Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Выводы


Ж. Пиаже. "Речь и мышление ребенка"
Государственное учебно-педагогическое издательство,
Москва - Ленинград, 1932 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Пора сделать несколько заключений из этого слишком длинного анализа. Мы, впрочем, ограничимся тем, что поставим вехи, которые нам помогут отметить этапы нашей IV главы (рассуждения у ребенка). Предположим, что дальнейшие изыскания (например над гораздо более значительным числом детских высказываний, над индивидуальными исследованиями или над коллективными анкетами, более детальными, чем те, которыми нам пришлось ограничиться), передвинули бы границы возрастов, данные нами, и показали бы, что трудности у детей, касающиеся «потому что», в среднем более или менее длительны, чем мы думали, и т. д.
Однако мы полагаем, что, несмотря на эти изменения, наши качественные анализы, в общих чертах останутся верными. Мы полагаем, что трудности для ребенка в употреблении эмпирического или логического «потому что», в употреблении «стала быть» и «тогда» или в пользовании терминами противоречия останутся связанными с логическими трудностями, которые в свою очередь находятся в зависимости от таких социальных факторов, как спор, сотрудничество между детьми и т. д.
Какой же следует сделать вывод из этих анализов для изучения детских рассуждений? Прежде всего следует настаивать на том факте, что предшествующие исследования не имеют своим непосредственным предметом ни самое рассуждение, ни, в особенности, причинность у детей. Они имеют в виду лишь способность выдумывать фразы, т. е. в сущности способность к рассказу и к спору. Таким образом не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать значения этих способностей. Практика рассказа и спора не ведет к открытиям (invention), но приучает мысль к связанности. Детский ум, неспособный к спору и совершающий словесные смешения, может быть умом созидательным, но не логическим. С этой точки зрения, грамматическое исследование, которое мы только что проделали, ведет к нескольким заключениям, в частности к следующим двум: с одной стороны, ребенок, не осознавая своей собственной мысли, доходит лишь до рассуждения об единичных случаях, более или менее специальных; с другой стороны, эти суждения, будучи соположены, лишены логической необходимости.
В самом деле, изучение логического оправдания показало нам, что если ребенок не умеет логически обосновать суждение даже тогда, когда это суждение правильно само по себе и правильно введено в соответствующий контекст, то это потому, что ребенок не осознал мотивов, которые им руководили в его выборе. Дело происходит приблизительно так: очутившись перед некоторым объектом мысли или некоторым утверждением, ребенок, в силу своих предшествующих опытов, прибегает к известной, всегда одной и той же манере реагировать и думать, к определенной, так сказать, схеме рассуждения. Подобные схемы — это функциональный эквивалент общих предложений, но так как ребенок не осознает этих схем, прежде чем споры и потребность в доказательстве не выявят и тем самым не видоизменят их, то нельзя сказать, чтобы они составляли подразумеваемые общие предложения. Они составляют попросту бессознательные тенденции, из которых каждая существует сама по себе, но которые не приведены в систему, а поэтому и не ведут ни к какой строгой логичности. Или если угодно, это логика действия, но это еще не логика мысли.
Это отсутствие основания объясняет, почему ребенок рассуждает только о единичных случаях. Так как только схема является элементом, обобщающим детское суждение, а эта схема остается неосознанной, то ребенок будет осознавать лишь отдельные объекты, на которые направлена его мысль. Таким образом изучение «потому что» логического оправдания показало нам, что даже в тот момент, когда ребенок старается доказывать, он не прибегает ни к законам, ни к общим правилам, но попросту ищет единичные или специальные основания («маленькая кошка съела большую собаку»,— «маленькая есть маленькая, а большая собака-большая», «если итти туда, то дорога поднимается», и т. д.). Во-вторых, изучение дедукций, вводимых словом «тогда», подтвердило этот результат. Дедукция идет от единичного к единичному: «тогда я буду совершенно один», «тогда это навыворот» и т. д. Наконец изучение противоречия служит косвенной проверкой того же самого закона: если дети никогда не пользуются явно выраженным противоречием и понимают подразумеваемое противоречие лишь с 7—8-летнего возраста, то это, конечно, потому, что понятие исключения из правила, предполагаемое понятием противоречия между, причиной и следствием, не принадлежит к числу первичных и им незнакомо. Для того чтобы существовали исключения, нужно ведь, чтобы были правила, и если ребенок не понимает, что существует исключение, так это потому, что он никогда не формулирует правил.
Следствием того факта, что словесно выраженная мысль ребенка оперирует только над единичными или специальными случаями, является то, что нельзя говорить до известного позднего возраста о дедуктивной мысли. Действительно, дедукция предполагает общие предложения, которые или служат для характеристики единичных объектов, на которые направлено рассуждение, или составляют цель, преследуемую самой дедукцией. И вот схемы-двигатели, о которых мы только что говорили, не могут играть роль общих предложений. Для этого им нехватает сопоставления их друг с другом в сознании субъекта и таким образом возможности синтезов или противоположений, что лишь одно допускает появление логического сложения и вычитания.
Итак, мы можем пока рассматривать в качестве полученного результата следующие три пункта: отсутствие осознания, отсутствие общих предложений и отсутствие дедукции; в IV главе мы вернемся к их рассмотрению, причем будем пользоваться иными техническими приемами. А сейчас удовольствуемся анализом явления, которое объясняет указанные пункты,— явления «соположения».
Изучение союзов причинности показало нам, что у ребенка есть тенденция попросту сополагать утверждения вместо того, чтобы выявлять причинные связи. Когда ребенку предлагают дополнить фразу, содержащую такие связи, он обнаруживает колебание и даже смешивает различные возможные связи: причинность, последовательность и т. д. С другой стороны, изучение связи логического подчинения показало нам, что потребность к оправданию и доказательству остается весьма рудиментарной до 7—8 лет и что и с этой точки зрения детям свойственна тенденция сополагать суждения вместо того, чтобы их подчинять одно другому таким образом, чтобы сделать возможной дедукцию. Наконец, изучение союзов противоречия (противительных) показало нам третью разновидность соположения: не умея пользоваться ясно выраженным противоречием, т. е. «хотя» (quoique) и другими союзами подчинения, означающими противоречие, ребенок заменяет эти союзы при помощи «но», которое и служит как раз для соположения (для сочинения) противоречащих предложений вместо означения их точных отношений.
Таким образом стиль ребенка и самая мысль его могут быть сравниваемы с его рисунком. Большое количество деталей указывается правильно. Рисунок велосипеда у ребенка в возрасте около 6 лет представляет, например, кроме рамы и двух колес, педали, цепь, зубчатое колесо, шестерню. Но эти детали находятся рядом одна около другой, вне какого-нибудь порядка; цепь нарисована рядом с зубчатым колесом вместо того, чтобы быть правильно на него надетой, а педали висят в пустоте вместо того, чтобы быть прикрепленными. Все происходит так, как если бы у ребенка имелось чувство связи, как если бы он знал, что цепь, педали и зубчатое колесо необходимы для функционирования машины и что эти части «идут одни с другими». Но сознание связей на этом и кончается. Оно не доходит до более или менее точного знания подробностей сцепления и контакта. Рисунок таким образом похож на мысль или мысль на рисунок: оба сополагают вместо того, чтобы синтезировать.
Теперь мы спросим себя, в каких отношениях находится это явление соположения с явлением синкретизма (см. т. I, гл. IV), его прямой противоположностью. В зрительном восприятии соположение есть отсутствие связей между подробностями: синкретизм есть зрительное восприятие целого, создающее схему неотчетливую, общую и вытесняющую детали. В словесном понимании соположение есть отсутствие связи между различными частями фразы: синкретизм есть понимание совокупности, делающей из фразы одно целое. В логике соположение ведет к отсутствию подчинения или взаимных оправданий между последовательными суждениями; синкретизм ведет к тенденции связывать все со всем, все оправдывать основаниями, самыми хитро придуманнымщили самыми странными.
Короче, во всех областях соположение и синкретизм противостоят друг другу, как прямые противоположности, ибо синкретизм есть преобладание целого над подробностями, а соположение — преобладание подробности над целым. Как объяснить подобный парадокс?
В действительности эти две черты друг друга дополняют. Эти два явления появляются, как только восприятие, даже у, взрослого, плохо анализирует какой-либо предмет, и этот предмет нов или слишком сложен. С одной стороны, не различая достаточно деталей, восприятие создает смутную и неотчетливую схему целого, а это и составляет синкретизм; с другой стороны, как раз в силу неразличения деталей, восприятие неспособно уточнить включения или связи, что и составляет соположение. Преобладание целого над частями или частей над целым является таким образом результатом одного и того же отсутствия синтеза, ибо синтез есть некоторым образом равновесие между тенденцией составлять схемы и тенденцией анализировать или иначе: так как ум не находится в статическом состоянии, но в постоянном движении, то синкретизм и соположение составляют два друг друга сменяющие и повторяющиеся момента детского понимания. Если допустить, как это всеми данными подтверждается, что детское понимание менее синтетично, чем наше, и ребенок строит схему целого, стараясь все связать со всем, стремясь ввести новое и непредвиденное в известную уже ему систему, то открытие новых явлений или вторжение явлений, не поддающихся классификации и непонятных, ломают эту систему и разлагают эти схемы, пока не образуются новые системы, которые разрушаются в свою очередь.
Это особенно ясно в отношении к причинной связи или связи логического оправдания. Мы видели (т. I, гл. V) тенденцию ребенка все объяснять, а следовательно и прибегать к обоснованиям предпричинным, рождающимся некоторым образом из смешения порядка физического или причинного с порядком психическим или рациональным. Представляется вполне естественным, что подобная тенденция сопровождается действительным неумением оперировать причинными связями в собственном смысле этого слова, как это и подтвердило наше изучение союзов причинности: одна и та же неприспособленность к постижению действительной связи между явлениями создает и подобные преждевременные синтезы и такие ошибки в анализе. Также вполне естественно, с другой стороны, что эта самая тенденция непосредственно оправдывать явления и события является в то же время предлогической, как и предпричинной, потому что она рождается из неразличения порядка логического и порядка причинного и, значит, сопровождается также естественной неправильностью в употреблении логических подчинений: неприспособленность к постижению действительных связей между явлениями действительно идет рядом с неприспособленностью к связыванию суждений между собой. Здесь имеются два частных случая того закона, в силу которого каждый недостаток в синтезе влечет за собой одновременно и синкретизм и соположение.
Это родство синкретизма и соположения ясно показывает, какие толкование следует дать этому последнему явлению. Соположение в сущности есть указание на отсутствие в мысли ребенка какого бы то ни было представления необходимости. Ребенок не знает ни необходимости физической (того факта, что природа повинуется законам), ни необходимости логической (того факта, что данное утверждение влечет за собой необходимо другое). Для него все связано со всем, что сводится к утверждению, что ничто не связано ни с чем.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +