Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Младший школьный возраст


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Рост прочности и объема памяти. Учебная деятельность требует от ребенка умения управлять своей памятью: запоминать способы действия с метром и линейкой, с разрезными буквами, цифрами и знаками, заучивать новые термины, правила, законы. Учение в школе требует от детей запоминания и припоминания порой не очень интересного, трудного и достаточно большого учебного материала. Ребенку приходится запоминать много обобщающих названий: равнина, растение, климат, слагаемое, разность, равенство, гласный звук, разделительный мягкий знак, звук и буква, существительное и т. д.
Специфика содержания и новые требования к процессам памяти вносят существенные изменения в эти процессы:
1. Увеличивается объем, или «мощность», памяти. Учащиеся IV класса запоминают в 2—3 раза больше слов, чем ученики I класса (Э. Мейман, А. П. Нечаев).
Исследования С. Г. Бархатовой, К. П. Мальцевой, В. И. Самохваловой, З. М. Истоминой показывают, что существуют определенные, но очень вариативные отношения между полнотой, быстротой и прочностью запоминания и их изменением на разных возрастных ступенях развития детей. Еще П. П. Блонский считал, что развитие памяти у детей идет неравномерно: словесная память у ребенка начинает функционировать после 2 лет и достигает наибольшего расцвета в семи-, восьмилетнем возрасте. У подростка она ослабевает, а затем снова усиливается.
Специальное изучение прочности и быстроты запоминания школьниками различного содержания (С. Г. Бархатова) показало, что в целом по этим показателям память школьников улучшается с возрастом. Однако, по данным Э. Меймана, способность к заучиванию с возрастом нарастает, а прочность запоминания с годами падает. По данным С. Г. Бархатовой, прочность запоминания возрастает особенно значительно в период от II до V класса, а от V к VIII классу этот процесс замедляется. Но в этот период возрастает число случаев, когда дети применяют специальные приемы запоминания. Если у второклассников обнаружена высокая корреляция между быстротой и прочностью запоминания материала, то в дальнейшем степень совпадения этих качественных особенностей памяти снижается.
Исследования В. И. Самохваловой и А. И. Липкиной показали, что и у школьников продуктивность памяти зависит: а) от содержания запоминаемого материала; б) от характера деятельности и в) от степени владения рациональными способами и приемами заучивания и воспроизведения материала.
В младшем школьном возрасте существенные качественные изменения происходят в том, что и как сохраняет память.
Дошкольники в первую очередь запоминают материал, данный им конкретно, наглядно, в форме реальных предметов (или их изображений). Хотя такое же значение наглядность сохраняет и в работе учащихся I—IV классов, однако преобладание в учебном материале словесного содержания начинает быстро развивать у них умение запоминать словесный, часто абстрактный материал. Например, если девятилетние дети из предъявленных им 12 предметов запоминают в среднем 6,4, то из стольких же слов абстрактного значения они удерживают в памяти лишь 4,2 слова. К концу начального обучения, т. е. в одиннадцати-, двенадцатилетнем возрасте, дети запоминают в среднем 8,6 предметов и 5,1 слов абстрактного значения. При этом возрастные различия выступают сильнее в процессе воспроизведения, чем узнавания (А. А. Смирнов).
Преобладание запоминания наглядного материала сохраняется на протяжении всего периода начального обучения. Лишь в средних классах заметно повышается продуктивность запоминания слов, имеющих отвлеченное значение. Это — следствие общего развития у детей отвлеченного мышления. Оно формируется в процессе освоения учащимися II—IV классов теоретических знаний, в частности грамматических, математических, природоведческих понятий. При этом даже у учащихся IV класса продуктивность запоминания возрастает при наличии некоторых наглядно данных опор (А. А. Смирнов, И. А. Корниенко, Э. А. Фарапонова).
Изучая вопрос о значении различного по содержанию материала для продуктивности его запоминания, В. И. Самохвалова показала, что значительный скачок наблюдается в период от II к V классу при запоминании материала любого содержания. Наиболее резко возрастает возможность запоминания словесного материала (в том числе и бессмысленных слогов) за счет применения специальных мнемонических приемов. Наименее резко возрастает продуктивность памяти при запоминании конкретных предметов и их изображений. С возрастом при запоминании все большую роль начинают играть словесные опоры, хотя и здесь соотношения сигнальных систем оказываются вариативными. Они обусловлены индивидуальными различиями детей.
Значительные изменения происходят и в развитии воображения младших школьников. Усваиваемый учебный материал постоянно требует от учащихся деятельности воображения. География и история, задачи самого разнообразного конкретного содержания, переконструирование составленных слов, предложений или геометрических фигур, работа по природоведению и труду — все это требует воссоздания образов, их новых комбинаций. Особенно большое значение для развития воображения имеет литература. Она постепенно отрывает ребенка от единичных, конкретных образов, которыми обычно оперируют дошкольники и ученики I—II классов. Художественная книга ведет к созданию у школьников обобщенных смысловых образов и учит оперировать ими.
Смысловая память. Смысловая память школьников обладает огромными преимуществами по сравнению с механической и проявляется в особенностях воспроизведения освоенного материала (А. Бинэ, Э. Мейман, А. П. Нечаев, А. Н. Леонтьев, М. Н. Шардаков, А. А. Смирнов, В. П. Зинченко и др.). Эти особенности сводятся к следующим:
1. Дети заменяют малознакомые трудные слова или понятия более привычными: вместо «строение» говорят «дом», вместо «изгородь» — «забор» и т. д.
2. Пропускают некоторые детали, частности, подробности, передают основное.
3. Могут изменить порядок изложения, последовательность отдельных эпизодов или описаний, не нарушая логики излагаемого содержания.
4. Передавая воспринятое содержание, дополняют его от себя рядом подробностей и такими деталями, которые расцвечивают воспроизводимое событие или полюбившийся образ героя.
5. Могут обобщенно излагать факты, подробности, характеристики, дополняя воспринятое собственными рассуждениями, выводами, оценками.
Смысловое запоминание резко улучшает процесс памяти: объем запоминаемого материала возрастает (в 5—8 и 10 раз). Время сохранения, или латентный период, удлиняется, т. е. прочность памяти повышается. Значительно повышается точность и полнота воспроизведения. Материал, который дети запомнили осмысленно, обычно почти не «выветривается», например за время летних каникул.
Смысловая обработка воспринятого материала вносит существенные изменения и в ход процесса забывания. Если материал заучен, но не осмыслен, он очень быстро забывается, и к концу латентного периода ученик сохраняет в памяти лишь беспорядочные клочки воспринятого текста, события, спектакля. Но если содержание понято, если ученику ясны существенные моменты и главные связи, составляющие смысл воспринятого содержания, его логическую основу, процесс забывания имеет совершенно иной характер. Забывание материала идет значительно медленнее, а сохранившаяся часть воспринятого содержания представляет собой «сгусток смысла». Забываются подробности, частности, мелкие детали. Главное же сохраняется надолго.
При изучении процесса забывания у детей Д. И. Красильщикова получила кривую, которая демонстрирует увеличение объема воспроизводимого материала через некоторое время после заучивания. Такой «прирост» чаще всего наблюдается у впечатлительных, хорошо развитых детей при воспроизведении ими сложного содержательного материала. Широкая иррадиация нервного возбуждения в коре мозга лишь постепенно ограничивается тормозным процессом. Материал должен как бы отлежаться, чтобы стать освоенным. Явление это названо реминисценцией. В этот период происходит скрытая работа над присвоением воспринятого материала, поэтому его воспроизведение становится богаче и полнее.
Существенно различаются и способы запоминания материала, которыми пользуются младшие школьники. Поиски смысла, стремление понять то, что надо усвоить, заметно возрастают. Первоклассники еще часто запоминают воспринятый текст дословно. Это имеет место в тех случаях, когда учащиеся либо не поняли материал, либо намеренно стараются передать прочитанное как можно точнее. Не зная, в каких случаях можно передавать не весь текст, а лишь его часть, где точно придерживаться текста, а где передавать его своими словами, не умея выбирать из него главное и передавать то же самое, но другими, своими словами, ученики младших классов еще нередко заучивают прочитанный рассказ или объяснение учителя дословно. Они запоминают его наизусть. Это хорошо показали исследования К. П. Мальцевой и А. И. Липкиной, в которых авторы обучали младших школьников составлению плана текста.
Переход к смысловому запоминанию совершается в процессе общего умственного развития школьника. Этому в значительной мере способствуют такие виды его учебной работы, как изложения, сочинения по картинке, иллюстрации к прочитанному рассказу или стихотворению, работа над планом литературного произведения.
Чем старше становятся дети, тем все большую роль в их памяти начинают играть смысловые связи, тем больше и полнее функция памяти включает в себя процессы мышления и воображения и тем менее продуктивным оказывается дословное запоминание. Поэтому для учебной работы учащихся I— IV классов особенно существенной оказывается роль словесных смысловых опор.
Произвольная и непроизвольная память. Учебная деятельность вносит существенные изменения в процесс развития произвольной памяти. Она приобретает все большую силу и большие возможности. Характерно, что по мере того как ребенок привыкает к школьной жизни, возрастает и значение учебного мотива в запоминании (Т. Н. Баларич, А. Н. Леонтьев, Т. В. Розанова). Наиболее значимый для дошкольников мотив— игровой — постепенно теряет первенствующее значение.
На запоминание детей-школьников заметно влияет и установка. В зависимости от того, на что ориентирован ребенок, изменяется продуктивность его памяти. Создавая у учащихся установку на длительность сохранения, на передачу материала своими словами (или дословно), на необходимость воспроизводить его последовательно, взрослый наблюдает заметное улучшение памяти учащихся. Однако формирование произвольной памяти отнюдь не представляет собой вытеснение или подавление непроизвольного вида запоминания. Исследования П. И. Зинченко и А. А. Смирнова с сотрудниками показывают, что непроизвольное запоминание продолжает играть существенную роль в накоплении опыта даже у взрослого человека, особенно в условиях его активной деятельности. У семи-, десятилетних детей непроизвольное запоминание высокопродуктивно, когда запоминаемый материал становится содержанием их активной деятельности, хотя эта деятельность и не имеет специальной мнемонической направленности. Поставив перед младшими школьниками задачу запомнить демонстрируемые картинки, П. И. Зинченко показал, что дети хорошо воспроизвели содержание этих картинок, но совершенно не могли вспомнить, какие числа были написаны на каждой из них. Изменив задачу, исследователь получил обратный результат. Дети могли довольно успешно составить ряд из чисел, но запомнили лишь незначительное число предметов, изображенных на картинках.
В тех условиях, когда учащихся обучали способам лучшего запоминания, продуктивность памяти повысилась: с 7 до 7,4% у дошкольников; с 10 до 18% у школьников; с 11,5 до 14% у взрослых.
Обобщая исследования по проблеме памяти, А. А. Смирнов указывает, что непроизвольное запоминание, совершающееся в активной умственной деятельности детей, более продуктивно, чем произвольное запоминание, протекающее в обычных условиях и не имеющее мнемонической направленности. При неумении учащегося (и взрослого) пользоваться рациональными приемами запоминания продуктивность памяти значительно снижается.
Обучение способам заучивания. Развитию произвольной памяти в огромной мере способствует обучение детей рациональным способам и приемам заучивания. Младшие школьники вообще не знают, что можно и нужно учиться запоминать то, что они слышат или читают. Мнемоническая деятельность, как таковая, им еще неизвестна. Между тем, не владея способами заучивания, школьники даже старших классов тратят часто много времени на бессмысленное повторение материала и достигают крайне низких результатов в его запоминании. Среди способов рационального заучивания одним из ведущих является составление программы работы над тем или другим содержанием.
Многочисленные исследования по проблеме программированного обучения показали, что эффективность запоминания и умение успешно пользоваться заученным материалом намного повышаются, если человек действует в соответствии с известной схемой, которая становится опорой для усвоения и использования воспринимаемого содержания (Л. Н. Ланда, Н. Ф. Талызина., А. И. Раев, Дж. Брунер, В. П. Беспалько и др.).
М. А. Бантова разработала программу, помогающую учащимся овладевать способами решения арифметической задачи:
1. Прочитай задачу.
2. Запиши задачу кратко.
3. Ответь на вопросы, что показывает каждое число. Назови главный вопрос задачи.
4. Представь себе то, о чем говорится в задаче (если нужно, сделай чертеж), и расскажи, что ты представил.
5. Подумай, что можно сказать о числе, которое получится в ответе: больше оно будет или меньше какого-нибудь из чисел, данных в задаче?
6. Расскажи себе план решения.
7. Выполни решение.
8. Подумай, нельзя ли решить задачу другим способом; если можно, то реши.
9. Проверь решение и запиши ответ.
10. Задай себе интересные вопросы и ответь на них.
Работая по этой схеме, учащиеся запоминают этапы всего процесса работы над любой задачей. Применение такой программы ко все более сложным и разнообразным задачам на основе последовательного выделения их существенных компонентов формирует у старших школьников и более обобщенное умение или общий метод решения математических задач.
Есть и более общие приемы рационального освоения заучиваемого материала. К ним относятся:
1. Понимание текста, формулы, картины, чертежа, подлежащих запоминанию.
2. Ясность цели и связи заучиваемого материала с предыдущим, уже известным содержанием, а где возможно — с практическим его использованием.
3. Смысловая активная обработка материала самими учащимися: составление плана текста, выделение основной мысли, объединение данных в категории и группы, подбор заглавия или названия группы, установление разнообразных смысловых, а порой и внешних связей между частями запоминаемого содержания.
4. Рациональное использование наглядности: картин, зарисовок, схем, чертежей и образов, созданных на основе их словесной зарисовки.
5. Рациональная организация повторений:
а) распределение повторений во времени (например, в первый день — 5—6 раз, во второй день — 4, в третий — еще 2 — 3); б) изменение способов повторения (индивидуально каждым учеником, «цепочкой», хором, в порядке инсценировки, слушание учителя и пр.);
в) сочетание повторений всего материала целиком с заучиванием его по смысловым частям.
6. Введение самоконтроля для выявления той части материала, которую еще не удалось хорошо запомнить.
7. Применение заучиваемого материала в решении задач разных видов, в выполнении разных упражнений, в разнообразных видах деятельности детей.
8. Максимальная активизация усилий учащихся, как отдельных учеников, так и целых групп (звездочек, классов), путем введения разных видов побуждений (соревнований, олимпиад) с последующим подведением итогов полученных результатов. Как показывает педагогическая практика и специальные исследования, рациональным построением процесса обучения можно намного улучшить память учащихся. Эти положения не вызывают сомнений, поскольку память, составляя одну из сторон умственной деятельности ребенка, совершенствуется в процессе его общего интеллектуального развития.
Итак:
1. Память ребенка отличается большой пластичностью, что создает благоприятные условия для быстрого пассивного запечатления материала и его легкого забывания. С развитием ребенка память приобретает избирательный характер: ребенок лучше и на больший срок запоминает то, что ему интересно, и использует этот материал в своей деятельности.
2. Развитие памяти выражается в том, что:
а) увеличивается объем запоминаемого;
б) нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала;
в) удлиняется скрытый (латентный) период;
г) запоминание все чаще опирается на смысловые связи, что обеспечивает ученику возможность свободно оперировать приобретенными знаниями в разных условиях, обеспечивает больший объем запоминания и длительность сохранения;
д) память приобретает произвольный характер;
е) дети осваивают рациональные способы заучивания;
ж) память освобождается из плена восприятия, узнавание теряет свое исключительное значение, все большую роль начинает играть свободное воспроизведение старшими детьми сохранившегося материала.
3. Содержанием памяти ребенка являются образы ранее воспринятых предметов, выполненных движений и действий, пережитых чувств. Начиная со второго года жизни ребенок удерживает в памяти слова, затем целые цепи слов. Позднее содержанием памяти становятся не только слова, но и мысли. Разнообразие и гибкость знаний, составляющих богатство памяти ребенка и взрослого, обеспечивают возможности широкого и разнообразного их использования в творческой деятельности.
4. Развитие памяти ребенка повышает возможности развития его воображения. Предвосхищение результата собственного действия является началом развития воображения. Формируясь на основе подражания и собственной активности ребенка, воображение из воспроизводящего, фрагментарного и диффузного (у дошкольников) становится все более творческим, логичным и богатым. В процессе развития деятельность непроизвольного воображения, выступающая у младших дошкольников прежде всего в играх и практических действиях, освобождается от этих опор. Старшие дошкольники произвольно оперируют словесно оформленными образами, которые принимают все более обобщенный и связный характер. Для сохранения смыслового образа особое значение имеет слово, которым он назван.
Развитие подвижности знаний есть результат и условие упражнения учеников в творческом оперировании ими.
5. В процессе общего развития ребенка деятельность памяти становится все более управляемой. Развивается произвольная память. Это обеспечивается расширяющимися возможностями самостоятельной разнообразной деятельности ребенка и все более активным его включением в разные виды общения со взрослыми и сверстниками. Непроизвольное запоминание сохраняет свое значение. В зависимости от разных мотивов этот вид памяти оказывается у школьника иногда более продуктивным, чем память волевая.
6. Деятельность памяти и воображения изменяется и в зависимости от тех мотивов, которые побуждают ребенка к усилию: запоминанию и припоминанию воспринятого материала, к созданию нового рисунка, сочинению или постройке. Из чисто игрового мотив превращается в учебный. Подражательная и непроизвольная деятельность превращается в творческую, которой оебенок научается управлять, подчиняя ее принятой задаче.

Вопросы-задачи

1. Увидя в первый раз волка в клетке в зоологическом саду, Митя протянул к нему руку и спросил мать: «Альма почему тут живет?» (Альмой зовут собаку соседей.)
а) Объясните, почему ребенок так воспринял волка, какие особенности памяти ребенка здесь проявились.
б) Определите (примерно) возраст мальчика и объясните ваш ответ.
2. Учитель предложил классу нарисовать по памяти очертания Балтийского моря и был крайне расстроен тем низким уровнем, на котором дети выполнили это задание. Ведь только накануне он проверил знания почти половины класса, и все ученики безошибочно находили на географической карте не только Балтийское, но и Черное, Каспийское и другие моря. Чем объяснить полученные учителем результаты? Проявляются ли в этом факте какие-то общие закономерности? Какие?
3. После посещения балета «Щелкунчик» брат и сестра в течение целого месяца разыгрывали бой Щелкунчика с Крысиным королем. И каждый раз сестренка бросала во врага Щелкунчика свою туфлю. Этот момент был детям совершенно необходим в воспроизведении спектакля. Почему-то их старший брат, ученик IV класса, тоже смотревший балет, не принимал участия в этой игре. Он сердился, закрывал уши и сидел неподвижно, часто глядя в одну точку.
а) Какие особенности воображения и памяти выступают в описанных фактах?
б) Для какого возраста характерно поведение младших детей? Можно ли считать, что балет произвел на младших детей более сильное впечатление, чем на их старшего брата? А может быть, наоборот?
4. Некоторые дети, рассказывая о виденном или услышанном, часто прибавляют то, чего не было в действительности. Они выдумывают новые подробности, уверяя собеседника в том, что все так действительно и было.
а) В чем причина таких рассказов детей? Можно ли назвать такие выдумки ложью?
б) Для каких детей такие факты наиболее характерны?
5. Молодой исследователь решил изучить способности пяти-, девятилетних детей к запоминанию слов. Помогите ему. Составьте задание так, чтобы можно было:
а) определить объем памяти у детей разных групп;
б) доказать значение для запоминания установления любых связей;
в) выделить особую роль смысловых связей;
г) проверить изменение полноты, точности и длительности сохранения заученного материала с возрастом детей.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +