Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
В изучении речи советская психология исходит из положения марксистской философии о единстве сознания и языка. Формирование сознания в историческом процессе неразрывно связано с началом и развитием общественно-трудовой деятельности людей. Потребность в сотрудничестве породила потребность в словесном способе общения людей друг с другом. Благодаря языку люди могли не только воздействовать друг на друга, но и передавать опыт, накапливавшийся поколениями.
В слове оформлялась цель действия человека. Обозначенная словом, цель придавала действиям человека разумный, направленный характер. Слова фиксировали те законы, связи и зависимости, которые люди выявляли в своей практической деятельности. В словах человек планировал свои будущие трудовые действия. Они приобретали осознанный характер. Благодаря речи человек познавал самого себя как субъекта деятельности и как субъекта общения. Освоение языка изменило все взаимоотношения человека с окружающим миром, перестроило его познавательную и практическую деятельность, общение с другими людьми.
Так было в процессе исторического развития человека и всего общества. Сохраняется ли столь же существенная роль языка в процессе онтогенеза?
Для более глубокого понимания роли речи в психическом развития ребенка следует прежде всего уточнить такие близкие, но не тождественные понятия, как «язык», «речь», «вторая сигнальная система».
Язык. Язык — явление общественное. Возникнув в то далекое время, когда объединившиеся для совместной трудовой деятельности первобытные люди испытали потребность что-то сказать друг другу, язык развивался вместе с развитием общества. Новые открытия в науке и промышленности, новые отношения, складывающиеся между людьми, отражались в языке. Он обогащался новыми словами, каждое из которых что-то обозначало. Развитие мысли сказывалось в изменении языка, в усложнявшейся структуре предложений. Так в истории развития народа обогащался словарный состав и совершенствовался грамматический строй его языка.
Изучением процесса происхождения и значения слов и грамматических форм в языках разных народов занимаются представители языкознания — языковеды, лингвисты.
Речь. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Родившийся ребенок застает в готовом виде родной язык. Но он не только усваивает слова и грамматические формы родного языка. Усваивая очень рано разные слова, дети относят их именно к тому содержанию, которое составляет значение слова, закрепленное за ним в родном языке всем процессом исторического развития народа. Однако на каждом этапе развития ребенок понимает содержание слова различно. Ведь слово всегда обозначает что-то, какой-то факт, явление, предмет, признак или отношения, существующие в действительности. Глубина, полнота и правильность отражения таких фактов, признаков или связей изменяются в процессе развития ребенка. Поэтому двухлетний ребенок, произнося слово «мама», относит его лишь к своей матери; старший дошкольник может отнести то же слово к кошке-матери. И лишь значительно позже, т. е. уже в школе, учащийся может понять выражение: «Мать сыра земля».
Слово ребенок осваивает очень рано вместе с присущим ему значением. Понятие же, обозначенное данным словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится и углубляется по мере развития ребенка.
Таким образом, речь — это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом, В отличие от восприятия — процесса непосредственного отражения вещей — речь является формой опосредованного познания действительности, ее отражением посредством родного языка.
Можно сказать, что язык есть общее, а речь — это индивидуальное пользование языком. Поэтому речь беднее языка, но в то же время и богаче его. Ведь человек в своей практике общения обычно пользуется лишь небольшой частью того словаря и тех разнообразных грамматических структур, которые составляют богатство его родного языка. Вместе с тем речь богаче языка, так как человек, говоря о чем-то, выражает и свое отношение к тому, о чем он говорит, и к тому, с кем говорит. Его речь приобретает интонационную выразительность, изменяется ее ритм, темп, характер. Поэтому человек в общении с другими людьми может сказать больше, чем значат те слова, которые он употребил (подтекст речи). Но для того чтобы человек мог достаточно точно и тонко передавать свои мысли другому человеку, причем так, чтобы воздействовать на него, чтобы быть правильно понятым, он должен прекрасно владеть родным языком.
Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания
окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.
Изучением развития речи в онтогенезе занимается психология.
Вторая сигнальная система. Учение о второй сигнальной системе представляет собой учение о слове как сигнале. Изучая закономерности рефлекторной деятельности животных и человека, И. П. Павлов выделил слово как особый сигнал. Особенностью слова является его обобщающий характер, что существенно изменяет как действие самого раздражителя, так и ответные реакции человека. Изучение значения слова в образовании нервных связей составляет задачу физиологов. Физиологические исследования (И. П. Павлов, А. Г. Иванов-Смоленский, Н. И. Красногорский и др.) показали обобщающую роль слова, быстроту и прочность образующихся на этот раздражитель связей, возможность их широкого и легкого переноса.
Речь имеет две взаимосвязанные функции: она является средством общения (коммуникативная функция) и средством обозначения (сигнификативная, т. е. знаковая, функция). Если бы слово не имело обозначающей функции, оно не могло бы быть понято другими людьми, т. е. речь потеряла бы свою коммуникативную функцию, перестала бы быть речью.
Будучи средством общения, речь служит и средством воздействия одних людей на других (поручение, приказ, убеждение). В речи человек выражает и свое отношение к чему-либо: к тому, с кем он говорит, или к тому, о чем говорит.
Жест, мимика также являются средствами, выражающими отношение человека к содержанию речи собеседника или к нему самому. Эти выразительные средства правильно «считываются» собеседниками и, следовательно, также служат средствами общения людей друг с другом. Конечно, в сравнении с речью, использование их крайне ограничено.
Различают речь понимаемую — слушание (ее иногда называют пассивной) и разговорную (активную). Разговорная речь у детей и взрослых обычно бывает беднее понимаемой. У детей в процессе овладения языком это расхождение выступает особенно резко.
Речь может быть громкой, т. е. внешней, и скрытой, внутренней (речь-думание). Осваивая грамоту — чтение и письмо,— школьники овладевают специальной письменной речью. Какой бы вид речи мы ни изучали, на каком бы уровне ее развития ни находился ребенок, особенности речи раскрываются лишь через ее отношение к мышлению, к тому содержанию, которое человек посредством языка обобщенно отражает.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.