Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Союзы противоречия (противительные)


Ж. Пиаже. "Речь и мышление ребенка"
Государственное учебно-педагогическое издательство,
Москва - Ленинград, 1932 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Возможно произвести проверку предшествующих доказательств на этот раз путем изучения не союзов, обозначающих логическую связь, лричинную связь или связь последовательности, но тех союзов, которые эту связь отрицают. Это, как известно, союзы: хотя (quoique), однако (bien que), несмотря на (malgre que), все-таки (quand meme), но (mais) и т. д. Отношение, выражаемое этими союзами, обыкновенно обозначается термином «уступка» или «ограничение». Мы предпочитаем термин «противоречие» (discordance), введенный Балли, ибо этот термин подчеркивает отношение противоположности, которое существует между этими союзами и союзами причинности.
В самом деле, «хотя» (quoique) выражает противоречие, а не положительное отношение между следствием и причиной: такое предложение, как «уровень озера не поднялся, хотя целую неделю шел дождь», означает, что между дождем и поднятием уровня воды в озере имеется отношение причины к следствию, но что как раз дождь на этот раз не заставил подняться уровень, вследствие чего здесь имеется несоответствие между следствием и причиной. Понятие противоречия таким образом представляет усложненное понятие причинности: это понятие исключения, вводимого в причинные или логические связи.
Понятно, что нам очень интересно сопоставить эту связь со связью причинной и логической. Действительно, здесь не только возникает новая задача, разрешение которой очень интересно для психологии детского рассуждения, но имеется еще в некотором роде и другой вопрос, дополняющий те, которые мы разбирали. В самом деле, если предположить, что понятие противоречия у ребенка совершенно рудиментарно, то можно спросить себя, нет ли здесь нового указания в пользу нашей гипотезы, согласно которой сознание связей и потребность проверки очень несовершенны у ребенка?
В самом деле, чувство исключений, обозначаемое употреблением союзов противоречия, вытекает, конечно, из смысла логических и причинных правил, и здесь, как и всюду, отсутствие исключений доказывает попросту отсутствие твердых правил.
Прежде чем перейти к изучению наших материалов, важно обсудить вопрос о методе. Мы увидим, что фактически союзы противоречия (противительные) очень плохо понимаются до 11—12 лет. В какой степени при истолковании этого непонимания причину его можно приписать языку, а в какой — мысли? Решение, которое дают этому вопросу, часто предвосхищается самым методом исследования, а потому нам и нужно столковаться по этому пункту прежде, чем излагать факты.
Прежде всего можно принять по отношению к союзам противоречия ту же линию поведения, которую мы уже себе наметили по поводу «стало быть». Хотя дети не употребляют этих союзов, они, однако, слышат их постоянно в языке окружающих их взрослых. Если предположить, что «хотя» и «однако» употребляются в народном языке сравнительно редко, то очевидно, что «все-таки» и «несмотря на» встречаются постоянно. Следовательно, вопрос может быть поставлен в отрицательной форме: почему дети делают выбор в речи окружающих и исключают из своего языка термины противоречия и в особенности почему они их не понимают? Здесь, очевидно, налицо столько же проблема генетической логики, сколько и проблема языковедения.
Но можно подойти еще ближе к задаче и поискать, нет ли известного постоянства в способе понимания ребенком различных терминов противоречия, и таким образом обнаружить фактор мысли, независимый от слова. Для этого мы поступали так. Сначала мы старались определить, какой из союзов противоречия лучше всего понимается. Мы достигали этого при помощи той же техники, что и раньше: заставляли дополнять фразы, разбирали ответы с участием самих детей (при помощи индивидуального опроса) и провели коллективную анкету над 200 приблизительно детьми от 7 до 9 лет. Наиболее понятным оказался, повидимому, союз «все-таки» (quand meme). Потом мы отыскивали, какие значения приписывались этому слову, когда оно оставалось непонятным, и убедившись, что эти различные значения совершенно также приписывались словам «несмотря на», «хотя» и «однако», которые понимаются ребенком все менее, в той последовательности, в какой они перечислены здесь. Подобное единообразие в понимании безусловно позволяет сделать два вывода. Первый — это то, что в способе, которым ребенок видоизменяет по-своему союзы противоречия, имеется элемент словесного понимания (неважно — с положительными или отрицательными результатами), который переходит границы простого словесного непонимания. Второй вывод состоит в том, что все же следует принимать во внимание слово, ибо некоторые термины лучше понимаются, чем другие. Здесь могут играть роль различные факторы: язык окружающей среды и опять-таки логические основания, каковые способствовали бы объяснению, почему «все-таки», например, легче понимается, чем «хотя», и т. д. Мы постараемся разобраться при нашем анализе в этих различных факторах.

§ 6. Количественные результаты и типы ошибок

Для нашей коллективной анкеты мы пользовались девятью фразами (расположенными в определенном порядке):
1. Эрнест играет на улице, несмотря на то... 2. У меня большие товарищи, но все-таки... 3. Он мне дал пощечину, хотя... 4. Я отдал мой велосипед Жану, однако... 5. Я съел еще один хлебец, хотя... 6. Сегодня жарко, несмотря на то... 7. Вчера он купался, но все-таки... 8. Я не промок, хотя... 9. Этот господин упал с лошади, однако...
Если принять, что тест удается, когда правильно отвечают 75 % детей одного возраста, то мы можем допустить, что в возрасте, в котором мы изучали наших детей, противоречие еще не понимается.
Мы не хотим с уверенностью сказать, в каком возрасте эти союзы бывают понятны. Наша анкета должна была бы быть распространена на возраст между 8 и 9 и 11—12 годами. У нас нет никаких точных данных относительно пользования противоречием во время этой второй стадии, кроме одного: в классе девочек 13 лет наши фразы правильно дополнялись испытуемыми в таких пропорциях: 93% для «однако», 96% для «несмотря на» и «все-таки» и 100% для «хотя». Мы считаем, однако, возможным, утверждать, на основании нескольких индивидуальных исследований, что дети начинают правильно употреблять союзы противоречия к 11—12 годам. С другой стороны, если рассматривать не явно выраженное противоречие, выражаемое союзом «хотя», но противоречие внутреннее, выражаемое «но» (mais) или «все-таки» (quand meme), употребляемое как наречие, а не как союз, то можно отности его появление к 7—8 годам.
В языке детей «Дома малюток», например, только в 3 случаях в наших материалах и в 3 случаях у Льва 6 1/2 лет (ни одного случая в 7 лет) мы нашли «все-таки» (quand meme), употреблямое как наречие в смысле противоречия. Конечно, слово «все-таки» (quand meme) появляется раньше. Декёдр отмечает его у ребенка 2 лет, чей словарь она исследовала, но не констатировала его употребление ни в 5 ни в 7 лет. Но в этом случае это слово употребляется совсем в другом смысле, в смысле отрицания. Вот несколько из этих первоначальных «все-таки» у девочки в 2 года.
Нелль (2 г. 9 м.): «Мне кажется я вижу большой поезд. Все-таки! Какой шум он производит». «Жарко все-таки на этой скамье!» «О, маленький хорошенький цветочек, как он все-таки мил!» «О, маленькие цветочки, они все-таки хорошенькие».
Правда, у Нелль слово «все-таки» принимает иногда вид термина противоречия.
«Эта шкурка кролика, вот эта, что в воде. Он умер все-таки, этот кролик» и «Эти хорошие ягоды (шелковицы), они спелые, все-таки. Я хочу их попробовать, они спелые». (Они действительно были спелые).
Но, как видит читатель, это противоречие очень неопределенно, во втором случае даже непонятно. Что касается первого случая, то мы не решились бы с точностью утверждать, хочет ли ребенок сказать: «Кролик умер, все-таки есть его шкурка». Гораздо более вероятно, что здесь снова идет речь о «все-таки», употребляемом как восклицание. Скажем просто, что противоречие у Нелль или не выражается, или совершенно отсутствует.
Что касается трех примеров Льва (6 1/2 лет), то вот они все:
«Послушай, мне шесть лет — я все-таки сильнее». «Мне тоже от этого больно, но ничего я все-таки кладу». «Все вернулись, но м-ль Л. все-таки выйдет».
Но, как видит читатель, эти три «все-таки» связаны с психологической мотивацией более, чем с умственными поисками. Они гораздо больше свидетельствуют об «уступках», чем о «противоречии», а поэтому и не показывают употребления скрытого противоречия до 7—8 летнего возраста в том, что касается суждений, просто констатирующих. Напротив, мы увидим что наши испытуемые хорошо понимают это употребление, начиная с указанного возраста.
Как теперь сгруппировать генетически типы встреченных нами ошибок, касающихся явно выраженного противоречия. Прежде всего можно различить два типа связей противоречия: эмпирическую (т. е. физическую и психологическую) и логическую. Но в возрасте наших испытуемых, когда логические связи только начинают появляться, противоречия логического типа еще совершенно ускользают от понимания ребенка. Поэтому мы будем заниматься только эмпирическими противоречиями.
Ошибки, которые с этой точки зрения нам удалось установить, могут быть разделены на три группы: злоупотребление соположением, смешение противоречия и причинности и противоречие, сводимое к «но».
Действительно, простейшие ошибки являются результатом того факта, что ребенок, совершенно не знакомый с отношением противоречия, дополняет предлагаемые ему фразы кое-как, а потому выбирает связь, наиболее простую, каковой как раз и является связь соположения. Или так как ребенок ищет предложений, которые лучше всего подходят к дополняемой фразе, то случается, что он заменяет связь противоречия связью причинности. Впрочем, эти два первых типа ошибок встречаются одновременно. Они встречаются у одних и тех же детей и свидетельствуют о непонимании противоречия. Наоборот, в тот момент, когда противоречие начинает, если не пониматься, то по крайней мере чувствоваться, появляется третий тип ошибок, аналогичный тому, который мы описали по поводу причинности. Действительно, в случае причинности ребенок спонтанно заменяет в своем стиле «потому что» простым «и». И наоборот, когда его заставляют дополнить фразы, содержащие «потому что», случается, что он заканчивает их так, как если бы «потому что» было бы «и», как если бы причинность, могла быть заменена неясной связью, обозначающей просто: «это идет вместе с тем». Точно так же в связи противоречия ребенку в его речи неизвестен термин, обозначающий специально эту связь (за исключением «все-таки» (quand meme), употребляемого в смысле наречия, начиная с 6— 8 лет), зато он выражает некоторого рода скрытое и рудиментарное противоречие как раз термином «но». Ясно, как это мы сейчас докажем, что «но» (mais) находится в том же отношении к «хотя» (quoique), как и к «потому что».
Кроме того — и здесь параллелизм становится полным,— когда ребенку дают дополнить фразы, содержащие «хотя», «несмотря на» и т. д., случается, что он нх заканчивает так, как если бы «хотя» значило «но». Перейдем к изучению этих трех типов ответов.

§ 7. Непонятое противоречие

Некоторые дети на все фразы, которые им предлагают дополнить, дают явно фантастические ответы:
Мур (6 лет): «Жан уехал, несмотря на то, что он уехал в горы». «Эмиль играет на улице, несмотря на то, чтобы не быть раздавленным автомобилем». Бер (6 лет): «Я выкупался, несмотря на то, что я себе не причинил вреда». «Этот мальчик дал мне пощечину, несмотря на то, что мне было больно». Последняя фраза, как мы это установили, значит: «И мне от этого было больно».
В этой стадии трудно знать, значит ли «несмотря на то» «и» или «потому что». Фактически дети отвечают совершенно наобум. У других испытуемых, наоборот, можно ясно распознать, что хотел сказать ребенок. Тогда наблюдается, что термин противоречия иногда значит «и», иногда «потому что», а иногда он употребляется правильно. Ввиду этой пестроты ответов в подобных случаях позволительно, очевидно, заключить, что противоречие еще не понято. Вот примеры:
Лев (8 лет): «Эмиль играет на улице, несмотря на то, что холодно» (правильно). «Еще не наступила ночь, несмотря на то, что еще день» (или потому что). «У меня большие товарищи, несмотря они милы» (но), «Он упал с телеги, несмотря на то ему больно» (и). «Он упал с телеги, все-таки он не причинил себе боли» — «но» или «все-таки», взятые в смысле наречия: «Он все-таки не причинил себе боли»; «еще не наступила ночь, все-таки день» (или потому что).
Как видит читатель, слово «все-таки» Лео понимает не единообразно.
Раль (8 лет): «Эмиль играет на улице, все-таки он забавляется» (и). «Сегодня жарко, хотя идет дождь» (правильно). «Рене уедет в горы, все-таки он едет далеко» (и). «Я шел еще три часа, все-таки это много» (правильно или здесь имеется соположение). «Я съел еще хлебец, все-таки это недорого» (или потому что). «Я дал пощечину Полю; все-таки он плачет» (и). Несколько минут спустя мы повторяем те же фразы Ралю, который их дополняет следующим образом: «Эмиль играет на улице, все-таки хорошая погода» (и). «Сегодня жарко, все-таки погода хорошая» (и или потому что). «Я съел еще хлебец, все-таки он хорош» (и или потому что) и т. д. Дон (6 лет): «Я шел еще час, все-таки я люблю ходить» (потому что). «Она меня выдрала за уши, все-таки она была злая» (потому что). «Мне дали трехколесный велосипед, все-таки я их очень люблю» (потому что). Кисе (5 1/2 лет): «Ему дали пирожное, все-таки он вел себя хорошо» (потому что). «Он разорвал свой передник, все-таки он зацепился за крючок» (потому что). Маз (8 лет): «Этот человек упал с телеги, все-таки лошадь поскользнулась» (потому что). «Сегодня жарко, все-таки идет дождь» (правильно). «Этот господин упал со своего велосипеда, все-таки он нажимал педали слишком сильно» (потому что). «Он рассердился на меня, все-таки я не хотел с ним разговаривать» (потому что). Такк (9 лет): «Нужно его лечить, все-таки он себе причинил вред» (потому что). Так употребляет равным образом «несмотря на» в смысле «и», в смысле «но» и в смысле «хотя». Гюг (9 лет): «Я не промок, хотя у меня был зонтик» (потому что).
Можно было бы привести сколько угодно подобных примеров для каждого из четырех союзов противоречия, которые мы изучали. Таким образом не будет слишком, смелым утверждать, что в возрасте изучаемых нами детей ясно выраженное противоречие, т. е. такое, какое обозначено союзом подчинения, не понимается (что не значит еще, что внутреннее противоречие, обозначаемое союзом сочинения таким, как «но», или же наречием в том же смысле, как «все-таки», тоже не понимается). Конечно, можно критиковать нашу технику. Действительно, одно дело — почувствовать различие между причинной связью, связью соположения и связью противоречия в речи другого (например, когда ребенок слышит, как говорит взрослый), а другое дело — самому уметь пользоваться этими самыми связями настолько, чтобы быть способным закончить фразы, содержащие эти связи. Мы против этого не спорим, но можно также вполне законно считать, что настоящее понимание предполагает по крайней мере начало пользования: только тогда, например, арифметические элементарные действия становятся понятными, когда умеешь их применять. Более того, имеется разница лишь в степени, а не по существу между пониманием слова и его употреблением. Фактически между этими двумя моментами имеется лишь запоздалое, в несколько месяцев повторение (decalage).
Итак, сделав необходимые оговорки относительно разницы языка понимаемого и языка, которым пользуются, можно спросить себя, от каких факторов зависит это непонимание противоречия? В данном случае следует снова привести разницу между противоречием подразумеваемым и явным.
Выраженное противоречие, иначе говоря, противоречие, обозначаемое союзами подчинения (хотя, однако, несмотря на, все-таки), понимается, повидимому, лишь к 11—12 годам и во всяком случае не раньше 10 лет! Почему это? Основание этого, как кажется, лежит в логической природе связи противоречия. И действительно, эта связь, в противоположность связи причинности и другим связям, обозначаемым словом «потому что», необходимо предполагает сознание общих предложений. Или по крайней мере она требует осознания предложений более общих, чем в случае причинных связей. И в самом деле, сравним такие предложения: «Этот кусок дерева держится на поверхности воды, потому что он легкий» и «Этот камешек пошел на дно, хотя он легкий». Первое из двух утверждений нисколько не требует от ребенка сознания закона о том, что все легкие тела плавают. Оно ведет к такому обобщению, но последнее не подразумевается. Действительно, из проделанных нами по этому поводу опытов (см. гл. IV) мы убедимся, что: 1) ребенок, который только что утверждал, что данный кусок дерева плавает, потому что он легкий, сейчас же после этого скажет, что другой кусок плавает, потому что он большой, что лодка держится на воде, потому, что гребут, а корабль, потому что он тяжел и что в нем сила и т. д.; 2) с другой стороны, тот же ребенок очень хорошо знает, что небольшой гвоздь или камешек, который немедленно идет ко дну, «легче», чем кусок дерева, о котором он сказал, что тот плавает, потому что он легкий. Короче говоря, в каком бы из этих двух аспектов ни взять предложение: «Этот кусок дерева плавает потому, что он легкий», оно не требует сознания какого-нибудь закона: это частное объяснение, данное ребенком наряду, с другими частными объяснениями. Исследователь не раз впадает в заблуждение, будто дети оперируют идеями и предложениями более общими, чем мы, взрослые. Рибо и другие показали, что на самом деле это совсем не так: ребенок попросту в силу простой экономии мысли применяет при всякой возможности объяснение, которое он нашел в частном случае. Но это не доказывает, что он ищет объяснений или общих законов. Наоборот, опыт нам показал, что значительное число различных и даже противоречивых объяснений могут существовать у одного и того же ребенка (см. гл. IV). Предшествующие соображения по поводу, «потому что» и «тогда» нам уже дали, впрочем, возможность предвидеть, насколько способности к обобщению и дедукции рудиментарны у ребенка.
Возьмем, наоборот, предложение: «Этот камешек потонул, хотя он легкий». Подобное утверждение необходимо предполагает сознание исключения, а так как нет исключения без правил, то и сознание закона, более или менее общего: «все легкие тела держатся на поверхности воды» или «большинство легких тел плавает» и т. д. Разумеется, не следует преувеличивать необходимость для ребенка иметь в сознании такие общие предложения для того, чтобы пользоваться словом «хотя». Например, предложение «я не промок, хотя и шел дождь» не предполагает способности к более сильному обобщению, чем предложения: «я промок, потому что шел дождь». Однако представляется бесспорным, что привычки мысли, предполагаемые вследствие употребления противоречия, требуют значительно больше умения пользоваться общими предложениями необходимой дедукции, чем те, о которых свидетельствует употребление «потому что».
Раз это так, мы можем теперь понять, почему понимание ясно выраженного противоречия появляется приблизительно в возрасте 11—12 лет. Ведь предшествующие исследования нам показали, а следующая глава нам снова покажет, что возраст в 11—12 лет является тем моментом, когда ребенок становится способным к формальному мышлению, т. е. к необходимой дедукции. А формальная дедукция это та, которая прибегает к общим суждениям, допускаемым для управления ходом рассуждения. Таким образом вероятно, что оперирование явно выраженным противоречием не случайно появляется в то же самое время, что и формальная дедукция: и в самом деле, оба эти явления являются результатом прогресса ребенка, способности его к обобщению. Что касается противоречия подразумеваемого, то мы увидим, какие доводы можно привести, чтобы объяснить его появление между 6—8 годами. Предварительно нам нужно изучить, какие отношения соединяют «хотя» с «но».

§ 8. Противоречие и «но» (mais)

Таким образом мы можем принять за доказанное, что союзы, выражающие противоречие, очень долго остаются непонятыми и даже смешиваются с союзами причинности. Теперь следует спросить себя, какой смысл приписывается этим союзам в тот момент, когда они начинают быть понятными? Это смысл, как легко в том убедиться, слова «но» (mais). Вот примеры:
Лео (8 лет) и Кло (8 л. 1 м.): «Я съел еще один хлебец, несмотря на то, что мне еще есть хочется» («но» или «потому что»). Map (8 л. 10 м.): «У меня большие товарищи, несмотря на то, что есть также и маленькие» (сравни слово «также», очень знаменательное с точки зрения смысла «несмотря на то»).
У меня есть большие товарищи, несмотря на то, что она не злые» (Такк 9 лет). «Хотя они не злые» (Рок 8 л. 4 м.). «Несмотря на то, что они милы» (Лео 8 лет). «Я шел еще три часа, хотя я не устал» (Кло 8 л. 1 м.).
Наконец следующий пример у ребенка 10 лет (Гран, 10 л. 4 м.): «Мы ученики, хотя мы и не слишком большие».—«Что это значит: «хотя»?»— «Это значит, что мы не слишком большие».— «Поставь другое слово вместо «хотя». Подойдет ли сюда «потому что?».—«Мы ученики, потому что мы не слишком большие».— «Нет, потому, что есть такие, которые больше».— «А «несмотря на» подойдет?»— «Да».— «Мы ученики, но (!) мы не слишком большие».
Из этих нескольких примеров ясно видно, что союзы «хотя» и т. д. в момент, когда они начинают пониматься, как указывающие на противоречие, истолковываются, как простые «но». А мы видели, что это искажение не лишено аналогии с заменой при помощи «и» слова «потому что». В самом деле, «но» относится к «хотя» так же, как «и» к «потому что». Подобно тому, как можно превратить такую фразу: «стакан разбился, потому что упал», в другую: «стакан упал и не разбился»,— ту же операцию можно проделать и с «хотя», превратив его в «но»: «стакан не разбился, хотя и упал», в «стакан упал, но не разбился». Можно таким образом поставить себе вопрос о том, почему у ребенка существует тенденция заменять «но» при помощи «хотя»? Очевидно, что под этим лингвистическим явлением имеется психологическое и логическое основание.
Заметим прежде всего, что этому способствуют известные языковые обстоятельства. Действительно, «все-таки» (quand meme) принимается и в смысле «хотя» (quoique) («стакан не разбился, все-таки (quand meme) он упал), и в смысле «но» («стакан упал, но все-таки не разбился»). Очевидно, этому обстоятельству и обязан своим существованием тот факт, что по нашей статистике «все-таки» оказалось наилучше понятным среди терминов, обозначающих противоречие.
Этого, однако, недостаточно, чтобы объяснить стремление наших детей заменять «хотя» помощью «но». Чтобы понять эту тенденцию, нужно обратиться к факторам, относящимся к самой психологии мышления. И вот сравнение между «но» и «и», сделанное нами только что, в этом отношении наводит нас на верный путь: в самом деле, «но» ограничивается выражением «чувства противоречия» вместо того, чтобы выявить действительное противоречие, точно так же, как «и» ограничивается указанием «чувства связи» - вместо того, чтобы выявить причинность или действительный вывод.
Действительно, «но» обозначает некое соположение двух противоречивых суждений, не требуя сознания общих предложений. Фразы: «это твердо, но не это» (см. ниже фразу Дана) вместо: «Это твердо, хотя это нет» с точки зрения логического анализа может быть идентичны, но с точки зрения психологической между этими двумя утверждениями имеется вся та разница, которая отделяет подразумеваемое от ясно выраженного. Первая из этих двух фраз обозначает простое удивление или простое противоположение. Здесь, очевидно, имеется чувство противоречия, но не настолько ясно выраженное, чтобы повлечь за собой сознание исключения из общего правила. Вторая из этих фраз гораздо лучше обозначает чувство исключения: «это твердо, хотя то не твердо» значит: «эти два предмета должны были бы оба быть твердыми или оба мягкими» или «согласно правилу нет оснований к тому, чтобы один предмет был твердым, а другой нет». Имеется таким образом между этими двумя фразами та же разница, как между «и» и «потому что»: «Это из гранита и это твердо»,— такая фраза менее сильна, чем «это твердо, потому что из гранита». Очевидно тут все дело в оттенках, но мысль живет оттенками. Если с нами согласятся, что «хотя», «все-таки» (взятое как союз), «однако» и т. д. означают противоречие, т. е. исключение из общего правила более явное, чем «но» и чем «все-таки» (взятое в смысле наречия), то это все, чего мы добиваемся. Постараемся теперь установить, что подразумеваемое противоречие появляется лишь к 7—8 годам (возможно в отдельных случаях, начиная с 6 лет) и постараемся выяснить, почему это так.
Действительно, раз подразумеваемое противоречие может быть выражено простым «но», то следует спросить себя, не обозначают ли все эти «но» противоречия, могущего быть выраженном через «хотя». «Но» появляется очень рано, почти так же рано, как «и». Следует ли поэтому допустить первое появление подразумеваемого противоречия в 7—8 лет, и не нужно ли думать, что это отношение существует фактически с самых первых шагов интеллектуальной жизни ребенка?
При исследовании употребления слова «но» у детей от 3 до 7 лет замечаешь, что оно еще чрезвычайно рудиментарно. Вот наудачу несколько значений этого слова, причем мы вовсе не претендуем на то, чтобы перечислить все случаи и не хотим стеснять себя точной классификацией.
Прежде всего «но», особенно у маленьких, означает попросту удивление перед тем, чего ребенок не ожидал, и по отношению к направлению его мысли в данный момент.
Дан (3 1/2 л.): «Но почему он сломал твой?» (твой карандаш). «Но почему они (два товарища) поднимаются наверх?» (на третий этаж). (Пытаясь повесить передник.) «Но как это зацепляется?» «Но эти (лодки) не идут хорошо?» (и т. д.).
Короче, в этих случаях — а они самые многочисленные — не может быть и речи о противоречии. Однако «но» здесь не может быть заменено «хотя» по той простой причине, что здесь нет причинной или логической связи: «но» не означает даже противоположности между двумя объективными моментами. Имеется только удивление или противоречие по отношению к тому, чего ожидали.
Более развитой формой является «но», обозначающее простое противоречие, причем это противоречие не составляет еще исключения из причинных или логических связей. Таким образом «но» равняется здесь и «не».
Дан (3 1/2 л.): «Он делает гимнастику — да, но не ритмическую». «Теперь это не твердо — но это твердо».
Эти два значения, впрочем, еще так мало отмежевались от простого соположения, что иногда ребенок употребляет оба слова «и» и «но» вместе.
Дель (6 лет): «Почему, когда дождь идет в Женеве, и но нет дождя в Нионе?»
Более точно употребление слова «но» в возражении: «но» служит, чтобы ввести возражение интеллектуального характера или просто вытекающее из деятельности, которой занят ребенок. В этих двух новых случаях, не больше чем в предшествующих, слово «но» не равняется еще «все-таки» или «хотя».
Возражения характера не интеллектуального: «Ну, так положи ее (ложку) в другой магазин».— «Но там уже есть одна». (Получив приказание петь.)— «Но я никогда не учился, мама никогда не учила меня этому».
Возражения интеллектуального характера: «Почему здесь две нитки? Для того чтобы это крепко держалось». «Но почему нет двух ниток тут?»
Короче, единственные случаи, в которых «но» действительно указывает подразумеваемые противоречия, это те, в которых «но» находится не в начале, а в середине фразы и, кроме того, такой фразы, которая может быть истолкована, как содержащая причинную, логическую или психологическую связь. Раньше 6 лет мы не встретили подобной фразы, и два единственные примера, которые мы нашли между 6 и 8 годами, далеко не однозначащи.
Лев (6 1/2 лет): «(Солнца) они круглые, но у них нет глаз, один рот». «Это торчит, но это правильно».
Действительно, можно заменить эти два «но» при помощи «хотя» («это правильно, хотя это и торчит»). Но ясно, что противоречие в подобных примерах остается еще в значительной степени подразумеваемым. С другой стороны, мы нашли всего два примера у детей 6 лет (ни одного в более низком возрасте). Таким образом лучше считать временем появления подразумеваемого противоречия тот возраст, когда «все-таки» начинает употребляться (в смысле наречия) и становится понятным. Это слово, как мы видели, появляется у Льва в 6 лет (ни одного раза у Пи), но в общем оно становится понятным только к 7 годам.
С другой стороны, мы часто замечали во время нашего анкетного обследования, имевшего предметом причинность, трудность для детей до 7—8 лет открыть даже элементарно противоречия и систематическую тенденцию заменять «но» через «и» или через «и потом».
Например, Лео (7 лет) говорит нам о тенях, которые мы отбрасываем, когда ходим. «А ночью они тоже бывают?» — «Их делают, и потом (но) их не видно, потому что ночь».
Значит, только к 7 годам противоречие бывает понятно, и дети им оперируют не в ясно выраженной форме, соответствующей «хотя», но в форме подразумеваемой, обозначаемой «все-таки», употребляемой в смысле наречия, или некоторыми «но» (как в уже цитированном примере, где соединены оба слова: «Все вернулись, но м-ль Л. все-таки выйдет»). Какими факторами следует объяснить появление этого понимания в 7 лет? В настоящее время мы об этом ничего не знаем. Однако естественно возникает одна гипотеза. Мы видели, что противоречия или по крайней мере ясно выраженное противоречие являются результатом чувства исключения из общего правила. При помощи каких же операций ум доходит до сознания этих правил и в особенности до чувства исключения? При помощи того, что логики называют логическим сложением и умножением. Возьмем выражение: «Ветер не живое существо, но он все-таки двигается». Для того чтобы выразить эту мысль в такой форме, нужно, чтобы ребенок дошел до мысли, что все живые существа двигаются, но что не все существа, которые двигаются, являются обязательно живыми. Нужно таким образом, чтобы он понимал жизнь, как результат логического умножения или интерференции движения другими признаками (фактом питания и т. д.). Иначе говоря, чтобы быть живым существом, нужно в одно время и двигаться, и кормиться, и т. д.: такова должна быть мысль ребенка.
И вот, как мы установили раньше и как мы это увидим снова (гл. IV, § 2), ребенок до 10—11 лет не способен систематически оперировать логическим умножением. Иначе говоря, понимать альтернативы, противоположения, разъединения и т. д., по крайней мере в плане словесной мысли (например в тесте: «Если это животное обладает длинными ушами, то это осел или мул. Если у него толстый хвост, то это мул или лошадь. И вот у него длинные уши и толстый хвост: что это такое?»). Вот этот-то факт и объясняет сразу же и то, что общие предложения не употребляются ребенком до этого возраста (ибо эти предложения являются результатом логического сложения и умножения), и тот факт, что явно выраженное противоречие тоже не появляется ранее этого возраста (раз противоречие является исключением из правила или, если предпочесть нашу новую терминологию, логическим умножением или интерференцией между данным правилом и каким-либо иным). Но начиная с 7—8 лет, - ребенок становится способным в плане конкретной мысли к элементарному логическому сложению и умножению. Большая часть случаев неспособности к логическому умножению, которые мы дадим в IV главе, предшествует этому возрасту в том например, что касается детских определений. Лишь в возрасте 7—8 лет ребенок начинает избегать противоречия с самим собой, а отсюда, как только появляются первые случаи логического умножения в конкретном плане, а не в плане словесном, подразумеваемое противоречие становится возможным. Таким образом по крайней мере можно себе представить синхронизм, который мы стараемся установить. Что касается психологических факторов, которые объясняют появление логического умножения, то мы изучим их позднее.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +