Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Подготовка учителей старших классов средней школы


Е. Н. Медынский. «Просвещение в СССР»
Гос. учебно-педагогическое изд-во, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

До Великой Октябрьской социалистической революции основную массу учителей средней школы готовили университеты и два историко-филологических института (Петербургский и Нежинский).
Университет давал хорошую подготовку по специальности (математике, физике, естествознанию, истории, языку и литературе), но совершенно не давал педагогической подготовки — ни теоретической, ни практической. Этот пробел остро ощущали молодые учителя средней школы.
Только в 1911 г. при некоторых учебных округах были открыты одногодичные педагогические курсы для окончивших высшие учебные заведения и желающих сделаться учителями средней школы. Но краткосрочность подготовки на этих курсах и, главное, небольшое число этих курсов не разрешили задачи.
Высших педагогических учебных заведений было на всю Россию только 8 (они перечислены поимённо в главе «Высшее образование»).
Учителей новых языков готовили частные курсы иностранных языков с 3-летним обучением (таких курсов было пять).
После Великой Октябрьской революции на высшее педагогическое образование было обращено большое внимание: в 1921 г. существовало 49 институтов народного образования; с 1922 до 1930 г. большую роль в подготовке учителей старших классов советской школы играли педагогические факультеты университетов, преобразованные в 1930 г. в педагогические институты. Многие педагогические институты стали возникать уже с 1922 г.
В 1936 г. в СССР было 99 педагогических институтов, в них обучалось 73 817 студентов. Многие из этих педагогических институтов готовят учителей нерусских средних школ. Каждая (не только союзная, но и автономная) республика имеет один или несколько педагогических институтов, где обучение ведётся на родном языке студентов и на русском языке.
В небольших автономных республиках (Марийской, Чувашской, Коми и др.) имеется по крайней мере походному педагогическому институту.
Общее количество высших педагогических учебных заведений (педагогических и учительских институтов), по данным Всесоюзного комитета по делам высшей школы, в 1941 г. превысило 300, в том числе 112 педагогических институтов и свыше 200 учительских.
На 1 сентября 1946 г. общее количество педагогических институтов и учительских институтов равнялось 316, причём число педагогических институтов повысилось со 112 в 1941 г. до 120 (а с заочными — до 122) в 1946 г.
Открыты новые педагогические институты: в Литовской ССР (г. Вильнюс) и Латвийской ССР (г. Рига), а также учительский институт в Литовской ССР (в г. Вильнюсе) и 3 учительских института в Латвийской ССР. Открылось 3 педагогических института и один учительский институт в Армянской ССР.
За время Великой Отечественной войны фашисты разрушили и сожгли 137 педагогических и учительских институтов, разграбили их оборудование. Некоторые педагогические институты должны были свернуть свою работу в связи с эвакуацией. Число педагогических и учительских институтов в первые годы войны временно понизилось, но уже в 1943 и 1944 гг. началось быстрое восстановление сети и нормальной учебной жизни высших педагогических учебных заведений.
За короткий послевоенный период, когда усиленным темпом стало развиваться наше хозяйство и культура, сеть педагогических институтов не только достигла довоенного уровня, но и превзошла его. В педагогических институтах в 1946 г. обучалось 79 000 студентов, а в учительских институтах — 43 000.
Таким образом, с 1946 г. уже все союзные республики имели высшие педагогические учебные заведения, за исключением Эстонской республики, где подготовка учителей средней школы велась в университете.
На 15 сентября 1949 г. педагогических и учительских институтов в СССР было уже 379.
Педагогический институт имеет факультеты: языка и литературы, исторический, географический, естествознания, физико-математический. В некоторых педагогических институтах имеются факультеты иностранных языков, педагогический (готовящий преподавателей педагогических дисциплин в педагогических училищах и дошкольных работников), художественно-графический (в Московском городском педагогическом институте; готовит преподавателей рисования и черчения для средней школы) и др.
В некоторых пединститутах существуют факультеты физического воспитания и спорта. Кроме того, существует ряд педагогических институтов иностранных языков с факультетами: английским, французским, немецким.
К педагогическим институтам, в известной мере, надо отнести также институты физкультуры, поскольку они подготовляют преподавателей физкультуры для средней школы. Московский институт физкультуры имени И. В. Сталина и Ленинградский имени П. Ф. Лесгафта представляют собой крупные, отлично поставленные учебные заведения.
Некоторые педагогические институты являются образцовыми, прекрасно организованными высшими учебными заведениями. Они имеют 200—250 профессоров и доцентов, 3—5 тыс. студентов, прекрасное оборудование кабинетов, лабораторий и пр.
Таковы: Государственный педагогический институт имени В. И. Ленина в Москве, Государственный педагогический институт имени А. И. Герцена в Ленинграде, Московский городской педагогический институт имени В. П. Потёмкина. Крупные педагогические институты имеются также в Горьком, Харькове, Киеве и некоторых других крупных городах.
Кроме научных дисциплин по специальности факультета, все студенты педагогического института, независимо от факультета, изучают курс основ марксизма-ленинизма, иностранный язык и педагогические науки: психологию, педагогику, историю педагогики, школьную гигиену и методику преподавания предметов своей специальности в средней школе.
Учебные планы педагогических институтов подверглись пересмотру в 1943 г. При этом пересмотре уделено внимание самостоятельной работе студентов, переработаны программы.
В 1954 г. в связи с большими изменениями в жизни школ (политехническое обучение, введение новых учебных планов и программ) учебные планы и программы педагогических институтов снова подверглись переработке. Для педагогической практики студенты распределяются по средним школам.
Здесь они знакомятся с организацией школ, дают пробные уроки, ведут воспитательную работу (например, организуют вечер или школьный праздник, проводят экскурсии, занятия ученического кружка и т. д.), подробно изучают учащихся и т. д.
На 3 и 4-м курсах ведётся в течение нескольких недель непрерывная педагогическая практика в школах с прекращением на этот срок других учебных занятий. Во время этой практики студенты дают в старших классах средней школы по нескольку уроков в присутствии учителя данного предмета, руководителя практики и студентов-практикантов. По окончании практики организуется конференция, где каждый данный практикантом урок подвергается подробному анализу.
Интерес и любовь к педагогической деятельности педагогические институты развивают не только постановкой теоретических занятий по педагогическим дисциплинам и педагогической практики, но и другими мероприятиями: педагогическими студенческими кружками, вечерами, посвященными памяти замечательных русских педагогов, встречами с наиболее известными педагогами Советского Союза, выставками педагогической литературы и т. п.
Большое внимание Коммунистической партии и Советского правительства к педагогическому образованию выразилось в ряде важных постановлений, направленных на улучшение деятельности высших педагогических учебных заведений.
В течение 1944—1945 гг. были изданы постановления об укреплении педагогических институтов имени Герцена (Ленинград), имени Ленина (Москва) и Ульяновского; отпущены большие средства на ремонт зданий, на дополнительное оборудование, на премирование лучших научно-исследовательских работ и т. д.
20 августа 1945 г. было принято постановление Совнаркома СССР «Об улучшении дела подготовки учителей», повысившее работу педагогических учебных заведений.
Совет Народных Комиссаров Союза ССР установил четыре группы педагогических институтов по их мощности и пропускной способности с ежегодным приёмом на 1-й курс по 600, 400, 200 и 150 человек и две группы учительских институтов с ежегодным приёмом по 200 и 125 студентов. По каждой группе установлен состав факультетов, кафедр, кабинетов и лабораторий и твёрдые штаты профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного аппарата.
Всего по всем четырём группам в 67 педагогических институтах РСФСР предусмотрен контингент студентов в 78 600 человек, 315 факультетов, 1441 кафедра, 1488 профессоров и 4199 доцентов.
Этим же постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР предписано создать высококачественные учебники и обеспечить ими педагогические институты, укрепить материально-хозяйственное положение институтов, улучшить бытовое и культурное обслуживание профессорско-преподавательского персонала и студентов.
Предложено пересмотреть учебные планы с целью уменьшить многопредметность, усилить самостоятельную работу студентов, ввести на старших курсах ряд факультативных предметов, ввести дипломные работы на научно-методические темы, усилить идейно-политическое воспитание студентов и развитие у них любви и интереса к педагогической работе.
По решению XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза в течение пятой пятилетки увеличен приём в педагогические институты на 45% по сравнению с приёмом за 1946—1950 годы; увеличивается приём студентов в педагогические институты Литовской ССР в 2,3 раза, Латвийской ССР на 90% и Эстонской ССР на 60%.
В связи с введением всеобщего среднего образования и осуществлением в средней школе политехнического обучения не только растёт количественно сеть педагогических Институтов, но и перестраивается их работа: разрабатываются и вводятся новые учебные планы и программы, преподавание ряда наук (математики, физики, химии, биологических наук и др.) больше связывается с практикой социалистического строительства, с техникой и сельским хозяйством, улучшается постановка педагогической практики и т. п.
Часть учителей старших классов средней школы готовят университеты, где на некоторых факультетах преподаются, кроме дисциплин по специальности факультета, также психология, педагогика и методика.
В заключение надо отметить, что в Советском Союзе существуют специальные педагогические высшие учебные заведения — библиотечные институты (в Москве, Ленинграде, Харькове), музыкально-педагогический институт и др.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +