Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Предисловие к французскому изданию


Ж. Пиаже. "Речь и мышление ребенка"
Государственное учебно-педагогическое издательство,
Москва - Ленинград, 1932 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Замечательный труд, первый том которого перед нами, заслуживает сугубого внимания, ибо он является новым как по своим выводам, так и по методам, при помощи которых эти выводы получены.
Как думает ребенок? Как он говорит?
Уже около столетия ученые работают над разрешением этих вопросов, являющихся важнейшими из поставленных психологией ребенка еще на заре ее существования. И если и философ, и биолог заинтересовались душой ребенка, то именно потому, что они были поражены его логикой и его речью. Нужно ли здесь напоминать о наблюдениях в этой области Тэна, Дарвина, Эггера, об их первом вкладе в науку педологии?
Я не стану также приводить здесь содержание работ, появившихся с того времени (работ Прейера и Сюлли, Ломброзо и Амант, Бинэ, Штерна, Крамосселя и многих других), для того чтобы показать, что прибавляет к ним труд Пиаже. Но чтобы оттенить то новое, о чем говорит книга Пиаже, все же необходимо в общем хотя бы очень приблизительно припомнить характерные черты этих работ.
До последнего времени все исследования, посвященные речи и мышлению ребенка, были преимущественно аналитическими: в них описывались особые формы, которые принимает рассуждение или абстракция, усвоение и формирование слов и фраз у ребенка; все это фиксировалось с мельчайшими подробностями и это было конечно правильно; необходимо было познакомиться со всеми ошибками, путаницей, со всеми заблуждениями, происходящими в еще неоформленной мысли, со всеми искажениями речи, которая пытается эту мысль передать.
Но все эти труды еще не давали психологу того, что он хотел знать, а именно: почему ребенок думает и почему он выражает свои мысли таким-то образом, почему, это «ненасытное в своей любознательности существо» так легко удовлетворяется любыми ответами, которые ему дают или которые он дает себе сам и которые свидетельствуют о том «безразличии» (n'imrortalisme), которое Бинэ считает одной из главных черт понимания слабоумных; почему ребенок верит вещам, которые так очевидно противоречат действительности; откуда происходит его характерный вербализм и как и какими способами бессвязность детской мысли постепенно сменяется логикой мысли взрослого?
Одним словом, современные исследования ясно показали нам элементы загадки, которую надо разрешить, но ключа к ней не дали. Мысль ребенка еще и теперы производит на психологов впечатление хаоса. «Мысль ребенка подобна сети спутанных тонких нитей, которые рискуешь порвать при первой попытке привести их в порядок», недавно и очень правильно заметил Крамоссель. Стараясь объяснить поразительные факты детского мышления, ученые ссылались на «слабость», «бессилие» мозга ребенка. Но много ли это объясняет? Указывали также на недостаточность приобретенного опыта, на неприспособленность органов восприятия, на слишком скудный запас ассоциаций, на ошибки при подражании... но, несмотря на свою правильность, эти утверждения оказывались бесплодными.
Общей ошибкой на мой взгляд было то, что мысль ребенка рассматривали, прилагая к ней мерку ума взрослого человека и рассматривали ее больше с точки зрения логики, чем с точки зрения психологии.
Такой подход быть может и хорош, но только для составления первой, так сказать, инвентарной описи фактов и явлений в зтой области, но он уже дал все, что мог дать, и теперь приводит к тупику. Он позволил обнаружить спутанный клубок, но он нас не учит тому, как его распутать.
Исследования Пиаже представляют ум ребенка в совершенно новом виде.
Пиаже, к счастью, очень молод; он приобщился к психологии в эпоху, когда поверхностный ассоционизм, который в большей или меньшей степени отравил его предшественников 30 или 40 лет назад, уже кончил агонизировать и когда наша наука вступила уже на путь, богатый надеждами.
С Джемсом, Флуруа и Дьюи появилась динамическая и прагматическая тенденции; с Фрейдом — психоанализ; с Дюркгеймом (здесь не имеет значения, насколько доказаны выставляемые им положения)— признание роли социальной жизни в формировании индивидуума; с Холлом, Гроссом, Бинэ — генетическая психология, опирающаяся на биологическое представление о ребенке.
Заслуга Пиаже состоит в том, что он сумел ассимилировать эти новые теории,— я хочу сказать, что он сумел извлечь из каждой из них питательный сок,— он заставил их все служить выяснению природы детского понимания. Свет этого маяка рассеет много неясностей, которые смущают педологов.
Знаете ли вы задачу, состоящую в том, чтобы построить четыре равных треугольника из шести спичек? Сначала она кажется неразрешимой и действительно является таковой до тех пор, пока ее пытаются разрешить в пределах двух измерений. Hо как только ее решение переносят в трехмерное пространство - трудность исчезает. Я надеюсь, что не изменяю концепции Пиаже, иллюстрируя этим примером, конечно очень простым и грубым, то, что он внес в психологию ребенка.
До настоящего времени мы стояли в растерянности перед мыслью ребенка, как перед игрою в puzzle, в которой недостает одних существенных частей; в то время как другие части взяты из другой игры и не могут найти здесь своего места. Пиаже выводит нас из затруднения, показывая нам, что детская мысль состоит не из одной игры в puzzle, а по меньшей мере из двух разных. Зная это, не будут больше стараться расположить в одной плоскости кусочки, которые требуют для своего размещения трехмерного пространства.
Действительно автор показывает нам, что ум ребенка, так сказать, ткет одновременно на двух различных станках, расположенных как бы один за другим. Работа, производимая в нижней плоскости в первые годы жизни, гораздо важнее. Это — дело самого ребенка, который беспорядочно привлекает к себе и кристаллизирует вокруг своих потребностей все, что способно их удовлетворить. Это — плоскость субъективности, желаний, игры, капризов «Lustprinzip», как сказал бы Фрейд. Верхняя плоскость, наоборот, воздвигается понемногу специальной средой, давление которой все более и более чувствуется ребенком. Это — плоскость объективности, речи, логических концепций, одним словом — реальность. Этот верхний план сначала очень хрупок. Как только его перегружают, он сгибается, трескается, обрушивается; элементы, из которых он состоит, падают на нижнюю поверхность, смешиваясь с элементами, принадлежащими к этой последней; некоторые кусочки остаются на полпути «между небом и землею». Понятно, что наблюдатель, который не видел этих двух поверхностей и который думал, что игра велась на одной плоскости, получал впечатление крайней запутанности, ибо каждая из этих поверхностей имеет свою собственную логику и каждая вопиет, когда ее соединяют с логикой другой плоскости.
Пиаже с доказательством в руках убедил нас, что мысль ребенка является как бы посредником между аутистической и логической мыслью взрослого (1); Пиаже открыл нам общую перспективу мышления ребенка, которая в высшей степени облегчает истолкование его поступков. Можно было бы определить еще и иначе (но все же очень схематично и кратко) новую концепцию, к которой нас приводит Пиаже,— концепцию, идущую вразрез с ходячим мнением, признаваемым молчаливо или открыто. В то время как из проблемы детского мышления сделали проблему количественного порядка, Пиаже поставил ее как проблему качественную; в то время как в прогpecce детского ума раньше видели результат известного числа сложений и вычитаний (обогащение новыми данными опыта и исключение некоторых ошибок, что наука и ставила своей задачею объяснить), нам теперь показывают, что этот прогресс зависит прежде всего от того, что ум ребенка понемногу меняет самый свой характер.
Если ум ребенка так часто неясен для ума взрослого, то это происходит не столько потому, что у него недостаток одних частей и избыток других, не столько потому, что у него множество каких-то провалов и возвышений, а потому, что он относится к другой плоскости мысли — мысли аутистической или символической, которую взрослый давно уже перерос или оттеснил...
Метод, который привел Пиаже к таким плодотворным результатам, также очень оригинален. Автор назвал его «клиническим методом». Это по существу — метод наблюдения, который состоит в том, что ребенка заставляют высказываться и тщательно записывают, каким именно образом развертывается его мысль.
Новое здесь в том, что при этом не ограничиваются просто регистрацией ответа, который дает ребенок на поставленный ему вопрос, но дают ему возможность высказать все, что он хотел бы.
Следуя за ребенком в каждом его ответе, все время руководя им, поощряя его высказываться все более и более свободно, наблюдатель в конце концов получает в каждой сфере понимания ребенка клиническую картину; этот способ исследования аналогичен тому, который психиатры применяют как средство диагностики (2).
---------------------------------------------
1. См. у Plaget, La pensie symbolique et la pensee de l'enfant, Archives de psychologie, XVIII, 1923 г.
2. Arch. de Psychol. XVIII, p. 276.
---------------------------------------------
Этот клинический метод, являющийся также и искусством,— искусством спрашивать,— не ограничивается, как сказано, простым констатированием: он стремится к тому, чтобы вскрыть то, что лежит за поверхностью явлений.
Это как бы умственное выслушивание и выстукивание. Это тщательный анализ малейших утверждений детей, я хотел бы сказать — мельчайших движений их мозга. Исследование не прекращается и в том случае, когда ребенок дает противоречивые или непонятные ответы; наоборот, метод все настойчивее устремляется за убегающей мыслью, обнаруживает ее, преследует, травит до тех пор, пока не окажется в состоянии ее схватить, вскрыть и воочию показать загадку ее построения.
Но для того чтобы получить эти плоды, надо чтобы этот метод наблюдения был дополнен разумной проработкой документов, собранных при его помощи. И здесь во многом помогли особенности Пиаже как натуралиста. Читатель заметит, с каким старанием он расположил свои материалы: классифицировал типы разговоров, типы вопросов, типы объяснений... Такое распределение материала выдвинуло на первый план и выставило чрезвычайно выпукло много такого, что раньше не было замечено. И все это потому, что Пиаже природный биолог. Прежде чем заняться психологией, он создал себе имя в специальной области — зоологии моллюсков. В 1912 г.— ему было тогда лишь 15 лет — он начал публиковать свой труды, посвященные моллюскам Невшательской юры, позднее — фауне моллюсков Валэ и моллюсков Лемана. Темой его докторской диссертации в 1918 г. было «Распределение разновидностей моллюсков в Валесских Альпах».
Тем не менее не следует думать, что эта охота за психологическими фактами, сменившая охоту за моллюсками, и труд, который Пиаже вкладывает в дело их классификации, обнаруживает у него какую-нибудь манию коллекционера. Он вовсе не наблюдает ради простого удовольствия наблюдать. Еще собирая ракушки на бесплодных склонах Валэ, он имел целью лишь открыть, не существует ли связи между формой животных и высотой над уровнем моря, которой они достигают, между изменением и приспособлением. Тем более Пиаже озабочен этим, когда он занимается психологией: собирать, отмечать, каталогизировать,— все эти приемы имеют для него лишь значение, что они помогают ему ясно разбираться в собранных материалах, облегчая их сравнение и разделение.
У него совершенно особая способность заставлять эти материалы говорить,— вернее способность слушать, что они говорят; ибо в этом первом труде нашего автора просто поражает, насколько общие положения, высказываемые им, совершенно естественно вытекают из фактов, а не наоборот, факты кое-как втискиваются в заранее придуманные гипотезы.
Именно в этом смысле можно сказать, что исследования, которые вошли в настоящую книгу, являются трудом натуралиста; это тем более замечательно, что Пиаже один из наиболее осведомленных в философских вопросах ученых; ему известен всякий, самый темный уголок, всякая ловушка старой логики, «логики учебников» — он целиком за новую логику, он в курсе самых тонких проблем теории познания. Но превосходное знание этих различных, областей не только не наталкивает его на рискованные рассуждения, а, наоборот, позволяет ему четко обозначить границу, отделяющую психологию от философии, и оставаться строго по сю сторону рокового рубежа. Труд его чисто научный.
Если Пиаже так глубоко вводит нас в понимание структуры детского ума, то можно спросить себя: не потому ли это происходит, что он начал с постановки вопросов функционального порядка? Да будет разрешено автору этих строк подчеркнуть дорогую ему идею: да, именно потому, именно потому, что вопрос функциональный оплодотворяет вопрос структуральный; эта мысль лучше всякой другой выражает основные положения проблемы, требующей разрешения; лишь она одна позволяет вполне осмыслить все детали механизма, так как лишь она располагает их в плане машины, как единого целого. Не потому ли, что Пиаже прежде всего задал себе вопрос: «Почему ребенок говорит?» «Каковы функции речи?» — он и пришел к столь плодотворным наблюдениям и результатам.
Но если бы мы захотели здесь отметить все то, что есть нового и поучительного в этой работе, мы никогда бы с этим не покончили. Да и для чего? Нижеследующие страницы лучше всего откроют читателю все это. Мне хотелось бы только в заключение выразить нашему коллеге благодарность от имени Института Ж.-Ж. Руссо.
Когда в 1912 г. мы открыли этот институт, мы рассчитывали, что его основные задачи — научное изучение ребенка и подготовка воспитателей — не будут изолированы друг от друга, а, наоборот, что многочисленные связи будут соединять их между собою, и что таким образом обе эти области работы будут подкреплять друг друга. Однако заботы, связанные с организацией, и непредвиденные обстоятельства, которые возникают у учреждения, делающего первые свои шаги и притом растущего быстрее, чем на это рассчитывали, а также требования, предъявляемые обучением (не считая уже пертурбаций, связанных с войной),— все это помешало нам развернуть научные исследования так, как это было нам желательно. Правда, Институт Руссо дал ряд замечательных работ, как например: «Институт борьбы»,— труд директора института Бове; тщательные исследования речи ребенка, принадлежащие Декедру; кроме того наши учащиеся часто сотрудничали в проведении анкет и постоянно принимали участие в наших опытах. Но все-таки лишь со времени вступления Пиаже в наше учреждение мы увидели, как осуществилась и гораздо теснее, чем мы смели предполагать, связь самого строгого научного исследования, с одной стороны, и ознакомление учащихся с психологией ребенка — с другой.
Мы в течение двух лет являемся свидетелями того совершенного искусства, с каким наш молодой коллега сумел использовать, направить, навести молодые силы наших учеников, для того чтобы убить ту дичь, которую эта книга нам: подает так мастерски приготовленной, мы можем и должны высказать ему здесь наше искреннее восхищение.

Эд. Клапаред




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +