Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Личность формируется в целом, а не по частям. Она развивается в процессе активной деятельности и активного общения ребенка с окружающими людьми. В активной деятельности ребенок часто сталкивается с новыми, необычайными обстоятельствами, поступками людей, препятствиями, стоящими на пути к желаемой цели, непонятными ему действиями взрослых и детей, попадает в конфликтные ситуации. Но он не всегда сам находит для себя наилучший и наиболее морально оправданный путь поведения. Он делает ошибки, иногда проступки.
Руководство поведением ребенка — это руководство его активностью, содержанием, направленностью активности. В организации такого руководства огромнейшее значение имеет четко разработанный и последовательно осуществляемый порядок жизни детей, определяемый системой правил, которые регулируют поведение детей и взрослых. При этом важно, чтобы выполнение этих правил находилось под постоянным контролем всех взрослых, воспитывающих ребенка, чтобы требования воспитывающих были едиными.
Но помимо требований в самом широком их понимании, образ жизни ребенка включает систему межлюдских отношений. Они складываются, перестраиваются с развитием ребенка, с изменениями состава семьи или учителей, товарищей и соседей.
В разнообразных видах активной деятельности складываются и упрочиваются свойства каждой личности.
Совокупность индивидуальных черт личности, выступающих в типических случаях общения человека с окружающими, составляет индивидуальное своеобразие личности, ее характер.
Характер — это сплав из врожденных черт типа нервной системы и приобретенных в жизни качеств личности. В переводе с греческого «характер» — значит чеканка, т. е. устоявшийся духовный облик человека. Он выступает в его повседневном поведении и наиболее ярко обнаруживается в трудных, необычных для личности и для коллектива обстоятельствах (война, успех, личное горе).
В характере каждого человека есть как более существенные, стержневые черты, так и менее существенные, частные особенности.
Динамической стороной характера, или его физиологической, основой, является темперамент, который определяется особенностями высшей нервной деятельности: силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов. Своеобразная выраженность каждого признака и их различные сочетания составляют индивидуальное своеобразие темперамента каждого ребенка.
Разнообразная деятельность человека, содержание и тип его общения с окружающими формируют черты его характера. Они выступают не только в том, что человек делает, чем занимается, но и в том, как он делает, как работает, как относится к другим и к себе.
Характер ребенка намечается уже в раннем детстве в виде отдельных черт, определяемых в первую очередь типом нервной системы и складывающимися на этой основе привычками поведения. Однако возможности использования или переделки типологических особенностей под влиянием упражнений (воспитания) еще не определены. Известно и доказано экспериментально, что сила, подвижность, возбудимость и динамичность нервных процессов создают или благоприятные условия для формирования многих черт характера или хормозят этот процесс и сами в этом процессе изменяются, тренируются. Но каковы пределы возможных изменений типа нервной системы, остается неизвестным.
Специальное изучение развития однояйцевых близнецов в разных условиях их жизни и общения друг с другом и со сверстниками (работы Готшальда, Р. Заззо, А. Р. Лурия) привели авторов к выводам о том, что однояйцевые близнецы, имеющие по существу тождественные свойства нервной системы, отличаются с самых ранних возрастов различными чертами складывающегося характера. Один брат (сестра) часто проявляет большую активность, занимает позицию «командующего», другой, более робкий и пассивный, подчиняется первому.
Какими бы ни были свойства нервной системы человека (и, конечно, функции других органов и систем, например желез внутренней секреции, регулирующих жизнедеятельность детского организма), решающая роль в формировании характера ребенка принадлежит воспитанию. Организация всего порядка и содержания жизни ребенка, разных видов его деятельности: игры, учения, спорта, чтения, пионерской работы — создает условия для формирования у детей определенного багажа знаний, интересов, обеспечивает формирование разнообразных навыков и умений, воспитывает привычки, из которых складываются и различные черты характера.
По вопросу о структуре характера разные авторы защищают разные точки зрения. Однако все ученые признают, что стержнем характера, его основой является моральная направленность личности, ее нравственное мировоззрение. Она определяет цели и пути деятельности, поступки человека, в которых складываются его нравственные, волевые и интеллектуальные черты. Сила целеустремленности, определяемая мотивами, мобилизует волевое усилие, побуждает к инициативе и изобретательству в поисках путей достижения цели.
Черты формирующегося характера ребенка еще нечетки, неустойчивы, не оформлены. В общении с разными людьми, в разном настроении ребенок, даже оканчивающий начальную школу, ведет себя различно. Дома он капризен и своеволен, в школе — дисциплинирован и прилежен, с бабушкой груб и жесток, со своими птицами или рыбками трогательно нежен. Он часто говорит не то, что думает, а делает не так, как только что обещал. Семи-, восьмилетний ребенок — уже саморегулирующаяся система, однако еще крайне несовершенная. Чем старше становится ребенок, чем больше узнает он жизнь природы и людей, чем более разнообразно участвует сам в окружающей жизни в соответствии со своими силами и способностями, накопленными в предыдущих периодах своего детства, тем больше оформляются и его собственные взгляды на жизнь, на других людей и на самого себя.
В разнообразной деятельности ребенка упражняются и развиваются различные умственные и нравственные качества личности. По мере накопления жизненного и специального опыта нарастают общие способности к восприятию нового и использованию прежде воспринятого материала. Повышается степень «обучаемости» детей (Н. А. Менчинская). Она характеризует постоянно нарастающую готовность молодого человека к труду, к активному участию в общественной жизни, к самообразованию и самовоспитанию.
Вопросы-задачи
1. Когда мамы не было дома, принесли телеграмму. Сережа и Лена очень испугались. В прошлый раз в телеграмме сообщалось, что умер дедушка, и мама много плакала. Дети решили не говорить маме о телеграмме, чтобы не расстраивать ее, и спрятали телеграмму в какую-то книгу, стоявшую на полке. На следующий день приехала бабушка и очень сердилась, что ее никто не встретил: ведь она послала телеграмму. Дети молчали. Сережа покраснел и потупился, а Лена сказала, что, наверное, почтальон потерял бабушкину телеграмму.
Дайте анализ описанного факта. Покажите, какие черты личности выступили у детей. Чем их можно объяснить?
2. Ученик IV класса Володя упорно старался намечать порядок дня с утра и точно ему следовать. Когда это ему удавалось, он считал, что достиг больших результатов. Почему? Разве это так важно? Какие качества личности Володи выступили в этом факте наиболее отчетливо?
3. Ребята III—IV классов шумно и весело собирались в парк на большой праздник по случаю окончания учебного года. Все пришли нарядные, веселые и отправились на праздник. Однако у входа висело объявление о том, что по непредвиденным причинам праздник переносится на следующее воскресенье.
Охарактеризуйте примерную реакцию представителей разных типов темперамента на такую неожиданность.
4. Рассказывая о своих детях, женщина недоумевала, почему ее два сына, 10 и 7 лет, родившиеся от одних родителей с перерывом в 3 года и живущие в одной и той же семье, совершенно по-разному себя ведут. Старший — очень спокойный, организованный и никаких тревог у матери не вызывает. Младший — непоседливый, живой, выдумщик, озорник, выкидывает такие фокусы, что маме постоянно приходится объясняться с учителями и соседями.
Чем могут быть вызваны столь значительные различия между детьми?
5. Учитель, пришедший работать в новый, IV класс, захотел быстро познакомиться со своими учениками и предложил им написать сочинение, в котором ученики должны были свободно высказать свои мысли об окружающих людях, о себе, рассказать о своих мечтах.
Подумайте, какую тему следовало бы предложить ребятам для такого сочинения. Какой план? Или, может быть, сочинение можно было бы заменить анкетой?
Какие вопросы вы бы рекомендовали включить в такую анкету, чтобы выявить интересующие учителя особенности каждого ученика?
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.