Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Культурно-просветительные учреждения для взрослых


Е. Н. Медынский. «Просвещение в СССР»
Гос. учебно-педагогическое изд-во, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В общей системе народного просвещения в СССР большое место занимают разнообразные культурно-просветительные учреждения для взрослых. В дореволюционной России эта отрасль просвещения была развита слабо.
Школы и курсы для взрослых возникали только по частной инициативе отдельных лиц и просветительных обществ. Лишь после первой русской революции 1905 г. земства (т. е. органы местного самоуправления) и кооперация стали проводить некоторую культурно-просветительную работу среди взрослого населения.
В 1914 г. в России существовало 222 народных дома, где имелись библиотеки-читальни, ставились концерты, спектакли для рабочих и крестьян, читались лекции, были кружки самообразования и велась другая работа клубного типа.
Несколько шире было поставлено библиотечное дело. Народные библиотеки в сельских местностях организовывались земством и кооперацией; в городах органами городского самоуправления создавались публичные библиотеки.
Всего в 1914 г. числилось 12 600 массовых библиотек. Теми же органами (земством, городским самоуправлением и кооперативными организациями) открывались и содержались школы и курсы для взрослых.
Развитие культурно-просветительной работы для взрослых сильно тормозилось царским правительством, которое часто вообще не разрешало открывать эти учреждения; за уже открытыми устанавливался тягостный полицейский надзор, всячески ограничивалось развитие их деятельности.
Лица, которые вели культурно-просветительную работу среди трудящихся, нередко подвергались репрессиям, хотя содержание этой культурно-просветительной работы (за немногими исключениями, когда в этой работе принимали участие большевики) было буржуазным или мелкобуржуазным.
Широким массам населения, стремившимся к знанию, и демократической интеллигенции, которая отдавала безвозмездно своё время и силы на культурно-просветительную работу, приходилось вести непрерывную борьбу с царским правительством и его местными органами.
История просвещения в дореволюционной России знает много имён самоотверженных деятелей, развивавших при самых неблагоприятных условиях большую просветительную работу.
Так, X. Д. Алчевская, начиная с 60-х годов XIX в., свыше 50 лет руководила открытой ею в Харькове женской воскресной школой, где учились грамоте тысячи женщин. Н. Ф. Бунаков организовал на свои средства в селе Петине Воронежской губернии школу для взрослых, библиотеку-читальню и первый в России крестьянский сельский театр, открытый там же в 1888 г.
Он с увлечением сам руководил этими просветительными учреждениями. Его деятельность показалась подозрительной реакционному министру внутренних дел Плеве, по распоряжению которого все эти учреждения в самом начале XX в. были закрыты, а сам Н. Ф. Бунаков был выслан под надзор полиции, хотя по своим воззрениям он был всего лишь буржуазным демократом.
Десятки прогрессивных деятельниц по школам взрослых, из которых назовём X. Д. Алчевскую, М. Н. Салтыкову, В. С. Костромину, вели большую безвозмездную работу в школах для взрослых. Они создали методику образовательных занятий со взрослыми и способствовали созданию для них сотен школ.
Хотя и с целым рядом ограничений, царское правительство вынуждено было допускать эту просветительную работу. Но оно в корне пресекало малейшую попытку развернуть подобную же культурно-просветительную работу со взрослыми нерусских народов (на Кавказе, в Узбекистане, Казахстане и т. д.).
Лишь немногие деятели использовали эту культурно-просветительную работу со взрослыми для революционного марксистского просвещения. Среди таких деятелей прежде всего надо отметить Н. К. Крупскую, которая в середине 90-х годов XIX в. преподавала в школе для взрослых рабочих в Петербурге, и В. П. Потёмкина, интенсивно работавшего в Комиссии домашнего чтения и в лекционном бюро Общества распространения технических знаний в 1905—1916 гг.
Совершенно иное развитие, совершенно иное принципиальное направление культурно-просветительная работа среди взрослого населения всех национальностей получила после Великой Октябрьской социалистической революции.
Сейчас же после Октябрьской революции широко развернулась самодеятельность трудящихся масс по созданию рабочих клубов, изб-читален, библиотек.
Советское правительство ассигновало на культурно-просветительную работу крупные средства, снабжало просветительные учреждения книгами и разным оборудованием, создало при отделах народного образования организационно-методические центры — подотделы внешкольного образования, руководившие этой работой. Широкую просветительную работу развернули профессиональные союзы, создавшие на предприятиях десятки тысяч рабочих клубов и рабочих библиотек.
Главнейшей задачей культурно-просветительной работы со взрослыми стало политическое просвещение; поэтому, чтобы подчеркнуть этот новый, по сравнению с дореволюционным культурничеством, характер культурно-просветительной работы, её с 1920 г. стали именовать политико-просветительной работой. В 1920 г. был создан при Наркомпросе Главполитпросвет (Главный комитет по политическому просвещению).
Характерными особенностями постановки культурно-просветительной работы со взрослыми (политико-просветительной работы) были широкий её размах и появление ряда новых разнообразных форм этой работы (библиотеки различных видов, клубы, избы-читальни, красные уголки, дворцы культуры, музеи и выставки, агитпоезда, лекции, справочная работа, кружки самообразования, инсценированные суды и т. п.).
Наибольшее количественное распространение получили библиотеки. Задачей библиотек СССР является обслуживание широких масс населения книгами, газетами и журналами с целью коммунистического просвещения и воспитания, помощь трудящимся массам в приобретении знаний по различным отраслям науки, техники и искусства, обслуживание научной литературой специалистов и научных работников.
Пользование книгами из библиотек в СССР бесплатно. Библиотеки в СССР создаются как государственными органами и учреждениями (министерствами, ведомствами, научными учреждениями, высшими учебными заведениями, школами и т. п.), так и общественными организациями (партийными комитетами, комсомольскими организациями, профсоюзами, кооперацией, добровольными обществами).
В соответствии с этим библиотеки делятся: на государственные библиотеки различных типов и масштабов; так, с точки зрения юридической, к государственным библиотекам равно относятся как публичные библиотеки всесоюзного и республиканского значения, так и небольшие библиотеки, районные и сельские; как библиотеки общего пользования, обслуживающие всех граждан по месту их жительства, так и библиотеки, обслуживающие лишь читателей определённых категорий (например, студентов и преподавателей того или иного высшего учебного заведения и т. п.).
Вторую группу составляют библиотеки общественных организаций, предназначенные для обслуживания отдельных групп населения, обычно по месту работы или по принадлежности читателей к организациям, содержащим библиотеку.
При характеристике просветительной работы удобнее пользоваться не только формальным делением библиотек на группы, но делить их по видам, учитывая специфику и размеры книжных фондов, состав читателей, подведомственность библиотек и финансирование их и ряд других черт, характеризующих библиотеки.
При таком учёте библиотеки можно разделить на следующие виды:
1) Государственные публичные библиотеки, куда можно отнести крупные библиотеки всесоюзного и республиканского значения; это библиотеки общего пользования, обслуживающие всех граждан и имеющие несколько миллионов книг и журналов как научной и научно-популярной литературы, так и художественной. Они обычно получают обязательный экземпляр всей издаваемой литературы.
2) Государственные центральные отраслевые библиотеки (например, историческая, политехническая, медицинская, по наррдному образованию и др.). Это крупные библиотеки, сосредоточивающие у себя книги и журналы по отдельным отраслям знания и обслуживающие этой литературой как научных работников, так и других читателей, ведущих глубокую работу по отдельным специальностям.
3) Научные библиотеки академий и других научно-исследовательских учреждений, музеев и пр. Сюда же надо отнести и библиотеки высших учебных заведений.
4) Массовые библиотеки, имеющие литературу по всем отраслям знания и художественную; это библиотеки общего пользования, обслуживающие читателей по месту их жительства (по районному признаку). К ним относятся: областные, городские, районные и сельские библиотеки. При многих из них имеется фонд передвижных библиотек.
5) Ведомственные, при учреждениях и предприятиях, обслуживающие читателей по месту их служебной работы.
6) Детские библиотеки также являются массовыми библиотеками, но со специальным подбором книг только для детей различных возрастов; они обслуживают читателей-детей по месту их жительства.
7) Школьные библиотеки с подбором детской литературы обслуживают учащихся тех школ, при которых они состоят.
Всего библиотек всех типов в начале 1939 г. было 240 765 с количеством книг 442 203 тыс.
В 1951 г., по данным Центрального статистического управления при Совете Министров СССР («Правда» от 29 января 1952 г.), в СССР имелось свыше 350 тыс. библиотек всех видов, с количеством книг более 700 млн.
XIX съезд Коммунистической партий Советского Союза дал директиву расширить к 1955 г. по сравнению с 1950 г. сеть массовых библиотек не менее чем на 30%.
Директива эта успешно выполняется. По данным Центрального статистического управления при Совете Министров СССР, в 1952 г. в СССР имелось уже 368 тыс. массовых библиотек с числом книг более 830 млн., т. е. число библиотек за один только 1952 г. повысилось на 18 000, а количество книг в них выросло на 1300 тыс. томов.
В 1953 г. число библиотек всех видов дошло до 380 тыс., в том числе 285 тыс. в сельских местностях.
Государственные публичные библиотеки существуют во всех союзных республиках. Число их к началу 1939 г. равнялось 13, с количеством книг и журналов 32 325 тыс.
Государственные публичные библиотеки СССР за годы Великой Октябрьской революции превратились в мощные рассадники просвещения. Приведём здесь некоторые данные о трёх крупнейших государственных публичных библиотеках.
Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина в Москве основана в 1862 г. В настоящее время она является крупнейшей библиотекой в мире. Для этой библиотеки построены по последнему слову библиотечной архитектуры грандиозные здания. В основном они были воздвигнуты уже до 1941 г., но внутренняя отделка их задержалась из-за войны.
Так же выросла и Государственная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде: число книг и журналов с 3570 тыс. в 1916 г. повысилось к 1938 г. до 9415 тыс., а число читателей достигло 57 250.
Крупнейшей Государственной публичной библиотекой является Харьковская библиотека имени В. Г. Короленко. Она возникла во второй половине XIX в. по общественной инициативе. Затем была передана в ведение Харьковского городского самоуправления.
В Минске функционирует Республиканская государственная библиотека Белорусской ССР имени В. И. Ленина. Создан ряд государственных центральных отраслевых библиотек, как, например, Государственная историческая библиотека, Государственная библиотека по народному образованию имени К. Д. Ушинского, Центральная медицинская библиотека и др., а также расширены библиотеки, основанные ранее (Государственная политехническая библиотека и др.).
Научные библиотеки существуют как самостоятельно (упомянутые уже историческая, политехническая и другие библиотеки), так и при научно-исследовательских учреждениях и высших учебных заведениях. Таких библиотек к началу 1939 г. было 2220 с книжным фондом в 104 058 тыс. книг и журналов.
Из этих библиотек следует особенно отметить старейшие (около 200 лет) библиотеки Академии наук СССР и Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. По количеству книг библиотека Академии наук СССР является третьей в Советском Союзке (первыми являются библиотека СССР имени В. И. Ленина и Государственная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина).
Массовые библиотеки делятся на: 1) краевые, областные, 2) районные, 3) городские и 4) сельские. Кроме этих библиотек, находящихся на государственном бюджете, имеется густая сеть библиотек, находящихся в ведении профсоюзов и финансируемых ими. Эти библиотеки обычно находятся в рабочих клубах или при предприятиях и обслуживают рабочих и служащих этих предприятий.
Развитие библиотечного дела по сравнению с дореволюционным временем характеризуется не только приведёнными выше статистическими данными, показывающими огромный количественный рост библиотек, но и содержанием работы библиотек.
Государственные публичные, научные и областные библиотеки, кроме выдачи книг по индивидуальному абонементу, имеют межбиблиотечный абонемент, высылают книги в другие города и даже сельские местности. Эти библиотеки ведут большую библиографическую работу, составляют библиографические справки, устраивают тематические выставки книг и т. п.
Массовые библиотеки активно продвигают книгу к читателю путём рекомендательных списков, библиотечных плакатов, книжных выставок, громких чтений и тому подобных методов работы с читателем. Большое распространение получили кружки друзей библиотеки, кружки читателей и т. п.
При массовых библиотеках организуются кружки самообразования, вечера вопросов и ответов. В районных, городских и сельских библиотеках практикуется организация передвижных библиотечек, которые посылаются в пункты, где нет стационарных библиотек.
С 1920 г. декретом Совета Народных Комиссаров для библиотек всей Советской республики установлена обязательная десятичная библиографическая классификация книг. Расстановка книг в книгохранилищах совершается по авторским знакам. Применительно к русской литературе были разработаны таблицы авторских знаков знатоком библиотечного дела Л. Б. Хавкиной. Таблицы эти неоднократно переиздавались.
Большое количество библиотек всех типов, естественно, потребовало многочисленных библиотечных работников. Так, в Румянцев-ской библиотеке (ныне Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина) в 1913 г. было 60 библиотечных работников, а в 1938 г. их стало ИЗО.
Такой сильный рост числа библиотек и библиотечных работников и улучшение качественной стороны библиотечной работы потребовали хорошей теоретической и практической подготовки библиотечных кадров.
До Великой Октябрьской революции подготовка библиотечных работников находилась в зачаточном состоянии. Государство никаких мер в этом отношении не предпринимало. В Москве при Народном университете имени Шанявского в порядке общественной инициативы, при большом участии упомянутой выше известной деятельницы по библиотечному делу Л. Б. Хавкиной, были организованы сначала двухнедельные, затем трёхмесячные и далее шестимесячные библиотечные курсы. Эти курсы, конечно, не могли подготовить весь библиотечный персонал для больших публичных и научных библиотек.
В Советском Союзе были организованы государственные библиотечные институты в Москве, Ленинграде и Харькове. Это высшие учебные заведения с четырёхлетним курсом. Институты подготовляют библиотечных работников и библиографов высшей квалификации для научных библиотек и крупных библиотек массового пользования. Сеть библиотечных техникумов с трёхгодичным курсом готовит библиотекарей массовых библиотек.
Существует аспирантура для подготовки научных работников по библиотековедению и библиографии. Организуются краткосрочные библиотечные курсы, библиотечные съезды и конференции.
Вторым видом культурно-просветительных учреждений, получившим в Советском Союзе очень широкое распространение, являются учреждения клубного типа.
Это комплексные культурно-просветительные учреждения, где осуществляется самая разнообразная просветительная работа. В таком учреждении имеется библиотека-читальня, кружки самообразования, музыкальные, драматические и другие кружки, ставятся доклады и лекции, устраиваются выставки, организуются спектакли, концерты и т. п.
К учреждениям клубного типа относятся дворцы культуры, клубы, районные дома культуры, сельские и колхозные клубы, избы-читальни, красные чайханы, красные чумы и др.
Клубные учреждения в городах и сельских местностях получили очень широкое распространение уже в самом начале Октябрьской революции. Некоторые из них (дворцы культуры, дома культуры, избы-читальни, сельские клубы) являются государственными учреждениями, другие организуются и содержатся профсоюзами (клубы при предприятиях и др.) или колхозами (колхозные клубы).
Некоторые из клубных учреждений являются крупными очагами культуры: таковы, например, Дворец культуры имени С. М. Кирова (в Ленинграде), Дворец культуры при автозаводе имени И. В. Сталина (Москва) и др.
При всех крупных предприятиях, заводах существуют клубы. Многие из них помещаются в огромных, специально построенных зданиях, имеют по нескольку зал, рассчитанных на тысячи людей. О размерах работы дворцов культуры и клубов могут дать представление следующие данные.
Дворец культуры имени С. М. Кирова в Ленинграде имел в 1939 г. 141 платного работника, 150 кружков, в которых занималось 3249 человек; зрительный зал его вмещает около 1200 человек; разнообразная культурно-просветительная работа велась в 175 комнатах.
Такими же большими клубами являются в Москве: Дворец культуры при автозаводе имени И. В. Сталина, клуб имени Кухмистерова, клуб завода «Каучук», в Туле — клуб машиностроительного завода; в Баку — дворец культуры и десятки клубов в других городах.
Формами работы клубных учреждений являются: 1) массовая работа (лекции, спектакли, концерты, экскурсии и пр.), 2) кружки, в которых члены клуба проявляют своё творчество и самодеятельность. Наибольшее распространение в клубах получили драматические кружки, второе место занимают образовательные кружки различных специальностей; далее идут хоровые, физкультурные, литературные и др.
Дворцы культуры и клубы государственного подчинения управляются директором, назначаемым соответствующим ведомством. Профессиональные дворцы и клубы имеют выборное правление.
Работа рабочих клубов построена на принципе самодеятельности его членов. По вечерам клубы живут полной, разносторонней жизнью: в зале ежедневно бывают концерты, спектакли, собрания или лекции; библиотека-читальня полна читателями.
Одновременно идут занятия кружков. Несколько комнат отведены для отдыха; здесь газеты, настольные игры (шашки, шахматы) и т. д. Клуб сияет огнями, полон народа.
При такой разнообразной жизни в хорошем клубе — полная организованность; по крайней мере на месяц вперёд составлен и вывешен (а иногда отпечатан в виде книжечки-памятки) календарный план мероприятий.
При массе ежедневных посетителей — полная чистота, уютное убранство. Такой клуб выносит работу и за свои стены, организуя экскурсии в музеи, на выставки, за город, устраивает зимой лыжные прогулки, физкультурные состязания и т. п.
В сельских местностях (в избах-читальнях, сельских и колхозных клубах, красных чайханах) работа, конечно, скромнее по масштабам, но достаточно разнообразна.
Всего по Советскому Союзу в 1938 г. работало 103 983 учреждения клубного типа. Из этого числа в РСФСР было 70 214 учреждений. Большое число этих учреждений разных наименований организовано во всех остальных союзных республиках. Так, в том же году в Казахской ССР имелось 3964 клубных учреждения, в Узбекской ССР (включая «красные чайханы») — 2557.
XIX съезд КПСС дал директиву: расширить сеть клубных учреждений в течение 1951—1955 гг. по сравнению с предыдущей пятилеткой на 15%, и уже к началу 1953 г. в городах Шахты, Кизел, Кок-Янчак и др. были построены для шахтёров 23 новых клуба и строились 30 клубов и домов культуры для них же в Горловке, Артеме, Кадиеве, Бокове, Антраците.
В том же 1953 г. для железнодорожников строились 18 клубных учреждений, обширные здания для Дворца культуры Сталинградского тракторного завода, клуба нефтяников в Красноводске и др. Для работников хлопковых совхозов в 1953 г. много клубных учреждений строилось в Туркменской, Киргизской, Азербайджанской ССР.
Близкую к клубам разнообразную деятельность развивают парки культуры и отдыха. Это очень интересное и оригинальное учреждение возникло в начале 30-х годов и оказалось очень жизненным. Парки культуры и отдыха создаются в городах, посёлках и колхозах в целях лучшего использования природных условий для культурного отдыха населения и проведения культурно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди взрослых и детей.
Образец широко поставленной работы даёт всему Советскому Союзу Центральный парк культуры и отдыха имени А. М. Горького в Москве (организован в 1929 г.).
Занимая огромную площадь (в 297 га), будучи расположен в красивой местности на берегу Москвы-реки и примыкая к паркам Ленинских гор, покрытый цветниками, куртинами, зелёными лужайками и древесными насаждениями как естественными (лесопарком), так и искусственными, он является любимым местом отдыха и культурного времяпровождения для сотен тысяч москвичей.
На его территории несколько театров и кинопавильонов, библиотеки-читальни, дом техники, спортивные площадки, концертные залы, лектории, тир, водная станция с лодками и купальнями и т. д.
Руководители Центрального парка культуры и отдыха проявляют исключительную изобретательность. Они успешно сочетают разумные развлечения и культурный отдых с разнообразными видами умственного, физического и эстетического воспитания.
В ряде районов Москвы существуют с такой же разнообразной и интересной работой районные парки культуры и отдыха (Сокольнический парк культуры и отдыха, Измайловский парк культуры и отдыха и др.). В других городах существуют подобные же парки культуры и отдыха. Всего парков культуры и отдыха в 1938 г. было 348 с общим бюджетом в 125 млн. рублей.
Большую группу культурно-просветительных учреждений в СССР составляют музеи. В 1954 году в СССР было 966 музеев.
Все музеи СССР являются государственными учреждениями, их музейные фонды — народное достояние. Музеи ставят себе задачей содействие коммунистическому воспитанию трудящихся, повышение их общекультурного уровня, приобретение ими специальных знаний и содействие научно-исследовательской работе.
Исторический музей в Москве, Музей революции и другие исторические музеи представляют собой культурно-просветительные и научно-исследовательские учреждения огромной ценности; их богатейшие экспонаты и документы дают цельное представление об историческом прошлом нашей родины и о развитии революционного движения.
Советские народы бережно хранят память о своих великих деятелях, собирая реликвии — материалы сб их жизни и творчестве. За немногими исключениями все существующие мемориальные музеи организованы при советском строе Среди мемориальных музеев нужно особо отметить Музей В. И. Ленина в Москве и его филиалы во многих городах.
В этих музеях заботливо, любовна собраны экспонаты, характеризующие жизнь и деятельность великого гения социалистической революции — его детство и юность, первые шаги революционной работы, организацию Коммунистической партии, борьбу за подлинно революционное, марксистское мировоззрение, руководство вооружённым восстанием в 1917 г., организацию первого в мире социалистического государства.
Памяти великого писателя земли русской Л. Н. Толстого посвящены три музея, созданные после Великой Октябрьской революции: Музей-усадьба Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, Дом-музей в Москве на улице Льва Толстого и Музей Л. Н. Толстого на улице Кропоткина в Москве.
Фашистские варвары разгромили Музей-усадьбу Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, Музей композитора П. И. Чайковского в Клину, Дом-музей А. П. Чехова в Таганроге и другие, но после изгнания из этих мест фашистов музеи восстановлены.
Научное изучение отдельных областей и районов Советского Союза привело к организации большого количества краеведческих музеев, наиболее распространённого типа музеев; за время Октябрьской революции к 1952 г. открыто около 500 краеведческих музеев. Эти музеи во многом способствовали выяснению местных природных богатств и их использованию, исторического прошлого местного края и т. п.
Среди технических музеев СССР особенно следует отметить Политехнический музей в Москве, на работе которого мы остановимся несколько подробнее.
Музей основан 11 декабря 1872 г. В нём уже в год его основания проводились учительские курсы; в нём вели свои исследования и активно работали многие крупные деятели русской науки и техники: изобретатель электрического освещения П. Н. Яблочков, крупнейший учёный в области авиации проф. Н. Е. Жуковский; читал свои знаменитые лекции о жизни растений проф. К. А. Тимирязев, создавали кабинеты музея знаменитые физики П. Н. Лебедев и А. Г. Столетов.
В здании Политехнического музея дважды в 1918 г. (29 апреля и 23 августа) выступал В. И. Ленин.
В настоящее время в музее имеется 55 демонстрационных и лекционных залов и кабинетов, 15 000 экспонатов, ярко иллюстрирующих огромные достижения Советского Союза в области социалистической промышленности и сельского хозяйства, в том числе модели гидроузла, шагающего экскаватора, ряд экспонатов, наглядно показывающих развитие электрификации в СССР, действующая модель автомеханизированной доменной печи, модель советского блюминга и т. д.
Политехнический музей ведёт огромную работу по пропаганде технических и сельскохозяйственных знаний посредством лекций, киносеансов, консультаций, передвижных выставок и т. п. Устраиваются «Воскресные чтения» и «Дни техники». Всего в 1951 г. музеем обслужено свыше миллиона человек.
Большой интерес к искусству и забота о его развитии вызвали быстрый рост художественных музеев. Среди этих музеев: Третьяковская галерея в Москве и Государственный русский музей в Ленинграде — мирового значения богатейшие собрания картиш лучших русских художников, начиная с XVIII в.; Эрмитаж в Ленинграде — ценнейшее собрание картин великих художников всего мира, в том числе итальянских, испанских и голландских художников эпохи Возрождения; Музей изобразительных искусств в Москве и др.
Картинные галереи и художественные музеи (живописи, скульптуры и прикладного искусства), в фондах которых много картин лучших русских художников (особенно картин передвижников второй половины XIX в. и картин советских художников), имеются в крупных городах Советского Союза — Горьком, Молотове, Киеве и др., а также в городах, где родились или проживали крупнейшие художники (например, в Феодосии, где сосредоточено много картин И. К. Айвазовского).
Никогда во время царизма посещаемость музеев не была так велика, как в советские годы. В 1938 г. общее количество посещений всех музеев СССР равнялось 31 700 тыс.
Кроме постоянной экспозиции, музеи организуют временные выставки тематического характера (юбилейные и приуроченные к определённому событию), а также выставки фондов музея. Наряду с индивидуальным посещением музеев широко практикуется организация экскурсий, чтение лекций с показом экспонатов музеев, создание кружков и т. п.
В нашей стране широко организованы лекции, посредством которых ведётся пропаганда научных знаний среди широких масс населения. Эта культурно-просветительная работа проводится лекционными бюро, состоящими в ведении министерств культуры и министерств просвещения.
Кроме центральных лекционных бюро, существуют краевые, областные и республиканские лекционные бюро и районные лекторские группы (в автономных республиках). Большую лекционную работу проводят также научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения, при которых организованы лектории.
Стремление советских политических деятелей, учёных, писателей и деятелей искусства нести свои знания широким народным массам привело к созданию в 1947 г. мощной общественной организации — Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, в котором в качестве членов-учредителей приняли участие Академия наук СССР, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, а в качестве действительных членов — академики, профессора, писатели, инженеры, агро-ломы, учителя и др. Число членов общества к 1952 г. достигло 300 тысяч.
Лекции читаются в дворцах культуры, клубах, избах-читальнях, парках культуры и отдыха, домах пионеров, на предприятиях, в специально организованных лекториях при высших учебных заведениях, в музеях, в планетарии и т. п. Для учащихся во многих школах организованы школьные лектории.
В ведение Общества переданы Политехнический музей, Политехническая библиотека, Ленинградский дом техники машиностроения (ныне Дом научно-технической пропаганды), лекционные залы во многих городах Советского Союза.
Во всех республиках, краях и областях возникли отделения Общества. Общество имеет 16 000 лекториев, в том числе 3000 на заводах и предприятиях и 5000 в совхозах, МТС и колхозах.
На 1 апреля 1952 г. Общество провело за время своего существования (5 лет) 2614 тыс. лекций, на которых присутствовало 254 млн. слушателей. К 1953 году было издано Обществом 2700 брошюр-стенограмм лекций тиражом 114 млн. экземпляров.
Лекции проводятся как Обществом по распространению политических и научных знаний, так и другими организациями и учреждениями в специально организованных лекториях, во дворцах культуры, клубах, избах-читальнях, парках культуры и отдыха, в аудиториях высших учебных заведений, в музеях, домах пионеров, школах и т. п.
Тематика лекций очень разнообразна — охватывает вопросы политики и экономики, науки, техники, сельского хозяйства, литературы и искусства. Организуются как эпизодические лекции, так и циклы лекций. Многие лекции сопровождаются демонстрацией таблиц и картин, диапозитивов, коллекций, опытов и кинофильмов.
Лекционные бюро ведут изучение методики лекций, изучают особенности аудитории (слушателей), устраивают семинары для своих лекторов. В лекционных бюро имеются штатные лекторы по различным отраслям знания; кроме того, эти бюро привлекают к работе многочисленных внештатных лекторов. В качестве лекторов выступают также передовики социалистической промышленности, сельского хозяйства и транспорта.
Какая огромная разница между этой широкой постановкой лекционного дела в СССР и убогими попытками «народных чтений» по небольшому числу брошюр или лекциями в присутствии представителя полиции в дореволюционной России, где учащимся средних школ даже запрещалось посещение публичных лекций.
Культурно-просветительная работа со взрослыми раньше находилась в ведении народных комиссариатов просвещения. Однако широкий её размах вызвал необходимость создания особых государственных органов для организации (в основном) этой работы и руководства ею: в союзных республиках были созданы комитеты по делам культурно-просветительных учреждений на правах республиканских министерств.
В 1953 г. созданы Министерство культуры СССР и республиканские (в союзных республиках) министерства культуры, к которым и перешли функции бывших комитетов по делам культурно-просветительных учреждений.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +