Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Лебединая песня. Часть седьмая


И. Г. Песталоцци. Избранные педагогические сочинения
В 2-х томах. Изд-во "Педагогика", М., 1981 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В интеллектуальном отношении мы в элементарно упрощенном обучении языку, числу и форме находим совокупность всех средств природосообразного умственного развития, объединенных с самого их рождения. Элементарное обучение речи, примыкающее к элементарному формированию способности к наблюдению, рука об руку с природой и с присущей ей силой ведет ребенка, приучая его правильно выражать все впечатления, полученные от чувственного восприятия окружающих предметов. Элементарное же обучение числу и форме благодаря психологически упрощенной организации его средств способно научить ребенка сопоставлять, различать и сравнивать между собой предметы, познанные путем чувственного восприятия. Таким образом ребенок сможет логически переработать их и судить о них. Элементарное обучение числу и форме представляет собой в сущности чистое формирование самой способности к мышлению; это обучение применимо во всех сословиях, ко всем людям и одинаково для всех них благотворно. Почти с колыбели оно приучает человека любого сословия и любого положения обдумывать и размышлять. И при этом оно никого не отвлекает от дела: ни человека, шагающего за плугом; ни того, кто занят ремеслом; ни кого-либо еще. Каждого оно наталкивает на то, чтобы он вообще призадумался и поразмыслил, как лучше использовать свое положение. Тысячекратный опыт показывает нам, что рутинными средствами современного образования этого не удается достичь даже на высших ступенях нашей культуры. Напротив, подобное воспитание отнюдь не приучило множество людей, получивших по такому методу даже научное образование, к серьезному, пытливому мышлению, соответствующему их положению, необходимому для их положения и обстоятельств. Опыт показывает, что во всех житейских делах, лежащих вне круга их научного, профессионального или дилетантского образования, такие люди в своей среде и вообще в мире в отношении мышления, пытливости и рассуждения скорей крайне неумелы. Мы не можем также утаить от себя что источник и причину этого обстоятельства следует искать в том, что мыслительные способности этих людей не получили с юных лет психологически природосообразного развития. Самой же природе, предоставленной лишь себе и не опирающейся на солидно обоснованное искусство воспитания, очень трудно восполнить пробел, вызванный этим недостатком.
Между тем идея элементарного образования в интеллектуальном отношении отнюдь не ограничивается влиянием на одно только развитие человеческой способности к мышлению. Она распространяет его на все наши знания и умения — в области науки, профессии, мастерства. Всякое знание, всякое умение в области науки, мастерства, профессии, подобно любой отдельно взятой способности человеческой природы, имеет свою, совершенно определенную особую сущность, отличную от определенной особой сущности любой другой отрасли науки, любой другой отрасли мастерства или любой другой профессии.
Природосообразное формирование и усвоение познаний и умения практически применять наши силы и задатки предполагает, следовательно, полное овладение наукой, мастерством и профессией, которые со всеми их особенностями должен усвоить каждый индивидуум. Человек, имеющий смелость взяться за обучение какой-либо науке, какому-либо мастерству или какой-либо профессии, должеy в себе самом сочетать и то, и другое — как совершенное знание элементарных средств формирования наших сил и задатков, так и совершенное знание той отрасли мастерства и науки, которой он намеревается научить своего воспитанника. Это обстоятельство, если его рассматривать само по себе в такой связи, в настоящее время встречает, как кажется, непреодолимые затруднения. Но и здесь сопоставлением обоих этих требований природа приходит на помощь искусству воспитания и предшествует ему в качестве проводника в его будущей деятельности.
Если рассмотреть реальный ход обучения всем видам мастерства и всем наукам безотносительно к идее элементарного образования, то мы убедимся на деле, что все, чему основательно обучают в научной области или в области мастерства, проистекает из внутреннего признания принципов, взглядов и средств, лежащих в основе идеи элементарного образования. Ясно ли эта идея осознана или только смутно ощущается — совершенно безразлично; лишь бы имелась идея и имелись благотворные силы для ее осуществления; лишь бы идея обнаружилась и проявилась в них. А это часто случается при разных обстоятельствах в разных сословиях, которые никогда даже и не знали такого названия, как «идея элементарного образования», не говоря уже о действительном знании ее пути и средств. Самые глубокие психологи среди знатоков всех наук вообще сходятся на том принципе: изучение любой науки и любого мастерства, как и средства, помогающие заниматься ими, надо всеми возможными способами упростить, в особенности их исходные начала. Этим знатокам, достигшим высших ступеней в своей области при почти полном отсутствии упрощений в исходных началах их науки, с превеликим трудом и вопреки природе пришлось самим добиваться того высокого уровня, на котором они действительно стоят в своей науке. И все же они признают, что с каждой более высокой ступенью научного образования все яснее становится, насколько необходимо упрощение начальных средств обучения, все ясней становится, какие средства искусства способны поднять начальное обучение любой науке до подобного упрощения, подготовить возможность проведения в жизнь этой идеи.
Таким образом, ясно, что осознание того, что требуется, чтобы правильно и удовлетворительно практически применять идею элементарного образования в какой-либо отрасли мастерства или науки, по внутренней своей сути тождественно с осознанием того, что требуется, чтобы правильно и удовлетворительно изучить какую-либо отрасль науки или мастерства. Все, что основательно изучается тем или иным способом, то и познается с помощью средств его изучения, согласующихся с принципами и средствами элементарного образования. Следовательно, и здесь природа прокладывает путь искусству воспитания. И очевидно, что там, где оно поставлено солидно, оно построено на принципах, требуемых идеей элементарного образования, даже если сама она ни буквально, ни по названию не известна. По мере того как ее средства, все далее разрабатываемые, все более многосторонне будут воздействовать на образование и все глубже влиять на человеческую природу, все больше также станет ощущаться потребность применять их к каждой отдельной отрасли науки и мастерства, все легче будет удовлетворить эту потребность. В той же степени должны будут уменьшаться трудности в подыскании людей, которые в состоянии сочетать в себе полное понимание идеи элементарного образования со столь же солидными познаниями в той отрасли науки и в той профессии, которым они собираются обучать по элементарному методу.
С этой точки зрения полные глубокого педагогического смысла слова «жизнь формирует» находят простое и естественное применение. В этом случае они в своих последствиях предъявляют те же требования и приходят к тем же результатам, которые мы раньше установили. И с этой точки зрения мы должны иметь в виду, что идея элементарного образования, требуя величайшего упрощения средств формирования сил и задатков человека, требует одновременно величайшего различия в степени, в которой ее средства могут и должны предоставляться различным сословиям и классам в интеллектуальном отношении и в отношении мастерства, величайшего развития в степени, в которой они должны быть ими усвоены.
Как ни важно вообще благотворное воздействие психологически обоснованных элементарных средств формирования мыслительных способностей и способности к мастерству на создание прочной основы национальной культуры, не менее важно осознать, в каких пределах все высшие ступени средств элементарного образования в применении к способностям наблюдения, речи, мышления и овладения мастерством следует особо предоставлять тем сословиям, у которых насущный хлеб и покой и, смею сказать, у которых вера, любовь и преданность зависят от мирного благотворного трудолюбия семьи.
Об этой существенной основе всякого истинного счастья народа необходимо, применяя начальные важнейшие средства народного образования, предварительно позаботиться также и о том, что касается обучения мастерству. Заботясь о ней, только благодаря этому будет возможно использовать мощно захватывающие всю человеческую природу средства элементарного развития способности к мышлению и способности к мастерству на благо всем сословиям и тем самым использовать их как основу всей мощи государства, всего покоя государства, всего блага государства.
Не надо себя обманывать: этого нельзя достигнуть, идя современным путем с его извращенными средствами, ослабляющими все истинно благотворные силы человеческой природы, доводящими их то до мечтательности, то до паралича, то до одичания. Только мудрая заботливость в определении границ применения элементарных средств, применения расширенного или ограниченного, смотря по потребностям и обстоятельствам различных классов народа, позволит с уверенностью в успехе рассматривать их как общее благотворное средство развития культуры народа. При такой заботливости, в таких ее границах применение этих средств на любом поприще, в любом месте и в любой отрасли науки обычно ведет к благу всех сословий. Бесспорно, что если бы в какой-нибудь стране идея элементарного образования была признана й введена в этом духе, то она оказала бы такое воздействие, особенно на высшие сословия, а также на всех тех людей, которые в связи с их будущей профессией нуждаются в особом научном образовании. Тогда они лично сумели бы достичь определенной степени саморазвития свойственных им сил и задатков. С одной стороны, они стали бы тогда способны основательно и в достаточной для них мере изучить науку, связанную с их будущей профессией, а с другой — это позволило бы каждому из них в отдельности успешно содействовать началу и распространению изучения этих отраслей знания и применению их для общего блага.
Точно так же, если бы средства элементарного образования в этом духе были освоены бюргерским сословием и даже крестьянами, своими руками обрабатывающими землю, то в обоих сословиях они приняли бы то же направление и так же благотворно сказались на каждом из них. Если бы элементарное образование с такой же заботливостью, столь же основательно и в тех же рамках сделалось общим достоянием в какой-либо стране, то у многих тысяч людей, во всех отношениях неспособных занять более высокое внешнее положение, оно охладило бы охоту к более высокой степени умственного образования и формирования мастерства, чем та, которая лучше всего пригодна для прочной основы и роста настоящего блага их семьи и их сословия. Точно таким же великолепным образом элементарное образование будет прокладывать людям, я бы сказал, самим богом отмеченным, путь, позволяющий им в кругу своего сословия и в рамках своих обстоятельств использовать свои выдающиеся способности для собственного удовлетворения и для блага своего ближайшего окружения.
Велико несчастье, что в наше время бесчисленное множество людей увлекается за пределы благотворного удовлетворения подлинных и серьезных потребностей своего сословия, что дурные, но сильные соблазны, можно сказать, за волосы тянут их за эти границы.
Несомненно, это великое несчастье наших дней зависит и вытекает из того, что образовательные и воспитательные средства все больше удаляются от хода природы в развитии сил, от простоты образования и воспитания человека. Настолько же верно, однако, и то, что можно основательно подорвать корни этого великого несчастья и постепенно совсем его уничтожить, приблизившись к развивающим все способности воспитательным принципам и средствам, исследованию, обоснованию и применению которых посвящена идея элементарного образования.
Величайшие результаты элементарного образования должны быть у ребенка подготовлены с самой колыбели во всех направлениях, требуемых воспитанием. Природа всех их, однако, такова, что эти подготовительные средства одинаково применимы и в беднейших хижинах крестьян, и во дворцах вельмож. В любом месте, где их правильно понимают и заботливо используют, они в силу своей сущности одинаково глубоко и во многих отношениях благотворно влияют на все дело воспитания и обучения, на создание прочной основы всех его успехов и на правильное понимание его будущих результатов.
Если рассмотреть элементарные упражнения, которые все, начиная с самых первых, должны быть разработаны, исходя из формирования способности к наблюдению и из величайшего упрощения их средств, то мы увидим, что все они могут быть упрощены, что все их можно и должно соединить с привлекательностью, соответствующей детскому возрасту. Это позволит начать уже с колыбели их применение, способствующее действительно природосообразному образованию. Так как они требуют целого ряда образовательных средств, привлекательность которых для ребенка последовательно и живо развивает, расширяет и укрепляет у него во всех направлениях способность к наблюдению, то элементарные упражнения по своей природе приводят к постоянно расширяющемуся у детей живому и ясному познанию всех окружающих их предметов, чем закладывается первый камень в прочное основание для развития человеческой способности к мышлению. Если мы теперь таким же образом рассмотрим элементарное обучение языку, то найдем, что оно само по себе есть непрерывное продолжение, укрепление, применение и расширение результатов при-родосообразного формирования способности к наблюдению и достигается природосообразным развитием способности к речи. Поэтому обучение языку надо сделать столь же простым и столь же привленательным для детского возраста, как это делается при элементарном формировании способности к наблюдению. Далее мы находил, что, постоянно продвигаясь вперед и вместе с развитием способности к наблюдению, обучение языку способно все дальше вести ребенка ко все большему уточнению его понятий. В единении с элементарным обучением наблюдению оно может заложить краеугольный камень природосообразцого развития мыслительных способностей человека и, следовательно, служить промежуточной ступенью между развитием человеческой способности к наблюдению и развитием мыслительных способностей.
Пойдем дальше и рассмотрим элементарное обучение числу и обучение форме, являющиеся особыми средствами искусства, предназначенными для формирования способности к мышлению. Мы увидим, что эти особые средства вытекают из самой сущности числа и формы. Поэтому все благотворные следствия их применения возможны лишь при условии их согласования с этими основами. Мы видим далее, что уже исходные начала изучения числа и формы, как и природосообразные средства формирования способностей к наблюдению и речи, должны также обладать привлекательностью для человека в детском возрасте. Благодаря этому в сочетании с результатами природосообразно развитых способностей к наблюдению и речи обучение числу и форме в состоянии поднять воспитанников до научного взгляда на эти предметы и вообще до такого уровня логически развитой способности к мышлению, который без образовательных средств, предоставляемых нам природосообразным обучением числу и форме, был бы недосягаем. Если я рассмотрю все средства искусства, ведущие к этой высокой цели формирования наших интеллектуальных сил начиная с их первых, исходных шагов, то увижу, что установленная нормальная форма общего обучения языку всесторонне осветила бы этот вопрос. Подобно всякому действительно элементарному обучению незнакомому языку, эта форма всеми промежуточными ступенями своего последовательно формирующего воздействия затрагивает все отрасли человеческих знаний. С помощью вытекающих из нее и обязательно присущих ей упражнений она приводит к такой ясности понятий о предметах, обозначаемых изучаемыми словами, что конечный пункт достигнутого благодаря ей познания обыкновенных житейских предметов непосредственно смыкается с исходным пунктом, с которого начинается научный взгляд на них.
Это одинаково верно в отношении всех отраслей науки и по своей сути одинаково применимо при всех обстоятельствах и положениях, в которых находится человек. Ни один ребенок на свете не живет вне известного круга познаваемых чувственным восприятием предметов, представление о которых созрело в нем. Поэтому каждый ребенок, у которого формирование способности к речи происходит элементарно, то есть в той мере, в какой развивалась его способность к наблюдению, находится на таком уровне, когда его познания, полученные путем чувственного восприятия, граничат со взглядами, исходя из которых его надо природосообразно довести до способности к восприятию научных взглядов на эти же предметы.
Если взять в виде примера естественную историю, то каждому ребенку, даже если он живет в самых стесненных условиях, знакомы во всяком случае не меньше шести млекопитающих, столько же рыб, птиц, насекомых, амфибий и червей. И если он по элементарному методу с колыбели научился внимательно наблюдать этих немногих животных, верно распознавать их со всеми их существенными частями и меняющимися признаками и с точностью о них высказываться — а при истинно элементарном руководстве изучением языка этого можно и должно достигнуть даже в самых нищих хижинах,— то уже в самом ребенке будет заложено начало прочного и природосообразного усвоения научного взгляда на млекопитающих, орнитологию, ихтиологию и т. д. И если положение, обстоятельства и условия дадут ребенку повод или даже вынудят его изучать эти науки, то он окажется отлично к этому подготовлен своим предыдущим воспитанием.
Далее, так же верно и другое. Если природосообразно руководить искусством наблюдения ребенка начиная с колыбели, а также и непосредственно вытекающим из наблюдения элементарным обучением числу и форме, то ребенок будет в полной мере подготовлен к дальнейшему научному их восприятию. Он будет подготовлен к этому благодаря арифметике, рисованию и измерению, хорошо освоенным им на основе элементарного метода.
Так обстоит дело со всеми отраслями науки. Природные способности человека, природосообразно развитые элементарно поставленным обучением наблюдению, языку, числу и форме, одинаково сказываются во всех отраслях человеческих знаний. Будь то чистая наука, математика, будь то профессиональные знания или умения, какой бы характер ни носили эти знания, элементарные средства образования, развивающие человеческие способности, оказывают на них одинаковое действие. Я с полным убеждением говорю: средства элементарного образования либо пригодны для всего этого, либо ни для чего не пригодны. Их ценность, их великая ценность лежит отчасти в нас самих, отчасти в окружающей нас среде, воспитательного воздействия которой не бывает полностью лишен никто.
Любой ребенок, научившийся с элементарной точностью наблюдать, например, ежедневно доступную взорам человека воду в состоянии покоя и в движении, ее преобразование в росу, дождь, туман, пар, иней, град и т. д.; научившийся наблюдать действие воды и ее влияние во всех указанных состояниях на другие природные тела; научившийся с точностью высказываться об этом,— он уже овладел исходными началами природоведения, как их рассматривает искусство обучения в отношении этих предметов. В свою очередь любой ребенок, научившийся элементарно наблюдать, как соль и сахар на кухне растворяются и как они восстанавливаются из жидкого состояния в твердое, кристаллизуются и т. д.; научившийся наблюдать, как бродит, как отстаивается в подвале вино, как оно превращается в уксус; как преобразуется алебастр в гипс, а мрамор в известь и кремний в стекло и т. д.; научившийся с точностью об этом высказываться,— он уже владеет исходными началами полученного наблюдением познания наук, более подробного изучения которых требуют эти предметы. В такой же мере ребенок, научившийся с элементарной точностью наблюдать несколько крестьянских домов со всеми их отдельными частями и находить для них точные выражения, овладел исходными началами главнейших частей строительного искусства. И если ребенок обладает отличными задатками для этого, то благодаря одному только полученному через наблюдение знанию крестьянского дома, подкрепленному одним лишь элементарным изучением числа и формы, его можно просто и природосообразно подготовить к самостоятельному развитию в себе всех начальных основ познания строительного искусства и его разнообразных отраслей, а в зависимости от обстоятельств и условий проявить также эти познания в реальных творениях строительного искусства.
Нельзя, конечно, даже представить себе, в какой мере может помочь познанию научных предметов хорошо поставленное с младенческих лет развитие способности к наблюдению, если это познание основано на психологически упорядоченных упражнениях ребенка в наблюдении и он природосообразно и основательно подготовлен к логическому мышлению. Там, где хорошо развиты способности, умение дается легко, а где умение легко дается, там оно само далеко ведет. Ребенок, хорошо подготовленный в отношении наблюдения числа и формы, уже наполовину прошел путь к развитию логического мышления путем упражнений в счете и измерении еще до того, как с ним можно начать эти построенные на природосообразной основе упражнения, рассчитанные на развитие логического мышления. Упомянутые упражнения, если их проводить природосообразно, заранее предполагают уже в значительной мере зрелую способность к наблюдению, развитую хорошим ее упражнением. Такое дальнейшее развитие умственных способностей человека с помощью средств элементарного образования не имеет, однако, ничего общего ни с претенциозными успехами нашего современного, беспорядочного и поверхностного многознайства, ни со всеми бредовыми мнимообразовательными средствами распространенной и вредной литературы для народа, ни с рутинными упражнениями, вводящими людей в заблуждение. Прочно увязанные с великим принципом «жизнь формирует», исходя всегда в своем развитии из при-родосообразного хода семейной жизни, средства элементарного образования по самому существу своему ни в коем случае не ведут на порочные пути современных заблуждений, на которые поверхностные средства современной народной культуры завлекают миллионы людей нашего поколения на их же погибель. Средства истинного элементарного образования во всех случаях их применения — всегда дух и жизнь, как они всегда дух и жизнь в своем первоначальном возникновении и развитии. Это настолько верно, что даже при самом ошибочном ходе рутинного усвоения наук, не основанных на реальном чувственном восприятии и таких по своей природе, что маленькие дети совершенно не в состоянии понять их формирующую ум сущность, все же по справедливости можно сказать, что принципы элементарного образования способны привлечь внимание человеческого bon sens к методу, которым природосообразно можно изучать и такие науки, и указать ему на средства, ведущие к этому.
Чтобы доказать справедливость этого взгляда, я под таким углом зрения рассмотрю географию и историю. Я, естественно, очень далек от того, чтобы считать любой из этих предметов в том его объеме, который поистине способствует образованию и действительно имеет научное значение, подходящим занятием для народа или для обучения детей. Но если уж хотят заставить ребенка изучать один из этих предметов — все равно, правильно это или неправильно,— то принципы элементарного образования в обучении географии простым природосообразным путем приведут к наиболее легким средствам усвоения названий гор, рек, городов и местностей разных стран. Точно так же они облегчат усвоение с помощью органов чувств местоположения городов, рек и т. д., изображенных на искусственных наглядных пособиях соответственно тому, как они действительно рас-пол ожены относительно друг друга, в порядке последовательности.
Такие двусторонние упражнения как нельзя более подходят для детского возраста. Память и способность к наблюдению у ребенка в полном расцвете юных сил открыты и чрезвычайно восприимчивы ко всему, что воздействует на внешние чувства. Поэтому ребенка, который должен изучать географию, я научил бы не только естественному применению наглядных пособий, помогающих элементарному усвоению географических положений и условий, видных ребенку повсюду в окружающей его местности. Я научил бы его также, едва он начнет говорить и учиться читать, при помощи мнемонических средств твердо запомнить названия городов и местностей какой-либо определенной области, например бассейна реки, в той последовательности, в какой они располагаются и соседствуют как в действительности, так и на географической карте. Я научил бы ребенка также бегло произносить эти названия в порядке их реальной последовательности и соседства. В первоначальном курсе этих мнемонических упражнений я разделил бы речные бассейны— сначала более крупные, а затем и менее крупные — на области верхнего, среднего и нижнего течения. Дальше я по всему течению реки от верховьев до устья наметил бы на известном расстоянии друг от друга города, имеющие то или иное значение, в качестве центров для менее значительных местностей, расположенных на определенном расстоянии вокруг таких центров. Усваивая во втором курсе упражнений название какой-либо новой местности, дети должны заучивать только одно: она расположена на таком-то и таком-то расстоянии от такого-то города; новое название должно навсегда остаться в памяти ребенка мнемонически связанным с названием и положением этого центра. А так как по первому курсу детям уже определенно, обстоятельно знакомо и неизгладимо запомнилось положение первого города и все, что его окружает, то дети через такую связь так же определенно узнают и твердо запоминают и новую местность.
Я уверен, что таким путем дети сделали бы невероятно быстрые успехи в наглядном познании географического расположения стран и местностей, а номенклатура данной науки запечатлелась бы в их памяти почти неизгладимо. Между тем я очень хорошо знаю, что эти упражнения никак нельзя считать настоящими предварительными упражнениями к тому, что составляет сущность научной географии.
Но когда учат ребенка говорить, то это ведь действительно очень полезное подготовительное упражнение для позднейшего познавания предметов, название которых ребенок учится произносить. Оно является таким, если названия заблаговременно твердо усвоены ребенком на слух и он с легкостью может их произносить задолго до того, как узнал и вообще в состоянии узнать все значение предметов, обозначаемых этими словами. Точно так же подобное знание названий целого ряда местностей в той последовательности, в которой они соседствуют и следуют друг за другом на географической карте,— хорошее предварительное упражнение для позднейших занятий географией. Более глубокое ее изучение в настоящее время — это hors d'oeuvre для возраста, положения и образования ребенка. Я считаю эти упражнения в номенклатуре не чем иным, как некоторого рода подноской песка и подвозом материалов для строительства здания, под фундамент которого еще не вырыт и котлован. Но разве до сих пор при рутинном ходе обучения маленьких детей географии, которую называют наукой и на этой ступени обучения, делали что-нибудь другое или сделали больше? При том, что я предлагаю, сознательно ведь не делают ничего иного, не желают делать ничего иного и ничего больше. Однако благодаря чисто мнемоническому облегчению заучивания географической номенклатуры и наглядным упражнениям для ознакомления с положением местности на карте очень многое выигрывается для позднейшего усвоения настоящих средств обучения этой науке, имея в виду требования о более многосторонних занятиях географией. Наряду с этим такой способ изучения географии в этом возрасте реально укрепляет и развивает детскую память на имена и местности.
Это в равной мере верно и в отношении попыток обучения детей истории. Чтобы словесным усвоением исторических знаний заранее не загубить в детях младшего возраста понимание хода, существа и внутреннего духа самой исторической науки, чтобы не загубить в детях способности к ее изучению, ни в коем случае не следует пытаться учить детей даже самым первым началам научного взгляда на историю как таковую. Совершенно бессмысленно желать познакомить людей, еще не знакомых с современным миром, живое восприятие которого доступно органам чувств, с духом минувших времен, скрытым от наших чувств и наблюдений столетиями или даже тысячелетиями. Поэтому, обучая детей такого возраста истории, нельзя заходить дальше хорошего мнемонического усвоения ими обширной номенклатуры исторических имен и распространенных сведений о местности, знание которой требуется при изучении истории. Такое изучение скелета истории и географии я рассматриваю как своего рода мнемонически облегченные языковые упражнения — не более.
Между тем то, что я до сих пор говорил о языковых упражнениях, показывает, насколько велико и важно их влияние на все, что требуется для развития наших способностей, на все, что создает прочную основу для наших познаний, для нашего знания и умения. Я затрону этот вопрос еще и с другой точки зрения.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +