Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Если проследить за развитием многих представителей какой-нибудь одной группы организмов: растений, насекомых, птиц, млекопитающих,— нетрудно отметить в этом процессе ряд качественных изменений, наступающих через определенное время и проходящих всегда в одной и той же последовательности. Брошенное в землю семя через определенное время прорастает, появляется стебелек — это новая фаза развития растения. Вскоре на стебле появляется бутон — снова новая фаза. Через какое-то определенное время бутон раскрывается, образуется цветок — это опять новая стадия развития растения. Цветок живет определенное количество дней, затем вянет, лепестки его облетают, появляется плод.
Так как все организмы данного вида проходят одинаковый путь развития, специалист может сказать, через какую стадию проходит данное растение в настоящий момент, в какую фазу и когда вступит процесс его развития в дальнейшем.
Ученые установили, что процесс развития ребенка также проходит через определенные стадии. Такие стадии в развитии речи и восприятия ребенка установлены В. Штерном. Стадии развития мышления ребенка показал Ж. Пиаже, исходя из своего понимания законов умственного развития ребенка. Разрабатывая проблему формирования умственного действия, П. Я. Гальперин наметил этапы процесса перехода развернутого материального действия в свернутое умственное действие. Исследования процесса образования понятий у детей, проведенные Н. А. Менчинской, Е. Н. Кабановой-Меллер, С. Ф. Жуйковым и др., позволили показать те стадии, через которые проходит этот процесс в учебной деятельности ребенка. Стадии развития произвольных движений выявлены А. В. Запорожцем. А. С. Макаренко дал глубокий анализ стадиальности формирования детского коллектива.
Чтобы отличать фазу (стадию) психического развития ребенка от периода детства, следует отметить ее характерные особенности. Фаза (стадия) есть качественное изменение психики ребенка (или одной из ее сторон), закономерно и в определенной последовательности наступающее в процессе развития. Все фазы преемственно связаны между собой.
Длительность разных фаз различна, поэтому в разные периоды детства ребенок проходит разное количество стадий. Например, в младенческом периоде развитие идет быстро, и за один год ребенок проходит 5 достаточно четко отличающихся одна от другой фаз. В раннем детстве в течение двух лет (от года до 3 лет) ясно выступают 3 стадии, а в младшем школьном возрасте за 4 года ребенок проходит 3—4 фазы. Этот факт демонстрирует резкую неравномерность всего процесса развития ребенка. Она выступает в физическом и особенно в психическом его развитии.
Все дети проходят один и г от же путь развития, т. е. все те фазы (стадии), которые присущи самому процессу психического развития человека. Ни система обучения, ни другие специальные условия не могут ни исключить отдельные фазы, ни изменить их последовательность. Однако дети проходят этот путь различно, в зависимости от множества внешних и внутренних условий. На одной фазе развития один ребенок может задержаться дольше, другую пройти быстрее; различной может быть и смена фаз: у одних она растянута во времени, у других проходит более резко и быстро, скачком. Соответственно может изменяться время наступления очередной фазы в развитии ребенка. Особенно существенно различие в полноте, т. е. содержательности, прохождения каждым ребенком очередной фазы развития. В зависимости от степени благоприятности условий жизни, т. е. от содержания и организации разнообразных видов деятельности и общения ребенка с окружающими, а также от ряда более частных причин (болезнь, семейные обстоятельства), ребенок может проходить очередную фазу своего развития с весьма разным эффектом и полнотой, характеризующей достигнутый ребенком уровень развития.
Таким образом, существуют сложные отношения между периодами детства, возрастом и стадиями развития. Их легко уяснить, анализируя конкретные факты.
Саше к 1 сентября минуло 6 лет и 10 месяцев. Он в школу не пошел и остался в детском саду еще на год, Коле к этому же времени исполнилось 7 лет и I месяц, он поступил в I класс. С ним вместе поступил и Сережа в возрасте 7 лет и 4 месяцев. К концу учебного года в развитии двух первых мальчиков, естественно, обнаружилась огромная разница. Несмотря на то что Коля старше Саши всего на 3 месяца, он жил иной жизнью, чем Саша. Он учился в школе, т. е. вступил в новый период своего детства. В этой новой жизни он занимался иной деятельностью, чем прежде: учился читать, считать. Он стал школьником, октябренком, значит, у него появились характерные именно для младшего школьника интересы, суждения, заботы, отношения. Он проходил те стадии, через которые проходит процесс развития в данном периоде. Саша, находясь по-прежнему в детском саду, задержался в периоде дошкольного детства. Он, конечно, тоже развивался. Однако сколько-нибудь значительных качественных сдвигов в его развитии за этот год не произошло. Он еще не мог пройти тех стадий процесса развития, которые уже миновал Коля.
Что касается Коли и Сережи, то в их развитии к концу учебного года разница была значительно меньшей, поскольку образ жизни мальчиков был сходен, оба проходили те же стадии развития. В их интересах, понятиях, знаниях, отношениях больше общего, чем с младшим мальчиком Сашей, хотя и здесь разница в возрасте 3 месяца. Однако это вовсе не значит, что развитие Сережи и Коли обязательно будет совершенно одинаковым. Если один (допустим, Коля) был более активен в учении, лучше слушал, больше читал, наблюдал, решал больше задач, более самостоятельно осваивал учебный и неучебный материал, он оказался более развитым к концу учебного года. Коля успел за прошедший год пройти очередные стадии процесса развития с большим эффектом, чем его одноклассник и сверстник Сережа. Уровни развития обоих мальчиков оказались неодинаковыми.
В этом несколько схематизированном примере мы намеренно абстрагировались от индивидуальных различий детей. Между тем индивидуальные различия детей чрезвычайно велики и отчетливо проявляются в том, как проходит каждый ребенок весь путь своего развития и каждую его фазу. Не только типологические, но и характерологические черты, система сложившихся отношений с разными людьми, превалирующие интересы, даже отдельные случайные встречи могут ускорить или задержать прохождение каким-либо ребенком очередной фазы развития, усилить и обострить присущую самому процессу развития неравномерность.
Изучение процесса развития и определение его уровней и фаз у каждого конкретного ребенка представляют огромные трудности, так как индивидуальные различия порой выступают резче, чем возрастные, а возрастные могут обостряться некоторыми моментами биологического и социального характера.
Данная выше характеристика процесса развития, его показателей, причин и условий показывает сложность и глубокую противоречивость этого явления. Она обусловлена действием множества внешних и внутренних постоянно колеблющихся условий, вызывающих естественные для психического развития любого ребенка неравномерность и противоречивость.
Различные стороны личности и разные ее способности также не развиваются равномерно и синхронно. Развитие речи особенно быстро происходит в раннем детстве, а затем этот процесс замедляется. Развитие воображения не совпадает с формированием волевых действий, а развитие изобразительной деятельности может резко отставать от развития памяти. Такая неравномерность лишь частично объясняется организацией деятельности детей. Как уже было сказано выше, развитие каждой стороны или способности личности имеет свои внутренние закономерности, а значит, и стадии развития.
Как и в развитии любого явления природы и общества, движущими силами психического развития ребенка являются внутренние противоречия, существующие в самой сущности процесса. Они возникают, назревают и разрешаются как борьба нового со старым, привычного, косного, вчерашнего с новым, прогрессивным, завтрашним. Если дети привыкли писать буквы печатным шрифтом, а в школе обучаются письменным буквам, им необходимо преодолевать привычное. В этой борьбе побеждает новое, происходит развитие школьника. Плохая привычка изживается не простым ее исключением или запрещением, примитивные понятия о различных явлениях не механически заменяются в процессе учения другими, более прогрессивными. Старые знания, привычки перестраиваются под влиянием новых знаний, новых требований взрослых, нового образа жизни, который ведет ребенок.
Данный в этой главе анализ процесса психического развития ребенка не является исчерпывающим. Однако и то, что изложено, показывает исключительную сложность этого явления. Управление процессом развития ребенка затруднено тем, что все определяющие этот процесс условия крайне подвижны, неустойчивы, противоречивы. Это относится в первую очередь к окружающим ребенка людям, общение с которыми является основной причиной его развития. Изменяется и сам воспитуемый, который никогда не повторяет себя. Он всегда другой, у него меняются желания, интересы. Его активность, инициатива, самостоятельность, которые воспитывают взрослые, развиваясь с каждым днем, нередко становятся препятствием для осуществления педагогических воздействий.
Знание законов психического развития ребенка необходимо воспитателю не для того, чтобы он пытался изменить этот процесс. Задача состоит в том, чтобы, используя законы развития, педагог мог так организовать жизнь каждого ребенка с его неповторимой индивидуальностью и обеспечить такое общение с ним в каждый момент его жизни, которое даст максимальный эффект.
Итак, психическое развитие ребенка выражается в следующих существенных моментах:
1. Перестраивается познавательная деятельность подрастающего человека: формируется единая, цельная, связная и подвижная система осмысленных знаний об окружающем мире и совершенствуются сами познавательные процессы, т. е. формируются умственные способности, изменяется личное отношение подрастающего человека к окружающему и к самому себе, изменяется обратное воздействие подрастающего человека на окружающую его среду.
Наиболее полно уровень развития сознания раскрывается в поступках человека. Изменяясь в процессе развития по содержанию и структуре, поступки превращаются систему действий. 2. В процессе развития взаимодействуют все факторы в их совокупности: биологические, социальные, врожденные и унаследованные, а также приобретенные в процессе развития индивида. Влияние каждого фактора осуществляется через тот тип общения ребенка со средой, то содержание и характер его взаимодействия с миром, который составляет образ жизни ребенка.
3. Содержание и особенности общения являются причиной развития ребенка. Будучи процессом двусторонним, он определяется педагогической деятельностью взрослых.
4. В процессе общения огромную роль играет активность самого ребенка. Ее значение нарастает с каждым днем. Ее содержанием у маленьких детей является освоение опыта взрослых. В этом процессе совершается и накопление ребенком собственного опыта.
5. Управление активностью ребенка требует от педагога использования некоторых условий, придающих воспитанию и обучению развивающий характер.
6. Детство делится на периоды, представляющие собой отрезки жизни ребенка. Процесс развития проходит через определенные стадии, или фазы. Рационально построенные обучение и воспитание обеспечивают сокращение сроков прохождения ребенком каждой фазы его развития, бескризисную смену фаз и высокий уровень прохождения каждой из них.
7. Процессу развития ребенка присущи глубокие и многообразные противоречия. Наиболее существенными являются противоречия между старыми, отживающими, консервативными и новыми формами поведения, интересами, делами, мнениями, суждениями и чувствами детей.
Управление противоречивым процессом развития требует от педагогов знания не только общих законов развития детей, но и индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Умение применить общие законы к организации жизни и деятельности каждого конкретного ребенка составляет основную задачу творческой педагогической деятельности психологически подготовленного учителя.
Вопросы-задачи
1. Составьте таблицу, в которой сопоставьте три точки зрения на развитие ребенка: диалектико-материалистическую, идеалистическую, механистическую (поведенческую) — по следующим вопросам:
а) В чем выражается психическое развитие ребенка?
б) Каковы причины развития?
в) Какова роль воспитания?
2. Оцените приведенные ниже высказывания родителей. Дайте правильные и обоснованные ответы на поставленные вопросы и укажите, какую концепцию развития отражает каждое суждение.
а) «Что же удивляться упрямству Олега? Он весь в отца. И отец, и дед — оба упрямые».
б) «Я слышала, что к 7 годам у ребенка появляется желание и интерес к учению. Ждала, ждала, а у моего Мити ни интереса, ни желания учиться не появилось, хотя ему уже скоро 8 лет».
3. Решите следующие педагогические задачи и дайте обоснование своего ответа.
а) Наташе 8 лет. Она уже второй год лежит в гипсовой кроватке из-за искривления позвоночника. Будет ли это сказываться на ее умственном развитии? В чем? Почему? Как следует организовать жизнь девочки, чтобы обеспечить ее нормальное развитие, и возможно ли оно?
б) Какому условию развивающего воспитания отвечает мысль А. С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к нему». Как его применять в педагогической работе?
в) Известно, что в развитии ребенка огромную роль играет пример, которому дети подражают. Почему же у некоторых трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети? Приведите возможные причины.
4. Укажите, в каких случаях, приведенных ниже, речь идет о периодах, а в каких — о стадиях развития ребенка:
а) На первом году обучения в школе заметно развивается речь ребенка. Он сначала осваивает буквы, затем научается читать слова, а к концу года — целые предложения.
б) Наблюдения за играми детей дошкольного возраста показывают, что они постепенно изменяются по содержанию, структуре, организации. При этом некоторые семилетние дети, недавно поступившие в детский сад, играют порой хуже, более примитивно, чем пятилетние, посещающие детский сад 2—3 года.
в) Поступив в школу, ребенок начинает новую жизнь.
5. Приведите сами какие-либо педагогические факты, сравнение которых подтвердило бы положение о том, что развитие ребенка определяется содержанием и видом его деятельности и общения с окружающими людьми.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.