Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Собранный материал представляет собой сырье, которое требует специальной обработки. Только после нее могут выявиться те закономерности или существенные связи, изучение которых составляет задачу исследования. Обработка собранного материала включает 5 основных этапов:
1. Анализ каждого отдельного зафиксированного факта: ответа ребенка, его действия, поступка, суждения, рисунка, письменной работы и других материалов, собранных исследователем. Целью этого первичного (или малого) анализа является выявление тех особенностей психики ребенка, которые отвечают задаче исследования. Так, изучая детские представления, исследователь выделяет в каждой записанной им игре, в рассказах или сочинениях ребенка все те моменты, в которых выступают имеющиеся у него образы конкретных предметов или людей определенной профессии (врача, шофера) или представления о прошедших событиях, известных детям по рассказам взрослых и картинам, и т. п. На этапе первичного анализа исследователь обращает особое внимание на характер, время и количество допущенных ребенком ошибок, возникших затруднений в определенные моменты его деятельности или в повседневном поведении. Отмечает, как ребенок реагировал на затруднение, заметил ли он сам допущенную им ошибку, попытался ли ее исправить и какими путями этого добивался.
2. Первичный анализ непосредственно переходит в первичный синтез. Выделенные существенные для исследуемой темы ответы детей, стороны их деятельности, использованные приемы решения предложенных задач и допущенные ошибки исследователь сопоставляет между собой, а также с особенностями предложенных ребенку задач и их условиями. Учитываются при этом вопросы исследователя, его помощь, замечания, оценки. Например, успешное выполнение ребенком трудового поручения (вышивание салфеточки, раскрашивание елочных игрушек) сопоставляется с мотивом, побуждающим к этой деятельности (ради соревнования, для подарка маме, для воспитанников подшефного детского дома). Характер, богатство и четкость представлений, которые обнаружили дети, сопоставляются с проведенной воспитателем предварительной работой по их формированию: экскурсией, объяснением. Такое сопоставление позволяет выявить некоторые внутренние связи, раскрыть отдельные, особенности изучаемой стороны психики данного ребенка (или группы детей). Однако остается неизвестным, насколько они постоянны и существенны. Для ответа на этот вопрос необходимо произвести вторичный анализ и синтез и глубже проникнуть в суть изучаемого явления.
3. Сопоставляя разные факты: записи игр или уроков по одним и тем же темам, проведенные разными учителями в разных классах или одним и тем же исследователем в разных условиях, ученый выделяет те особенности ответов детей или выполненных решений, объяснений, ошибок, способов действия, которые повторяются. Сравнительный вторичный анализ многих фактов и условий неизбежно требует и вторичного синтеза.
4. Вторичный синтез включает многообразные сопоставления разных данных между собой. Так, чтобы выявить общие особенности представлений детей 4—5 лет о весне или о празднике, исследователь сопоставляет то, что показали дети в разных видах их деятельности: в рисунках, играх, рассказах — при разной их подготовке разными воспитателями. Только те особенности, которые постоянно обнаруживаются при таком большом (или вторичном) синтезе, можно рассматривать как действительно характерные черты представлений детей среднего дошкольного возраста.
5. Обработка экспериментального материала на этом не кончается. Советский ученый стремится не только выявить особенности психической деятельности ребенка, но и понять происхождение, причины каждой из них. Поэтому в большой синтез включаются и различные сопоставления вскрытых особенностей психики (например, представлений) с внешними и внутренними условиями жизни самих детей, с характером, методами и длительностью их обучения, с особенностями высшей нервной деятельности детей данного возраста, с уровнем развития детей и формами их активности и т. д.
Огромную роль на этом этапе обработки материала играет сопоставление результатов, полученных путем специально проведенного исследования, с особенностями и историей жизни ребенка, с системой его воспитания в семье, состоянием его здоровья. Поэтому исследователь снова возвращается к анализу, предметом которого теперь становятся различные внешние условия и проявления детей, которые удалось выявить. Конечные результаты выражаются в цифрах и сводятся в таблицы. Выявленные закономерности представляются в виде графиков, диаграмм и словесных выводов.
Таким образом, весь процесс обработки материала представляет собой многослойный анализ-синтез, позволяющий исследователю проникнуть в глубь изучаемого явления. Раскрытие общих закономерностей явлений и составляет задачу всякого научного исследования.
Вопросы-задачи
1. Чем отличается лабораторный эксперимент от камерного; метод психолого-педагогического исследования от наблюдения?
2. Исследователя интересуют особенности внимания первоклассников и причины частой отвлекаемости детей, особенно на уроках чтения. Каким методом (или методами) ему следует воспользоваться, чтобы выяснить это? С чего начать и как построить исследование? Составьте план исследования.
3. Воспитательница обнаружила, что двое детей из ее группы, Шура и Женя, всегда гуляют и играют вместе. Это ее удивило, так как в характерах обоих мальчиков она не заметила ничего общего. Воспитательница решила выяснить, на чем держится дружба этих детей. Как ей надо решать эту задачу? Каким методом (или методами) воспользоваться?
4. Исследователь хотел изучить возрастные особенности творческой деятельности детей от 3 до 7 лет (в рисовании). Он предложил детям всех групп придумать что-нибудь интересное и нарисовать иллюстрацию к «Сказке о мертвой царевне...». Получит ли он надежный материал для решения поставленного вопроса? Каким методом следует воспользоваться?
5. Для изучения интересов детей к разным учебным предметам исследователи использовали методы наблюдения, анкеты и психолого-педагогический эксперимент. Напишите, какие вопросы этой темы могут быть наиболее успешно решены каждым из указанных трех методов и как надо построить исследование.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.