Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Развитие высшего образования


Е. Н. Медынский. «Просвещение в СССР»
Гос. учебно-педагогическое изд-во, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Высшие учебные заведения в СССР дают возможность осуществить право граждан СССР на образование и имеют целью подготовку кадров, способных овладеть передовой наукой и техникой, вооружённых знанием научного социализма, готовых защитить советскую родину и беззаветно преданных делу построения коммунистического общества.
Так определяется цель высших учебных заведений СССР в типовом уставе высших учебных заведений, утверждённом СНК СССР 5 сентября 1938 г.
Главнейшими задачами наших высших учебных заведений являются:
1. Идейно-политическое воспитание студентов и преподавателей, на основе учения Маркса—Энгельса—Ленина—Сталина.
2. Подготовка культурных специалистов высшей квалификации по всем отраслям народного хозяйства и культуры.
3. Проведение научно-исследовательской работы, способствующей разрешению важнейших задач социалистического строительства.
4. Популяризация научных и технических знаний и новейших достижений науки и техники среди широких масс населения.
Мощное развитие промышленности, сельского хозяйства и культуры в СССР, особенно с 1930 г., обусловило громадный рост сети высших учебных заведений и числа студентов.
Данные за 1914 г. приводятся по статистическому сборнику «Культурное строительство СССР», 1940, с прибавлением четырёх высших учебных заведений, находившихся на территории Латвийской, Литовской и Эстонской ССР. В статистический сборник «Культурное строительство СССР» эти четыре учебные заведения не вошли, так как ко времени его составления (1938 г.) эти территории не входили ещё в состав СССР.
К данным 1914 г., имеющимся в этом сборнике о числе высших учебных заведений (91), надо прибавить: университет в Юрьеве (ныне г. Тарту), ветеринарный институт и Высшие женские курсы там же и Политехнический институт в Риге с общим числом студентов около 5000; в сборнике «Культурное строительство СССР» значится, что в России в 1914 г. без Латвии, Литвы и Эстонии (и, понятно, без Польши и Финляндии) общее число студентов было 112 000.
Данные 1939 г. взяты по статистическому сборнику «Культурное строительство СССР» 1940 г.
В 1952 г. в высших учебных заведениях СССР было (включая заочников) 1442 тыс. студентов, или на 85 000 больше, чем в 1951 г.
В 1953 г. студентов высших учебных заведений (включая заочников) было 1562 тыс. или на 120 000 больше, чем в 1952 г. В 1954 г. — 1732 тыс. студентов, т. е. на 170 тыс. больше, чем в 1953 г.
Таким образом, за один только год прирост числа студентов в СССР был больше, чем было всего студентов в дореволюционной России!
На 10 000 жителей приходилось студентов:
в Таджикской ССР ... 58
„ Туркменской ССР ... 60
„ Киргизской ССР ... 64
„ Узбекской ССР ... 71
во Франции .... 36
в Дании ..... 34
„ Италии .... 32
„ Швеции .... 21
В 1954 г. в высшие учебные заведения принято 450 тысяч студентов.
Число студентов с 1940 по 1951 г. увеличилось на 67%.
В дореволюционной России только очень немногие женщины получали высшее образование на Высших женских курсах и в нескольких общественных высших учебных заведениях. В университеты и казённые высшие технические учебные заведения женщины не допускались.
В Советском Союзе все высшие учебные заведения одинаково открыты как для мужчин, так и для женщин. Во время войны женщины составляли среди студентов подавляющее большинство, но даже до войны процент женщин среди студентов был очень высок.
Женщины составляли следующий процент среди студентов высших учебных заведений по специальностям (данные 1938 г.):
Промышленности, транспорта и строительства .... 28,0
Сельского хозяйства.............. 30,2
Социально-экономических............ 41,3
Просвещения (университеты, педагогические институты) ... 48,2
Искусства.............. 40,7
Здравоохранения................ 67,5
В постановлении ЦК КПСС 1954 г. о проведении «Международного женского дня 8 марта» указывается:
«Советские женщины активно участвуют в управлении государством, сотни тысяч из них показали себя способными государственными деятелями. В числе депутатов Верховного Совета СССР 280 женщин, депутатами Верховных Советов союзных и автономных республик являются 2209 женщин, свыше полумиллиона женщин — депутаты местных Советов ...
Во всех отраслях социалистического народного хозяйства, науки и культуры, в государственном аппарате наравне с мужчинами плодотворно трудится многочисленная армия женщин-специалистов.
Советские женщины занимают видное место в науке и искусстве. В научных, учебных и культурно-просветительных учреждениях нашей страны работают свыше двух миллионов семисот тысяч женщин.
Женщины — научные работники, инженеры и техники, агрономы и зоотехники — своими исследованиями, изобретениями и открытиями обогащают советскую науку.
Женщины — писатели, художники, деятели театра и кинематографии — вносят серьёзный вклад в развитие советского искусства.
Свыше миллиона женщин-учителей отдают свои силы воспитанию и обучению молодого поколения в духе пламенного советского патриотизма и дружбы между народами, в духе преданности делу строительства коммунизма.
Более двух миллионов женщин работают в учреждениях здравоохранения и физкультуры, выполняя благородную роль охраны здоровья трудящихся. Советским женщинам предоставлены все возможности для овладения наукой и культурой.
Более одного миллиона трёхсот тысяч женщин учатся в высших и специальных средних учебных заведениях».
Дореволюционные высшие учебные заведения были мало дифференцированы по специальностям, давали слишком общую и потому недостаточно углублённую подготовку.
Так, историко-филологический факультет университета давал для средней школы преподавателей древних языков, русского языка и литературы и истории, причём более углублённую специализацию приходилось получать уже на практической работе.
Технологические и политехнические институты выпускали инженеров-механиков и инженеров-химиков без дальнейшей специализации и т. п.
Советские высшие учебные заведения дают более глубокую специализацию по основным отраслям промышленности, сельского хозяйства и культуры. В университетах имеются факультеты: языка и литературы, исторический, географический, физико-математический, биологический, химический и др.
В некоторых университетах, как об этом сказано дальше, имеется по 10—12 факультетов. До Великой Октябрьской революции университеты имели 4 факультета (историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский).
Индустриальные институты готовят не вообще инженера-механика или инженера-химика, но специализируют инженеров по основным отраслям. Имеются институты: нефтяной, текстильный, химического машиностроения, — которые в свою очередь делятся на ряд факультетов.
Созданы высшие учебные заведения таких специальностей, о которых в дореволюционное время и не мечтали: авиационные, нефтяной, цветных металлов, пищевой промышленности, кинематографический, библиотечный и другие институты; факультеты: педиатрический (в медицинских институтах), электрификации железных дорог (в Институте железнодорожного транспорта) и т. п.
Однако при специализации высших учебных заведений, предпринятой в 1930—1931 годах (и ещё больше в последующие годы), была допущена чрезмерная дробность специальностей и специализаций в высших учебных заведениях. Отметив этот недостаток, Совет Министров СССР и Центральный Комитет КПСС в своём постановлении (1954 г.) об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним образованием, указали ряд конкретных мер для устранения этого недостатка и подготовки специалистов более широкого профиля, а именно: необходимо укрупнить кафедры и факультеты, переработать учебные планы и программы, устранить многопредметность и дублирование в различных курсах, перенести некоторые дисциплины'из числа обязательных в факультативные, уменьшить количество экзаменов.
С проведением всех этих мероприятий советские высшие учебные заведения будут свободны от двух крупных недостатков, двух крайностей, которые нередко наблюдаются в постановке высшего образования в разных странах: от чрезмерно широкой и потому неизбежно поверхностной, недостаточно углублённой подготовки, от универсализма, с одной стороны, и от крайней дробности, узости специализации оканчивающих — с другой.
Высшие учебные заведения СССР делятся на два основных типа: университеты и специальные высшие учебные заведения (институты, академии, высшие училища, консерватории).
Университеты СССР ставят своей задачей подготовку научных работников по основным научным дисциплинам для исследовательских учреждений, а также подготовку преподавателей для средней школы. Срок обучения в университетах 5 лет.
В 1953 г. в СССР было 33 университета:
1) Азербайджанский, в г. Баку, основан в 1920 г.
2) Белорусский, в г. Минске, осн. в 1921 г.
3) Вильнюсский, осн. в 1579 г., советский — в 1940 г.
4) Воронежский, осн. в 1918 г.
5) Горьковский, осн. в 1918 г.
6) Днепропетровский, осн. в 1918 г.
7) Ереванский, осн. в 1921 г.
8) Иркутский, осн. в 1918 г.
9) Казанский, осн. в 1804 г.
10) Казахский, в г. Алма-Ате, осн. в 1934 г.
11) Карело-финский, в г. Петрозаводске, осн. в 1940 г.
12) Киевский, осн. в 1834 г.
13) Киргизский, в г. Фрунзе, осн. в 1951 г.
14) Кишинёвский, осн. в 1946 г.
15) Латвийский, в г. Риге, осн. в 1919 г., советский — в 1940 г.
16) Ленинградский, осн. в 1819 г.
17) Львовский, осн. в 1758 г.
18) Молотовский, осн. в 1916 г., как филиал Петроградского ун-та.
19) Московский, осн. в 1755 г.
20) Одесский, осн. в 1865 г.
21) Ростовский-на-Дону, осн. в 1917 г.
22) Саратовский, осн. в 1909 г.
23) Среднеазиатский, в г. Ташкенте, осн. в 1920 г.
24) Тартуский, осн. в 1802 г.
25) Тбилисский, осн. в 1918 г.
26) Томский, осн. в 1888 г.
27) Таджикский, в г. Сталинабаде, осн. в 1948 г.
28) Туркменский, в г. Ашхабаде, осн. в 1950 г.
29) Ужгородский, осн. в 1945 г.
30) Узбекский, в г. Самарканде, осн. в 1933 г.
31) Уральский, в г. Свердловске, осн. в 1920 г.
32) Харьковский, осн. в 1805 г.
33) Черновицкий, осн. в 1875 г., советский — в 1940 г.
Каждая союзная республика имеет свои университеты. В РСФСР — 11 университетов, в Украинской ССР — 7, в Узбекской ССР — 2 и в остальных союзных республиках — по одному.
Как видно из приведённого выше перечня университетов СССР, более 2/3 их было открыто уже при советской власти, многие — в начале, в первые же 2—3 года Великой Октябрьской социалистической революции. Ряд университетов открыт по окончании Великой Отечественной войны (Кишинёвский, Таджикский, Туркменский, Ужгородский, Киргизский).
Старейшими университетами являются: Московский, Львовский, Тартуский, Харьковский, Казанский.
Особое место среди университетов СССР по своему историческому прошлому, по той роли, какую он сыграл и играет в культурном развитии нашей родины, по обилию высококвалифицированных профессоров и числу студентов занимает Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
По постановлению Совета Министров СССР от 15 марта 1948 г. на Ленинских горах построены обширные высотные здания университета.
Центральное здание имеет 32 этажа; в нём 162 аудитории, более 1000 научно-учебных лабораторий, помещение библиотеки на 1 900 000 томов.
Лаборатории и кабинеты университета оснащены новейшим учебно-научным оборудованием по механике, физике, химии, биологии, геологии, астрономии и т. п.
Университет своими зданиями, спортивным стадионом, ботаническим садом и пр. занимает площадь в 320 гектаров (в том числе под ботаническим садом — 42 гектара). Имеются жилые помещения для студентов (5754 комнаты), квартиры для профессоров, клуб, спортивные залы и пр.
В 1953 г. строительство этих зданий было закончено и в них размещены факультеты: механико-математический, физический, биолого-почвенный, химический, геологический и географический.
Гуманитарные факультеты остались в старых зданиях унивеоситета, причём им предоставлены все помещения, которыми до 1953 г. пользовались переведённые в новые здания факультеты.
Университеты делятся на факультеты. Обычно университет имеет 5—6 факультетов: физико-математический, языка и литературы (или филологический), исторический, географический, биологический, химический. В ряде университетов имеются: философский, восточный, юридический и другие факультеты.
В Карело-финском университете (в отличие от других университетов) имеются факультеты, готовящие инженеров и агрономов: геоло-горазведочный, лесоинженерный, сельскохозяйственный.
В некоторых университетах имеется по 10—12 факультетов. Так, в наиболее крупном университете СССР — Московском 12 факультетов: механико-математический, физический, биолого-почвенный, химический, геологический, географический, исторический, филологический, философский, журналистики, экономический, юридический.
В Киевском университете 11 факультетов (те же, что и в Московском, за исключением факультета журналистики), в Тбилисском университете — 12 факультетов, в Казахском — 8.
Общее число студентов в 31 университете, существовавшем к концу 1945/46 г., когда только что была победоносно окончена Великая Отечественная война, равнялось 52 252.
К 1949/50 г. оно достигло уже 87 836, а в 1953 г. превысило 100 000.
В Московском университете в 1945/46 г. было 8 441 студент, а в 1953 г. (считая и заочников) свыше 17 000, а в 1954/55 учебном году около 22 000; в Тбилисском университете в 1945/46 г. — 3790 студентов, а в 1951/52 г. — 5200 и т. д.
Специальные высшие учебные заведения именуются большей частью институтами и готовят высококвалифицированных работников для различных отраслей хозяйства и культуры (инженеров, агрономов, преподавателей средней школы, врачей и т. п.).
Некоторые специальные высшие учебные заведения именуются академиями, например Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева в Москве, Литовская сельскохозяйственная академия, Латвийская сельскохозяйственная академия, Ленинградская лесотехническая академия.
Некоторые именуются высшими училищами, например издавна существующее Московское высшее техническое училище, Ленинградское высшее морское училище, Одесское высшее мореходное училище и др. Высшие музыкальные учебные заведения именуются консерваториями.
Институты и другие специальные высшие учебные заведения имеют 4—6-летний курс обучения. Они так же, как и университеты, делятся на ряд факультетов, количество которых в некоторых, наиболее крупных учебных заведениях достигает 8—10 (например, в Киевском политехническом институте: горный, металлургический, механический, электротехнический, теплотехнический, химико-технологический, радиотехнический, сварочный). Чаще встречаются институты с 4—5 факультетами.
В медицинских институтах обычно 3 факультета: лечебный, санитарии и гигиены, педиатрический; в педагогических институтах 4—5 факультетов: языка и литературы, исторический, географический, физико-математический, биологический, химический и др.
По числу студентов некоторые институты являются очень многолюдными (6—10 тыс. студентов). Таковы, например, Ленинградский и Киевский политехнические институты, Уральский индустриальный, Тбилисский политехнический, Харьковский медицинский, Ленинградский педагогический имени Герцена и др.
Из 836 высших учебных заведений 91 имело вечерние отделения. Всего студентов в СССР, включая и заочников, по данным Центрального статистического управления, в I квартале 1950 г. было 1 132 тыс.
Таким образом, сеть высших учебных заведений уже в 1946 г. значительно превзошла довоенную (в 1939 г. было 750 высших учебных заведений) и особенно расширилась к 1951 г. (887).
Высших учебных заведений многих специальностей: авиационных, энергетических, нефтяных, пищевой промышленности, текстильных, физкультурных и др. — не было в дореволюционной России вовсе.
Вторую по количеству группу составляют высшие технические учебные заведения.
В дореволюционной России (1914 г.) высшие технические учебные заведения были только в семи городах. В СССР они имелись в 1950 г. более чем в 70 городах. Подготовка инженеров-металлургов велась в 1350 г. в 18 институтах и факультетах (в дореволюционной России в 6), причём число студентов увеличилось в 25 раз.
Металлургические институты созданы в Сибири, Донбассе, Средней Азии, на Кавказе и в других металлургических районах СССР. Таким же образом изменилось число высших технических учебных заведений, готовящих горных инженеров: оно поднялось с 4 в дореволюционной России до 32 в СССР.
Подготовка инженеров-механиков по машиностроению велась в 1950 г. в 50 институтах и факультетах. Машиностроительные высшие технические учебные заведения, кроме существовавших до революции, открыты в Сталинграде, Барнауле, Омске, Челябинске, Запорожье, Туле, Бежице, Ростове-на-Дону и во многих других городах, где создана машиностроительная промышленность.
Подготовка инженеров-химиков велась в 1950 г. в 40 институтах и факультетах вместо семи в дореволюционной России.
В своей речи на I Всесоюзном совещании работников высшей школы (в мае 1938 г.) В. М. Молотов говорил:
«Мы уже можем сказать, что реорганизация вузов в основном закончена. Вузы в нашей стране построены. Дело не только в количестве вузов и учащихся в них, дело не только в обновлённых программах, планах и т. п.
Реорганизация вузов в основном завершена в том смысле, что они построены теперь применительно к потребностям государства, строящего социализм».
В своём постановлении (1954 г.) об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним образованием Совет Министров СССР и Центральный Комитет КПСС указали, что бурное развитие народного хозяйства, науки и техники в нашей стране, организация новых отраслей производства, внедрение передовой технологии выдвинули перед высшей школой и средними специальными учебными заведениями новые, более высокие требования.
Указано, что до сих пор (1954 г.) высшая школа выпускала недостаточно инженеров по промышленному и гражданскому строительству, энергетике, механизации сельского хозяйства.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +