Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Формирование характера


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Личность формируется в целом, а не по частям. Она развивается в процессе активной деятельности и активного общения ребенка с окружающими людьми. В активной деятельности ребенок часто сталкивается с новыми, необычайными обстоятельствами, поступками людей, препятствиями, стоящими на пути к желаемой цели, непонятными ему действиями взрослых и детей, попадает в конфликтные ситуации. Но он не всегда сам находит для себя наилучший и наиболее морально оправданный путь поведения. Он делает ошибки, иногда проступки.
Руководство поведением ребенка — это руководство его активностью, содержанием, направленностью активности. В организации такого руководства огромнейшее значение имеет четко разработанный и последовательно осуществляемый порядок жизни детей, определяемый системой правил, которые регулируют поведение детей и взрослых. При этом важно, чтобы выполнение этих правил находилось под постоянным контролем всех взрослых, воспитывающих ребенка, чтобы требования воспитывающих были едиными. Но помимо требований в самом широком их понимании, образ жизни ребенка включает систему межлюдских отношений. Они складываются, перестраиваются с развитием ребенка, с изменениями состава семьи или учителей, товарищей и соседей. В разнообразных видах активной деятельности складываются и упрочиваются свойства каждой личности.
Совокупность индивидуальных черт личности, выступающих в типических случаях общения человека с окружающими, составляет индивидуальное своеобразие личности, ее характер.
Характер — это сплав из врожденных черт типа нервной системы и приобретенных в жизни качеств личности. В переводе с греческого «характер» — значит чеканка, т. е. устоявшийся духовный облик человека. Он выступает в его повседневном поведении и наиболее ярко обнаруживается в трудных, необычных для личности и для коллектива обстоятельствах (война, успех, личное горе).
В характере каждого человека есть как более существенные, стержневые черты, так и менее существенные, частные особенности. Динамической стороной характера, или его физиологической, основой, является темперамент, который определяется особенностями высшей нервной деятельности: силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов. Своеобразная выраженность каждого признака и их различные сочетания составляют индивидуальное своеобразие темперамента каждого ребенка.
Разнообразная деятельность человека, содержание и тип его общения с окружающими формируют черты его характера. Они выступают не только в том, что человек делает, чем занимается, но и в том, как он делает, как работает, как относится к другим и к себе.
Характер ребенка намечается уже в раннем детстве в виде отдельных черт, определяемых в первую очередь типом нервной системы и складывающимися на этой основе привычками поведения. Однако возможности использования или переделки типологических особенностей под влиянием упражнений (воспитания) еще не определены. Известно и доказано экспериментально, что сила, подвижность, возбудимость и динамичность нервных процессов создают или благоприятные условия для формирования многих черт характера или хормозят этот процесс и сами в этом процессе изменяются, тренируются. Но каковы пределы возможных изменений типа нервной системы, остается неизвестным.
Специальное изучение развития однояйцевых близнецов в разных условиях их жизни и общения друг с другом и со сверстниками (работы Готшальда, Р. Заззо, А. Р. Лурия) привели авторов к выводам о том, что однояйцевые близнецы, имеющие по существу тождественные свойства нервной системы, отличаются с самых ранних возрастов различными чертами складывающегося характера. Один брат (сестра) часто проявляет большую активность, занимает позицию «командующего», другой, более робкий и пассивный, подчиняется первому.
Какими бы ни были свойства нервной системы человека (и, конечно, функции других органов и систем, например желез внутренней секреции, регулирующих жизнедеятельность детского организма), решающая роль в формировании характера ребенка принадлежит воспитанию. Организация всего порядка и содержания жизни ребенка, разных видов его деятельности: игры, учения, спорта, чтения, пионерской работы — создает условия для формирования у детей определенного багажа знаний, интересов, обеспечивает формирование разнообразных навыков и умений, воспитывает привычки, из которых складываются и различные черты характера. По вопросу о структуре характера разные авторы защищают разные точки зрения. Однако все ученые признают, что стержнем характера, его основой является моральная направленность личности, ее нравственное мировоззрение. Она определяет цели и пути деятельности, поступки человека, в которых складываются его нравственные, волевые и интеллектуальные черты. Сила целеустремленности, определяемая мотивами, мобилизует волевое усилие, побуждает к инициативе и изобретательству в поисках путей достижения цели.
Черты формирующегося характера ребенка еще нечетки, неустойчивы, не оформлены. В общении с разными людьми, в разном настроении ребенок, даже оканчивающий начальную школу, ведет себя различно. Дома он капризен и своеволен, в школе — дисциплинирован и прилежен, с бабушкой груб и жесток, со своими птицами или рыбками трогательно нежен. Он часто говорит не то, что думает, а делает не так, как только что обещал. Семи-, восьмилетний ребенок — уже саморегулирующаяся система, однако еще крайне несовершенная. Чем старше становится ребенок, чем больше узнает он жизнь природы и людей, чем более разнообразно участвует сам в окружающей жизни в соответствии со своими силами и способностями, накопленными в предыдущих периодах своего детства, тем больше оформляются и его собственные взгляды на жизнь, на других людей и на самого себя. В разнообразной деятельности ребенка упражняются и развиваются различные умственные и нравственные качества личности. По мере накопления жизненного и специального опыта нарастают общие способности к восприятию нового и использованию прежде воспринятого материала. Повышается степень «обучаемости» детей (Н. А. Менчинская). Она характеризует постоянно нарастающую готовность молодого человека к труду, к активному участию в общественной жизни, к самообразованию и самовоспитанию.

Вопросы-задачи

1. Когда мамы не было дома, принесли телеграмму. Сережа и Лена очень испугались. В прошлый раз в телеграмме сообщалось, что умер дедушка, и мама много плакала. Дети решили не говорить маме о телеграмме, чтобы не расстраивать ее, и спрятали телеграмму в какую-то книгу, стоявшую на полке. На следующий день приехала бабушка и очень сердилась, что ее никто не встретил: ведь она послала телеграмму. Дети молчали. Сережа покраснел и потупился, а Лена сказала, что, наверное, почтальон потерял бабушкину телеграмму.
Дайте анализ описанного факта. Покажите, какие черты личности выступили у детей. Чем их можно объяснить?
2. Ученик IV класса Володя упорно старался намечать порядок дня с утра и точно ему следовать. Когда это ему удавалось, он считал, что достиг больших результатов. Почему? Разве это так важно? Какие качества личности Володи выступили в этом факте наиболее отчетливо?
3. Ребята III—IV классов шумно и весело собирались в парк на большой праздник по случаю окончания учебного года. Все пришли нарядные, веселые и отправились на праздник. Однако у входа висело объявление о том, что по непредвиденным причинам праздник переносится на следующее воскресенье.
Охарактеризуйте примерную реакцию представителей разных типов темперамента на такую неожиданность.
4. Рассказывая о своих детях, женщина недоумевала, почему ее два сына, 10 и 7 лет, родившиеся от одних родителей с перерывом в 3 года и живущие в одной и той же семье, совершенно по-разному себя ведут. Старший — очень спокойный, организованный и никаких тревог у матери не вызывает. Младший — непоседливый, живой, выдумщик, озорник, выкидывает такие фокусы, что маме постоянно приходится объясняться с учителями и соседями.
Чем могут быть вызваны столь значительные различия между детьми?
5. Учитель, пришедший работать в новый, IV класс, захотел быстро познакомиться со своими учениками и предложил им написать сочинение, в котором ученики должны были свободно высказать свои мысли об окружающих людях, о себе, рассказать о своих мечтах.
Подумайте, какую тему следовало бы предложить ребятам для такого сочинения. Какой план? Или, может быть, сочинение можно было бы заменить анкетой?
Какие вопросы вы бы рекомендовали включить в такую анкету, чтобы выявить интересующие учителя особенности каждого ученика?




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +