкой известностью в нашей стране и за рубежом пользуется опыт работы школ г. Ростова-на-Дону по преодолению второгодничества или опыт воспитания детей на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, накопленный учителями Ульяновской области. Замечательным достижением последних лет являются ученические производственные бригады, впервые созданные в школах Ставропольского края. В настоящее время ученические производственные бригады имеются в каждом районе нашей страны. Через эту форму осуществляется приобщение молодежи к труду в сельском хозяйстве и решаются многие задачи трудового воспитания.
Описания и изобретения часто содержат в себе элементы исследования, но не являются исследованием в полном смысле этого слова. Педагогическое исследование — это сознательный, целеустремленный поиск путей совершенствования педагогического процесса с использованием определенного научного аппарата, научных методов.
Методы исследования — это способы, при помощи которых изучаются различные стороны воспитания, образования и обучения. Методы считают душой всякого научного исследования. А его компасом справедливо считается научная методология, т. е. подход к исследованию, общий метод познания и преобразования мира. Научная методология определяет выбор методов, их сочетание, конструирование каждого метода, она определяет интерпретацию и оценку результатов исследования. Иными словами, научная методология пронизывает собой все исследование.
Советская педагогика считает своей методологической основой марксистско-ленинскую философию, ее общим методом является метод диалектического материализма.
Строить педагогическое исследование, руководствуясь методом диалектического материализма,— это значит прежде всего четко определить суть изучаемого явления и его многообразные проявления, выяснить, в каких отношениях изучаемое явление находится с другими, установить связи и отношения между этими явлениями. Каждое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее, оно живет, развивается, поэтому исследователь должен проследить ход его развития. Двигателем исследования является общественная практика, она ставит перед наукой все новые и новые задачи, стимулирует научный поиск, является вместе с тем пробным камнем каждого научного поиска. Истинность, достоверность всякого исследования проверяется практикой.
Блестящим примером научного диалектического подхода к исследованию воспитания является педагогическая деятельность А. С. Макаренко.
Взяв в качестве отправной марксистско-ленинскую идею воспитания личности в коллективе и через коллектив, А. С. Макаренко проверил разнообразные пути организации и сплочения коллектива, изучил связи и отношения в коллективе, развитие коллектива, изменение и развитие личности, сформулировал законы жизни коллектива и условия его влияния на личность. Эти выводы А. С. Макаренко проверял и корректировал на практике. Именно поэтому его выводы оказались жизненными и широко используются в практике воспитания не только в нашей стране, но и в социалистических странах. Опыт и теория А. С. Макаренко широко используются и в практике воспитания взрослых.
Советская педагогика постоянно совершенствует и методику исследования.
Современное педагогическое исследование отличает: а) точное измерение различных сторон педагогического процесса; б) проверка полученных результатов при помощи точных показателей; в) широкое использование разнообразных методов исследования. В исследованиях используются следующие методы.
Педагогическое наблюдение.
Наблюдение — это целеустремленное, систематическое восприятие исследователем опыта учебно-воспитательной работы в естественных условиях.
Задачей наблюдения является накопление фактов и их научно-педагогический анализ. Исследователь наблюдает за проведением урока, за общим распорядком работы школы, воспитательной работой учителей, работой пионерских и комсомольских организаций. Наблюдения могут быть выборочными и сплошными. При выборочных наблюдениях исследователь фиксирует только те факты, которые имеют отношение к изучаемому вопросу, при сплошных наблюдениях дается полная и точная запись всего педагогического процесса.
Различают также прямое и косвенное наблюдение. Прямое наблюдение осуществляется самим исследователем по ходу воспитательного процесса. Косвенное наблюдение проводится при помощи других лиц. От них исследователь получает данные о результатах наблюдений.
Научное наблюдение должно отвечать следующим требованиям: а) иметь четкую целевую установку; б) проводиться систематически, по определенному плану; в) точно и объективно фиксировать наблюдаемые факты.
Необходимо иметь в виду, что при наблюдении педагогических явлений каждый человек воспринимает их по-своему, является не простым регистратором фактов, а пропускает их через призму своих взглядов. Для научного анализа важно иметь достоверные факты. Поэтому в настоящее время широко используются различные вспомогательные средства: стенографирование, магнитофонная запись на пленку, фотографирование, использование кинокамеры, наблюдение учебно-воспитательного процесса с помощью телевидения. Эти средства помогают исследователю получить наиболее объективные данные о воспитательном процессе. Для проведения таких наблюдений оборудуются специальные классы.
Педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент занимает все более важное место в педагогических исследованиях. Эксперимент — это научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы, изучение исследуемого педагогического явления в специально созданных и контролируемых условиях.
Понять сущность педагогического эксперимента помогут следующие примеры. Из практики учебной работы известны два способа сочетания слова учителя и наглядного материала в процессе обучения. Первый состоит в том, что учитель демонстрирует предмет или вещество, а учащиеся под его руководством делают выводы о его свойствах. В другом случае учитель сам характеризует свойства предмета или вещества, подтверждая свои слова демонстрацией.
Проверить эффективность способов сочетания слова и наглядности, определить условия их использования удалось при помощи эксперимента. В данном случае задача была ограниченной.
Могут проводиться эксперименты, охватывающие широкую область педагогической деятельности. В результате эксперимента возникла новая система начального образования. Этот эксперимент проводился постепенно, в несколько этапов. Первоначально новая система вводилась в одном, затем в нескольких классах. Данные эксперимента тщательно проверялись, вносились поправки. Затем эта система вводилась в масштабе школы, ряда школ, нескольких районов и областей и только потом была применена повсеместно.
Основное назначение эксперимента — проверка научных предположений и такое изучение разнообразных сторон обучения и носпитания, которое невозможно провести другими методами.
Постановка эксперимента требует от его организаторов точного знания и учета условий его проведения, точной и объективной фиксации хода и результатов эксперимента, контроля над условиями проведения эксперимента и устранения всех незапланированных влияний.
Различают естественный и лабораторный эксперименты. Естественный проводится в обычных условиях жизни и воспитания школьников. В этом случае экспериментатор вносит лишь некоторые необходимые условия в игру, учебу, организацию жизни. Цель этих условий состоит в выяснении влияния вводимых изменений на испытуемых. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях. Он позволяет точно регистрировать (при помощи приборов) характер воздействий на испытуемых и их ответные реакции. Естественный и лабораторный эксперименты, как правило, используются во взаимосвязи.
Метод эксперимента требует большой предварительной подготовки исследователя. Необходимо проводить такие эксперименты, которые не нанесут ущерба обучению и воспитанию учащихся.
С целью подтверждения полученных в результате эксперимента данных они проверяются несколько раз в обычных условиях. Только после тщательной проверки и всесторонней оценки новые приемы или формы обучения и воспитания могут быть рекомендованы для внедрения в практику.
В настоящее время в нашей стране проводятся широкие экспериментальные исследования, которые будут иметь большое значение для успешной реализации задач, поставленных перед школой.
Методы опроса
За последние годы широкое распространение в педагогических исследованиях получили методы опроса. К ним относятся анкеты (форма письменного опроса) и интервью (форма устного опроса). В практике педагогических исследований интервью предшествует анкетному опросу.
При проведении опросов большое значение имеет формулировка вопросов. Общим требованием к построению анкет и интервью является соответствие их задаче исследования. Вопросы в анкетах и интервью бывают трех типов:
открытые, когда характер ответов, их форма, вид заранее не предусмотрены;
закрытые, когда опрашиваемый выбирает один или несколько ответов из ряда предложенных;
полузакрытые, когда опрашиваемый может выбрать один или несколько ответов и ему предоставляется возможность дать свободный ответ на поставленный вопрос.
Методы опроса позволяют исследователю глубже проникнуть в суть изучаемых явлений, проследить изменения во взглядах, интересах, склонностях и вкусах респондентов (так называют опрашиваемых при помощи анкет или интервью).
Изучение детских работ и документации учебно-воспитательных учреждений.
Важное значение имеет изучение детских работ и разнообразной документации учебно-воспитательных учреждений. Интересные данные можно получить в процессе изучения тетрадей, читательских дневников, формуляров и т. д.
Так, при изучении ученических тетрадей может быть получен разносторонний материал о системе работы учителя, о соотношении классной и домашней работы и др. Кроме изучения работ учащихся, проводимых учителем по своей программе, исследователи могут организовать специальные письменные работы: сочинения, контрольные работы, работы с целью изучения читательских интересов, стремлений.
Большой и разносторонний материал может быть получен исследователем путем изучения документации учебно-воспитательных учреждений: планов работы учителей, воспитателей, руководителей школы, отчетов органов народного образования, классных журналов и других материалов. Данные, полученные в ходе изучения документов, могут послужить в качестве исходного материала для определенных научных выводов и обобщений. В некоторых случаях эти данные служат источником для постановки научной проблемы и проведения ее исследования.
Так, при анализе неуспеваемости в школах нельзя не заметить, что наибольшее число неуспевающих составляют ученики V—VII классов. Большинство неуспевающих учеников — мальчики-подростки. Эти данные заставляют исследователей сконцентрировать свои усилия на изучении причин неуспеваемости среди них. Такая постановка вопроса позволяет изучить его с большей глубиной, вскрыть причины неуспеваемости и дать необходимые научные рекомендации по организации учебного процесса с этой категорией школьников.
Метод сравнительного анализа воспитания в различных странах мира
Сравнительный анализ воспитания в различных странах мира давно использовался в качестве метода исследования. Сформировалась целая отрасль педагогики — сравнительная педагогика.
Жизнь, общественная практика ставят перед педагогикой все новые задачи и требуют их решения.
Педагогика не всегда была в состоянии ответить на них. На этом основании сложилось и продолжает бытовать представление о педагогике только как об эмпирической (т. е. опытной) науке, о чисто прикладном характере ее выводов. На основе такой оценки характера педагогики предпринимались попытки перейти в педагогике от эмпирического этапа к теоретическому. Предлагалось, например, отвлекаясь от реального опыта, построить педагогику на базе той или иной философской системы или положить в основу развития педагогики один из методов исследования: эксперимент, сравнительный анализ воспитания и т. д. Такие попытки оказались безуспешными, так как неверной была оценка характера науки и исходные позиции авторов этих проектов.
Попытки сделать педагогику сугубо теоретической наукой предпринимаются и в наши дни. Сторонники такого подхода считают, что педагогика может стать сугубо строгой теорией за счет использования методов математики и кибернетики (науки об управлении). Сторонникам такого подхода необходимо прежде всего иметь в виду, что педагогика возникла и продолжает развиваться не только как прикладная, но и как теоретическая наука. Все значительные педагогические системы строились на основе сочетания опытного и теоретического пути, на основе исследования. И именно поэтому они выдержали испытание временем.
Многие теоретические выводы, содержащиеся в этих системах, сохраняют свое значение и теперь, независимо от того, в какую эпоху они создавались.
Н. К. Крупская называла педагогику наукой общественной. Сила педагогики состоит прежде всего в упрочении ее связи с марксистско-ленинской идеологией, а пробным камнем ее выводов является практика миллионов советских людей, осуществляющих в нашей стране воспитание человека.
Вопросы и задания.
1. Расскажите о возникновении и основных этапах развития воспитания, школы, педагогики.
2. Назовите выдающихся педагогов прошлого. Подготовьте сообщение об их вкладе в развитие педагогики и в усовершенствование практики воспитания.
3. Познакомьтесь по хрестоматии с отрывками из произведений выдающихся педагогов о значении педагогики в деятельности учителя (по указанию преподавателя). Дайте оценку отдельным высказываниям.
4. Как проходил процесс становления советской педагогики? Расскажите о роли В. И. Ленина и его учения в становлении и развитии советской педагогики.
5. Расскажите о вкладе Н. К. Крупской и А. В. Луначарского в развитие советской школы и педагогики.
6. Какую роль сыграл А. С. Макаренко в развитии советской педагогики?
7. Докажите, что советская педагогика является новым этапом развития педагогики.
8. Дайте определение предмета педагогики и основных педагогических понятий.
9. Зачем учителю необходимо знать методы педагогических исследований? Как он может их использовать в своей педагогической деятельности?
10. Какими методами может воспользоваться учитель для изучения вопроса об отношении учащихся к учению? Оцените возможности каждого из предлагаемых методов.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.