Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют огромную заботу о совершенствовании содержания и всей системы народного образования в стране. За последние годы ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд важнейших постановлений: «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию и дальнейшем развитии общеобразовательной школы», «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования», «О мерах по дальнейшему совершенствованию общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в СССР», «О состоянии народного образования и мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы». VI сессия Верховного Совета СССР утвердила Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании.
Советская школа добилась больших успехов в выполнении задач, поставленных нашей партией и правительством. Укреплена материально-техническая база общеобразовательной городской и сельской школы. Система просвещения достигла значительных результатов во введении всеобщего среднего образования молодежи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса в целом, повысилась требовательность к прочному усвоению основ наук. Завершен переход на новые программы и учебники. Внедрение нового содержания образования, совершенствование трудового воспитания способствуют идейно-политическому и нравственному развитию школьников.
Л. И. Брежнев в Отчетном докладе на XXV съезде КПСС указал на «необходимость дальнейшего серьезного совершенствования всей общеобразовательной системы, и в первую очередь средней школы. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации».
Возрастает значение коммунистического воспитания подрастающего поколения. Важнейшей составной частью общего коммунистического воспитания является эстетическое воспитание.
Программа КПСС подчеркивает общегосударственную значимость эстетического воспитания. «Партия будет неустанно заботиться о расцвете литературы, искусства, культуры, о создании всех условий для наиболее полного проявления личных способностей каждого человека, об эстетическом воспитании всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных вкусов и культурных навыков. Художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека».
Необходимость совершенствования качества учебно-воспитательной работы в целом и, в частности, эстетического воспитания вызвала решение коллегии Министерства просвещения СССР о разработке и экспериментальной проверке к 1980 году единой системы эстетического воспитания учащихся в средней школе. В настоящее время проводится широкая экспериментальная работа в базовых школах, расположенных в разных концах страны, по внедрению всеобщего обязательного обучения искусствам в школе. «Если в первых-третьих классах мы сумеем дать детям основы художественного восприятия, в четвертых-седьмых — художественную грамотность, владение многообразными средствами изображения, то в старших — восьмых-десятых классах мы должны привить молодежи основы художественной культуры».
В настоящее время большое внимание уделяется разработке методологических, психолого-педагогических, методических вопросов эстетического воспитания. Только за последние годы появились такие крупные работы, как «Эстетика: проблемы и споры» А. И. Бурова, «Эстетическое воспитание школьников» под общей редакцией А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева, «Эстетика воспитания» Б. Т. Лихачева, «Основы эстетики и искусствознания» (пособие для учителя под редакцией И. Л. Любинского и В. К. Скатерщикова), «Основы эстетического воспитания» (Москва, «Высшая школа», 1975), «Эстетическое воспитание старшеклассников» (методическое пособие М. А. Верба) и др. Вопросам эстетического воспитания посвящаются многочисленные теоретические и научно-практические конференции в разных городах страны, педагогические чтения. Глубокую и многообразную научно-исследовательскую работу по основным проблемам эстетического воспитания проводит НИИ художественного воспитания АПН СССР; широкую организационную деятельность развернул Институт эстетического воспитания Центрального совета Педагогического общества РСФСР; большой вклад в дело эстетического воспитания вносят творческие союзы страны: Союз композиторов СССР (народный артист СССР композитор Д. Б. Кабалевский); Союз художников СССР (секретарь правления— художник Б. М. Неменский) и т. д. И общеобразовательная школа, и профессионально-технические училища страны добились больших успехов в осуществлении эстетического образования и воспитания. Учебный план включает в качестве обязательных предметов художественную литературу (в течение всех десяти лет обучения), музыку (с I по VII класс) и изобразительное искусство (с I по VI класс). Учителя средних школ стремятся осуществлять эстетическое воспитание на уроках всех предметов и особенно на уроках предметов художественного цикла, а также в системе внеклассных мероприятий (беседы и лекции по искусству, школьные кружки художественного цикла: драматические, изобразительного искусства, литературные, музыкальные, танцевальные и т. д.; организованное посещение учащимися кинотеатров, театров, художественных музеев). Во многих школах ведутся факультативные курсы по искусству, в частности, «Основы эстетики и искусствознания». Мы могли бы назвать много школ ТАССР, городских и сельских, где эстетическое воспитание успешно осуществляется (это школы № 1, 18, 13, ПО, 116, 126, 122, 131 г. Казани; Дубъязская школа Высокогорского района ТАССР, Ципьинская школа Балтасинского района ТАССР, школа села Ленино-Кокушкино Пестречинского района и др.). Достаточное внимание уделяется эстетическому воспитанию школьников средствами национального искусства.
Однако, наряду с успехами, в осуществлении системы эстетического воспитания в школе есть и недостатки, которые отрицательно влияют на уровень эстетического развития школьников. В школах иногда проводятся лишь разрозненные воспитательные мероприятия без ориентации на систему эстетического воспитания. Не во всех школах есть факультативы по эстетическому воспитанию. Не осуществляются полностью учебные программы по ИЗО и по музыке. В отдельных, особенно сельских, школах совсем нет уроков музыки и изобразительного искусства. «Детям часто преподносилась лишь схема искусства без целостного раскрытия его как живого и радостного явления жизни. Многие педагоги были убеждены, что увлечение искусством — сугубо личное дело каждого ученика. Более того, духовно-эстетическая сущность искусства никак не отражалась в школьных программах и тоже оставлялась на усмотрение учителя» (Б. Неменский). Отсюда уровень эстетического развития выпускников средней школы не всегда удовлетворителен, даже в условиях крупного города: школьники довольно часто посещают кино, но недостаточно бывают в филармонии, на концертах серьезной музыки, в театре, в художественных музеях.
Старшеклассники мало читают литературу по искусству, не знакомы с творчеством советских композиторов, художников (знают наиболее популярные имена и произведения), не знают драматургов и режиссеров театра, лучше знают наиболее известных режиссеров кино. Эти недостатки прослеживаются по ответам на вопросы анкеты студентов первого курса Казанского педагогического института. Почти половина бывших школьников выразила неудовлетворенность состоянием эстетического воспитания в школе, сказав, что школа «мало», «недостаточно», «немного» дала в области эстетической воспитанности. Произведения искусства разбирались на уроках иногда «мельком», «поверхностно» или совсем не разбирались.
Единая программа эстетического воспитания в школе, которая в настоящее время проходит экспериментальную проверку, призвана преодолеть эти недостатки. В этой связи встает чрезвычайно важная и актуальная задача современной педагогики — подготовка учителя к осуществлению системы эстетического воспитания в школе. «Прежде, чем воспитывать, воспитатель сам должен быть воспитан». С этими словами К. Маркса перекликается мысль В. И. Ленина, которую он высказал в письме ученикам Каприйской партийной школы: «Во всякой школе самое важное — идейно-политическое направление лекций. Чем определяется это направление? Всецело и исключительно составом лекторов».
Идея решающей роли учителя в учебно-воспитательной работе в целом, в частности, в эстетическом воспитании учащихся,— была в центре внимания передовой дореволюционной и советской педагогики. К. Д. Ушинский говорит о прямом влиянии личности педагога на личность ребенка: «Дитя воспитывается, развертывается умственно и нравственно только под прямым влиянием человеческой личности... Это плодотворный луч солнца для молодой души, который ничем заменить невозможно».
А. В. Луначарский в речи на I Всероссийском съезде по просвещению говорил: «Для нас важно, чтобы педагог был самым универсальным и самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения для маленьких людей, которые живут в процессе постепенного развития своих сил. В этом высокое дело педагога». В важнейшем документе XXV съезда КПСС «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» особо выделены задачи: развивать и совершенствовать всеобщее среднее образование, повысить уровень учебно-воспитательной работы в средней школе, уделить большое внимание профессиональной ориентации молодежи, улучшить качество подготовки и переподготовки учительских кадров.
Требования к подготовке специалистов высокой квалификации, в том числе и учителей, четко сформулировал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев в речи на Всесоюзном слете студентов: «Советский специалист сегодня — это человек, который хорошо овладел основами марксистско-ленинского учения, ясно видит политические цели партии и страны, имеет широкую научную и практическую подготовку, в совершенстве владеет своей специальностью. Советский специалист сегодня — это умелый организатор... И, конечно, современный специалист — это человек высокой культуры, широкой эрудиции, в общем, это настоящий интеллигент нового социалистического общества».
Эти требования Коммунистической партии и Советского правительства к специалистам высокой квалификации нашли конкретное выражение в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» от 20 июня 1972 года, в котором содержится глубокий и всесторонний анализ достижений и состояния развития общеобразовательной школы, намечены пути ее дальнейшего совершенствования. В постановлении особое внимание уделяется задаче дальнейшего улучшения коммунистического воспитания учащейся молодежи.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР предусматривает принятие мер по совершенствованию идейно-политического, нравственного, эстетического, правового, военно-патриотического и атеистического воспитания учащихся. Высоко оценивается труд учителя и подчеркивается, что в условиях всеобщего среднего образования возрастает его ответственность перед обществом за обучение и воспитание подрастающего поколения. Учитель должен быть образцом коммунистической нравственности, культуры, принципиальности, широкой эрудиции, он должен систематически повышать свою квалификацию, пополнять свои знания, активно участвовать в общественной жизни страны. В постановлении предусмотрены меры по улучшению подготовки учителей в педагогических институтах и университетах, повышению их квалификации. Министерству просвещения СССР и Советам Министров союзных республик предложено поднять роль институтов усовершенствования как ведущих учебно-методических центров повышения квалификации педагогических кадров, обобщения и распространения передового педагогического опыта. В постановлении указывается, что Министерство культуры СССР, Комитет по кинематографии при Совете Министров СССР, творческие Союзы писателей, художников и композиторов должны усилить помощь школам в эстетическом воспитании учащихся.
В последние годы сильно возрос интерес к вопросам совершенствования общей и профессиональной подготовки учителя. В монографиях и многих статьях ставится проблема эстетической подготовки учителя и решаются отдельные вопросы в этой области: психологические, педагогические, методические.
Цель нашей работы — показать систему эстетической подготовки учителя в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения. Задачи работы: 1) рассмотреть некоторые вопросы теории эстетической подготовки будущего учителя; 2) показать педагогические принципы, формы и методы осуществления эстетического образования и воспитания в вузе; 3) раскрыть возможности эстетического воспитания в содержании учебно-воспитательного процесса.
Методы научного исследования:
1) анализ методологической, педагогической, методической литературы;
2) методы опроса: интервью с преподавателями вузов и средних школ, с учащимися и студентами;
3) наблюдение — прямое (анкета, непосредственное изучение учебно-воспитательного процесса вуза и школы) и косвенное;
4) обобщение опыта эстетического воспитания педагогических институтов и университетов страны, прежде всего многолетней опытно-экспериментальной работы кафедры педагогики и психологии Казанского государственного университета по эстетическому воспитанию учащихся средних школ, по эстетической подготовке будущего учителя, по переподготовке работающего учителя (факультет искусствоведения общественного университета учителя при городском комитете КПСС).
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.