На общем фоне громадного культурного развития СССР особенно поразительны темпы роста числа школ и учащихся, высших учебных заведений, библиотек и других просветительных учреждении в союзных республиках Востока СССР, в автономных республиках и национальных округах. Коренное население этих республик и округов — нерусские народы нашего многонационального Союза Советских Социалистических Республик.
За немногими исключениями, народы Востока и Севера СССР были до Великой Октябрьской социалистической революции отсталыми в культурном отношении. Царское правительство сознательно тормозило культурный рост этих народов. До 40 народов не имели до революции даже своей письменности. Против развития школы, против грамотности выступало также духовенство народов Севера (шаманы) и народов Востока (муллы).
Мусульманское духовенство учреждало конфессиональные школы грамоты (мектебе) и некоторое количество повышенных школ для подготовки духовенства (медресе), но эти школы ещё больше отрывали многочисленное мусульманское население от широкого русла подлинной культуры, замыкали учащихся в узкий круг религиозного начётничества. Мальчики в течение многих лет заучивали арабский алфавит, читали (причём больше зазубривали, нежели действительно читали) коран. Этим, да ещё арабской каллиграфией ограничивалось обучение в мектебе.
В конце XIX и в XX вв. делались попытки учреждения так называемых новометодных мектебе, где обучали русскому языку, арифметике, некоторым сведениям по географии и, конечно, арабскому языку и чтению корана. Однако вследствие противодействия реакционного мусульманского духовенства большого распространения они не получили.
По выходе из мектебе бывшие учащиеся этой примитивной школы большей частью забывали арабскую грамотность. Муллы и эксплуатировавшие бедняков баи выступали против общеобразовательной школы, против обучения грамоте девочек.
Процент грамотности у большинства народов Востока и у народов Севера был очень низок. Так, по данным переписи населения 1926 г. он равнялся (хотя уже многое было сделано для повышения процента грамотности этих народов за время Октябрьской революции):
Казахи - 7,1
Якуты - 6,3
Киргизы - 4,6
Узбеки - 3,8
Таджики - 2,3
Туркмены - 2,3
Количество начальных школ на территориях нынешних союзных республик и округов, населённых нерусскими народами, было к концу существования царизма ничтожно. Средние школы существовали в крупных городах, но обслуживали детей русских чиновников, офицеров и духовенства. Лишь в виде редких исключений попадались среди учащихся средних учебных заведений Средней Азии и Азербайджана мальчики, принадлежавшие к коренному населению; это были сыновья знати или богатых купцов. Высших учебных заведений в Закавказье и в Средней Азии (т. е. на территории нынешних Грузинской, Армянской, Азербайджанской, Киргизской, Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР) не было вовсе. Не было их также в Казахской ССР, в Восточной Сибири и на территории нынешних автономных советских социалистических республик Поволжья, кроме Татарской АССР; в Казани имелось несколько высших учебных заведений, но татары и представители других народов Поволжья (мари, коми, мордва) были редким исключением среди студентов даже Казанского университета.
За короткий срок все республики Советского Союза (союзные и автономные) и национальные округа стали территориями сплошной грамотности. У всех народов имеется густая сеть школ начальных, семилетних и средних; все союзные и автономные республики СССР имеют высшие учебные заведения. Начальное и среднее обучение проводится на родном языке учащихся. Уровень образованности женщин (процент грамотности, процент получивших среднее и высшее образование) сравнялся с уровнем образования женщин в РСФСР. Возникла густая сеть учреждений профессионального образования. У всех народов появилась своя, национальная интеллигенция.
Отсталые раньше в культурном отношении народы приложили в исключительно благоприятных условиях, созданных национальной политикой Коммунистической партии и Советского правительства, все усилия, чтобы догнать остальные народы СССР.
Огромным культурным подъёмом отсталые раньше народы СССР преодолели большие препятствия и затруднения, стоявшие на пути к их культурному развитию: недостаток учителей, отсутствие школьных помещений, противодействие враждебных элементов, сугубую отсталость женщин и т. д.
Союзным республикам, особенно среднеазиатским, надо было развить темпы открытия новых школ во много раз больше, чем, например, РСФСР, для того, чтобы сравняться с ней в короткий срок. Особенно бурно сеть школ стала развиваться в этих республиках с 1930 г.
Результаты, достигнутые за последние 25 лет, изумительны. Они стали возможны лишь в стране, уже завершившей строительство социалистического общества, в эпоху перехода от социализма к коммунизму.
В РСФСР число школ в 1938/39 учебном году увеличилось по сравнению с числом их в 1914/15 учебном году в 1 1/2 раза, а в республиках Средней Азии: в Туркменской в 23 раза, Узбекской в 29 раз, в Киргизской в 16 раз, а в Таджикской даже в 462 раза.
Отстававшие в культурном отношении во времена царизма, в результате угнетения коренного населения самодержавием, народы Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и др. за первые 20 лет советской власти сделали, как уже сказано, героические усилия, чтобы догнать РСФСР и другие республики Союза ССР в области просвещения. Рост числа школ в этих республиках шёл особенно усиленными темпами.
В результате этих героических усилий грамотность населения этих союзных республик сильно повысилась уже к 1926 г. по сравнению с дореволюционным временем, а за последующие десятилетия выросла ещё сильнее.
Наибольшие темпы борьбы за грамотность, как видим из этой таблицы, развила Таджикская ССР, повысившая за 13 лет (1926—19,39) процент грамотности своего населения с 3,7 до 71,7%, Узбекская ССР (соответственно 10,6 и 67,8) и Туркменская ССР (12,5 и 67,2%), т. е. союзные республики, наиболее отставшие в культурном отношении до Великой Октябрьской социалистической революции.
В 1939 г. в этих республиках процент грамотности населения всё же, естественно, несколько ещё отставал по сравнению со средним процентом грамотности по СССР (81,2%) и некоторыми другими союзными республиками; он в союзных республиках Средней Азии был равен лишь 62,7—76,3 процентам.
За короткий срок, несмотря на героические усилия, несмотря на то, что сделано было в области народного просвещения очень много, всё же былой отсталости этим республикам полностью к 1940 г. преодолеть не удалось. Но за годы Великой Отечественной войны и особенно в послевоенный период все отмеченные выше пять среднеазиатских республик приложили дальнейшие усилия по ликвидации неграмотности, и в настоящее время по проценту грамотности они не отстают от других союзных республик.
Во всех союзных республиках введено семилетнее всеобщее бесплатное обучение, существует густая сеть средних школ как общеобразовательных, так и профессиональных.
Школы в союзных, автономных республиках и национальных округах повышают социалистическую по содержанию, национальную по форме культуру многочисленных нерусских народов СССР. Преподавание в школах ведётся на родном языке учащихся. Проводится коренизация преподавания: языком преподавания в каждой школе является не язык той или иной союзной республики, но именно родной язык детей.
Для любой нерусской школы обязательным является преподавание русского языка (со второго года обучения, т. е. со II класса) в качестве особого предмета преподавания с тем, чтобы к концу пребывания ученика в начальной школе он уже свободно владел устной и письменной русской речью. О некоторых особенностях учебной работы нерусской школы будет сказано в дальнейших главах (начальная, семилетняя и средняя школа).
Во всех союзных республиках высоко поставлено общественное дошкольное воспитание — детские сады и детские площадки. В каждой республике — густая сеть детских внешкольных учреждений (домов пионеров, детских библиотек и т. д.). В создании некоторых оригинальных новых типов детских внешкольных учреждений инициатива принадлежала отдельным союзным республикам. Так, первая детская железная дорога — Тбилисская — возникла в Грузинской ССР в 1935 г. и отсюда уже получила дальнейшее распространение в других союзных республиках (РСФСР, Украинской ССР и др.).
Бурно росли во всех союзных республиках всевозможные культурно-просветительные учреждения для взрослых: клубные учреждения, библиотеки, музеи, лектории.
В нескольких союзных республиках имеются научно-исследовательские институты педагогических наук (Украинской ССР, Грузинской ССР и др.). В дальнейшем на примере нескольких союзных республик мы покажем состояние народного образования на 1950—1952 гг. Путём сравнения с сетью школ, числом учащихся, количеством высших учебных заведений перед Великой Отечественной войной (1939 г.) и состоянием их па 1950—1952 гг. мы выясним, как развивается просвещение различных народов СССР в послевоенный период, насколько та или иная республика шагнула в области народного образования вперёд по сравнению с довоенным периодом. Надо к тому же заметить, что в некоторых республиках (Белорусской, Украинской и др.) пришлось, прежде чем двигаться дальше, проделать колоссальную работу по восстановлению школ, высших учебных заведений и других просветительных учреждений, варварски разрушенных и разграбленных фашистами.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.