В дореволюционной России дефективные дети (слепые, глухонемые, умственно отсталые) не пользовались заботами со стороны государства. Небольшое число школ и приютов для них было открыто и содержалось на средства общественной благотворительности. В этих благотворительных приютах организовалось лишь ремесленное обучение воспитанников; эта «благотворительность» была своего рода средством создания путём ремесленного обучения дешёвой эксплуатируемой рабочей силы. Совершенно иначе поставлено воспитание и обучение слепых, глухонемых и умственно отсталых детей в Советское Союзе. В самом начале Великой Октябрьской социалистической революции, в июне 1918 г., состоялся I Всероссийский съезд медико-санитарных отделов. На этом съезде и на состоявшемся в конце августа 1918 г. I Всероссийском съезде по просвещению были установлены принципы государственного попечения о слепых, глухонемых и умственно отсталых детях, созданы соответствующие подотделы в составе отделов народного образования. Эти дети взяты на учёт. Созданы специальные школы и институты, широко развернулась научно-исследовательская работа по дефектологии.
Крупные советские учёные-дефектологи профессора Ф. А. Pay, Д. И. Азбукин, Б. И. Коваленко и др. разработали особые отрасли педагогических наук: тифлопедагогику (воспитание и обучение слепых), сурдопедагогику (воспитание и обучение глухонемых), олигофренопедагогику (воспитание и обучение умственно отсталых детей), логопедию (исправление физических недостатков речи детей).
Совет Народных Комиссаров Союза ССР в ряде своих постановлений 1926, 1927, 1928 и следующих годов проявил большое внимание и заботу о воспитании и обучении дефективных детей. В дальнейшем состоялся ряд съездов и конференций, посвященных тем же вопросам (II Всероссийский съезд по охране детства в 1924 г., сыгравший большую роль в дефектологическом движении; конференция сурдопедагогов в 1930 г. и др.).
В результате гуманного, чуткого отношения к физически недостаточным и умственно отсталым детям со стороны Советского правительства и советской общественности создался ряд научно-исследовательских учреждений и специальных школ, издаётся много учебников для слепых (по методу Брайля), глухонемых и умственно отсталых детей, учреждены дефектологические факультеты для подготовки воспитателей и учителей этих детей.
Уже в 1926 г. в РСФСР существовало 33 учреждения для слепых детей, охвативших 2000 детей в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Смоленске, Казани и других городах. К тому же времени для глухонемых имелось 70 учреждений, охватывавших около 6000 детей. Учреждениями для умственно отсталых детей тогда же было охвачено около 30 000 детей-олигофренов.
Среди экспериментально-исследовательских учреждений по дефектологии тогда же выделялись разработкой вопросов олигофренопедагогики: Детский обследовательский институт в Ленинграде и Экспериментальный дефектологический институт в Москве.
В дальнейшем создана сеть специальных школ и других учреждений для детей с физическими недостатками и умственно отсталых, где они обучаются грамоте, получают общеобразовательные знания в объёме начальной и семилетней школы и получают трудовую подготовку. Эти школы осуществляют всеобщее обязательное обучение детей с психофизическими недостатками, готовят из них полезных граждан Советского Союза, овладевающих той или другой трудовой специальностью В настоящее время только в РСФСР имеется около 300 специальных школ для слепых и глухонемых детей и вспомогательных школ для умственно отсталых. В каждой союзной республике также имеется достаточная сеть специальных школ. Все эти школы являются школами-интернатами, где дети содержатся и воспитываются на полном иждивении Советского государства, независимо от того, есть у них родители или нет. Специальные школы для слепых имеются — начальные, семилетние (неполные средние) и средние. Продолжительность обучения слепых детей и подростков в каждой из этих школ лишь на один год больше по сравнению с обычными школами (т. е. полный курс средней школы проходится слепыми учащимися в 11 лет, начальной — в течение 5 лет). За этот срок учащиеся школы слепых, кроме образования в объёме соответствующей общеобразовательной школы, получают и профессионально-трудовую подготовку, делающую их способными к самостоятельному труду в какой-либо области.
Значительное число слепых, окончивших специальную среднюю школу, поступают затем в университеты, педагогические институты и некоторые другие высшие учебные заведения и успешно получают высшее образование. Этим (не говоря уже о других особенностях, как-то: идеологической направленности, заботе государства о воспитании и образовании слепых и др.) советские специальные школы для слепых существенно отличаются от дореволюционных благотворительных приютов для слепых, которые давали слепым лишь элементарную грамотность, главное внимание обращая на профессиональную выучку их какому-либо ремеслу.
Специальные школы для тугоухих детей имеют два отделения, в зависимости от степени тугоухости. Школы для глухонемых имеют 9-летний курс обучения, в течение которого дети овладевают понятной и внятной для окружающих устной речью, получают общее образование в объёме начальной школы и профессионально-трудовую подготовку. В 1943 и последующих годах были проведены опыты повышенного образования глухонемых по программе семилетней школы, которые дали положительный результат: глухонемые, окончившие эти школы, сдали успешно приёмные экзамены в индустриальные техникумы.
Для исправления недостатков речи детей имеются при некоторых массовых школах логопедические пункты (в РСФСР — более 150), где работают квалифицированные логопеды.
Вспомогательные школы для умственно отсталых детей имеют семилетний курс обучения, в течение которого они дают своим воспитанникам образование в объёме программы обычной начальной школы и профессиональную подготовку по какой-либо специальности (для мальчиков — по сельскому хозяйству, столярному и слесарному делу, для девочек — по швейному делу и т. п.) с квалификацией це ниже третьего разряда.
Государственным учебно-педагогическим издательством ежегодно издаются для специальных школ учебники. Так, в 1953 г. для глухонемых издано 79 000 экземпляров учебников.
В специальных школах ведётся большая воспитательная работа: проводятся вечера, праздники, лекции и пр., интенсивно работают различные кружки.
В некоторых педагогических институтах (в Москве, Ленинграде и др.) имеются дефектологические факультеты, подготовляющие для специальных школ преподавателей с высшим образованием. В Москве существует Научно-исследовательский институт дефектологии, входящий в систему научных институтов Академии педагогических наук РСФСР и ведущий большую исследовательскую работу. В этом институте имеются лаборатории и клиники для детей с физическими и психическими недостатками. За время своего 12-летнего существования (институт организован в 1943 году) он дал ряд ценных научных работ по дефектологии.
Преподаватели специальных школ получают заработную плату с надбавкой в 25% по сравнению с оплатой учителей обычных школ.
По тому вниманию, какое уделяется у нас воспитанию и обучению дефективных детей, по тому размаху, какой приобрела научно-исследовательская работа по различным отраслям дефектологии, СССР превосходит все другие страны.
Ярким показателем больших достижений советских педагогов-дефектологов является воспитание и образование Ольги Ивановны Скороходовой, слепой и глухонемой девушки.
О. И. Скороходова родилась в крестьянской семье. В возрасте около 5 лет, в результате осложнений тяжёлой болезни, она ослепла и оглохла, а в возрасте около 9 лет потеряла речь. Ей было около 10 лет, когда она попала в Харьков, в воспитательное учреждение для слепоглухонемых.
В своей книге «Как я воспринимаю окружающий мир», вышедшей в 1947 г. в издательстве Академии педагогических наук РСФСР, книге, написанной О. И. Скороходовой самостоятельно и изданной с полным сохранением стиля, она пишет:
«Только в нашей стране, где стираются границы между физическим и умственным трудом человека, где каждый из нас может в любой области с пользой применить свои знания, я, слепоглухонемая, стала человеком, стала политически сознательной дочерью нашей любимой социалистической Матери-родины; невзирая на глухоту и слепоту, я — член ВЛКСМ, а обладание речью даёт мне возможность выступать на комсомольских собраниях. Благодаря нашей, советской социалистической системе воспитания и обучения, благодаря тому, что моим воспитанием и обучением, умственным развитием руководил такой талантливый специалист, каким является И. А. Соколянский, я могла правильно развиваться и полюбить многое хорошее в жизни. Постоянное чтение книг (а я их прочитала немало) развила у меня литературную речь и дало толчок желанию самой писать. Я не приписываю себе никаких заслуг и ничего особенного в себе на нахожу, считаю себя обыкновенной советской девушкой, которая страшно хочет учиться и учиться. Без всякого сомнения и хвастовства скажу о себе, что люблю трудиться: с утра до вечера я чем-нибудь занята и ищу занятий. Труду и скромности я учусь у нашего великого друга и учителя всего человечества И. В. Сталина, а также у моего незабвенного друга, покойного А. М. Горького».
О. И. Скороходова прекрасно знает не только советскую литературу и русских классиков, но и лучшие произведения мировой литературы. У неё тонкое критическое чутьё. Она увлекается произведениями Пушкина и Горького, занимается лепкой и тонко чувствует красоту скульптурных произведений. О. И. Скороходова обладает недюжинным литературным талантом, о котором, например, может дать представление её прекрасное по форме и глубокое по содержанию, эмоциям и идее стихотворение, напечатанное в упомянутой выше её книге.
ДУМАЮТ ИНЫЕ
Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звёзды и луну:
— Как она без зренья красоту опишет,
Как поймёт без слуха звуки и весну!?
Я услышу запах и росы прохладу,
Лёгкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать «люблю» ...
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье —
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет нежная рука.
Я умом увижу, чувствами услышу, А мечтой привольной мир я облечу...
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнётся ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки, —
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.
Своей книгой «Как я воспринимаю окружающий мир», написанной на основании многолетних самонаблюдений и премированной Академией педагогических наук РСФСР, О. И. Скороходова, несомненно, даёт многое психологам и дефектологам для их научной работы. Ещё более ценной является изданная в 1954 г. книга О. И. Скороходовой «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» (368 страниц), куда вошёл текст первой её книги, ряд её статей (об экскурсиях её в музей Революции, в Исторический музей, в зоологический музей и др., о пространственных, эмоциональных и других представлениях, например, о телефоне, автомашине, самолёте и его полёте, о нефтяных вышках, о картинах и пр.; ряд представлений о животных, ряд очерков и т. п.).
Для психологов и дефектологов её анализ своих представлений (часто с пояснением, почему именно тот или другой предмет или явление она представляет себе так, а не иначе) имеет большое научное значение.
В книге помещено 45 стихотворений О. И. Скороходовой, в которых она выражает большое чувство горячей любви к социалистической родине, гордости громадными её достижениями, преданности Коммунистической партии. В стихотворении «К Отчизне» О. И. Скороходова пишет:
Тебе, любимая Отчизна,
Хочу отдать я сил прибой, —
Тебе обязана я жизнью.
Живу тобой, горжусь тобой!
Я мать ребёнком потеряла,
Но ты мне матерью была,
Меня взрастила, воспитала,
Сердечной лаской приласкала,
Светильник знания зажгла.
Кому же больше, чем Отчизне,
Могу всё лучшее отдать —
Любовь и веру, пламя жизни —
Всё, всё тебе, вторая мать.
Результаты воспитания, образования и обучения О. И. Скороходовой — её материалистическое мировоззрение, высокий идейно-политический уровень, богатый интеллект, художественное развитие, литературный язык, её коммунистическая воля и бодрость, стремление к труду, жизнерадостность, её отвращение ко всякой мистике, мещанству и обывательщине — ставят О. И. Скороходову несравненно выше слепоглухонемой Елены Келлер, которая получила всемирную известность.
О. И. Скороходова — яркое доказательство больших достижений советской педагогики, советской системы воспитания. Вполне правильно она пишет: «В нашей стране имеются неограниченные возможности для культурного роста людей. В солнечной стране социализма... каждый может стать образованным и высококультурным, нужно только любить знание, стремиться к нему, упорно работать над собой».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.