Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Вопросы, не облеченные в форму «почему»


Ж. Пиаже. "Речь и мышление ребенка"
Государственное учебно-педагогическое издательство,
Москва - Ленинград, 1932 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Приступим теперь к проблеме вопросов Дэля во всем ее объеме. «Почему» служили нам введением. Действительно, они составляют резко ограниченную, отчасти однородную группу, которая позволила нам установить схему классификации: теперь наступил момент для проверки этой схемы и пополнения ее теми сведениями, которые нам смогут дать другие вопросы Дэля.

§ 7. Классификация вопросов Дэля, не облеченных в форму «почему»

Здесь еще менее, чем ранее, возможно классифицировать вопросы Дэля просто по тем предметам, на которые направляется любопытство ребенка. Действительно, один и тот же предмет,- например, физическое явление,- может послужить поводом к вопросам, значительно отличающимся один от другого: «Когда это произошло», «как», «правда ли», «что это такое» и т. д.
Поэтому нам надо воспользоваться смешанной классификацией. Эта классификация частью совпадает с той, которую мы приняли для "почему", но, конечно, также и отличается от нее. Сейчас вполне своевременно вспомнить о том, что каждому «почему» может соответствовать вопрос в другой форме, выражающий тот же смысл, но что соответствие это неполное.
Первая группа образована из вопросов причинного объяснения. Эти слова взяты точно в том же смысле, что и раньше. Вот примеры их: Что заставляет его двигаться? (говорят о шаре, катящемся на покатой террасе)- Что заставляет течь озеро?- Для того чтобы сделать резинки, нужен ли огонь?
Вероятно, надо к этой группе приобщить и следующий вопрос:- Для чего она (борзая) служит?- принимая во внимание большую связь, имеющуюся у ребенка между причинностью, связанной с целью, и причинным объяснением. Некоторые из этих вопросов точно соответствуют «почему», другие становятся на различные точки зрения, но всегда относящиеся к объяснению причинному, предпричинному или объяснению по цели.
Вторая группа, тоже очень важная и появляющаяся позже предыдущей (по крайней мере в том, что касается вопросов места), состоит из вопросов, которые мы будем называть «вопросами действительности и истории». Эти вопросы относятся не к объяснению какого-либо факта или события, но к ним самим или к обстоятельствам места и времени их появления, независимо от их объяснения; не «какова причина события х», но «произошло ли» или «произойдет ли» или «когда произошло» или «произойдет», или «где произошло событие х?». Эта категория вопросов, очевидно, не соответствует «почему», так как последние относятся к причине или мотиву фактов и событий и никогда не относятся просто к их истории, или к их существованию. Примеры:- Находит ли она (рыба) пищу? Бывает ли это когда-нибудь (люди режут детей)?- Через сколько времени рождество?- В Швейцарии ли Шафгаузен?
Как видно из изложенного, в такого рода вопросах возможно большое разнообразие объекта: история, время, место, самое существование; но основная функция целого видна ясно. Вот критерий, которым следует пользоваться для того, чтобы распознать, относится ли данный вопрос к этой категории или нет: всякий раз, когда вопрос относится к предмету, факту или событию (исключая человека и человеческие действия)- и ребенок не спрашивает ни о причине, ни о классе, ни о названии этого предмета, факта или события - вопрос принадлежит к настоящей категории.
Третья группа отличается по форме от двух предыдущих и, вероятно, составляет их общий источник - это вопросы о действиях личностей и о самих лицах, абстракции, сделанные от их имени, и от общественных или школьных правил. Следовательно, и это вопросы, относящиеся к человеческим действиям и намерениям. На первый взгляд кажется, что эту группу можно подразделить на две подгруппы - одну, содержащую вопросы о причине действий и соответствующую «почему» мотивировки, и другую, содержащую вопросы о самих действиях, независимо от их причины, и соответствующую последней группе вопросов (действительности и истории). Но на практике возможны всякие переходы между этими двумя точками зрения, и их нельзя резко разделить. С другой стороны, полезно классифицировать все, что относится к человеческим действиям, и отделить таким образом данные вопросы от вопросов предшествующей группы. Вот примеры:- Хотели ли бы вы быть здесь сегодня утром?- Да.- Потому что плохая погода?- Вы придете?- Может быть.- Могу ли я съесть эту грушу?- Что вы больше хотели иметь: красивое лицо или некрасивое лицо?- Ясно, что первый из этих вопросов совершенно аналогичен вопросу «почему» мотивировки; остальные же удаляются от психологического объяснения и приближаются к вопросам факта; идеи причинности в них ни в какой степени не чувствуются. Тем не менее эта группа достаточно однородна.
Четвертая группа соответствует некоторым «почему» обоснования: это все вопросы, относящиеся к правилам и обычаям:- Как пишется (имя)? и т. п.
Можно также различать категорию вопросов о счете, но количество их очень ограничено. Форма их, например, такова:- 9 и 9, это будет сколько?
Наконец, существует целая группа вопросов классификации и оценки, которые относятся к предметам, классам, сравнениям и ценности предметов. Мы относим в эту группу вопросы, заключающие в себе суждения о ценности (оценка), так как между классом («Большое ли это?») и оценкой («Красиво ли это?») есть много промежутков. Вот примеры:- Это пчела?- Разве это горы?- Что это за шарик с 1 (в нотах)?- Что это такое - чашка?- Это красиво, не, правда ли?- Эта группа вопросов в свою очередь вызывает целый ряд других вопросов о границах. Иногда, например, бывает трудно решить, отнести ли вопрос к настоящей группе или к вопросам действительности или истории, хотя в принципе критерий точен. С другой стороны, между правилами, относящимися к названию вещей, и классификацией есть также много переходов, которые иногда делают трудным отличие настоящей группы от предыдущей.
Тем не менее, в основных чертах, эти группы вполне соответствуют различаемым и существенным функциям понимания, и мы увидим в деталях, что вполне возможно найти для каждой из них устойчивые критерии.

§ 8. Вопросы причинного объяснения

Попробуем проверить, на основании анализа имеющихся у нас вопросов, результаты, полученные от анализа соответствующих «почему», идею об искусственном и о наличии цели в вопросах, относящихся к предметам природы, отсутствие связей чистой причинности и т. д.
Среди вопросов о предметах неживой природы кажутся наименее двусмысленными следующие:
Дэль видит, как катится шар по наклонной терассе:- Что заставляет его двигаться?- Это потому, что земля не плоская; она наклонная, и он катится вниз.- Минуту спустя о шаре, катящемся по направлению к воспитательнице В.:- Он знает, что вы там?- Несколько секунд спустя:- Это наклонно - не правда ли?- Этот последний вопрос должен был бы быть отнесен к вопросам действительности, если бы не был ясно виден его причинный смысл.
- Кто заставляет Рону так быстро двигаться?- Но что заставляет течь озеро?- Несколько месяцев спустя:- Смешно, земля (здесь) такая плоская, и как это (вода) может стекать?
- Как из этого строят такой (источник)?- Разве для того чтобы сделать источник, нужна лопата?- Но как это дождь,- он делается на небе?- Существуют ли трубы и горные потоки, которые текут?- После объяснения:- Когда она отклеивается?- Тогда, когда она падает-это дождь?- Затем она (река) становится ледником?- Но он (ледник) тает-вдруг его не будет видно?- Тогда часто падают облака (на горы)?
Говоря о магните:- Мне бы очень хотелось знать, как это делается? Вы видите, это его (ключ) притягивает. Что заставляет его двигаться вперед?
- Но как он делает снег, когда, вместо того чтобы таять, он остается приплюснутым.
Из приведенного видно, что единственными вопросами причинности в собственном смысле являются те, которые относятся к явлениям, объясненным Дэлю при помощи механики (роль спуска и т. д.). Дэль объяснял себе эти явления совсем иначе, как это показывают вопросы, заданные им до объяснения. Кроме того, два последних вопроса можно сблизить с механической причинностью, но со следующими оговорками. Прежде всего заметна вербальная форма «делать» (как он делает и т. д.), которая часто поражала психологов. Бюлер, например, отметил частое употребление этого глагола «делать» в разговоре о вещах; отсюода он заключает, что ребенок придает предметам антропоморфическую активность. Но это явление может быть просто остатком от предшествующих стадий, так как словесные формы развиваются медленнее, чем понимание. Большего внимания заслуживает то, что в обоих случаях (вопросы о магните и о снеге) ребенок ищет объяснение не в механической связи, а во внутренней (по отношению к предмету) силе. Хотя Дэль и говорит, что магнит притягивает ключ, но это его не удовлетворяет; точно так же, вероятно, есть скрытая идея в силе стремления ребенка осмыслить тот факт, что снег не тает. Если эти объяснения причинны, то эта причинность, так сказать, более динамического, чем механического порядка (через неопределенную связь). Этот динамизм поразительно ярко выступает в вопросе о шаре:- Он знает, что вы там.- Гипотеза-минимум, так сказать, что это вопрос, вызванный наклонностью ребенка к выдумыванию, к фантазированию (фабуляция). Дэль одушевий шар ради игры, как в игре он одушевил бы камешек, кусочек дерева. Но словом «фабуляция» далеко не все сказано: ибо ведь ребенок мог бы сделать что-либо другое, а не выдумывать. Отсюда гипотеза-максимум: не приписывает ли Дэль шару силу живого существа? Любопытный вопрос Дэля о мертвых листьях нам сейчас покажет, что жизнь и произвольное движение для Дэля еще смешны. В связи с этим нет ничего удивительного в том, что такая проблема становится и по отношению шара, «причины» движения которого Дэль не понимает. Даже если бы Дэль выдумал все то, что касается шара, самый факт постановки вопроса в этой форме и с серьезным видом является признаком отсутствия интереса к механической причинности и того, что ребенок не удовлетворяется механической причинностью.
Подобный факт обнаруживает самые корни предпричинного объяснения: двигающая причина и мотив смешаны ребенком, потому что явления одушевлены жизнью или динамизмом, который происходит от жизни. Другие вопросы приписывают людям и богам уменье делать источники, дождь и т. п. при помощи тех же способов, которыми пользуются люди. Представляет ли эта искусственность («артифициализм», как называет это явление Бруншвиг), по своему происхождению, явление более раннее или позднее по отношению к предыдущему типу предпричинности? Мы не намерены здесь решать этого вопроса, он - вне нашей темы. Достаточно отметить, что Дэль вообще не старается точно определить, кто создатель того или другого из явлений окружающего мира (за исключением источников и Роны). Следовательно надо истолковывать большинство вопросов «почему», как вопросов, отыскивающих намерения в явлениях, причем эти намерения не приписываются определенному существу. Отсюда и предпричинное объяснение, смешивающее мотив и механическую причину. С этой точки зрений, чистое одухотворение (анемизм) предшествует искусственности как у ребенка, так и у рода.
Короче, эти вопросы о предметах неживой природы (из которых лишь очень немногие могут быть истолкованы как собственно причинные) дополняют и подтверждают нашу гипотезу о предпричинности и роднят это понятие с хорошо известным анимизмом маленьких детей. Несомненно, скажут, что мы слишком быстро проходим мимо этих связей и мимо различных типов детских объяснений, и что эти связи и типы требуют более глубокого анализа и сравнений с материалами других источников; но, повторяю, нашей целью здесь является не анализ причинности у ребенка, а изучение детской логики; а с этой точки зрения нам достаточно знать, что логическое включение и физическая причинность здесь еще не различается от простой мотивировки, откуда и происходит понятие о предпричинности.
Детская концепция, согласно которой двигающиеся предметы наделены собственной активностью, делает особенно важными вопросы Дэля о жизни и смерти. Припомним результат, к которому, нас привело изучение «почему» Дэля, относящихся к животным и растениям. Так как для ребенка случайности не существует, и все явления кажутся ему установленными согласно известному порядку, то жизнь представляет собою явление нормальное, и в ней нет ничего удивительного до тех пор, пока ребенок не осознает разницы между жизнью и смертью. С этого момента смерть вызывает особое любопытство ребенка именно потому, что если за каждым явлением скрывается мотив, то смерть требует особого объяснения.
Следовательно, ребенок будет искать критерия для различения жизни и смерти; эти поиски приводят его к подстановке в части предпричинного объяснения и к отысканию мотивов причинного объяснения и даже иногда к осознанию случайного. Вот примеры.
- Они умерли (листья)?- Да.- Но они же движутся вместе с ветром.- Он (листок, который Дэль только что отрезал) еще живет сейчас?- Он кладет его снова на ветку:- А теперь он живет?- А если положить его в воду?- Он подержится дольше- Еще один день, а потом?- Он засохнет.- Он умрет?- Да.- Бедный листочек!- Если это (листок) посадить в кровь, он умрет (тоже)?
- Посадили ли это (дерево) или это само растет?- Кто заставляет летом расти цветы?- Папа говорит, что глициния растет два сезона-весну и лето. Тогда она растет два раза?
В первом из этих вопросов видно смешение понятий движения и жизни - смешение, которое является, однако, основным для понимания предпричинности, так как оно позволяет нам увидеть, что ребенок всякое движение истолковывает, как жизнь.
Вследствие этого упоминание о какой-либо причине движения равносильно упоминанию о причине жизни, т. е. если не о намеренности, то по крайней мере произвольности. Поэтому понятно, как в противовес такому пониманию жизни зарождается любопытство к смерти, поскольку смерть препятствует привычке детей мыслить, и, наконец, любопытство к жизни (последние вопросы), поскольку жизнь может быть возмущена смертью.
Вопросы о животных свидетельствуют о той же озабоченности, а также о намерениях и возможностях каждого.
- Если ударить его (голубя) в этот кончик крыла - он умрет?- Она (гусеница) знает, что она должна умереть, чтобы стать бабочкой? («Она не знает, что она должна очень скоро умереть?») и т. д.
Олени тащат сани:- Эти животные-существа, которые слышат, что им говорят?- Через минуту:- Как ведут лошадь?- Для чего служит борзая собака? и т. д.
Человеческое тело возбуждает ряд аналогичных вопросов:- Разве умирают (оттого, что съедят каштаны)?- Если вдохнуть яд, умирают? и т. д.- Как, кто делает точки (веснушки на руках)?
Бесполезно умножать примеры: из всех этих вопросов очевидно, насколько порядок причинности, предполагаемый ребенком, мало механичен и насколько он антропоморфичен или включает идею цели.
Наконец, здесь следует поместить группу вопросов по отношению к вещам, сделанным руками человека, т. е. к продуктам производства, группу, аналогичную группе соответствующих «почему».
- Для чего служат рельсы?- Та машина (просеивающая песок) не служит ли для этой (для журавля)?- Если у меня есть лодка, если ее намочить, и когда ее положить на солнце - она снова склеится?- Если выстрелить из пушки в фейерверк - граната пройдет через огонь и это разорвется, не правда ли?
В заключение надо сказать, что материал этого параграфа позволяет проверить гипотезы, допущенные в отношении «почему» причинного объяснения, в частности в том, что касается редкого употребления чисто причинных вопросов.

§ 9. Вопросы, касающиеся действительности и истории

Вопросы этой категории, согласно принятому определению, относятся только к фактам и событиям, но не к их причине, не к их структуре в отношении причинности. На практике этот критерий не так прост, и существует много переходов между последней группой вопросов и данной. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, потому что понятие о действительности создается лишь благодаря отношениям причинности, которые соединяют факты. Тем не менее, так как нам нужна устойчивая классификация, которая должна быть принята всеми, нам необходимо принять определенный, хотя и несколько произвольный критерий.
Когда заданный вопрос допускает причинный ответ, начинающийся с причинного «потому что?, или состоящий в том, что говорят: «бог это сделал» или «человек это сделал» и т. д., то этот вопрос, несомненно, причинный. Но мы отнесли к группе вопросов причинного объяснения и такие вопросы, как: «Если вдохнуть яд, то умирают?» или: «Шар знает, что вы там?», которые, казалось бы, относятся к вопросам о фактах. В этом случае критерий более тонкий. Эти вопросы, конечно, соприкасаются с причинностью, потому что они в сущности спрашивают: заставляет ли яд умирать, или нет; катится ли шар в известном направлении, потому что он действует сознательно, или по другой причине и т. д. Наоборот, чистый вопрос факта, как, например, такой: «Есть ли также и маленькие рыбки у берега?» не представляет никакого искания, не устанавливает никакого причинного отношения. Итак за неимением лучших мы принимаем следующие условия: когда отношение между терминами, к которым относится вопрос, предполагает движение, действие или намерение, то вопрос причинен; если же отношение чисто статическое (существование, описание или место), или просто временное, то вопрос не причинен.
Установить, насколько эти произвольно установленные различия полезны, может только практика. Если предположить, что мы, например, найдем закон развития, который можно было бы применить к нескольким детям различного возраста, или что будет найден способ распознавать различные типы детей, которые задают вопросы,- то стоит сохранить эту схему; а если нет, то пусть ее постигнет судьба классификации старых грамматиков и логиков! Для проблем, интересующих нас здесь и являющихся проблемами общей, а не индивидуальной психологии, настоящая схема не имеет по существу никакого значения.
Кроме того, следует отнести вопросы действительности и истории в различные категории, из которых лишь первая трудно отличима от вопросов причинного объяснения. Это категория вопросов о фактах или событиях.
- Разве оно (болото) очень глубоко?- Я вижу себя в ваших глазах. А вы?- Есть ли также и маленькие рыбки у берега?
- Это идет до неба (ракета)? (Можно отнести этот вопрос к вопросу о месте.)-(Тучи) значительно выше, чем наша крыша?- Да.- Я не могу этому поверить.- Что там (в коробке)? - Есть ли киты (в озере)?
Перед географической картой, глядя на озеро Зуг, которое он принимает за дырку.- Разве есть дырки?- Ее (улитки) рога наружу?- Есть ли мухи голубые и зеленые?- и т. д.
К первой группе примыкает через ряд переходов вторая категория, которая относится специально к месту:
- Где они причаливают - большие лодки?- Где Германская Швейцария?- Где Сен-Бернар?- Значит Цермат не в Швейцарии?- и т. д.
Третья категория состоит из вопросов, касающихся времени:
- Через сколько времени рождество?- Разве мои именины, будут в понедельник? Мне кажется, что в понедельник. Правда ли это? - Не знаю.- Я думал, что взрослые могли бы об этом подумать. (Надо отметить, что «думать» о чем-нибудь здесь смешивается с «знать», как это обычно наблюдается у ребенка.)
Четвертая группа составлена из вопросов о модальности, т. е. из вопросов, относящихся не к фактам или событиям, а к степени их реальности. Конечно, есть много оттенков между этой и предыдущей группой, но может быть интересно поставить ее отдельно.
- Существуют ли они (люди, режущие детей)?- Правда ли (что это яд)?- Это не выдумка? и т. д. Можно присоединить к этим вопросам о модальности и такое заявление, услышанное из уст Дэля, которое, конечно, является выдумкой, но тем не менее все же достойное внимания:- Жан (друг) не существует, так как я его не люблю!
Наконец, можно поместить здесь всю группу вопросов, являющихся продуктом воображения и выдумки и относящихся к фактам и событиям, которые, как Дэль это хорошо знает, неверны.
- Она сгорела теперь - эта маленькая девочка?- Он много ел - этот г-н?- Волны на озере злые? (Сочинительство ли это со стороны Дэля или он хочет спросить, не опасны ли они?)
Таковы пять категорий, на которые можно разделить вопросы действительности и истории у Дэля. Как таковые, и эти вопросы не сообщают нам ни о чем таком, чего бы мы уже не знали. Но интерес вопросов действительности состоит в том, что они позволяют нам частично анализировать природу детских ассумпций (assomptions). Известно, что Мейнонг назвал assomptions - предложения, принимаемые при построении рассуждений,- на веру. По своему происхождению ассумпции, говорит Мейнонг, это «если» в играх детей,- утверждение, на котором ребенок любит строить свои якобы выводы.
Итак, по поводу этих ассумпций ставится большая проблема: какова степень реальности, которую допускает для них ребенок? Взрослый имеет в своем распоряжении два вида ассумпции: физическую и логическую ассумпцию. Физическая ассумпция принимает факт как таковой и устанавливает отношение от факта к факту. Например:- Если бы солнце скрылось, то его больше не было бы видно,- означает, что между достоверным фактом (исчезновение солнца) и другим фактом (ночь) есть причинное отношение.
Логическая ассумпция, наоборот, просто принимает суждение как таковое и выводит из него другое суждение:- Если вы называете птицами всех позвоночных, имеющих крылья, то летучая мышь тоже птица.- Здесь отношение не между, двумя фактами, а между двумя суждениями.
Итак, из всех ассумпций Дэля ни одна не является логической. Мы уже видели ассумпцию в вопросах причинного объяснения:- Если вдохнешь яд, то умрешь.- Другие относятся к психологической мотивировке:- Огорчило бы вашу маму, если бы ей телефонировать, что вы умерли?- Да, она пришла бы искать тебя и т. д.- А если бы я ушел?- Она заявила бы в полицию.- А если бы полиция меня не нашла и т. д.
Другие объяснения - общественного характера:- Жандармы запрещают валяться на улице?-Да,- А если бы я был судьей, тогда я мог бы?- Большинству из этих вопросов действительности или истории ребенок придает вид реальности, как бы только для того, чтобы посмотреть, что произошло бы при том или ином условии. Это «опыты, чтобы видеть», это деятельность воображения,- говорит Болдуин,- задача которого (воображения) освободить ум от предметов и позволить ему построить мир отвлеченных образов. Например:- Если бы я был ангелом, имел бы крылья и полетел на елку,- то я увидел бы белок, или они бы исчезли?
- Если бы дерево выросло посреди озера, что бы оно делало?- Но ведь его нет.- Я хорошо знаю, что его нет, но если бы? Ну, а если бы оно один раз оставалось (в течение одного времени года)?
- Если бы я поместил вместе дракона и медведя, кто бы победил?- А если бы я поместил ребенка дракона?
Итак, видно, что все эти ассумпции - физические; это «умственные опыты», как говорят Мах и Риньяпо. Следовательно, здесь мы находим подтверждение нашего положения, что ребенок до 7- 8 лет не любит пользоваться логическими отношениями. Но есть также и нечто большее. Детские ассумпции свидетельствуют о смешении логического и реально существующего порядка точно так же, как мы это наблюдали в предпричиниости, где логическое включение смешивается с причинным объяснением. Иначе говоря, ребенок воспринимает реальный мир в более логическом виде, чем он есть в действительности, благодаря понятию предпричинности. Вследствие этого он думает, что возможно все связать и все предвидеть, и те ассумпции, которые он допускает, имеют, как ему кажется, значение дедукции и обогащают его, что недоступно для нас, с нашей логикой взрослых.
Действительно, самой яркой чертой характера детских ассумпции является то, что нам они не позволяют сделать никакого определенного вывода, между тем как для детей это оказывается вполне возможным. «Если бы я был ангелом», «если бы я свел дракона и медведя» и т. д., то не знаешь, что произошло бы. Дэлю же, наоборот, хотелось бы это знать, и он считает возможным иметь суждение там, где мы считаем это невозможным из-за отсутствия данных. Всё в природе кажется ему построенным с известным намерением и в известной связности, и ему кажется вполне естественным отвечать на все эти «если». Вероятно, вследствие этого структура ассумпции аналогична структуре предпричинности: смешение причинного и физического (действительного) порядка и порядка логического или человеческого (мотивировка).
Что касается действительности, то она, как мы видели, деформуется для Дэля в соответствии с его желаниями («Жан не существует, потому что я его не люблю»). Следовательно, ассумпции ребенка относятся к менее точно ограниченной действительности, чем наша, безпрерывно переходя из плоскости наблюдения и наоборот.
В этом отношении действительность для ребенка одновременно и более произвольна, и более урегулирована, чем для нас. Она более произвольна, потому что нет ничего невозможного, и не подчиняется законам причинности. Но, с другой стороны, ребенок всегда находит достаточные мотивы для обоснования тех самых фантастических происшествий, в реальность которых он верит, поэтому-то, по его мнению, всегда и все можно объяснить. Дети, как и первобытные люди, совершенно произвольно допускают существование намерений там, где их нет, но никогда не допускают случайности; значит, их действительность более урегулирована.
Вследствие этого понятие о возможном у ребенка гораздо более смутно, чем у взрослого. У взрослого возможное представляет, с одной точки зрения, простую ступень реальности (физическая возможность), а с другой - логическое единство, построенное на принятом «на веру» положении, именно - ассумпции (гипотезы, к которым относится логическая дедукция).
В плоскости возможного, или гипотез, взрослый, поскольку он умеет пользоваться правилами логической дедукции, не будет себя обманывать относительно возможности построения таким путем действительности, так как он помнит о том, что мир гипотез - мир, подчиненный миру наблюдений.
У ребенка, наоборот, нет логических ассумпций. Вследствие этого мир возможного, или мир гипотез, не является миром низшим по отношению к действительному миру, простой степенью реальности, степенью бытия. Это - мир специальный, аналогичный миру игры. Действительность пронизана мотивами и намерениями, и возможное - это мир, где эти намерения обнажаются, мир, где можно с ними играть без препятствий и без контроля. Отсюда и появляется та связь, которую мы только что наблюдали. «Если... да, но если, и т. д.». Возможное, следовательно, не есть низшая ступень бытия - это особый мир, обладающий тою же степенью реальности, как и «настоящий» мир, и ассумпция не отличается от простой индукции, построенной на действительном мире.
С другой стороны, и это последний пункт, на котором здесь надо остановиться,- дедукция у Дэля, как и у детей того же возраста, не чистая (формальная дедукция) и находится под влиянием интеллектуального реализма. То, что дедукция может ограничиться у взрослых связыванием суждений с суждениями, является результатом признания законной силы за дедукциями, основанными на логических ассумпциях (это происходит при всяком доказательстве). Для того чтобы доказать суждение, уже упомянутое выше: «если бы солнце зашло, ничего не было бы видно», прибегают к логическим ассумпциям и дедукциям следующего рода: «если вы полагаете, что день не зависит от солнца, то вы должны полагать, что день должен быть и после захода солнца, потому что... и т. д.». Дэль же, напротив, никогда не старается доказывать. Он не создает логических ассумпций для того, чтобы узнать, что из них выйдет,- он прямо рассуждает об объекте, построенном его воображением и принятом им за действительно существующий.
В заключение скажем, что вопросы о действительности подтверждают то, что мы узнали в вопросах «причинного объяснения». Мы непрерывно убеждаемся в том, что ребенок всюду остается верным интеллектуальному реализму, т. е. в. том, что он слишком реалист, чтобы быть логиком, и слишком интеллектуалист, чтобы быть чистым наблюдателем. Мир физический и мир мысли еще составляют для него неразличимый комплекс, причинность и мотивировка еще смешаны. У взрослого также, за исключением, конечно, метафизика или наивного реалиста, соотношение фактов и идей составляет одно целое в том смысле, что логика и действительность составляют два неразрывно связанные ряда. Но взрослый уже достаточно, так сказать, отделился от своего «я» и своих идей и может быть объективным наблюдателем; он достаточно отделился от вещей и уже научился рассуждать, исходя из допущений (ассумпции) или гипотез, взятых, как таковые. В этом отношении его мысль, вдвойне освобожденная, вдвое легче приспособляется. У ребенка, наоборот, мысль оттесняет наблюдения, и наблюдения оттесняют мысль, откуда и происходит равное и соотносительное незнание и действительности и логики.

§ 10. Вопросы о человеческих действиях и вопросы о правилах

Вопросы о человеческих действиях, как и соответствующие «почему», относятся то к психологическому объяснению в собственном смысле, то к мгновенным действиям. Вот примеры.
- Кого вы больше всего любите, меня или маму?- Тебя.- Так не говорят, это немного невежливо.- Вам было бы немножко страшно (влезть на дерево)?- и т. д.
И вся серия вопросов такой формы:- Как вы думаете, прыгну ли я?- Взрослые тоже делают ошибку?- Разве взрослые люди не могли бы об этом подумать? (уже цитировалось по поводу вопроса о времени)- и т. д.
В этих вопросах интересным, для нас является убеждение детей во всеведении взрослых. Этот факт немаловажен для идеи антропоморфизма, которую ребенок вносит в свое отношение к природе. Если взрослый все знает и может, если захочет, дать на все ответ, то это потому, что все в природе гармонично, урегулировано, и для всего есть свое основание. Прогрессирующий скептицизм ребенка в отношении мысли взрослого является вследствие этого очень важным: он повлечет за собою мысль о данном, как о таковом, и идею случайности. Итак, вопросы, подобные тем, которые мы здесь записали, должны тщательно отмечаться для того, чтобы можно было дать себе отчет о времени, когда у ребенка пробуждается этот скептицизм. В то время когда этим вопросы задавались Дэлем, вера во взрослого была еще велика. К концу года (7 л. 2 м.) этой веры уже не было.- Если папа не может всего знать, то и я тоже не могу.
Что касается вопроса о правах и правилах, то они представляют вместе с предыдущими целый ряд переходов, но интересно их отделить одни от других, во-первых, потому, что они соответствуют особой группе «почему», а затем и по той причине, что вопросы о правилах представляют, со своей стороны, переход к вопросам классификации в собственном смысле, составляющим очень значительную группу. Тем не менее, можно и оспаривать необходимость объединения «вопросов о правилах» в особую категорию.
Исходя из нашей точки зрения, эти вопросы являются простыми психологическими вопросами, но относящимися к общественным обычаям:- Дамы всегда начинают устраивать игры, устраивать приемы - не правда ли? и т. д., но непосредственно следует переход к школьным правилам:- Кто запретил (ставить «к» в слове quatre)? Это господа из Парижа?
Потом идет серия вопросов о правилах, как таковых: - Как пишется (имя)?- Ставится ли accent aigu?- Правильно ли это?- и т. д. Эти вопросы не представляют собой ничего нового, и мы просто показали их для сопоставления с соответствующими «почему».

§ 11. Вопросы о классификации и счете

Каким образом от интереса к правилу,- к -«так делают» или «должны»,- переходят к логическому интересу, к отыскиванию причины, заставляющей принять или отвергнуть то или иное суждение? Мы видели, что первые логические «почему», появившиеся у Дэля, связываются с определением и благодаря этому кажутся происходящими от тех «почему» правил, которые относятся к речи. Следующие вопросы подтвердят именно это происхождение.
Действительно, промежуточной категорией между вопросами о правилах и вопросами о классификации, которые, вероятно, являются как бы их общим стволом, являются вопросы, касающиеся названий. Это-то простое объяснение значения незнакомого слова, то этимологический анализ.
Конец года - что это значит?- Нос к носу - что это значит?- Что это такое - слуховое окно?- Что это такое - Рудольф?- Как называют реки, текущие между горами?- «Кол»... (читает)- это колет?- Что это значит - «втор» (начало слова «вторник»)? Постепенный переход от этих вопросов о названиях к вопросам классификации виден ясно.
Вопросами классификации являются те, которые относительно новых предметов уже не спрашивают: «как это называется?», но «что это такое?» В этом видны попытки дать определение предмету, название которого уже известно:
- Что это такое - лужа?- Что это такое - майский жук?
- Что это такое - чашка? скатерть? убежище?- и т. д. (название, как таковое, уже известно).
Следить за генеалогией этих вопросов легко. По замечанию Сюлли и Компейро, дети думают, что все предметы обладают изначальным и неизменным наименованием, которое составляет и некотором роде их сущность. Когда маленькие дети спрашивают о неизвестном предмете: «что это такое?», то они хотят узнать его название, и это слово - наименование - служит им не только символом, но и определением и даже объяснением.
Итак, первым по времени среди вопросов о правилах и классификации является вопрос о названии. Но так как этот вопрос является одновременно нормативным и классифицирующим, то понятно, каким образом от него происходят такие различные вопросы, как вопросы о правилах, классификации и наконец «логического основания». Таким образом ясно видны все этапы перехода от номинального реализма к реализму интеллектуальному и от этого последнего к логическому обоснованию.
К классификации следует также отнести вопросы оценки (суждения о ценности):- Это красиво?- Это неверно?- Нехорошо?- и т. д.
Наоборот, надо поставить в стороне вопросы счета, которые у Дэля встречаются в минимальном количестве, вследствие ли возраста или вследствие индивидуальных особенностей данного ребенка:- Мой папа мне сказал, что 1000- это 10 раз по 100?- Да.- А чтобы было 10000?- 10 раз 1000.- А чтобы было 100000?




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +