Ж. Пиаже. "Речь и мышление ребенка"
Государственное учебно-педагогическое издательство,
Москва - Ленинград, 1932 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Употребление союзов причинной и логической связи и союзов противительных у ребенка от 3 до 9 лет.
Мы старались показать в предыдущей работе, что мысль ребенка эгоцентрична, т. е. что ребенок думает для самого себя, не заботясь ни о том, чтобы быть понятым окружающими, ни о том, чтобы стать на точку зрения другого. Мы особенно пытались показать, что эти эгоцентрические привычки значительно влияют на самую структуру мысли. В частности, не испытывая нужды социализировать свою мысль, ребенок не заботится о том, чтобы убеждать, а следовательно, и о том, чтобы доказывать, по крайней мере, в той степени, как мы.
Если это так, то нужно предполагать, что детское рассуждение значительно отличается от нашего и что оно менее дедуктивно и в особенности менее строго. Ибо что такое логика, как не искусство доказывать? Рассуждать логически — это значит связывать свои предложения таким образом, чтобы каждое обосновывало последующее и в свою очередь было бы доказано предложением предшествующим. Или по крайней мере независимо от порядка изложения рассуждать логически — это значит доказывать одни суждения при помощи других. Логическое рассуждение есть всегда доказательство. Итак, если ребенок долгое время остается чужд потребности в доказательстве, то само собою ясно, что это отразится на самой его манере рассуждать. Как мы это уже подчеркнули (том I, гл. III, § 5), ребенок не испытывает потребности подчинять свою речь связному, логическому порядку.
Но как производить исследование логических связей у ребенка, не впадая неизбежно в искусственные рамки логиков и не отвлекаясь от рассуждения полученного путем непосредственного психологического наблюдения? Первый метод, конечно, приблизительный, но естественный, состоит в исследовании обращения ребенка с теми союзами, которые означают причинность или логическую связь: потому что, ибо, стало быть (parce que, car, done, и пр.) и с теми, которые выражают отношение противоположности; несмотря на то, что все-таки, хотя и т. д. (malgre que, quan'd meme, quoique). Для этого особенно уместны два приема: первый состоит в том, чтобы вызвать у ребенка при помощи соответствующих мер употребление этих союзов, например, стараться ему растолковать или заставить его придумать фразы, в которых находились бы изучаемые союзы; второй прием состоит в том, чтобы отмечать в спонтанном языке ребенка все фразы, в которых находятся союзы, интересующие нас. Например, чтобы изучить союзы причинности у ребенка от 6 до 7 лет, исследователю следует отметить все «потому что» (parce que) и все «ведь» (puisque) и все соответствующие им вопросы, т. е. все «почему» (pourquoi).
В одной из глав первого тома мы уже внесли некоторую лепту в это изучение, анализируя не союзы причинности у ребенка, но вопрос, соответствующий этим союзам «почему» (pourquoi). Анализ этих «почему» дал нам первый существенный результат, а именно: раньше 7 лет у ребенка нет, повидимому, ясной потребности в логическом оправдании. «Почему» (pourquoi) в действительности в гораздо большей степени свидетельствует о потребности объяснить или оправдать материальные явления, человеческие действия, общественные и школьные правила и т.д., чем о потребности найти оправдание суждений или, короче, о потребности делать выводы и доказывать. Настоящая глава отчасти имеет целью подтвердить этот результат: если отсутствие или редкость «почему» логического оправдания (les «pourquoi» de justification logique) показывают именно то, что нам представляется, то мы должны обнаружить, с одной стороны, соответствующую редкость «потому что» логического оправдания в стиле ребенка, а с другой стороны, систематическую трудность для ребенка найти правильное оправдание простых предложений, которые от него требуют доказать. Это-то мы и постараемся установить.
И вот, если таковы особенности детского мышления, то детский стиль, по сравнению с дедуктивным стилем взрослого, должен представлять характер бессвязный и хаотический: логические связи должны быть пропущены или подразумеваться. Короче, должно иметься «соположение» предположений, а не их связь. Другим объектом этой главы будет, таким образом, изучение «соположений».
Явление соположения, впрочем, очень часто встречается в мысли ребенка. Один очень известный и особенно поразительный случай был отмечен в детских рисунках; он получил название неспособности к синтезу. Люкэ обратил внимание, что одна из самых часто встречающихся черт детских рисунков — это неспособность их авторов передать соотношения частей рисуемого предмета. Целого не существует. Даны одни детали и, за отсутствием синтетических отношений, эти детали попросту нарисованы одна возле другой: таким образом глаз находится рядом с головой, рука рядом с ногой и т. д.
Эта неспособность к синтезу имеет большее значение, чем это может показаться. Действительно она характеризует все мышление ребенка до известного возраста. Мы это уже отметили (т. 1, гл. III) по поводу взаимопонимания между детьми. Мы попытались установить, что часто вместо того, чтобы выразить связь двух предложений при помощи слова «потому что» (рагсе que), как это бывает в соответствующем тексте взрослого, или каким-нибудь другим способом, ребенок довольствуется тем, что просто ставит рядом эти предложения, вне зависимости от того, почувствовал ли он наличие между ними причинной связи. И вот в 3/4 случаев собеседник не понял, что речь шла об этой связи, а потому видел в речи ребенка только два независимых друг от друга утверждения.
Таким образом «соположение» является в некотором роде противоположностью того, что мы изучали под названием синкретизма. Синкретизм — это спонтанная тенденция детей воспринимать помощью глобальных образов вместо того, чтобы различать детали, тенденция немедленно без анализа находить аналогию между предметами или словами, чуждыми одни другим, тенденция связывать между собой разнородные явления, находить основание для всякого события, даже случайного, короче,— это тенденция связывать все со всем. Таким образом синкретизм — это излишек, а соположение — недостача связи. Тут имеется как бы полная противоположность. Что касается рисунка, ребенок передает лишь детали, не синтезируя, но детские восприятия, как кажется, более связаны со схемами целого, чем с анализом. Что касается мышления, то ребенок не знаком с логическим оправданием; он сополагает предложения вместо того, чтобы их связывать, но он способен представить основание для всего, оправдать все явления и все сближения. Каковы точные отношения между, этими противоположными явлениями? Это нам нужно будет попытаться показать.
Короче, предметом этой главы является следующее: во-первых, послужить введением в изучении детского рассуждения, а для этого дать анализ типов связей, предполагаемых союзами причинности, логической связи, и противительных; во-вторых, разобраться, в чем состоит явление соположения, и, в-третьих, показать, каковы отношения между соположением и синкретизмом.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.