Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Младший школьный возраст


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

В младшем школьном возрасте продолжается развитие восприятия. Благодаря совершенствованию наблюдения восприятие превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс. Благодаря накопленному опыту семи-, десятилетние дети легко узнают предметы и целые картины. Даже незнакомые механизмы, растения, знаки школьники уверенно воспринимают «категориально», т. е. как представителей какой-то группы вещей: «Это какая-то машина», «Какой-то куст», «Какие-то буквы». Синкретичность у младших школьников выражается все слабее благодаря обостряющемуся вниманию к отношениям частей в целом, стремлению найти смысловые связи при восприятии предмета.
Однако и у младшего школьника легко увидеть некоторое своеобразие восприятия. Оно вызвано в значительной мере ошибками в познании пространства, хотя точность различения геометрических форм, их правильное называние у детей после 7 лет заметно возрастают по сравнению с детьми-дошкольниками (Л. А. Шварц, С. В. Мухин, М. Н. Волокитина). Но правильно обозначают геометрические формы все же только 55% детей, поступивших в школу (Б. И. Хачапуридзе). Сохраняется у первоклассников и тенденция опредмечивания незнакомых им форм (О. И. Галкина, С. Н. Шабалин). Поэтому младшие ученики называют цилиндр стаканом, конус (опрокинутый) — волчком или крышей, четырехгранную призму — столбиком и т. д. Это говорит о неизжитых еще трудностях в абстрагировании формы от предмета.
Ошибки в узнавании геометрических тел свидетельствуют о низком уровне ориентировки детей в формах. Действительно, до школы дети обычно осваивают лишь две формы: шар и куб. Причем куб им знаком скорее как элемент строительного материала (кубик), а не как геометрическое тело. Плоскостные фигуры они знают лучше, среди них квадрат, круг, треугольник, иногда овал. Но в знании первоклассников даже этих нескольких фигур обнаруживаются ошибки, связанные с неверным обучением детей до школы. Например, дети легко путают объемные тела с плоскими формами. Видя нарисованный круг, дети называют его «шариком», «мячиком». Нарисованный шар (с характерной для него выпуклостью, отмеченной штриховкой и бликами) дети воспринимают как кружок. Еще больше ошибок наблюдается в узнавании цилиндра и конуса (О. И. Галкина). Причина тут одна — отсутствие специального обучения детей видению предмета в третьем измерении, которое познается прежде всего с помощью осязания, в процессе моделирования, конструктивной деятельности. Поэтому работа по труду должна быть широко использована как воспитателями детского сада, так и учителями для ознакомления детей с объемными формами и закрепления у школьников четких представлений о них.
Причиной устойчивости многих ошибок в восприятии и различении младшими школьниками фигур является сохраняющаяся у них ситуативность восприятия. Так, многие из них узнают прямую линию, если она проведена в горизонтальном положении, но если она начерчена вертикально или наклонно, дети уже не воспринимают ее как прямую. То же происходит и при восприятии треугольника. Если это слово дети связали только с прямоугольным треугольником и только при одном его положении в пространстве (допустим, гипотенуза справа, вершина вверху), то все остальные виды той же фигуры и даже тот же прямоугольный треугольник, помещенный вершиной вниз, уже не относятся учениками к этой группе геометрических фигур. Такая ограниченность свидетельствует о сохранившейся у младших школьников смутности, нерэсчлененности их восприятия.
Эта особенность восприятия младших школьников, обнаруженная М. А. Байтовой, не определяется их возрастными особенностями. Как показали ранее проведенные исследования В. И. Зыковой, такая же ситуативность восприятия формы наблюдается и у школьников V—VI классов. Она свидетельствует о недостаточной работе учителя с учащимися по вычленению (абстрагированию) формы разных предметов, ее существенных признаков и обобщенному ее отражению.
Если учащиеся воспринимают треугольники разных видов и размеров и в различных положениях, если дети имеют опыт самостоятельного конструирования отдельных фигур и их сочетаний в орнаментах, бордюрах и узорах, причем одинаковые фигуры всегда обозначаются одним и тем же словом, то даже шести-, семилетние дети быстро вычленяют существенные признаки каждой из фигур. У них формируется обобщенное представление о геометрической фигуре. В процессе такого опыта вырабатывается удивительная зоркость ее восприятия и различения в разных узорах, вышивках, орнаментах. Такие дети воспринимают треугольники разных видов и размеров, в различных положениях.
Многие первоклассники, списывая к себе в тетрадь с доски или из книги буквы и цифры, делают типичные ошибки (Б. Г. Ананьев, А. Н. Попова, М. Н. Волокитина, А. А. Люблинская). Чаще всего они пишут зеркально, т. е. переворачивают знак, пропускают или добавляют элементы, сливают два знака.
Подобные ошибки имеют общую причину: слитность воспринимаемого знака. Ребенок схватывает лишь общий вид знака, но не видит его элементов, структуры, пространственных отношений этих элементов. Преодолевается такая слитность не количеством повторных записей каждого знака, а его членением на элементы и активным конструированием знака. Детям нужно показывать, где, откуда идет кружок, точка, длинная палочка, куда «смотрит» короткая горизонтальная линия у цифры 5, где соединяются линии в заданной букве.
Огромную роль в развитии пространственного восприятия играет сравнение двух сходных, но в чем-то разных предметов. Такое сравнение позволяет выделить именно те отличительные признаки предметов, которые для них характерны (Л. И. Румянцева). Требования учителя умещать весь буквенный (или цифровой) знак и каждый его отдельный элемент в определенном месте тетради, записывать его точно на линейке увеличивают трудности написания цифр и букв. Вместе с тем такие требования приучают детей к вычленению определенных пространственных признаков.
В развитии «пространственного видения» существенную роль играет освоение измерения. Знакомство с метром и сантиметром «материализует» пространственные признаки предметов, а измерительная деятельность на уроках математики, труда, природоведения, физкультуры развивает глазомер, оценку расстояния и величины; ребенок учится выделять пространственные характеристики предметов и их сочетания.
Все более легкое выделение пространственных признаков и связей, совершенствование наблюдения и понимания отчетливо сказываются на дальнейшем развитии восприятия сюжетной (в том числе художественной) картины младшими школьниками. В результате специального обучения дети начинают воспринимать не только сюжет картины, но и особенности ее композиции, а также многие выразительные детали. Ученики чувствуют знойный, жаркий день во время жатвы или сырой, туманный воздух на озере.
Такое восприятие совершается как единый сложный процесс постоянного движения мысли от восприятия целой картины (синтеза) к ее анализу, затем снова к целой картине и снова к вычленению все более мелких и ранее не замеченных деталей, которые позволяют глубже понять идею картины. Подбор названия, этой высшей формы обобщения, вполне доступен детям 7— 11 лет и является эффективным средством обучения школьников выделению главного в картине.
В младшем школьном возрасте существенно развивается и специальный вид восприятия — слушание. Уже в дошкольном детстве ребенок ориентировался на указания, требования, оценки взрослого на основе восприятия его речи. Он с удовольствием слушал рассказ воспитателя, сказку. У школьников слушание становится не только средством, но и видом его учебной деятельности. Слушание включено в любой урок, так как все действия школьника, его успех, а значит, и отметка в первую очередь зависят от его умения слушать объяснения и указания учителя. Кроме того, дети слушают с критической направленностью ответы, решения, объяснения своих товарищей. Слушание, как и чтение, становится своеобразной формой умственной деятельности детей. Такая умственная деятельность требует не только вычленения отдельных слов и понимания значения каждого из них. Слушание рассказа требует установления связей слов в предложении и связей между предложениями, абзацами и, наконец, разделами и главами. Так же как в восприятии картины, обобщение всего содержания дается в названии рассказа и подзаголовках, данных к каждой его части, что обеспечивает более глубокое понимание детьми всего текста.
В развитии младшего школьника все большее значение приобретает восприятие времени. Ученики вынуждены следить за временем, чтобы не опоздать в школу, чтобы успеть выполнить до звонка заданную работу, чтобы вовремя начать подготовку домашних уроков. Дети привыкают к определенной длительности урока. Все чаще и разнообразнее выступает для них время как одно из первостепенных условий успешности выполнения отдельных дел и человеческой деятельности в целом. Дети научаются ориентироваться во времени, пользоваться часами. Известные им с ранних возрастов названия единиц времени (час, минута, сутки) наполняются содержанием, приобретают определенность.
Однако даже и в V—VI классах дети часто ошибаются в определении таких временных единиц, как минута или секунда, и таких малознакомых им временных интервалов, как 5, 10 и 15 минут.
С. Н. Шабалин показал, что одна минута по представлению учащихся I класса в среднем равна 11,5 секундам; у учеников III класса — 24,8 секундам; у учеников V класса — 31,1 секундам. Таким образом, все дети резко недооценивают длительность такого короткого интервала, как минута, причем недооценка эта с возрастом уменьшается. Более правильно учащиеся представляют себе час, поскольку чаще встречаются с этой мерой времени в своей личной практике. Они осознают и субъективность своего восприятия времени («Было так интересно, что даже не заметили, как прошел час, а нам показалось лишь 10 минут»).
К середине младшего школьного возраста дети способны ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени, беречь время, разумно распределять необходимые дела с учетом их длительности. Конечно, при этом школьники еще долго делают серьезные ошибки, обычно представляя себе длительность какого-либо дела меньшей, чем она есть в действительности. Поэтому ребята III—IV классов так часто не успевают сделать все то, что они заранее наметили.
Огромным достижением в развитии восприятия младшего школьника является установление им первых связей пространства, времени, количества.
В првседневной жизненной практике дети-дошкольники узнавали, что на преодоление далекого расстояния нужно затратить больше времени, чем для того, чтобы пройти более короткий путь. Однако этот эмпирический опыт формировался стихийно. Поэтому даже дети III и IV классов долго испытывают большие трудности в решении задач на движение или таких задач, где требуется сравнить по длине два одинаковых пути (но один прямой, другой ломаный) и соотнести это расстояние со временем, необходимым для того, чтобы пройти каждый из них.
Между тем опыт обучения младших школьников математике по новым программам (М. А. Бантова) убедительно показывает огромное развивающее значение ознакомления учащихся III класса со специальными словесными обозначениями данных категорий: v — скорость, s — расстояние и t — время. Упражнение детей, начиная со II класса, в решении соответственно подобранных задач не только раскрывает для них значение и взаимную связь основных категорий действительности. «Оголение» этих существенных зависимостей стимулирует формирование у детей системности представлений, направленности на установление и других, новых взаимоотношений в разных явлениях и их использование в собственных творческих работах (сочинение, составление задач). Все это свидетельствует о возможности значительных сдвигов в развитии логического мышления учащихся.
Существенное значение для развития восприятия прошедшего времени имеет для учащихся III—IV классов знакомство с историей, где они чаще имеют дело лишь с представлениями исторического прошлого, неразрывно связанного с очередностью каких-то определенных общественных событий. Опираясь на «карту исторического времени», которая конкретизирует такие абстрактные для младших школьников понятия, как «эпоха», «период», «век», учитель формирует новое качество временных представлений у детей — знание исторического времени (И. В. Гиттис).
Формированию представлений о времени, его объективной природе и длительности различных временных отрезков в значительной мере способствует освоение школьниками начальных знаний по природоведению (о годовом и суточном движении Земли, о времени прорастания семян, о сезонных явлениях).
Среди условий, обеспечивающих восприятие времени школьниками, существенную роль играет и изучение на уроках русского языка глагола с его формами настоящего, прошедшего и будущего времени. Разбор предложений, специальное изменение глагола и соответствующая перестройка всего предложения демонстрируют детям смысловое значение времени, обеспечивают его вычленение, дифференцировку, раскрывают для школьника значение точности его словесного обозначения: «я купил, покупаю, куплю, выбежал, выбегаю, выбегу».
Таким образом, учение — основная для младшего школьника деятельность — знакомит его с категорией времени. Развивающаяся самостоятельность ребенка, участие в октябрятской, а затем пионерской работе, в кружках и различной общественной деятельности побуждает его все чаще, точнее и последовательнее ориентироваться во времени. Он учится беречь время, узнает его необратимость, его величайшую ценность.
Итак:
1. Восприятие требует не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта: знаний о вещах и умения их воспринимать. Поэтому восприятие формируется на протяжении всего периода развития ребенка. Совершенствование восприятия неотрывно от общего умственного развития ребенка.
2. В восприятии ребенком предмета решающая роль принадлежит форме (контуру), вне которой не может существовать предмет. Наиболее рано ребенок воспринимает предмет при следующих условиях:
а) при его подвижности на фоне неподвижных вещей;
б) при действиях ребенка с предметом (манипулятивные, предметные действия, ощупывание предмета, затем лепка, моделирование, конструирование, изображение);
в) при выработке специального условного дифференциро-вочного рефлекса на форму, величину, местоположение в пространстве;
г) при обозначении предмета (чайник, мяч) или геометрической формы словами.
Цвет становится акцентированным компонентом воспринимаемого предмета тогда, когда он:
а) стал сигналом в результате специально выработанного рефлекса;
б) является характерным признаком предмета;
в) обозначается словом при восприятии незнакомого предмета;
г) конкурирует с незнакомой детям абстрактной для них формой (геометрической).
3. Восприятие любого предмета и его изображения есть отражение целого во взаимоотношении составляющих его частей. Эти отношения целого и части изменчивы и подвижны. Любой процесс восприятия предмета как целого требует вычленения его признаков, сторон, частей (анализ) и установления связей между ними (синтез). Такая мыслительная деятельность наиболее отчетливо выступает в восприятии сложного содержания: картины, текста, восприятие которых требует понимания, т. е. является формой сложной умственной деятельности.
4. Процесс развития восприятия сюжетной картины проходит три уровня: перечисления, описания и истолкования. Эти уровни свидетельствуют о различной степени понимания ребенком данного ему содержания и зависят:
а) от структуры картины; б) от степени близости ее сюжета опыту ребенка; в) от формы поставленного вопроса; г) от общей культуры ребенка, умения наблюдать; д) от развития его речи.
Поэтому ребенок может показать одновременно разные уровни восприятия картин. Иначе говоря, уровни могут сосуществовать.
5. В развитии восприятия предметов, событий из жизни людей огромную роль играют признаки предметов и связи: пространственные и временные. Ребенок познает их вначале в условиях бытовой жизни путем чувственного созерцания, движений, различных практических действий. Включение знаний о пространстве и времени, их вычленение, осмысливание и обобщение в разных видах деятельности обеспечивают раннее выделение ребенком этих сторон действительности и их осмысливание. Так совершенствуется познавательная деятельность детей.
6. Научиешись осмысленно воспринимать окружающее, школьники получают возможность непосредственно связывать теоретические знания со своей практической (внеучебной, общественной, юннатской, спортивной и т. п.). деятельностью. Дети осваивают умение произвольно и последовательно наблюдать окружающее, связывать подмеченные в жизни факты со сведениями, полученными из книг и объяснений учителя. Теоретическое осмысливание изучаемого нового материала побуждает ученика вновь проверять на практике сделанные им «открытия». Ученики приобретают прочные, осмысленные знания и овладевают наблюдением. Культура восприятия — это совершенствование всей познавательной деятельности ребенка.
7. Развитие восприятия есть,переход от слитного, синкретичного, фрагментарного восприятия ребенком предметов к расчлененному, осмысленному и категориальному отражению вещей, событий, явлений в их пространственных, временных, причинных связях. С развитием восприятия изменяется и его структура, его механизм. У малышей глаз следует за движениями руки. У старших детей работа глаза освобождается от необходимости опоры на осязание и движения руки. Все большую роль начинает играть слово как средство анализа и обобщения воспринимаемого содержания.

Вопросы-задачи

1. Вырабатывая условный рефлекс, исследователи установили, что для различения геометрических фигур — прямоугольника и квадрата — детям нужно было от 8 до 14 предъявлений. Когда эти фигуры были разного цвета, количество необходимых предъявлений возрастало до 16—20. Почему увеличилась длительность формирования условного рефлекса при изменении опыта? Какого возраста могли быть испытуемые?
2. Маленькие дети часто охотно рассматривают картинки, держа их перевернутыми. Их не смущает опрокинутое положение предметов. Почему? Чем это можно объяснить?
3. Первоклассник обычно не видит разницы между событиями, происшедшими когда-то в древнем мире или в раннем детстве его родителей. Почему? Какая закономерность здесь выступает?
4. Детям дано задание составить рассказ по трем картинкам. Картинки надо расположить в определенной последовательности.
Составьте краткое описание такого задания и укажите,- какие качества психической деятельности ребенка можно выявить таким образом. Как надо поставить опыт? Для детей какого возраста может быть показательно такое задание?
5. Двое детей. 6 и 10 лет, были в планетарии, где слушали популярную беседу о движении планет по небосклону. Когда они вернулись домой, старший, посмотрев на часы, был удивлен: он не думал, что уже так поздно. Младший такого удивления не проявил: ему казалось, что они пробыли в планетарии очень долго. Объясните наиболее вероятную причину такого разного отношения детей к времени.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +